Дутугамуну
Дутугамуну Великий Гамини Абхая | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Анурадхапуры Махараджа А Б Деванапия [ 1 ] | |||||
![]() Статуя короля Дутугамуну рядом со Руванвелисая ступой | |||||
Царствование | 161 г. до н.э. – 137 г. до н.э. | ||||
Коронация | 161 г. до н.э. | ||||
Предшественник | Элара | ||||
Преемник | Саддха Тисса | ||||
Рожденный | Тисамахарама, Хамбантхота | ||||
Умер | 137 г. до н.э. Анурадхапура | ||||
Супруг | Королева-консорт Кэти [ 1 ] Королева-консорт Раджита Королевская наложница Катика, правительница дивизии Катиява Королевская наложница Шардха (Кришна) Наагин | ||||
Проблема | Принц Салия Принцесса Абхихита Принц Айесива | ||||
| |||||
Дом | Дом Виджая | ||||
Династия | Дом Виджая | ||||
Отец | Каван Тисса | ||||
Мать | Вихарамахадеви | ||||
Религия | Тхеравада Буддизм |
великий (Дутугамуну : දුටුගැමුණු, lit. 'Duṭugæmuṇu', [ 2 ] ), также известный как Дуттхагамани Абхая , был королем королевства Анурадхапура. [ 3 ] правивший с 161 по 137 год до нашей эры. Он известен тем, что первым объединил весь остров Шри-Ланка, победив и свергнув Элару , тамильского торговца из королевства Чола , который вторгся в королевство Анурадхапура в 205 году до нашей эры. [ 4 ] Дутугамуну также расширил и украсил город Анурадхапура и распространил власть королевства Раджарата на остров Шри-Ланка.
Из-за его значения как одного из самых могущественных символов исторической власти Сингальского государства, история Дутугамуну окутана мифами и легендами. [ 5 ] Однако многие аспекты рассказов о его жизни подтверждены современными надписями, и основные сведения о его жизни обычно считаются точными. [ 6 ]
Этимология
[ редактировать ]Дутугамуну ( сингальский : दुटुगेमुनु , букв. «Duṭugæmuṇu», тамильский : दुतगामिनी , букв. «Tuṭṭakāmiṉi») также известен на Пали как Дуттхагамани Абхая . [ 7 ] Махавамса описывает , как в юности он высмеивал своего отца Кавантиссу , короля Рухуны , за отказ вести войну против могущественного короля Элары, который правил Шри-Ланкой в течение 45 лет и был известен и почитаем сингальцами как Справедливый король или Дхармишта Элара*, Он правил островом Ратнадива из Анурадхапуры. Дуттагамни, приставка Дутта означает внушающий ужас, деревенский или шумный2*, заявил, что «Если бы [его] отец был мужчиной, он бы не говорил так», и послал ему женское украшение. Возникшая в результате ярость короля заставила многих его друзей бежать в регион Малайя, а самого принца прозвали Дуттхагамани , что означает «непослушный». [ 8 ] После его смерти его стали называть Дхарма Гамини («Праведный Гамини»), но потомкам он известен как Дутта Гамини или Дутугемуну.
Родословная и семья
[ редактировать ]«Махавамса» является основным источником о правлении Дутугемуну и посвящает его рассказу около шести глав (из 35). В главе 22 он описан как потомок древней королевской семьи Раджарата через Деванампиятиссы брата Маханагу . На момент его рождения отцом Дутугемуну был Кавантисса, король Рухуны, небольшого королевства на юго-востоке Шри-Ланки за пределами влияния Раджараты на севере; границей между двумя государствами была Махаганга, или «Великая река», возможно, современная Меник-Ганга. Кавантисса изображается в Махамвамсе как «искренне верящий в три драгоценности , [и] он постоянно снабжал братство … необходимыми вещами». [ 9 ]
Матерью Дутугемуну была Вихарамахадеви , дочь Тиссы, короля Кальяни. Легенда гласит, что в наказание за убийство Тиссой буддийского монаха Кальяни подверглась серии наводнений с моря. Чтобы успокоить его, Тисса посадил свою дочь Деви в золотую лодку с надписью «Дочь короля» на борту и отправил ее в море. Чудом принцессу живую и здоровую выбросило на берег в Рухуне и она вышла замуж за Кавантиссу.
Во время беременности Дутугемуну у Вихарамахадеви возник ряд необычных пристрастий, в том числе желание спать на подушке из сот. В частности, ее желание выпить воду, которой мыли меч, который рассек голову воину Элары, когда он стоял на той же голове, вызвало интерес придворных прорицателей, которые предсказали, что «сын королевы, когда он победил дамилов ( тамилов ) и создал объединенное королевство, заставит учение ярко сиять». [ 10 ] Некоторое время спустя Вихарамахадеви родила сына по имени Гамани Абхая, а после этого еще одного ребенка, мальчика по имени Тисса.
Примерно во время рождения Гамани «слон из расы с шестью бивнями привел сюда своего детеныша, оставил его здесь и ушел своей дорогой». [ 11 ] По имени Кандула, он стал ездовым животным Гамани и сопровождал его во многих приключениях принца.
сестра Дутугемуну
«Недавние археологические исследования обнаружили доказательства, доказывающие, что у короля Кавантиссы была дочь, которая приходилась сестрой королю Дуту Гемуну».
Новые доказательства этому появились в [ 12 ] Остров, 27 марта 2017 года.
Битва во дворце и начало правления
[ редактировать ]
К шестнадцати годам Гамани был «энергичным, известным, умным и героем в величии и могуществе». [ 14 ] если немного своенравный. Будучи преисполнен решимости изгнать вторгшегося короля Раджараты, Гамани собрал армию вокруг Роханы и заявил о своем намерении вернуть север своему отцу. Король запретил это, заявив, что «земли на этой стороне реки достаточно»; [ 15 ] В результате обмена между отцом и сыном Гамани получил прозвище «Дутта Гамани», его друзья бежали в Малайю, а сам он был заключен в королевскую тюрьму.
Кавантисса известен как блестящий стратег, который рано осознал, что ему необходимо сделать свое королевство могущественным, прежде чем вести войну против захватчиков. Он собрал армии и сделал свое королевство процветающим за счет «риса и листьев бетеля» - это означало, что у людей было много излишков сельскохозяйственной продукции. В это время в армию приводят легендарных десять «великих великанов» — людей, обладавших огромной силой. Кавантисса неоднократно заставляет Дутугемуну и Тиссу поклясться, что они никогда не будут сражаться друг с другом и всегда будут уважать и прислушиваться к советам священников. Он также заставляет десять гигантов поклясться никогда не выбирать чью-либо сторону в войне между братьями.
После смерти Кавантиссы Дутугемуну оказался вынужден защищать свою корону от своего младшего брата Тиссы, который захватил во владение не только слона Кандулу, но и вдовствующую королеву Вихарамахадеви. [ 16 ] Война между ними началась с поражения Дутугемуну при Куланганияпиттхи, где погибли «многие тысячи людей короля (Дутгемуну)». Дутугемуну был вынужден бежать обратно в Махагаму, где он собрал еще одну армию и вступил в еще одну битву с Тиссой в окрестностях города. Легенда гласит, что Тисса сражался со своим братом, едущим на королевском слоне «Кандула», против Дутугемуну, который ехал на кобыле. Дутугемуну в какой-то момент заставил кобылу перепрыгнуть через слона, заставив слона узнать своего хозяина и попытаться убить Тиссу, которая поспешно спешивается с дерева. Дутугемуну одержал победу, а Тиссу тайно увезли с поля битвы, замаскированную под труп монаха. [ 17 ] [ 18 ] Говорят, что Дутугемуну распознал уловку и крикнул своему брату: «Тебе не стыдно, что тебя несут на спине эти священники?» Однако некоторое время спустя Дутугемуну и Тисса примирились благодаря усилиям Вихарамахадеви и монахов, и Тисса стал одним из выдающихся генералов короля.
Обретение Раджараты
[ редактировать ]Закрепив за собой трон, он затем спланировал свои операции по завоеванию севера, который включал не только Раджарату, но и множество более мелких полунезависимых государств. Армия короля состояла из « колесниц , войск и животных для всадников», солдат и нескольких боевых слонов , а также нескольких монахов (которые давали советы королю) и реликвии, помещенной в его копье для удачи и благословения. [ 19 ] Кроме того, его сопровождали знаменитые Десять воинов-гигантов , которых нанял со всего острова его отец Кавантисса: Нандхимитра, Суранимала, Махасона, Терапуттабхья, Готаимбара, Бхарана, Васабха, Кханджадева, Велусаманна и Пхусадева.
В ходе кампании Дутугемуну подчинил ряд тамильских правителей-узурпаторов на севере (около 32, согласно Махавамсе). Особый интерес представляет четырехмесячная осада Виджитанагара , где , как говорят, обороняющиеся тамильские войска использовали «раскаленное железо и расплавленную смолу». [ 20 ] чтобы запаниковать слонов Дутугемуну. В это время он также женился на Ран Этане, дочери вождя, который продолжал отдавать дань уважения Эларе из Анурадхапуры. [ 21 ] По крайней мере, в двух случаях победа приписывалась «хитрости» короля и храбрости Кандхулы. Кампания достигла апогея у восточных ворот Анурадхапуры, где Дутугемуну верхом на Кандхуле наконец столкнулся с престарелым королем-узурпатором Эларой на его собственном слоне Махапаббате и убил его копьем; эта встреча - одна из самых известных в истории Шри-Ланки.
Победа Дутугемуну в Анурадхапуре поставила его в беспрецедентное положение по управлению почти всем островом (Шри) Ланка. Однако, несмотря на это, его положение было далеко не беспроблемным. Элара, несмотря на то, что он был тамилом, вторгшимся из империи Чола на юге Индии, был известен как справедливый и праведный лидер, и Дутугемуну приложил все усилия, чтобы обеспечить уважение к памяти старого короля, когда он кремировал Элару и построил храм. могилу для его праха и установил правила, по которым путешественники могли выйти и засвидетельствовать свое почтение его могиле. Более того, «оглядываясь назад на свою славную победу, какой бы великой она ни была, [он] не знал радости, помня, что тем самым было уничтожено тысячи как врагов, так и его солдат» [ 22 ] но потери, упомянутые в «Махавамсе», сильно преувеличены. [ 23 ] Об этом свидетельствует огромное количество приписываемых ему в летописях религиозных оснований (от 68 до 99), среди которых великолепные ступы, монастыри и святыни.
Царствование и строительные работы
[ редактировать ]Помимо многочисленных строительных проектов, правление Дутугемуну памятно его отчуждением от своего сына Салии или Салираджакумары. Принц влюбился в девушку по имени Агокамаладеви или Асокамала; К несчастью для всех, она принадлежала к касте Мусорщиков, одной из низших каст в сингальском обществе. Салия отказалась выдать ее и отвергла трон. Хотя Махавамса не упоминает о примирении, [ 24 ] В народных историях молодая пара в конце концов вернула себе благосклонность короля. [ 25 ]
Во время правления короля также наблюдались обширные контакты между Шри-Ланкой и торговцами с запада, включая арабов, персов и, возможно, римлян. [ 26 ]
После укрепления своих позиций Дутугемуну начал серию огромных строительных проектов, многие из которых сохранились в Анурадхапуре и сегодня. Как и почти все в жизни Дутугемуну, каждый фонд имеет свою собственную легенду, многие из которых раскрывают заботы и склонности древнего сингальского общества.
Первая основа, упомянутая в Махавамсе, — это Марикаватти вихара , современная Мирисаветия . Легенда гласит, что, отправляясь на берег резервуара Тиссы с «женщинами гарема» на водный праздник, Дутугемуну вонзил свое копье (которое содержало священную реликвию) в мягкую землю. Собираясь вернуться во дворец, он обнаружил, что ни он, ни кто-либо из его свиты не может его вытащить. Восприняв это как знак, он приказал построить над копьем ступу. [ 27 ]
Дутугемуну также приказал построить Лохапасаду , или Медный дворец, девятиэтажный дом капитула для монахов, получивший свое название из-за яркой крыши с медной черепицей. Опять же, легенда гласит, что проект дворца был основан на здании, увиденном на одном из небес группой монахов, которые нарисовали рисунок «красным мышьяком на льне» и отправили его королю. [ 28 ]
Возможно, его самым известным творением была Руванвелисея , также известная как Великая Ступа или Сварнамали Четия, в которой размещалась чаша для подаяния Будды . Строительство было начато в день полнолуния месяца Весак (традиционно дата рождения, просветления и ухода Будды) с закладки фундамента из щебня. Чтобы забить камни на место, использовались слоны с обтянутыми кожей ногами. [ 29 ] Говорят, что Дутугемуну лично руководил работой, присутствуя при строительстве камеры для реликвий и захоронении самой чаши. Посвящение ступы описано в гл. 29 Махавамсы, где перечислено посещение делегаций из различных частей Индии, а также делегации из 30 000 монахов из Александрии Кавказской во главе с индо-греческим монахом Махадхармаракшитой .
Другие известные работы включают строительство ступы в Мундешивари, современный Бихар, Индия. [ 30 ]
Духовные отношения с богом «Катарагама».
[ редактировать ]![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( декабрь 2021 г. ) |
Истории, связанные с некоторыми постройками царя, отражают духовные отношения с дэвийо Катарагамы . Двумя такими местами являются Хенакадува Пурана Раджа Маха Вихарая в Тангалле и Рухуну Катарагама Маха Девалайя .
В период подготовки к войне с Эларой божество Катарагамы предстало перед королем Дутугемуну и дало ему меч для использования в войне на месте современного храма Хенакадува (хена и Кадуна , что означает гром и меч). соответственно на сингальском языке).
После победы над Эларой в единоборстве в битве при Виджитхапуре и последующего восстановления власти в стране божество Катарагамы снова появилось перед Дутугемуну, пока тот находился в медитации в Кири Вехера , Катарагама. Победивший король спросил божество, что ему следует сделать в обмен на помощь божества в победе в битве. Бог ответил, выпустив стрелу в направлении Ведихити Канды из Кири Вехеры , и поручил Дутугемуну построить храм в том месте, где приземлится стрела.
Смерть и преемственность
[ редактировать ]Король Дутугемуну не дожил до завершения строительства своей возлюбленной Руванвелисеи и умер до того, как были закончены штукатурные работы. Махавамса посвящает целую главу его смерти. [ 31 ] который содержит трогательную сцену, где умирающего короля везут в паланкине к незавершенной ступе. Там он также встречает своего старого коллегу Терапуттбхью, ныне монаха. После некоторого обсуждения смертности людей престарелый монарх умирает и тут же возрождается в небесном царстве Тусита. [ 32 ]
Распространенная народная сказка о смерти короля Дутугемуну гласит, что, когда он умирал, ему сказали, что Руванвелисея была завершена, чтобы он был счастлив. Однако благонамеренный план пошел наперекосяк, когда Дутугемуну попросил показать ему готовое здание. Его брат Тисса задрапировал все здание белой тканью, чтобы создать иллюзию побелки, и из-за своего слабого зрения Дутугемуну не заметил разницы, умирая в убеждении, что здание закончено.
После его смерти Дутугемуну наследовал его брат Саддхатисса, а не его лишенный наследства сын Салия.
В популярной культуре
[ редактировать ]- В фильме 2015 года «Махараджа Гемуну» рассказывается о жизни Дутугамуну до его битвы с королем Эларой. Уддика Премаратна играет в фильме роль Дутугамуну. Режиссер фильма Джаянта Чандрасири.
- Теледрама «Гемуну Махараджа» транслировалась по каналу Hiru TV . Персонажа сыграла Малинда Перера. [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- А. ^ Сингальский : Махараджа , букв. «Великий король», Сингальское произношение: [махарадʒə]
- Б. ^ Не следует путать с индуистским и сикхским княжеским титулом Махараджа .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Надпись Косаваканды (№ 193)» . www.inscriptions.lk.
- ^ «Сингальское письмо» . ru.wikipedia.org.
- ^ Дуттхагамани Британская энциклопедия
- ^ RALH Гунавардана, «Прелюдия к государству: ранняя фаза эволюции политических институтов в древней Шри-Ланке», 1998. стр. 83-122.
- ^ де Сильва, ЧР (1997). Шри-Ланка – История. 2-е издание Нью-Дели. п. 29ф. ISBN 81-259-0461-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Паранавитана, Сенарат; Николас, Сирил Уэйс (1961). Краткая история Цейлона . Коломбо: Издательство Цейлонского университета. п. 59. ОСЛК 465385 .
- ^ Обейсекере, Гананатх (27 ноября 1990 г.). Работа культуры: символическая трансформация в психоанализе и антропологии . Издательство Чикагского университета. п. 167. ИСБН 9780226615981 .
- ^ Обейсекере, Гананатх (27 ноября 1990 г.). Работа культуры: символическая трансформация в психоанализе и антропологии . Издательство Чикагского университета. п. 185. ИСБН 9780226615981 .
- ^ «Глава XXII» .
- ^ «Глава XXII» .
- ^ «Глава XXII» .
- ^ «Остров» . Архивировано из оригинала 29 марта 2017 г. Проверено 28 марта 2017 г.
- ^ Сеневиратна, Анурадха (1983). Храм Золотой Скалы Дамбуллы: Пещеры бесконечных Будд . Центральный культурный фонд. п. 9.
- ^ «Глава XXII» .
- ^ «Глава XXIV» .
- ^ «Виртуальная библиотека WWW: Дематамал Вихарая» .
- ^ «Глава XXIV» .
- ^ «Виртуальная библиотека WWW: Дематамал Вихарая» .
- ^ «Глава XXV» .
- ^ «Глава XXV» .
- ^ «Виртуальная библиотека WWW: король Дутугемуну» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 г. Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ «Глава XXV» .
- ^ ГЕЙГЕР, УИЛЬХ. «Надежность Махавамсы» . Индийский исторический ежеквартальный журнал : 212–213.
- ^ «Глава XXXIII» .
- ^ «Виртуальная библиотека WWW: король Дутугемуну» . Архивировано из оригинала 9 июля 2011 г. Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ "LANKALIBRARY FORUM • Просмотр темы - Торговля и коммерция в древней и средневековой Шри-Ланке" . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ "...:::Mirisawetiya.org:::... Страница истории" . Архивировано из оригинала 12 сентября 2007 г. Проверено 20 июня 2006 г.
- ^ «Глава XXVII» .
- ^ «Глава XXIX» .
- ^ «BSBRT отремонтирует храм Мундешвари - Times of India» . статьи.timesofindia.indiatimes.com . Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Проверено 13 января 2022 г.
- ^ «Глава XXXII» .
- ^ http://www.aathaapi.org/Charts/Chart%2001.HQ%20Sakwala%20-Ver%205.jpg [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Официальный веб-сайт Hiru TV | Hirutv Online | Прямой эфир Шри-Ланки | Онлайн-телеканал Шри-Ланки Hiru TV - самый просматриваемый телеканал Шри-Ланки» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2016 г.