Период Воюющих царств
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2022 г. ) |
Период Воюющих царств | |
---|---|
в. 475-221 гг. до н. э. | |
Период Воюющих царств | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Период Воюющих царств | ||
Упрощенный китайский | Период Воюющих царств | ||
Ханью Пиньинь | Чжанго Шидай | ||
|
Часть серии о |
История Китая |
---|
Период Воюющих царств в истории Китая ( ок. 475–221 до н. э.) включает последние столетия династии Чжоу ( ок. 1046–256 до н. э.), которые характеризовались войной, бюрократическими и военными реформами, а также политической консолидацией. Он последовал за периодом Весны и Осени и завершился завоевательными войнами , в ходе которых государство Цинь аннексировало каждое из других государств-претендентов к 221 году до нашей эры и основало династию Цинь , первое имперское династическое государство в истории Восточной Азии.
Хотя ученые определили несколько разных дат как начало периода Воюющих царств, Сыма Цяня чаще всего упоминается выбор 475 г. до н.э. Эта эпоха во многом соответствует второй половине периода Восточной Чжоу , когда король Чжоу формально правил как китайский суверен , но потерял политическую власть и на практике действовал как номинальное лицо. Эта динамика послужила фоном для махинаций одноименных Воюющих Государств. Название «период Воюющих царств» происходит от « Записей враждующих царств» , исторического труда, составленного во времена ранней династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
География
[ редактировать ]В политической географии той эпохи доминировали Семь Воюющих Государств , а именно:
- Цинь расположен на крайнем западе, с его ядром в долине реки Вэй и Гуаньчжуне . Такое географическое положение обеспечивало защиту от других государств, но ограничивало его первоначальное влияние.
- Три Цзинь, расположенные в центре плато Шаньси, были тремя государствами-преемниками Цзинь . Это были:
- Хань на юг, вдоль Желтой реки , контролируя подступы к Цинь.
- Вэй расположен примерно в центре современной восточной провинции Хэнань .
- Чжао - самый северный из трех, примерно нынешняя южная провинция Хэбэй , а также северная провинция Шаньси .
- Ци восток, с центром на полуострове Шаньдун.
- Чу на юге, с его основной территорией вокруг долин реки Хань , а позже и реки Янцзы .
- Янь на северо-востоке, с центром в современном Пекине . В конце этого периода он двинулся на северо-восток и начал оккупировать Ляодунский полуостров.
Помимо этих семи крупных государств, в этот период выжили и другие более мелкие государства. Они включают в себя:
- Королевская территория короля Чжоу находилась недалеко от Лои в районе Хань на Желтой реке.
- Юэ. На юго-восточном побережье недалеко от Шанхая находилось государство Юэ, которое было очень активным в конце весны и осени, но позже было аннексировано Чу.
- Чжуншань между государствами Чжао и Янь был государством Чжуншань, которое в конечном итоге было аннексировано Чжао в 296 году до нашей эры.
- Государства Сычуань : На крайнем юго-западе находились нечжоуские государства Ба (восток) и Шу (запад). Позднее в этот период эти древние королевства были завоеваны Цинь.
- Другие второстепенные государства. Было много мелких государств, которые были сателлитами более крупных, пока не были поглощены. Многие из них находились на Центральных равнинах между тремя Цзинь (запад) и Ци (восток) и Чу на юге. Некоторые из наиболее важных из них были Сун , Лу , Чжэн , Вэй , Тэн , Юэ и Цзоу .
Периодизация
[ редактировать ]Бегство двора Чжоу на восток в 771 г. до н.э. знаменует начало периода Весны и Осени . Ни один отдельный инцидент или отправная точка не положили начало эпохе Воюющих Государств. Политическая ситуация того периода представляла собой кульминацию исторических тенденций завоеваний и аннексий, которые также характеризовали период весны и осени. В результате возникают некоторые разногласия относительно начала эпохи. Предлагаемые отправные точки включают:
- 481 г. до н. э. — предложено историком эпохи Сун Лю Цзуцяном, поскольку этот год знаменует конец Весенних и Осенних летописей .
- 476–475 до н. э. — Сыма Цянь , автор « Записок великого историка» ( ок. 91 — ок. до н. э. ), выбрал эту дату в качестве инаугурационного года короля Чжоу Юаня .
- 453 г. до н.э. – В результате раздела Цзинь образовались Хань, Чжао и Вэй, три из семи воюющих государств.
- 441 г. до н. э. — первый год правления королей Чжоу, начинающийся с короля Чжоу Ай .
- 403 г. до н. э. – год, когда суд Чжоу официально признал Хань, Чжао и Вэй государствами. Сыма Гуан , автор « Цыжи Тунцзянь» (1084 г.), считает эту дату символом подрыва власти Чжоу.
История
[ редактировать ]Предыстория и формирование
[ редактировать ]Династия Восточная Чжоу начала свое падение примерно в V веке до нашей эры. Поскольку их влияние ослабло, им пришлось полагаться на другие армии в других союзных государствах, а не на свои собственные военные силы. Сотни более мелких государств объединились в семь крупных государств, в которые входили: Чу, Хань, Цинь, Вэй, Янь, Ци и Чжао. Однако в конечном итоге в альянсах произошел сдвиг, поскольку правитель каждого государства хотел быть независимым во власти. Это вызвало сотни войн между 535 и 286 годами до нашей эры. Победившее государство будет иметь полное правление и контроль в Китае. [1]
Система феодальных государств, созданная династией Западная Чжоу, претерпела огромные изменения после 771 г. до н.э., когда двор Чжоу перешел в современный Лоян и уменьшился его значимость и мощь. Период весны и осени привел к тому, что несколько штатов получили власть за счет многих других, причем последние больше не могли зависеть от центральной власти в плане легитимности или защиты. В период Воюющих царств многие правители претендовали на Небесный Мандат , чтобы оправдать свое завоевание других государств и распространить свое влияние. [2]
Борьба за гегемонию в конечном итоге привела к созданию государственной системы, в которой доминировали несколько крупных государств, таких как Цзинь , Чу, Цинь, Янь и Ци, в то время как более мелкие государства Центральной равнины, как правило, были их сателлитами и данниками. Существовали и другие крупные государства, такие как У и Юэ на юго-востоке. Последние десятилетия эпохи весны и осени были отмечены возросшей стабильностью в результате мирных переговоров между Цзинь и Чу, которые установили их соответствующие сферы влияния. Эта ситуация закончилась разделом Цзинь, в результате чего государство было разделено между домами Хань, Чжао и Вэй, что позволило создать семь основных враждующих государств.
Раздел Цзинь (453–403 до н.э.)
[ редактировать ]Правители Цзинь постепенно теряли политическую власть с середины VI века до нашей эры в пользу своих номинально подчиненных дворян и военачальников, и эта ситуация возникла из-за традиций Цзинь, которые запрещали вступление в права родственников герцогского дома. Это позволило другим кланам получить феодальные владения и военную власть, а десятилетия междоусобной борьбы привели к созданию четырех основных семей: Хань, Чжао, Вэй и Чжи.
В битве при Цзиньяне союзные Хань, Чжао и Вэй уничтожили семью Чжи (453 г. до н.э.), и их земли были распределены между ними. Благодаря этому они стали «фактическими» правителями большей части территории Цзинь, хотя официально эта ситуация была признана только полвека спустя. Дивизия Цзинь создала политический вакуум, который позволил в течение первых 50 лет расширить Чу и Юэ на север, а Ци — на юг. Цинь усилил свой контроль над местными племенами и начал свою экспансию на юго-запад до Сычуани .
Ранние воюющие государства
[ редактировать ]Признанные три Джина (403–364 гг. До н.э.)
[ редактировать ]В 403 г. до н.э. двор короля Чжоу Вэйли официально признал Чжао, Вэя и Ханя непосредственными вассалами, тем самым возведя их в один ранг с другими воюющими государствами.
С 405 по 383 год до нашей эры три Цзинь были объединены под руководством Вэя и расширились во всех направлениях. Самой важной фигурой был маркиз Вэнь Вэй (445–396 до н.э.). В 408–406 гг. до н.э. он завоевал государство Чжуншань на северо-востоке, по другую сторону Чжао. В то же время он двинулся на запад через Желтую реку к реке Луо, захватив район Сихэ (буквально «к западу от [Желтой] реки»).
Растущая мощь Вэя заставила Чжао отказаться от союза. В 383 г. до н.э. оно перенесло свою столицу в Ханьдань и напало на небольшое государство Вэй . Вэй обратился к Вэю, который напал на Чжао с западной стороны. Находясь в опасности, Чжао позвонил Чу. Как обычно, Чу использовал это как предлог для аннексии территории к северу от него, но отвлечение позволило Чжао занять часть Вэй. Этот конфликт ознаменовал конец власти объединенных цзинь и начало периода смены союзов и войн на нескольких фронтах.
В 376 г. до н. э. государства Хань, Вэй и Чжао свергли герцога Цзина Цзинь и разделили между собой последнюю оставшуюся территорию Цзинь, что ознаменовало окончательный конец государства Цзинь.
В 370 г. до н. э. маркиз Ву Вэй умер, не назвав преемника, что привело к войне за престолонаследие. После трех лет гражданской войны Чжао с севера и Хань с юга вторглись в Вэй. На пороге завоевания Вэй лидеры Чжао и Хань разошлись во мнениях по поводу того, что делать с Вэй, и обе армии резко отступили. В результате король Вэй Хуэй (в то время еще маркиз) смог взойти на трон Вэй.
К концу периода Чжао распространился от плато Шаньси через равнину до границ Ци. Вэй добрался на восток до Ци, Лу и Сун . На юге более слабое государство Хань занимало восточно-западную часть долины Желтой реки, окружало королевские владения Чжоу в Лояне и занимало территорию к северу от Лояна, называемую Шандан .
Возрождение Ци при Тиане (379–340 до н.э.)
[ редактировать ]Герцог Ци Кан умер в 379 г. до н. э., не оставив наследника из дома Цзяна, который правил Ци с момента основания государства. Вместо этого трон перешел к будущему королю Вэю из дома Тиана. К концу правления Цзяна Тянь пользовался большим влиянием при дворе и теперь открыто взял на себя власть. [3]
Новый правитель приступил к возвращению территорий, отнятых другими государствами. Он начал успешную кампанию против Чжао, Вэя и Вэя, снова расширив территорию Ци до Великой стены. Сыма Цянь пишет, что другие государства были настолько благоговейны, что никто не осмеливался нападать на Ци более 20 лет. Продемонстрированная военная доблесть также оказала успокаивающее воздействие на население Ци, которое во время правления Вэя испытывало большое внутреннее спокойствие. [4]
К концу правления короля Вэя Ци стал сильнейшим из государств и провозгласил себя «королем»; установление независимости от династии Чжоу (см. ниже).
Войны Вэй
[ редактировать ]Царь Хуэй из Вэй (370–319 до н.э.) приступил к восстановлению государства. В 362–359 гг. до н. э. он обменялся территориями с Хань и Чжао, чтобы сделать границы трёх государств более рациональными.
В 364 г. до н.э. Вэй потерпел поражение от Цинь в битве при Шимене и был спасен только благодаря вмешательству Чжао. Цинь одержал еще одну победу в 362 г. до н.э. В 361 г. до н. э. столица Вэй была перенесена на восток, в Далянь, чтобы оказаться вне досягаемости Цинь.
В 354 г. до н.э. король Вэй Хуэй начал крупномасштабное нападение на Чжао. К 353 году до нашей эры Чжао сильно проигрывал, а его столица Ханьдань находилась в осаде. Вмешалось состояние Ци . Знаменитый циский стратег Сунь Бинь , прапраправнук Сунь Цзы , автора «Искусства войны» , предложил атаковать столицу Вэй, пока армия Вэй была связана, осаждая Чжао. Стратегия имела успех; Вэйская армия поспешно двинулась на юг для защиты своей столицы, была застигнута врасплох и решительно разбита в битве при Гуйлине . Битва вспоминается во второй из Тридцати шести стратагем : «Осадить Вэй, спасти Чжао» — что означает атаковать уязвимое место, чтобы ослабить давление в другой точке.
Внутри страны король Хуэй покровительствовал философии и искусству, и, пожалуй, больше всего его помнят за то, что он принимал у себя конфуцианского философа Мэн-цзы при дворе ; их разговоры составляют первые две главы книги, носящей имя Мэн Цзы .
Герцоги становятся королями
[ редактировать ]Ци и Вэй стали королевствами (344 г. до н. э.)
[ редактировать ]Титул короля ( ван , 王 ) носил номинальный правитель династии Чжоу, в то время как правители большинства государств носили титул герцога ( гун , 公 ) или маркиза ( хоу , 侯 ). Серьезным исключением был Чу, правителей которого называли королями, поскольку король Чу Чу начал использовать титул ок. 703 г. до н.э.
В 344 г. до н.э. правители Ци и Вэй взаимно признали друг друга королями: король Ци Вэй и король Вэй Хуэй , фактически провозгласив свою независимость от двора Чжоу. Это стало важным поворотным моментом: в отличие от правителей периода Весны и Осени , новое поколение правителей, взошедших на троны в период Воюющих царств, не стало даже притворяться вассалами династии Чжоу, вместо этого провозгласив себя полностью независимыми королевствами.
Шан Ян реформирует Цинь (356–338 до н.э.)
[ редактировать ]В начале периода Воюющих царств Цинь обычно избегал конфликтов с другими государствами. Ситуация изменилась во время правления герцога Сяо , когда премьер-министр Шан Ян провел централизующие и авторитарные реформы в соответствии со своей философией легистов между 356 и 338 годами до нашей эры .
Шан провел земельные реформы, приватизировал землю, вознаградил фермеров, которые превысили квоты на урожай, поработил фермеров, не выполнивших квоты, и использовал порабощенных подданных в качестве вознаграждения для тех, кто соответствовал политике правительства. Поскольку в Цинь в то время не хватало рабочей силы по сравнению с другими штатами, Шан принял политику по увеличению своей рабочей силы. Поскольку циньские крестьяне были завербованы в армию, он поощрял активную иммиграцию крестьян из других штатов в Цинь в качестве замены рабочей силы; эта политика одновременно увеличила численность Цинь и ослабила численность его соперников.
Шан издал законы, обязывающие граждан вступать в брак в молодом возрасте, и принял налоговые законы, поощряющие воспитание нескольких детей. Он также принял политику освобождения осужденных, которые работали на освоении пустырей для сельского хозяйства. Шан отменил первородство и ввел двойной налог для домохозяйств, в которых проживало более одного сына, чтобы разбить большие кланы на нуклеарные семьи. Шан также перенес столицу, чтобы уменьшить влияние дворян на администрацию.
Возвышение Цинь было признано королевским двором, и в 343 г. до н. э. король даровал герцогу Сяо титул графа (伯 Бо). По обычаю, была устроена конференция, на которой присутствовали феодалы и на которой Сын Неба даровал титул. [3]
После реформ Цинь стал гораздо более агрессивным. В 340 году Цинь отобрал землю у Вэй после того, как она была побеждена Ци. В 316 году Цинь завоевал Шу и Ба в провинции Сычуань на юго-западе. Развитие этой области заняло много времени, но постепенно значительно увеличило богатство и власть Цинь.
Цинь побеждает Вэя (341–340 до н. э.)
[ редактировать ]В 341 г. до н. э. Вэй напал на Хань. Ци позволил Хану почти потерпеть поражение, а затем вмешался. Генералы битвы при Гуйлине снова встретились ( Сунь Бинь и Тянь Цзи против Пан Хуана ), используя ту же тактику, атакуя столицу Вэй. Сунь Бинь симулировал отступление, а затем обратился против самоуверенных войск Вэй и решительно разгромил их в битве при Малинге . После битвы все три государства-преемника Цзинь предстали перед королем Ци Сюань , присягнув на верность. [5]
В следующем году Цинь напал на ослабевшую Вэй. Вэй потерпела сокрушительное поражение и уступила большую часть своей территории в обмен на перемирие. Когда Вэй сильно ослабла, Ци и Цинь стали доминирующими государствами в Китае.
Вэй стал полагаться на Ци в качестве защиты: король Вэй Хуэй дважды встречался с королем Ци Сюань. После смерти Хуэя его преемник король Сян также установил хорошие отношения со своим коллегой Ци, причем оба пообещали признать друг друга «королем». [4]
Чу завоевал Юэ (334 г. до н. э.)
[ редактировать ]В начале периода Воюющих царств Чу было одним из сильнейших государств Китая. Государство вышло на новый уровень власти около 389 г. до н.э., когда король Чу Дао ( 楚悼王 знаменитого реформатора У Ци ) назначил своим канцлером .
Чу достиг своего пика в 334 г. до н.э., когда он завоевал Юэ на востоке, на побережье Тихого океана. Серия событий, приведших к этому, началась, когда Юэ готовился атаковать Ци на севере. Король Ци послал эмиссара, который убедил короля Юэ вместо этого напасть на Чу. Юэ начал крупномасштабную атаку на Чу, но был разбит контратакой Чу. Затем Чу приступил к завоеванию Юэ.
Цинь, Хань и Янь стали королевствами (325–323 до н.э.).
[ редактировать ]Король Чжоу Сянь попытался использовать ту небольшую королевскую прерогативу, которую он оставил, назначив герцогов Сянь (384–362 до н.э.), Сяо (361–338 до н.э.) и Хуэй (338–311 до н.э.) Цинь гегемонами, тем самым теоретически что сделало Цинь главным союзником двора. [6]
Однако в 325 г. доверие герцога Хуэя возросло настолько, что он провозгласил себя «королем» Цинь; приняв тот же титул, что и король Чжоу, и тем самым фактически провозгласив независимость от династии Чжоу. [6] Королем Цинь Хуэй руководил его премьер-министр Чжан И , видный представитель школы дипломатии . [7]
За ним в 323 г. до н. э. последовали король Хань Сюаньхуэй и король И Янь , а также король Цо небольшого государства Чжуншань. [3] В 318 г. до н.э. даже правитель Сун , сравнительно небольшого государства, объявил себя королем. Уникально то, что, хотя король Чжао Улин присоединился к другим королям, провозгласив себя королем, он отозвал этот приказ в 318 г. до н.э., после того как Чжао потерпел крупное поражение от рук Цинь.
Раздел Чжоу (314 г. до н.э.)
[ редактировать ]Король Чжоу Као объявил своего младшего брата герцогом Хуаном Хэнани. Три поколения спустя эта кадетская ветвь королевского дома начала называть себя «герцогами Восточного Чжоу». [6]
После восшествия на престол короля Наня в 314 году Восточный Чжоу стал независимым государством. Король поселился в месте, которое стало известно как Западный Чжоу. [6]
Горизонтальные и вертикальные союзы (334–249 до н. э.)
[ редактировать ]К концу периода Воюющих царств государство Цинь стало непропорционально могущественным по сравнению с другими шестью государствами. В результате политика шести государств стала в основном ориентированной на борьбу с угрозой Цинь, с двумя противоположными школами мысли. Одна школа выступала за «вертикальный» союз между севером и югом, называемый хэцзун ( 合縱 ), в котором государства объединялись бы друг с другом, чтобы дать отпор Цинь. Другой выступал за «горизонтальный» союз востока и запада под названием ляньхэн ( 連橫{ ), в котором государство вступало в союз с Цинь, чтобы участвовать в его господстве.
были некоторые первоначальные успехи В Хэцзуне , хотя взаимные подозрения между союзными государствами привели к распаду таких союзов. Цинь неоднократно использовал стратегию горизонтального альянса, чтобы победить государства одно за другим. В этот период многие философы и тактики путешествовали по штатам, рекомендуя правителям реализовать свои идеи. Эти «лоббисты», такие как Су Цинь , который выступал за вертикальные союзы, и Чжан И , который выступал за горизонтальные альянсы, славились своим тактом и интеллектом и были известны под общим названием « Школа дипломатии» , чье китайское название ( 縱橫家 ' школа вертикали и горизонтали») возникла из двух противоположных идей.
Су Цинь и первый вертикальный союз (334–300 до н.э.)
[ редактировать ]Начиная с 334 г. до н. э., дипломат Су Цинь в течение многих лет посещал дворы Яня, Чжао, Хань, Вэй, Ци и Чу и убеждал их сформировать единый фронт против Цинь. В 318 г. до н. э. все государства, кроме Ци, предприняли совместную атаку на Цинь, которая, однако, не увенчалась успехом. [3]
Король Цинь Хуэй умер в 311 г. до н.э., а годом позже - премьер-министр Чжан И. Новый монарх, король У , правил всего четыре года, прежде чем умер, не оставив законных наследников. Некоторые разрушительные волнения последовали в течение 307 г. до н. э., прежде чем сын короля Хуэя от наложницы (т. е. младший сводный брат короля Ву) смог стать королем Чжао , который, в отличие от своего предшественника, правил беспрецедентные 53 года. .
После провала первого вертикального союза Су Цинь в конце концов переехал жить в Ци, где он пользовался благосклонностью короля Сюаня и вызывал зависть министров. В результате покушения в 300 г. до н. э. Су был смертельно ранен, но не умер. Предчувствуя приближение смерти, он посоветовал недавно коронованному королю Мину публично казнить его, чтобы выманить убийц. Король Мин выполнил просьбу Су и убил его, положив конец первому поколению мыслителей Вертикального альянса. [8]
Первый горизонтальный союз (300–287 до н. э.)
[ редактировать ]Король Ци Мин оказался под сильным влиянием лорда Мэнчана , внука бывшего короля Ци Вэя . Лорд Мэнчан заключил западный союз с государствами Вэй и Хань . На крайнем западе Цинь, который был ослаблен борьбой за престол в 307 году, уступил новой коалиции и назначил лорда Мэнчана ее главным министром. Союз между Цинь и Ци был скреплен тем, что принцесса Цинь вышла замуж за короля Мина. [4] Этот горизонтальный союз, или союз Восток-Запад, мог бы обеспечить мир, если бы он не исключал государство Чжао .
Около 299 г. до н.э. правитель Чжао стал последним из семи крупных государств , провозгласившим себя «королем».
В 298 г. до н. э. Чжао предложил Цинь союз, и лорд Мэнчан был изгнан из Цинь. Остальные три союзника, Ци, Вэй и Хань, атаковали Цинь, двигаясь вверх по Желтой реке ниже Шаньси к перевалу Хангу . После трех лет боев они взяли перевал и вынудили Цинь вернуть территорию Ханю и Вэю. Затем они нанесли крупные поражения Яну и Чу. Во время пятилетнего правления лорда Мэнчана Ци была главной силой в Китае.
В 294 году лорд Мэнчан был замешан в государственном перевороте и бежал в Вэй. Его система альянсов рухнула. Ци и Цинь заключили перемирие и преследовали свои собственные интересы. Ци двинулся на юг, против штата Сун, в то время как генерал Цинь Бай Ци отступил на восток против союза Хань и Вэй, одержав победу в битве при Ике .
В 288 году король Цинь Чжао и король Ци Мин приняли титул ди ( 帝 «император») запада и востока соответственно. Они заключили завет и начали планировать нападение на Чжао.
Су Дай и второй вертикальный альянс
[ редактировать ]В 287 г. до н.э. стратег Су Дай, младший брат Су Цинь. [8] и, возможно, агент Яня, убедил короля Миня, что война Чжао принесет только пользу Цинь. Король Мин согласился и сформировал «вертикальный» союз с другими государствами против Цинь. Цинь отступил, отказался от самонадеянного титула «Ди» и вернул территорию Вэю и Чжао. В 286 году Ци присоединил к себе государство Сун.
Второй горизонтальный союз и падение Ци
[ редактировать ]В 285 г. до н.э. успех Ци напугал другие государства. Под руководством лорда Мэнчана, сосланного в Вэй, Цинь, Чжао, Вэй и Ян заключили союз. Обычно Ян был относительно слабым союзником Ци, и Ци мало чего боялся в этом отношении. Нападение Яна под командованием генерала Юэ И стало разрушительной неожиданностью. Одновременно с запада напали и другие союзники. Чу объявил себя союзником Ци, но удовлетворился присоединением некоторой территории к северу от него. Армии Ци были уничтожены, а территория Ци сократилась до двух городов Цзюй и Дзимо . Сам король Мин позже был схвачен и казнен своими последователями.
На смену королю Мину пришел король Сян в 283 г. до н.э. Его генерал Тянь Дань в конечном итоге смог восстановить большую часть территории Ци, но она так и не восстановила того влияния, которое имело при короле Мине.
Расширение Цинь и Чжао
[ редактировать ]В 278 г. до н.э. генерал Цинь Бай Ци атаковал с новой территории Цинь в Сычуани к западу от Чу. Столица Инь была захвачена, а западные земли Чу на реке Хань были потеряны. В результате Чу значительно сместился на восток.
После поражения Чу в 278 году оставшимися великими державами были Цинь на западе и Чжао на севере и в центре. Места для дипломатического маневра было мало, и все решалось путем войн. Чжао был значительно усилен королем Чжао Улином (325–299). В 307 году он увеличил свою конницу, копируя северных кочевников. В 306 году он захватил новые земли на северном плато Шаньси. В 305 году он разгромил северо-восточное пограничное государство Чжуншань . В 304 году он продвинулся далеко на северо-запад и занял восточно-западный участок Желтой реки на севере петли Ордоса . Король Чжао Хуэйвэнь (298–266) выбрал способных слуг и выступил против ослабленных Ци и Вэй. В 296 году его генерал Лянь По разгромил две армии Цинь.
В 269 г. до н. э. Фань Суй стал главным советником Цинь. Он выступал за авторитарные реформы, безвозвратную экспансию и союз с отдаленными государствами для нападения на соседние государства (двадцать третья из Тридцати шести стратагем ). Его максима «нападать не только на территорию, но и на людей» провозглашала политику массовых убийств, которые становились все более частыми. [ нужна ссылка ]
Войны Цинь-Чжао (282–257 до н.э.)
[ редактировать ]В 265 году король Цинь Чжаосян сделал первый шаг, напав на слабое государство Хань, которое удерживало ворота Хуанхэ в Цинь. Он двинулся на северо-восток через территорию Вэй, чтобы отрезать ханьский эксклав Шандан к северу от Лояна и к югу от Чжао. Ханьский король согласился сдать Шандан, но местный губернатор отказался и подарил его королю Чжао Сяочэну. Чжао послал Лянь По , который базировал свои армии в Чанпине , а Цинь послал генерала Ван Хэ. Лянь По был слишком мудр, чтобы рискнуть вступить в решающую битву с армией Цинь, и остался внутри своих укреплений. Цинь не смог прорваться, и армии оказались в тупике на три года. Король Чжао решил, что Лянь По недостаточно агрессивен, и послал Чжао Го, обещавшего решающую битву. В то же время Цинь тайно заменил Ван Хэ печально известным жестоким Бай Ци . Когда Чжао Го покинул свои укрепления, Бай Ци применил маневр Канны , отступив в центре и окружив армию Чжао с боков. После 46-дневного окружения голодающие войска Чжао сдались в сентябре 260 г. до н.э. Говорят, что Бай Ци приказал убить всех пленников и что Чжао потерял 400 000 человек.
Цинь был слишком измотан, чтобы продолжать свою победу. Некоторое время спустя он послал армию для осады столицы Чжао, но армия была уничтожена, когда на нее напали с тыла. Чжао выжил, но уже не было государства, которое могло бы противостоять Цинь в одиночку. Другие государства могли бы выжить, если бы остались едиными против Цинь, но они этого не сделали.
В 257 году до нашей эры армия Цинь не смогла осадить Ханьдань и потерпела поражение от союзных войск Чжао, Вэя и Чу во время битвы при Ханьдане .
Конец династии Чжоу (256–249 до н.э.)
[ редактировать ]Войска короля Цинь Чжао победили короля Чжоу Наня и завоевали Западный Чжоу в 256 г. до н.э., заявив права на Девять котлов и тем самым символически став Сыном Неба.
Исключительно долгое правление короля Чжао закончилось в 251 году до нашей эры. Его сын король Сяовэнь , уже старый человек, умер всего через три дня после своей коронации, и ему наследовал его сын, король Цинь Чжуансян . Новый король Цинь приступил к завоеванию Восточного Чжоу, через семь лет после падения Западного Чжоу. Таким образом, 800-летняя династия Чжоу, номинально правившая самым продолжительным режимом в Китае, наконец подошла к концу. [6]
Сыма Цянь противоречит сам себе относительно дальнейшей судьбы двора Восточного Чжоу. Глава 4 («Анналы Чжоу») завершается предложением «таким образом закончились жертвоприношения Чжоу», но в следующей главе 5 («Анналы Цинь») мы узнаем, что «Цинь не запрещал их жертвоприношения; клочок земли в Янгрене, где он мог бы продолжить свои родовые жертвоприношения».
Цинь объединяет Китай (247–221 до н. э.)
[ редактировать ]Король Цинь Чжуансян правил всего три года. Ему наследовал его сын Чжэн, которому, в отличие от двух пожилых королей, предшествовавших ему, на момент коронации было всего 13 лет. Став взрослым, Чжэн оказался блестящим полководцем, который всего за девять лет объединил Китай. [7]
Завоевание Хань
[ редактировать ]В 230 году до нашей эры Цинь завоевал Хань . [10] Хань, самое слабое из Семи Воюющих Государств , соседствовало с гораздо более сильным Цинь и подвергалось постоянным нападениям со стороны Цинь в первые годы периода Воюющих Государств. Это продолжалось до тех пор, пока император Цинь Шихуан не послал генерала Ван Цзяня атаковать Чжао. Король Хань Ань , напуганный мыслью, что Хань станет следующей целью государства Цинь, немедленно послал дипломатов сдать все королевство без боя, спасая ханьское население от ужасных потенциальных последствий безуспешного сопротивления.
Завоевание Вэй
[ редактировать ]В 225 году до нашей эры Цинь завоевал Вэй . Армия Цинь возглавила прямое вторжение в Вэй, осадив его столицу Далянь , но вскоре поняла, что городские стены слишком прочны, чтобы прорваться. Они разработали новую стратегию, в которой использовали силу местной реки, которая связана с Желтой рекой . Река была использована для затопления городских стен, что привело к огромным разрушениям в городе. Осознав ситуацию, король Вэй Цзя поспешно вышел из столицы и сдал ее армии Цинь, чтобы избежать дальнейшего кровопролития своего народа.
Завоевание Чу
[ редактировать ]В 223 году до нашей эры Цинь завоевал Чу . Однако первое вторжение обернулось полной катастрофой, когда 200-тысячное войско Цинь во главе с генералом Ли Синем было разбито 500-тысячным войском Чу на незнакомой территории Хуайян, современные северные провинции Цзянсу и Аньхой . Сян Янь, командующий Чу, заманил Цинь, допустив несколько первоначальных побед, но затем контратаковал и сжег два больших лагеря Цинь.
В 222 г. до н.э. Ван Цзянь был отозван, чтобы возглавить второе военное вторжение с участием 600 000 человек против государства Чу. Поднявшись боевой дух после победы в прошлом году, силы Чу были довольны тем, что сидели сложа руки и защищались от того, что, как они ожидали, было осадой Чу . Однако Ван Цзянь решил ослабить решимость Чу и обманул армию Чу, притворившись бездействующим в своих укреплениях, тайно обучая свои войска сражаться на территории Чу. Через год защитники Чу решили распуститься из-за очевидного бездействия со стороны Цинь. В этот момент Ван Цзянь вторгся в полную силу и захватил Хуайян и оставшиеся силы Чу. Чу потерял инициативу и мог поддерживать только местное партизанское сопротивление, пока оно также не было полностью побеждено после разрушения Шоучуня и смерти его последнего лидера, лорда Чанпина , в 223 году до нашей эры. На пике своего развития объединенные армии Чу и Цинь, по оценкам, насчитывали от сотен тысяч до миллиона солдат, что больше, чем у тех, кто участвовал в кампании Чанпин между Цинь и Чжао 35 лет назад. [11]
Завоевание Чжао и Яня
[ редактировать ]В 222 году до нашей эры Цинь завоевал Чжао и Янь . После завоевания Чжао армия Цинь обратила свое внимание на Янь. Осознавая опасность и серьезность этой ситуации, наследный принц Дань Янь послал Цзин Кэ убить короля Цинь Чжэна , но эта неудача только усилила ярость и решимость короля Цинь, и он увеличил количество войск для завоевания. штат Ян.
Покорение Ци
[ редактировать ]В 221 году до нашей эры Цинь завоевал Ци , последнее непокоренное государство. Ранее он не вносил вклад и не помогал другим государствам, когда Цинь их завоевывал. Как только намерение Цинь вторгнуться в него стало очевидным, Ци быстро сдал все свои города, завершив объединение Китая и положив начало династии Цинь . Последний царь Ци дожил свои дни в изгнании в Гуне и после смерти не получил посмертного имени, поэтому потомкам известен под личным именем Цзянь.
Царь Цинь Ин Чжэн объявил себя Цинь Ши Хуанди , «первым суверенным императором Цинь». [10]
В правлении государства Цинь союз основывался исключительно на военной силе. Феодальные владения были упразднены, а знатные семьи были вынуждены жить в столице Сяньяне для надзора. Национальная дорога, а также более широкое использование каналов использовались для того, чтобы развертывание и снабжение армии осуществлялось легко и быстро. Крестьянам был предоставлен более широкий спектр прав в отношении земли, хотя они подлежали налогообложению, что приносило государству большие доходы. [10]
Военная теория и практика
[ редактировать ]Растущие масштабы войны
[ редактировать ]Колесница оставалась основным фактором в китайской войне еще долгое время после того , как она вышла из моды на Ближнем Востоке. [ нужна ссылка ] Ближе к началу периода Воюющих царств происходит переход от колесниц к массовой пехоте, возможно, связанный с изобретением арбалета . Это имело два основных эффекта. Во-первых, это привело к тому, что герцоги ослабили свою знать, ездившую на колесницах, чтобы они могли получить прямой доступ к крестьянству, которого можно было призывать в пехоту. [ недостаточно конкретно, чтобы проверить ] Это изменение было связано с переходом от аристократического правления к бюрократическому. Во-вторых, это привело к резкому увеличению масштабов военных действий. Когда Чжоу свергли Шан в битве при Муе, они использовали 45 000 солдат и 300 колесниц. За период Воюющих царств сообщаются следующие цифры военной мощи различных государств:
- Цинь
1 000 000 пехоты, 1 000 колесниц, 10 000 лошадей; - Ан
те же числа; - Вэй
200–360 000 пехоты, 200 000 копейщиков, 100 000 слуг, 600 колесниц, 5 000 всадников; - Он
всего 300 000; - Ци
несколько сотен тысяч;
По крупным сражениям сообщаются следующие цифры:
- Битва при Малинге
100 000 убитых; - Битва при Ике
240 000 убитых; - Говорят, что за свою карьеру генерал Бай Ци несет ответственность за гибель 890 000 врагов.
Многие ученые считают, что эти цифры преувеличены (записи неадекватны, они намного больше, чем в аналогичных обществах, солдатам платили за количество убитых ими врагов, а династия Хань была заинтересована в преувеличении кровавости эпохи, предшествовавшей объединению Китая. ) [ ласковые слова ] . Несмотря на преувеличение, кажется очевидным, что в этот период военные действия стали чрезмерными. Кровопролитие и страдания периода Воюющих царств во многом объясняют традиционное и нынешнее предпочтение Китая объединенному трону. [12]
Военные разработки
[ редактировать ]В период Воюющих царств в военном искусстве Китая появилось множество нововведений, таких как использование железа и кавалерии.
Война в период Воюющих царств значительно развилась по сравнению с периодом весны и осени, поскольку большинство армий использовали в боях пехоту и кавалерию, а использование колесниц стало менее распространенным. Использование массированной пехоты сделало войну более кровавой и снизило значение аристократии, что, в свою очередь, сделало королей более деспотичными. Начиная с этого периода, когда различные государства конкурировали друг с другом, мобилизуя свои армии на войну, дворянство в Китае принадлежало к классу грамотных, а не к классу воинов, как это было раньше.
Различные государства выставили на вооружение огромные армии пехоты, кавалерии и колесниц. Для снабжения, обучения и контроля таких крупных сил были необходимы сложные логистические системы, поддерживаемые эффективной правительственной бюрократией. Численность армий колебалась от десятков тысяч до нескольких сотен тысяч человек. [13] Железное оружие получило более широкое распространение и стало заменять бронзовое. Большая часть доспехов и оружия этого периода была сделана из железа.
Первое официальное кавалерийское подразделение коренных жителей Китая было сформировано в 307 г. до н. э. во время военных реформ короля Чжао Улина , который пропагандировал «кочевую одежду и конную стрельбу из лука». [17] Но боевая колесница по-прежнему сохраняла свой престиж и значение, несмотря на тактическое превосходство конницы.
Арбалет был предпочтительным оружием дальнего действия в тот период по нескольким причинам. Арбалет можно было легко производить серийно, и было возможно массовое обучение арбалетчиков. Эти качества сделали его мощным оружием против врага.
Пехотинцы использовали разнообразное оружие, но самым популярным был кинжал-топор . Кинжал-топор был разной длины: от 9 до 18 футов; оружие представляло собой колющее копье с прикрепленным к нему рубящим лезвием. Кинжалы-топоры были чрезвычайно популярным оружием в различных королевствах, особенно среди династии Цинь, которая производила оружие, похожее на пику, длиной 18 футов.
Боевое копье Цян было названо королем всего древнего оружия. Он оказал наибольшее влияние на поле боя, и его было довольно сложно освоить. Вторым важным оружием той эпохи был обоюдоострый боевой меч Цзянь. Боевые методы с использованием копья Цян и меча Цзянь сильно отличались от того, что мы видим сегодня в фильмах или инсценировках. Профессиональные воины той эпохи использовали военные концепции «Мастера» Сунь Цзы и создали несколько успешных боевых школ «Гэ Доу».
Военная мысль
[ редактировать ]Воюющие царства были прекрасным периодом для военной стратегии; из семи военных классиков Китая в этот период были написаны четыре:
- Искусство войны
Это приписывается Сунь Цзы , очень влиятельному исследованию стратегии и тактики. [18] - Нить
Его приписывают У Ци , государственному деятелю и полководцу, служившему государствам Вэй, а затем Чу. - Вэй Ляоцзы
неопределенного авторства. - Методы Симы
Его приписывают Сыма Ранджу , полководцу, служившему государству Ци.
Культура и общество
[ редактировать ]Период Воюющих царств был эпохой войн в древнем Китае, а также бюрократических и военных реформ и консолидации; крупные государства, управлявшие большими территориями, быстро стремились консолидировать свою власть, что привело к окончательному подрыву престижа двора Чжоу. В знак этого сдвига правители всех крупных государств (за исключением Чу, который гораздо раньше претендовал на королевский титул) отказались от своих прежних феодальных титулов в пользу титула 王, или короля, заявив о равенстве с правителями Чжоу.
В то же время постоянный конфликт и потребность в инновационных социальных и политических моделях привели к развитию многих философских доктрин, позже известных как « Сотня школ мысли» . Наиболее известные школы мысли включают мохизм (представленный Моцзы ), конфуцианство (представленный Мэн-цзы и Сюнь-цзы ), легализм (представленный Шан Яном , Шэнь Бухаем , Шэнь Дао и Хань Фэем ) и даосизм (представленный Чжуанцзы и Лао Цзы ).
Многие государства, конкурировавшие между собой, пытались продемонстрировать свою мощь не только в военном отношении, но и в судах и в государственной философии. Многие разные правители переняли разные философии в своих интересах или во благо своего королевства.
Мэн-цзы попытался утвердить конфуцианство как государственную философию, предполагая, что посредством управления моральными принципами, такими как доброжелательность и праведность, государство получит народную поддержку со стороны одного государства и соседних государств, полностью устраняя необходимость войны. Мэн-цзы пытался убедить короля Ляна Хуэя, но безуспешно, поскольку король не видел преимуществ в период войн. [19]
Моизм был разработан Мози (468–376 до н. э.) и представлял собой единую моральную и политическую философию, основанную на беспристрастности и доброжелательности. [20] Моисты верили, что люди меняются в зависимости от окружающей среды. То же самое относилось и к правителям, поэтому следует опасаться иностранных влияний. Мози был ярым противником войны, хотя и был отличным тактиком в обороне. Он защищал небольшое государство Сун от многих покушений государства Чу. [21]
Даосизм пропагандировал Лао-цзы и считал, что человеческая природа хороша и может достичь совершенства, вернувшись в исходное состояние. Он считал, что люди, как дети, просты и невинны, хотя с развитием цивилизаций он утратил свою невинность только для того, чтобы на смену ей пришли мошенничество и жадность. В отличие от других школ, она не хотела получить влияние в государственных учреждениях и Лао-цзы даже отказался быть министром штата Чу. [21]
Законничество, созданное Шан Яном в 338 г. до н. э., отвергало все представления о религии и обычаях и считало, что нация должна управляться строгим законом. Мало того, что были применены суровые наказания, но они были сгруппированы с семьями и привлечены к взаимной ответственности за преступные деяния. Он предложил радикальные реформы и создал общество, основанное на твердых рядах. Крестьян поощряли заниматься сельским хозяйством как занятием, а военные заслуги вознаграждались. Законы распространялись также на все без исключения чины; даже король не избежал наказания. Эта философия была адаптирована государством Цинь и превратила его в организованное, централизованное государство с бюрократией, выбранной на основе заслуг. [19] Этот период наиболее известен созданием сложной бюрократии и централизованного правительства, а также четкой правовой системы. Развитие политической и военной организации было основой могущества государства Цинь. [ нужна ссылка ] который завоевал другие государства и объединил их под властью династии Цинь в 221 г. до н. э.
Дворяне, бюрократы и реформаторы
[ редактировать ]Явление интенсивных войн, основанных на массовых формированиях пехоты, а не на традиционных колесницах, было одной из основных тенденций, которая привела к созданию сильной центральной бюрократии в каждом из крупных государств. В то же время процесс вторичного феодализма, пронизавший период весны и осени и приведший к таким событиям, как раздел Цзинь и узурпация Ци кланом Тянь, в конечном итоге был обращен вспять тем же процессом бюрократизации.
В период Воюющих царств в соответствии с требованиями войны штаты провели бюрократические реформы. Вэй принял их в 445 г. до н.э., Чжао в 403 г. до н.э., Чу в 390 г. до н.э., Хань в 355 г. до н.э., Ци в 357 г. до н.э. и Цинь в 350 г. до н.э. Власть была централизована путем обуздания земельной аристократии и синекур и создания новой иерархии, основанной на достойном служении государству, которая была взята из нижних слоев общества. Были созданы систематические системы аудита и отчетности, а также фиксированные зарплаты чиновникам. [22]
Реформы Шан Яна в Цинь и У Ци в Чу были сосредоточены на усилении централизации, подавлении дворянства и значительном расширении масштабов правления, основанного на идеалах легистов, которые были необходимы для мобилизации больших армий того периода. . [ нужна ссылка ]
Сложная арифметика
[ редактировать ]Связка из 21 бамбуковой пластинки из коллекции Цинхуа , датируемая 305 годом до нашей эры, является самым ранним в мире примером двузначной десятичной таблицы умножения , что указывает на то, что сложная коммерческая арифметика уже была создана в этот период. [23]
Стержневые цифры использовались для обозначения как отрицательных, так и положительных целых чисел, а также рациональных чисел, настоящей позиционной системы счисления с пробелом вместо нуля, относящейся к периоду Воюющих царств.
Литература
[ редактировать ]Важным литературным достижением периода Воюющих царств является « Комментарий Цзо к весенним и осенним летописям» , в котором подводятся итоги предшествующего весеннего и осеннего периода. Считается, что менее известная работа «Гоюй» принадлежит тому же автору.
Многие изречения философов Весны и Осени, ранее ходившие в устной форме, были записаны в Воюющих царствах. К ним относятся « Аналекты» и «Искусство войны» .
Экономическое развитие
[ редактировать ]распространилось производство железа В период Воюющих царств в Китае , которое заменило бронзу в качестве доминирующего типа металла, используемого в войне. Такие области, как Шу (современный Сычуань ) и Юэ (современный Чжэцзян ) также были введены в китайскую культурную сферу в это время. Торговля также стала важной, и некоторые купцы имели значительную власть в политике, наиболее видным из которых был Люй Бувэй , который стал канцлером Цинь и был ключевым сторонником будущего Цинь Шихуана. [ нужна ссылка ]
В то же время возросшие ресурсы консолидированных бюрократических государств в сочетании с логистическими потребностями массовых наборов и крупномасштабных войн привели к распространению таких экономических проектов, как крупномасштабные гидротехнические сооружения. Основными примерами таких гидротехнических сооружений являются ирригационная система Дуцзянъянь , которая контролировала реку Минь в провинции Сычуань и превратила бывший захолустный регион в крупную логистическую базу Цинь, а также канал Чжэнго , который орошал большие площади земли на равнине Гуаньчжун, что снова увеличивало сельскохозяйственное производство Цинь. выход.
«Гуаньцзы » считается одним из наиболее основополагающих текстов развивающейся политической экономии в период Воюющих царств. [24] В нем рассматриваются принципы регулирования цен в контексте эффективного обращения с товарами, которые являются «легкими» (то есть товарами, которые не являются важными, несущественными или недорогими) или «тяжелыми» (товарами, которые важны, необходимы или дороги). и как следует понимать, является ли товар «легким» или «тяжелым» в отношении контекста и других товаров. [25]
См. также
[ редактировать ]- Феодализм
- Период Сэнгоку - период в истории Японии, названный в честь этого периода.
- Три Королевства
- Эра полководца
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Картрайт, Марк (12 июля 2017 г.). «Период Воюющих царств» . Энциклопедия всемирной истории .
- ^ Кук, Скотт (2010). « «Сан-Де» и взгляды воюющих государств на небесное возмездие». Журнал китайской философии . 37 : 101–123. дои : 10.1111/j.1540-6253.2010.01622.x .
- ^ Jump up to: а б с д Ши Цзи, глава 15
- ^ Jump up to: а б с Ши Цзи, глава 46
- ↑ Ши Цзи, глава 16.
- ^ Jump up to: а б с д и Ши Цзи, глава 4
- ^ Jump up to: а б Ши Цзи, глава 5
- ^ Jump up to: а б Ши Цзи, глава 69
- ^ "MDBG" , Сёкорд: Политика воюющих государств
- ^ Jump up to: а б с Коттерелл (2010) , стр. 90–91.
- ^ Льюис (1999) , стр. 626–629.
- ^ Лоу, Майкл; Шонесси, Эдвард Л. (1999). Кембриджская история Древнего Китая . п. 625.
- ^ Эбри, Уолтхолл и Пале (2006) , стр. ? [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б Хаютина, Мария (осень 2013 г.). «От деревянных служителей до терракотовых воинов» (PDF) . Информационный бюллетень Исторического музея Берниша (65): 2, рис.4.
Другие примечательные терракотовые фигурки были найдены в 1995 году в гробнице IV–III веков до нашей эры на кладбище Таэрпо недалеко от Сяньяна в провинции Шэньси, где с 350 по 207 годы до нашей эры располагалась последняя одноименная столица Цинь. Это самые ранние изображения кавалеристов в Китае, обнаруженные до наших дней. Одну из этой пары сейчас можно увидеть на выставке в Берне (рис. 4). Небольшой, ок. Статуэтка высотой 23 см представляет собой мужчину, сидящего на оседланной лошади. Он вытягивает левую руку, тогда как его правая рука направлена вниз. Дыры, пробитые в обоих его кулаках, позволяют предположить, что первоначально он держал поводья лошади в одной руке, а оружие в другой. На всаднике короткая куртка, брюки и ботинки – элементы типичного снаряжения жителей среднеазиатских степей. Брюки были впервые представлены в раннем китайском государстве Чжао в конце 4 века до нашей эры, когда китайцы начали учиться верховой езде у своих соседей-кочевников. Примерно в то же время государство Цинь должно было принять кочевническую одежду. Но фигурка из Таерпо имеет и другие особенности, которые могут указывать на ее иноземную принадлежность: капюшонообразный головной убор с плоской широкой тульей, обрамляющей лицо, и высокий заостренный нос.
Также в Хаютина, Мария (2013). Цинь: вечный император и его терракотовые воины (1-е изд.). Цюрих: Neue Zürcher Zeitung. п. кот. № 314. ISBN . 978-3-03823-838-6 . - ^ Цинбо, Дуань (январь 2023 г.). «Китайско-западный культурный обмен глазами сквозь археологию некрополя Первого императора» (PDF) . Журнал китайской истории . 7 (1):26 Рис.1, 27. doi : 10.1017/jch.2022.25 . S2CID 251690411 .
По формальным характеристикам, стилю одежды и украшений наиболее близкие параллели фигуркам Цинь периода Воюющих царств встречаются в скифской культуре. Ван Хуэй 王輝 исследовал обмены между культурами долины Хуанхэ и скифской культурой степи. Во время выставки, посвященной скифам в Берлине в 2007 году, был выставлен бронзовый капюшон с надписью «Казахская военная фуражка». Этот бронзовый капюшон и одежда коленопреклоненных кочевников [также изображенных на выставке] очень похожи по форме на терракотовые фигурки из гробницы позднего периода Цинь Воюющих царств на стоянке Таэрпо (см. рисунок 1). Стиль скифских бронзовых фигурок коней, а также седла, уздечки и других аксессуаров на их телах почти идентичен стилям, которые можно увидеть на фигурках Цинь периода Воюющих царств и подобных артефактах из региона Ордос, и все они датируются V-III века до нашей эры.
- ^ Роусон, Джессика (апрель 2017 г.). «Китай и степь: прием и сопротивление» . Античность . 91 (356): 386. doi : 10.15184/aqy.2016.276 . S2CID 165092308 .
Царь Цинь Чжэн (246–221 до н. э.), который должен был стать Первым императором (221–210 до н. э.), брал материалы из многих регионов. Объединяя территорию, он привлек в свою армию степных кавалеристов, как мы теперь знаем по терракотовым воинам, охранявшим его могилу (Хаютина 2013: кат. № 314), чья одежда напоминает одежду степных вождей, известных Ахеменидам и парфянам (Кертис 2000: обложка), но он провозгласил свое завоевание на языке Центральных равнин: китайском. Первый император, должно быть, имел советников, кое-что разбиравшихся в печатях, мерах и весах Средней Азии и Ирана (Хаютина 2013: кат. № 115–17), а также нанимал мастеров, владевших западными технологиями и отливавших бронзовых птиц для своей гробницы. в ранее неизвестных жизнеподобных формах (Mei et al. 2014). Он также использовал конных всадников и железное вооружение родом из степи, а также сельское хозяйство и поселения Центральных равнин, обратившись к необычайной организации людей и производству в этой области для создания единого государства. Этого можно было достичь, только двигаясь к центру, как это действительно сделал Император.
- ^ Эбри, Уолтхолл и Пале (2006) , стр. 29.
- ^ Цзы и Гриффит (1963) , с. в.
- ^ Jump up to: а б Хау, Стивен Г. (2008). История путешественника по Китаю . Канада: Книги Интерлинк. стр. 64–71.
- ^ Фрейзер, Крис (1 января 2015 г.). «Мохизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 17 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Лу и Ке (2012) .
- ^ Эдгар Кайзер; Юн Цай (август 2003 г.). «Война и бюрократизация в Циньском Китае: исследование аномального случая». Американский социологический обзор . 68 (4): 527–528.
- ^ Цю, Джейн (7 января 2014 г.). «Древняя таблица умножения, спрятанная в полосках китайского бамбука: матрица возрастом 2300 лет является старейшей в мире десятичной таблицей умножения» . Природа . дои : 10.1038/nature.2014.14482 . S2CID 130132289 .
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . п. 19. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
- ^ Вебер, Изабелла (2021). Как Китай избежал шоковой терапии: дебаты о рыночной реформе . Абингдон, Оксон: Рутледж . стр. 19–20. ISBN 978-0-429-49012-5 . OCLC 1228187814 .
Источники
[ редактировать ]- Коттерелл, Артур (2010), Азия, краткая история , Сингапур: John Wiley & Sons, ISBN 978-0-470-82959-2 .
- Эбри, Патрисия Бакли; Уолтхолл, Энн; Пале, Джеймс Б. (2006), Досовременная Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история , Бостон, Массачусетс: Компания Houghton-Mifflin, ISBN 0-618-13386-0 .
- Льюис, Марк Эдвард (1999), «Политическая история воюющих государств» , в Loewe, Michael; Шонесси, Эдвард Л. (ред.), Кембриджская история древнего Китая: от истоков цивилизации до 221 г. до н.э. , Cambridge University Press, стр. 587–649, ISBN 978-0-521-47030-8 .
- Лу, Лицинг; Кэ, Цзиньхуа (2012), «Краткая история китайской психологии религии», Pastoral Psychology , 61 (5–6): 623–639, doi : 10.1007/s11089-011-0395-y , S2CID 144556354 .
- Цзы, Солнце ; Гриффит, Сэмюэл Б. (1963), Искусство войны , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Oxford University Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ли Сюэцинь (1985). Цивилизации Восточная Чжоу и Цинь . Перевод Чанга, К.К. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-03286-2 .
- Яп, Джозеф П. (2009). Войны с хунну: перевод Цзыжи Тунцзяня Блумингтон, Индиана, США: AuthorHouse. ISBN 978-1-4490-0604-4 .
- Сыма Гуан (2016). Зыжи Тунцзянь : Воюющие государства и Цинь . Том. 1–8 — 403–207 гг. до н.э. Перевод Япа, Джозефа П. CreateSpace. ISBN 978-1533086938 . LCCN 2016908788 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Период Воюющих царств - Энциклопедия всемирной истории
- Проект «Воюющие государства» , Массачусетский университет в Амхерсте
- Правители враждующих государств — Chinese Text Project
- Период воюющих царств Китая , дискуссия на BBC Radio 4 с Крисом Калленом, Вивьен Ло и Кэрол Майклсон ( «В наше время» , 1 апреля 2004 г.)
- Вино Воюющих царств, изготовленное более 2300 лет назад на глубине моря.