История языкознания
Часть серии о |
Лингвистика |
---|
![]() |
Лингвистика – это научное исследование языка , [1] включающий анализ языковой формы , языкового значения и языка в контексте . [2]
Использование языка было впервые систематически задокументировано в Месопотамии , где сохранились лексические списки 3-го и 2-го тысячелетий до нашей эры, содержащие глоссарии по использованию и значению шумерской клинописи , а также фонетические словари иностранных языков. [3] [4] Позже санскрит будет систематически проанализирован и его правила описаны Панини ( эт. 6-4 века до н. э.) в долине Инда. [5] [6] Начиная примерно с IV века до нашей эры, в период Воюющих царств в Китае также развивались свои собственные грамматические традиции. [7] [ нужна ссылка ] Аристотель заложил основы западной лингвистики как часть изучения риторики в своей «Поэтике» ок. 335 г. до н.э. [8] Традиции арабской грамматики и грамматики иврита развивались в средние века в религиозном контексте, например, санскритская грамматика Панини.
Современные подходы начали развиваться в 18 веке и в конечном итоге стали рассматриваться в 19 веке как принадлежащие к дисциплинам психологии или биологии , причем такие взгляды заложили основу основной англо-американской лингвистики. [9] хотя в Англии филологические подходы, такие как подход Генри Свита преобладали .Это было оспорено в начале 20-го века Фердинандом де Соссюром , который установил лингвистику как автономную дисциплину в рамках социальных наук . [6] Следуя концепции Соссюра, общая лингвистика состоит из изучения языка как семиотической системы, включающей подобласти фонологии , морфологии , синтаксиса и семантики . К каждому из этих подполей можно подходить либо синхронно , либо диахронически .
Сегодня лингвистика охватывает большое количество научных подходов и разработала еще больше подотраслей, включая прикладную лингвистику , психолингвистику , социолингвистику и компьютерную лингвистику .
Античность
[ редактировать ]В разных культурах ранняя история лингвистики связана с необходимостью устранения неоднозначности в дискурсе, особенно в отношении ритуальных текстов или аргументов. Это часто приводило к исследованиям карт звуковых значений и спорам о традиционном и натуралистическом происхождении этих символов. Наконец, это привело к процессам формирования более крупных структур из единиц.
Вавилония
[ редактировать ]Самые ранние лингвистические тексты, написанные клинописью на глиняных табличках, датируются почти четырьмя тысячами лет раньше настоящего. [10] В первые века второго тысячелетия до нашей эры на юге Месопотамии возникла грамматическая традиция, просуществовавшая более 2500 лет. Лингвистические тексты самых ранних частей традиции представляли собой списки существительных на шумерском языке ( изолированном языке , то есть языке, не имеющем известных генетических родственников), языке религиозных и юридических текстов того времени. Шумерский язык в повседневной речи заменялся совершенно другим (и несвязанным) языком — аккадским ; Однако он оставался престижным языком и продолжал использоваться в религиозном и правовом контексте. Поэтому его приходилось преподавать как иностранный язык, и для облегчения этого информация о шумерском языке записывалась в письменной форме писцами, говорящими на аккадском языке.
С течением веков списки стали стандартизированными, а шумерские слова получили аккадский перевод. В конечном итоге появились тексты, которые давали аккадские эквиваленты не только отдельным словам, но и целым парадигмам различных форм слов: например, в одном тексте имеется 227 различных форм глагола ĝar «помещать».
Индия
[ редактировать ]Лингвистика в древней Индии черпает свой импульс из необходимости правильно декламировать и интерпретировать ведические тексты. Уже в древнейшем индийском тексте « Ригведе » вак обожествляется («речь»). К 1200 году до н.э. [11] устное исполнение этих текстов становится стандартизированным, а трактаты по ритуальному декламированию предлагают разделение санскритских сложных слов на слова, основы и фонетические единицы, что дает толчок развитию морфологии и фонетики .
Некоторые из самых ранних работ по описанию языка приписываются индийскому грамматику Панини ( 6 век до н.э.), [12] [13] [6] который написал основанное на правилах описание санскрита в своей книге «Аштадхьяи» . [14]
В течение следующих нескольких столетий была достигнута ясность в организации звуковых единиц, и стоповые согласные были организованы в квадрат 5x5 ( ок. 800 г. до н.э. , Пратисакхьяс ), что в конечном итоге привело к созданию систематического алфавита Брахми к 3 веку до н.э. [15] [ нужен лучший источник ]
В области семантики ранний санскритский грамматик Шакатаяна (около 500 г. до н. э. ) предполагает, что глаголы представляют онтологически предшествующие категории и что все существительные этимологически произошли от действий. Этимолог (ок. V век до н.э.) утверждает , Яска что значение присуще предложению и что значения слов возникают на основе использования предложений. Он также предлагает четыре категории слов — существительные , глаголы , предглаголы и частицы/инварианты — и тест для существительных, как конкретных, так и абстрактных: слов, которые могут обозначаться местоимением that . [ нужна ссылка ]
Панини (ок. VI век до н. э.) выступает против точки зрения Яски о том, что предложения первичны, и предлагает грамматику для составления семантики из морфемных корней. Выйдя за пределы ритуального текста и приняв во внимание живой язык, Панини определяет всеобъемлющий набор из примерно 4000 афористических правил ( сутр ), которые:
- Сопоставьте семантику структур аргументов глаголов с тематическими ролями.
- Предоставить морфосинтаксические правила для создания глагольных форм и именных форм, семь падежей которых называются карака (аналогично падежу ), которые создают морфологию.
- Возьмите эти морфологические структуры и рассмотрите фонологические процессы (например, модификацию корня или основы), посредством которых получается окончательная фонологическая форма.
Кроме того, панинская школа также предоставляет список из 2000 корней глаголов , образующих объекты, к которым применяются эти правила, список звуков (так называемые Шива-сутры ) и список из 260 слов, не выводимых по правилам. .
Чрезвычайно сжатая спецификация этих правил и их сложное взаимодействие привели к многочисленным комментариям и экстраполяциям в последующие столетия. Фонологическая структура включает определение понятия звуковых универсалий, аналогичных современной фонеме , систематизацию согласных по сужению ротовой полости и гласных по высоте и длительности. Однако именно стремление отобразить их от морфем к семантике действительно примечательно в современных условиях.
Среди грамматиков, следующих за Панини, - Катьяяна (ок. III век до н.э.), написавшая афоризмы о Панини ( Варттике ) и высшей математике ; Патанджали (2 век до н.э.), известный своими комментариями к избранным темам грамматики Панини ( Махабхасья Катьяяны ) и афоризмам , а также, по мнению некоторых, автор « Йога-сутр» и «Пингалы » с его математическим подходом к просодии. . Например, на протяжении столетий велись споры о том, были ли сопоставления значений слов традиционными ( Вайшешика - Ньяя ) или вечными ( Катьяяна-Патанджали- Мимамса ).
В Ньяя-сутрах указаны три типа значения: индивидуальное ( эта корова ), универсальное ( коровье ) и образное ( нарисуй корову ).То, что звук слова также образует класс (звук-универсалию), было замечено Бхартрихари (ок. 500 г. н. э.), который также утверждает, что языковые универсалии являются единицами мышления, близкими к номиналистической или даже лингвистической позиции детерминизма . Бхартрихари также считает предложение онтологически первичным (значения слов изучаются с учетом их использования в предложении).
Из шести канонических текстов или Веданг , которые составляли основную программу брахманического образования с I века нашей эры до XVIII века, четыре были посвящены языку:
- Шикша ( шикша ): фонетика и фонология ( сандхи ), Гаргея и комментаторы
- Чанды ( чандас ): просодия или метр , Пингала и комментаторы
- Вьякарана ( vyākarana ): грамматика , Панини и комментаторы.
- Нирукта ( нирукта ): этимология , Яска и комментаторы
Бхартрихари около 500 г. н. э. представил философию смысла в своей доктрине сфота . [ нужна ссылка ]
Основанный на правилах метод лингвистического анализа и описания Панини до недавнего времени оставался относительно неизвестным западной лингвистике. Франц Бопп использовал работу Панини как лингвистический источник для своей санскритской грамматики 1807 года, но проигнорировал его методологию. [16] Система Панини также отличается от современной формальной лингвистики тем, что, поскольку санскрит является языком со свободным порядком слов, он не предоставляет синтаксических правил. [17] Формальная лингвистика, впервые предложенная Луи Ельмслевым в 1943 году, [18] тем не менее, основано на той же концепции, согласно которой выражение значения организовано на разных уровнях языковой формы (включая фонологию и морфологию). [19]
Палийская грамматика Каччаяны, датируемая первыми веками нашей эры, описывает язык буддийского канона. [ нужна ссылка ]
Греция
[ редактировать ]Греки разработали алфавит, используя символы финикийцев , добавив знаки для гласных и дополнительных согласных, соответствующие их идиоме (см. Робинс, 1997). У финикийцев и в более ранних греческих системах письма, таких как линейное письмо B , графемы обозначали слоги, то есть звуковые сочетания согласного и гласного звука. Добавление греками гласных было большим прорывом, поскольку оно облегчило письменность греческого языка, представляя как гласные, так и согласные отдельные графемы. В результате появления письменности были написаны стихи, такие как поэмы Гомера , и было создано и прокомментировано несколько изданий, составивших основу филологии и критики.
Наряду с письменной речью греки приступили к изучению грамматических и философских вопросов. Философскую дискуссию о природе и происхождении языка можно найти еще в произведениях Платона. Предметом беспокойства было то, был ли язык создан человеком, социальным артефактом или сверхъестественным по своему происхождению. Платон в своем «Кратиле» представляет натуралистическую точку зрения, согласно которой значения слов возникают в результате естественного процесса, независимого от пользователя языка. Его аргументы частично основаны на примерах соединения, где значение целого обычно связано с составляющими, хотя в конце он признает небольшую роль условностей. Софисты Сократ и . представили диалектику как новый текстовый жанр Платоновские диалоги содержат определения размеров поэм и трагедии, формы и структуры этих текстов (см. «Государство» и « Федрос» , «Ион » и др.). [20]
Аристотель поддерживает традиционное происхождение значения. Он определил логику речи и аргументации. Кроме того, работы Аристотеля по риторике и поэтике приобрели огромное значение для понимания трагедии, поэзии, общественных дискуссий и т. д. как текстовых жанров. Работа Аристотеля по логике взаимосвязана с его особым интересом к языку, и его работы в этой области имели принципиальное значение для развития изучения языка ( logos в переводе с греческого означает одновременно «язык» и «логическое рассуждение»). В «Категориях » Аристотель определяет, что подразумевается под «синонимическими» или однозначными словами, что подразумевается под «омонимичными» или двусмысленными словами и что подразумевается под «паронимическими» или наименовательными словами. Он делит формы речи на:
- Либо простые, без композиции и структуры, например «человек», «лошадь», «бои» и т. д.
- Или имеющие композицию и структуру, например «человек дерется», «лошадь бежит» и т. д.
Далее он проводит различие между субъектом предикации, а именно тем, в отношении чего что-либо утверждается или отрицается, и субъектом наследственности. Говорят, что вещь присуща субъекту, когда она, хотя и не является частью субъекта, но не может существовать без субъекта, например, форма в вещи, имеющей форму. Категории не являются абстрактными платоническими сущностями, но встречаются в речи: это субстанция, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и привязанность. В книге «Интерпретация » Аристотель анализирует категорические суждения и делает ряд основных выводов по рутинным вопросам классификации и определения основных языковых форм, таких как простые термины и предложения, существительные и глаголы, отрицание, количество простых предложений (примитивные корни кванторы в современной символической логике), исследования исключенного третьего (которое, по мнению Аристотеля, неприменимо к предложениям будущего времени — проблема будущих контингентов) и модальных предложений.
Стоики сделали языкознание важной частью своей системы космоса и человека. Они сыграли важную роль в определении лингвистических знаковых терминов, принятых позже Фердинандом де Соссюром, таких как «значительный» и «означаемый». [21] Стоики изучали фонетику, грамматику и этимологию как отдельные уровни обучения. В фонетике и фонологии артикуляторы были определены . Слог стал важной структурой для понимания организации речи. Одним из наиболее важных вкладов стоиков в изучение языка было постепенное определение терминологии и теории, нашедших отражение в современной лингвистике.
Александрийские грамматисты также изучали звуки речи и просодию ; они определяли части речи такими понятиями, как «существительное», «глагол» и т. д. Также шла дискуссия о роли аналогии в языке, в этой дискуссии грамматики в Александрии поддержали точку зрения, что язык и особенно морфология основаны на аналогии или парадигмы, тогда как грамматика в школах Малой Азии считает, что язык основан не на аналогичных основах, а скорее на исключениях.
Александрийцы, как и их предшественники, очень интересовались размером и его ролью в поэзии . Метрические « ноги » в греческом языке основывались на продолжительности произнесения каждого слога, при этом слоги классифицировались в зависимости от их веса либо на «длинные» слоги, либо на «короткие» слоги (также известные как «тяжелые» и «легкие»). слоги соответственно, чтобы отличать их от долгих и кратких гласных). Стопу часто сравнивают с музыкальной мерой, а долгий и краткий слоги — с целыми и половинными нотами. Основной единицей греческой и латинской просодии является мора , которая определяется как один короткий слог . Длинный слог равен двум морам. Длинный слог содержит долгую гласную , дифтонг или краткую гласную, за которой следуют две или более согласные.
Различные правила исключения иногда не позволяют грамматическому слогу составить полный слог, а некоторые другие правила удлинения и сокращения (например, исправление ) могут создавать длинные или короткие слоги в контекстах, где можно было бы ожидать обратного. Самым важным классическим размером, определенным александрийскими грамматистами, был дактилический гекзаметр, размер гомеровской поэзии. В этой форме используются стихи размером шесть футов. Первые четыре стопы обычно дактили, но могут быть и спондеями. Пятая стопа почти всегда дактиль. Шестая стопа представляет собой либо спондея, либо хорея. Начальный слог любой стопы называется ictus, основной «долей» стиха. обычно возникает цезура После икта третьей стопы .
Текст Tékhnē grammatiké (ок. 100 г. до н. э., греч. gramma означает «буква», а это название означает «Искусство письма»), возможно, написанный Дионисием Фраксом (170–90 гг. до н. э.), считается самой ранней книгой по грамматике в греческой традиции. [5] В нем перечислены восемь частей речи и изложены общие детали греческой морфологии, включая падежные структуры. Этот текст был задуман как педагогическое руководство (как и Панини), а также охватывает пунктуацию и некоторые аспекты просодии. Другие грамматики Харисия (в основном компиляция Фракса, а также утерянные тексты Реммиуса Палемона и других) и Диомеда (больше внимания уделялось просодии) были популярны в Риме как педагогический материал для преподавания греческого языка носителям латыни .
Одним из самых выдающихся ученых Александрии и древности был Аполлоний Дискол . [22] Аполлоний написал более тридцати трактатов по вопросам синтаксиса, семантики, морфологии, просодии, орфографии, диалектологии и т. д. К счастью, четыре из них сохранились: у нас до сих пор есть « Синтаксис» в четырех книгах и три однокнижные монографии о местоимениях, наречиях и связках соответственно.
Лексикография стала важной областью исследований, поскольку многие грамматисты составляли словари, тезаурусы и списки специальных слов «λέξεις», которые были старыми, диалектическими или специальными (например, медицинские слова или ботанические слова) в тот период. В эпоху раннего средневековья мы находим больше категорий словарей, таких как словарь Суиды (считающийся первым энциклопедическим словарем), этимологические словари и т. д.
В тот период греческий язык функционировал как лингва франка , язык, на котором говорили во всем известном мире (для греков и римлян) того времени, и в результате современная лингвистика пытается преодолеть это. У греков зародилась традиция изучения языка. Терминология, изобретенная греческими и латинскими грамматистами в древнем мире и в средневековый период, продолжает оставаться частью нашего повседневного языка. Подумайте, например, о таких понятиях, как слово, слог, глагол, подлежащее и т. д.
Рим
[ редактировать ]В IV веке Элий Донат составил латинскую грамматику Ars Grammatica , которая стала определяющим школьным текстом в средние века. Уменьшенная версия, Ars Minor , охватывала только восемь частей речи; в конце концов, когда в 15 веке книги начали печатать, это была одна из книг первых напечатанных . Школьники, прошедшие все это обучение, дали нам нынешнее значение слова «грамматика» (засвидетельствованное в английском языке с 1176 года).
Китай
[ редактировать ]Подобно индийской традиции, китайская филология Сяосюэ (小學 «элементарные исследования») возникла как помощь в понимании классики во времена династии Хань (ок. III века до н.э.). Сяосюэ разделилась на три ветви: Сюньгу (訓詁 «экзегеза»), Вэньцзы (文字 «сценарий [анализ]») и Иньюнь (音韻 «[изучение] звуков») и достигла своего золотого века в 17 веке нашей эры ( династии Цин ). Глоссарий Эрья (ок. 3 века до н.э.), сравнимый с индийским Ниханту , считается первым лингвистическим трудом в Китае. Шуовэнь Цзецзы (ок. 2 века до н. э.), первый китайский словарь , классифицирует китайские иероглифы по радикалам , и этой практике последовало большинство последующих лексикографов . Еще две новаторские работы, созданные во времена династии Хань, — это «Фанъянь» , первая китайская работа, посвященная диалектам , и «Шимин» , посвященная этимологии.
Как и в Древней Греции, ранние китайские мыслители были озабоченыСвязь между именами и реальностью. Конфуций (6 век до н. э.) широко подчеркивал моральные обязательства, заложенные в имени, ( чжэнмин ), заявляя, что моральный крах эпохи до Цинь был результатом неспособности исправить поведение, чтобы оно соответствовало моральным обязательствам, присущим именам: «Хорошее правительство состоит в том, что правитель является правителем, министр является министром, отец является отцом, а сын является сыном... Если имена неверны, язык не соответствует истине вещей». ( Аналекты 12.11,13.3).
Однако какова реальность, подразумеваемая под названием? Поздние моисты или группа, известная как «Школа имен» (Мин Цзя, 479–221 гг. до н. э.),учтите, что мин (名 «имя») может относиться к трем видам ши (實 «актуальность»): универсальным типам (лошадь), индивидуальному (Джон) и неограниченному (вещь). Они занимают реалистическую позицию в отношении связи имени и реальности — универсалии возникают потому, что «мир сам фиксирует закономерности сходства и различия, по которым вещи должны быть разделены на виды». [23] Философская традиция хорошо известна головоломками, напоминающими софистов , например, когда Гунсунь Лунцзы (4 век до н.э.) задается вопросом, являются ли в X связки ( is Y ) X и Y идентичными или является ли X подклассом Y. утверждениях Это знаменитый парадокс « белая лошадь — не лошадь» .
Сюнь Цзы (3 век до н.э.) вновь обращается к принципу чжэнмин , но вместоисправляя поведение в соответствии с именами, его акцент делается наисправление языка для правильного отражения действительности. Это согласуется с более «традиционным» взглядом на происхождение слов ( юэдинг сучен 約定俗成).
Изучение фонологии в Китае началось поздно и находилось под влиянием индийской традиции после того, как буддизм в Китае стал популярен . Словарь рима — это тип словаря, упорядоченный по тону и рифму , в котором произношение символов обозначается причудливым написанием. Таблицы иней были позже созданы, чтобы помочь понять фаньци .
Филологические исследования процветали во времена династии Цин, Дуань Юцай и Ван Няньсунь выдающимися фигурами которых были . Последним великим филологом той эпохи был Чжан Бинлинь , который также помог заложить основы современной китайской лингвистики. Западный сравнительный метод был привнесен в Китай Бернардом Карлгреном , первым ученым, реконструировавшим среднекитайский и древнекитайский языки с использованием латинского алфавита (не IPA ). Важными современными китайскими лингвистами являются Ю. Р. Чао , Луо Чанпей , Ли Фанггуй и Ван Ли .
Древние комментаторы классики уделяли большое внимание синтаксису и использованию частиц . Но первую китайскую грамматику в современном смысле этого слова создал Ма Цзяньчжун (конец XIX века). Его грамматика была основана на латинской ( предписывающей ) модели.
Средний возраст
[ редактировать ]Арабская грамматика
[ редактировать ]Благодаря быстрому распространению ислама в VIII веке многие люди выучили арабский язык как лингва франка . По этой причине самые ранние грамматические трактаты по арабскому языку часто пишутся не носителями языка.
Самый ранний известный нам грамматист — Абдаллах ибн Аби Исхак аль-Хадрами (умер в 735–736 гг. н. э., 117 г. хиджры ). [24] Усилия трех поколений грамматиков увенчались книгой персидского лингвиста Сибавайхи ( ок. 760–793).
Сибавайх сделал подробное и профессиональное описание арабского языка в 760 году в своем монументальном труде «Аль-Китаб фи ан-Нахв» (الكتاب في النحو, «Книга по грамматике» ). В своей книге он отличил фонетику от фонологии . [25] [26]
Европейские просторечия
[ редактировать ]Ирландский «Глоссарий Кормака» Санаса Кормаика — это первый в Европе этимологический и энциклопедический словарь на любом неклассическом языке.
Модисты или «спекулятивные грамматики » в 13 веке ввели понятие универсальной грамматики .
В «De vulgari eloquentia» («О красноречии народного языка») Данте расширил сферу лингвистических исследований с латыни и греческого языка, включив в них языки того времени. Другие лингвистические работы того же периода, касающиеся народных языков, включают « Первый грамматический трактат» ( исландский ) или « Auraicept na n-Éces» ( ирландский ).
В эпоху Возрождения и Барокко возрос интерес к лингвистике. [6] особенно с целью переводов Библии иезуитами философских , а также связанных с философскими рассуждениями о языках и происхождении языка .
Отцы-основателиВ 1600-х годах Иоанн Горопиус Беканус был старейшим представителем голландской лингвистики. Он был первым, кто опубликовал фрагмент готики, главным образом «Молитву Господню». Отцами-основателями немецкого языкознания считаются Франциск Юниунс, Ламберт тен Кейт из Амстердама и Джордж Хикс из Англии. [27]
Современная лингвистика
[ редактировать ]Современная лингвистика возникла только в конце 18 века, а романтические или анимистические тезисы Иоганна Готфрида Гердера и Иоганна Кристофа Аделунга оставались влиятельными вплоть до 19 века.
В истории американской лингвистики были сотни языков коренных народов, которые никогда не были записаны. На многих языках говорили, а не писали, поэтому сейчас они недоступны. В этих обстоятельствах такие лингвисты, как Франц Боас, пытались предписать здравые методические принципы анализа незнакомых языков. Боас был влиятельным лингвистом, за ним последовали Эдвард Сепир и Леонард Блумфилд . [28]
Историческая лингвистика
[ редактировать ]В 18 веке предположительное исследование истории , основанное на сочетании лингвистики и антропологии , на тему происхождения и развития языка и общества было модным. Эти мыслители внесли свой вклад в создание академических парадигм, в которых некоторые языки назывались «примитивными» по отношению к английскому языку . Хью Блэр писал, что для коренных американцев определенные движения и действия передают смысл в такой же степени, как и то, что было сказано устно. [29] Примерно в то же время Джеймс Бернетт написал шеститомный трактат, в котором более глубоко углубился в тему «диких языков». Другие авторы предположили, что индейские языки представляют собой «не что иное, как естественные и инстинктивные крики животных» без грамматической структуры. Мыслители этой парадигмы связывали себя с греками и римлянами, которых считали единственными цивилизованными людьми древнего мира. Эту точку зрения выразил Томас Шеридан, составивший важный словарь произношения XVIII века: их языки, которым Греция и Рим, были обязаны тем великолепием, которое затмило все остальные народы мира». [30]
В 18 веке Джеймс Бернетт, лорд Монбоддо, проанализировал множество языков и вывел логические элементы эволюции человеческих языков. Его размышления переплетались с его предшественниками концепций биологической эволюции . Некоторые из его ранних концепций были подтверждены и сегодня считаются правильными. В своей книге «Санскритский язык» (1786) сэр Уильям Джонс предположил, что санскрит и персидский имеют сходство с классическим греческим , латинским , готским и кельтским языками . Из этой идеи возникла область сравнительной лингвистики и исторической лингвистики . На протяжении XIX века европейская лингвистика сосредоточилась на сравнительной истории индоевропейских языков , стремясь найти их общие корни и проследить их развитие.
В 1820-х годах Вильгельм фон Гумбольдт заметил, что человеческий язык представляет собой систему, управляемую правилами, предвосхищая тему, которая должна была стать центральной в формальных работах по синтаксису и семантике языка в 20 веке. Об этом наблюдении он сказал, что оно позволяет языку «бесконечно использовать конечные средства» ( Über den Dualis , 1827). Творчество Гумбольдта связано с движением романтической лингвистики . [31] который был вдохновлен натурфилософией и романтической наукой . [32] Другие известные представители движения включают Фридриха Шлегеля и Франца Боппа . [32]
И только в конце 19-го века неограмматический подход Карла Бругмана и других ввел жесткое понятие здравого закона .
Историческая лингвистика также привела к появлению семантики и некоторых форм прагматики (Нерлих, 1992; Нерлих, Кларк, 1996).
Историческая лингвистика продолжается и сегодня, и лингвистам удалось сгруппировать около 5000 языков мира по ряду общих предков. [33]
Структурализм
[ редактировать ]В Европе произошло развитие структурной лингвистики, инициатором которой стал Фердинанд де Соссюр , швейцарский профессор индоевропейского и общего языкознания, чьи лекции по общему языкознанию, опубликованные посмертно его учениками, задали направление европейского лингвистического анализа с 1920-х гг. ; его подход получил широкое распространение в других областях под широким термином « структурализм ».
К 20 веку внимание сместилось с изменения языка на структуру, которая регулируется правилами и принципами. Эта структура больше превратилась в грамматику, а к 1920-м годам структурная лингвистика превратилась в сложные методы грамматического анализа. [33]
Описательная лингвистика
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны североамериканские лингвисты Леонард Блумфилд и Уильям Мандевиль Остин [34] и несколько его учеников и коллег разработали учебные материалы для различных языков, знание которых было необходимо для военных действий. Эта работа привела к увеличению известности области лингвистики, которая стала признанной дисциплиной в большинстве американских университетов только после войны.
В 1965 году лингвисты Уильям Стоко , Карл Г. Кронеберг и Дороти К. Кастерлайн из Университета Галлодета опубликовали анализ, который доказал, что американский язык жестов соответствует критериям естественного языка . [35]
Генеративная лингвистика
[ редактировать ]Другие подполя
[ редактировать ]Примерно с 1980 года прагматический , функциональный и когнитивный подходы неуклонно набирали силу как в Соединенных Штатах , так и в Европе.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Холлидей, Майкл АК ; Джонатан Вебстер (2006). О языке и лингвистике . Международная издательская группа «Континуум». п. VII. ISBN 978-0-8264-8824-4 .
- ^ Мартине, Андре (1960). Элементы общего языкознания . Исследования по общей лингвистике, том. я. Перевод Элизабет Палмер Рабберт. Лондон: Фабер. п. 15.
- ^ Смит, Сидней; Гэдд, CJ; Пит, Т. Эрик (1925). «Клинописный словарь египетских слов» . Журнал египетской археологии . 11 (3/4): 230–240. дои : 10.2307/3854146 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3854146 .
- ^ «Шумерский лексикон» . www.sumerian.org . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бод, Ренс (2013). Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от античности до современности (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191757471 . OCLC 868068245 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Франсуа и Понсонне (2013) .
- ^ Уильям С.Ю., Ван (1989). «ЯЗЫК В КИТАЕ: ГЛАВА В ИСТОРИИ ЛИНГВИСТИКИ / Исторический обзор развития китайской лингвистики» . Jstor Journal of Chinese Linguistics . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Сваггерс, Питер; Воутерс, Альфонс (2001). «Философия языка и лингвистика в классической античности». В Haspelmath, Мартин (ред.). Типология языка и языковые универсалии, Vol. 1 . Де Грютер. стр. 181–192. ISBN 978-3-11-019403-6 .
- ^ Джозеф, Джон Э. (2002). От Уитни до Хомского: Очерки истории американской лингвистики . Джон Бенджаминс. ISBN 9789027275370 .
- ^ МакГрегор, Уильям Б. (2015). Лингвистика: Введение . Академик Блумсбери. стр. 15–16. ISBN 978-0567583529 .
- ^ Стаал, Дж. Ф., Верность устной традиции и истоки науки . Издательство Северной Голландии, 1986. с. 27
- ^ Бод, Ренс (2014). Новая история гуманитарных наук: поиск принципов и закономерностей от древности до современности . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199665211 .
- ^ Санскритская литература Имперский географический справочник Индии, т. 2 (1909), с. 263.
- ^ С.Ц. Васу (Тр.) (1996). Аштадхьяи Панини (2 тома) . Ведические книги. ISBN 9788120804098 .
- ^ «Алфавит Брахми» . Омниглот . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Наука о языке, глава 16, в книге Гэвина Д. Флуда , изд. Блэквеллский спутник индуизма Blackwell Publishing , 2003, 599 страниц. ISBN 0-631-21535-2 , ISBN 978-0-631-21535-6 . п. 357-358
- ^ Кипарский, Пол (2015). «Об архитектуре грамматики Панини». Ин Хуэт, Г.; Кулкарни, А.; Шарф, П. (ред.). Санскритская компьютерная лингвистика, ISCLS 2007, ISCLS 2008. Конспекты лекций по информатике, Vol. 5402 . Конспекты лекций по информатике. Том. 5402. Спрингер. стр. 33–94. дои : 10.1007/978-3-642-00155-0_2 . ISBN 978-3-642-00155-0 .
- ^ Сёрен, Питер AM (1998). Западная лингвистика: историческое введение . Уайли-Блэквелл. стр. 160–167. ISBN 0-631-20891-7 .
- ^ Ельмслев, Луи (1969) [Впервые опубликовано в 1943 году]. Пролегомены к теории языка . Университет Висконсина Пресс. ISBN 0299024709 .
- ^ СЮЗАННА, Бернар Ф. «Платон и его диалоги: список произведений Платона» . plato-dialogues.org .
- ^ Бальцли, Дирк (5 июня 2018 г.). Залта, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет – через Стэнфордскую энциклопедию философии.
- ^ «Аполлоний Дискол» .
- ^ Крис Фрейзер (2020). «Мохистские каноны» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Моник Бернар, «Пионеры арабских лингвистических исследований». Взято из книги «В тени арабского языка: центральное место языка в арабской культуре» , стр. 213. Ред. Билал Орфали . Лейден : Издательство Brill , 2011. ISBN 9789004215375
- ^ Тальмон, Рафаэль (1982). « НАХВИЙЮН» В «КИТАБЕ» СЕБАВАЙХИ » . Джстор . Харрасовиц Верлаг . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ «КИТАБ СИБАВАЙХА – ЛУЧШИЙ СПРАВОЧНИК» . Сифату Сафва . Проверено 28 сентября 2023 г.
- ^ Ноордеграаф Дж., Верстиг К. и Конрад К.Э. (1992). История языкознания в раннем возрастестраны. Амстердам: Джон Бенджаминс.
- ^ Британика. (2021). Греческая и римская древность. Получено с https://www.britannica.com/science/linguistics/Greek-and-Roman-antiquity.
- ^ Хью Блэр. (1783). Лекции по риторике и художественной литературе. Получено с https://quod.lib.umich.edu/e/ecco/004786433.0001.001/1:9?rgn=div1;view=fulltext.
- ^ Бич, Адам Р. (2001). «Создание классического языка в восемнадцатом веке: стандартизация английского языка, культурный империализм и будущее литературного канона». Техасские исследования в области литературы и языка . 43 (2): 117–141. дои : 10.1353/tsl.2001.0007 . S2CID 161970745 .
- ^ Филип А. Луэльсдорф, Ярмила Паневова, Петр Сгалл (ред.), Прагиана, 1945–1990 , John Benjamins Publishing, 1994, стр. 150: «Сам Гумбольдт (Гумбольдт был одним из ведущих умов романтической лингвистики; он умер в 1834 году) подчеркивал, что говорение — это постоянное творение».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Анджела Эстерхаммер (редактор), Романтическая поэзия , Том 7, John Benjamins Publishing, 2002, стр. 491.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ньюмейер, Ф. (2014). История современной лингвистики. Получено с https://www.linguisticsociety.org/resource/history-modern-linguistics.
- ^ Пюэх, Пьер-Франсуа. «История лингвистики: Уильям Мандевиль ОСТИН» . academia.edu .
- ^ Уильям К. Стоко , Дороти К. Кастерлайн , Карл Г. Кронеберг (1965) Словарь американского языка жестов по лингвистическим принципам. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Галлодетского колледжа.
Ссылки
[ редактировать ]- Кейт Аллан (2007). Западная классическая традиция в лингвистике . Лондон: Равноденствие.
- Рой Харрис; Талбот Дж. Тейлор (1989). Вехи лингвистической мысли: западная традиция от Сократа до Соссюра . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-00290-7 .
- Джон Э. Джозеф; Найджел Лав; Талбот Дж. Тейлор (2001). Вехи лингвистической мысли II: Западная традиция в двадцатом веке . Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-06396-5 .
- В. П. Леманн, изд. (1967). Читатель исторической индоевропейской лингвистики девятнадцатого века . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-34840-4 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2008 г.
- Франсуа, Александр ; Понсонне, Майя (2013). «Описательная лингвистика» (PDF) . У Джона Р. МакГи; Ричард Л. Уормс (ред.). Теория социальной и культурной антропологии: энциклопедия . Том. 1. SAGE Publications, Inc., стр. 184–187. ISBN 9781412999632 .
- Бимал Кришна Матилал (1990). Слово и мир: вклад Индии в изучение языка . Дели; Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-562515-3 .
- Джеймс МакЭлвенни (2024). История современной лингвистики: от истоков до Второй мировой войны . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
- Фредерик Дж. Ньюмейер (2005). История языкознания . Лингвистическое общество Америки. ISBN 0-415-11553-1 . Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 г. Проверено 17 января 2007 г.
- Марио Пей (1965). Приглашение на лингвистику . Даблдэй и компания. ISBN 0-385-06584-1 .
- Роберт Генри Робинс (1997). Краткая история языкознания . Лондон: Лонгман. ISBN 0-582-24994-5 .
- Кис Верстиг (1997). Вехи лингвистической мысли III: Арабская лингвистическая традиция . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 0-415-14062-5 .
- Рэнди Аллен Харрис (1995) Лингвистические войны , Oxford University Press, ISBN 9780199839063 . Второе издание опубликовано в 2022 году под названием «Лингвистические войны: Хомский, Лакофф и битва за глубинную структуру», Oxford University Press, ISBN 9780199740338
- Бриджит Нерлих (1992). Семантические теории в Европе, 1830-1930 гг. Амстердам: Джон Бенджаминс, ISBN 90-272-4546-0
- Бриджит Нерлих и Дэвид Д. Кларк (1996). Язык, действие и контекст. Амстердам: Джон Бенджаминс, ISBN 90-272-4567-3