Jump to content

Системная функциональная грамматика

Майкл Холлидей на симпозиуме по случаю своего 90-летия, 17 февраля 2015 г.

Системная функциональная грамматика ( SFG ) — это форма грамматического описания, созданная Майклом Холлидеем . [1] Это часть социального семиотического подхода к языку, называемого системной функциональной лингвистикой . В этих двух терминах системный относится к взгляду на язык как на «сеть систем или взаимосвязанных наборов возможностей для создания значения»; [2] Функциональный относится к мнению Холлидея о том, что язык такой, какой он есть, благодаря тому, для чего он эволюционировал (см. «Метафункции »). Таким образом, то, что он называет многомерной архитектурой языка , «отражает многомерную природу человеческого опыта и межличностных отношений». [3]

Холлидей описывает свою грамматику как построенную на работах Соссюра , Луи Ельмслева , [4] Малиновский , Дж. Р. Ферт и лингвисты Пражской школы . Кроме того, он опирался на работы американских лингвистов-антропологов Боаса , Сепира и Уорфа . Его «главным вдохновителем» был Ферт , которому он обязан, среди прочего, понятием языка как системы. [5] Среди американских лингвистов Уорф оказал «самое глубокое влияние на мое собственное мышление». Уорф «показал, почему не все люди имеют в виду одно и то же, и что их бессознательные способы значения являются одними из наиболее значительных проявлений их культуры». [6] Во время своих исследований в Китае он называет Ло Чанпэя и Ван Ли двумя учеными, от которых он получил «новые и захватывающие знания о языке». Он благодарит Луо за то, что он дал ему диахроническую перспективу и понимание неиндоевропейской языковой семьи. От Ван Ли он узнал «многое, в том числе методы исследования в диалектологии, семантические основы грамматики и историю языкознания в Китае». [6]

Основные принципы

[ редактировать ]

Некоторые взаимосвязанные ключевые термины лежат в основе подхода Холлидея к грамматике, который является частью его описания того, как работает язык. Этими понятиями являются: система, (мета)функция и ранг. Еще один ключевой термин – лексикограмматика. С этой точки зрения грамматика и лексика являются двумя концами одного и того же континуума.

Анализ грамматики проводится с тринокулярной точки зрения, то есть с трех разных уровней. Итак, если посмотреть на лексикограмму, ее можно анализировать еще на двух уровнях: «сверху» (семантика) и «снизу» (фонология). Эта грамматика подчеркивает взгляд сверху.

Для Холлидея грамматика описывается как система, а не как правило, на том основании, что каждая грамматическая структура предполагает выбор из описуемого набора вариантов. Язык, таким образом, представляет собой смысловой потенциал . Грамматики в традиции научной фантастики используют системные сети для отображения доступных вариантов языка. Например, в отношении английского языка Холлидей описал такие системы, как настроение , действие , тема и т. д. Холлидей описывает грамматические системы как закрытые, то есть имеющие ограниченный набор вариантов. Напротив, лексические наборы представляют собой открытые системы, поскольку в язык постоянно приходят новые слова. [7] [8]

Эти грамматические системы играют роль в толковании значений разного рода. Это основа утверждения Холлидея о том, что язык метафункционально организован. Он утверждает, что смыслом существования языка является значение в социальной жизни, и по этой причине все языки имеют три вида семантических компонентов. Все языки обладают ресурсами для интерпретации опыта ( идеационный компонент), ресурсами для реализации разнообразных и сложных социальных отношений людей ( межличностный компонент) и ресурсами, позволяющими объединить эти два вида значений в связный текст ( текстовая функция). [9] [10] Каждая из грамматических систем, предложенных Холлидеем, связана с этими метафункциями. Например, считается, что грамматическая система «настроение» центрально связана с выражением межличностных значений, «тип процесса» — с выражением эмпирических значений, а «тема» — с выражением текстовых значений.

Традиционно «выбор» рассматривается либо с точки зрения содержания, либо с точки зрения структуры используемого языка. В SFG язык анализируется тремя способами (стратами): семантикой, фонологией и лексикограмматикой. [11] SFG представляет взгляд на язык с точки зрения как структуры (грамматики), так и слов (лексики). Термин «лексикограмматика» описывает этот комбинированный подход.

Метафункции

[ редактировать ]

С самого начала своего описания языка Холлидей утверждал, что он по своей сути функционален. В его ранних работах по грамматике английского языка «функциональные компоненты» языка упоминаются как «обобщенные способы использования языка, которые, поскольку они, по-видимому, определяют природу языковой системы, должны быть включены в наше описание этой системы». ." [12] Холлидей утверждает, что эта функциональная организация языка «определяет форму грамматической структуры». [13]

Холлидей называет свои функции языка метафункциями . Он предлагает три основные функции: идейную , межличностную и текстовую .

Идейная метафункция

[ редактировать ]

Идейная метафункция — это функция интерпретации человеческого опыта. Это средство, с помощью которого мы понимаем «реальность». [14] Холлидей делит идейные метафункции на логические и эмпирические. Логическая метафункция относится к грамматическим ресурсам для построения грамматических единиц в комплексы, например, для объединения двух или более предложений в комплекс предложений. Эмпирическая функция относится к грамматическим ресурсам, участвующим в интерпретации потока опыта через единицу предложения.

Идейная метафункция отражает контекстуальную ценность поля , то есть природу социального процесса, в котором участвует язык. [10] Анализ текста с точки зрения идеационной функции предполагает исследование выбора в грамматической системе «транзитивности»: то есть типов процессов, типов участников, типов обстоятельств в сочетании с анализом ресурсов, с помощью которых соединяются предложения. . Холлидея «Введение в функциональную грамматику» (в третьем издании, с изменениями Кристиана Маттиссена ) [15] изложено описание этих грамматических систем.

Межличностная метафункция

[ редактировать ]

текста Межличностная метафункция связана с аспектами содержания или интерактивности . [16] Как и поле, тенор включает в себя три компонента: личность говорящего/писателя , социальную дистанцию ​​и относительный социальный статус. [17] Социальная дистанция и относительный социальный статус применимы только к устным текстам, хотя есть основания полагать, что эти два фактора могут применяться и к письменному тексту. [18]

Личность говорящего/писателя касается позиции, персонализации и положения говорящего или писателя. Это предполагает изучение того, имеет ли писатель или говорящий нейтральное отношение , что можно увидеть по использованию позитивного или негативного языка. Социальная дистанция означает, насколько близки говорящие, например, как использование прозвищ показывает степень их близости. Относительный социальный статус спрашивает, равны ли они с точки зрения власти и знаний по предмету, например, отношения между матерью и ребенком будут считаться неравными. Основное внимание здесь уделяется речевым действиям (например, склонен ли один человек задавать вопросы, а другой говорящий - отвечать), кто выбирает тему, управление ходом и насколько оба говорящих способны оценить предмет. [19]

Текстовая метафункция

[ редактировать ]

Текстовая метафункция относится к режиму ; внутренняя организация и коммуникативная природа текста. [20] Сюда входят текстовая интерактивность, спонтанность и коммуникативная дистанция. [21]

Текстовая интерактивность рассматривается с учетом таких нарушений, как запинки, паузы и повторения.

Спонтанность определяется посредством сосредоточения внимания на лексической плотности , грамматической сложности, координации (способе соединения предложений между собой) и использовании именной группы . текста Изучение коммуникативной дистанции предполагает изучение связности , то есть того, как он связан вместе, а также любого абстрактного языка, который он использует.

Сплоченность анализируется как с лексико-грамматической, так и с интонационной точек зрения. [22] применительно к лексическим цепочкам [23] а в речевом регистре — тональность, тональность и тон . [24] Лексический аспект фокусируется на смысловых отношениях и лексических повторах, тогда как грамматический аспект рассматривает повторение значения, выраженное посредством ссылки, замены и многоточия , а также роль связывания наречий .

Системная функциональная грамматика одинаково затрагивает все эти области значения внутри самой грамматической системы.

Детская грамматика

[ редактировать ]

Майкл Холлидей (1973) выделил семь функций языка в отношении грамматики, используемой детьми: [25]

  • инструментальная функция служит для манипулирования окружающей средой, для того, чтобы вызвать определенные события;
  • регуляторная функция языка — управление событиями;
  • репрезентативная функция — это использование языка для высказываний, передачи фактов и знаний, объяснения или сообщения с целью представления реальности так, как ее видит говорящий/писатель;
  • интеракционная функция языка служит обеспечению социального содержания;
  • личная функция — выражать эмоции, индивидуальность и реакции на «внутреннем уровне»;
  • эвристическая функция, используемая для приобретения знаний, изучения окружающей среды;
  • образная функция служит для создания воображаемых систем или идей.

Связь с другими разделами грамматики

[ редактировать ]

Теория Холлидея призвана объяснить, как устные и письменные тексты истолковывают значения и как ресурсы языка организованы в открытые системы и функционально связаны со значениями. Это теория используемого языка , создающая систематические отношения между выбором и формами внутри менее абстрактных слоев грамматики и фонологии, с одной стороны, и более абстрактных слоев, таких как контекст ситуации и контекст культуры, с другой. Это радикально отличающаяся теория языка от других, которые исследуют менее абстрактные слои как автономные системы, наиболее заметной из которых является теория Ноама Хомского . Поскольку основная цель системной функциональной грамматики — представить грамматическую систему как ресурс для создания значения, она решает различные проблемы. Например, он не пытается ответить на тезис Хомского о том, что существует «конечная система правил, которая порождает все и только грамматические предложения в языке». [ нужна ссылка ] Теория Холлидея поощряет более открытый подход к определению языка как ресурса; вместо того, чтобы сосредотачиваться на грамматике как таковой, системная функциональная грамматическая трактовка вместо этого фокусируется на относительных частотах выбора, сделанного при использовании языка, и предполагает, что эти относительные частоты отражают вероятность того, что будут выбраны определенные пути через доступные ресурсы, а не другие. Таким образом, SFG описывает язык не как конечную систему правил , а скорее как систему, реализуемую посредством экземпляров, которая постоянно расширяется за счет тех самых экземпляров, которые его реализуют, и которая непрерывно воспроизводится и воссоздается при использовании.

Другой способ понять разницу в проблемах между системной функциональной грамматикой и большинством вариантов порождающей грамматики — это утверждение Хомского о том, что «лингвистика является подотраслью психологии ». Холлидей исследует лингвистику скорее как подотрасль социологии . Поэтому SFG уделяет гораздо больше внимания прагматике и семантике дискурса , чем это традиционно имеет место в формализме .

Ориентация системной функциональной грамматики послужила стимулом для нескольких дальнейших грамматических исследований, которые касаются некоторых предполагаемых недостатков теории и аналогичным образом ориентируются на проблемы, которые, как считается, не рассматриваются в более структурных исследованиях. Примеры включают модель Ричарда Хадсона, называемую «грамматикой слов» , и Уильяма Б. МакГрегора , «Семиотическую грамматику» которая пересматривает организацию метафункций. [26]

См. также

[ редактировать ]

Другие важные системные функциональные грамматисты:

Лингвисты также участвовали в ранней разработке подхода:

  1. ^ «Что такое системно-функциональная лингвистика?» . Информация по системной функциональной лингвистике . Международная ассоциация системной функциональной лингвистики . Проверено 1 июля 2011 г.
  2. ^ Холлидей, MAK 1994. Введение в функциональную грамматику , 2-е изд. Лондон: Эдвард Арнольд. п. 15.
  3. ^ Холлидей, MAK 2003. «Об архитектуре человеческого языка». В книге «О языке и лингвистике» , том 3, в Собрании сочинений М.А.К. Холлидея . Под редакцией Джонатана Вебстера. п. 29.
  4. ^ (Холлидей, 1994: xxvi):
  5. ^ Холлидей, MAK 1985. Размеры анализа дискурса: грамматика. В «Справочнике по дискурсивному анализу», том 2: «Измерения дискурса». Лондон: Академическая пресса. Полностью перепечатано в сборнике сочинений М.А.К. Холлидея «О грамматике», том 1. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. стр262.
  6. ^ Перейти обратно: а б Холлидей, MAK 1985. Системный фон. В книге «Системные перспективы дискурса, том 1: Избранные теоретические статьи» Девятого международного системного семинара Джеймс Д. Бенсон и Уильям С. Гривз (ред.). Алекс. Полностью перепечатано в третьем томе Собрания сочинений М.А.К. Холлидея . Лондон: Континуум. п. 188.
  7. ^ Холлидей, MAK 1961. Категории теории грамматики. Слово, 1961, 17 (3), стр. 241–92. Полностью перепечатано в Halliday, MAK On Grammar. Том 1 в Собрании сочинений М.А.К. Холлидея. Под редакцией Джей Джей Вебстера. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. стр. 40–41.
  8. ^ Холлидей, МАК и Маттиссен, CMIM 2004. Введение в функциональную грамматику . Арнольд. п. 37 и след.
  9. ^ Холлидей, MAK 1977. Текст как семантический выбор в социальном контексте. У Теуна А. ван Дейка и Яноша С. Петефи. Берлин: Вальтер де Грюйтер, Грамматики и описания. Полностью перепечатано в MAK Halliday, 2002. Лингвистические исследования текста и дискурса. Под редакцией Джей Джей Вебстера. Лондон: Континуум.,
  10. ^ Перейти обратно: а б Холлидей МАК и Хасан Р. 1985. Язык, контекст и текст: аспекты языка в социальной семиотической перспективе. Джилонг: Издательство Университета Дикина.
  11. ^ Шапель, Кэрол Энн (28 октября 1998 г.). «Некоторые заметки по системно-функциональной лингвистике» . www.isfla.org . Архивировано из оригинала 25 апреля 2021 года . Проверено 30 июля 2023 г.
  12. ^ Холлидей, МАК 1970. Функциональное разнообразие языка с точки зрения модальности и настроения в английском языке. Основы языка: Международный журнал языка и философии, 6. Полностью перепечатано в «Исследованиях английского языка», том 7, в Собрании сочинений М.А.К. Холлидея. Под редакцией Дж. Дж. Вебстера. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. стр167.
  13. ^ Холлидей, МАК 1970. Функциональное разнообразие языка с точки зрения модальности и настроения в английском языке. Основы языка: Международный журнал языка и философии, 6. Полностью перепечатано в «Исследованиях английского языка», том 7, в Собрании сочинений М.А.К. Холлидея. Под редакцией Дж. Дж. Вебстера. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. стр166.
  14. ^ Холлидей, MAK The Essential Halliday. Лондон и Нью-Йорк: Континуум. Глава 12: Метафункции.
  15. ^ Холлидей, МАК и Маттиссен, CMIM 2004. Введение в функциональную грамматику . Арнольд.
  16. ^ О'Халлоран, К.А. (редактор) Английская грамматика в контексте, Книга 2: Знакомство с английским языком (2006), Открытый университет, с. 15.
  17. ^ Гроб, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3: Приступаем к практике (2006), Открытый университет, стр. 3. 11
  18. ^ О'Халлоран, К.А. (редактор) Английская грамматика в контексте, Книга 2: Знакомство с английским языком (2006), Открытый университет, с. 22.
  19. ^ Гроб, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3: Приступаем к практике (2006), Открытый университет, стр. 22–23
  20. ^ О'Халлоран, К.А. (редактор) Английская грамматика в контексте, Книга 2: Знакомство с английским языком (2006), Открытый университет, с. 36.
  21. ^ Гроб, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3: Приступаем к практике (2006), Открытый университет, стр. 3. 245
  22. ^ Гроб, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3: Приступаем к практике (2006), Открытый университет, стр. 2006. 158
  23. ^ Коффин, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3, Практический курс (2006) Открытый университет, стр. 2006. 158
  24. ^ Гроб, К. (ред.) Английская грамматика в контексте, Книга 3: Приступаем к практике (2006), Открытый университет, стр. 2006. 184
  25. ^ Батлер, К.С., Структура и функции (2003), Джон Бенджаминс, с. 415
  26. ^ МакГрегор, Уильям Б. (1997). Семиотическая грамматика . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  0-19-823688-3 . ОСЛК   36364197 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eeafc934b1dd27ce4c37b6f66c02c536__1700065020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/36/eeafc934b1dd27ce4c37b6f66c02c536.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Systemic functional grammar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)