Категорическое восприятие
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Категориальное восприятие — это феномен восприятия отдельных категорий, когда происходит постепенное изменение переменной в континууме. Первоначально это наблюдалось для слуховых стимулов, но теперь было обнаружено, что оно применимо и к другим модальностям восприятия. [1] [2]
Двигательная теория восприятия речи
[ редактировать ]![]() | этого раздела Тон или стиль могут не отражать энциклопедический тон , используемый в Википедии . ( Октябрь 2023 г. ) |
А как насчет самих строительных блоков языка, которые мы используем для обозначения категорий: являются ли звуки нашей речи — /ba/, /da/, /ga/ — врожденными или приобретенными? Первый вопрос, который мы должны ответить о них, заключается в том, являются ли они вообще категориальными категориями или просто произвольными точками континуума. Оказывается, если проанализировать звуковую спектрограмму, например, ba и pa, окажется, что оба лежат в акустическом континууме, называемом «время начала голоса». С помощью техники, аналогичной той, которая используется для непрерывного «преобразования» визуальных образов друг в друга, можно постепенно «преобразовать» /ba/ в /pa/ и далее, постепенно увеличивая параметр вокализации .
Элвин Либерман и коллеги [3] (в этой статье он не говорил о времени появления голоса) сообщил, что, когда люди слушают звуки, которые варьируются в зависимости от голосового континуума, они слышат только /ba/s и /pa/s, ничего промежуточного. Этот эффект, при котором воспринимаемое качество резко перескакивает из одной категории в другую в определенной точке континуума, а не меняется постепенно, он назвал «категорическим восприятием» (КП). Он предположил, что CP уникален для речи, что CP делает речь особенной, и в так называемой «двигательной теории восприятия речи » он предположил, что объяснение CP лежит в анатомии речевого производства.
Согласно (ныне заброшенной) моторной теории восприятия речи , причина, по которой люди воспринимают резкую смену звуков между /ba/ и /pa/, заключается в том, что то, как мы слышим звуки речи, зависит от того, как люди их воспроизводят, когда говорят. Что варьируется в этом континууме, так это время появления голоса: «b» в /ba/ озвучивается, а «p» в /pa/ — нет. Но в отличие от синтетического «морфирующего» аппарата естественный голосовой аппарат человека не способен производить что-либо среднее между ба и па. Поэтому, когда человек слышит звук из речевого континуума, его мозг воспринимает его, пытаясь сопоставить его с тем, что ему пришлось бы сделать, чтобы его воспроизвести. Поскольку единственное, что они могут производить, это /ba/ или /pa/, они будут воспринимать любой синтетический стимул в континууме как /ba/ или /pa/, в зависимости от того, к чему он ближе. Аналогичный эффект CP обнаружен с ba/da; Акустически они тоже лежат в континууме, но вокально /ba/ формируется двумя губами, /da/ - кончиком языка и альвеолярным гребнем, и наша анатомия не допускает каких-либо промежуточных звеньев.
Моторная теория восприятия речи объяснила, чем речь является особенной и почему звуки речи воспринимаются категорично: сенсорное восприятие опосредовано моторной продукцией. Там, где производство категориально, восприятие будет категоричным; там, где производство непрерывно, восприятие будет непрерывным. Действительно, категории гласных, такие как а/у, оказались гораздо менее категоричными, чем ба/па или ба/да.
Приобретенная отличительность
[ редактировать ]Если производство моторики опосредует сенсорное восприятие , то можно предположить, что этот эффект CP является результатом обучения воспроизведению речи . Эймас и др. (1971), однако, обнаружили, что у младенцев уже имеется речевая ЦП еще до того, как они начинают говорить. Возможно, тогда это врожденный эффект, развившийся в процессе эволюции, чтобы «подготовить» нас к тому, чтобы научиться говорить. [4] Но Куль (1987) обнаружил, что у шиншилл также есть «речевая ЦП», хотя они никогда не учатся говорить и, по-видимому, не эволюционировали для этого. [5] Лейн (1965) далее показал, что эффекты CP могут быть вызваны только обучением , с чисто сенсорным (визуальным) континуумом, в котором нет разрыва моторной продукции, опосредующего разрыв восприятия. [6] Он пришел к выводу, что речевой CP в конце концов не является чем-то особенным, а всего лишь частным случаем классической демонстрации Лоуренса о том, что стимулы, на которые вы учитесь реагировать по-другому, становятся более отличительными, а стимулы, на которые вы учитесь давать ту же самую реакцию, становятся более похожими.
Также стало ясно, что CP не совсем тот эффект «все или ничего», о котором первоначально думал Либерман: Дело не в том, что все /pa/s неотличимы, а все /ba/s неотличимы: мы можем услышать различия, просто как мы можем видеть различия между разными оттенками красного. Просто различия внутри категорий (pa1/pa2 или red1/red2) звучат/выглядят намного меньше, чем различия между категориями (pa2/ba1 или red2/yellow1), даже если размер лежащих в основе физических различий (озвучивание) , длина волны) на самом деле одинаковы.
Задачи идентификации и дискриминации
[ редактировать ]При изучении категориального восприятия часто используются эксперименты, включающие задачи распознавания и идентификации, чтобы классифицировать восприятие звуков участниками. Время появления голоса (VOT) измеряется в континуальном, а не в двоичном формате. Английские двугубные стопы /b/ и /p/ являются звонкими и глухими аналогами одного и того же места и способа артикуляции, однако носители языка различают звуки в первую очередь по тому, где они попадают в континуум VOT. Участники этих экспериментов устанавливают четкие границы фонем в континууме; два звука с разными VOT будут восприниматься как одна и та же фонема, если находятся по одну сторону границы. [7] Участникам требуется больше времени, чтобы различить два звука, попадающих в одну и ту же категорию VOT, чем между двумя звуками, расположенными по разные стороны границы фонемы, даже если разница в VOT больше между двумя звуками одной и той же категории. [8]
Идентификация
[ редактировать ]В задаче идентификации категориального восприятия участникам часто приходится идентифицировать стимулы, такие как звуки речи. Экспериментатор, проверяющий восприятие границы VOT между /p/ и /b/, может воспроизвести несколько звуков, попадающих в различные части континуума VOT, и спросить добровольцев, слышат ли они каждый звук как /p/ или /b/. [9] В таких экспериментах звуки по одну сторону границы почти всегда слышатся как /p/, а по другую — как /b/. Стимулы на границе или рядом с ней требуют больше времени для идентификации, и разные добровольцы сообщают о них по-разному, но они воспринимаются либо как /b/, либо как /p/, а не как звук где-то посередине. [7]
Дискриминация
[ редактировать ]Простая задача по распознаванию AB предлагает участникам два варианта, и участники должны решить, идентичны ли они. [9] Прогнозы для задачи распознавания в эксперименте часто основаны на предыдущей задаче идентификации. Идеальный эксперимент по распознаванию, подтверждающий категориальное восприятие стоповых согласных, привел бы к тому, что добровольцы чаще правильно различали стимулы, которые попадают на противоположные стороны границы, и в то же время различали на случайном уровне по одну и ту же сторону границы. [8]
В задаче по распознаванию ABX добровольцам предъявляются три стимула. A и B должны быть разными стимулами, и добровольцы решают, какому из двух соответствует третий стимул X. Эта задача на различение встречается гораздо чаще, чем простая задача AB. [9] [8]
Гипотеза Уорфа
[ редактировать ]Согласно гипотезе Сепира-Уорфа (в которой эффект сходства/различения Лоуренса был бы просто особым случаем), язык влияет на то, как люди воспринимают мир. Например, цвета воспринимаются категорично только потому, что они названы категорично: наши подразделения спектра произвольны , изучены и различаются в зависимости от культуры и языка . Но Берлин и Кей (1969) предположили, что это не так: мало того, что большинство культур и языков подразделяют и называют цветовой спектр одинаково, но даже для тех, кто этого не делает, области сжатия и разделения одинаковы. [10] Мы все считаем синий цвет более похожим, а зеленый — более похожим, с размытой границей между ними, независимо от того, назвали мы разницу или нет. Эта точка зрения была оспорена в обзорной статье Регьера и Кея (2009), в которых обсуждается различие между вопросами: «1. Влияют ли цветовые термины на восприятие цвета?» и «2. Определяются ли цветовые категории в значительной степени произвольными лингвистическими соглашениями?». Они сообщают о доказательствах того, что лингвистические категории, хранящиеся в левом полушарии мозга у большинства людей, действительно влияют на категориальное восприятие, но в первую очередь в правом зрительном поле, и что этот эффект устраняется с помощью параллельной задачи вербальной интерференции. [11]
Универсализм, в отличие от гипотезы Сепира-Уорфа, утверждает, что категории восприятия являются врожденными и на них не влияет язык, на котором человек говорит. [12]
Поддерживать
[ редактировать ]Поддержка гипотезы Сепира-Уорфа описывает случаи, когда носители одного языка демонстрируют категориальное восприятие, отличное от носителей другого языка. Примеры таких доказательств приведены ниже:
Реджер и Кей (2009) сообщили о доказательствах того, что лингвистические категории влияют на категориальное восприятие преимущественно в правом зрительном поле. [13] Правое поле зрения контролируется левым полушарием мозга, которое также контролирует речевые способности. Давидофф (2001) представил доказательства того, что в задачах по различению цветов носители английского языка легче различали цветовые стимулы через определенную сине-зеленую границу, чем в пределах одной и той же стороны, но не проявляли категорического восприятия, когда им давали то же задание с Беринмо «нол». и «вор»; Колонки Berinmo выступили наоборот. [14]
Популярной теорией в текущих исследованиях является «слабое уорфианство», которое представляет собой теорию, согласно которой, хотя в восприятии существует сильный универсальный компонент, культурные различия все еще оказывают влияние. Например, исследование 1998 года показало, что, хотя и существовали доказательства универсального восприятия Цвета кожи между носителями сетсваны и английского языка также были заметными различиями между двумя языковыми группами. [15]
Развитое категориальное восприятие
[ редактировать ]Признаком категориального восприятия (КП) является сжатие внутри категории и/ или разделение между категориями. Размер эффекта CP — это всего лишь коэффициент масштабирования; именно этот «эффект аккордеона» сжатия/разделения является отличительной чертой CP. В этом отношении «более слабый» эффект CP для гласных, чье двигательное производство является непрерывным, а не категориальным, но чье восприятие по этому критерию категориально, является в такой же степени CP-эффектом, как и эффекты ba/pa и ba/da. . Но, как и в случае с цветами, похоже, что этот эффект является врожденным: наши детекторы сенсорных категорий как для цвета, так и для звуков речи рождаются уже «предвзятыми» в результате эволюции: наш воспринимаемый спектр цветов и речевых звуков уже «искажен» эти сжатия/разделения.
Приобретенное категорическое восприятие
[ редактировать ]Демонстрации Лейна/Лоуренса, недавно воспроизведенные и расширенные Голдстоуном (1994), показали, что ДЦП можно вызвать только путем обучения. [16] В наших словарях занесено также бесчисленное множество категорий , которые, согласно категориальному восприятию, вряд ли являются врожденными. Нативистские теоретики, такие как Фодор [1983], иногда предполагают, что все наши категории врождены. [17] Недавно было продемонстрировано, что, хотя основные категории цвета и речи могут быть врожденными, их границы могут быть изменены или даже потеряны в результате обучения, а более слабые вторичные границы могут быть созданы только в результате обучения. [18]
В случае врожденного ДЦП наши категориально предвзятые сенсорные детекторы гораздо легче и надежнее выделяют заранее подготовленные категории цветов и речевых звуков, чем если бы наше восприятие было непрерывным.
Обучение – это когнитивный процесс, который приводит к относительно постоянным изменениям в поведении. Обучение может влиять на обработку восприятия. [19] Обучение влияет на обработку восприятия, изменяя способ, которым человек воспринимает данный стимул, на основе предыдущего опыта или знаний. Это означает, что способ восприятия чего-либо меняется в зависимости от того, как это видели, наблюдали или переживали раньше. Эффекты обучения можно изучать с помощью категориального восприятия, рассматривая вовлеченные процессы. [20]
Наученное категориальное восприятие можно разделить на различные процессы посредством некоторых сравнений. Процессы можно разделить на межкатегорийные и внутрикатегориальные группы сравнения.. [21] Межгрупповые категории — это те, которые сравнивают два отдельных набора объектов. В группы категорий входят те, которые сравниваются в пределах одного набора объектов. Сравнения между субъектами приводят к эффекту категориального расширения. Категориальное расширение происходит, когда классификации и границы категории становятся шире, охватывая больший набор объектов. Другими словами, категориальное расширение — это когда «границы» определения категории становятся шире. Внутрипредметные сравнения приводят к эффекту категорического сжатия. Эффект категориального сжатия соответствует сужению границ категорий для включения меньшего набора объектов («краевые линии» располагаются ближе друг к другу). [21] Таким образом, между группами категорий возникают менее жесткие определения групп, тогда как внутри групп категорий возникают более жесткие определения.
Другой метод сравнения — рассмотреть сравнение групп как с учителем, так и без него. Контролируемые группы — это группы, для которых предусмотрены категории, что означает, что категория была определена ранее или ей присвоен ярлык; неконтролируемые группы — это группы, для которых создаются категории. Это означает, что категории будут определены по мере необходимости и не будут помечены. [22]
При изучении усвоенного категориального восприятия важны темы. На категории обучения влияет наличие тем. Темы повышают качество обучения. Особенно это заметно в тех случаях, когда существующие темы противоположны. [22] В обученном категориальном восприятии темы служат сигналами для разных категорий. Они помогают определить, на что следует обращать внимание при распределении объектов по категориям. Например, при восприятии форм темой являются углы. Количество углов и их размер дают больше информации о форме и подсказках различных категорий. Три угла могут указывать на треугольник, тогда как четыре могут указывать на прямоугольник или квадрат. Противоположностью теме углов будет тема округлости. Резкий контраст между острым контуром угла и круглой кривизной круга облегчает обучение.
Подобно темам, ярлыки также важны для усвоенного категориального восприятия. [21] Ярлыки — это названия, похожие на существительные, которые могут стимулировать категориальную обработку с акцентом на сходства. [21] Сила ярлыка может определяться тремя факторами: анализом аффективной (или эмоциональной) силы, проницаемостью (способностью прорваться) границ и суждением (измерение жесткости) дискретности. [21] Источники меток различаются и, как и в случае с неконтролируемыми/контролируемыми категориями, либо созданы, либо уже существуют. [21] [22] Ярлыки влияют на восприятие независимо от их источника. Сверстники, отдельные лица, эксперты, культуры и сообщества могут создавать ярлыки. Источник, по-видимому, не так важен, как само наличие ярлыка, важно то, что ярлык есть. Существует положительная корреляция между силой ярлыка (комбинацией трех факторов) и степенью, в которой ярлык влияет на восприятие, а это означает, что чем сильнее ярлык, тем больше он влияет на восприятие. [21]
Сигналы, используемые в усвоенном категориальном восприятии, могут способствовать более легкому воспроизведению и доступу к предыдущим знаниям в процессе изучения и использования категорий. [22] Элемент из категории будет легче вспомнить, если у категории есть сигнал для запоминания. Как уже говорилось, метки и темы служат сигналами для категорий и, следовательно, помогают запоминать эти категории и особенности принадлежащих им объектов.
Есть несколько структур мозга, которые способствуют приобретенному категориальному восприятию. Задействованные области и структуры включают: нейроны, префронтальную кору и нижневисочную кору. [20] [23] Нейроны в целом связаны со всеми процессами в мозге и, следовательно, способствуют обучению категориальному восприятию. Они отправляют сообщения между областями мозга и облегчают визуальную и лингвистическую обработку категории. Префронтальная кора участвует в «формировании сильных категориальных представлений». [20] В нижневисочной коре имеются клетки, которые кодируют разные категории объектов и развернуты вдоль диагностических измерений категорий, областей, различающих границы категорий. [20]
Изучение категорий и категориальное восприятие можно улучшить, добавляя словесные ярлыки, делая темы релевантными для себя, создавая больше отдельных категорий и ориентируясь на схожие функции, которые упрощают формирование и определение категорий.
Приобретенное категориальное восприятие встречается не только у людей, но и у животных. Исследования были нацелены на категориальное восприятие с использованием людей, обезьян, грызунов, птиц, лягушек. [23] [24] Эти исследования привели к многочисленным открытиям. Они сосредотачиваются в первую очередь на изучении границ категорий, где начинается и заканчивается включение, и поддерживают гипотезу о том, что категориальное восприятие действительно имеет изученный компонент.
Вычислительные и нейронные модели
[ редактировать ]Компьютерное моделирование (Tijsseling & Harnad 1997; Damper & Harnad 2000) показало, что многие типы механизмов обучения категорий (например, как обратное распространение ошибки, так и конкурентные сети) демонстрируют эффекты, подобные CP. [25] [26] В сетях обратного распространения шаблоны активации скрытых единиц, которые «представляют» входные данные, по мере обучения накапливают сжатие внутри категорий и разделение между категориями; другие виды сетей демонстрируют аналогичный эффект. CP кажется средством достижения цели: входные данные, которые различаются между собой, «сжимаются» в аналогичные внутренние представления, если все они должны генерировать один и тот же результат; и они становятся более отдельными, если им приходится генерировать разные результаты. «Смещение» сети — это то, что фильтрует входные данные по правильной категории выходных данных. Сети достигают этого путем выборочного обнаружения (после долгих проб и ошибок, руководствуясь обратной связью, исправляющей ошибки) инвариантных характеристик, которые являются общими для членов одной и той же категории и которые надежно отличают их от членов разных категорий; сети учатся игнорировать все остальные вариации как не имеющие отношения к категоризации .
Мозговая основа
[ редактировать ]Нейронные данные обеспечивают корреляты CP и обучения. [27] Было обнаружено, что различия между потенциалами, связанными с событиями, зарегистрированными в мозге, коррелируют с различиями в воспринимаемой категории стимула, наблюдаемого испытуемым. Исследования нейровизуализации показали, что эти эффекты локализованы и даже латерализированы в определенных областях мозга у субъектов, которые успешно усвоили эту категорию, и отсутствуют у субъектов, которые этого не сделали. [28] [29]
Категориальное восприятие отождествляется с левой префронтальной корой головного мозга, при этом такое восприятие речевых единиц не наблюдается в задних областях, находящихся на более ранних этапах их обработки, таких как области в левой верхней височной извилине . [30]
Языковой
[ редактировать ]сжатия/разделения Как врожденный, так и приобретенный CP являются сенсомоторными эффектами: искажения являются сенсомоторными отклонениями и, предположительно, имели сенсомоторное происхождение, будь то в течение сенсомоторной истории жизни организма , в случае выученного CP или сенсомоторной истории жизни организма. виды, в случае врожденного ЦП. Модели ввода-вывода нейронных сетей также совместимы с этим фактом: их предвзятость ввода-вывода проистекает из их истории ввода-вывода. Но когда мы смотрим на наш репертуар категорий в словаре, маловероятно, что многие из них имели прямую сенсомоторную историю при нашей жизни, и еще менее вероятно при жизни наших предков. Кто из нас видел единорога в реальной жизни? Мы видели их изображения, но что видели те, кто первым нарисовал эти изображения? А как насчет категорий, которые я не могу нарисовать или увидеть (или попробовать на вкус или потрогать): А как насчет самых абстрактных категорий, таких как добро и истина?
Некоторые из наших категорий должны происходить из другого источника, помимо непосредственного сенсомоторного опыта , и здесь мы возвращаемся к языку и гипотезе Уорфа: могут ли категории и сопровождающие их CP быть приобретены только посредством языка? Опять же, есть некоторые результаты моделирования нейронной сети, предполагающие, что, как только набор названий категорий был «обоснован» посредством прямого сенсомоторного опыта, их можно объединить в логические комбинации (мужчина = мужчина и человек) и в комбинации еще более высокого порядка (бакалавр = неженатый и мужчина), которые не только выделяют более абстрактные категории более высокого порядка так же, как это делают прямые сенсомоторные детекторы, но также наследуют их CP-эффекты, а также генерируют некоторые свои собственные. Холостяк наследует сжатие/разделение неженатого и мужчины и добавляет собственный слой разделения/сжатия. [31] [32]
Эти вызванные речью CP-эффекты еще предстоит напрямую продемонстрировать на людях; до сих пор были продемонстрированы только выученные и врожденные сенсомоторные ЦП. [33] [34] Последнее демонстрирует силу Уорфа в именовании и категоризации, искажающую наше восприятие мира. Этого достаточно, чтобы реабилитировать гипотезу Уорфа от ее очевидной несостоятельности с точки зрения цвета (и, возможно, также от ее очевидной несостоятельности с точки зрения эскимосского снега). [35] ), но чтобы показать, что это полноценный языковой эффект, а не просто словарный эффект, необходимо будет показать, что наше восприятие мира также может быть искажено не только тем, как вещи называются, но и тем, что мы о них рассказывают.
Эмоции
[ редактировать ]Эмоции являются важной характеристикой человеческого рода. Эмоция — это абстрактное понятие, которое легче всего наблюдать, глядя на выражение лица. Эмоции и их отношение к категориальному восприятию часто изучают с помощью мимики. [36] [37] [38] [39] [40] Лица содержат большое количество ценной информации. [38]
Эмоции делятся на категории, поскольку они отделены друг от друга. Каждая эмоция влечет за собой отдельный и четкий набор реакций, последствий и выражений. Чувство и выражение эмоций — естественное явление, а для некоторых эмоций это на самом деле универсальное явление. Существует шесть основных эмоций, которые считаются универсальными для человеческого вида независимо от возраста, пола, расы, страны и культуры и считаются категорически различными. Эти шесть основных эмоций: счастье, отвращение, печаль, удивление, гнев и страх. [39] Согласно подходу дискретных эмоций, люди испытывают одну эмоцию, а не другие, а не смесь. [39] Категорическое восприятие эмоциональной мимики не требует лексических категорий. [39] Из этих шести эмоций легче всего определить счастье.
Восприятие эмоций с помощью мимики обнаруживает небольшие гендерные различия. [36] на основе определения и границ (по сути, «границы», где заканчивается одна эмоция и начинается следующая эмоция) категорий. Эмоция гнева воспринимается легче и быстрее, когда ее проявляют мужчины. Однако тот же эффект наблюдается в эмоции счастья, которую изображают женщины. [36] Эти эффекты по существу наблюдаются потому, что категории двух эмоций (гнева и счастья) более тесно связаны с другими особенностями этих конкретных полов.
Хотя эмоциям и дается словесное обозначение, категорически их воспринимать не требуется. Прежде чем речь у младенцев, они могут различать эмоциональные реакции. Категорическое восприятие эмоций осуществляется по «встроенному механизму». [39] Существуют дополнительные доказательства, показывающие вербальные ярлыки из культур, которые могут не иметь ярлыка для конкретной эмоции, но все же могут категорически воспринимать ее как собственную эмоцию, дискретную и изолированную от других эмоций. [39] Восприятие эмоций по категориям также изучалось с использованием отслеживания движений глаз, которое показало неявную реакцию без словесных требований, поскольку реакция на движение глаз требовала только движения и не требовала последующего вербального ответа. [37]
Категорическое восприятие эмоций иногда является результатом совместной обработки. В этом восприятии могут быть задействованы и другие факторы. Эмоциональное выражение и неизменные черты (черты, которые остаются относительно постоянными) часто работают вместе. [38] Раса — одна из неизменных особенностей, способствующих категориальному восприятию в сочетании с экспрессией. Расу также можно считать социальной категорией. [38] Эмоциональное категориальное восприятие также можно рассматривать как смесь категориального и размерного восприятия. Пространственное восприятие включает визуальные образы. Категориальное восприятие происходит даже тогда, когда обработка является размерной. [40]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фугейт Дженнифер МБ (январь 2013 г.). «Категорическое восприятие эмоциональных лиц» . Обзор эмоций . 5 (1): 84–89. дои : 10.1177/1754073912451350 . ПМЦ 4267261 . ПМИД 25525458 .
- ^ Кристалл, Д. (1987). Кембриджская энциклопедия языка. Кембридж CB2 1RP: Издательство Кембриджского университета
- ^ Либерман А.М., Харрис К.С., Хоффман Х.С. и Гриффит, Британская Колумбия (1957). «Дискриминация звуков речи внутри и за границами фонем». Журнал экспериментальной психологии . 54 (5): 358–368. дои : 10.1037/h0044417 . ПМИД 13481283 . S2CID 10117886 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Эймас, П. Д.; Сикленд, ER; Ющик, П.В. и Вигорито, Дж. (1971). «Восприятие речи у детей раннего возраста». Наука . 171 (3968): 303–306. Бибкод : 1971Sci...171..303E . дои : 10.1126/science.171.3968.303 . hdl : 11858/00-001M-0000-002B-0DB3-1 . ПМИД 5538846 . S2CID 15554065 .
- ^ Куль, ПК (1987). «Дебаты о специальных механизмах восприятия речи: нечеловеческие виды и неречевые сигналы». В С. Харнаде (ред.). Категориальное восприятие: основа познания . Нью-Йорк: Кембриджского университета . Издательство
- ^ Лейн, Х. (1965). «Моторная теория восприятия речи: критический обзор». Психологический обзор . 72 (4): 275–309. дои : 10.1037/h0021986 . ПМИД 14348425 .
- ^ Перейти обратно: а б Фернандес, Ева; Кэрнс, Хелен (2011). Основы психолингвистики . Западный Суссекс, Великобритания: Уайли-Блэквелл. стр. 175–179 . ISBN 978-1-4051-9147-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Репп, Бруно (1984). «Категорическое восприятие: проблемы, методы, выводы» (PDF) . РЕЧЬ И ЯЗЫК: достижения фундаментальных исследований и практики . 10 : 243–335.
- ^ Перейти обратно: а б с Брандт, Джейсон; Розен, Джеффри (1980). «Слуховое фонематическое восприятие при дислексии: категориальная идентификация и различение стоповых согласных». Мозг и язык . 9 (2): 324–337. дои : 10.1016/0093-934x(80)90152-2 . ПМИД 7363076 . S2CID 19098726 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Берлин, Б.; Кей, П. (1969). Основные термины цвета: их универсальность и эволюция . Беркли: Калифорнийского университета Издательство . ISBN 978-1-57586-162-3 .
- ^ Регье, Т.; Кей, П. (2009). «Язык, мысль и цвет: Уорф был наполовину прав». Тенденции в когнитивных науках . 13 (10): 439–447. дои : 10.1016/j.tics.2009.07.001 . ПМИД 19716754 . S2CID 2564005 .
- ^ Пенн, Джулия, М. (1972). Лингвистическая относительность против врожденных идей: истоки гипотезы Сепира-Уорфа в немецкой мысли . Вальтер де Грюйтер. п. 11.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Регье, Т.; Кей, П. (2009). «Язык, мысль и цвет: Уорф был наполовину прав». Тенденции в когнитивных науках . 13 (10): 439–447. дои : 10.1016/j.tics.2009.07.001 . ПМИД 19716754 . S2CID 2564005 .
- ^ Давидофф, Жюль (сентябрь 2001 г.). «Категоризация языка и восприятия» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 5 (9): 382–387. дои : 10.1016/s1364-6613(00)01726-5 . ПМИД 11520702 . S2CID 12975180 .
- ^ Дэвис, Ирландия; Соуден, ПТ; Джерретт, DT; Джерретт, Т.; Корбетт, Г.Г. (1998). «Межкультурное исследование носителей английского языка и сетсваны по задаче цветовых триад: проверка гипотезы Сепира-Уорфа». Британский журнал психологии . 89 : 1–15. дои : 10.1111/j.2044-8295.1998.tb02669.x .
- ^ Голдстоун, РЛ (1994). «Влияние категоризации на перцептивную дискриминацию». Журнал экспериментальной психологии . Общий. 123 (2): 178–200. дои : 10.1037/0096-3445.123.2.178 . ПМИД 8014612 .
- ^ Фодор, Дж. (1983). Модульность ума . МТИ Пресс. ISBN 978-0-262-06084-4 .
- ^ Роберсон Д., Дэвис И. и Давидофф Дж. (2000). «Цветовые категории не универсальны: повторы и новые свидетельства культуры каменного века» (PDF) . Журнал экспериментальной психологии . Общий. 129 (3): 369–398. дои : 10.1037/0096-3445.129.3.369 . ПМИД 11006906 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Нотман, Лесли; Пол Соуден; Эмре Озген (2005). «Природа изученных эффектов категориального восприятия: психофизический подход». Познание . 95 (2): Б1–Б14. дои : 10.1016/j.cognition.2004.07.002 . ПМИД 15694641 . S2CID 19535670 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кейси, Мэтью; Пол Соуден (2012). «Моделирование выученного категориального восприятия в человеческом зрении» (PDF) . Нейронные сети . 33 : 114–126. дои : 10.1016/j.neunet.2012.05.001 . ПМИД 22622262 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Форони, Франческо; Майрон Ротбарт (2011). «Границы категорий и метки категорий: когда название категории влияет на воспринимаемое сходство членов категории». Социальное познание . 29 (5): 547–576. дои : 10.1521/soco.2011.29.5.547 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Клэппер, Джон (2012). «Влияние предшествующих знаний на случайное обучение категорий». Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 38 (6): 1558–1577. дои : 10.1037/a0028457 . ПМИД 22612162 .
- ^ Перейти обратно: а б Пратер, Джонатан; Стивен Новики; Ринди Андерсон; Сьюзан Питерс; Ричард Муни (2009). «Нейронные корреляты категориального восприятия при обучении голосовому общению» . Природная неврология . 12 (2): 221–228. дои : 10.1038/nn.2246 . ПМЦ 2822723 . ПМИД 19136972 .
- ^ Эрикссон, Ян Л.; Вилла, Алессандро EP (2006). «Изучение крысами классов слуховой эквивалентности гласных». Поведенческие процессы . 73 (3): 348–359. doi : 10.1016/j.beproc.2006.08.005 . ПМИД 16997507 . S2CID 20165526 .
- ^ Дампер, Род-Айленд; Харнад, С. (2000). «Нейросетевое моделирование категориального восприятия» . Восприятие и психофизика . 62 (4): 843–867. дои : 10.3758/BF03206927 . ПМИД 10883589 .
- ^ Тейсселинг, А.; Харнад, С. (1997). «Искажение пространства подобия при обучении категорий с помощью сетей Backprop» . В Рамскаре, М.; Хан, Ю.; Камбуропулос, Э.; Пейн, Х. (ред.). Труды SimCat 1997: Междисциплинарный семинар по сходству и категоризации . Кафедра искусственного интеллекта Эдинбургского университета. стр. 263–269.
- ^ Шарма, А.; Дорман, МФ (1999). «Корковая слуховая система вызвала потенциальные корреляты категориального восприятия времени появления голоса». Журнал Акустического общества Америки . 106 (2): 1078–1083. Бибкод : 1999ASAJ..106.1078S . дои : 10.1121/1.428048 . ПМИД 10462812 .
- ^ Сегер, Кэрол А.; Полдрак, Рассел А.; Прабхакаран, Вивек; Чжао, Маргарет; Гловер, Гэри Х.; Габриэли, Джон Д.Е. (2000). «Асимметрия полушарий и индивидуальные различия в обучении визуальным концепциям, измеренные с помощью функциональной МРТ». Нейропсихология . 38 (9): 1316–1324. дои : 10.1016/S0028-3932(00)00014-2 . ПМИД 10865107 . S2CID 14991837 .
- ^ Райзада, РДС; Полдрак; РА (2007). «Избирательное усиление различий стимулов при категориальной обработке речи» . Нейрон . 56 (4): 726–740. дои : 10.1016/j.neuron.2007.11.001 . ПМИД 18031688 .
- ^ Майерс, Э.Б.; Блюмштайн, SE; Уолш, Э; Элиассен, Дж.; Баттон, Д; Кирк, Дж. С. (2009). «Нижние лобные области лежат в основе восприятия инвариантности фонетических категорий» . Психологическая наука . 20 (7): 895–903. дои : 10.1111/j.1467-9280.2009.02380.x . ПМК 2851201 . ПМИД 19515116 .
- ^ Кангелози, А.; Харнад, С. (2001). «Адаптативное преимущество символического воровства над сенсомоторным трудом: обоснование языка в категориях восприятия» . Эволюция коммуникации . 4 (1): 117–142. doi : 10.1075/eoc.4.1.07can . hdl : 10026.1/3619 . S2CID 15837328 .
- ^ Кангелози А.; Греко А.; Харнад С. (2000). «От роботизированного труда к символическому воровству: Обоснованный переход от категорий начального уровня к категориям более высокого уровня» . Наука о связях . 12 (2): 143–162. дои : 10.1080/09540090050129763 . hdl : 10026.1/3618 . S2CID 6597188 .
- ^ Певцов, Р.; Харнад, С. (1997). «Искажение пространства подобия в категорийном обучении людей: роль сложности задачи» . В Рамскаре, М.; Хан, Ю.; Камбурополосос, Э.; Пейн, Х. (ред.). Труды SimCat 1997: Междисциплинарный семинар по сходству и категоризации . Кафедра искусственного интеллекта Эдинбургского университета. стр. 189–195.
- ^ Ливингстон, К. Эндрюс; Харнад, С. (1998). «Эффекты категориального восприятия, вызванные категориальным обучением» . Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание . 24 (3): 732–753. дои : 10.1037/0278-7393.24.3.732 . ПМИД 9606933 .
- ^ Пуллум, ГК (1989). «Великая эскимосская словарная мистификация». Естественный язык и лингвистическая теория . 7 (2): 275–281. дои : 10.1007/bf00138079 . S2CID 170321854 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гесс, Урсула; Реджинальд Адамс; Роберт Клек (2009). «Категорическое восприятие эмоций и черт». Социальное познание . 27 (2): 320–326. дои : 10.1521/soco.2009.27.2.320 .
- ^ Перейти обратно: а б Чил, Дженна; Доктор медицины Резерфорд (2012). «Сопоставление границ категорий эмоций с использованием парадигмы визуальных ожиданий». Восприятие . 39 (11): 1514–1525. дои : 10.1068/p6683 . ПМИД 21313948 . S2CID 26578275 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Оттен, Марте; Махзарин Банаджи (2012). «Социальные категории формируют нейронное представление эмоций: данные задачи визуальной адаптации лица» . Границы интегративной нейронауки . 6 :9. дои : 10.3389/fnint.2012.00009 . ПМЦ 3289861 . ПМИД 22403531 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Заутер, Диза; Оливер ЛеГуэн; Дэниел Хоун (2011). «Категорическое восприятие эмоциональной мимики не требует лексических категорий» (PDF) . Эмоция . 11 (6): 1479–1483. дои : 10.1037/a0025336 . hdl : 11858/00-001M-0000-0011-A074-B . ПМИД 22004379 . S2CID 14676908 .
- ^ Перейти обратно: а б Фудзимура, Томоми; Ёси-Така Мацуда; Кентаро Катахира; Масато Окада; Кадзуо Оканоя (2012). «Категорийное и размерное восприятие при расшифровке эмоциональных выражений лица» . Познание и эмоции . 26 (4): 587–601. дои : 10.1080/02699931.2011.595391 . ПМЦ 3379784 . ПМИД 21824015 .
В эту статью включен текст Стевана Харнада, доступный по лицензии CC BY-SA 3.0 . Текст и его публикация были получены группой реагирования волонтеров Викимедиа. .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернс, Э.М.; Кэмпбелл, СЛ (1994). «Частотное и частотное разрешение обладателей абсолютного и относительного слуха: примеры категориального восприятия?». Журнал Акустического общества Америки . 96 (5, ч. 1): 2704–2719. Бибкод : 1994ASAJ...96.2704B . дои : 10.1121/1.411447 . ПМИД 7983276 .
- Белпэме, Тони (2002). «Факторы, влияющие на происхождение цветовых категорий» . Лаборатория искусственного интеллекта Брюссельского свободного университета. Архивировано из оригинала 21 июля 2006 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Бимлер, Д; Киркланд, Дж. (2001). «Категорическое восприятие выражений эмоций на лице: данные многомерного масштабирования». Познание и эмоции . 15 (5): 633–658. дои : 10.1080/02699930143000077 .
- Колдер, А.Дж., Янг, А.В., Перретт, Д.И., Эткофф, Н.Л. и Роуленд, Д. (1996). «Категорическое восприятие трансформированной мимики». Визуальное познание . 3 (2): 81–117. дои : 10.1080/713756735 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Кампанелла С., Кине О., Брюйер Р., Кроммелинк М. и Герит Дж. М. (2002). «Категорическое восприятие выражения лица счастья и страха: исследование ERP». Журнал когнитивной нейронауки . 14 (2): 210–227. дои : 10.1162/089892902317236858 . ПМИД 11970787 . S2CID 46480544 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Голдстоун, Р.Л.; Липпа Ю. и Шиффрин Р.М. (2001). «Изменение представлений объектов посредством изучения категорий». Познание . 78 (1): 27–43. CiteSeerX 10.1.1.11.9022 . дои : 10.1016/S0010-0277(00)00099-8 . ПМИД 11062321 . S2CID 16047973 .
- Голдстоун, РЛ (1999). «Похожесть» . У Роберта Эндрю Уилсона; Фрэнк К. Кейл (ред.). Энциклопедия когнитивных наук Массачусетского технологического института . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. стр. 763–765. ISBN 978-0-262-73144-7 .
- Гость, С.; Ван Лаар, Д. (2000). «Строение цветового пространства» . Исследование зрения . 40 (7): 723–734. дои : 10.1016/S0042-6989(99)00221-7 . ПМИД 10683451 .
- Харнад, С. (1990). «Проблема заземления символов» . Физика Д. 42 (1–3): 335–346. arXiv : cs/9906002 . Бибкод : 1990PhyD...42..335H . дои : 10.1016/0167-2789(90)90087-6 . S2CID 3204300 . Архивировано из оригинала 11 июня 2002 года.
- Коцони, Э; де Хаан, М; Джонсон, М.Х. (2001). «Категорическое восприятие мимики 7-месячных детей». Восприятие . 30 (9): 1115–1125. дои : 10.1068/p3155 . ПМИД 11694087 . S2CID 16550635 .
- Лоуренс, Д.Х. (1950). «Приобретенная различимость сигналов: II. Избирательная ассоциация в ситуации постоянного стимула». Журнал экспериментальной психологии . 40 (2): 175–188. дои : 10.1037/h0063217 . ПМИД 15415514 .
- Россион Б., Шильц К., Робай Л., Пиренн Д. и Кроммелинк М. (2001). «Как мозг различает знакомые и незнакомые лица? ПЭТ-исследование категориального восприятия лиц». Журнал когнитивной нейронауки . 13 (7): 1019–1034. дои : 10.1162/089892901753165917 . ПМИД 11595103 . S2CID 19812899 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Шинс, П.Г.; Голдстоун, Р.Л. и Тибо, Дж. (1998). «Развитие признаков предметных концепций». Поведенческие и мозговые науки . 21 (1): 1–54. дои : 10.1017/S0140525X98000107 . ПМИД 10097010 . S2CID 18447334 .
- Стилс, Л. (2001). «Языковые игры для автономных роботов» (PDF) . Интеллектуальные системы IEEE . 16 (5): 16–22. дои : 10.1109/5254.956077 . hdl : 10261/128135 . S2CID 16584655 .
- Стилс, Л.; Каплан, Ф. (1999). «Самозагрузка обоснованной семантики слов». В Бриско, Т. (ред.). Лингвистическая эволюция посредством овладения языком: формальные и вычислительные модели . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета.
- Уорф, Б.Л. (1964). Язык, мысль и реальность . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-0-262-23003-2 .