Лисп
Лисп | |
---|---|
Другие имена | Сигматизм |
Специальность | Педиатрия |
Шепелявость нарушение — это речи , при котором человек неправильно произносит шипящие звуки ( [ s ] , [ z ] , [ ts ] , [ dz ] , [ ʃ ] , [ ʒ ] , [ t͡ʃ ] , [ d͡ʒ ] ). [1] Эти неправильные артикуляции часто приводят к нечеткости речи на языках с фонематическими шипящими звуками.
Типы
[ редактировать ]- Фронтальная шепелявость возникает, когда язык располагается впереди цели. Межзубная шепелявость возникает, когда кончик языка выступает между передними зубами, а дентальная шепелявость возникает, когда кончик языка едва касается передних зубов. Транскрипция в Международном фонетическом алфавите межзубных шипящих - [s̪͆] и [z̪͆] , а для простых зубных шипящих - [s̟] и [z̟] . Когда передняя шепелявость не имеет шипящих качеств из-за отсутствия рифленой артикуляции, транскрипция IPA будет [θ, ð] или ее варианты.
- А Боковая шепелявость возникает, когда звуки [s] и [z] производятся потоком воздуха по бокам языка. Его также называют «slushy ess» или «slushy lisp» отчасти из-за его влажного, плевкового звука. Символами этих латерализованных звуков в расширениях Международного фонетического алфавита для неупорядоченной речи являются [ʪ] и [ʫ] .
- А Носовая шепелявость возникает, когда часть или вся струя воздуха направляется через полость носа. Транскрипция шипящих с носовым трением в расширениях IPA — [s͋] и [z͋] ; простые носовые фрикативы — [s̃] и [z̃] .
- Резкая шепелявость приводит к высокочастотному свисту или шипению, вызванному прохождением струи между языком и твердой поверхностью. В расширениях IPA свистящие шипящие транскрибируются [s͎] и [z͎] .
- Небная шепелявость – это когда говорящий пытается издать шипящий звук, когда середина языка соприкасается с мягким небом. [1] или с задним членением шипящего звука. Последний может быть транскрибирован [s̠] и [z̠] , [ʃ] и [ʒ] или тому подобное. [2]
Причины
[ редактировать ]Успешное лечение показало, что причины носят скорее функциональный, чем физический характер: то есть большинство шепелявости вызвано ошибками в расположении языка или плотностью его расположения во рту, а не какой-либо травмой или врожденной или приобретенной деформацией рта. Наиболее часто обсуждаемой из этих проблем является высовывание языка , при котором язык выступает за передние зубы. [3] Это выпячивание влияет на речь, а также на глотание и может привести к шепелявости. Анкилоглоссия или уздечка языка также могут быть причиной шепелявости у детей, однако неясно, вызваны ли эти недостатки самой уздечкой языка или мышечной слабостью после коррекции уздечки языка. [4] Неправильный и недостаточный прикус также может способствовать развитию нелингвальной шепелявости. Временная шепелявость может быть вызвана стоматологической работой, избытком слюны, каппами, стоматологическими приспособлениями, такими как зубные протезы, зубные брекеты или ретейнеры, а также опухшим или ушибленным языком. [ нужна ссылка ]
Уход
[ редактировать ]френэктомия
[ редактировать ]Шепелявость, вызванную уздечкой языка, можно лечить у стоматолога или отоларинголога (ЛОР) с помощью лингвальной френэктомии или лазерного разреза, что занимает менее 10–15 минут. [5] [6] [7]
Логопедия
[ редактировать ]При межзубной шепелявости терапевт учит студента держать язык за двумя передними резцами. [8]
Одним из популярных методов коррекции нарушений артикуляции или шепелявости является изоляция звуков и работа над исправлением звука изолированно. Основной звук, или фонема , выбирается в качестве цели для лечения. Обычно учитывается положение звука в слове. Звук появляется в начале слова, середине или конце слова (начальном, среднем или конечном).
Возьмем, к примеру, исправление звука «С» (шепелявость). Скорее всего, логопед (SLP) будет использовать упражнения для работы над «Ссссссс». [ объяснить ] Начальные слова для практики, скорее всего, будут состоять из слов с буквой S, таких как «скажи, солнце, мыло, глоток, больной, сказал, плыть». Согласно этому протоколу, SLP медленно увеличивает сложность задач (контекст произношения) по мере улучшения производства звука. Примеры повышенной сложности могут включать произнесение слов фразами и предложениями, произнесение более длинных многосложных слов или увеличение темпа произношения .
Используя этот метод, SLP достигает успеха со своим учеником, нацеливаясь на звук фонетически последовательным образом. Фонетическая согласованность означает, что целевой звук изолирован на минимально возможном уровне (фонема, телефон или аллофон ) и что контекст производства должен быть последовательным. Последовательность имеет решающее значение, поскольку такие факторы, как положение в слове, группировка с другими звуками (гласными или согласными), а также сложность, могут повлиять на производство.
Другой популярный метод лечения шепелявости — использование специально разработанных устройств, которые вставляются в рот и дают тактильную подсказку о том, где именно следует располагать язык при произнесении звука «С». Было доказано, что эта тактильная обратная связь исправляет ошибки шепелявости в два раза быстрее, чем традиционная терапия.
Используя один или оба метода, повторение последовательных контекстов позволяет учащемуся согласовать все необходимые процессы, необходимые для правильного произнесения речи; речевые навыки (способность формулировать правильные звуки в мозгу: какие звуки мне нужно произнести?), двигательное планирование (голос, движения челюсти и языка: как мне воспроизвести звук?) и слуховую обработку (рецептивная обратная связь: была ли звук воспроизводится правильно? Нужно ли исправлять?).
Учащийся с нарушением артикуляции или шепелявости имеет дефицит в одной или нескольких из этих областей. Чтобы исправить этот недостаток, необходимо внести коррективы в один или несколько из этих процессов. Процесс исправления чаще всего является методом проб и ошибок. Однако при таком большом количестве факторов изоляция переменных (звука) необходима для более быстрого достижения результата.
Фонетически последовательная стратегия лечения означает повторение одного и того же. То, что практикуется, является последовательным и не меняется. Слова могут измениться, но фонема и ее расположение остаются теми же (скажем, глоток, подоконник, мыло, ...). Таким образом, успешная коррекция расстройства достигается путем манипулирования или изменения других факторов, связанных с речеобразованием (положение языка, мозговая обработка и т. д.). Как только успешный результат (речь) достигнут, для закрепления правильных постановок необходима последовательная практика.
Когда трудный звук будет освоен, ученик научится произносить звук по слогам, затем по словам, затем по фразам и затем по предложениям. Когда учащийся может произнести целое предложение, не шепелявя, его внимание концентрируется на произнесении правильных звуков во время естественного разговора. К концу курса терапии студента научат следить за собственной речью и корректировать ее при необходимости. Логопедия иногда может решить проблему, но в некоторых случаях логопедия не помогает.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Боуэн, Кэролайн. «Шепелявость – когда /s/ и /z/ трудно произнести» . Архивировано из оригинала 24 апреля 2012 г. Проверено 7 марта 2006 г.
- ^ Джон М. Райсман (1986). Расстройства поведения у младенцев, детей и подростков . Случайный дом. ISBN 978-0-394-35576-4 .
- ^ Питерс М (01 ноября 2006 г.). Семейная медицинская энциклопедия БМА АЗ . Дорлинг Киндерсли Лимитед. п. 470. ИСБН 1-4053-0264X .
- ^ Реге, Вивек. «Узловой язык у младенцев» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 года . Проверено 14 марта 2013 г.
- ^ Сигал Л.М., Стивенсон Р., Доус М., Фельдман П. (июнь 2007 г.). «Распространенность, диагностика и лечение анкилоглоссии: методический обзор» . Может известный врач . 53 (6): 1027–33. ЧВК 1949218 . ПМИД 17872781 .
- ^ Купецкий А, Ботцер Э (2005). «Анкилоглоссия у детей грудного и раннего возраста: клинические рекомендации по диагностике и лечению». Педиатр Дент . 27 (1): 40–6. ПМИД 15839394 .
- ^ Сутер В.Г., Борнштейн М.М. (август 2009 г.). «Анкилоглоссия: факты и мифы в диагностике и лечении». Дж. Периодонтол . 80 (8): 1204–19. дои : 10.1902/jop.2009.090086 . ПМИД 19656020 .
- ^ Уилсон Л.Б. (апрель 1999 г.). «Отучиться от шепелявости» . Воспитание . 13 (3): 172. [ мертвая ссылка ]