Нарушение речевого звука
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2013 г. ) |
Нарушение речевого звука | |
---|---|
Специальность | Логопед |
Нарушение речевого звука ( ССД ) — это речевое расстройство, влияющее на способность произносить звуки речи, которое включает в себя нарушения речевой артикуляции и фонематические нарушения, причем последние относятся к тому, что некоторые звуки ( фонемы ) не воспроизводятся или не используются правильно. Термин «затянувшееся фонологическое развитие» иногда предпочитают при описании детской речи, чтобы подчеркнуть продолжающееся развитие, признавая при этом задержку.
Классификация
[ редактировать ]Нарушения звука речи можно подразделить на два основных типа: нарушения артикуляции (также называемые нарушениями фонетического производства ) и фонематические нарушения (также называемые фонологическими нарушениями ). Однако у некоторых может быть смешанное расстройство, при котором существуют как артикуляционные, так и фонологические проблемы. Хотя нарушения речевого звука связаны с детством, некоторые остаточные ошибки могут сохраняться и во взрослом возрасте.
Нарушения артикуляции
[ редактировать ]Нарушения артикуляции (также называемые нарушениями фонетического производства или просто «артическими расстройствами» для краткости) основаны на трудностях в обучении физическому воспроизведению нужных фонем. Нарушения артикуляции связаны с основными артикуляторами: губами, зубами, альвеолярным отростком, твердым небом, небной занавеской, голосовой щелью и языком. Если расстройство связано с каким-либо из этих артикуляторов, то это нарушение артикуляции. Ошибок обычно меньше, чем при фонематическом нарушении, и более вероятны искажения (хотя могут присутствовать и любые пропуски, дополнения и замены). Их часто лечат, обучая ребенка тому, как физически издавать звук, и заставляя его практиковаться в его воспроизведении, пока он (будем надеяться) не станет естественным. Нарушения артикуляции не следует путать с двигательными нарушениями речи , такими как дизартрия (при которой наблюдается фактический паралич речевой мускулатуры) или вербальная диспраксия развития (при которой моторное планирование сильно нарушается ).
Типы
[ редактировать ]- Дельтацизм ( от греческой буквы Δ ) — затруднение в произнесении / д / . звука [1]
- Этацизм – это трудность в произнесении звука «е» . [1]
- Гамацизм – затруднение в воспроизведении / ɡ / звука. [1]
- Хитизм – затруднение в произнесении звука / ч / . [2]
- Иотацизм – затруднение в произнесении звука / j / . [3]
- Капацизм – затруднение в произношении звука / к / . [1]
- Ламбдацизм (от греческой буквы λ ) — затруднение произношения боковых согласных . [1] [4]
- Ротацизм - это трудность в произношении ротических согласных звуков в стандартном произношении соответствующего языка. [1] [4]
- В чешском языке существует особый тип ротакизма, называемый rotacismus bohemicus , который представляет собой неспособность произнести определенный звук ⟨ř⟩ / r̝ / . [5]
- Сигматизм – это затруднение в произношении / s / , / z / и подобных звуков . [1]
- Тетакизм – затруднение произнесения звука / т / . [1]
Фонематические нарушения
[ редактировать ]При фонематическом расстройстве (также называемом фонологическим расстройством) у ребенка возникают проблемы с изучением звуковой системы языка, он не может распознать, какие звуковые контрасты также противоречат значению. Например, звуки / k / и / t / не могут быть распознаны как имеющие разные значения, поэтому «вызов» и «высокий» можно рассматривать как омофоны , оба произносятся как «высокий». Это называется коллапсом фонем , и в некоторых случаях многие звуки могут быть представлены одним — например, / d / может заменить /t/ , /k/ и / ɡ / . В результате количество ошибочных звуков часто (хотя и не всегда) больше, чем при нарушениях артикуляции, и замены обычно являются наиболее распространенной ошибкой. Фонематические нарушения часто лечат с использованием минимальных пар (два слова, отличающихся только одним звуком), чтобы привлечь внимание ребенка к разнице и ее влиянию на общение.
Некоторые дети с фонематическими нарушениями слышат, что две фонемы отличаются друг от друга, когда другие говорят, но не осознают, что эти фонемы звучат одинаково, когда они сами говорят. Это называется феноменом «фис» , по названию сценария, в котором логопед говорит: «Вы сказали «фис», вы имели в виду «рыба»?» И ребенок отвечает: «Нет, я не сказал «фис», я сказал «фис». В некоторых случаях ребенок издает звуки, хотя и похожие, но акустически различимые. Однако другие не слышат этой разницы, [6] потому что эти два звука не рассматриваются как отдельные фонемы в разговорном языке.
Хотя фонематические нарушения часто считаются языковыми расстройствами, поскольку затрагивается языковая система, они также являются нарушениями речевого звучания, поскольку ошибки связаны с использованием фонем. Это отличает их от специфических языковых нарушений , которые представляют собой прежде всего нарушение синтаксиса ( грамматики) и использования языка, а не звуковой системы. Однако они могут сосуществовать, воздействуя на одного и того же человека.
Другие расстройства могут быть связаны с различными способами произношения согласных. Некоторыми примерами являются скользящие вещества и жидкости. Скольжение происходит, когда артикуляционная поза постепенно меняется от согласной к гласной. Жидкости могут включать / l / и / ɹ / .
Смешанные нарушения речевого звука
[ редактировать ]В некоторых случаях фонетические и фонематические ошибки могут сосуществовать у одного и того же человека. В таком случае основное внимание обычно уделяется фонологическому компоненту, но артикуляционная терапия может быть необходима как часть процесса, поскольку обучение ребенка использованию звука непрактично, если ребенок не знает, как его воспроизводить.
Остаточные ошибки
[ редактировать ]Несмотря на то, что большинство нарушений речевого звука можно успешно лечить в детстве, а некоторые даже перерастают их самостоятельно, иногда ошибки могут сохраняться и во взрослом возрасте, а не только не соответствовать возрасту . Такие постоянные ошибки называются «остаточными ошибками» и могут оставаться на всю жизнь.
Презентация
[ редактировать ]Ошибки, допущенные детьми с нарушениями речевого звучания, обычно подразделяются на четыре категории:
- Пропуски: некоторые звуки не воспроизводятся — целые слоги или классы звуков могут быть удалены; например, fi' для рыбы или 'at для кошки. Это отличается от таких особенностей, как отсутствие ротичности , выпадение h или l-вокализация , которые являются частью различных региональных, национальных и этнических акцентов и обычно не считаются расстройствами.
- Дополнения (или пентезы/комиссии): к задуманному слову добавляется дополнительный звук или звуки; например, пух-лейн для самолета.
- Искажения: звуки слегка изменяются, поэтому предполагаемый звук можно распознать, но он звучит «неправильно» или может не походить ни на один звук в языке.
- Замены: один или несколько звуков заменяются другими; например, воббит для кролика или пакля для коровы.
Иногда даже для экспертов неочевидно, какой именно тип был создан — некоторые искаженные формы / ɹ / могут быть ошибочно приняты за / w / случайным наблюдателем , но на самом деле они могут быть не совсем правильными, а где-то посередине. Кроме того, детей с тяжелыми речевыми нарушениями звука может быть трудно понять, что затрудняет определение того, какое слово на самом деле было задумано и, следовательно, что в нем на самом деле не так. Некоторые термины могут использоваться для описания более чем одной из вышеперечисленных категорий, например, lisp , который часто является заменой / s / на / θ / (подстановка), но может быть искажением, производящим /s/ сразу за зубы, в результате чего получается звук где-то между /s/ и /θ/ .
Существует три различных уровня классификации при определении величины и типа возникающей ошибки:
- Звуки, которые может издавать больной
- A: Фонематический – можно легко воспроизвести; используется осмысленно и контрастно
- B: Фонетический – создается только по запросу; не используются последовательно, осмысленно или контрастно; не используется в связной речи
- Стимулирующие звуки
- A: Легко стимулируется
- B: Возможна стимуляция после демонстрации и зондирования (т. е. с помощью депрессора языка).
- Не могу воспроизвести звук
- A: Не может быть произведено добровольно
- B: Производство никогда не наблюдалось
Обратите внимание, что пропуски не означают, что звук не может быть произведен, и некоторые звуки могут воспроизводиться легче или чаще, когда они появляются вместе с некоторыми другими звуками: кто-то может произнести «с» и «т» отдельно, но не «ст». или может произнести звук в начале слова, но не в конце. Масштаб проблемы часто варьируется в зависимости от звука, воспроизводимого одним и тем же динамиком.
Причины
[ редактировать ]Большинство нарушений речевого звука возникают без известной причины. Ребенок может не научиться правильно произносить звуки или не усвоить правила произнесения звуков самостоятельно. У этих детей может быть проблема с речевым развитием, что не всегда означает, что они просто перерастут ее сами. У многих детей со временем развиваются звуки речи, но те, кто не часто нуждаются в услугах логопеда, чтобы выучить правильные звуки речи. [ нужны разъяснения ]
Некоторые речевые звуковые ошибки могут быть результатом других синдромов или нарушений, таких как:
- нарушения развития (например, аутизм )
- генетические нарушения (например, синдром Дауна )
- потеря слуха , включая временную потерю слуха, например, из-за ушных инфекций
- расщелина неба или другие физические аномалии рта
- болезнь
- неврологические расстройства (например, церебральный паралич )
Диагностика
[ редактировать ]Согласно DSM-5 , около 50% речи типичного двухлетнего ребенка может быть понятным. Речь 4-летнего ребенка в целом должна быть разборчивой, а 7-летний ребенок должен быть в состоянии четко произносить большинство слов, соответствующих общественным нормам для его возраста. Неправильная артикуляция некоторых сложных звуков ( [ l ] , [ ɹ ] , [ s ] , [ z ] , [ θ ] , [ ð ] , [ t͡ʃ ] , [ d͡ʒ ] и [ ʒ ] ) могут быть нормальными до 8 лет. Дети с нарушением звука речи имеют трудности с произношением, не соответствующие их возрасту, и эти трудности не вызваны проблемами со слухом , врожденными деформациями, двигательными нарушениями или избирательным мутизмом . [7]
Диагностические критерии нарушения звука речи DSM-5 требуют наличия постоянных проблем с произношением звуков речи с раннего возраста развития. Для диагностики это должно привести к трудностям в эффективном общении и ощутимым негативным социальным последствиям, таким как снижение успеваемости или профессиональной успеваемости. Диагноз исключается, если основной причиной является врожденный дефект или приобретенное заболевание, такое как церебральный паралич , расщелина неба , глухота или потеря слуха, а также черепно-мозговая травма . и другие речевые нарушения Наряду с нарушением звука речи можно диагностировать , хотя дифференциальная диагностика с избирательным мутизмом может быть затруднена из-за того, что нормальная речь наблюдается только в некоторых условиях. [7]
Уход
[ редактировать ]У большинства детей это расстройство не сохраняется на всю жизнь, и трудности с речью улучшаются со временем и с помощью речевого лечения . Прогноз хуже для детей, у которых также имеется языковое расстройство , поскольку это может указывать на нарушение обучения. [7]
См. также
[ редактировать ]- Акцент (социолингвистика)
- Вербальная диспраксия развития
- ФоксП2
- Я семья
- Инфантильная речь
- Речевая и языковая патология
- Свистящие свистящие звуки , связанные с некоторыми речевыми расстройствами, хотя естественным образом встречаются в таких языках, как шона.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Георгиевская-Янческа, Татьяна (09.02.2019). «Лямбдацизм, ротакизм и сигматизм у детей дошкольного возраста: частота и распространение» . Македонский журнал медицинских наук открытого доступа . 7 (3): 336–340. дои : 10.3889/oamjms.2019.144 . ISSN 1857-9655 . ПМК 6390136 . ПМИД 30833997 .
- ^ "Хитизм" . Педагогическая энциклопедия (in Russian) . Retrieved 2022-08-02 .
- ^ "Йотацизм" . Педагогическая энциклопедия (in Russian) . Retrieved 2022-08-02 .
- ^ Перейти обратно: а б Стинчфилд, Сара М (1933). Речевые расстройства: психологическое исследование различных дефектов речи . Рутледж. ISBN 9781136310256 . Проверено 10 июня 2019 г.
ротацизм из-за затруднения звука р
- ^ Сделал это, Милослав. Бакалаврская работа: Коррекция ротатизма у дошкольников в логопедическом классе обычного детского сада (PDF) (на чешском языке). Масариков университет в Брно.
- ^ Фромкин, Виктория. (2000). "Фонология". Лингвистика: введение в лингвистическую теорию . Молден, Массачусетс; Оксфорд, Великобритания: Блэквелл. ISBN 978-0-631-19711-9 . OCLC 43577669 .
- ^ Перейти обратно: а б с Американская психиатрическая ассоциация, изд. (2013). «Нарушение речевого звука, 315,39 (F80.0)». Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание . Американское психиатрическое издание. стр. 44–45.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бауман-Вэнглер, Жаклин Энн. (2004). Артикуляционные и фонологические нарушения: клинический фокус (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. ISBN 978-0-205-40248-9 . OCLC 493612551 .
- Секорд, Уэйн; Бойс, Сюзанна; Донахью, Джоэнн; Фокс, Роберт; Шайн, Ричард (2007). Вызов звуков: методы и стратегии врача . Клифтон-Парк, Нью-Йорк: Thomson Delmar Learning. ISBN 978-1-4018-9725-3 . OCLC 77708677 .
- Правосудие, Лаура М. (2006). Коммуникационные науки и расстройства: введение . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси: Пирсон / Меррилл Прентис Холл. ISBN 978-0-13-113518-5 . OCLC 58563236 .
- Шриберг, Лоуренс Д.; Кент, Раймонд Д. (2013). Клиническая фонетика (4-е изд.). Бостон, Массачусетс: Pearson Education. ISBN 978-0-13-702106-2 . OCLC 798389609 .
- Боуэн, К. (2009). Нарушения звука речи у детей . Оксфорд: Уайли-Блэквелл
- Раз, М. (1992). Как научить ребенка произносить звук «С» за 15 простых уроков. Издательство GerstenWeitz ISBN 9780963542601
- Раз, М. (1996). Как научить ребенка произносить звук «Р» за 15 простых уроков. Издательство GerstenWeitz ISBN 9780963542618
- Раз, М. (1999). Как научить ребенка произносить звук «Л» за 15 простых уроков. Издательство GerstenWeitz ISBN 9780963542649