Управление дислексией
Управление дислексией | |
---|---|
![]() Вудро Вильсон был одним из первых, кто применил пишущую машинку. Считается, что именно написание корреспонденции помогло ему преодолеть дислексию. На фото пишущая машинка Вильсона из Дома-музея Вудро Вильсона . | |
Специальность | Педагог-психолог |
Управление дислексией зависит от множества переменных; не существует какой-то одной конкретной стратегии или набора стратегий, которые будут работать для всех, кто страдает дислексией.
Некоторое обучение ориентировано на конкретные области навыков чтения, такие как фонетическая расшифровка; тогда как другие подходы являются более комплексными по своему охвату, сочетая в себе методы развития базовых навыков со стратегиями улучшения понимания и оценки литературной литературы. Многие программы имеют мультисенсорную структуру, а это означает, что обучение включает визуальные, слуховые, кинестетические или тактильные элементы; поскольку обычно считается, что такие формы обучения более эффективны для учащихся с дислексией. [1]
несколько подходов специального образования Для учащихся с дислексией было разработано . Адаптивные технологии , такие как специализированное компьютерное программное обеспечение, привели к появлению недавних инноваций, полезных для многих людей с дислексией.
Одним из факторов, характеризующих область коррекции дислексии, является поток альтернативных методов лечения нарушений развития и обучения . Эти противоречивые методы лечения включают пищевые добавки, специальные диеты, гомеопатию и остеопатию / хиропрактику . [2]
Определение
[ редактировать ]Дислексия характеризуется трудностями в обучении, которые могут включать: [3]
Трудности с устной речью:
- Поздно говорить
- Трудности в произношении слов
- Трудности в приобретении словарного запаса или грамматики, соответствующей возрасту.
- Трудно следовать указаниям
- Путаница в отношении правого/левого, до/после, верха/низа и т. д.
- Трудности в изучении алфавита
- Трудности в изучении детских стишков или песен.
- Трудности с поиском слов или проблемы с называнием
Трудности с чтением:
- Трудно научиться читать
- Трудности с фонологическим восприятием (определение рифмующихся слов или подсчет слогов)
- Трудности с фонематическим восприятием (слухом и манипулированием звуками)
- Трудности со слуховой дискриминацией (различением разных звуков в словах)
- Трудности в изучении звуков букв.
- Трудно запомнить имена
- Трудности с запоминанием порядка букв.
- Неправильное прочтение общих слов
- Пропуск общих слов
- Угадывание по более длинным словам
- Плохое понимание прочитанного
- Медленное, утомительное устное чтение.
Трудности с письменной речью:
- Проблемы с организацией идей на бумаге
- Много орфографических ошибок
- Хорошо справляется с орфографическими тестами, но продолжает допускать орфографические ошибки в повседневной работе.
- Сложности в корректуре
Системы письма и орфографии
[ редактировать ]
Система письма — это тип символической системы, используемый для представления элементов или утверждений, выражаемых в языке .Орфография . языка для определяет правильный способ использования определенной системы письма написания языка Если для языка используется более одной системы письма, например, для курдского языка , может быть более одной орфографии.
Алфавитная орфография
[ редактировать ]Большая часть преподавания направлена на исправление конкретных слабых мест, например, на решение проблем с фонетической декодировкой путем предоставления репетиторства на основе фонетики. Некоторое обучение ориентировано на конкретные области навыков чтения, такие как фонетическая расшифровка; тогда как другие подходы являются более всеобъемлющими по своему охвату, сочетая методы развития базовых навыков со стратегиями улучшения понимания и оценки литературной литературы. Многие программы имеют мультисенсорную структуру, а это означает, что обучение включает визуальные, слуховые, кинестетические или тактильные элементы; поскольку обычно считается, что такие формы обучения более эффективны для учащихся с дислексией. [1] Несмотря на заявления о том, что некоторые программы «основаны на исследованиях», существует очень мало эмпирических или количественных исследований, подтверждающих использование какого-либо конкретного подхода к обучению чтению по сравнению с другим, когда он используется с детьми с дислексией. [4] [5]
Торгесен (2004) подчеркнул важность четкого обучения для исправления ситуации, а также необходимость интенсивности, которая полностью отличается от обычного обучения в классе. Чтобы добиться успехов в чтении, учащимся необходимы четко структурированные, последовательные интерактивные действия и тщательный мониторинг, напрямую связывающие известное с новым, с достаточным временем для отработки новых навыков для развития автоматизма и беглости. Размер обучающей группы также важен, в идеале от 1:1 до 1:3. [6]
Вмешательства в систему письма на латинице
[ редактировать ]Существует мало эмпирических или количественных исследований, подтверждающих использование какой-либо конкретной программы для обучения чтению при использовании с детьми с дислексией. [4] [5]
В 2007 году исследователи Джозеф Торгесен и Рихард Вагнер показали, что при обучении детей с ограниченными возможностями чтения программы, включающие систематическое и подробное обучение знанию фонем и соотношению графема-фонема, гораздо более успешны, чем программы, которые этого не делают. [7]
Академические исправления
[ редактировать ]Раннее выявление и лечение являются ключом к оказанию помощи людям с дислексией в достижениях в учебе и жизни. Соответствующее корректирующее обучение представляет собой структурированный подход к повышению грамотности: [8]
- Фонология – это изучение структуры звука в устной речи. Эти навыки включали рифмование, подсчет слов в произнесенном предложении и аплодирование слогов в словах с шипами. Умение разбивать слова на сложные звуки – фонемы.
- Ассоциация звук-символ – как только учащийся осознает фонемы разговорной речи, он должен сопоставить фонемы с символами (печатными буквами). Этому навыку необходимо обучать в двух направлениях: визуальное к слуховому (чтение) и слуховое к визуальному (правописание).
- Слоговая инструкция – слог – это единица письменного языка с одним гласным звуком. Инструкции должны включать 6 основных типов слогов английского языка (закрытый, гласный-согласный-е, открытый, согласный-le, r-контролируемый и пара гласных).
- Морфология – морфема – это наименьшая единица значения в любом языке. Изучение основы слов, корней, приставок и суффиксов.
- Синтаксис – набор принципов, определяющих последовательность и функцию слов в предложениях. Эти понятия включают грамматику, вариацию предложений и механику языка.
- Семантика – аспект языка, ориентированный на значение.
- Систематичность – организация материала, следующая логической схеме языка.
- Накопительный – этапы обучения основаны на предыдущих концепциях.
- Явное обучение – требует целенаправленного преподавания всех концепций при взаимодействии ученика и учителя.
Размещение в классе
[ редактировать ]Хотя не существует методов лечения или быстрого лечения дислексии, существует множество методов, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся с дислексией в классе, пока они восстанавливают навыки чтения. К ним относятся такие вещи, как:
- Устное тестирование
- Бессрочные тесты
- Аудиокниги
- Отменить или сократить тесты по правописанию
- Сведение к минимуму необходимости читать вслух [9]
- Разрешите учащимся записывать объяснение Учителем домашнего задания (например, на диктофон), чтобы обеспечить точный учет домашнего задания.
- Принять продиктованное домашнее задание
- Уменьшите нагрузку на домашние задания
- Оценивайте содержание, а не орфографию и почерк.
- Уменьшите задачи копирования
- Избегайте или сокращайте тесты по написанию эссе
- Предоставление учителю раздаточных материалов в дополнение к сделанным заметкам.
- Использование материалов, которые визуально не перегружены.
- Чтобы повысить мотивацию, дайте задания в областях, к которым у ученика сильный интерес, например, спортивные рассказы, биографии изобретателей или рок-музыкантов или художественная литература о проблемах подростков. [10]
- Используйте подходящий макет, в том числе больший размер шрифта, больший межстрочный интервал (1,5) и четкий шрифт — обычно рекомендуются шрифты без засечек. [11]
- Некоторые люди с дислексией чувствительны к цвету бумаги и могут обнаружить, что не совсем белая, бледно-зеленая или бледно-фиолетовая бумага облегчает чтение.
- Ношение специально затемненных очков.
- Использование подходящего размера шрифта. Исследования не показывают, что использование специально разработанных шрифтов помогает при дислексии. [12]
Людям с дислексией нужен учитель, способный проводить «индивидуализированное» обучение. [13] научиться читать. Эту потребность можно удовлетворить в стандартном классе, если у учителя есть опыт и время, чтобы посвятить такое обучение, но потребность в индивидуальном обучении иногда требует использования частного репетитора Ортона-Гиллингема или другого репетитора по дислексии. [14]
Последние события
[ редактировать ]Доступное издательское дело призвано облегчить чтение всем, кто борется со стандартным универсальным методом книгоиздания. Доступное издательство работает с издателями и использует технологию «Печать по требованию» , которая позволяет читателю выбирать, как будут публиковаться книги. Доступные варианты формата включают выбор размера шрифта (от 11 до 28 пунктов), жирность шрифта, курсив или обычный, а также выбор межстрочного интервала. [15] Также разрабатывается множество специальных шрифтов для лечения дислексии, проблем с отслеживанием глаз и других состояний. [16] Хотя некоторые люди с дислексией сообщают об улучшении чтения при использовании разных шрифтов, эти сообщения носят анекдотический характер; эмпирических данных в поддержку использования «шрифтов для дислексии» мало.Издатели доступных книг, такие как ReadHowYouWant, также работают над тем, чтобы сделать книги, написанные шрифтом Брайля , электронные книги , аудиокниги и DAISY .
Новые форматы, такие как упрощенный текст. [17] были разработаны, которые помогают людям с дислексией более плавно отслеживать (переходить от одной строки к другой). Они работают путем добавления в текст «указателей», показывающих, куда идти дальше.
Учителя также используют аудиокниги как способ увлекательного обучения людей с дислексией по учебникам. В Великобритании одной из крупнейших благотворительных организаций является Listening Books, которая предлагает своим членам услуги потокового вещания через Интернет. Австралийская компания ReadHowYouWant работает над тем, чтобы все опубликованные книги были доступны в форме аудиокниг . [18] В Соединенных Штатах некоммерческая организация Learning Ally предлагает крупнейшую в мире библиотеку аудиокниг, озвученных человеком, а вторая организация, Bookshare , предлагает широкий выбор аудиокниг для синтетического чтения. Эти аудиокниги хорошо подходят для людей, у которых есть проблемы с точностью чтения слов и беглостью речи (например, дислексиками).
Людям с дислексией требуется больше практики, чтобы овладеть навыками в тех областях, в которых они испытывают дефицит. В обстоятельствах, когда типично развивающимся детям требуется от 30 до 60 часов обучения, количество часов, которое привело к оптимистическим выводам относительно устранения дислексии, составляет от 80 до 100 часов или меньше, если вмешательство начато достаточно рано. Лишь примерно 20% взрослых с ранними трудностями в чтении приобрели навыки беглого чтения во взрослом возрасте. [19]
Исследования функциональной МРТ ( фМРТ ) показали неврологические изменения у детей и взрослых с дислексией, которые использовали фонологические вмешательства, с улучшением показателей в тестах на фонематическую осведомленность и декодирование текста. [20] [21] Исследования фМРТ также показали изменения в мозге и улучшение правописания у детей с дислексией, обучавшихся правописанию фонетическому орфографическим способом. [22]
Исследование 2012 года показало, что использование FM-системы способствует пластичности нейронов у детей с дислексией. [23] FM-система — это персональное вспомогательное прослушивающее устройство, состоящее из беспроводного микрофона, который носит учитель, и беспроводного приемника, аналогичного приемнику Bluetooth, который носится на ушах ученика. Измерения реакции мозга на звуки речи показали, что дети, носившие устройство в течение года, более стабильно реагировали на очень мягкие и быстро меняющиеся элементы звуков, помогающие отличать один согласный звук от другого (кошка, летучая мышь, похлопывание и т. д.). Эта улучшенная стабильность была связана с улучшением чтения, основанным на стандартизированных показателях читаемости, что, как долгосрочное преимущество, указывает на пластичность мозга.
Национальные законодательные положения и структуры поддержки
[ редактировать ]Каждая страна приняла и разработала свою систему письма по своему выбору.Каждая страна имеет свои собственные законы, касающиеся предоставления образования и особых образовательных потребностей. Законодательная база поддержки в каждой стране обычно дополняется множеством независимых и добровольных агентств поддержки, предоставляющих более специализированную информацию и поддержку.
См. также
[ редактировать ]- Доступная публикация
- Альтернативные методы лечения нарушений развития и обучения
- Инклюзия (права инвалидов)
- Эльконин коробки
- Специальное образование
- Категория:Исследование дислексии
- Категория: Исследователи дислексии
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Генри, МК (1998). «Структурированное, последовательное, мультисенсорное обучение: наследие Ортона» . Анналы дислексии . 48 : 3–26. дои : 10.1007/s11881-998-0002-9 . ISSN 0736-9387 . S2CID 143886287 . Проверено 2 августа 2007 г.
- ^ Булл Л. (2008). «Обзор дополнительных и альтернативных методов лечения, используемых детьми с особыми трудностями в обучении (дислексией)» . Int J Lang Коммунальные беспорядки . 44 (2): 224–235. дои : 10.1080/13682820802015643 . ПМИД 18608596 .
- ^ «Дислексия – Образовательный центр Нейгауза» . www.neuhaus.org . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ричи, Кристен Д.; Гёк, Дженнифер Л. (ноябрь 2006 г.). «Инструкция по чтению на основе Ортона-Джиллингема и Ортона-Джиллингема: обзор литературы». Журнал специального образования . 40 (3): 171–183. дои : 10.1177/00224669060400030501 . S2CID 16132344 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Коннор, CMD; Моррисон, Ф.Дж.; Фишман, Би Джей; Шатшнайдер, К.; Андервуд, П. (26 января 2007 г.). «РАННИЕ ГОДЫ: Индивидуальная инструкция по чтению, основанная на алгоритме». Наука . 315 (5811): 464–5. дои : 10.1126/science.1134513 . ПМИД 17255498 . S2CID 62073626 .
- ^ Бирш, Джудит Р. (2005). Нарушение способности к исследованиям и чтению. Джудит Р. Бирш (ред.), «Мультисенсорное обучение основным языковым навыкам» (стр. 16–17). Издательство Пола Х. Брукса, Балтимор, Мэриленд. ISBN 978-1-55766-676-5 .
- ^ Вольф, Марианна (2007). Пруст и Кальмар . Издательство ХарперКоллинз. п. 175. ISBN 978-0-06-018639-5 .
- ^ «Дислексия в классе» (PDF) . сайт Dyslexiaida.org . Проверено 9 декабря 2018 г.
- ^ Рид, Гэвин. Дислексия 2-е издание. Нью-Йорк: Continuum International. (2007). Страницы 41–95.
- ^ «Главная страница» .
- ^ «Руководство по стилю при дислексии от Британской ассоциации дислексии» . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 года.
- ^ Кустер, Санне М.; ван Верденбург, Маржолин; Гомпель, Маржолейн; Босман, Анна М.Т. (апрель 2018 г.). «Шрифт Dyslexia не приносит пользы при чтении детям с дислексией или без нее» . Анналы дислексии . 68 (1): 25–42. дои : 10.1007/s11881-017-0154-6 . ISSN 0736-9387 . ПМЦ 5934461 . ПМИД 29204931 .
- ^ «Эффективное обучение чтению для учащихся с дислексией — Международная ассоциация дислексии» . сайт Dyslexiaida.org . 20 июня 2019 г. Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Образовательный подход» . Гуру чтения . Проверено 23 октября 2022 г.
- ^ «Читай, как хочешь» . www.readhowyouwant.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2007 г.
- ^ Гарнер, Дуайт (20 мая 2008 г.). «Облегчаем чтение» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Что такое упрощенный текст? Архивировано 2 декабря 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ «Читай, как хочешь» . www.readhowyouwant.com . Архивировано из оригинала 14 мая 2007 г.
- ^ Лютинен, Хейкки, Эрскин, Джейн, Аро, Микко, Ричардсон, Улла (2007). «Чтение и нарушения чтения». В Хоффе Э (ред.). Справочник Блэквелла по развитию речи . Блэквелл. стр. 454–474. ISBN 978-1-4051-3253-4 .
- ^ Иден, Гвиневра; Джонс, Карен М.; Каппелл, Кэтрин; Гаро, Линн; Вуд, Фрэнк Б.; Зеффиро, Томас А.; Дитц, Николь А.Е.; Агнью, Джон А.; Флауэрс, Д. Линн (28 октября 2004 г.). «Нейральные изменения после коррекции дислексии развития у взрослых (клиническое исследование)» . Нейрон . 44 (3): 411–422. дои : 10.1016/j.neuron.2004.10.019 . ПМИД 15504323 . S2CID 13456515 .
- ^ Шайвиц, Б.; Шайвиц, С.; Блахман, Б.; Пью, КР; Фулбрайт, Р.; Скудларский, П.; Другие (2004). «Развитие левой затылочно-височной системы для умелого чтения после фонологического вмешательства у детей» (PDF) . Биологическая психиатрия . 55 (9): 926–933. doi : 10.1016/j.biopsych.2003.12.019 . ПМИД 15110736 . S2CID 15185540 .
- ^ Дамс, Джоэл. (2006). «Выявление дислексии» . Северо-Западная наука и технологии .
- ^ Хорникель Дж., Зекер С., Брэдлоу А., Краус Н. (2012). «Вспомогательные слуховые устройства способствуют нейропластичности у детей с дислексией» . ПНАС . 109 (41): 16731–16736. Бибкод : 2012PNAS..10916731H . дои : 10.1073/pnas.1206628109 . ПМЦ 3478599 . ПМИД 22949632 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дислексия, диагностика и лечение , Клиника Майо.