Jump to content

Слуховая фонетика

Слуховая фонетика — раздел фонетики, занимающийся слухом и восприятием звуков речи . Таким образом, это предполагает изучение взаимосвязей между речевыми стимулами и реакциями слушателя на такие стимулы, опосредованные механизмами периферической и центральной слуховых систем, включая определенные области мозга. Говорят, что он составляет одну из трех основных ветвей фонетики наряду с акустической и артикуляционной фонетикой . [1] [2] хотя и с перекрывающимися методами и вопросами. [3]

Физические шкалы и слуховые ощущения

[ редактировать ]

Между слуховыми ощущениями и вызывающими их физическими свойствами звука нет прямой связи. Хотя физические (акустические) свойства объективно измеримы, слуховые ощущения субъективны и их можно изучить, только попросив слушателей сообщить о своем восприятии. [4] В таблице ниже показаны некоторые соответствия между физическими свойствами и слуховыми ощущениями.

Физическая собственность Слуховое восприятие
амплитуда или интенсивность громкость
основная частота подача
спектральная структура качество звука
продолжительность длина

Сегментарный и супрасегментарный

[ редактировать ]

Слуховая фонетика занимается как сегментарными (в основном гласными и согласными ), так и просодическими (такими как ударение , тон , ритм и интонация ) аспектами речи. Хотя изучать слуховое восприятие этих явлений можно и без контекста, в слитной речи все эти переменные обрабатываются параллельно со значительной вариативностью и сложными взаимодействиями между ними. [5] [6] Например, было замечено, что гласные, которые обычно описываются как отличающиеся друг от друга по частотам формант , также имеют внутренние значения основной частоты (и, предположительно, высоты звука), которые различаются в зависимости от высоты гласной. . Таким образом, в данном контексте открытые гласные обычно имеют более низкую основную частоту, чем закрытые гласные. [7] и распознавание гласных, вероятно, будет взаимодействовать с восприятием просодии.

В речевых исследованиях

[ редактировать ]

Если и следует проводить различие между слуховой фонетикой и восприятием речи, то первое более тесно связано с традиционными неинструментальными подходами к фонологии и другим аспектам лингвистики , тогда как второе ближе к экспериментальным, лабораторным исследованиям. . Следовательно, термин слуховая фонетика часто используется для обозначения изучения речи без использования инструментального анализа: исследователь может использовать такие технологии, как записывающее оборудование или даже простую ручку и бумагу (как это использовал Уильям Лабов в своей работе) . изучение произношения английского языка в универмагах Нью-Йорка), [8] но не будет использовать лабораторные методы, такие как спектрография или синтез речи , или такие методы, как ЭЭГ и фМРТ , которые позволяют фонетикам напрямую изучать реакцию мозга на звук. Большинство исследований в области социолингвистики и диалектологии основано на слуховом анализе данных, и почти все словари произношения основаны на импрессионистском слуховом анализе того, как произносятся слова. Можно заявить о преимуществе слухового анализа перед инструментальным: Кеннет Л. Пайк заявил: «Слуховой анализ важен для фонетического изучения, поскольку ухо может регистрировать все те особенности звуковых волн и только те особенности, которые находятся выше порога слышимости». ... тогда как анализ с помощью приборов всегда должен сверяться со слуховой реакцией». [9] Герберт Пилч попытался определить слуховую фонетику таким образом, чтобы избежать каких-либо ссылок на акустические параметры. [10] При слуховом анализе фонетических данных, таких как записи речи, обучение аналитическому слушанию явно является преимуществом. Практическая фонетическая подготовка с XIX века считается важной основой фонетического анализа и обучения произношению; это по-прежнему значительная часть современной фонетики . Самый известный тип слуховой тренировки - это система основных гласных ; существуют разногласия относительно относительной важности слуховых и артикуляционных факторов, лежащих в основе системы, но важность слуховой тренировки для тех, кто будет ее использовать, неоспорима. [11]

Также важно обучение слуховому анализу просодических факторов, таких как высота тона и ритм. Не все исследования просодии были основаны на слуховых техниках: некоторые новаторские работы по просодическим особенностям с использованием лабораторных инструментов были проведены в 20 веке (например, Элизабет Улдалл с использованием синтезированных интонационных контуров, работа [12] Денниса Фрая о восприятии стресса Работа [13] или ранняя работа Дэниела Джонса по анализу контуров высоты звука посредством ручного управления звукоснимателем граммофона для многократного прослушивания отдельных слогов, проверяя при необходимости камертоном). [14] Однако подавляющее большинство работ по просодии было основано на слуховом анализе до недавнего появления подходов, явно основанных на компьютерном анализе акустического сигнала, таких как ToBI , INTSINT или система IPO. [15]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ О'Коннор, доктор юридических наук (1973). Фонетика (Первое изд.). Пингвин. стр. 17, 96–124. ISBN  0-14-02-1560-3 .
  2. ^ Элло. «Слуховая фонетика» . ello.uos.de. ​Проверено 11 ноября 2020 г.
  3. ^ Мак, М. (2004) «Слуховая фонетика» в Мальмкьере, К. (редактор) Лингвистическая энциклопедия , Routledge, стр.51
  4. ^ Денес, Питер; Пинсон, Эллиотт (1993). Речевая цепочка (2-е изд.). У.Х.Фриман. стр. 94–105. ISBN  0-7167-2344-1 .
  5. ^ Вуд, Чарльз К. (1974). «Параллельная обработка слуховой и фонетической информации при распознавании речи» . Восприятие и психофизика . 15 (3): 501–8. дои : 10.3758/BF03199292 . S2CID   144044864 .
  6. ^ Элман Дж. и Макклелланд Дж. (1982) «Использование законной изменчивости речевой волны» в книге Дж. С. Перкела и Д. Клатта « Инвариантность и изменчивость речевых процессов» , Эрлбаум, стр. 360-380.
  7. ^ Тернер, Пол; Верховен, Джо (2011). «Внутренняя высота гласных: градиентная особенность систем гласных?» (PDF) . Труды Международного конгресса фонетических наук : 2038–2041 гг . Проверено 13 ноября 2020 г.
  8. ^ Лабов, Уильям (1966). Социальная стратификация английского языка в Нью-Йорке . Вашингтон, округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики.
  9. ^ Пайк, Кеннет (1943). Фонетика . Мичиганский университет. п. 31.
  10. ^ Пилч, Герберт (1978). «Слуховая фонетика». Слово . 29 (2): 148–160. дои : 10.1080/00437956.1978.11435657 .
  11. ^ Ладефогед, Питер (1967). Три области экспериментальной фонетики . Оксфорд. стр. 74–5.
  12. ^ Элизабет Улдалл (1964) «Измерения значения в интонации» в книге Аберкромби, Д. и др. (ред.) В честь Дэниела Джонса , Лонгмана
  13. ^ Фрай, Деннис (1954). «Продолжительность и интенсивность как физические корреляты языкового стресса». Журнал Акустического общества Америки . 27 (4): 765–768. дои : 10.1121/1.1908022 .
  14. ^ Джонс, Дэниел (1909). Интонационные кривые . Лейпциг: Тойбнер.
  15. ^ 'т Харт, Дж.; Кольер, Р.; Коэн, А. (1990). Перцептивное исследование интонации . Кембридж.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6ab82ab98c94c5835ab65fb1622305cd__1703984160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/cd/6ab82ab98c94c5835ab65fb1622305cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Auditory phonetics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)