Слуховая фонетика
Часть серии о | ||||||
Фонетика | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Часть серии «Лингвистика». | ||||||
Субдисциплины | ||||||
Артикуляция | ||||||
| ||||||
Акустика | ||||||
| ||||||
Восприятие | ||||||
| ||||||
Лингвистический портал | ||||||
Слуховая фонетика — раздел фонетики, занимающийся слухом и восприятием звуков речи . Таким образом, это предполагает изучение взаимосвязей между речевыми стимулами и реакциями слушателя на такие стимулы, опосредованные механизмами периферической и центральной слуховых систем, включая определенные области мозга. Говорят, что он составляет одну из трех основных ветвей фонетики наряду с акустической и артикуляционной фонетикой . [1] [2] хотя и с перекрывающимися методами и вопросами. [3]
Физические шкалы и слуховые ощущения
[ редактировать ]Между слуховыми ощущениями и вызывающими их физическими свойствами звука нет прямой связи. Хотя физические (акустические) свойства объективно измеримы, слуховые ощущения субъективны и их можно изучить, только попросив слушателей сообщить о своем восприятии. [4] В таблице ниже показаны некоторые соответствия между физическими свойствами и слуховыми ощущениями.
Физическая собственность | Слуховое восприятие |
---|---|
амплитуда или интенсивность | громкость |
основная частота | подача |
спектральная структура | качество звука |
продолжительность | длина |
Сегментарный и супрасегментарный
[ редактировать ]Слуховая фонетика занимается как сегментарными (в основном гласными и согласными ), так и просодическими (такими как ударение , тон , ритм и интонация ) аспектами речи. Хотя изучать слуховое восприятие этих явлений можно и без контекста, в слитной речи все эти переменные обрабатываются параллельно со значительной вариативностью и сложными взаимодействиями между ними. [5] [6] Например, было замечено, что гласные, которые обычно описываются как отличающиеся друг от друга по частотам формант , также имеют внутренние значения основной частоты (и, предположительно, высоты звука), которые различаются в зависимости от высоты гласной. . Таким образом, в данном контексте открытые гласные обычно имеют более низкую основную частоту, чем закрытые гласные. [7] и распознавание гласных, вероятно, будет взаимодействовать с восприятием просодии.
В речевых исследованиях
[ редактировать ]Если и следует проводить различие между слуховой фонетикой и восприятием речи, то первое более тесно связано с традиционными неинструментальными подходами к фонологии и другим аспектам лингвистики , тогда как второе ближе к экспериментальным, лабораторным исследованиям. . Следовательно, термин слуховая фонетика часто используется для обозначения изучения речи без использования инструментального анализа: исследователь может использовать такие технологии, как записывающее оборудование или даже простую ручку и бумагу (как это использовал Уильям Лабов в своей работе) . изучение произношения английского языка в универмагах Нью-Йорка), [8] но не будет использовать лабораторные методы, такие как спектрография или синтез речи , или такие методы, как ЭЭГ и фМРТ , которые позволяют фонетикам напрямую изучать реакцию мозга на звук. Большинство исследований в области социолингвистики и диалектологии основано на слуховом анализе данных, и почти все словари произношения основаны на импрессионистском слуховом анализе того, как произносятся слова. Можно заявить о преимуществе слухового анализа перед инструментальным: Кеннет Л. Пайк заявил: «Слуховой анализ важен для фонетического изучения, поскольку ухо может регистрировать все те особенности звуковых волн и только те особенности, которые находятся выше порога слышимости». ... тогда как анализ с помощью приборов всегда должен сверяться со слуховой реакцией». [9] Герберт Пилч попытался определить слуховую фонетику таким образом, чтобы избежать каких-либо ссылок на акустические параметры. [10] При слуховом анализе фонетических данных, таких как записи речи, обучение аналитическому слушанию явно является преимуществом. Практическая фонетическая подготовка с XIX века считается важной основой фонетического анализа и обучения произношению; это по-прежнему значительная часть современной фонетики . Самый известный тип слуховой тренировки - это система основных гласных ; существуют разногласия относительно относительной важности слуховых и артикуляционных факторов, лежащих в основе системы, но важность слуховой тренировки для тех, кто будет ее использовать, неоспорима. [11]
Также важно обучение слуховому анализу просодических факторов, таких как высота тона и ритм. Не все исследования просодии были основаны на слуховых техниках: некоторые новаторские работы по просодическим особенностям с использованием лабораторных инструментов были проведены в 20 веке (например, Элизабет Улдалл с использованием синтезированных интонационных контуров, работа [12] Денниса Фрая о восприятии стресса Работа [13] или ранняя работа Дэниела Джонса по анализу контуров высоты звука посредством ручного управления звукоснимателем граммофона для многократного прослушивания отдельных слогов, проверяя при необходимости камертоном). [14] Однако подавляющее большинство работ по просодии было основано на слуховом анализе до недавнего появления подходов, явно основанных на компьютерном анализе акустического сигнала, таких как ToBI , INTSINT или система IPO. [15]
См. также
[ редактировать ]- Акустическая фонетика
- Артикуляционная фонетика
- Слуховая иллюзия
- Нарушение слуховой обработки
- Слуховая система
- Слух (чувства)
- Двигательная теория восприятия речи
- Психоакустика
- Восприятие речи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ О'Коннор, доктор юридических наук (1973). Фонетика (Первое изд.). Пингвин. стр. 17, 96–124. ISBN 0-14-02-1560-3 .
- ^ Элло. «Слуховая фонетика» . ello.uos.de. Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Мак, М. (2004) «Слуховая фонетика» в Мальмкьере, К. (редактор) Лингвистическая энциклопедия , Routledge, стр.51
- ^ Денес, Питер; Пинсон, Эллиотт (1993). Речевая цепочка (2-е изд.). У.Х.Фриман. стр. 94–105. ISBN 0-7167-2344-1 .
- ^ Вуд, Чарльз К. (1974). «Параллельная обработка слуховой и фонетической информации при распознавании речи» . Восприятие и психофизика . 15 (3): 501–8. дои : 10.3758/BF03199292 . S2CID 144044864 .
- ^ Элман Дж. и Макклелланд Дж. (1982) «Использование законной изменчивости речевой волны» в книге Дж. С. Перкела и Д. Клатта « Инвариантность и изменчивость речевых процессов» , Эрлбаум, стр. 360-380.
- ^ Тернер, Пол; Верховен, Джо (2011). «Внутренняя высота гласных: градиентная особенность систем гласных?» (PDF) . Труды Международного конгресса фонетических наук : 2038–2041 гг . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Лабов, Уильям (1966). Социальная стратификация английского языка в Нью-Йорке . Вашингтон, округ Колумбия: Центр прикладной лингвистики.
- ^ Пайк, Кеннет (1943). Фонетика . Мичиганский университет. п. 31.
- ^ Пилч, Герберт (1978). «Слуховая фонетика». Слово . 29 (2): 148–160. дои : 10.1080/00437956.1978.11435657 .
- ^ Ладефогед, Питер (1967). Три области экспериментальной фонетики . Оксфорд. стр. 74–5.
- ^ Элизабет Улдалл (1964) «Измерения значения в интонации» в книге Аберкромби, Д. и др. (ред.) В честь Дэниела Джонса , Лонгмана
- ^ Фрай, Деннис (1954). «Продолжительность и интенсивность как физические корреляты языкового стресса». Журнал Акустического общества Америки . 27 (4): 765–768. дои : 10.1121/1.1908022 .
- ^ Джонс, Дэниел (1909). Интонационные кривые . Лейпциг: Тойбнер.
- ^ 'т Харт, Дж.; Кольер, Р.; Коэн, А. (1990). Перцептивное исследование интонации . Кембридж.