Перформативное высказывание
В философии языка и речевых актов теории перформативные высказывания представляют собой предложения , которые не только описывают данную реальность, но и изменяют описываемую ими социальную реальность.
В серии лекций 1955 года, позднее опубликованной под названием « Как делать вещи с помощью слов» , Дж. Л. Остин выступил против позитивистского философского утверждения, согласно которому высказывания всегда «описывают» или «констатируют» что-то и, таким образом, всегда являются истинными или ложными. После упоминания нескольких примеров предложений, которые не используются таким образом и не поддаются истинной оценке (среди них бессмысленные предложения, вопросительные предложения , директивы и «этические» суждения), он вводит «перформативные» предложения или иллокутивный акт . в качестве другого примера [1]
Определение Остина [ править ]
Чтобы дать определение перформативам, Остин обращается к тем предложениям, которые соответствуют старому предубеждению, поскольку они используются для описания или констатации чего-либо и, таким образом, являются истинными или ложными; и он называет такие предложения «констативами». В отличие от них Остин определяет «перформативы» следующим образом:
- Перформативные высказывания не являются истинными или ложными , то есть не поддаются истинной оценке ; вместо этого, когда с ними что-то не так, они «несчастны», а если все в порядке, они «счастливы».
- Произнесение перформатива является или является частью выполнения действий определенного рода (позже Остин рассматривает их под названием иллокутивные акты ), выполнение которых, опять же, обычно не описывается как просто «высказывание». или «описывающее» что-либо (ср. Остин 1962, 5).
Первые примеры перформативных предложений, которые приводит Остин, таковы:
- «Да ( т. е. беру эту женщину в свои законные жены)» – как произносится во время свадебной церемонии.
- «Я называю этот корабль « Королева Елизавета »»
- «Я дарю и завещаю свои часы брату» – как указано в завещании.
- «Держу пари на шесть пенсов, что завтра будет дождь» (Остин, 1962, 5)
Как позже замечает сам Остин, эти примеры относятся (более или менее поразительно) к тому, что Остин называет явными перформативами ; произнести «явное» перформативное предложение — значит указать, какое действие человек совершает. Однако существуют также «имплицитные», «примитивные» или «неявные» перформативы . Когда, например, кто-то использует слово «Иди!» чтобы приказать кому-либо выйти из комнаты, то это произнесение является частью исполнения команды; и это предложение, по мнению Остина, не является ни истинным, ни ложным; следовательно, предложение является перформативом; – тем не менее, это не явный перформатив, поскольку он не делает явным, что действие, которое выполняет говорящий , является командой.
Как отмечает Остин, действия, которые якобы совершаются посредством перформативных высказываний, могут быть социально оспорены. Например, фраза «Я развожусь с тобой», произнесенная мужчиной трижды своей жене , может быть воспринята одними как развод, но не другими.
Каждое перформативное высказывание имеет свою собственную процедуру и риск неудачи, которые Остин называет «неуспехами». [1] : 14 Он видит резкое различие между отдельным текстом и окружающей его «общей ситуацией речевого акта». По мнению Остина, для успешного совершения иллокутивного акта должны быть соблюдены определенные условия (например, лицо, заявляющее о браке, должно быть уполномочено на это). [1] : 8 Помимо контекста, однозначно и само перформативное высказывание. Слова иллокутивного акта должны быть выражены серьезно; в противном случае Остин отвергает их как паразитическое использование языка.
Джон Сирл [ править ]
Опираясь на мысль Остина, философ языка Джон Сирл попытался разработать свою собственную теорию речевых актов, предполагая, что эти действия являются формой поведения, управляемого правилами. [2] : 16 С одной стороны, Сирл различает правила, которые просто регулируют язык, такие как референция и предикация. [2] : 24 Эти правила учитывают «пропозициональное содержание» предложений. С другой стороны, он различает правила, которые носят конститутивный характер и определяют поведение (например, при даче обещания). [2] : 33 Эти правила представляют собой соглашения, лежащие в основе перформативных высказываний, и они обеспечивают не только представление и выражение, но и общение. [3] : 165
Такая сосредоточенность на эффекте предполагает наличие сознательного действующего лица, и Сирл предполагает, что язык возникает из внутренней интенциональности разума. [3] : vii Эти намерения задают предпосылки совершения речевых актов, и Серл намеревается отобразить их необходимые и достаточные условия. [3] : 163
В своей статье 1989 года « Как работают перформативы» Сирл утверждал , что перформативы истинны или ложны, как и констативы. Сирл далее утверждал, что перформативы — это то, что он называет декларациями ; это техническое понятие теории Сёрла: согласно его концепции, высказывание является декларацией , если «успешное выполнение речевого акта достаточно для того, чтобы обеспечить соответствие между словами и миром, чтобы сделать пропозициональное содержание истинным». Сирл считает, что это двойное направление соответствия контрастирует с простым соответствием слов и мира ассертивными утверждениями .
Перформативный текст [ править ]
Основываясь на понятии перформативных высказываний, ученые выдвинули теории об отношении устного или письменного текста к его более широкому контексту, то есть ко всему, что находится за пределами самого текста. Вопрос о том, отделим ли перформатив от ситуации, в которой он возник, актуален, когда речь идет, например, о статусе индивидуальных намерений или речи как ресурса власти. Сегодня в исследованиях существуют два основных теоретических направления. Один подчеркивает заранее определенные условности, окружающие перформативное высказывание, и четкое различие между текстом и контекстом. Другой подчеркивает активное построение реальности посредством устных и письменных текстов и связан с теориями человеческой деятельности и дискурса . Идеи о перформансе и тексте способствовали перформативному повороту в науках социальных и гуманитарных , доказывая их методологическое использование, например, при интерпретации исторических текстов.
Ранние теории признают, что исполнение и текст встроены в систему правил и что эффекты, которые они могут произвести, зависят от условностей и повторяемости. В этом смысле текст является примером «восстановленного поведения» — термина, введенного Рихардом Шехнером , который рассматривает перформанс как повторяемый ритуал. [4] Здесь основное внимание уделяется отдельным предложениям, произнесенным от первого лица, а не политике или дискурсу. Синтаксический анализ прочно закреплен в аналитической эпистемологии, поскольку различие между объектом исследования и его контекстом не считается проблематичным.
Постмодернистские теории [ править ]
Второй набор теорий о перформансе и тексте расходился с традицией, представленной Остином и Сирлом. Неся на себе печать постмодернизма , он утверждает, что ни смысл, ни контекст текста не могут быть определены во всей его полноте. Вместо того, чтобы подчеркивать лингвистические правила, ученые этого направления подчеркивают, что перформативное высказывание переплетается со структурами власти. Поскольку текст неизбежно меняет ситуацию или дискурс, различие между текстом и контекстом стирается.
Остин и Сирл мыслили в терминах разграниченного контекста и прозрачных намерений — двух вопросов, которые в 1970-х годах привели Сирла к полемике с постмодернистским мыслителем Жаком Дерридой . [Примечания 1]
Постмодернистский философ Жак Деррида вместе с Остином и Сирлом утверждает, что посредством иллокутивной силы язык сам по себе может трансформировать и оказывать воздействие. [5] : 13 Однако он критикует понятие «условий счастья» и идею о том, что успех перформативного высказывания определяется условностями. Деррида ценит своеобразие каждого отдельного речевого акта , поскольку он оказывает специфическое воздействие в той конкретной ситуации, в которой совершается. [5] : 9 Именно из-за этого эффекта или «разрывной силы» Деррида называет возможность повторения текста «итерируемостью» — слово, происходящее от латинского iterare — повторять.
По мнению Деррида, эффекты, вызываемые перформативным текстом, в некотором смысле также являются его частью. Таким образом, исчезает различие между текстом и тем, что находится за его пределами. По этой причине бессмысленно пытаться определить контекст речевого акта. [5] : 3
Помимо косвенных эффектов, исчезновение разделения текста и контекста также вызвано итеративностью. Из-за возможности повторения намерения отдельного действующего лица никогда не могут полностью присутствовать в речевом акте. [5] : 18 Таким образом, ядро перформативного высказывания составляют не оживляющие намерения, как полагали Остин и Серл, а структура языка.
Философ Джудит Батлер предлагает политическую интерпретацию понятия перформативного высказывания. Власть в форме активной цензуры определяет и регулирует сферу определенного дискурса. [6] : 133 Благодаря работам Мишеля Фуко Батлер объясняет, как предметы производятся их контекстом, поскольку возможности речи предопределены.
Несмотря на такие социальные ограничения, Батлер подчеркивает возможность свободы воли. Границы дискурса нуждаются в постоянном демаркировании, и именно здесь речь может избежать сужения. Акцент на границах того, что разрешено сказать, также подчеркивает то, о чем умалчивают. [6] : 129 Перформативность имеет политический аспект, который заключается в том, что Деррида назвал разрушительной силой, с помощью которой высказывание меняет свой контекст. [6] : 145 Батлер отводит важную роль тому, что Остин назвал неудачами и паразитическим использованием языка. Цитаты, пародии и другие отклонения от официального дискурса могут стать инструментами власти, влияющими на общество. [6] : 160
Историческая методология
Историк Квентин Скиннер развил классические и постмодернистские теории перформативных текстов в конкретный метод исследования. Используя словарь Остина, он пытается восстановить то, что делали исторические авторы при написании своих текстов, что соответствует совершению иллокутивных актов. [7] : vii По мнению Скиннера, философские идеи переплетаются с притязаниями на власть. Каждый текст — это акт коммуникации, который позиционирует себя по отношению к статус-кво, который он стремится изменить. [7] : 115
Скиннер согласен с Дерридой в том, что контексты в целом необратимы, но, тем не менее, утверждает, что за пределами текста существует соответствующий контекст, который можно описать правдоподобным образом. [7] : 121 Необходимы обширные исследования, чтобы связать исторические тексты с их современными дискурсами. По мнению Скиннера, «в некотором смысле нам необходимо понять, почему было выдвинуто определенное предложение, если мы хотим понять само предложение». [7] : 115 Он ценит свободу действий выше структуры и подчеркивает важность авторских намерений. [7] : 7 Поэтому Скиннер предлагает изучить исторические источники, чтобы восстановить убеждения автора, поразмышлять над их связностью и исследовать возможные мотивы иллокутивного акта. [7] : 119 Этот практический метод направлен на устранение размытых различий между текстом и контекстом и предлагает содержательный способ интерпретации исторической реальности.
Принимающая сторона [ править ]
Кент Бах и Роберт Харниш утверждали, что перформативы успешны только в том случае, если реципиенты делают вывод о намерении, стоящем за буквальным значением, и что, следовательно, успех перформативного акта определяется принимающей стороной. [8]
недихотомическая переменная как Перформативность
Ева Седжвик имеют перформативный аспект утверждала, что почти все слова , предложения и фразы . [9] Кроме того, согласно Седжвику, перформативные высказывания могут быть «трансформирующими» перформативами, которые создают мгновенное изменение личного статуса или статуса окружающей среды, или «многообещающими» перформативами, которые описывают мир таким, каким он мог бы быть в будущем. Эти категории не являются исключительными, поэтому высказывание вполне может обладать обоими качествами. Как отмечает Седжвик, перформативные высказывания могут быть отменены либо человеком, который их произнес («Я беру назад свое обещание»), либо какой-либо другой стороной, не вовлеченной непосредственно, например государством (например, клятвы однополых браков перед легализацией). .
Перформативное письмо [ править ]
Вышеупомянутые идеи повлияли на перформативное письмо ; они используются как оправдание попытки создать новую форму критического письма о перформансе (часто о перформансе ). Утверждается, что такая форма письма сама по себе является формой исполнения. Говорят, что он более точно отражает мимолетный и эфемерный характер спектакля, а также различные трюки с памятью и референцией , которые происходят в сознании зрителя во время и после спектакля.
См. также [ править ]
- Ева Седжвик
- Иллюкутивная сила
- Джей Эл Остин
- Джон Сирл
- Джудит Батлер
- Перформативный поворот
- Прагматика
- Перформативность
Примечания [ править ]
- ↑ В 1972 году Жак Деррида опубликовал статью «Signature Événement Contexte», в которой критикует некоторые аспекты теории Остина о перформативном высказывании. Первый английский перевод появился в 1977 году в первом томе «Глифа». Во втором томе (1977 г.) Сирл опубликовал статью под названием «Подтверждение различий: ответ Дерриде», в которой он защищал теории Остина. Деррида ответил эссе «Limited Inc ab c...» (1977).
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: а б с Остин, Дж. Л. Как делать что-то с помощью слов Оксфорд: Clarendon Press, 1962. ISBN 0-19-824553-X
- ^ Jump up to: а б с Сирл, Джон Р. (1974). Речевые акты, очерк философии языка . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а б с Сирл, Джон Р. (1983). Интенциональность, очерк философии сознания . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Шехнер, Ричард (2006). Исследования производительности, введение . Нью-Йорк: Тейлор и Фрэнсис. п. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Деррида, Жак (1988). «Контекст события подписи». Limited Inc : 1–23.
- ^ Jump up to: а б с д Батлер, Джудит (1997). Возбудимая речь: политика перформатива . Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Скиннер, Квентин (2003). Видения политики . Том. 1 относительно метода. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Бах, Кент; Харниш, Роберт (август 1981 г.). «Лингвистическая коммуникация и речь». Язык в обществе . 10 (2): 270–274. JSTOR 4167219 .
- ^ Седжвик, Ева (2003). Трогательное чувство . Издательство Университета Дьюка.