Jump to content

Перформативность

(Перенаправлено с Перформативного поворота )

Перформативность — это концепция, согласно которой язык может функционировать как форма социального действия и иметь эффект изменения. [1] Эта концепция имеет множество применений в различных областях, таких как антропология , социальная и культурная география , экономика , гендерные исследования ( социальное конструирование гендера ), право , лингвистика , исследования эффективности , история , исследования в области менеджмента и философия .

Эта концепция впервые была описана философом языка Джоном Л. Остином, когда он упомянул о конкретной способности: способности речи и общения действовать или завершать действие. Остин отличал это от констативного языка, который он определил как описательный язык, который можно «оценить как истинный или ложный». Распространенными примерами перформативного языка являются обещания, заключение пари, проведение свадебной церемонии, судья, объявляющий фол, или судья, выносящий приговор. [1]

Под влиянием Остина философ гендерных исследований Джудит Батлер утверждала, что гендер социально конструируется посредством банальных речевых действий и невербального общения , которые являются перформативными, поскольку они служат для определения и поддержания идентичности . [2] Этот взгляд на перформативность переворачивает представление о том, что идентичность человека является источником его вторичных действий (речь, жесты). Вместо этого он рассматривает действия, поведение и жесты как результат идентичности человека, а также как источник, способствующий формированию идентичности, которая постоянно переопределяется посредством речевых актов и символической коммуникации. [1] На эту точку зрения также повлияли такие философы, как Мишель Фуко и Луи Альтюссер . [3]

Определение производительности

[ редактировать ]

Перформанс – это телесная практика, создающая смысл. Это презентация или «реактуализация» символических систем через живые тела, а также безжизненные объекты-посредники, такие как архитектура . [4] В академической сфере, в отличие от исполнительского искусства , концепция перформанса обычно используется для обозначения динамических взаимодействий между социальными субъектами или между социальным актером и его непосредственным окружением.

Производительность – это двусмысленное понятие, и для целей анализа полезно различать два значения понятия «производительность». В более формальном смысле перформанс относится к оформленному событию. В этом смысле перформанс — это постановление, выходящее за рамки условностей и традиций. Основатель дисциплины, посвященной изучению производительности, Ричард Шехнер называет эту категорию «есть производительность». [5] В более слабом смысле производительность относится к неформальным сценариям повседневной жизни, предполагая, что повседневные практики «исполняются». Шехнер назвал это «как-перформансом». [5] Обычно перформативный поворот касается последнего, хотя оба смысла исполнения следует рассматривать как концы спектра, а не как отдельные категории. [5]

Перформативный поворот представляет собой парадигматический сдвиг в гуманитарных и социальных науках , который затронул такие дисциплины, как антропология , археология , лингвистика , этнография , история и относительно молодая дисциплина исследования перформанса . Раньше перформанс использовался как метафора театральности , а теперь часто используется как эвристический принцип для понимания человеческого поведения . Предполагается, что все человеческие действия «исполняются», так что любое действие в любой момент и в любом месте можно рассматривать как публичную презентацию себя. Этот методологический подход вошел в науки социальные и гуманитарные в 1990-е годы, но уходит корнями в 1940-е и 1950-е годы.В основе перформативного поворота лежала необходимость концептуализировать то, как человеческие практики соотносятся с их контекстами, выходя за рамки традиционных социологических методов, не проблематизирующих репрезентацию. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на данных символических структурах и текстах, ученые подчеркивают активное социальное конструирование реальности, а также то, как индивидуальное поведение определяется контекстом, в котором оно происходит. Перформанс функционирует как метафора и аналитический инструмент и, таким образом, открывает перспективу для создавать и анализировать социальные и культурные явления.

Происхождение

[ редактировать ]

Истоки перформативного поворота можно проследить до двух направлений теоретизирования о перформансе как социальной категории, возникших в 1940-х и 1950-х годах. Первое направление имеет антропологическое происхождение и может быть названо драматургической моделью. Кеннет Берк (1945) изложил «драматистический подход» к анализу мотивов, лежащих в основе таких явлений, как коммуникативные действия и история философии. Антрополог Виктор Тернер сосредоточил свое внимание на культурном самовыражении в постановочном театре и ритуалах. В своей весьма влиятельной книге «Представление себя в повседневной жизни » (1959) Эрвинг Гофман подчеркнул связь между социальной жизнью и представлением, заявив, что «театр представлений находится в публичных действиях». В рамках перформативного поворота драматургическая модель превратилась из классической концепции «общества как театра» в более широкую категорию, рассматривающую всю культуру как перформанс.

Второе направление теории касается развития философии языка, начатого Джоном Остином в 1950-х годах. В Как делать что-то с помощью слов [6] он ввел концепцию « перформативного высказывания », противореча распространенному принципу, согласно которому повествовательные предложения всегда являются утверждениями, которые могут быть либо истинными, либо ложными. Вместо этого он утверждал, что «сказать что-то — значит что-то сделать». [7] В 1960-е годы Джон Сирл распространил эту концепцию на более широкую область теории речевых актов, где должное внимание уделяется использованию и функциям языка. В 1970-х годах Сирл полемизировал с постмодернистским философом Жаком Дерридой по поводу определяемости контекста и природы авторских намерений в перформативном тексте.

Джей Эл Остин

[ редактировать ]

Этот термин происходит от основополагающей работы по теории речевых актов философа обычного языка Дж. Л. Остина . В 1950-х годах Остин назвал перформативными высказываниями ситуации, когда сказать что-то — значит сделать что-то, а не просто сообщить о реальности или описать ее. Парадигматическим случаем здесь является произнесение слов «Я делаю». [8] Остин не использовал слово «перформативность» .

Порвав с аналитической философией , Остин утверждал в книге «Как делать вещи с помощью слов» , что о «перформативном высказывании» нельзя сказать, что оно либо истинно, либо ложно, в отличие от констативного высказывания: его можно оценивать только как «счастливое» или «неудачное» в зависимости от от того, были ли выполнены условия, необходимые для его успеха. В этом смысле перформативность является функцией прагматики языка . Показав, что все высказывания совершают действия, даже явно констативные, Остин, как известно, отказался от различия между «перформативными» и «констативными» высказываниями в середине серии лекций, ставшей книгой, и заменил его трехуровневой структурой:

  • высказывание (реальные произнесенные слова, то, в анализе которых больше всего интересовались лингвисты и лингвистические философы того времени)
  • иллокутивная сила (то, что говорящий пытается сделать, произнося высказывание)
  • перлокутивный эффект (действительный эффект, который говорящий оказывает на собеседника, произнося высказывание)

Например, если речевой акт представляет собой попытку отвлечь кого-либо, то иллокутивная сила — это попытка отвлечь, а перлокутивный эффект — это фактическое отвлечение, вызванное речевым актом у собеседника.

Влияние Остина

[ редактировать ]

Представление Остина о перформативности стало предметом обширных дискуссий в философии, литературе и за ее пределами. Жак Деррида , Шошана Фельман , Джудит Батлер и Ева Кософски Седжвик входят в число ученых, которые разработали и оспорили аспекты теории Остина с точки зрения деконструкции , психоанализа , феминизма и квир-теории . В частности, в работах феминисток и квир-теоретиков перформативность сыграла важную роль в дискуссиях о социальных изменениях (Oliver 2003).

Концепция перформативности также использовалась в исследованиях науки и техники , а также в экономической социологии . Эндрю Пикеринг предложил перейти от «репрезентативной идиомы» к «перформативной идиоме» в изучении науки. Мишель Каллон предложил изучить перформативные аспекты экономики , то есть степень, в которой экономическая наука играет важную роль не только в описании рынков и экономик, но и в их создании. Карен Барад утверждала, что исследования науки и техники принижают значение перформативности языка, чтобы исследовать перформативность материи (Barad 2003).

Другие варианты использования понятия перформативности в социальных науках включают повседневное поведение (или действия) людей, основанное на социальных нормах или привычках. Философ и теоретик феминизма Джудит Батлер использовала концепцию перформативности в своем анализе гендерного развития, а также в анализе политической речи. Ева Кософски Седжвик описывает квир -перформативность как продолжающийся проект по изменению того, как мы можем определять и разрушать границы идентичности. Предположив, что стыд является потенциально перформативной и преобразующей эмоцией, Седжвик также связала квир-перформативность с теорией аффекта . Также новаторским в обсуждении перформатива Седжвик является то, что она называет периперформативностью (2003: 67–91), которая фактически представляет собой групповой вклад в успех или неудачу речевого акта .

Постмодернизм

[ редактировать ]

Перформативный поворот укоренен в более широком культурном развитии постмодернизма . Постмодернизм, влиятельное течение в современной мысли, представляет собой радикальную переоценку предполагаемой определенности и объективности научных усилий по представлению и объяснению реальности.
Ученые-постмодернисты утверждают, что само общество определяет и конструирует реальность посредством опыта, репрезентации и деятельности. Начиная с 1970-х годов концепция перформанса была интегрирована в различные теории гуманитарных и социальных наук, такие как феноменология , критическая теория ( Франкфуртская школа ), семиотика , лакановский психоанализ , деконструктивизм и феминизм . [4] Концептуальный сдвиг проявился в методологии, ориентированной на культуру как динамическое явление, а также в акценте на предметах исследования, которым раньше пренебрегали, например, на повседневной жизни. Для ученых концепция производительности — это средство разобраться в человеческой деятельности и лучше понять, как устроена социальная жизнь.

Джудит Батлер

[ редактировать ]

Философ и феминистка теоретик- Джудит Батлер предложила новое, более континентальное (в частности, фуколистское ) прочтение понятия перформативности, которое уходит своими корнями в лингвистику и философию языка . Они описывают перформативность как «повторяющуюся способность дискурса создавать явления, которые он регулирует и ограничивает». [9] Они широко использовали эту концепцию в своем анализе гендерного развития. [10]

В этой концепции особое внимание уделяется способам, с помощью которых идентичность передается или воплощается в жизнь посредством дискурса. Перформативные акты – это виды авторитетной речи. Это может произойти и обеспечиться только посредством закона или норм общества. Эти утверждения, просто произнеся их, выполняют определенное действие и демонстрируют определенный уровень силы. Примерами заявлений такого типа являются декларации о собственности, крещения, инаугурации и судебные приговоры. Ключом к перформативности является повторение. [11] Заявления не являются единичными по своей природе или использованию и должны использоваться последовательно, чтобы оказывать влияние. [12]

Теория производительности и гендерные перспективы

[ редактировать ]

Батлер объясняет, что гендер создается повторяющимися действиями. Действия, которые люди совершают в режиме убеждений , цитирующих существующие нормы, аналогичны сценарию. Батлер рассматривает гендер не как выражение того, кем человек является, а как то, что он делает. Появление гендерной сущности — это всего лишь «перформативное достижение». [13] Более того, они не рассматривают его как социально навязанное «я», предшествующее гендеру, поскольку «я» не отличается от категорий, которые его составляют. Согласно теории Батлера, гомосексуальность и гетеросексуальность не являются фиксированными категориями. Для Батлера человек просто находится в состоянии «поступать прямо» или «поступать странно», где эти категории не естественны, а исторически и социально конституированы. [14]

«Для Батлера различие между личным и политическим или между частным и общественным само по себе является фикцией, призванной поддерживать репрессивный статус-кво: наши самые личные действия, по сути, постоянно прописаны гегемонистскими социальными конвенциями и идеологиями ». [15]

Теоретическая критика

[ редактировать ]

В отношении концепции перформативности Батлера было высказано несколько критических замечаний. Во-первых, теория индивидуальна по своей природе и не принимает во внимание такие факторы, как пространство, в котором происходит представление, другие участники и то, как другие могут видеть или интерпретировать то, что они становятся свидетелями. Также утверждалось, что Батлер упускает из виду незапланированные последствия выступления и связанные с ним непредвиденные обстоятельства. [14]

Другая критика заключается в том, что Батлер не совсем ясно понимает концепцию субъекта. Было сказано, что в произведениях Батлера субъект иногда существует лишь предположительно, иногда обладает «реальным» существованием, а иногда является социально активным. Кроме того, некоторые отмечают, что эта теория может лучше подходить для литературного анализа, чем для социальной теории. [16]

Другие критикуют Батлера за то, что он взял этнометодологический и символический интеракционистский социологический анализ гендера и просто переосмыслил его в концепции перформативности. [17] [18] Например, АИ Грин [18] утверждает, что работа Кесслера и МакКенны (1978), а также Уэста и Циммермана (1987) основывается непосредственно на Гарфинкеле (1967) и Гоффмане (1959) с целью деконструкции гендера на моменты атрибуции и итерации в непрерывном социальном процессе «действия» мужественности и женственность в перформативном интервале . Эти последние работы основаны на идее, что гендер не предшествует, а, скорее, следует из практики, реализуемой в микровзаимодействии.

Жан-Франсуа Лиотар

[ редактировать ]

В книге «Состояние постмодерна: отчет о знаниях» (1979, английский перевод 1986) философ и теоретик культуры Жан-Франсуа Лиотар определил перформативность как определяющий способ легитимации постмодернистских знаний и социальных связей, то есть власти. [19] В отличие от легитимации современного знания посредством таких великих нарративов, как «Прогресс», «Революция» и «Освобождение», перформативность действует посредством оптимизации системы или расчета входных и выходных данных. В сноске Лиотар сравнивает перформативность с концепцией перформативного речевого акта Остина. Постмодернистское знание должно не только сообщать: оно должно что-то делать, и делать это эффективно, максимизируя соотношение затрат и результатов.

Лиотар использует понятие языковых игр Витгенштейна , чтобы теоретизировать, как перформативность управляет артикуляцией, финансированием и проведением современных исследований и образования, утверждая, что по сути это включает в себя угрозу террора: «действовать (что соизмеримо) или исчезнуть» (xxiv). . Хотя Лиотар резко критикует перформативность, он отмечает, что она призывает исследователей объяснять не только ценность их работы, но и ценность этой ценности.

Лиотар связал перформативность с появлением цифровых компьютеров в период после Второй мировой войны. В книге «Послевоенное время: история Европы с 1945 года» историк Тони Джадт цитирует Лиотара, утверждая, что левые в значительной степени отказались от революционной политики в пользу защиты прав человека. Широкое распространение оценок эффективности, организационных оценок и результатов обучения различными социальными институтами по всему миру привело социальных исследователей к теоретизированию «культуры аудита» и «глобальной перформативности».

Против перформативности и Юргена Хабермаса призыва к консенсусу, Лиотар выступал за легитимацию посредством паралогии или дестабилизирующего, часто парадоксального введения различий в языковые игры.

Жак Деррида

[ редактировать ]

Философ Жак Деррида опирался на теорию перформативного речевого акта Остина, деконструируя ее логоцентрические и фоноцентрические предпосылки и переписывая ее в операциях обобщенного письма. В отличие от внимания структурализма к языковым формам, Остин представил силу речевых актов, которую Деррида согласовывает с взглядами Ницше на язык.

В «Подписи, событии, контексте» Деррида сосредоточился на привилегированности речи Остина и сопутствующих презумпциях присутствия говорящего («подписи»), а также на ограничении силы перформатива действием или контекстом. В отрывке, который станет пробным камнем постструктуралистской мысли, Деррида подчеркивает цитируемость или повторяемость любых знаков.

Каждый знак, языковой или неязыковой, устный или письменный (в нынешнем смысле этого противопоставления), в малой или большой единице, может быть процитирован , заключен в кавычки; при этом он может порвать с каждым данным контекстом, порождая бесконечное количество новых контекстов абсолютно безграничным образом. Это не означает, что знак действителен вне контекста, а наоборот, что существуют только контексты без какого-либо центра или абсолютного закрепления [ ancrage ]. Эта цитируемость, это дублирование или двойственность, эта повторяемость знака не является ни случайностью, ни аномалией, это то (нормальное/ненормальное), без чего знак не мог бы даже иметь функцию, называемую «нормальной». Что это за знак, который нельзя было бы цитировать? Или тот, чье происхождение не затеряется по пути? [20]

Акцент Деррида на цитативном аспекте перформативности подхватили Джудит Батлер и другие теоретики. Обращаясь к перформативности формирования отдельных субъектов, Деррида также поднимал такие вопросы, как, например, можем ли мы отметить, когда события русской революции пошли наперекосяк, тем самым масштабируя поле перформативности до исторических измерений.

Переформулировка Джона Сирла

[ редактировать ]

В «Таксономии иллокутивных актов » Джон Сирл подхватывает и переформулирует идеи своего коллеги Дж. Л. Остина . [21] Хотя Сирл в значительной степени поддерживает и согласен с теорией речевых актов Остина, у него есть ряд критических замечаний, которые он излагает: «В целом, существует (по крайней мере) шесть связанных с таксономией Остина трудностей; в порядке возрастания важности: существует постоянная путаница между глаголами и действиями, не все глаголы являются иллокутивными глаголами, категории слишком сильно пересекаются, слишком много разнородности внутри категорий, многие из глаголов, перечисленных в категориях, не удовлетворяют определению, данному для категории, и И самое главное, не существует единого принципа классификации». [22]

Его последнее ключевое отклонение от Остина заключается в утверждении Серла о том, что четыре из его универсальных «действий» не нуждаются в «экстралингвистических» контекстах для успеха. [23] В отличие от Остина, который считает, что все иллокутивные акты нуждаются в экстралингвистических институтах, Серл игнорирует необходимость контекста и заменяет его «правилами языка». [23]

[ редактировать ]

Понятие перформанса разрабатывали такие учёные, как Ричард Шехнер , Виктор Тернер , Клиффорд Гирц , Эрвинг Гоффман , Джон Остин , Джон Сирл , Пьер Бурдье , Штерн и Хендерсон, Джудит Батлер .

Исследования производительности

[ редактировать ]

Исследования перформанса возникли, в частности, благодаря работе театрального режиссера и ученого Рихарда Шехнера , который применил понятие перформанса к человеческому поведению за пределами исполнительского искусства . Его интерпретация перформанса как нехудожественного, но выразительного социального поведения и его сотрудничество в 1985 году с антропологом Виктором Тернером привели к началу изучения перформанса как отдельной дисциплины. Шехнер определяет перформанс как «восстановленное поведение», чтобы подчеркнуть символические и закодированные аспекты культуры. [24] Шехнер понимает производительность как континуум. Не все должно быть перформансом, но все, от исполнительского искусства до политики и экономики, можно изучать как перформанс. [5]

Перформативность

[ редактировать ]

Родственной концепцией, которая подчеркивает политический аспект перформанса и реализацию власти, является перформативность. Это связано с философом и гендерным теоретиком Джудит Батлер . Это антиэссенциалистская теория субъективности , в которой действия самого себя повторяются и зависят от социальной аудитории. Таким образом, эти незафиксированные и ненадежные представления приобретают видимость содержания и непрерывности. Ключевой теоретический момент, который был наиболее радикальным в отношении теорий субъективности и производительности, заключается в том, что за производительностью не стоит исполнитель. Батлер вывел эту идею из концепции Ницше «за поступком нет деятеля». Это значит, что не существует «я» до проявления «я», а скорее то, что действие обладает конститутивными силами. Именно так категории личности для Джудит Батлер, такие как пол, рассматриваются как нечто, что человек «делает», а не как то, чем он «есть».

В 1970-е годы Пьер Бурдье ввел концепцию « габитуса » или регулируемой импровизации в качестве реакции на структуралистское представление о культуре как системе правил (Bourdieu 1972). С его точки зрения, культура претерпевает переход от «производительного к репродуктивному социальному порядку, в котором симуляции и модели составляют мир, так что различие между реальным и видимым стирается». [25] Хотя сам Бурдье не часто использует термин «перформанс», представление о телесном габитусе как формирующем месте стало источником вдохновения для теоретиков производительности.

Окказионализм

[ редактировать ]

Историк культуры Питер Берк предложил использовать термин « окказионализм », чтобы подчеркнуть смысл идеи перформанса, согласно которому «[...] в разных случаях или в разных ситуациях один и тот же человек ведет себя по-разному». [26]

Нерепрезентативная теория

[ редактировать ]

В социальных и гуманитарных науках междисциплинарным направлением, которое способствовало перформативному повороту, является нерепрезентативная теория . Это «теория практик», которая фокусируется на повторяющихся способах выражения, таких как речь и жесты. В отличие от репрезентативной теории, она утверждает, что человеческое поведение является результатом языкового взаимодействия, а не кодов и символов, которые сознательно планируются. Нерепрезентативная теория интерпретирует действия и события, такие как танец или театр, как актуализацию знаний. Он также намерен сместить акцент с технических аспектов представительства на саму практику. [27]

Различные приложения

[ редактировать ]

Перформанс предлагает огромный междисциплинарный архив социальных практик. Предлагаются методы исследования таких явлений, как боди-арт, экологический театр, мультимедийный перформанс и другие виды исполнительского искусства. [28]

Представление также обеспечивает новый реестр кинестетических эффектов, позволяющий более внимательно наблюдать за движущимся телом. Изменение опыта движения, например, в результате появления новых технологий, стало важным предметом исследований. [29]

Более того, перформативный поворот помог ученым осознать связь между повседневной жизнью и сценическими представлениями. Например, на конференциях и лекциях, на улице и в других местах, где люди выступают публично, исполнители склонны использовать приемы, заимствованные из мира театра и танца. [30]

Перформанс позволяет нам изучать природу и другие, казалось бы, «неподвижные» и «объективированные» элементы человеческого окружения (например, архитектуру) как активных агентов, а не только как пассивные объекты. Таким образом, в последние десятилетия ученые-экологи признали существование гибкого взаимодействия между человеком и природой.

Перформативный поворот предоставил дополнительные инструменты для изучения повседневной жизни. Например, домашнее хозяйство можно рассматривать как спектакль, в котором отношения между женой и мужем представляют собой ролевую игру между двумя актерами.

Экономика и финансы

[ редактировать ]

В экономике «тезис перформативности» — это утверждение, что предположения и модели, используемые профессионалами и популяризаторами, влияют на явления, которые они призваны описать; привести мир в большее соответствие с теорией. [31] [32] В более широком смысле это также относится к идее экономической реальности как постоянно провоцируемой реальности и к таким вещам, как показатели эффективности, формулы оценки, потребительские тесты, цены на акции или финансовые контракты, составляющие то, к чему они относятся. [33] Эта теория была развита Мишелем Каллоном в книге «Законы рынков» , а затем получила дальнейшее развитие в книге «Экономисты создают рынки» под редакцией Дональда Ангуса Маккензи , Фабиана Муниесы и Люсии Сиу, а также в книге «Принятие мрачной науки» под редакцией Ивана Болдырева и Екатерины Светловой. [34] [35] Самая важная работа в этой области принадлежит Дональду Маккензи и Ювалю Милло. [36] [37] по социальному строительству финансовых рынков. В своей основополагающей статье они показали, что теория ценообразования опционов под названием BSM (Блэк-Шоулз-Мертон) оказалась успешной эмпирически не из-за открытия существовавших ранее закономерностей цен, а потому, что участники использовали ее для установления цен опционов, так что она стала истинный.

Тезис о перформативности экономики подвергся широкой критике со стороны Николя Бриссе в книге «Экономика и перформативность» . [38] Бриссе защищает идею о том, что понятие перформативности, используемое социологами Каллона и Латура, приводит к чрезмерно релятивистскому взгляду на социальный мир. Опираясь на работы Джона Остина и Дэвида Льюиса , Бриссет теоретизирует идею ограничений перформативности. Для этого, считает Бриссе, теория, чтобы быть «перформативной», должна стать конвенцией. Для этого необходимо соблюдение условий. Чтобы принять статус конвенции, теория должна:

  • Предоставить социальным субъектам представление их социального мира, позволяющее им выбирать одно из нескольких действий (условие «эмпиричности»);
  • Укажите вариант, который считается актуальным при генерализации соглашения (условие «Самоисполняющееся»);
  • Быть совместимым со всеми условностями, составляющими социальную среду (условие «Связность»); [39]

Основываясь на этой концепции, Бриссе раскритиковал плодотворную работу Маккензи и Милло о перформативности финансовой модели Блэка-Шоулза-Мертона . [40] Опираясь на работы Пьера Бурдье , Бриссе также использует понятие « закона речи» для изучения экономических моделей и их использования в отношениях политической власти. [41]

Подход Маккензи также подвергся критике со стороны Ускали Маки за то, что он не использовал концепцию перформативности в соответствии с формулировкой Остина. [42] Этот момент породил дискуссию в экономической философии . [43] [44]

Исследования в области менеджмента

[ редактировать ]

В менеджменте мобилизована также концепция перформативности, опирающаяся на ее разнообразные концептуализации (Остин, Барад, Барнс, Батлер, Каллон, Деррида, Лиотар и др.). [45]

При изучении теорий управления перформативность показывает, как акторы используют теории, как они влияют на организационные практики и как эти эффекты формируют эти практики. [46] [47]

Например, опираясь на точку зрения Мишеля Каллона, концепция перформативности была использована, чтобы показать, как концепция стратегии голубого океана изменила организационную практику. [48]

Журналистика

[ редактировать ]

Немецкий ведущий новостей Ханс Йоахим Фридрихс однажды заявил, что хороший журналист никогда не должен действовать в сговоре ни с чем, даже с чем-то хорошим. Однако вечером 9 ноября 1989 года, в вечер падения Берлинской стены , Фридрихс, как сообщается, нарушил свое собственное правило, когда объявил: «Ворота стены широко открыты». («Die Tore in der Mauer stehen weit offen».) На самом деле ворота все еще были закрыты. По словам историка, именно это объявление побудило тысячи жителей Восточного Берлина маршировать к стене, в конечном итоге вынудив пограничников открыть ворота. В смысле перформативности слова Фридрихса стали реальностью. [49] [50]

Видеоарт

[ редактировать ]

Теории перформативности распространились на множество дисциплин и дискуссий. Примечательно, что междисциплинарный теоретик Хосе Эстебан Муньос связал видео с теориями перформативности. В частности, Муньос смотрит на документальный фильм 1996 года Сусаны Айкен и Карлоса Апарисио «Трансформация». [51]

исторически и теоретически связан с перформансом, Хотя видеоарт он не является непосредственным перформансом; оно носит опосредованный, итеративный и цитирующий характер. Таким образом, видеоарт поднимает вопросы перформативности. Кроме того, видеоарт часто объединяет тела и изображения, усложняя границы, поверхности, воплощения и границы и таким образом индексируя перформативность.

Проблемы и дебаты

[ редактировать ]

Несмотря на убедительные попытки дать определение, концепция производительности по-прежнему страдает двусмысленностью. Самым актуальным представляется парадокс между перформансом как следствием следования сценарию (ср. восстановленное поведение Шехнера) и перформансом как подвижной деятельностью с достаточным пространством для импровизации. Другая проблема связана с несоответствием между производительностью как человеческой деятельностью, конструирующей культуру (например, Батлер и Деррида), с одной стороны, и производительностью как репрезентацией культуры, с другой (например, Бурдье и Шехнер). Другой вопрос, важный для таких пионеров, как Остин, но теперь считающийся постмодернизмом неактуальным, касается искренности актера. Может ли исполнение быть подлинным или это продукт притворства?

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Кавано, Джиллиан Р. (10 марта 2015 г.). «Перформативность» . Антропология . дои : 10.1093/OBO/9780199766567-0114 . Проверено 10 октября 2017 г.
  2. ^ Батлер, Джудит (1990). Гендерная проблема . Нью-Йорк: Рутледж.
  3. ^ Культурные исследования и анализ дискурса - Баркер и Галасински
  4. ^ Jump up to: а б Маккензи (2005)
  5. ^ Jump up to: а б с д Шехнер (2006), с. 38
  6. ^ Остин (1962)
  7. ^ Остин (1962), с. 12
  8. ^ Остин, Дж.Л. (1962). Как делать вещи с помощью слов . п. 5 .
  9. ^ Батлер, Джудит (1993). Тела, которые имеют значение: о дискурсивных границах «секса» . Нью-Йорк: Рутледж. стр. XII. ISBN  9780415903660 .
  10. ^ Эта идея была впервые представлена ​​в 1988 году в выпуске Theater Journal (Brickell, 2005).
  11. ^ Хальберштам, Джек (16 мая 2014 г.). «Аудиообзор квир-теории на английском и турецком языке Джека Хальберстама» . Проверено 29 мая 2014 г.
  12. ^ Холл, Стюарт (2008). «Кому нужна идентичность?». В Дюге, Пол (ред.). Личность: читатель . Личность. Лондон: Sage Publ. [ua] ISBN  978-0-7619-6916-7 .
  13. ^ Батлер, Джудит (1988). «Перформативные акты и гендерная конституция: очерк феноменологии и феминистской теории» . Театральный журнал . 40 (4): 520 . Проверено 3 мая 2024 г.
  14. ^ Jump up to: а б Ллойд, Мойя (апрель 1999 г.). «Перформативность, Пародия, Политика» . Теория, культура и общество . 16 (2): 195–213. дои : 10.1177/02632769922050476 . ISSN   0263-2764 .
  15. ^ Феллуга, Дино. «Введение в Джудит Батлер, модуль перформативности» . www.cla.purdue.edu . Проверено 30 октября 2006 г.
  16. ^ Брикелл, Крис (июль 2005 г.). «Мужественность, перформативность и подрывная деятельность: социологическая переоценка» . Мужчины и мужественность . 8 (1): 24–43. дои : 10.1177/1097184X03257515 . ISSN   1097-184X .
  17. ^ Данн, Роберт Г. (1 сентября 1997 г.). «Самость, идентичность и различие: Мид и постструктуралисты» . Социологический ежеквартальный журнал . 38 (4): 687–705. дои : 10.1111/j.1533-8525.1997.tb00760.x . ISSN   0038-0253 .
  18. ^ Jump up to: а б Грин, Адам Исайя (март 2007 г.). «Квир-теория и социология: поиск субъекта и личности в исследованиях сексуальности» . Социологическая теория . 25 (1): 26–45. дои : 10.1111/j.1467-9558.2007.00296.x . ISSN   0735-2751 .
  19. ^ Лиотар, Жан-Франсуа (1986). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Миннеаполис: Издательство Университета Миннесоты. ISBN  978-0816611737 .
  20. ^ Деррида, Жак (1988). Лимитед, Инк . Эванстон: Издательство Северо-Западного университета. п. 12. ISBN  978-0810107885 .
  21. ^ Сирл, Джон (1979). Выражение и значение: исследования по теории речевых актов . Издательство Кембриджского университета.
  22. ^ Сирл, Джон (1979). Выражение и значение: исследования по теории речевых актов . Издательство Кембриджского университета. п. 12.
  23. ^ Jump up to: а б Сирл, Джон (1979). Выражение и значение: исследования по теории речевых актов . Издательство Кембриджского университета. п. 7.
  24. ^ Шехнер (2006), с. 34
  25. ^ Портер (1990), с. 323
  26. ^ Берк (2005), с. 36
  27. ^ Дирксмайер, (2008), стр. 19-20.
  28. ^ Карлсон (1996)
  29. ^ Уэллс (1998)
  30. ^ Бережливость (1997)
  31. ^ Хили, Киран (2015). «Перформативность сетей» (PDF) . Европейский журнал социологии . 56 (2): 175–205. дои : 10.1017/S0003975615000107 . S2CID   152199942 . Проверено 19 ноября 2015 г.
  32. ^ Занимаюсь экономикой . Милтон Кейнс: Открытый университет. 2010. с. 493. ИСБН  978-1-8487-34692 .
  33. ^ Муниеса, Фабиан (2014). Спровоцированная экономика: экономическая реальность и перформативный поворот . Рутледж. ISBN  978-1-138-96180-7 .
  34. ^ Экономисты создают рынки? . 21 июля 2008 г. ISBN.  9780691138497 .
  35. ^ Принятие мрачной науки – новые перспективы перформативности экономики | Иван Болдырев | Пэлгрейв Макмиллан .
  36. ^ Маккензи, Дональд; Милло, Юваль (2003). «Построение рынка, исполнительская теория: историческая социология биржи деривативов финансовых инструментов». Американский журнал социологии . 109 (1): 107–145. дои : 10.1086/374404 . ISSN   0002-9602 . JSTOR   10.1086/374404 . S2CID   145805302 .
  37. ^ Маккензи, Дональд (март 2006 г.). «Является ли экономика перформативной? Теория опционов и построение рынков производных инструментов» . Журнал истории экономической мысли . 28 (1): 29–55. дои : 10.1080/10427710500509722 . ISSN   1469-9656 . S2CID   14201125 .
  38. ^ Бриссе, Николя (2018). Экономика и перформативность . Рутледж.
  39. ^ Бриссе, Николя (2 апреля 2016 г.). «Экономика не всегда перформативна: некоторые пределы перформативности». Журнал экономической методологии . 23 (2): 160–184. дои : 10.1080/1350178X.2016.1172805 . ISSN   1350-178X . S2CID   148033117 .
  40. ^ Бриссе, Николя (декабрь 2017 г.). «О перформативности: теория опционов и сопротивление финансовых явлений» . Журнал истории экономической мысли . 39 (4): 549–569. дои : 10.1017/S1053837217000128 . ISSN   1053-8372 . S2CID   158017241 .
  41. ^ Бриссе, Николя (02 января 2018 г.). «Модели как речевые акты: показательный пример финансовых моделей» . Журнал экономической методологии . 25 (1): 21–41. дои : 10.1080/1350178X.2018.1419105 . ISSN   1350-178X . S2CID   148612438 .
  42. ^ Мяки, Ускали (2013), Каракостас, Василиос; Дикс, Деннис (ред.), «Перформативность: спасение Остина от Маккензи» , EPSA11 «Перспективы и фундаментальные проблемы философии науки» , Springer, стр. 443–453 , получено 14 апреля 2020 г.
  43. ^ Гуала, Франческо (10 мая 2015 г.). «Рационализация перформативности». Рочестер, Нью-Йорк. ССНН   2616814 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  44. ^ Бриссе, Николя (01 сентября 2017 г.). «Будущее перформативности» . Экономия. История, методология, философия (7–3): 439–452. дои : 10.4000/oeconomia.2746 . ISSN   2113-5207 .
  45. ^ Гонд, Жан-Паскаль; Кабантус, Лора; Хардинг, Нэнси; Лермонт, Марк (2016). «Что мы подразумеваем под перформативностью в теории организации и управления? Использование перформативности и злоупотребление ею» (PDF) . Международный журнал обзоров менеджмента . 18 (4): 440–463. дои : 10.1111/ijmr.12074 . ISSN   1468-2370 . S2CID   54218711 .
  46. ^ Марти, Эмилио; Гонд, Жан-Паскаль (июль 2018 г.). «Когда теории становятся самореализующимися? Исследование граничных условий перформативности» (PDF) . Обзор Академии менеджмента . 43 (3): 487–508. дои : 10.5465/amr.2016.0071 . ISSN   0363-7425 . S2CID   59273544 .
  47. ^ Гонд, Жан-Паскаль; Картон, Гийом (2022), Нишем, Кристина; Рейлен, Маркус; Шенеборн, Деннис (ред.), «Перформативность теорий» , Справочник по философии менеджмента , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–25, doi : 10.1007/978-3-319-48352-8_56-1 , ISBN  978-3-319-48352-8 , получено 23 февраля 2023 г.
  48. ^ Картон, Гийом (03 февраля 2020 г.). «Как меняются сборки, когда теории становятся перформативными: на примере стратегии голубого океана». Организационные исследования . 41 (10): 1417–1439. дои : 10.1177/0170840619897197 . ISSN   0170-8406 . S2CID   213852753 .
  49. ^ «К юбилею – самая красивая ошибка за 40 лет «Тагестхемена» » .
  50. ^ Саротт, Мэри Элиза (ноябрь 2009 г.). «Мэри Элиза Саротт - Как несчастный случай привел к падению Берлинской стены» .
  51. ^ Муньос . Дезидентификация: странные цвета и эффективность политики .

Библиография и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Остин, Дж. Л. 1962. Как делать вещи с помощью слов . Оксфорд: Кларендон Пресс.
  • Остин, Дж. Л. 1970. «Перформативные высказывания». В Остине, «Философские статьи», 233–52. Лондон: Издательство Оксфордского университета.
  • Бахтин Михаил. «Дискурс в романе», Диалогическое воображение: четыре очерка; под редакцией Майкла Холквиста; перевод Кэрил Эмерсон и Майкла Холквиста Остина: University of Texas Press, c1981.
  • Бамберг М., Повествование. Современное состояние (2007).
  • Барад, Карен. 2003. «Постгуманистическая перформативность: на пути к пониманию того, как материя становится материей». Знаки: Журнал «Женщины в культуре и обществе» 28.3: 801–831.
  • Болдырев Иван и Светлова Екатерина. 2016. Принятие мрачной науки: новые перспективы перформативности экономики. Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Бурдье, П., Очерки теории практики (Кембридж, 1972).
  • Берк, Питер, «Исполнение истории: важность событий», в: Переосмысление истории 9 afl. 1 (2005), стр. 35–52.
  • Брикелл, Крис. 2005. «Мужественность, перформативность и подрывная деятельность: социологическая переоценка». Мужчины и мужественность 8.1: 24–43.
  • Бриссе, Николя. 2017 . «О перформативности: теория опционов и сопротивление финансовых явлений». Журнал истории экономической мысли. 39 (4): 549–569. DOI: https://doi.org/10.1017/S1053837217000128.
  • Бриссе, Николя. 2019. Экономика и перформативность. Исследование пределов, теорий и случаев. Routledge INEM Достижения в экономической методологии.
  • Батлер, Джудит. 1993. Тела, которые имеют значение. О дискурсивных пределах секса . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Батлер, Джудит. 1997. Возбудимая речь: политика перформатива . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Батлер, Джудит. 2000. «Критически странный», в книге «Идентичность: читатель» . Лондон: Публикации Sage.
  • Батлер, Джудит. 2010. «Перформативное агентство», в журнале «Культурная экономика» 3:2, 147–161. дои : 10.1080/17530350.2010.494117 .
  • Каллон, Мишель. 1998. "Введение: встроенность экономических рынков в экономику". В книге М. Каллона (ред.), «Законы рынков» . Оксфорд: Блэквелл.
  • Карлсон М. Производительность: критическое введение (Лондон, 1996).
  • Чейни, Д., Фантазии коллективной жизни (Лондон, 1993).
  • Крейн, М.Т. «Какова была производительность?», в: Criticism 43, afl. 2 (2001), стр. 169–187.
  • Дэвидсон, М., Призрачные демаркации. Современная поэзия и материальное слово (Беркли, 1997).
  • Дэвис, Т.К., Кембриджский справочник по исследованиям производительности (Иллинойс, 2008).
  • Деррида, Жак. 1971. «Подпись, событие, контекст», в Limited, Inc., Эванстон: Северо-западный университет. Пресс, 1988.
  • Дирксмайер, П. и И. Хелбрехт, «Время, нерепрезентативная теория и «перформативный поворот» — к новой методологии качественных социальных исследований», Forum: Qualitative Social Research 9 (2008), стр. 1–24.
  • Данн, Р.Г. 1997. "Самость, идентичность и различие: Мид и постструктуралисты". Социологический ежеквартальный журнал 38.4: 687–705.
  • Фарнелл Б., «Движущиеся тела: действующие личности», Annual Review in Anthropology 28 (1999), стр. 341–373.
  • Феллуга, Дино. «Модули Батлера». Получено 30.10.06 из Модулей Батлера II: Перформативность .
  • Фельман, Шошана. 1980/2003. Скандал говорящего тела: Дон Жуан с Дж. Л. Остином, или Соблазнение на двух языках . Перевод Кэтрин Портер. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Гарфинкель, Гарольд. 1967. Исследования по этнометодологии . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл.
  • Гирц, К., Негара: театральное государство на Бали девятнадцатого века (Принстон, 1980).
  • Гоффман, Эрвинг . 1959. Представление себя в повседневной жизни . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Якорь.
  • Гласс, Майкл и Роуз-Редвуд, Рубен. 2014. Перформативность, политика и производство социального пространства . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Гоффман, Эрвинг. 1976. «Гендерный дисплей» и «Гендерная реклама». Гендерная реклама. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Гоффман, Эрвинг. 1983. «Анализ рамок разговора». Читатель Гоффмана, Лемерт и Бранаман, ред., Блэквелл, 1997.
  • Грин, Адам Исайя. 2007. «Квир-теория и социология: поиск субъекта и личности в исследованиях сексуальности». Социологическая теория 25.1: 26–45.
  • Грин Б., Эффектная исповедь: автобиография, перформативный активизм и места избирательного права, 1905–1938 (Лондон, 1997).
  • Холл, Стюарт. 2000. «Кому нужна идентичность?» В личности: Читатель . Лондон: Публикации Sage.
  • Хоукс, Дэвид. 2020. Царствование антилогоса: перформанс в постмодерне (Palgrave Insights in Apocalypse Economics) , Лондон и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Хаймс, Д., «Прорыв в перформанс», в: Д. Бен-Амос и К.С. Гольдштейн (ред.) Фольклор: перформанс и коммуникация (Гаага, 1975).
  • Ингольд Т., «Темпоральность пейзажа». Мировая археология 25 (1993), стр. 152–174.
  • Капчан Д. , «Представление» в: Журнал американского фольклора 108, стр. 479–508.
  • Кесслер, Сюзанна и Венди МакКенна. 1978. Гендер: этнометодологический подход . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Кулик, Дон (апрель 2003 г.). "Нет". Язык и общение . 23 (2): 139–151. дои : 10.1016/S0271-5309(02)00043-5 . PDF.
  • Ллойд, Мойя. 1999. «Перформативность, пародия, политика», Теория, культура и общество , 16 (2), 195–213.
  • Маккензи, Дж., «Исследование производительности», Руководство Джона Хопкинса по теории литературы и критике (2005).
  • Матыня, Эльжбета. 2009. Перформативная демократия . Боулдер: Парадигма.
  • Мембретти, Андреа. 2009. «За перформативное использование изображений в исследованиях социальных действий», Lo Squaderno № 12 ( http://www.losquaderno.professionaldreamers.net/?p=1101 ).
  • Маккензи, Джон . «Выступить или иначе: от дисциплины к производительности». Лондон: Рутледж, 2001.
  • Маккензи, Джон, Хейке Ромс и Си Джей Ван-лин. Уи. «Спорная производительность: глобальные сайты исследований». Бейзингсток, Великобритания: Пэлгрейв Макмиллан, 2010.
  • Муньос, Проведение дезидентификации . Дезидентификация: странные цвета и эффективность политики. 1999.
  • Оливер, Келли. 2003. «Что преобразующего в перформативе? От повторения к проработке». В Энн Кэхилл и Дженнифер Хансен, ред., Continental Feminism Reader .
  • Паркер и Седжвик, Введение: Перформативность и перформанс . Перформативность и перформанс. 1995.
  • Пикеринг, Эндрю. 1995. Уродство практики: время, сила и наука . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
  • Портер, Дж. Н., «Обзор постмодернизма Майка Физерстоуна», Contemporary социология 19 (1990) 323.
  • Робинсон, Дуглас . 2003. Перформативная лингвистика: разговорная речь и перевод как действия со словами . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Робинсон, Дуглас. 2006. Знакомство с перформативной прагматикой . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Рудавский, Станислав. 2008. Площадки как представления: творческие стратегии в архитектуре (доктор философии, Кембриджский университет)
  • Розальдо, Микеле. 1980. Что мы делаем со словами: речевые акты илонготов и теория речевых актов в философии. Язык в обществе 11: 203–237.
  • Шехнер, Ричард, Исследования производительности. Введение (Нью-Йорк, 2006 г.).
  • Шиффелин, Э., «Проблематизация перформанса», в: Хьюз-Фриланд, Ф., (редактор) «Ритуал, перформанс, медиа» (Лондон, 1998), стр. 194–207.
  • Сирл, Джон. 1969. « Речевые акты: очерк философии языка ». Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Седжвик, Ева Косовски. 2003. Трогательное чувство: аффект, педагогика, перформативность . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
  • Стерн и Хендерсон, Перформанс: тексты и контексты (Лонден, 1993).
  • Трифт, Н. и Дж. Дьюсбери, «Мертвые географии – и как заставить их жить», Окружающая среда и планирование D: Общество и пространство 18 (2000), стр. 411–432.
  • Трифт, Нью-Джерси, «Точка покоя: сопротивление, выразительное воплощение и танец», в: Pile, S. (редактор), Geographys of Resistance (Лондон, 1997), стр. 125–151.
  • Трифт, Нью-Джерси, Пространственные образования (Лондон, 1996).
  • Вайс Б. Создание и разрушение живого мира хайя: потребление, коммерциализация и повседневная практика (Дарем, 1996).
  • Уэллс П. «Понимание анимации» (Лондон, 1998).
  • Уэст, Кэндис и Дон Циммерман. 1987. «Занимаемся гендером». Гендер и общество 1.2: 121–151.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 944aed2088b912ccb83aba47673ff63b__1715232600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/3b/944aed2088b912ccb83aba47673ff63b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Performativity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)