Храм Вишалакши
Храм Вишалакши | |
---|---|
![]() Вход в храм | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Варанаси |
Божество | Висалакши |
Расположение | |
Расположение | Мир Гхат, Варанаси |
Состояние | Уттар-Прадеш |
Страна | Индия |
Географические координаты | 25 ° 18'32 "N 83 ° 0'39" E / 25,30889 ° N 83,01083 ° E |
Архитектура | |
Тип | Мандир |
Создатель | Нагаратар |
Завершенный | 1893 |
Надписи | На тамильском |
Храм Вишалакши , также известный как Вишалакши Гаури Мандир и Вишалакши Амман Ковил, — индуистский храм, посвященный богине Вишалакши (аспект богини Парвати ) в Мир Гхате на берегу Ганга в Варанаси . [ 1 ] Он был построен и обслуживался Наттукоттаи Нагаратаром, торговым сообществом из Тамилнада. [ 2 ]
Его обычно считают Шакти Питхой , самым священным храмом, посвященным индуистской Божественной Матери. Говорят, что серьги богини Сати упали в это святое место Варанаси. Храм Вишалакши известен своим храмовым фестивалем в Каджали Тидж , который проводится на третий день убывающих двух недель индуистского месяца Бхадрапада (август).
Расположение
[ редактировать ]Храм Вишалакши расположен недалеко от Мир Гхата в Варанаси. Он расположен в 250 метрах (0,16 мили) к северо-западу от храма Каши Вишванатх и в 200 метрах (0,12 мили) от храма Аннапурны .
Религиозное значение
[ редактировать ]Имя Вишалакши ( Viśālākshī , санскрит : विशालाक्षी , «та, у кого большие глаза») [ 3 ] — эпитет богини Парвати . Парвати описывается как Вишалакши в писании Шива Пурана , когда ее будущий муж Шива видит ее впервые. [ 4 ]
Аннапурне , богине еды и форме Парвати, присвоен эпитет Вишалакши, «широкоглазая». Ее самый известный храм находится в Варанаси, где она считается богиней-покровительницей. « Сканда -пурана» повествует историю о мудреце Вьясе, проклявшем Варанаси, поскольку никто в городе не предложил ему еды. Наконец, Вишалакши появляется в образе домохозяйки и дает Вьясе еду. Эта роль Вишалакши аналогична роли Аннапурны, которая предлагает еду своему мужу Шиве, чей голод можно утолить ее едой. Шива, довольный едой Аннапурны, основывает Варанаси и назначает ее его правящей богиней. [ 5 ] Богиня Вишалакши храма Варанаси, возможно, в ранние времена отождествлялась с Аннапурной, однако со временем стала отдельной богиней, в результате чего появились два отдельных храма богини. [ 5 ]
В Каши Кханде Сканда Пураны Вишалакши сопровождает Вишванатха (форму Шивы, почитаемую в храме Каши Вишванатх ), чтобы даровать дар богу Кубере. [ 6 ] Другая глава Каши Кханды также выражает ее ликование. [ 7 ]
Говорят, что в священной географии Варанаси шесть точек символизируют Шаштанга (шестеричную) йогу , которая осуществляется путем посещения шести мест. Это храм Вишванатх (самый важный храм Варанаси, посвященный Шиве), храм Вишалакши, Ганга, храм Кала Бхайрава (посвященный божеству-хранителю Варанаси и Бхиараве Вишалакши), храм Дхундирадж (посвященный богу Ганеше - сын Шивы и Парвати) и храм Дандапани (посвященный одному из аспектов Шивы). [ 8 ]
Шакти Питха
[ редактировать ]Вишалакши (санскрит: विशलाक्षी) или Варанаси фигурирует в большинстве стандартных списков Шакти Питх. [ 9 ]

Дочь Праджапати Дакши , Сати была выдана замуж за бога Шиву против его воли. Дакша организовал великую яджну , но не пригласил Сати и Шиву. Без приглашения Сати достигла места ягьи, где Дакша проигнорировал Сати и очернил Шиву. Не выдержав этого оскорбления, Сати прыгнула в жертвенный огонь и покончила жизнь самоубийством. Сати умерла, но ее труп не сгорел. Шива (как Вирабхадра ) убил Дакшу за смерть Сати и простил его, воскресив. Дикий, убитый горем Шива бродил по вселенной с трупом Сати. Наконец, бог Вишну расчленил тело Сати на 51 часть, каждая из которых стала Шакти Питхой, храмом формы Богини. Шиве также поклоняются на каждой Шакти Питхе в образе Бхайравы , мужского аналога или хранителя главенствующей богини Питхи. Считается, что глаз или серьга Сати упали в Варанаси, что сделало Вишалакши Шакти Питхой. [ 10 ]
В тантрическом труде «Рудрайамала» , написанном до 1052 года н. э., упоминаются 10 основных Шакти Питх, пятой из которых является Варанаси. Куларнава -тантра упоминает 18 питх, а Варанаси упоминается как шестая. Ашадашапитха (18 питх) , приписываемая Шанкарачарье (интерпретируемому как Ади Шанкара , однако, вероятно, Шанкара Агамачарья, бенгальский автор « Тара-рахасья-вриттика» ), перечисляет 18 имен вместе с их главенствующими божествами или питха-деви , включая Вишалакши из Варанаси как пятое. Пита. В Кубджика-тантре Варанаси занимает третье место из 42 названий. есть два списка питхов В «Джнянарнаве» : один с восемью именами, другой с пятьюдесятью именами. В списке из 8 названий Варанаси не упоминается, но в другом списке Варанаси стоит на втором месте. [ 11 ] Вишалакши из Варанаси упоминается как первый из 108 Шакти Питх в списке Деви Бхагавата Пураны . Описано, что сюда упало лицо Сати. Это единственный случай, когда часть тела связана с Шакти Питхой в тексте. Деви Гита в том же тексте дает длинный список Питхов, где Вишалакши упоминается как обитатель Авимукты (Варанаси). Ни одна часть тела в этом списке не связана с Питхой. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В неписаном бенгальском произведении XVI века «Чандимангал» Мукундарам перечисляет девять питх в разделе «Дакша-ягья-бханга» . Варанаси - последняя Питха, описанная как место, где упал сундук Сати, а правящей богиней была Вишалакши. [ 15 ] Лакшмидхара также включает Вишалакши в свой список XII века. [ 9 ]
или В разделе Питанирная Махапитанирупана из Тантрачудамани первоначально было перечислено 43 имени, но со временем имена были добавлены, в результате чего получилось 51 Питха. В нем подробно описаны Питха-девата или Деви (имя богини в Питхе), Кшастрадиши (Бхайрава, супруг богини) и анга-пратьянга (конечности, включая украшения Сати). Маникарника в Варанаси с Вишалакши в роли председательствующей богини занимает номер 23. Кундала (серьга) — это анга-пратьянга и Кала-Бхайрава (Кала) — супруга. В некоторых более поздних версиях текста Варанаси не включен в главные 51/52 Питы. В одной из версий он понижен с Питхи до Упа-Питхи (подчиненной Питхи). Здесь , что кундала говорится — это анга-пратьянга , но упоминаются два Питха-деваты и Бхайравы. Сначала Вишалакши с Кала-Бхайравой и вторичная Аннапурна с Вишвешварой. Вишвешвара — главное божество храма Каши Вишванатх , самого важного храма в Варанаси и храм Аннапурны . Рядом находится [ 16 ]
Тамильские ассоциации
[ редактировать ]
Вишалакши, «широкоглазая» богиня, часто ассоциируется с двумя другими богинями: Камакши , «любовноокой» богиней Канчипурама и Минакши , «рыбьими глазами» Мадурая , главным образом из-за их схожих имен. [ 17 ] Вместе эти три храма считаются тамилами самыми важными храмами Богини. В то время как Вишалакши обитает в Северной Индии , другие храмы богини находятся в Тамил Наду , Южная Индия . Тамилы испокон веков почитали Вишалакши и имеют прочные связи с храмом.

Нынешняя структура храма была построена в 1893 году Наттукоттаи Нагаратаром , торговым сообществом из Тамилнада. [ 18 ]
Богослужение и фестивали
[ редактировать ]Преданные часто купаются в близлежащей святой Ганге, прежде чем совершить поклонение в храме. Пуджа (поклонение), подношения , чтение гимнов богине и благотворительность в храме считаются очень плодотворными из-за силы председательствующей богини. Богине особенно поклоняются незамужние девушки за жениха, бездетные пары за потомство и несчастные женщины за поворот судьбы. Два изображения богини расположены рядом в гарбхагирхе (святилище): меньшее изображение из черного камня под названием Ади Вишалакши на левой задней стороне и еще одно более высокое изображение из черного камня, установленное позднее. Преданные часто посещают святилища Вишванатха и Аннапурны вместе с этим храмом. [ 19 ]
Два самых важных праздника в храме, как и во всех других храмах богинь в Варанаси, — это два Наваратри («девять ночей»). Ашвин Наватри или просто называемый ( октябрь ) и празднует победу Наваратри, кульминацией которого является Виджаядашами, приходится на растущую половину индуистского месяца Ашвин богини Дурги над демоном-буйволом Махишасурой . Другая Наваратри приходится на растущую половину Чайтры (март). один из храмов богини Варанаси, соответствующий одному из Навадурги Каждый из девяти дней рекомендуется посетить (девяти Дург) или девяти Гаури (Парвати). Схема девяти храмов описана в различных Каши махатмьях (текстах, повествующих о величии священного города Варанаси/Каши). [ 20 ] [ 19 ] Преданные стекаются в храм вечером пятого дня Наватри. [ 21 ]
Ежегодный храмовый фестиваль храма Вишалакши отмечается в Каджали Тидж (Черный третий), третий лунный день (тидж) убывающей половины месяца Бхадрапады , последнего месяца индийского сезона дождей. Примерно в это время женщины поют «любовные» песни сезона дождей, называемые каджали (черные). Священный день соблюдается женщинами специально ради благополучия братьев. [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эк 1982 , с. 229.
- ^ Сомале (1963). Столетний выпуск Шри Каши Наттукоттай Нага Чатра [ Столетний выпуск Шри Каши Наттукоттай Нага Чатра ] (на тамильском языке). Караикуди, Тамил Наду. п. 33.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бангала Бхасар Абхидхан (Словарь бенгальского языка), Shishu Sahitya Samsad Pvt Ltd., 32A, APC Road, Калькутта - 700009, Том 2, стр.1600. (изд. 1988 г.)
- ^ www.wisdomlib.org (6 октября 2018 г.). «Диалог Шива-Химават [Глава 12]» . www.wisdomlib.org . Проверено 2 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б П. Арундати (1 января 2001 г.). Аннапурна: букет цветов индийской культуры . Концептуальное издательство. стр. 17–21. ISBN 978-81-7022-897-4 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ www.wisdomlib.org (8 сентября 2020 г.). «Гандхавати и Алака [Глава 13]» . www.wisdomlib.org . Проверено 28 ноября 2022 г.
- ^ www.wisdomlib.org (10 сентября 2020 г.). «Установление божеств [глава 70]» . www.wisdomlib.org . Проверено 6 февраля 2023 г.
- ^ Эк 1982 , с. 323.
- ^ Jump up to: а б Эк 1982 , с. 172.
- ^ Эк 1982 , с. 173.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 17–20.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 25–7.
- ^ Свами Сатьянанда (1 июля 1996 г.). Деви Гита . Деви Мандир. стр. 52, 192. ISBN 978-1-877795-13-8 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ C Маккензи Браун (1998). Деви Гита: Песня Богини . СУНИ Пресс. стр. 242–6. ISBN 978-0-7914-3940-1 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 32–3.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 35–41.
- ^ В.К. Субраманян (1 января 2003 г.). Художественные святыни Древней Индии . Публикации Абхинава. п. 30. ISBN 978-81-7017-431-8 . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Фруктовый Кайлас, (Кайлаш PL). Тамильский Аннаи Висалакши (на тамильском языке) (Оренаду - ред., ноябрь 2022 г.). Одна страна. п. 23.
- ^ Jump up to: а б Храмы Варанаси
- ^ Эк 1982 , с. 174.
- ^ Эк 1982 , с. 263.
- ^ Эк 1982 , с. 266.
Ссылки
[ редактировать ]- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 401–402. ISBN 9780816075645 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- Сиркар, Динес Чандра (1998). Шакта Питхи . Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 4–6, 12.13 и 24–26. ISBN 9788120808799 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- Эк, Диана Л. (1982). Банарас: Город Света Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 100-1 стр. 239, 242, 365. ISBN. 9788120808799 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- Ванамали, Диана Л. (2008). Шакти: Царство Божественной Матери . Внутренние традиции / Медведь и Ко. стр. Обзор страницы. ISBN 9781594771996 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- Бартаман , бенгальский журнал Шарад Санкхья 1410 (бенгальский год) - подробности упомянуты в статье Сумана Гупты Кашир Вишванат Вишванатер Каши на странице 60.