Минакши
Минакши | |
---|---|
Другие имена | Ангаянканни, Тададакай, Миначи, Мантрини, Мангаякараси, Мадураидеви |
Принадлежность | Парвати , Деви |
Обитель | Мадурай |
Животные | Розовокольчатый попугай |
Генеалогия | |
Родители |
|
Братья и сестры | Аагар ( Вишну ) |
Супруга | Сундарешварар ( Шива ) |
Династия | Династия Пандия [ 2 ] |
Минакши ( санскрит : मीनाक्षि , латинизированный : Минакши , тамильский : மீனாக்ஷி , : Минакши также пишется как Минакши ; ; латинизированный [ 2 ] [ 3 ] Минаци и Тададакай ) [ 4 ] является индуистской богиней . Она является и считается божеством -покровителем Мадурая формой богини Парвати . [ 5 ] Она — божественная супруга Сундарешварара, формы Шивы . [ 6 ] В литературе она упоминается как королева древнего королевства Пандья , базирующегося в Мадурае , а позже ее обожествляют. [ 7 ] Богиня также превозносится Ади Шанкарой как Шри Видья . [ 8 ]
Ей в основном поклоняются в Индии, где ей посвящен главный храм, известный как Храм Минакши в Мадурае , Тамил Наду . Минакши, Камакши и Висалакши считаются тремя формами Шакти богини Парвати. [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Минакши — санскритский термин, означающий «рыбий глаз». [ 10 ] происходит от слов мина «рыба» и акши «глаз». [ 11 ] Она также была известна под тамильским именем Тададакай , «рыбьеглазая», упоминаемая в ранних исторических источниках как свирепая незамужняя богиня под именем Минакши. [ 12 ] Она также известна под тамильским именем Ангаянканни или Ангаянканаммаи ( буквально « мать с красивыми рыбьими глазами » ). [ 2 ] [ 3 ] Согласно другой теории, имя богини буквально означает «правление рыбы», происходящее от тамильских слов min «рыба» и ātci «правление». [ 13 ] [ 14 ]
Были предложены различные значения этого имени, в том числе то, что изначально она была богиней рыбаков, что ее глаза «большие и блестящие», как у рыбы, или что у нее «длинные и тонкие» глаза, по форме напоминающие тело рыбы. Другая интерпретация заключается в том, что название основано на вере в то, что рыбы никогда не закрывают глаза: богиня также никогда не перестает наблюдать за своими преданными. [ 15 ] Еще одна интерпретация гласит, что название основано на древнем поверье, что рыбы кормят своих детенышей, просто глядя на них; богиня якобы поддерживает своих преданных, просто взглянув на них. [ 16 ] Есть три аватара Ади Шакти : Камакши , [ 17 ] Вишалакши на севере, [ 18 ] и Минакши на юге. [ 2 ]
Тексты
[ редактировать ]Несколько великих гимнов богине были составлены в ранний современный период многими святыми и учеными, в том числе знаменитым Нилакантой Дикшитой . Стотрам («Пять драгоценностей Минакши») — это заклинание Минакши , Минакши Панчаратнам составленное Ади Шанкарой (8 век н.э.). [ 8 ] Хотя Минакши непосредственно не появляется в стотраме «Лалита Сахасранама» , ссылка на нее есть в строке «Вактралакшми париваха чалан минабха очана» («Та, у кого лицо Лакшми и рыбьи глаза в реке ее лица»). [ 19 ]
В одном тамильском стихотворении/песне (Тамилпиллай) Минакши изображается как пересечение домашнего уюта и божественности: [ 20 ]
Великий Шива с цветком метель / Блуждает по дворам космоса / Разрушая ваш труд снова и снова / И тогда он предстает перед вами. // Ты никогда не злишься. / Каждый день ты просто забираешь сосуды. [ 21 ]
Легенда
[ редактировать ]В тамильском шайвском тексте « Тирувилаядал Пуранам» XIII века упоминается король Малаядхваджа Пандья и его жена Канчанамалай , которые совершили яджну в поисках сына для наследника. Вместо этого рождается дочь, которой уже три года и у которой три груди. Шива вмешивается и просит родителей относиться к ней как к сыну, говоря им, что, когда она встретит своего мужа, она потеряет третью грудь. Они следуют этому совету. Девушка вырастает, король коронует ее как свою наследницу. Когда она встречает Шиву, его слова сбываются, она принимает свою истинную форму Минакши. [ 22 ] [ 23 ] По мнению Хармана, это может отражать матрилинейные традиции Южной Индии и региональную веру в то, что «предпоследние [духовные] силы принадлежат женщинам», боги слушают своих супругов и что судьба королевств зависит от женщин. [ 22 ] По словам Сьюзен Бэйли, почитание Минакши является частью традиции индуистской богини, которая интегрируется с индуистским обществом, где «женщина является стержнем системы» социальных отношений. [ 24 ] Считается, что ее глаза дарят жизнь нерожденному. [ нужна ссылка ]
Храм Минакши
[ редактировать ]Храмовый комплекс в Мадурае, штат Тамил Наду , Индия, посвящен Минакши, которому поклоняются как главному божеству. Его также называют Минакши Амман или храм Минакши-Сундарешварар. [ 25 ] [ 26 ] Святилище Минакши находится рядом со святилищем ее супруга Сундарешварара , формы Шивы . [ 6 ] [ 27 ]
Хотя исторические корни храма восходят к 2000 году до нашей эры, большая часть нынешней структуры кампуса была перестроена после 14 века нашей эры, а затем отремонтирована, отремонтирована и расширена в 17 веке Тирумалой Наякой . [ 28 ] [ 29 ] В начале 14 века армии Делийского султаната во главе с мусульманским полководцем Маликом Кафуром разграбили храм, разграбили его ценности и разрушили храмовый город Мадурай вместе со многими другими храмовыми городами Южной Индии. [ 25 ] [ 30 ] [ 31 ] Современный храм является результатом усилий по восстановлению, начатых правителями Империи Виджаянагара , которые восстановили ядро и вновь открыли храм. [ 25 ] [ 32 ] В 16 веке храмовый комплекс был еще больше расширен и укреплен. В отреставрированном комплексе находится 14 гопурамов (воротных башен), каждая высотой более 45 метров (148 футов). В комплексе есть многочисленные залы с колоннами, украшенные скульптурой, такие как Айираккал (зал из 1000 колонн), Киликуонду-мандапам, Голу-мандапам и Пуду-мандапам. Его святыни посвящены индуистским божествам и ученым шиваизма, а виманы над гарбхагрихами (святилищами) Минакши и Сундарешварара позолочены золотом. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
Храм является основным местом паломничества в рамках традиции шиваизма, посвященного Минакши и Шиве. Тем не менее, храм включает Вишну во многие повествования, скульптуры и ритуалы, поскольку он считается братом Минакши. [ 35 ] Это сделало этот храм и Мадурай «южной Матхурой», включенной в вайшнавские тексты. [ 36 ] [ 37 ] Большой храмовый комплекс является самой выдающейся достопримечательностью Мадурая и привлекает десятки тысяч посетителей в день. [ 38 ] Храм привлекает более миллиона паломников и посетителей во время ежегодного 10-дневного фестиваля Минакши Тирукальянам , который отмечается множеством торжеств и шествием ратхи (колесниц) во время тамильского месяца Читтираи (перекрывается с апрелем-маем по грузинскому календарю, Чайтра в Северной Индии). ). [ 39 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Великий храм Мадурая: английская версия книги Койлманагар . Комитет по обновлению храма Шри Минакшисундаресварар. 1963.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильям П. Харман (1992). Священный брак индуистской богини Мотилал Банарсидасс. п. 24. ISBN 978-81-208-0810-2 .
- ^ Jump up to: а б Материалы первой международной конференции-семинара по тамильским исследованиям, Куала-Лумпур, Малайзия, апрель 1966 г. Международная ассоциация тамильских исследований. 1968. с. 543.
- ^ Менон, А. Сридхара (1978). Культурное наследие Кералы: Введение . Публикации Восток-Запад. п. 250.
- ^ Хоуз, Дженнифер (2 сентября 2003 г.). Суды доколониальной Южной Индии: материальная культура и королевская власть . Рутледж. п. 27. ISBN 9781135789961 .
- ^ Jump up to: а б Раджараджан, РКК (1 января 2005 г.). «Минакси или Сундарешвара: кто является первым принципом?» . Ежегодные материалы Конгресса истории Южной Индии . XXV . Мадурай: Университет Мадурая Камараджа: 551–553. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года.
- ^ Фидлер, Аманда (2006). Где Минакши принимает ванну с куркумой?: Многочисленная религиозная история и божество в Тамилнаде . Университет Висконсина – Мэдисон. п. 1.
- ^ Jump up to: а б Журнал исследований Кералы . Том. 36. Университет Кералы. 2009. с. 97.
- ^ Нельсон, Луи П. (2006). Американское святилище: понимание священных пространств . Издательство Университета Индианы. п. 121. ИСБН 9780253218223 .
- ^ Уильям П. Харман (1992). Священный брак индуистской богини Мотилал Банарсидасс. п. 24. ISBN 978-81-208-0810-2 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Мэнли Палмер Холл, изд. (1949). Горизонт, Том 9, Выпуск 3 . Общество философских исследований. п. 33.
- ^ Фишер, Майкл Х. (18 октября 2018 г.). Экологическая история Индии: с древнейших времен до двадцать первого века . Издательство Кембриджского университета. п. 74. ИСБН 9781107111622 .
- ^ Журнал истории Индии . Исторический факультет Университета Кералы. 2002. с. 96.
- ^ Отрывок из этимологии Минатчи из « Всеобъемлющего этимологического словаря тамильского языка, том VII, ЧАСТЬ - II », стр. 68: Meenatchi, Mīṉāṭci, Pe. (сущ.) божество, обителью которого является Мадурай; Ума, богиня-покровительница Мадурая. [Рыбы + правило. Символом ее флага является рыба.] Перевод: [Мин + Аатчи. Та, кто сделал рыбу символом флага.]
- ^ Уильям Норман Браун (1978). «Имя Богини Минакши «Рыбий Глаз» » . Индия и индология: Избранные статьи . Мотилал Банарсидасс. стр. 84–86. OCLC 871468571 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Клаус К. Клостермайер (2014). Краткая энциклопедия индуизма . Один мир. п. 153. ИСБН 978-1-78074-672-2 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 5 июня 2018 г.
- ^ Харшананда, Свами (2012). Индуистские паломнические центры (второе изд.). Бангалор: Рамакришна Матх. п. 61. ИСБН 978-81-7907-053-6 .
- ^ Бангала Бхасар Абхидхан (Словарь бенгальского языка), Shishu Sahitya Samsad Pvt Ltd., 32A, APC Road, Калькутта - 700009, Том 2, стр.1600. (изд. 1988 г.)
- ^ Рупенагунта, Сатья Нараяна Сарма (29 мая 2018 г.). Скрытые значения Лалиты Сахасранамы Духовный фонд Панчавати. п. 21.
- ^ Чавла, Джанет, изд. (2006). Рождающие и родившие: сила стыда . Нью-Дели: Книги Шакти. ISBN 8124109389 . OCLC 181090767 .
- ^ Ричман, Паула (1997). Необыкновенный ребенок: стихи южноазиатского религиозного жанра . Гонолулу: Гавайский университет Press.
- ^ Jump up to: а б Харман 1992 , с. 44-47.
- ^ Брокман 2011 , стр. 326–327.
- ^ Сьюзан Бэйли (1989). Святые, богини и короли: мусульмане и христиане в южноиндийском обществе, 1700–1900 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 29–30. ISBN 978-0-521-89103-5 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2018 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Мадурай» . www.britanica.com . Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Виджая Рамасвами (2017). Исторический словарь тамилов . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 9–10, 103, 210, 363–364. ISBN 978-1-5381-0686-0 . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 25 ноября 2017 г.
- ^ Бхарн, Винаяк; Круще, Крупали (18 сентября 2014 г.). Открытие заново индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 9781443867344 . Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года . Проверено 3 октября 2020 г. .
- ^ Кинг 2005 , стр. 72–74.
- ^ Д. Ума 2015 , стр. 39–40.
- ^ Мичелл 1995 , стр. 9-10.
- ^ Тара Боланд-Крю; Дэвид Ли (2003). Территории и штаты Индии . Рутледж. п. 401. ИСБН 1-135-35624-6 . , Цитата: «К началу XIV века южная Индия подверглась набегам мусульманских набегов с севера, и даже Мадурай был разрушен в 1310 году Маликом Кафуром, после чего на короткое время став резиденцией султаната».
- ^ Jump up to: а б Кристофер Фуллер (2003). «Мадурай». У Джорджа Мичелла (ред.). Храмовые города Тамилнада . Марг. стр. 94–113. ISBN 978-81-85026-213 .
- ^ Брайан А. Хэтчер (2015). Индуизм в современном мире . Рутледж. стр. 20–21. ISBN 978-1-135-04631-6 .
- ^ Д. Ума 2015 , стр. 34–47.
- ^ В.К. Субраманян (2003). Художественные святыни Древней Индии . Публикации Абхинава. стр. 95–96. ISBN 978-81-7017-431-8 .
- ^ Эдвин Фрэнсис Брайант (2007). Кришна: Справочник . Издательство Оксфордского университета. стр. 546 с примечанием 45. ISBN. 978-0-19-803400-1 .
- ^ Т. Падмаджа (2002). Храмы Кришны в Южной Индии: история, искусство и традиции в Тамилнаду . Публикации Абхинава. стр. 97–99. ISBN 978-81-7017-398-4 .
- ^ Гопал 1990 , с. 181.
- ^ Диана Л. Эк (2013). Индия: Священная география . Случайный дом. стр. 277–279. ISBN 978-0-385-53192-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Раджараджан, РКК (2013). «* Минакши-Сундарешвара - «Тирувихайята Пуранам» в письмах, дизайне и искусстве» . Нью-Дели: Издательство Шарада. Архивировано из оригинала 12 октября 2020 года.
- «Храм Тертам» . Арулмигу Минакши Сундаресварар Тирукойл. 2012. Архивировано из оригинала 28 марта 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
- Кампантар (2004). «Кампантар Тирумурай 1» (PDF) . Онлайн: Проект Мадурай. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2018 года.
- Кампантар (2004). «Кампантар Тирумурай 3» (PDF) . Онлайн: Проект Мадурай. Архивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2018 года.
- Тирунавуккарасар (2004 г.), Appar Tirumurai 6 (PDF) , Интернет: Project Madurai, заархивировано из оригинала (PDF) 5 февраля 2018 г. , получено 25 ноября 2017 г.
- Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии.
- Брокман, Норберт К. (2011), Энциклопедия священных мест , Калифорния: ABC-CLIO, LLC, ISBN 978-1-59884-655-3 , заархивировано 23 декабря 2016 года , получено 25 ноября 2017 года .
- Составлено (2008), Символизм в индуизме , Мумбаи: Центральный миссионерский фонд Чинмайя, ISBN 978-81-7597-149-3 .
- Коттерелл, Артур (2011), Азия: Краткая история , Дели: John Wiley & Sons (Asia) Pte. ООО, ISBN 978-0-470-82958-5 .
- Датта, Амареш (2005), Энциклопедия индийской литературы (том второй) (Деврадж То Джьоти), том 2 , Нью-Дели: Сахитья Академи, ISBN 81-260-1194-7 .
- Фуллер, Кристофер Джон (2004), Камфорное пламя: популярный индуизм и общество в Индии , Нью-Джерси: Princeton University Press, ISBN 978-0-691-12048-5 .
- Харман, Уильям П. (1992), Священный брак индуистской богини , Дели: Издательство Индианского университета, ISBN 978-1-59884-655-3 .
- Кинг, Энтони Д. (2005), Здания и общество: Очерки социального развития искусственной среды , Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса, ISBN 0-203-48075-9 .
- Кинсли, Дэвид (1998), Индуистские богини: видения божественного женского начала в индуистской религиозной традиции Дэвид Кинсли , Дели: Регенты Калифорнийского университета, ISBN 81-208-0394-9 .
- Нотт, Ким (2000), Индуизм: очень краткое введение , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0192853872 .
- Мичелл, Джордж (1995), Архитектура и искусство южной Индии: Виджаянагара и, Том 1, Выпуск 6 , Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-44110-2 .
- National Geographic (2008), Священные места всей жизни: 500 самых мирных и могущественных мест в мире , США: Национальное географическое общество, ISBN 978-1-4262-0336-7 .
- Николсон, Луиза (1997), National Geographic Traveler: Индия, 3-е издание , США: Национальное географическое общество, ISBN 978-1-4262-0595-8 .
- Пал, Пратападитья (1988), Индийская скульптура, Том 2 , Лос-Анджелес: Museum Associates, Художественный музей округа Лос-Анджелес, ISBN 0-87587-129-1 .
- Прентисс, Карен Печилис (1999), Воплощение бхакти , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-512813-3 .
- Рамасвами, Виджая (2007), Исторический словарь тамилов , США: Scarecrow Press, INC., ISBN 978-0-470-82958-5 , заархивировано из оригинала 12 октября 2020 года , получено 3 октября 2020 года .
- Селби, Марта Энн; Петерсон, Индира Вишванатан (2008), Тамильская география: культурные конструкции пространства и места в Южной Индии , Нью-Йорк: State University of New York Press, ISBN 978-0-7914-7245-3 , заархивировано из оригинала 12 октября 2020 года , получено 3 октября 2020 года .
- Смит, Дэвид (1996), «Танец Шивы: религия, искусство и поэзия в Южной Индии», Дэвид , Соединенное Королевство: Пресс-синдикат Кембриджского университета, ISBN 0-521-48234-8 .
- ВК, Субраманиан (2003), Художественные святыни древней Индии , Нью-Дели: Abhinav Publications, ISBN 81-7017-431-7 .
- Д. Ума (2015), Фестивали храма Минакши Сундаресварар, Мадурай: историческая и культурная перспектива , Университет Мадурая Камраджа, hdl : 10603/135484
- В., Вриддхагирисан (1995), Наяки Танджора , Нью-Дели: Азиатские образовательные службы, ISBN 81-206-0996-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Минакши, на Викискладе?