Рибхус
Рибхус ( санскрит : ऋभु, ṛbhu, также Arbhu, Rbhus, Ribhuksan) — древнее индийское слово, значение которого со временем менялось. [ 1 ] В ранних слоях ведической литературы оно относилось к солнечному божеству. [ 1 ] Оно превратилось в божество ветра, впоследствии относящееся к трем мужчинам-ремесленникам, чьи способности и аскетизм превратили их в божеств в более поздних ведических текстах. [ 1 ] [ 2 ] Их индивидуальные имена были Рибху (или Рибху), Ваджа и Вибхван (также называемый Вибху), но все вместе они назывались Рибху или Рибху ( ṛbhú- , мн. ṛbhava, также называемые Рибхуксан). Значение их имени - «умный, умелый, изобретательный, расчетливый», родственно латинскому труду и готскому arb-aiþs «труд, тяжелый труд» и, возможно, английскому эльфу . [ 3 ]
Рибху изображаются в некоторых легендах ведической литературы как три сына богини утреннего света по имени Саранью и индуистского бога Индры . [ 1 ] В других легендах, например, в Атхарваведе , они сыновья Судханвана , что означает хороший лучник. [ 1 ] [ 4 ] В обеих легендах они известны своими творческими способностями, новаторством и создают колесницы, волшебную корову изобилия, каналы для рек и инструменты для Индры и других богов, что вызывает у многих зависть. [ 1 ] [ 5 ] В более поздней индуистской мифологии Рибху рождаются в человеческом облике, а затем приносят свои инновации на землю, оставаясь скромными и добрыми. [ 1 ] Это злит некоторых богов, и Рибху отказывают во входе обратно на небеса. [ 1 ] Другие боги вмешиваются и делают изобретательного Рибхуса бессмертным. В древних индуистских текстах их почитают как мудрецов, звезд или лучей солнца. [ 1 ] [ 4 ]
Происхождение и значение
[ редактировать ]Рибху впервые упоминаются в древнейших индуистских писаниях Ригведе , где им посвящено одиннадцать гимнов ( РВ 1.20, 110, 111, 161, РВ 3.60 , РВ 4.33-37, РВ 7.48). и Атхарваведа . Говорят, что они сыновья Судханвана, потомка Ангираса . [ 6 ] В более поздней индуистской мифологии ( Вишну-пурана, книга 2, главы 15–16). [ 7 ] и Песня Рибху [ 8 ] Говорят, что Рибху, который, как предполагается, является их лидером, является сыном Брахмы . В отличие от этого определения, « Пураническая энциклопедия» утверждает, что этот Рибху не тождественен лидеру Рибху, имя которого там — Рабхуксан. [ 9 ] Предполагается, что они обитают в солнечной сфере; Айтарейя Брахман III, 30 описывает их как «соседей или учеников Солнца». [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]Рибху — художники, которые создали лошадей Индры, повозку Ашвинов и чудесную корову Брихаспати , сделали своих родителей молодыми и выполнили другие чудесные работы, которые, согласно RV 4.51.6, были «сделаны на рассвете». [ 11 ] По словам Яски, они же и основали жертвоприношения. [ 12 ] Им положено отдыхать и оставаться каждый год в течение двенадцати дней бездействующими в доме Агохьи (имя Адитьи , которое означает «тот, кого невозможно скрыть», следовательно, Солнце). [ 13 ] Когда дэвы (боги) услышали об их искусстве, они послали к ним Агни , повелев им сделать четыре чашки из одной чаши Тваштара , мастера дэвов. Когда Рибху успешно выполнили эту задачу, дэвы приняли их между собой, даровали им бессмертие и позволили им принять участие в своих жертвоприношениях.
Интерпретации
[ редактировать ]Три сезона
[ редактировать ]По мнению Яски и Саяны, Рибху представляют собой лучи солнца. Дэвид Фроули утверждает об этом понятии, что «Ведические боги, такие как Адитьи, Маруты, Васу и Рибху, часто появляются в виде лучей солнца, звезд или созвездий». [ 14 ] Бал Гангадхар Тилак , заявив, что интерпретация Яски и Саяны не может объяснить их количество, интерпретировал их в 1893 году, ссылаясь на «несколько европейских ученых», как представляющие три времени года раннего ведического периода. [ 15 ] В Сатапата Брахмане XIV.I.1.28 упоминаются «три подразделения года». [ 16 ] а в RV 1.164.48 «три спицы» должны означать три времени года. [ 17 ] Но Тилак не показал связи их имени и произведений с этой интерпретацией. Так, Артур Берридейл Кейт в 1925 году отметил, что «утверждение о том, что Rbhus на самом деле Rthus» (времена года) «не «ни в малейшей степени правдоподобно»». [ 18 ]
Двенадцать вставных дней
[ редактировать ]Описание
[ редактировать ]Согласно Балу Гангадхару Тилаку, ссылающемуся на RV 1.161.13, двенадцать дней, когда Рибху отдыхали в доме Агохьи, пришлись на «конец года». [ 19 ] Он описывает их как самые священные дни в году, в которые верили предки сегодняшних индейцев, когда дэвы покидали небеса, чтобы посетить дома людей. [ 20 ] Как упомянул Дэвид Фроули в контексте времен года, согласно RV также длинный Атиратры обряд Сомы . 7.103.7–8, в это время отмечался [ 21 ]
Бал Гангадхар Тилак далее интерпретировал гончую или собаку, которая, согласно RV 1.161.13, разбудила Рибху, как «собачью звезду» Сириуса , которая появляется в день весеннего равноденствия «в конце Питрияны». [ 19 ] «Питрияна» (что означает «путь отцов», называемый Питрами ), [ 22 ] — шесть южных знаков Зодиака , которые Тилак также называет «вечными водами Ямалоки». [ 23 ] Иллюстративная Майтраяни Упанишада VI, 1 [ 24 ] описывает год как разделенный на две половины, одна из которых принадлежит Агни (Огню), а другая — Варуне (Воде). [ 25 ] Таким образом, согласно Балу Гангадхару Тилаку в 1893 году, год начался во времена Ригведы в день весеннего равноденствия. [ 26 ] и Рибху возобновили работу после пробуждения в начале нового года. [ 27 ] Уильям Дуайт Уитни в 1895 году отверг эту интерпретацию Тилака. [ 28 ] В этом контексте Тилак также указал на тот факт, что из-за RV не солнечный год, а движение прецессии равноденствий против часовой стрелки , которое он называет «равноденственным годом». 1.161.13 следует понимать [ 29 ] но он не упомянул об этом в своей дальнейшей интерпретации.
Интерпретация
[ редактировать ]Затем в 1893 году Бал Гангадхар Тилак истолковал Период двенадцати дней как двенадцать вставочных дней . [ 30 ] зафиксировать разницу между лунным годом в 354 дня и солнечным годом в 366 дней. [ 31 ] Интерпретируя начало года в день весеннего равноденствия, Артур Энтони Макдонелл в 1917 году заявил, что двенадцать вставочных дней «по всей вероятности» были вставлены в день зимнего солнцестояния . [ 32 ] А. Б. Кейт (1925) также раскритиковал интерпретацию Тилака, указав на «... тот факт, что год из 360 дней и 12 месяцев является ... единственным годом, ясно известным всей ведической литературе до поздних сутр». [ 33 ] Поскольку он также «признает, что древние индийцы знали о вставках», его заявления по этому поводу считаются «запутанными». [ 34 ] Но уже в 1895 году аналогичную точку зрения относительно продолжительности года высказал Жорж Тибо. [ 35 ] и У. Д. Уитни [ 36 ] в индийской древности . В 1960 году Нарендра Натх Лоу написал в журнале Indian Antiquity Quarterly , что: «У<Хитни> был бы прав, если бы 7-й сезон или 13-й месяц (предположительно для вставки) не был упомянут». [ 36 ] Он имел в виду RV интерпретировал 1.164.15, который Х.Х. Уилсон как описывающий семь сезонов года. [ 37 ] Но согласно переводу Ральфа Томаса Хочкина Гриффит RV 1.164.15 означает семь Риши , [ 38 ] которых, по словам Дэвида Фроули, на самом деле было восемь провидцев, представляющих Большую Медведицу . [ 39 ] Восьмая звезда Большого ковша, согласно его более позднему упоминанию RV 3.56.2 в связи с RV 1.164.15, является не невидимой четвертой звездой ручки, образующей двойную звездную систему, а Полярной звездой , вокруг которой вращается Большой ковш. [ 40 ] Уже Мориц Винтерниц (1907) указывал «на тот факт, что в ведических текстах есть определенные отрывки, допускающие различные интерпретации». [ 41 ] Таким образом, утверждение А. Б. Кейта и А. А. Макдонелла 1912 года все еще применимо: 12 дней были «просто «отражением года» (samvatsarasya pratima) точно так же, как они представляют двенадцать месяцев и не имеют никакого отношения к хронологии». [ 42 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Чарльз Рассел Коултер; Патрисия Тернер (2013). «Рибхус». Энциклопедия древних божеств . Рутледж. п. 918. ИСБН 978-1-135-96397-2 .
- ^ Х. Х. Уилсон (1866 г.). Риг-Веда-Санхита, Первая Аштака или Книга (2-е изд.). Лондон: Trubner & Co., стр. 46–48 со сносками, 284–285.
- ^ предложено в OED
- ^ Перейти обратно: а б Ральф Томас Хотчкин Гриффит (1895). Гимны Атхарваведы . Э. Дж. Лазарус и компания. стр. 270, сноска 3 к «Мудрецам». ISBN 9780524075036 .
- ^ Х. Х. Уилсон (1866 г.). Риг-Веда-Санхита, Первая Аштака или Книга (2-е изд.). Лондон: Trubner & Co., стр. 46–48 со сносками, 135, 171, 283–287.
- ^ Ригведа Самхита Том I Согласно переводу Е.С. Уилсона и Бхашьи из Саяначарьи Рави Пракаша Арья и К.Л.Джоши.
- ^ Х. Х. Уилсон. Вишну-пурана. Система индуистской мифологии и традиций , Дели, 1980, перепечатка 2003, том 1, стр. 366 и далее.
- ^ Песня Рибху: перевод с оригинальной тамильской версии Рибху Гиты : перевод доктора Х. Рамамурти и Нома , опубликовано Обществом пребывания в истине
- ^ Веттам Мани Пураническая энциклопедия , Дели, 1975, 9-е переиздание, 2010 г., стр.647
- ^ Бал Гангадхар Тилак Орион, или Исследования древности Вед , перепечатано из издания 1893 года, Дели, 2008 г., стр.167
- ^ Орион , стр.167.
- ↑ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр.76, примечание 72.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр.53
- ↑ Боги, мудрецы и короли , стр.169
- ^ Орион , стр.167; Даты и эпохи в древнеиндийской истории , том 1, стр.51
- ↑ Даты и эпохи древней индийской истории, том 1, стр.76, примечание 73.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр.54
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 76, примечание 85, ссылка на AB Keith «Философия и религия в Ведах и Упанишадах» , том 1, стр. 178.
- ^ Перейти обратно: а б Орион , с.113 ф.
- ^ Бал Гангадхар Тилак Орион , стр.139
- ^ Дэвид Фроули «Боги, мудрецы и короли» , первое индийское издание, Дели, 1993, стр.173
- ^ Боги, мудрецы и короли , стр.177
- ^ Орион , стр.114, см. также стр.109.
- ^ «Майтраяни Упанишада» .
- ^ Боги, мудрецы и короли , стр.157
- ^ Орион , стр.170
- ^ Орион , стр.169.
- ^ Даты и эпохи древней индийской истории , том 1, стр. 52 и далее, со ссылкой на У.Д. Уити в «Индийской древности».
- ^ Орион , стр.169, ср. стр.115.
- ^ Орион , стр.168 ф.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории, том. 1, с. 51
- ↑ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 76, примечание 86, ссылка на А. А. Макдонелла «История санскритской литературы» , стр. 106.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 56, со ссылкой на AB Keith «Философия и религия Вед и Упанишад» , том 1.
- ^ Даты и эпохи в древнеиндийской истории, том 1, стр.57; 56
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр.56
- ^ Перейти обратно: а б Даты и эпохи в древнеиндийской истории, том 1, стр.57
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 55, со ссылкой на Его Святейшество Вильсона Ригведу (перевод), том 2, стр. 131 f.
- ^ Ральф Томас Хотчкин Гриффит Гимны Ригведы, том 1, Бенарес, 1889 г., перепечатка в США, 2012 г., стр.286
- ↑ Боги, мудрецы и короли , стр.167
- ^ Боги, Мудрецы и Короли , стр.172, см. также стр.167, 8-й провидец.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 49, со ссылкой на М. Винтерница «История индийской литературы» , том 1, немецкий, 1907 г., английский перевод 1927 г., стр. 30.
- ^ Даты и эпохи в древней индийской истории , том 1, стр. 57, со ссылкой на Ведический указатель имен и предметов А. Б. Кейта и А. А. Макдонелла , том 2 «Самватсара», стр. 411-13.
Ссылки
[ редактировать ]- Generally: Monier-Williams , Sanskrit-English Dictionary (1899), s.v. 'ṛbhu'