Ведический период
Географический диапазон | Индийский субконтинент |
---|---|
Период | Бронзовый век Индии |
Даты | 1500-1100 гг. до н.э. |
Предшественник | |
С последующим | Поздний ведический период, Царство Куру , Панчала , Видеха |
Географический диапазон | Индийский субконтинент |
---|---|
Период | Железный век Индии |
Даты | в. 1100 – ок. 500 г. до н.э. |
Предшественник | Ранняя ведическая культура |
С последующим | Династия Харьянка , Махаджанападас |
Ведический период , или ведическая эпоха ( ок. 1500 — ок. 500 до н. э. ), — это период позднего бронзового века и раннего железного века в истории Индии , когда появилась ведическая литература, включая Веды ( ок. 1500 — 900 гг. до н. э.). до н. э.), возник на севере Индийского субконтинента , между концом городской цивилизации долины Инда и второй урбанизацией , которая началась на центральной Индо-Гангской равнине ок. 600 г. до н.э. Веды — литургические тексты, которые легли в основу влиятельной брахманической идеологии, получившей развитие в царстве Куру — племенном союзе нескольких индоарийских племен . Веды содержат подробности жизни того периода, которые интерпретируются как исторические. [1] [примечание 1] и представляют собой основные источники для понимания этого периода. об эволюции индоарийской и ведической культуры . Эти документы, наряду с соответствующими археологическими данными, позволяют проследить и сделать выводы [2]
Веды были составлены и переданы устно с точностью. [примечание 2] носителями древнеиндоарийского языка в , мигрировавшими северо-западные регионы Индийского субконтинента в начале этого периода. Ведическое общество было патриархальным и патрилинейным . [примечание 3] Ранние индоарийцы представляли собой общество позднего бронзового века с центром в Пенджабе , организованное в племена, а не королевства, и в основном поддерживавшееся скотоводческим образом жизни.
Около ок. 1200–1000 гг. до н.э. арийская культура распространилась на восток, на плодородную западную равнину Ганга . Были приняты железные инструменты , что позволило вырубить леса и принять более оседлый, земледельческий образ жизни. Вторая половина ведического периода характеризовалась возникновением городов, царств и сложной социальной дифференциацией, характерной для Индии. [2] и в Королевстве Куру систематизация ортодоксального жертвенного ритуала . [4] [5] В это время на центральной равнине Ганга доминировала родственная, но неведическая индоарийская культура Большой Магадхи . Конец ведического периода стал свидетелем возникновения настоящих городов и крупных государств (так называемых махаджанапад ), а также шрамана движений (включая джайнизм и буддизм ), которые бросили вызов ведической ортодоксальности. [6]
В ведический период возникла иерархия социальных классов , которая сохраняла влияние. Ведическая религия превратилась в брахманическую ортодоксальность , и примерно в начале нашей эры ведическая традиция сформировала одну из главных составляющих « индуистского синтеза ». [7]
Археологические культуры, отождествляемые с фазами индоарийской материальной культуры , включают культуру цветной керамики охры , могильную культуру Гандхары , культуру черной и красной посуды и культуру расписной серой посуды (PGW). [8]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Ранняя ведическая эпоха исторически датируется второй половиной второго тысячелетия до нашей эры. [10] Исторически сложилось так, что после краха цивилизации долины Инда , произошедшего около 1900 г. до н.э., [11] [12] группы индоарийских народов мигрировали в северо-западную Индию и начали заселять северную долину Инда . [13] Индоарии индоиранских представляли собой подгруппу, отделившуюся от других племен на андроновском горизонте. [14] до середины II тысячелетия до н.э. [15] [примечание 4] Индоиранцы произошли от синташтинской культуры , из которой возник последующий андроновский горизонт. [14] Индоарийцы мигрировали через прилегающую Бактрию - Маргиану (современный север Афганистана ) на северо-запад Индии, [16] [примечание 5] за которым последовал подъем иранской культуры Яз в ок. 1500 г. до н.э., и иранские миграции в Иран ок . 800 г. до н.э.
Некоторые индийские писатели и археологи выступали против идеи миграции индоарийцев в Индию и приводили доводы в пользу местного происхождения индоарийцев . [17] [18] С этой точки зрения, «индийскую цивилизацию следует рассматривать как непрерывную традицию, восходящую к самому раннему периоду традиции Синдху-Сарасвати (или Инда) (7000 или 8000 гг. до н.э.)». [19] Хотя он популярен в Индии и отражает индийские взгляды на индийскую историю и религию, [20] идея чисто коренного происхождения индоариев находится за пределами академического мейнстрима. [примечание 6]
Знания об арийцах исходят главным образом из Ригведа - самхиты . [21] т.е. древнейший слой Вед , который был составлен ок. 1400–1000 гг. до н.э. [16] [22] [23] [примечание 7] Они принесли с собой свои особые религиозные традиции и обычаи. [24] Ведические верования и практики доклассической эпохи были тесно связаны с предполагаемой протоиндоевропейской религией . [25] и индоиранская религия. [26] Погребальные жертвоприношения синташтинской культуры демонстрируют близкие параллели с жертвенными погребальными обрядами Ригведы . [27] в то время как, по мнению Энтони, древнеиндийская религия, вероятно, возникла среди индоевропейских иммигрантов в зоне соприкосновения между рекой Зеравшан (современный Узбекистан ) и (современный) Таджикистан. [28] Это была «синкретическая смесь старых центральноазиатских и новых индоевропейских элементов». [28] заимствовавшие «своеобразные религиозные верования и обычаи» из культуры Бактрии-Маргианы , [29] включая бога Индру и ритуальный напиток Сома . [16] [примечание 5]
Ранний ведический период (ок. 1500 г. до н.э. – ок. 1000 г. до н.э.)
[ редактировать ]Ригведа дасами отчеты о конфликтах между ариями и содержит и дасью. В нем Даса и Дасью описываются как люди, не совершающие жертвоприношений ( акрату ) и не подчиняющиеся заповедям богов ( аврата ). Их речь описывается как мридхра, что может означать мягкую, неотесанную, враждебную, презрительную или оскорбительную. Другие прилагательные, описывающие их внешний вид, допускают множество интерпретаций. Однако некоторые современные ученые, такие как Аско Парпола, связывают даса и дасю с иранскими племенами дахае и дахью и полагают, что даса и дасю были ранними индоарийскими иммигрантами, прибывшими на субконтинент раньше ведических арийцев. [30] [31] Точно так же Бронкхорст утверждал, что на центральной равнине Ганга доминировала родственная, но неведическая индоарийская культура. [32] разницу также отметил Самуил. [33]
Отчеты о военных конфликтах между различными племенами ведических арийцев также описаны в Ригведе . Самым заметным из таких конфликтов была Битва Десяти Королей , которая произошла на берегу реки Парушни (современный Рави ). [примечание 8] Битва велась между племенем Бхараты , возглавляемым их вождем Судасом , против конфедерации десяти племен. [36] Бхараты жили в верховьях реки Сарасвати , тогда как пурусы, их западные соседи, жили в нижних районах Сарасвати. Остальные племена жили к северо-западу от Бхараты в районе Пенджаба . [37] Раздел вод Рави мог стать поводом для войны. [38] [ ненадежный источник? ] Конфедерация племен попыталась затопить Бхарату, открыв насыпи Рави, однако Судас вышел победителем в Битве Десяти Королей. [39] Бхараты и Пуру объединились в новое племя Куру . После войны [37]
Поздний ведический период (ок. 1000 – ок. 600 до н. э.)
[ редактировать ]После XII века до нашей эры, когда Ригведа приняла свою окончательную форму, ведическое общество, которое связано с регионом Куру-Панчала, но не было единственным индоарийским народом в северной Индии, [40] перешли от полукочевой жизни к оседлому земледелию на северо-западе Индии. [39] Владение лошадьми оставалось важным приоритетом ведических лидеров и пережитком кочевого образа жизни. [41] в результате появились торговые пути за пределы Гиндукуша для поддержания этих поставок, поскольку в Индии нельзя было разводить лошадей, необходимых для кавалерии и жертвоприношений. [42] Равнины Ганга оставались недоступными для ведических племен из-за густого лесного покрова. После 1000 г. до н.э. использование железных топоров и плугов стало широко распространенным, и джунгли можно было легко расчистить. Это позволило ведийским арийцам распространить свои поселения на западную часть Доаба Ганга-Ямуна. [43] Многие из старых племен объединились и образовали более крупные политические единицы. [44]
Ведическая религия получила дальнейшее развитие с появлением царства Куру, систематизацией его религиозной литературы и развитием ритуала Шраута. [45] [46] [47] Это связано с культурой расписной серой посуды (около 1200–600 гг. До н.э.), которая не распространялась к востоку от Ганга-Ямуя-Доаба. [40] Она отличалась от родственной, но заметно отличающейся культуры региона Центрального Ганга, которая была связана с Северной чернополированной посудой и Махаджанападами Косалы и Магадхи . [48]
В этот период возникла система варн , государство Кульке и Ротермунда, [49] которые на этом этапе индийской истории представляли собой «иерархический порядок сословий , отражавший разделение труда между различными социальными классами». Сословий ведического периода было четыре: священники -брамины и воинская знать стояли на вершине, свободные крестьяне и торговцы были третьими, а рабы, рабочие и ремесленники, многие из которых принадлежали коренному населению, были четвертыми. [50] [51] [52] Это был период значительного расширения сельского хозяйства, металлургического и товарного производства, а также торговли. [53] и были завершены тексты ведической эпохи, включая ранние Упанишады и многие сутры, важные для более поздней индуистской культуры. [54]
Царство Куру , самое раннее ведическое «государство», было образовано «суперплеменем», объединившим несколько племен в новое целое. Чтобы управлять этим государством, были собраны и записаны ведические гимны, а также разработаны новые ритуалы, которые сформировали ныне ортодоксальные ритуалы Шраута . [55] Двумя ключевыми фигурами в этом процессе развития государства Куру были царь Парикшит и его преемник Джанамеджая , превратившие это царство в доминирующую политическую и культурную державу северной Индии железного века . [45]
Самыми известными из новых религиозных жертвоприношений, возникших в этот период, были Ашвамедха (жертвоприношение лошади). [56] Это жертвоприношение включало в себя освобождение освященной лошади, чтобы она могла бродить по королевствам в течение года. За лошадью следовал избранный отряд воинов. Королевства и вождества, по которым бродила лошадь, должны были воздать должное или подготовиться к битве с королем, которому принадлежала лошадь. Эта жертва оказала значительное давление на межгосударственные отношения в ту эпоху. [56] В этот период также началось социальное расслоение посредством использования варны , разделение ведического общества на брахманов , кшатриев , вайшьев и шудр . [55]
Царство Куру пришло в упадок после его поражения от неведического племени Сальва , а политический центр ведической культуры переместился на восток, в царство Панчала на Ганге, под властью царя Кешина Далбхьи (примерно между 900 и 750 годами до нашей эры). [45] Позже, в 8-м или 7-м веке до нашей эры, королевство Видеха возникло как политический центр дальше на Восток, на территории современного северного Бихара Индии и юго-восточного Непала , достигнув своего выдающегося положения при короле Джанаке , чей двор обеспечивал покровительство брамину. мудрецы и философы , такие как Яджнавалкья , Уддалака Аруни и Гарги Вачакнави ; [8] Панчала также оставался видным в этот период при его короле Правахане Джайвали . [57]
На пути к урбанизации
[ редактировать ]К VI веку до нашей эры политические единицы объединились в большие королевства, называемые Махаджанападас . В этих королевствах начался процесс урбанизации, процветала торговля и путешествия, даже регионы, разделенные большими расстояниями, стали легко доступны. [58] Анга , небольшое королевство к востоку от Магадхи (на пороге современной Западной Бенгалии ), сформировало восточную границу ведической культуры. [59] Ядавы расширились на юг и поселились в Матхуре . К югу от их королевства находился Ватса , которым управляли из столицы Каусамби . Река Нармада и части северо-западного Декана образовывали южные границы. [60] [61] Новообразованные государства боролись за господство и начали проявлять имперские амбиции. [62]
Конец ведического периода отмечен языковыми, культурными и политическими изменениями. Грамматика Панини знаменует собой заключительную вершину в кодификации текстов Сутр и в то же время начало классического санскрита . [63] Между тем, в регионе Косала-Магадха движения шраманов (включая джайнизм и буддизм ) выступали против добровольного авторитета и ортодоксальности вторгшихся браминов, а также их ведических писаний и ритуалов. [6] [64] По мнению Бронкхорста, культура шрамана возникла в « Большой Магадхе », которая была индоевропейской, но не ведической. В этой культуре кшатрии ставились выше брахманов, и она отвергала ведический авторитет и ритуалы. [32] [65] Великая Магадха достигла своего апогея при Империи Маурьев . Между тем, вторжение Ахеменидов Кира и Дария I в долину Инда в начале VI века до нашей эры знаменует собой начало внешнего влияния, которое продолжалось в царствах индо-греков , индо-скифов и индо-парфян . [66] Кульминацией этого периода стала империя Кушанов и Гуптов , результатом которой стал «индуистский синтез». [67]
Культура
[ редактировать ]Древняя история |
---|
Предыстория |
|
Общество
[ редактировать ]четкая иерархия социально-экономических классов или каст , Хотя ведическое общество было относительно эгалитарным в том смысле, что отсутствовала [68] [69] Ведический период стал свидетелем возникновения иерархии социальных классов . [4] [5] Политическая иерархия определялась рангом: раджан (царь или вождь племени) и раджанья (племенная знать) стояли наверху, виш (простые люди) - посередине, а даса и дасю (неиндоарийские слуги). внизу. [69] [70] Слова Брахамана и Кшатрий встречаются в различных семейных книгах Ригведы , но они не связаны с термином варна . Слова Вайшья и Шудра отсутствуют. Стихи Ригведы , такие как 3.44–45, указывают на отсутствие строгой социальной иерархии и существование социальной мобильности: [30]
О, Индра, любящий сому , сделаешь ли ты меня защитником людей, или сделаешь ли ты меня царем, сделаешь ли ты меня мудрецом, выпившим сому , наделишь ли ты меня бесконечным богатством.
Институт брака имел важное значение, и в Ригведе упоминаются различные виды браков — моногамия, многоженство и полиандрия . Ведическим арийцам были известны как женщины-мудрецы, так и женщины-боги. Женщины могли выбирать себе мужей и могли снова выйти замуж, если их мужья умерли или исчезли. [69] Жена пользовалась почетным положением. [71] Люди потребляли молоко, молочные продукты, зерновые, фрукты и овощи. Упоминается мясоедение; однако коров называют агией (нельзя убивать). Носили одежду из хлопка, шерсти и шкур животных. [69] Сома и сура были популярными напитками в ведическом обществе, причем сома освящалась религией. Флейта ( вана ), лютня ( вина ), арфа, тарелки и барабаны были музыкальными инструментами, на которых играли, и гептатоническая гамма . использовалась [71] Другими популярными развлечениями были танцы, драмы, гонки на колесницах и азартные игры. [69]
Появление монархических государств в более позднюю ведическую эпоху привело к дистанцированию раджана от народа и возникновению иерархии варн . Общество было разделено на четыре социальные группы — брахманы , кшатрии , вайшьи и шудры . Более поздние ведические тексты фиксировали социальные границы, роли, статус и ритуальную чистоту для каждой из групп. Шатапатха -брахман связывает брахмана с чистотой происхождения, хорошим поведением, славой, обучением или защитой людей; Кшатрий с силой, славой, правлением и войной; Вайшья с материальным процветанием и деятельностью, связанной с производством, такой как скотоводство и сельское хозяйство; Шудры на службе высших варн . Эффект жертвоприношения Раджасуя зависел от варны жертвователя. Раджасуя наделил Брахмана блеском, Кшатрия - доблестью, Вайшью - способностью к воспроизведению потомства, а Шудру - стабильностью. Иерархия трех высших варн в более поздних ведических текстах неоднозначна. Панчавамша Брахман и стих 13.8.3.11 Шатапатха Брахмана поставьте кшатрия выше брахмана и вайшья, тогда как в стихе 1.1.4.12 брахман и вайшья ставятся выше кшатриев и шудр. Пуруша -сукта представляла четыре варны как иерархические, но взаимосвязанные части органического целого. [72] Несмотря на усиление социального расслоения в более поздние ведические времена, такие гимны, как Ригведа IX.112, предполагают некоторую социальную мобильность: «Я читаю гимны, мой отец — врач, а моя мать перемалывает (кукурузу) камнями. Мы хотим получить богатство различными действиями». [73] [74]
Семья стала важной единицей в более позднюю ведическую эпоху. Разнообразие домохозяйств ведической эпохи уступило место идеализированному дому, возглавляемым грихапати . Отношения между мужем и женой, отцом и сыном были организованы иерархически, а женщинам отводилась подчиненная и послушная роль. Полигиния была более распространена, чем полиандрия, и такие тексты, как «Таттирия Самхита», указывают на табу в отношении менструирующих женщин. Различные профессии, которыми занимались женщины, упоминаются в более поздних ведических текстах. Женщины пасли скот, доили коров, чесали шерсть; были ткачами, красильщиками и измельчителями кукурузы. Упоминаются женщины-воины, такие как Вишпала , потерявшая в бою ногу. В Упанишадах упоминаются две женщины-философы. [75] Патрик Оливель в своем переводе Упанишад пишет, что «тот факт, что эти женщины представлены без какой-либо попытки оправдать или объяснить, как женщины могут заниматься теологическими вопросами, предполагает относительно высокое социальное и религиозное положение, по крайней мере, женщин некоторых социальные слои в этот период». [76]
Политическая организация
[ редактировать ]
|
Ранние ведические арийцы были организованы в племена, а не в королевства. Вождя племени называли раджаном . Автономия раджан была ограничена племенными советами, называемыми сабха и самити . Эти два органа частично отвечали за управление племенем. Раджан . не мог взойти на трон без их одобрения Разница между этими двумя органами не ясна. Артур Ллевелин Бэшам , известный историк и индолог , предполагает, что сабха была встречей великих людей племени, тогда как самити была встречей всех свободных соплеменников. Некоторые племена не имели наследственных вождей и управлялись непосредственно племенными советами. У Раджана был элементарный двор, который посещали придворные ( сабхасад ) и главы сект ( грамани ). Основной обязанностью раджана была защита племени. Ему помогали несколько функционеров, в том числе пурохита (капеллан), сенани (начальник армии), дутас (посланники) и спаш (шпионы). [77] Пурохита проводил церемонии и заклинания для успеха на войне и процветания в мирное время. [78]
В более поздний ведический период племена объединились в небольшие королевства, имевшие столицу и элементарную административную систему. [60] Чтобы помочь в управлении этими новыми государствами, короли и их священники-брамины собрали ведические гимны в сборники и разработали новый набор ритуалов (ныне ортодоксальные ритуалы Шраута ), чтобы укрепить зарождающуюся социальную иерархию . [45] Раджан ( считался хранителем социального порядка и защитником раштры политического устройства). Начала появляться наследственная королевская власть, и соревнования, такие как гонки на колесницах, набеги скота и игры в кости, которые раньше решали, кто достоин стать королем, стали номинальными. Ритуалы той эпохи возвышали статус короля над его народом. Его иногда называли самратом (верховным правителем). позволила Растущая политическая власть раджана ему получить больший контроль над производственными ресурсами. Добровольное дарение ( бали ) стало обязательной данью; однако организованной системы налогообложения не было. Сабха и самити все еще упоминаются в более поздних ведических текстах, хотя с ростом власти царя их влияние снизилось. [79] К концу поздней ведической эпохи различные виды политических систем, такие как монархические государства ( раджья ), олигархические государства ( гана или сангха ) и племенные княжества. в Индии возникли [79]
Согласно , проведенному Майклом Витцелем анализу Королевства Куру , его можно охарактеризовать как самое раннее ведическое «государство» среднего ведического периода. [45] [примечание 9] Однако Роберт Белла отмечает, что трудно «определить», были ли Куру настоящим «государством» или сложным вождеством , поскольку цари Куру, в частности, никогда не принимали королевских титулов выше, чем «раджан», что означает «вождь», а не «вождь». «царь» в ведическом контексте. [80] Средний ведический период также характеризуется отсутствием городов; Белла сравнивает это с ранним формированием государства на древних Гавайях и в «очень раннем Египте», которые были «территориальными государствами», а не «городами-государствами», и, таким образом, «именно суд, а не город, обеспечивал центр и суд часто был странствующим». [81] [82] Ромила Тапар характеризует формирование государства ведической эпохи как находящееся в состоянии «замедленного развития», поскольку местные вожди были относительно автономны, а избыточное богатство, которое можно было бы направить на государственное строительство, вместо этого использовалось для все более грандиозных ритуалов, которые также служили структурировать социальные отношения. [83] Период Упанишад , заключительная фаза ведической эры, был примерно совпал с новой волной государственных образований, связанной с началом урбанизации в долине Ганга: наряду с ростом населения и торговых сетей эти социальные и экономические изменения оказывают давление на старый образ жизни, подготавливая почву для Упанишад и последующих движений шрамана , [84] [85] и конец Ведического периода, за которым последовал период Махаджанапада .
период с 1000 по 600 гг Джорджа Эрдоси , археологические данные за . По словам более сложная (хотя и еще не урбанизированная) трехуровневая иерархия. [86] Впоследствии (после 600 г. до н.э.) появилось четыре уровня размеров территорий, включая крупные города и города-крепости, что соответствует урбанизированному обществу государственного уровня. [87]
Экономика
[ редактировать ]Экономика в ведический период поддерживалась сочетанием скотоводства и сельского хозяйства. [71] есть упоминания В Ригведе о выравнивании полей, обработке семян и хранении зерна в больших кувшинах. Военные награды также были основным источником богатства. [69] Экономический обмен осуществлялся путем дарения подарков, особенно королям ( бали ) и священникам ( дана ), а также бартера с использованием скота в качестве денежной единицы. Хотя в некоторых гимнах упоминается золото, нет никаких указаний на использование монет. Металлургия не упоминается в Ригведе слово аяс , но упоминается и сделанные из него инструменты, такие как бритвы, браслеты, топоры. В одном стихе упоминается очищение аясов . Некоторые ученые полагают, что аяс относится к железу, а слова дхам и кармара относятся к сварщикам железа. [88] Однако филологические данные указывают на то, что аясы в Ригведе относятся только к меди и бронзе, в то время как железо или шьяма-аяс , буквально «черный металл», впервые упоминается в пост-Ригведической Атхарваведе , [8] [45] и, следовательно, ранний ведический период был культурой бронзового века , тогда как поздний ведический период был культурой железного века . [ нужна ссылка ]
Переход ведического общества от полукочевой жизни к оседлому сельскому хозяйству в более позднюю ведическую эпоху привел к увеличению торговли и конкуренции за ресурсы. [89] в экономической деятельности в долине Ганга доминировало сельское хозяйство. В этот период [90] Сельскохозяйственные операции усложнялись, а использование железных орудий ( кришна-аяс или шьяма-аяс , буквально блэк-метал или темный металл) увеличивалось. Выращивались посевы пшеницы, риса и ячменя. Избыточное производство помогло поддержать возникшие в это время централизованные королевства. [45] Возникли новые ремесла и занятия, такие как столярное дело, кожевенное дело, дубление, гончарное дело, астрология, ювелирное дело, крашение и виноделие. [91] Помимо меди, бронзы и золота, в более поздних ведических текстах упоминаются также олово, свинец и серебро. [92]
Панис в одних гимнах относится к купцам, в других – к скупым людям, скрывавшим свое богатство и не совершавшим ведических жертвоприношений. Некоторые ученые предполагают, что Пани были семитскими торговцами, но доказательств этого мало. [37] Профессии воинов, жрецов, скотоводов, земледельцев, охотников, цирюльников, виноделов, а также ремесла по изготовлению колесниц, телег, столярному делу, обработке металлов, кожевенному делу, изготовлению луков, шитью, ткачеству, изготовлению циновок из травы и тростника. упоминается в гимнах Ригведы . Некоторым из них могли потребоваться штатные специалисты. [88] Есть отсылки к лодкам и океанам. В книге X Ригведы упоминаются как восточные, так и западные океаны. Индивидуальной собственности не существовало, и кланы в целом пользовались правами на земли и стада. Упоминается порабощение ( даса , даси ) в ходе войны или в результате неуплаты долга. Однако рабы работали в домашнем хозяйстве, а не в производственной деятельности. [69]
Религия
[ редактировать ]Ведическая религия
[ редактировать ]Тексты, относящиеся к ведическому периоду, представляют собой в основном четыре Веды , но Брахманы , Араньяки и более старые Упанишады , а также древнейшие Шраутасутры ведическими также считаются . Веды связанную описывают литургию, с ритуалами и жертвоприношениями, совершаемыми 16 или 17 жрецами шраутами и пурохитами . [ нужна ссылка ]
Риши Веды , составители гимнов Ригведы , считались вдохновенными поэтами и провидцами (в постведические времена их понимали как «слушателей» вечно существующей , Шрути означает «то, что слышно»).
Способом поклонения было совершение жертвоприношений ( Яджна ), которое включало пение Ригведических стихов (см. Ведические песнопения ), пение Саманов и «бормотание» жертвенных мантр ( Яджус ). Яджна включала в себя жертвоприношение и сублимацию хавана самагри (травяных препаратов) в огне, сопровождаемую пением ведических мантр. Возвышенное значение слова яджна происходит от санскритского глагола йадж, который имеет тройное значение: поклонение божествам (девапуджана), единство (сангатикаранья) и милосердие (дана). [93] Важным элементом был жертвенный огонь — божественный Агни , в который выливали подношения, поскольку считалось, что все, приносимое в огонь, достигает Бога. Люди молились об обилии дождя, скоте, сыновьях, долгой жизни и обретении «неба».
Ведические люди верили в переселение души , а дерево пипул и корова были освящены ко времени Атхарваведы . [94] Многие концепции индийской философии, поддержанные позже, такие как Дхарма , Карма и т. д., уходят своими корнями в Веды . [95]
Главными божествами ведического пантеона были Индра , Агни ( жертвенный огонь ) и Сома , а также некоторые божества социального порядка, такие как Митра - Варуна , Арьяман , Бхага и Амса, а также божества природы, такие как Сурья (Солнце), Ваю ( ветер) и Притхиви (земля). Среди богинь были Ушас (рассвет), Притхви и Адити (мать богов Адитьи или иногда корова). Реки, особенно Сарасвати , также считались богинями. Божества не считались всемогущими. Отношения между людьми и божеством были отношениями, в которых Агни (жертвенный огонь) брал на себя роль посланника между ними. Сильные следы общей индоиранской религии остаются видимыми, особенно в культе Сомы и поклонении огню, оба из которых сохранились в зороастризме .
Этика в Ведах основана на концепциях Сатьи и Риты . Сатья – это принцип интеграции, укорененный в Абсолюте. [96] Принимая во внимание, что Рита — это выражение Сатьи, которая регулирует и координирует работу вселенной и всего, что в ней. [97] [примечание 10] Соответствие рите способствовало бы прогрессу, тогда как ее нарушение привело бы к наказанию.
Влияние на индуизм
[ редактировать ]Примерно в начале нашей эры ведическая традиция сформировала одну из главных составляющих « индуистского синтеза ». [7] [98] [примечание 11] Ведическая религия сохранилась в ритуале шрайта, тогда как аскетические и религиозные традиции, такие как йога и веданта, признают авторитет Вед , но интерпретируют ведический пантеон как единый взгляд на вселенную, в которой «Бог» (Брахман) рассматривается как имманентный и трансцендентный в формы Ишвары и Брахмана . такие как Упанишады и эпос, а именно Гита Махабхараты Более поздние тексты , , являются важной частью этих более поздних разработок.
Литература
[ редактировать ]Реконструкция истории ведической Индии основана на внутренних деталях текста, но может быть соотнесена с соответствующими археологическими деталями. С лингвистической точки зрения ведические тексты можно разделить на пять хронологических слоев: [8]
- Ригведический текст : Ригведа, безусловно, является наиболее архаичным из сохранившихся ведических текстов и сохраняет множество общих индоиранских элементов, как по языку, так и по содержанию, которых нет ни в одном другом ведическом тексте. Его временной интервал, вероятно, соответствует позднехараппской культуре , могильной культуре Гандхары и культуре керамики цвета охры .
- Тексты на языке мантр : этот период включает в себя как мантровый , так и прозаический язык Атхарваведы ( Пайппалада и Шаунмкия ) , Ригведа Кхилани , Самаведа Самхита (содержащая около 75 мантр, отсутствующих в Ригведе ), а также мантры Яджурведы . Многие из этих текстов в значительной степени заимствованы из Ригведы , но претерпели определенные изменения, как в результате языковых изменений, так и в результате переосмысления. Заметные изменения включают замену вишвы «все» на сарва и распространение глагольной основы куру- (для ригведического крино- ). Это время раннего железного века на северо-западе Индии, что соответствует культурам черной и красной керамики (BRW) и расписной серой керамики (PGW), а также раннему царству Куру , датируемому ок. XII-XI века до нашей эры.
- Прозаические тексты Самхит : Этот период знаменует собой начало сбора и систематизации ведического канона. Важным лингвистическим изменением является полная утрата предписания . брахманическая часть («комментарий» к мантрам и ритуалам) Чёрной Яджурведы К этому периоду относится (МС, КС, ТС). Археологически культура расписной серой посуды ок. 1000 или 900 г. до н. э. соответствует царству Куру и последующему смещению политического центра на восток от Куру к Панчалам на Ганге .
- Брахманские прозаические тексты : К этому периоду относятся собственно Брахманы из четырех Вед , а также Араньяки , древнейшие из Упанишад ( БАУ , ЧУ , ДЖУБ ) и древнейшие Шраутасутры ( БСС , ВадхСС). На востоке Видеха (Северный Бихар и Непал) считается третьим главным политическим центром ведического периода.
- Тексты на языке сутр : это последний слой ведического санскрита, ведущий к ок. 500 г. до н. э., включает большую часть Шраута- и Грихья- сутр, а также некоторые Упанишады (например, Катху , Майтру ).
Изобразительное искусство
[ редактировать ]В северной Индии некоторые очень ранние изображения божеств появляются в искусстве цивилизации долины Инда , но следующее тысячелетие, совпавшее с индоарийской миграцией в ведический период, лишено таких останков. [99] Было высказано предположение, что ранняя ведическая религия была сосредоточена исключительно на поклонении чисто «элементарным силам природы посредством тщательно продуманных жертвоприношений», которые нелегко поддавались антропоморфологическим представлениям. [100] [101] К культуре Медного клада (2-е тысячелетие н. э.) могут принадлежать различные артефакты, некоторые из них имеют антропоморфологические характеристики. [102] Интерпретации различаются относительно точного значения этих артефактов или даже культуры и периодизации, к которой они принадлежали. [102] Некоторые примеры художественного выражения также появляются в абстрактных рисунках керамики во времена культуры черной и красной посуды (1450–1200 до н.э.) или культуры расписной серой посуды (1200–600 до н.э.), с находками на обширной территории, включая район Матхуры. [102]
Археология
[ редактировать ]Археологические культуры, отождествляемые с фазами ведической материальной культуры , включают культуру керамики цвета охры , культуру могил Гандхары , культуру черной и красной посуды и культуру расписной серой посуды. [8]
Культура керамики цвета охры была впервые обнаружена примерно между 1950 и 1951 годами в западном штате Уттар-Прадеш, в районах Бадаун и Бисджуар. [103] Считается, что эта культура была известна во второй половине 2-го тысячелетия, в период перехода от цивилизации долины Инда к концу харрапанской культуры. [104] Эта керамика, как правило, изготавливается с использованием круговой посуды, подвергается плохому обжигу, имеет ткань тонкой и средней толщины, украшена красной полосой и редкими черными полосами1. При работе с этой керамикой на руках часто оставался охряный цвет, скорее всего, из-за заболачивания, плохого обжига, воздействия ветра или сочетания этих факторов. [103] Эта керамика была найдена по всему доабу, большая часть ее была найдена в районах Музаффарнагар, Меерут и Буландшахр, но также существовала и за пределами этих районов, простираясь к северу и югу от Бахадрабада. [103] Однако эта керамика, похоже, существует в разные периоды популярности: керамика цвета охры, по-видимому, встречается в таких областях, как Раджастхан, раньше, чем мы видим ее в доабе, несмотря на то, что доаб тесно связан с этой культурой. [103]
Гандхарская культура захоронений относится к протоисторическим кладбищам, обнаруженным в регионе Гандхара, простирающемся от Баджуара до Инда. [105] Эти кладбища, похоже, следуют установленной структуре могил и «практике погребения», такой как изогнутое погребение и кремация. [106] Считается, что эта культура существует в 3 этапа: нижний, на котором захоронения происходят в каменных ямах, верхний, к которому добавляются урнные захоронения и кремации, и «поверхностный» уровень, на котором могилы покрыты огромным камнем. плиты. [106] На нижнем этапе археологи обнаружили, что эти могилы обычно имеют глубину 2–3 фута и сверху покрыты камнями. [105] После раскопок камней были обнаружены скелеты, обращенные с юго-запада на северо-восток, голова обращена в одну сторону, а руки лежат друг на друге. [105] Женские скелеты часто находили с заколками для волос и украшениями. [105] Керамика очень важна для этой культуры, поскольку керамика часто использовалась как «погребальное имущество», ее хоронили вместе с телами мертвых. [106] Рядом со скелетами похоронены, и на верхней части тела мы обычно видим различные горшки, в среднем на одну могилу приходится около 5 или менее керамических изделий. [106] В этой культуре мы обычно видим два вида керамики: серую или красную посуду. [105]
Термин «культура черно-красной посуды» был придуман как термин в 1946 году сэром Мортимером Уилером. [107] Керамика, как следует из названия, обычно имеет черный край/внутреннюю поверхность и красную нижнюю половину снаружи изделия. [107] Красную керамику обычно можно разделить на две категории: подставки для подношений или посуду для приготовления пищи. [105] Большинство этих керамических изделий представляли собой чаши с открытым горлышком, отполированные, окрашенные или сдвинутые на одну сторону; однако в небольших количествах были обнаружены и банки, горшки и блюда на подставках. [107] Черная и красная посуда и окружающая ее культура начали свое распространение в период неолита и продолжаются до периода раннего средневековья в Индии, а также встречаются в некоторых частях Западной Азии и Египта. [107] Существует множество теорий о процессе его создания, наиболее популярной из которых является использование техники перевернутого обжига или одновременного окислительного и восстановительного обжига. [107]
Культура расписной серой посуды - это важный стиль гончарного дела, который связан с группой людей, поселившихся в Сатледже, Гаггере и долинах Верхней Ганги / Ямуны, которые условно относят к ранним арийцам, мигрировавшим в Индию в начале ведического периода. . [108] Также считается, что группы, которые представили культуру расписной серой посуды, также принесли технологию обработки железа на Индо-Гангские равнины, что сделало эту керамику важным знаком железного века Северной Индии. [108] Стиль серой посуды часто включает в себя глиняное колесо с гладкой текстурой, пепельно-серого цвета и часто украшенное черными чернилами, создающими небольшие круговые узоры, иногда спирали, свастики или сигмы. [108] Серая керамика представляет собой почти исключительно посуду для питья и, как правило, имеет три различные формы: высокие стаканы с узкой талией, кубки для питья среднего размера и вазы для питья с вывернутыми наружу губами. [105] Возникновение керамики окружало отчетливую культуру серой посуды, но, хотя эта культура значительна, серая посуда составляла только 10–15% найденной ведической керамики, большую часть керамической посуды красного цвета, поскольку была замечена серая керамика. как «высоко ценимая роскошь». [109]
Пураническая хронология ведического периода
[ редактировать ]Пураническая хронология , хронология событий древней индийской истории и мифологии, изложенная в постведических индуистских текстах, таких как Махабхарата , Рамаяна и Пураны , предполагает гораздо более древнюю хронологию ведической культуры. [19] С этой точки зрения Веды были получены семью риши тысячи лет назад. Начало правления Вайвасваты Ману , Ману нынешней кальпы (эона) и прародителя человечества, некоторые датируют 7350 годом до нашей эры. [110] , Война на Курукшетре фоновая сцена Бхагавад -гиты , которая может отражать исторические события, произошедшие ок. 1000 г. до н. э., в центре Арьяварты , [45] [111] датируется в этой хронологии ок. 3100 год до нашей эры .
См. также
[ редактировать ]История Южной Азии |
---|
- История Индии
- Историческая ведическая религия
- Цивилизация долины Инда
- Веданга
- Коренной арийизм
- Авестийский период (Современный период в истории Ирана)
Примечания
[ редактировать ]- ^ МакКлиш и Оливель 2012 , с. xxiv: «Хотя Веды по сути представляют собой литургические документы и все более мистические размышления о ведических ритуалах, они достаточно богаты и обширны, чтобы дать нам некоторое представление о том, какой была жизнь в то время. Самая ранняя из Вед, « Ригведа-Самхита» , содержит 1028 гимны, некоторые из которых могут быть датированы 1500 г. до н. э. Поскольку ведические тексты являются основным способом понимания периода между падением IVC (около 1700 г.) и второй волной урбанизации (600 г. до н. э.), мы назовем промежуточную эпоху в истории Южной Азии «Ведическим периодом».
- ^ «Ведические тексты были устно составлены и переданы без использования письменности по непрерывной линии передачи от учителя к ученику, которая была формализована на раннем этапе. Это обеспечивало безупречную текстовую передачу, превосходящую классические тексты других культур; Фактически, это что-то вроде магнитофонной записи примерно 1500–500 гг. до н. э. Не только сами слова, но даже давно утраченный музыкальный (тональный) акцент (как в древнегреческом или японском языке) сохранился до н. э. подарок" [3]
- ^ См.:
- Рита Банерджи (2008), «Секс и власть» , Penguin UK: «Ведическая патриархальная культура определялась чрезвычайно агрессивной потребностью установить социальный порядок, который удовлетворял бы мужскую сексуальность, как на земле, так и на небесах – среди людей, а также среди боги».
- Альфонсо Лингис (2018), Читатель Альфонсо Лингиса , University of Minnesota Press: «Патриархальная культура проникла в Сиам поздно, через королевскую семью, которая, хотя и по сей день буддистская, в конце периода Сукотаи - как и Ангкор задолго до этого - импортировала брахманические традиции. жрецы, а вместе с ними и ведическая патриархальная культура».
- Читрабхану Сен (1978), «Словарь ведических ритуалов: на основе Шраута и Грихья сутр» , издательство Concept Publishing: «Но самая важная трансформация, произошедшая в патриархальном ведическом обществе, - это исключение женщин из жертвоприношений».
- ^ См.:
- Энтони 2007 , с. 408 утверждает, что около 1800–1600 гг. до н. э. индоарийцы, как полагают, отделились от иранцев.
- Энтони 2007 , с. В № 454 говорится, что одна из этих индоарийских групп основала Митаннийское царство на севере Сирии (ок. 1500–1300 гг. до н. э.).
- Beckwith 2009 , стр. 33, 35 утверждает, что они были разбиты и разделены на две группы иранцами, которые доминировали в степной зоне Центральной Евразии и «преследовали их до окраин Центральной Евразии».
- Беквит 2009 , с. 34 утверждает, что другой группой были ведические люди , которых иранцы преследовали «через Иран в Индию».
- ^ Перейти обратно: а б По словам Энтони 2007 , стр. 454–455, из этой культуры были заимствованы как минимум 383 неиндоевропейских слова, включая бога Индру и ритуальный напиток Сома , который, по мнению Энтони, «вероятно был заимствован из религии BMAC». Энтони 2007 , с. 454: «Многие качества индоиранского бога мощи/победы Веретрагны были переданы принятому богу Индре, который стал центральным божеством развивающейся древнеиндийской культуры. Индра был предметом 250 гимнов, четверти Ригведа больше, чем любое другое божество , ассоциировалась с Сомой , стимулирующим препаратом (возможно, полученным из эфедры ), вероятно, заимствованным из религии BMAC. Его восхождение к известности было характерной чертой древнеиндийских народов». Нарасимхан и др. заявляют, что не было генетического влияния популяций Бактрии-Маргианы на происхождение аборигенов Южной Азии. [9]
- ^ См.:
- Сингх 2008 , с. 186: «Первоначальная родина индоевропейцев и индоариев является предметом продолжающихся споров среди филологов, лингвистов, историков, археологов и других. Преобладающая точка зрения состоит в том, что индоарийцы пришли на субконтинент в качестве иммигрантов. Другая точка зрения , отстаиваемый в основном некоторыми индийскими учеными, заключается в том, что они были коренными жителями субконтинента».
- По состоянию на 2006 год Мэллори и Адамс 2006 , стр. 460–461 отмечают, что два типа моделей «пользуются значительной международной популярностью» в отношении индоевропейской родины , а именно анатолийская гипотеза и миграция из евразийских степей .
- Брайант 2001 , с. 7: «Это не означает, что позиция коренных арийцев исторически вероятна. Имеющиеся данные ни в коем случае не опровергают нормативную точку зрения — точку зрения о внешнем арийском происхождении, и, во всяком случае, поддерживают ее». Брайант и Паттон 2005 , с. 342 использовал термин «Индоарийский спор» для недосмотра теории индоарийской миграции и некоторых ее противников.
- Витцель 2001 : «Ревизионистский проект, конечно, не руководствуется принципами критической теории, но снова и снова обращается к допросветительским убеждениям в авторитете традиционных религиозных текстов, таких как Пураны. Иными словами, оно продолжает писать религиозную литературу под современной, внешне «научной» маской, хотя и занимается этим проектом. довольно эффективно используют диалектические методы, они часто также обращают традиционные индийские методы дискуссии и схоластические уловки в свою пользу [...] Таким образом, ревизионистский и автохтонный проект не следует рассматривать как научный в обычном постпросвещенческом смысле этого слова, но как апологетическое, в конечном счете религиозное предприятие, направленное на доказательство «истины» традиционных текстов и верований. Хуже того, во многих случаях это вообще даже не схоластическая наука, а политическая инициатива, направленная на «переписывание» истории из национальной гордости. или с целью «строительства нации».
- В своей рецензии на книгу Брайанта «Индоарийский спор» Джеймисон (2006) комментирует: «...параллели между проблемой Разумного замысла и индоарийским «спором» удручающе близки. Индоарийский спор является сфабрикованным с ненаучная повестка дня, и тактика ее создателей очень близка к тактике сторонников ID, упомянутых выше. Однако невольно и сколь бы высокими ни были их цели, оба редактора стремились придать блеск интеллектуальной легитимности с ощущением реальности. обсуждаются научные вопросы, что, по сути, является религиозно-националистической атакой на научный консенсус».
- ^ Витцель 2019 , с. 11 «Между прочим, индоарийские заимствования в Митанни подтверждают дату Ригведы примерно 1200–1000 гг : . форма индоарийского языка, которая немного старше этой... Очевидно, что Ригведа не может быть старше 1400 г., а с учетом периода, необходимого для языковых изменений, она может быть не намного старше 1200 г. до н. э.».
- ↑ По мнению Эрдоси, эта битва послужила прототипом эпоса «Махабхарата» . [34] Хильтебейтель называет эту идею «особенно сбивающей с толку фантазией». [35]
- ^ Исследование Витцеля также цитируется:
- Хилтебейтель 2011 , с. 57
- Профессора 2003 г.
- ^ Паниккар 2001 , стр. 350–351 отмечает: « Рта — это высшая основа всего; это «высшее», хотя это не следует понимать в статическом смысле. [...] Это выражение первозданный динамизм, присущий всему...».
- ^ Джеймисон и Витцель 2003 , с. 65: «... называть этот период ведическим индуизмом — это противоречие, поскольку ведическая религия сильно отличается от того, что мы обычно называем индуистской религией — по крайней мере, настолько же, насколько древнееврейская религия отличается от средневековой и современной христианской религии. Однако ведическая религия религию можно рассматривать как предшественницу индуизма».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ МакКлиш и Оливель 2012 , с. XXIV.
- ^ Перейти обратно: а б Штейн 2010 , с. 50.
- ^ Витцель 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б Витцель 1995 , стр. 3–5.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл 2010 , стр. 49–52.
- ^ Перейти обратно: а б Наводнение 1996 , с. 82.
- ^ Перейти обратно: а б Хилтебейтель 2002 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Витцель 1989 .
- ^ Перейти обратно: а б Нарасимхан и др. 2019 .
- ^ Плетчер 2010 , с. 60.
- ^ Витцель 1995 , с. 3.
- ^ Самуэль 2010 , с. 41.
- ^ Наводнение 1996 , стр. 30, 33–35.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , стр. 410–411.
- ^ Kuzmina 2007 , p. 322.
- ^ Перейти обратно: а б с Энтони 2007 , с. 454.
- ^ Брайант 2001 .
- ^ Сингх 2008 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б Kak 2001b .
- ^ Витцель 2001 , с. 95.
- ^ Наводнение 1996 , с. 31.
- ^ Наводнение 1996 , с. 37.
- ^ Витцель 2019 , с. 11 .
- ^ Наводнение 1996 , с. 30.
- ^ Вудард 2006 , с. 242.
- ^ Беквит 2009 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Энтони 2007 , с. 375, 408–411.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони 2007 , с. 462.
- ^ Беквит 2009 , с. 32.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх 2008 , с. 192.
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , с. 38.
- ^ Перейти обратно: а б Бронкхорст 2007 .
- ^ Самуэль 2010 .
- ^ Эрдоси 1995 , с. 335.
- ^ Хилтебейтель 2001 , с. 2, примечание 12.
- ^ Сингх 2008 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэшам 2008 , с. 32.
- ^ Редди 2011 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б Кульке и Ротермунд 1998 , стр. 37–38.
- ^ Перейти обратно: а б Самуэль 2010 , с. 49.
- ^ Тиньор 2014 .
- ^ Кошик 2013 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , стр. 37–39.
- ^ Сингх 2008 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Витцель 1995 .
- ^ Самуэль 2010 , стр. 48–51, 61–93.
- ^ Hiltebeitel 2007 , стр. 8–10.
- ^ Самуэль 2010 , стр. 49–50.
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , стр. 39–40.
- ^ Авари 2016 , с. 89.
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , стр. 39–41.
- ^ Шарма 1990 , с. 33.
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , стр. 41–43.
- ^ Витцель 1995 , стр. 2–8.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл 2010 , стр. 48–56.
- ^ Перейти обратно: а б Бэшам 2008 , с. 42.
- ^ Райчаудхури 1972 , стр. 67–68.
- ^ Оливель 1998 , стр. xxviii–xxix
- ^ Бэшам 2008 , с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Бэшам 2008 , с. 41.
- ^ Маджумдар 1998 , с. 65.
- ^ Маджумдар 1998 , с. 66.
- ^ Фортсон 2011 , с. 208.
- ^ Самуэль 2010 , стр. 48–51, гл. 3.
- ^ Лонг 2013 , с. глава II.
- ^ Сен 1999 , стр. 117–120.
- ^ Ван, Питер П.; Рейнс, Томас Д. (17 февраля 2021 г.). Азия в прошлом и настоящем: краткая история . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-95520-8 .
- ^ Сталь 2008 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх 2008 , с. 191.
- ^ Витцель 1995 , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Бэшам 2008 , с. 35.
- ^ Сингх 2008 , стр. 201–203.
- ^ Сингх 2008 , с. 204.
- ^ Оливель 1998 , с. xxvi
- ^ Сингх 2008 , стр. 204–206.
- ^ Оливель 1998 , с. xxxvi
- ^ Маджумдар 1977 , стр. 45.
- ^ Бэшам 2008 , стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх 2008 , стр. 200–201.
- ^ Белла 2011 , с. 491 ф. .
- ^ Bellah 2011 , стр. 697–698 , со ссылкой на Trigger (2003).
- ^ Триггер 2003 , стр. 108–109 .
- ^ Белла 2011 , с. 698 ф. .
- ^ Белла 2011 , с. 509 , со ссылкой на Olivelle (1998), стр. xii–x.
- ^ Olivelle 1998 , «Примечания к переводу»: стр. xii – x.
- ^ Эрдоси 1995а .
- ^ Эрдоси 1995b .
- ^ Перейти обратно: а б Сингх 2008 , с. 190.
- ^ Кульке и Ротермунд 1998 , с. 40.
- ^ Оливель 1998 , с. xxvii
- ^ Сингх 2008 , стр. 198–199.
- ^ Бэшам 2008 , стр. 42–43.
- ^ Нигал 1986 , с. 81.
- ^ Сингхал и Гупта , стр. 150–151.
- ^ День 1982 г. , стр. 42–45.
- ^ Кришнананда 1994 , с. 11 .
- ^ Холдреге 2004 , стр. 215.
- ^ Джеймисон и Витцель 2003 , с. 65.
- ^ Пол и Пол 1989 , стр. 112–115, 125.
- ^ Пол и Пол 1989 .
- ^ Кришан и Тадиконда 1996 , стр. ix-x .
- ^ Перейти обратно: а б с Шоу и Джеймсон 2008 , с. 248.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сингх 2008 , с. 218.
- ^ Дарвилл 2009 , «керамика цвета охры».
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дэни 1966 , стр. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с д Захир 2016 , стр. 274–293.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мишра 2007 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хедж 2015 .
- ^ Лал 1996 , стр. 412–419.
- ^ Роше 1986 , с. 122.
- ^ Сингх 2009 , с. 19.
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Дэвид В. (2007). Лошадь, колесо и язык: как всадники бронзового века из евразийских степей сформировали современный мир . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-05887-0 .
- Энтони, Дэвид; Ринге, Дон (2015), «Индоевропейская родина с лингвистической точки зрения», Annual Review of Linguistics , 1 : 199–219, doi : 10.1146/annurev-linguist-030514-124812
- Авари, Бурджор (2016). Индия: Древнее прошлое: история Индийского субконтинента с 7000 г. до н.э. по 1200 г. н.э. Рутледж. ISBN 978-1-317-23673-3 .
- Бэшам, Алабама (2008) [впервые опубликовано в 1954 году Сиджвиком и Джексоном], «Чудо, которым была Индия: обзор истории и культуры Индийского субконтинента до прихода мусульман» , Научное издательство Мичиганского университета, ISBN 978-1-59740-599-7
- Беквит, Кристофер И. (16 марта 2009 г.). Империи Шелкового пути: История Центральной Евразии от бронзового века до наших дней . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1-4008-2994-1 .
- Белла, Роберт Н. (2011). Религия в эволюции человека: от палеолита к осевой эпохе (1-е изд.). Belknap Press издательства Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-06143-9 .
- Бхан, Сурадж (2002). «Арианизация Индской цивилизации». В К. Н. Паниккаре; Ти Джей Байрс; У. Патнаик (ред.). Создание истории . стр. 41–55.
- Бронхорст, Йоханнес (2007), Большая Магадха: исследования культуры ранней Индии , BRILL
- Брайант, Эдвин (2001), В поисках истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции , Нью-Йорк: Oxford University Press.
- Брайант, Эдвин; Паттон, Лори, ред. (2005), Индоарийский спор: доказательства и выводы в истории Индии , Routledge
- Дэни, Ахмад Хасан (15 августа 1966 г.), могильный комплекс Гандхара в Западном Пакистане , Пакистан: Университет Пешавара
- Дарвилл, Тимоти, изд. (2009), Краткий Оксфордский археологический словарь (2-е изд.), Oxford University Press
- Дэй, Теренс П. (1982). Концепция наказания в ранней индийской литературе . Ватерлоо, Онтарио (Канада); Атлантик-Хайлендс, Нью-Джерси (США): Издательство Университета Уилфрида Лорье; Гуманитарная пресса. ISBN 0-919812-15-5 .
- Эрдоси, Джордж (1995), Индоарийцы древней Южной Азии: язык, материальная культура и этническая принадлежность , Вальтер де Грюйтер
- Эрдоси, Джордж (1995a). «Прелюдия к урбанизации: этническая принадлежность и возникновение поздневедических вождеств» . В Ф. Р. Алчине (ред.). Археология ранней исторической Южной Азии: возникновение городов и государств . Издательство Кембриджского университета. стр. 75–98. ISBN 978-0-521-37695-2 .
- Эрдоси, Джордж (1995b). «Города-государства Северной Индии и Пакистана во времена Будды» . В Ф. Р. Алчине (ред.). Археология ранней исторической Южной Азии: возникновение городов и государств . Издательство Кембриджского университета. стр. 99–122. ISBN 978-0-521-37695-2 .
- Флуд, Гэвин Д. (1996), Введение в индуизм , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-43878-0
- Фортсон, Бенджамин В. (2011), Индоевропейский язык и культура: введение , John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4443-5968-8
- Грисволд, Херви Де Витт (1971), Религия Ригведы , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0745-7
- Хедж, KTM (2 января 2015 г.), Расписная серая посуда Индии , том. 49, Издательство Кембриджского университета, стр. 187–190.
- Хилтебейтель, Альф (2001), Переосмысление Махабхараты: Руководство для читателей по образованию короля Дхармы , University of Chicago Press
- Хилтебейтель, Альф (2002), «Индуизм», Джозеф Китагава (ред.), Религиозные традиции Азии: религия, история и культура , Routledge, ISBN 978-1-136-87597-7
- Хилтебейтель, Альф (2007), «Индуизм», Джозеф Китагава (ред.), Религиозные традиции Азии: религия, история и культура (цифровая печать) , Routledge, ISBN 978-1-136-87590-8
- Хилтебейтель, Альф (2011). Дхарма: ее ранняя история в праве, религии и повествовании . Издательство Оксфордского университета.
- Холдредж, Барбара А. (2004), «Дхарма», Миттал, С.; Терсби, Г. (ред.), Индуистский мир , Нью-Йорк: Routledge, стр. 213–248, ISBN. 0-415-21527-7
- Джеймисон, Стефани В. (2006). «Эдвард Ф. Брайант и Лори Паттон, ред. Индо-арийские противоречия: доказательства и выводы в истории Индии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж (обзор книги)» (PDF) . Журнал индоевропейских исследований . 34 : 255–261.
- Джеймисон, Стефани В.; Витцель, Майкл (2003). «Ведический индуизм». В Арвинде Шарме (ред.). Изучение индуизма . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 65–113. ISBN 978-1570034497 .
- Джозеф, Тони (2018), Ранние индейцы: история наших предков и откуда мы пришли , Джаггернаут
- Джозеф, Тони (13 сентября 2019 г.), «Новые сообщения ясно подтверждают миграцию «Арьев» в Индию» , The Hindu
- Как, Субхаш (2001b), «Хронологические рамки индийской культуры» (PDF) , Журнал Индийского совета философских исследований.
- Как, Субхаш (2005), «Ведическая астрономия и ранняя индийская хронология», Брайант, Эдвин; Паттон, Лори (ред.), Индоарийский спор: доказательства и выводы в истории Индии , Routledge
- Кошик, Рой (2013). Военная сила, армии и война в Южной Азии . Лондон: Пикеринг и Чатто. ISBN 978-1-84893-292-0 . OCLC 827268432 .
- Кришан, Юврадж; Тадиконда, Калпана К. (1996). Образ Будды: его происхождение и развитие . Бхаратия Видья Бхаван. ISBN 978-81-215-0565-9 .
- Кришнананда, Свами (1994). Краткая история религиозной и философской мысли в Индии . Ришикеш, Индия: Общество Божественной Жизни. ISBN 978-81-7052-108-2 .
- Кульке, Герман; Ротермунд, Дитмар (1998), История Индии , Routledge, ISBN 978-0-415-32920-0
- Кузьмина, Елена Евгеньевна (2007). Происхождение индоиранцев . Брилл. ISBN 978-90-04-16054-5 .
- Лал, Б.Б. (1996). «Культура расписной серой посуды железного века» (PDF) . У Ахмада Хасана Дани; В. М. Массон (ред.). История цивилизаций Средней Азии . Том. 1: Рассвет цивилизации. Древнейшие времена до 700 г. до н.э. Париж: Издательство ЮНЕСКО. ISBN 978-92-3-102719-2 . OCLC 760610934 .
- Лонг, Джеффри Д. (2013), Джайнизм: Введение , IB Tauris
- Маджумдар, Рамеш Чандра (1977), Древняя Индия , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0436-4
- Мэллори, JP; Адамс, DQ (2006), Оксфордское введение в протоиндоевропейский и протоиндоевропейский мир , Oxford University Press
- Мишра, Ануп (2007), «Энеолитическая черно-красная посуда из Балатала, Упайдура, Раджастана: исследование», Индийский исторический конгресс , 68 : 1322–1339
- МакКлиш, Марк; Оливель, Патрик (2012), «Введение» , М. МакКлиш; П. Оливель (ред.), «Артхашастра: отрывки из классической индийской работы по управлению государством» , Hackett Publishing, стр. XXIV, ISBN 978-1-60384-903-6
- Майклс, Аксель (2004), Индуизм. Прошлое и настоящее , Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
- Нарасимхан, Вагиш М.; Энтони, Дэвид; Мэллори, Джеймс; Райх, Дэвид (2018), Геномное формирование Южной и Центральной Азии (PDF) , bioRxiv 10.1101/292581 , doi : 10.1101/292581
- Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; Бернардс, Ребекка (2019). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии » Наука 365 (6457). eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ISSN 0036-8075 . ПМК 6822619 . ПМИД 31488661 .
- Нигал, Сахебрао Гену (1986). Аксиологический подход к Ведам . Нью-Дели: Северный книжный центр. ISBN 81-85119-18-Х .
- Оливель, Патрик (1998), Упанишады , Oxford University Press, ISBN 978-0-19-283576-5
- Паниккар, Раймундо (2001), Ведический опыт: Мантраманджари , Бангалор: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-1280-8
- Парпола, Аско (2015), Корни индуизма. Ранние арийцы и цивилизация Инда , Oxford University Press
- Пол, Пран Гопал; Пол, Дебжани (1989). «Брахманические образы в кушанском искусстве Матхуры: традиции и инновации». Восток и Запад . 39 (1–4): 111–143. JSTOR 29756891 .
- Плетчер, Кеннет (2010). История Индии . Образовательное издательство Британника.
- Проферес, Теодор (2003). «Цари Куру, Тура Кавасея и -твая Герундий» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 66 (2): 210–219. дои : 10.1017/S0041977X03000120 . S2CID 162246125 .
- Ратнагар, Шерин (2008). «Дебаты об арийской родине в Индии». В П.Л. Коля; М. Козельский; Н. Бен-Иегуда (ред.). Выборочные воспоминания: археология в строительстве, увековечении и освящении национального прошлого . стр. 349–378.
- Райчаудхури, ХК (1972). Политическая история Древней Индии . Калькутта: Издательство Калькуттского университета.
- Редди, К. Кришна (2011), История Индии , Tata McGraw-Hill Education, ISBN 978-0-07-132923-1
- Роше, Людо (1986), Пураны , Отто Харрасовиц Верлаг
- Сэмюэл, Джеффри (2010), Истоки йоги и тантры. Индийские религии до тринадцатого века , издательство Кембриджского университета
- Сен, SN (1999), Древняя индийская история и цивилизация , New Age International, ISBN 978-81-224-1198-0
- Шарма, Рам Шаран (1990). Шудры в Древней Индии: социальная история низшего сословия примерно до 600 г. н.э. Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0706-8 .
- Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (2008). Словарь археологии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-75196-1 .
- Сингхал, Канзас; Гупта, Рошан (2003). Древняя история Индии, ведический период: новая интерпретация . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic. ISBN 8126902868 .
- Сингх, Апиндер (2008), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education India, ISBN 978-81-317-1120-0
- Сингх, Апиндер (2009), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Лонгман, ISBN 978-8131716779
- Стаал, Фриц (2008), Открытие Вед: происхождение, мантры, ритуалы, идеи , Penguin Books India, ISBN 978-0-14-309986-4
- Штейн, Бертон (2010), История Индии , John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4443-2351-1
- Тиньор, Роберт Л. (2014). Миры вместе, миры по отдельности: история мира от зарождения человечества до наших дней (4-е изд.). Нью-Йорк: WW Norton & Company. ISBN 978-0-393-92207-3 . ОСЛК 854609153 .
- Триггер, Брюс Г. (2003). «Штаты: города и территории». Понимание ранних цивилизаций: сравнительное исследование . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 92 – 119 . ISBN 978-0-521-82245-9 .
- Винтерниц, Мориц; Сарма, Вуппала Шриниваса (1981), История индийской литературы: Введение, Веды, эпос, пураны и тантры , Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0264-3
- Витцель, Майкл (1989), «После ведических диалектов», Диалекты в индоарийской литературе, изд. Кайя, Париж, 97–265.
- Витцель, Майкл (1995), «Ранняя санскритизация. Происхождение и развитие государства Куру» (PDF) , Электронный журнал ведических исследований , 1 (4): 1–26, заархивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2007 г.
- Витцель, Майкл (2001). «Автохтонные арийцы? Свидетельства из древнеиндийских и иранских текстов» (PDF) . Электронный журнал ведических исследований (EJVS) . 7 (3): 1–115.
- Витцель, Майкл (2005). «Веды и Упанишады». В Гэвине Флуде (ред.). Блэквеллский спутник индуизма (1-е изд. в мягкой обложке). Оксфорд: Издательство Блэквелл. стр. 68–71. ISBN 1-4051-3251-5 .
- Витцель, Майкл (2019). «За пределами полета сокола: ранние «арийцы» внутри и за пределами Индии» . В Ромиле Тапар (ред.). Кто из нас арийцы?: Переосмысление концепции нашего происхождения . Алеф. стр. 1–29. ISBN 978-93-88292-38-2 .
- Вудард, Роджер Д. (18 августа 2006 г.). Индоевропейское сакральное пространство: ведический и римский культ . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-09295-4 .
- Захир, Мухаммад (15 апреля 2016 г.), Погребальная культура Гандхары: новые взгляды на протоисторические кладбища в Северном и Северо-Западном Пакистане , стр. 274–293.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Флуд, Гэвин , изд. (2003). Блэквеллский спутник индуизма . Молден, Массачусетс (США): Блэквелл. ISBN 1-4051-3251-5 .
- Тапар, Ромила (2004), Ранняя Индия: от истоков до 1300 г. н. э. , University of California Press
- Прасад, РУС (2020), Ригведическое и пост-Ригведическое государство (1500 г. до н.э. – 500 г. до н.э.) , Vernon Press