Поклонение огню
Поклонение или обожествление огня (также пиродулия , пиролатрия или пиролатрия ), или огненные ритуалы , религиозные обряды, сосредоточенные на огне, известны из различных религий . Огонь был важной частью человеческой культуры со времен нижнего палеолита . Предполагается, что религиозные или анимистические представления, связанные с огнем, восходят к таким ранним дочеловеческим временам.
Может существовать бог огня как олицетворение огней вообще, и можно считать, что он в каком-то смысле обитает в каком-то конкретном ритуальном огне, или же огонь может представлять собой поклонение другому божеству.
Индоевропейские религии
[ редактировать ]В индоевропейских языках существовало два понятия об огне: одушевлённого типа, называемого * h₁n̥gʷnís (ср. санскрит agni , англ. ignite от латинского ignis , польского ogień и русского ogon ), и неодушевлённого типа * péh₂wr̥ (ср. англ. огонь , греческий пир , санскритский пу ). [1] [2] Аналогичное различие существовало и для воды . [3]
Археологически свидетельства индоиранского огнепоклонства и обряда кремации встречаются при переходе от синташтинско-петровской к андроновской культуре около 1500 г. до н.э. [4] Поклонение огню было распространено в Ведах , где Агни был богом огня, и в древней иранской религии. В то время как кремация стала повсеместной в индуизме , она была запрещена в зороастризме . [5] Свидетельства поклонения огню также были обнаружены в местах Калибангана и Лотала в долине Инда . [6]
В зороастризме огонь считается средством чистоты и символом праведности и истины. В наши дни это объясняют тем, что огонь горит постоянно вверх и сам по себе не может быть осквернен. Саде и Чахаршанбе Сури — это фестивали, связанные с огнем, которые отмечаются по всему Большому Ирану и восходят к тем временам, когда зороастризм еще был преобладающей религией в регионе. Зороастризм, однако, иногда ошибочно называют религией поклонения огню, тогда как это монотеистическая вера с Ахура Маздой в качестве центральной фигуры и дуалистической космологией добра и зла. Огонь просто является примером духовной мудрости и чистоты, но ему не поклоняются.
В ведической традиции индуизма огонь является центральным элементом церемонии яджны , а Агни , «огонь», играет роль посредника между поклоняющимся и другими богами. Связанные концепции - это ритуал Агнихотры , призывание целебных свойств огня; ритуал Агникаяны , представляющий собой строительство огненного алтаря Агни; и Агнистома , которая является одной из семи Сомаяджн . В вайшнавской традиции индуизма Агни считается языком Вишну , что делает все жертвоприношения, приносимые какому-либо божеству, в конечном итоге жертвой Вишну. [7]
В современном индуизме термин яджна — это общий термин для многих типов ритуалов, проводимых перед огнем, а хома — для относительно небольших огненных пудж, проводимых в домашней обстановке или как часть свадебной церемонии ( виваха хома ). Огонь очень тщательно разжигается и за ним ухаживает специалист-брахман -пуджари , который часто декламирует соответствующие отрывки из священных текстов.
В албанской мифологии обожествление огня связано с Эном или Энджи , огненным божеством, которому сначала поклонялись иллирийцы, чье имя продолжает использоваться в албанском языке для обозначения Четверга ( enjte ) и Юпитера ( Enjëti ). [8] [9] .С приходом христианства Эн был понижен до демонического статуса . [10] хотя его имя сохранилось в албанском языке для обозначения четверга ( enj-te ). [10] [11] Твердая вера в демона огня сохраняется среди албанцев до сих пор. [12] Культ мистического огня и огненные ритуальные практики играли важную роль в жизни доиндустриального албанского народа. [13] идея очага , Vatër на албанском языке и *ōtar на протоалбанском языке, в конечном итоге от аланского, также является термином для обозначения семейного круга, очага роста и царства, существующего между жизнью и смертью. Албанское слово впоследствии было заимствовано в славянские, романские и тюркские языки. [14] [15] [16] [17]
Поклонение огню в греко-римской традиции имело две отдельные формы: огонь очага и огонь кузницы . Поклонение очагу поддерживалось в Риме весталками , служившими богине Весте , защитнице дома, имевшей священное пламя как символ своего присутствия в городе ( ср. Священный огонь Весты ). Греческим эквивалентом богини была Гестия , поклонение которой чаще всего происходило в доме. Огонь кузницы ассоциировался с греческим богом Гефестом и римским эквивалентом Вулканом . Эти двое, похоже, служили одновременно покровителями ремесленных гильдий и защитниками от случайных пожаров в городах. С огнем также связан титанический бог Прометей , который украл у богов огонь для людей. Большинство форм поклонения в греко-римской религии включало либо приготовление, либо полное сжигание животного на огне, разведенном на алтаре перед храмом ( см. Гекатомба ). [ нужна ссылка ]
В кельтской мифологии был Белен , чье имя «сияющий» ассоциировало его с огнем.
В славянском язычестве Сварог , что означает «светлый и ясный», был духом огня. Самым известным и драматичным среди многочисленных славянских языческих огненных обрядов является прыжки через костер в Купаловскую ночь .
Авраамические религии
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]В повествованиях Библии еврейской Яхве ассоциируется с огнем больше, чем с любым другим элементом или образом, и Присутствие Яхве концептуализируется как пожирающий огонь, особенно, но не исключительно, в Книге Исхода , который проявляется как огонь на вершине горы. Синай внутри Ковчега Завета , как горящий куст и огненный столп, ведущий израильтян, и в обширных поэтических образах. [18] Подношения Яхве в еврейском ритуале, записанном в еврейской Библии и Талмуде , совершаются огнем. [19]
христианство
[ редактировать ]Благодатный огонь в храме Гроба Господня в Иерусалиме последовательно документируется с 1106 года нашей эры. [20]
Огонь часто используется как символ или знак присутствия Бога в христианстве, поскольку он считается творением наряду с водой и другими элементами. В Новом Завете Иисус изображен как человек, принесший огонь на землю. [21] Святого Духа иногда называют «языками пламени». [22]
Другие религии
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2009 г. ) |
Огонь продолжает оставаться частью многих человеческих религий и культур. Например, его используют при кремации и кострах ; свечи используются в различных религиозных церемониях; вечный огонь используется для напоминания о знаменательных событиях; Олимпийский огонь горит на протяжении всех игр .
В японской мифологии Кагу -цути — бог разрушительного огня.
См. также
[ редактировать ]- Костер тщеславия
- Вечный огонь
- Холокост (жертвоприношение)
- Список богов огня
- Манипура (огненная чакра)
- Поклонение природе
- Солнечное божество
- Зороастризм
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Огонь" . etymonline.com.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон, Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997. с. 202.
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Лондон, Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, 1997. с. 636.
- ^ Дьяконов, Игорь М. (1995). «Два недавних исследования индоиранского происхождения» (PDF) . Журнал Американского восточного общества . 115 (3): 473–477. дои : 10.2307/606224 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 606224 . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Креенбрук, Филип Г. (11 января 2013 г.). Живой зороастризм: городские парсы рассказывают о своей религии . Рутледж. ISBN 978-1-136-11970-5 . Проверено 9 января 2022 г.
- ^ Янг, LM (1976). [Обзор Лотала и цивилизации Инда, авторы С.Р. Рао и М. Уилер]. Азиатские перспективы, 19 (2), 308–309. http://www.jstor.org/stable/42927928
- ^ Мадулика Шарма (2002). Поклонение огню в Древней Индии . Схема публикаций Джайпура. ISBN 978-81-86782-57-6 .
- ^ Люркер, Манфред (2005). Словарь Рутледжа богов и богинь, дьяволов и демонов . Рутледж, Тейлор и Фрэнсис. п. 57. ИСБН 0-203-64351-8 .
- ^ Тальявини, Карло (1963). История языческих и христианских слов во времени . Морчеллиана. п. 103.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Люркер 2005 , с. 57.
- ^ Тальявини 1963 , с. 103.
- ^ Новик 2015 , с. 268.
- ^ Тирта 2004 , стр. 68–69, 135, 176–181, 249–261, 274–282, 327.
- ^ Орел, Владимир (1998), «ватер», в Албанском этимологическом словаре, Лейден, Бостон, Кельн: Брилл, → ISBN, страницы 495–496.
- ^ Дэн Алекс, О связях между румынским и албанским языками, в dexonline - Словари румынского языка.
- ^ Домосилецкая, М.В. (2002) Албанско-восточно-романский сравнительно-концептуальный словарь: Пасторальный словарь (на русском языке), Санкт-Петербург: Наука, →ISBN, стр. 457
- ^ Мэллори, JP; Адамс, DQ, редакторы (1997) Энциклопедия индоевропейской культуры, Лондон, Чикаго: Fitzroy Dearborn Publishers, стр. 263.
- ^ «Сефария: Исход 13:21 - JPS Танах 1985» . Сефария Получено 1 июля.
- ^ «Сефария: Левит 1:1 - ДжПС Танах 1985» . Сефария Получено 1 июля.
- ^ «Благодатный огонь. Благодатный огонь в Иерусалиме – ежегодное чудо в Храме Гроба Господня» .
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Луки 12: 49-56 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: Матфея 3:11 - новая международная версия» . Библейский шлюз . Проверено 8 ноября 2021 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Новик, Александр (2015). «Лексикон албанской мифологии: региональные исследования в полиязычном регионе Приазовья» . Славия Меридионалис . 15 : 261–273. дои : 10.11649/см.2015.022 . Проверено 3 января 2020 г.
- Тирта, Марк (2004). Петрит Бежани (ред.). Мифология албанцев (на албанском языке). Тирана: Учитель. ISBN 99927-938-9-9 .