Битва при Таликоте
Битва при Таликоте | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть конфликтов Деканских султанатов и Виджаянагара | |||||||
Битва при Таликоте из Тариф-и Хусейн Шахи (Хроники Хусейна Шаха), 16 век. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Империя Виджаянагара | |||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Рама Райя Венкатадри † Тирумала Дева Райя Ачутаппа Наяк |
Битва при Таликоте , также известная как битва при Раккасаги-Тангадаги , (23 января 1565 года) была переломным сражением между империей Виджаянагара и союзом султанатов Декана . [2] Несмотря на то, что армия Виджаянагара была больше, она потерпела полное поражение. Битва привела к поражению и смерти Рамы Рая , фактического правителя Империи Виджаянагара, что привело к немедленному краху государства Виджаянагара и изменило конфигурацию политики Южной Индии и Декана. [2]
Конкретные детали битвы и ее непосредственных последствий, как известно, трудно восстановить в свете явно противоположных повествований, присутствующих в первоисточниках. [3] В поражении в этом сражении обычно винят разницу в относительном военном мастерстве сражающихся сторон. [4] [3] Историки -востоковеды и националисты считали эту битву частью столкновения цивилизаций между индуистами и мусульманами; [2] [3] Современные ученые отвергают подобные характеристики как ошибочные. [5] [6]
Фон
[ редактировать ]Рама Райя , после того как он основал родовое государство и стал правителем, принял политическую стратегию извлечения выгоды из междоусобной войны между многочисленными преемниками Султаната Бахмани , и она хорошо работала в течение примерно двадцати лет его правления. [2] [7] [8]
Однако после серии агрессивных попыток сохранить контроль над Каляном [9] [а] и дипломатические отношения с султанатами, отягощенные оскорбительными жестами со стороны султанатов, четырех мусульманских султанатов - Хусейна Низам-шаха I и Али Адил-шаха I из Ахмаднагара и Биджапура на западе, Али Барид-шаха I из Бидара в центре и Ибрагима Кули Кутба. Шах Вали из Голконды на востоке объединился в результате проницательной супружеской дипломатии и собрался для нападения на Рама Райю в конце января 1565 года. [2] [3]
Боевой
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Существует множество современных хроник (литературных и исторических), документирующих войну: [3] [10]
- «Бурхан-и Маасир» , автор Сайид Али бин Абдулла Табатаба, придворный историк Ахмаднагарского султаната .
- Гульшан-и Ибрахими Феришты, придворного историка султаната Биджапур.
- Taḏkerat al-moluk Рафи-уд-Дина Ширази, другого придворного историка султаната Биджапур .
- Десятилетия Азии официального португальского рекордсмена Диого ду Коуту.
- Письма губернатора Гоа Дома Антана де Норонья.
- Фатх-Нама-и Низам Шах Хасана Шауки, поэта- дахни .
- Тариф-и Хусейн Шах автора Афтаби, поэта при дворе Ахмаднагара.
Детали битвы и ее непосредственных последствий часто совершенно противоположны, и даже с учетом предубеждений реконструкция трудна, если не невозможна. [11] [3] [12]
Описание
[ редактировать ]Точное место столкновения по-разному упоминалось как Таликота, Раккасаги-Тангадиги и Баннихатти, все на берегах реки Кришна. [3] [13] [б] Относительно точных дат ведутся споры. [3] [14] Длина пролета варьируется от часов до дней; описания боевых порядков и маневров также различаются. [3]
Исход
[ редактировать ]В конце концов Рама Райя был обезглавлен либо самим султаном Низамом Хусейном, либо кем-то, действовавшим по его приказу, несмотря на то, что Адил Шах, у которого были дружеские отношения с Раем, намеревался против. [3] В результате замешательства и хаоса брат Рая Тирумала дезертировал со всей армией; он действительно пытался перегруппироваться в Виджайнагаре, но потерпел неудачу и двинулся на окраину. [2] [8] Другой его брат Венкатадри был ослеплен и, вероятно, убит в бою. [2]
Анализ поражения
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2023 г. ) |
Сторона Виджаянагара побеждала в войне, заявляют Герман Кульке и Дитмар Ротермунд в обзоре истории Индии, пока два мусульманских генерала армии Виджаянагара не перешли на другую сторону. [7] [15] [3] [11] [4] [6]
Последствия
[ редактировать ]Армии султанатов продолжили грабить Виджаянагар, не встретив сопротивления. [2] Популярные источники и более старые ученые описывают, что Виджаянагар превратился в руины в свете повсеместного осквернения священной топографии; однако эта точка зрения была оспорена. [17] Современные историки и археологи предостерегают от объединения штата с городом, поскольку существует мало свидетельств о каком-либо ущербе, нанесенном за пределами Королевского центра; они еще раз подчеркивают политически стратегический характер разрушений и поджогов, поскольку объекты, связанные с суверенитетом, королевской властью и властью, подвергались более бессмысленным мерам. [17]
Тем не менее, битва вызвала политический раскол в штате Виджаянагара и навсегда изменила политику Декана. [2] Покровительство над памятниками и храмами прекратилось, культ вайшнавов исчез из города Виджаянагара из-за прекращения королевского покровительства, а Королевский центр так и не был восстановлен. [2] [18] Султанат Биджапур получил максимальные выгоды, но их союз с другими султанатами Декана продлился недолго. [8] [19] Тирумала основал династию Аравиду , которая господствовала над фрагментами бывшей империи и даже действовала за пределами Виджаянагара в течение двух лет, прежде чем переехать в Пенгонду. [8] [19] Но столкнувшись со спорами о престолонаследии и восстаниями множества местных вождей – в первую очередь телугуских домов наяков – которые не желали возрождения какой-либо центральной власти, [с] и продолжающиеся конфликты с султанатом Биджапур , который мог быть приглашен сыном Рамы Рая, он двинулся на юг, прежде чем распался в конце 1640-х годов. [2] [8] [3] [21]
Наследие
[ редактировать ]Историография
[ редактировать ]Историография колониальной эпохи (например, работы Роберта Сьюэлла и Джонатана Скотта ), основанная на отчетах Фиришты. [ нужна ссылка ] и другие [ ВОЗ? ] , поместил эту битву в контекст более широкого метанарратива « Столкновения цивилизаций ». В этом рассказе битва развернулась, с одной стороны, между индуистской цивилизацией, представленной «Рама-раджей» Виджаянагара, против исламской цивилизации, с другой стороны, представленной союзом султанатов Декана. Результатом битвы, согласно этой точке зрения, стало падение последнего «индуистского бастиона» Южной Индии под властью «мухаммедовского» фанатизма и экспансионизма. В современную постколониальную эпоху ряд южноиндийских историков-националистов ( Алуру Венката Рао , Б. А. Салеторе , С. Кришнасвами Айянгар , К. А. Нилаканта Шастри ) продолжали поддерживать эту или подобную точку зрения. [25] Эта точка зрения связана с крайне правой идеологией хиндутвы . [11]
Однако в последние десятилетия ряд историков раскритиковали или отвергли эту точку зрения. Например, Ричард М. Итон отрицает какие-либо религиозные мотивы, стоящие за битвой, и описывает гипотезу столкновения цивилизаций как символ ошибочной востоковедной науки. В поддержку своей позиции Итон приводит ряд доказательств, в том числе многочисленные союзы Рама Рая с различными мусульманскими правителями в разные моменты времени (мотивированные скорее политическими, чем религиозными факторами); полное проникновение персидской исламской культуры в Королевство Виджайнагара, о чем свидетельствуют судебные санкции и покровительство исламскому искусству, архитектуре и культуре; и стратегические союзы наследников Рамы Рая (Аравидов ) с наследниками султанов Декана, сражавшихся при Таликоте. [2] [4] Ромила Тапар , Бертон Стейн , Санджай Субрахманьям , Музаффар Алам и Стюарт Н. Гордон согласились с этой точкой зрения на основе аналогичного анализа. Дополнительные аргументы включают тот факт, что мусульманский султанат Берар не присоединился к битве, тот факт, что султанат-альянс распался вскоре после битвы, [29] и существование гармоничных индуистско-мусульманских отношений в Империи Виджаянагара, которые распространялись на назначение мусульман на высокие посты при королевском дворе Виджаянагара. [32]
Популярная культура
[ редактировать ]Битва была использована в пьесе Гириша Карнада под названием «Раккаса Тангади» (английское название: «Переход в Таликоту»). Карнад основывал это на анализе Итона. [33] [34]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кальяна была столицей Чалукья . Рама Райя стремился контролировать территорию в своем стремлении получить народную легитимность, зарекомендовав себя как истинный наследник суверенитета и славы Чалукья. Другие примеры включали модернизацию обветшалых комплексов Чалукья и возрождение фестивалей Чалукья.
- ^ Джеймс Кэмпбелл сообщил о следах оборонительных укреплений Виджаянагара вдоль южного берега Кришны в этих регионах еще в 1884 году.
- ↑ Штейн отмечает, что эти независимые поместья консолидировали власть с момента зенита правления Рамы Рая. Он считает, что вся Империя Виджаянагара представляет собой слабоцентрализованное государство, наиболее важные территории которого рассматривались местными вождями как независимые «во всех отношениях, за исключением того, что они не могли претендовать на звание полноценных королевств». Нобору Карашима не согласен с широкой характеристикой Штейна, но соглашается с тем, что последний период империи Виджаянагар (Аравидус) действительно был отмечен растущей мощью наяков как местных феодалов. [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шастри, К.А. Нилаканта, изд. (6 января 2024 г.), «Битва при Раккасаги-Тангадаги» , Дополнительные источники истории Виджаянагара, том 1 , стр. 263–264
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «Рама Райя (1484–1565): мобильность элиты в персидском мире». Социальная история Декана, 1300–1761 гг . 2005. стр. 78–104. дои : 10.1017/CHOL9780521254847.006 . ISBN 9780521254847 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н «1 куртуазное оскорбление». Придворные встречи . 2012. стр. 34–102. doi : 10.4159/harvard.9780674067363.c2 . ISBN 9780674067363 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Итон, Ричард М. (2019). Индия в персидскую эпоху: 1000–1765 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520325128 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рамачандран, Нандини. «Истории, бросающие вызов редукционистскому популярному пониманию ислама в Индии» . Караван . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ахмед Саид, Вихар (18 января 2019 г.). «Битва при Таликоте: за пределами индуистско-мусульманской бинарности» . Линия фронта . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кульке, Герман; Ротермунд, Дитмар (2016). История Индии . дои : 10.4324/9781315628806 . ISBN 9781317242130 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж «Крах империи и последствия: 1542–1700». Новая Кембриджская история Индии . 1990. стр. 109–139. дои : 10.1017/CHOL9780521266932.006 . ISBN 9781139055611 .
- ^ Чандра Шобхи, Притхви Датта (2 января 2016 г.). «Кальяна потерпела крушение: перестройка средневековой столицы в народном воображении». Исследования Южной Азии . 32 (1): 90–98. дои : 10.1080/02666030.2016.1182327 . S2CID 219697794 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гордон, Стюарт (2 января 2016 г.). «В ауре короля: трансазиатский, трансрегиональный и декканский королевский символизм». Исследования Южной Азии . 32 (1): 42–53. дои : 10.1080/02666030.2016.1174429 . S2CID 164169912 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Рэй, Анируддха (2003). «Взлет и падение Виджаянагара - альтернативная гипотеза тезису о «индуистском национализме». Труды Индийского исторического конгресса . 64 : 420–433. JSTOR 44145480 .
- ^ Гуха, Сумит (9 июля 2015 г.). «Переосмысление экономики Индии Великих Моголов: латеральные перспективы». Журнал экономической и социальной истории Востока . 58 (4): 532–575. дои : 10.1163/15685209-12341382 . JSTOR 43919254 .
- ^ Ширвани, ХК (1 июля 1957 г.). «Место так называемой битвы при Таликоте». Журнал Пакистанского исторического общества . 5 (3): 151–157. ПроКвест 1301919684 .
- ^ Саркар, Джадунатх (1960). Военная история Индии . MC SARKAR AND SONS PRIVATE LTD. КУЛЬКАТА. п. 91.
- ^ К. А. Нилаканта Шастри (1955), История Южной Индии , Oxford University Press, стр. 267, ISBN 0195606868
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 927.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Лисетт, Марк Т.; Моррисон, Кэтлин Д. (2013). «Переосмысление« Падения » Виджаянагара: политическое разрушение и историческое строительство в истории Южной Индии». Журнал экономической и социальной истории Востока . 56 (3): 433–470. дои : 10.1163/15685209-12341314 . JSTOR 43303558 .
- ^ Вергезе, Анила (сентябрь 2004 г.). «Божества, культы и короли Виджаянагара». Мировая археология . 36 (3): 416–431. дои : 10.1080/1468936042000282726812a . S2CID 162319660 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Итон, Ричард Максвелл; Вагонер, Филип Б. (2017). Власть, память, архитектура: спорные места на индийском плато Декан, 1300–1600 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-947769-2 . [ нужна страница ]
- ^ Чакраварти, Ананья (2012). Империя апостолов: иезуиты в Бразилии и Индии, 16–17 вв. (Диссертация). ПроКвест 1040866864 .
- ^ Талбот, Синтия (2001). Доколониальная Индия на практике . дои : 10.1093/0195136616.001.0001 . ISBN 0195136616 .
- ^ Наир, Джанаки (1996). « Язык «Воспоминания о неразвитости» и его особенности в современной Карнатаке». Экономический и политический еженедельник . 31 (41/42): 2809–2816. JSTOR 4404683 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аршамбо, Ханна Лорд (2018). География влияния: две семьи афганских военных в Южной Индии 17 и 18 веков (Диссертация).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шекхар, Шашанк (25 октября 2019 г.). «Хампи: Руины великолепия» . Линия фронта . Проверено 9 декабря 2020 г.
- ^ [2] [22] [3] [23] [24] [6] [17]
- ^ Итон, Ричард М. (2 января 2016 г.). "Послесловие". Исследования Южной Азии . 32 (1): 126–128. дои : 10.1080/02666030.2016.1201895 . S2CID 219698039 .
- ^ «Индуистский милитаризм под исламским правлением». Индуизм и этика ведения войны в Южной Азии . 2012. стр. 161–210. дои : 10.1017/CBO9781139084116.008 . ISBN 9781139084116 .
- ^ Вагонер, Филип Б. (1996). « Султан среди индуистских королей»: одежда, титулы и исламизация индуистской культуры в Виджаянагаре». Журнал азиатских исследований . 55 (4): 851–880. дои : 10.2307/2646526 . JSTOR 2646526 . S2CID 163090404 .
- ^ [8] [11] [26] [10] [23] [27] [5] [24] [28]
- ^ Шиварудрасвами, С.Н. (2005). «Индусско-мусульманские отношения в империи Виджаянагара». Труды Индийского исторического конгресса . 66 : 394–398. JSTOR 44145855 .
- ^ Вергезе, Анила (1995). Религиозные традиции Виджаянагара, раскрытые в его памятниках . Серия монографий по исследовательскому проекту Виджаянагара. Нью-Дели: Манохар: Американский институт индийских исследований. ISBN 978-81-7304-086-3 .
- ^ [30] [11] [3] [17] [31]
- ^ «История против «Перехода в таликоту» по пьесе Гириша Карнада» . Первый пост . 21 октября 2019 года . Проверено 1 ноября 2019 г.
- ^ Гуха, Сумит (2009). «Границы памяти: что маратхи помнили о Виджаянагаре». Современные азиатские исследования . 43 (1): 269–288. дои : 10.1017/S0026749X07003307 . JSTOR 20488079 . S2CID 145476823 .