Доисторические наскальные рисунки леса Фонтенбло.
Доисторические наскальные рисунки леса Фонтенбло представляют собой богатую коллекцию наскальных рисунков, обнаруженных среди песчаника валунов леса Фонтенбло . В лесу было обнаружено несколько тысяч петроглифов, самые ранние из которых датируются палеолитом ( очень мало примеров), примерно 2000 – ранним мезолитом и почти 300 – поздним бронзовым веком .
Пещерные гравюры можно разделить на две большие группы. Наиболее заметными для случайного наблюдателя являются в основном нефигуративные коллекции повторяющихся геометрических узоров, обычно встречающиеся в более крупных скальных убежищах, некоторые из которых были населены народами мезолита. Вторая, гораздо меньшая группа, представляет собой серию из нескольких сотен фигуративных гравюр, которые были обнаружены лишь недавно (2014 г.) на гораздо более ограниченной территории леса Фонтенбло. Многие из этих гравюр находятся в небольших полостях в валунах из песчаника и не видны прохожим.
Нефигуративные гравюры раннего мезолита.
[ редактировать ]Нефигуративные гравюры раннего мезолита были выполнены во время интенсивной деятельности по наскальной гравюре, которая, как оказалось, была последними охотниками-собирателями региона Фонтенбло . Таким образом, эти гравюры были выполнены на тысячи лет позже, чем палеолитические наскальные рисунки, найденные, например, в Ласко . [ 1 ]
Грубо говоря, мезолитические гравюры представляют собой панели с прямыми бороздками, которые часто организованы в сетки. В меньшем количестве случаев эти бороздки были представлены в виде изолированных линий или оформлены в виде крестов. Еще реже гравировались рудиментарные круги или звезды. [ 2 ] По данным инвентаризации, проведенной в 1960-е годы, большинство этих гравюр были небольшими (более 50 процентов имели размер 10 см и менее), а 11 процентов были относительно крупными (21 см и более). [ 2 ] :43 Более того, гравюры, судя по всему, были выполнены как скопление произведений искусства с течением времени в полостях «без явного порядка, особенно на некоторых участках с обильной гравировкой». [ 3 ]
Гравюры известны с XIX века. [ 4 ] и были обнаружены в основном случайными наблюдателями. [ 1 ] Их можно найти в полостях, которые обычно достаточно велики, чтобы в них могли одновременно находиться один или два человека. [ 5 ] [ 2 ] Однако некоторые из них были достаточно большими, чтобы их можно было заселить; из выборки из 49 гравюр 13 (или 26 процентов) были признаны пригодными для проживания. [ 2 ] Официальная инвентаризация, проведенная археологами-добровольцами, зафиксировала наличие таких гравюр в более чем 2000 полостях валунов в лесу Фонтенбло. [ 5 ]
Материал, найденный в пещерах и предположительно принадлежащий одновременно с гравюрами, обеспечивает довольно надежную датировку мезолита. [ 4 ] Это также указывает на то, что гравюры были частью повседневной деятельности раннего мезолитического общества в лесу. [ 1 ] [ 5 ] Датировка этих гравюр основана на тщательных археологических раскопках окружающих мест и анализе связанных с ними артефактов (инструментов и т. д.), найденных там. Надежному датированию способствовал тот факт, что большая часть потолка обитаемого каменного убежища обрушилась на мезолитические остатки, тем самым запечатлев под собой мезолитические следы. [ 1 ]
Гравюры можно было выполнить только на внешнем тонком слое мягкого песчаника средней толщиной 3 мм и максимальной толщиной 30 мм. [ 5 ] [ 3 ] Этот мягкий песчаник будет смываться стихией, за исключением защищенных участков с валунами из песчаника. Вероятно, именно по этой причине все мезолитические гравюры леса Фонтенбло находятся в укрытых местах. [ 6 ]
Процесс гравировки на такой поверхности был достаточно простым и мог быть выполнен с помощью легкодоступных инструментов. Реконструкция создания такого произведения с использованием каменных орудий того же типа, что и создатели произведения, показывает, что травление одной линии длиной 15 см и глубиной 2 мм может быть выполнено менее чем за 60 секунд и что гравированные сетки типа тех, которые обычно встречаются в лесу Фонтенбло, могут быть выполнены за 5–15 минут. [ 3 ] Специальных знаний в области гравировки не требовалось. Таким образом, гравюры «были технически просты в изготовлении с помощью легкодоступных инструментов и, следовательно, могли быть выполнены большим количеством людей в течение довольно коротких периодов времени». [ 5 ]
Скрытые гравюры позднего бронзового века
[ редактировать ]Менее многочисленная группа преимущественно фигуративных наскальных изображений была обнаружена археологами в 2014 году на меньшей площади (около 30 квадратных километров). [ 7 ] ) примерно в юго-восточном квадранте леса Фонтенбло. [ 8 ] :19 Первоначальное открытие, сделанное в 2014 году, привело в следующем году к систематическому поиску полостей, которые также могли содержать такие петроглифы. За 8 лет поисков было инвентаризировано почти 300 панелей петроглифов.
Стиль этих гравюр был разделен на 2 школы. Первая — это школа «Мальмонтань», состоящая примерно из 200 панелей с очень сложными панно с фигурами людей, получеловеков и животных. Изрезан неглубокими бороздками, [ 7 ] эти сложные панно небольшие (часто не более 10 сантиметров) и изображают богатый набор изображений, повторяющихся на разных сайтах. К ним относятся человеческие и получеловеческие фигуры, а также животные (птицы, змеи, олени, быки) и рукотворные предметы (сани, скипетры, погремушки и головные уборы). Напротив, школа «Лонг Роше», состоящая из 80 панелей, представляет панели преимущественно с геометрическими гравюрами, напоминающими описанные выше мезолитические петроглифы. [ 8 ] Также протравленные неглубокими бороздками и расположенные в небольших полостях, эти гравюры редко бывают фигуративными, а размеры панно в среднем несколько больше, чем у мальмонтанской школы. [ 8 ] :79,80 Считается, что обе школы петроглифов относятся к позднему бронзовому веку. [ 7 ] [ 8 ] :19
Возможно, самой интригующей особенностью этих панелей является то, что многие из них были выполнены в небольших полостях в валунах, из-за чего их было чрезвычайно трудно увидеть. В некоторых случаях места художнику хватало лишь для того, чтобы войти в полость, а это означало, что он находился в крайне неудобном рабочем положении и даже он не мог хорошо видеть, над чем работает. [ 3 ] Возможно, именно из-за столь неброского стиля эти петроглифы привлекли внимание археологического сообщества лишь в 2014 году. [ 9 ] :17 Более того, явно преднамеренная попытка «спрятать» петроглифы демонстрирует стремление к конфиденциальности и даже секретности со стороны их создателей и поднимает вопросы о роли, которую они играли в культуре бронзового века. [ 9 ] :22
Помимо панелей с гравюрами на валунах, петроглифы также выполнялись на переносных каменных блоках и на круглых неподвижных камнях, используемых для создания трехмерных гравюр, иногда изображающих существ женского пола. [ 3 ] [ 9 ] :19,24 Переносные блоки с гравировкой были найдены намеренно закопанными группами. [ 9 ] :22
Помимо информации, полученной в ходе археологических раскопок, датировка этих петроглифов поздним бронзовым веком основана на триангуляции на основе ряда установленных археологических фактов. Во-первых, техника изготовления гравировальных инструментов явно постмезолитическая и также не связана с ранним бронзовым веком. [ 9 ] :97 Во-вторых, наличие изображений саней, запряженных волами, показывает, что у народа Мальмонтань были домашние животные, а это значит, что гравюры не могли быть созданы ранее позднего неолита. В-третьих, изображения, выгравированные на керамике позднего бронзового века, демонстрируют явную связь с изображениями петроглифов. [ 9 ] :97-98 В-четвертых, бронзовый вариант погремушек, изображенных на панно Мальмонтань, был найден в Германии и достоверно датирован поздним бронзовым веком. [ 9 ] :103
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Лес Фонтенбло является домом для сокровищ наскального искусства» . Новости CNRS . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Тассе, Жиль (1982). «Петроглифы Парижского бассейна» . Предыстория Галлии . 16 (1): 42, 60–61.
- ^ Jump up to: а б с д и Кантен, Александр (декабрь 2021 г.). «Гравюра на песчаниках Фонтенбло в эпоху поздней бронзы: экспериментальные перспективы, основанные на новом корпусе скальных образований южного Иль-де-Франс» . Google Docs (Эта статья была представлена на научной конференции, состоявшейся в Париже в Институте искусства и археологии 4 июня 2021 года. Название конференции: «Давайте поэкспериментируем с протоисторией – междисциплинарные диалоги».) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гере, Кола; Бенар, Ален (01 июня 2017 г.). « Наскальное искусство Фонтенбло» (Иль-де-Франс, Франция), исключительная группа наскального искусства, относящаяся к мезолиту? Критическое возвращение к каменному материалу, обнаруженному в трех украшенных скальных убежищах» . Журнал археологической науки: отчеты . 13 : 99–120. дои : 10.1016/j.jasrep.2017.03.039 . ISSN 2352-409X .
- ^ Jump up to: а б с д и Кантен, Александр; Валентин, Борис; Тири, Медар; Гере, Кола (01 октября 2022 г.). «Социальный контекст мезолитических наскальных рисунков в регионе песчаника Фонтенбло (Парижский бассейн, Франция): вклад экспериментального исследования» . Журнал археологической науки: отчеты . 45 : 103554. doi : 10.1016/j.jasrep.2022.103554 . ISSN 2352-409X .
- ^ Бенар, Ален; Гере, Кола (10 февраля 2014 г.). «Украшенные мезолитические каменные убежища к югу от Иль-де-Франс: пересмотр археологических данных и перспективы исследования» . Палетнология. Археология и гуманитарные науки (6). doi : 10.4000/palethnologie.1678 . ISSN 2108-6532 .
- ^ Jump up to: а б с Кантен, Александр (декабрь 2021 г.). «Гравюра на песчаниках Фонтенбло в эпоху поздней бронзы: экспериментальные перспективы, основанные на новом корпусе скальных образований южного Иль-де-Франс» . Google Docs (Эта статья была представлена на научной конференции, состоявшейся в Париже в Институте искусства и археологии 4 июня 2021 года. Название конференции: «Давайте поэкспериментируем с протоисторией – междисциплинарные диалоги».) . Проверено 22 сентября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Симонин, Даниил; Валуа, Лоран (2023). Тайные камни: докельтская мифология в лесу Фонтенбло . Эрранс и Пикард и Музей предыстории Иль-де-Франс. ISBN 9782330176969 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симонин, Даниил; Валуа, Лоран (2023). Тайные камни: докельтская мифология в лесу Фонтенбло . Эрранс и Пикард и Музей предыстории Иль-де-Франс. ISBN 9782330176969 .