Sunduki

The mountain range Sunduki | |
---|---|
![]() Вид на холм 1-й Сундук с юга | |
Расположение | Хакасия |
Ближайший город | Абакан |
Координаты | 54 ° 40'45,44 "N 89 ° 42'29,74" E / 54,6792889 ° N 89,7082611 ° E |
Длина | 10 км (6,2 миль) |
Область | 21 км 2 (8,1 квадратных миль) |
Высота | 557 м (1827 футов) |
Учредил | 21 июля 1988 г. |
Руководящий орган | The Sunduki museum-reserve |
![]() Викискладе есть медиафайлы по теме хребта Сундуки . | |
![]() Викискладе есть медиафайлы по теме петроглифов Сундуки . |
Горный массив Сундуки — природный и исторический памятник местного значения в Орджоникидзевском и Ширинском районах Республики Хакасия , Россия. [ 1 ] [ 2 ] С 18 июня 2011 года на территории горного массива работает музей Сундуки. [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Русский : Горная гряда Сундуки , латинизированный : Горная гряда Сундуки , букв. «Горный массив Сундуков (мебель)»; Хакасский : Сундухтар , латинизированный: Сундухтар , букв. «множественное число слова сундук (мебель)».
Хакасский : Све Тағ , латинизированный: Све Тах (Све Таг) , букв. «Крепостная гора»; Хакасский : Онло Тағ , латинизированный: Онло Тах (Онло Таг) , букв. 'Гора Онло'

Описание
[ редактировать ]Горный массив имеет общую площадь 2100 га и вытянут с юга на север. Это предгорное продолжение Ефремкинского хребта отрогов Кузнецкого Алатау в долине реки Белый Июс . Хребет состоит из пяти отдельных горных остатков или уступов высотой до 200 метров. Хребет получил свое название от самой северной горы, на вершине которой находится скала в форме параллелепипеда , напоминающая сундук . [ 4 ] Сами горы получили соответствующие порядковые номера: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й Сундуки. Гора хакасское сложена красным девона песчаником характерного красно-коричневого цвета, отсюда и название Хызыл -хая (Красная скала). Для гор Сундуки характерна резкая асимметрия: восточный склон на вершине очень крутой, а западный склон полого спускается в долину.
Иногда к Сундукам, южнее русла реки Белый Июс, относят еще четыре горы: Абыях-хая (Братская скала), Крест-хая (Крестовая скала), Орта-хая (Средняя скала), Узун-хая (Длинная скала). ). Это сундики с 6-го по 9-й соответственно. Все горы хребта достаточно низкие и доступны для восхождений. С вершины Сундуки открываются виды на окружающие невысокие горные хребты, соседние с Сундуками и открытый вид на древние оросительные каналы (I тысячелетие до н. э.) в долине реки Белый Июс. [ 1 ]
Природа
[ редактировать ]Сундики являются охраняемой территорией Российской Федерации . Статус особо охраняемых природных территорий определялся решением Хакасского облисполкома от 21 июля 1988 года № 164. [ 5 ] Под охраной находятся: различные варианты фитоценозов , сохранившиеся целинные участки степей , места обитания ценных, редких и эндемичных растений ( Bupleúrum scorzonerifólium ( лат .), Panzerina lanata (L.) , башмачок крупноцветковый , дриас и др.) и ареал обитания редких видов птиц ( сапсан , балобан , пустельга , восточный императорский орел , Рогатая сова , Степной орел ). [ 6 ]
История
[ редактировать ]Исторические места, связанные с древними населенными пунктами, петроглифы [ 7 ] [ 8 ] или писаницы тагарской культуры , тамги -петроглифы, культурно-исторические комплексы, курганы, древние захоронения и т.п.


Крепость ( хак .) Све на горе Тағ Онло (1-й Сундук) представляет собой небольшой укрепрайон на нескольких скалистых хребтах, разделенных глубокими бревнами. [ 9 ] Каменная стена проходит вдоль западного края подножия горы Онло . Опоясывая гору, она поднимается вверх по склону к скалистым террасам, перегораживая вход в горный каньон в самом уязвимом месте. Стена представляет собой каменно-земляной вал, лучше всего сохранившийся в центральной части. В уплощенной сверху насыпи повсюду видны задернованные камни, кое-где снаружи имеются вертикальные плиты. [ 10 ] Довольно крупное укрепление, вероятно, использовалось как укрытие для населения и скота во время военных действий. Све на горе Онло является, по-видимому, частью системы оборонительных сооружений в долине реки Белый Июс. ( хак .) Крепость Све Онло расположена на западном берегу реки. На восточном побережье, в 10 км севернее Онло , находится крепость ( хак .) Све Тарпиг . [ 11 ] Сегодня руины столь древних сооружений мало напоминают крепостные стены и их можно спутать с естественным обвалом камней. Из-за плохой изученности и практически полного отсутствия датирующих находок многие учёные до недавнего времени считали подобные сооружения средневековыми киргизскими или монгольскими крепостями-убежищами, в которых люди временно укрывались от нападений, даже называя их «древними татарскими горными крепостями». . [ 12 ]
По преданию, укрепление на горе Онло построил Телеутский князь Силиг оол Чайзан. Построенное, вероятно, в бронзовом веке , укрепление функционировало до средневековья. Возможно также, что в период существования Кыргызского государства (VI-XIII вв.) древняя стена была восстановлена или даже частично перестроена, что нашло отражение в народных сказаниях.
Интересно отметить, что назывался Олонхо героический эпос якутов , что напоминает сходство с именем Онло (1-й Сундук).
Вокруг Сундуки ходит много легенд. Мифический герой ( хак ). Говорят, что Хохо-Бабай жил там, тысячелетиями охраняя священную долину от незваных гостей и пряча ее богатства в гигантском кованом сундуке (1-й Сундук). Он был богат и жаден, собирал сокровища и превращал их в огромный золотой слиток, чтобы ни с кем не делиться. Однако он не знал, что длительное любование золотом в одиночестве приводит к полной слепоте. Ослепленный герой обратился к богам с просьбой вернуть ему зрение. Взамен они потребовали драгоценный слиток. Хохо-Бабай обманул и пообещал дать им все что угодно за вернувшееся видение, но обманул богов. За это боги превратили его в хищную птицу, а его богатство — в каменный сундук на вершине горы. С тех пор обманщик кружит над горным массивом в надежде обрести человеческий облик. [ 13 ]
На 1-м Сундуке на горе Онло есть скала, называемая «Сидящий царь» или « Стул шамана ». Он уникален по своей акустике, ведь даже слово, произнесенное шепотом, будет слышно на расстоянии нескольких сотен метров. [ 14 ] На 1-м Сундуке также были вырезаны лица, так называемый лик воина и лик шамана .
Интересно отметить описание типичного примера выступлений якутского шамана в действии: [ 15 ]
«Во время трудного и опасного путешествия у каждого шамана есть места отдыха, называемые Оуох (Олох), когда он садится во время танца, это означает, что он пришел к Оуоху; когда он поднимается, он поднимается дальше в небо. Если он падает, то он спускается под землю. Каждый шаман, как бы далеко он ни продвинулся в своем путешествии, знает, где он находится, на каком Оуло, а также путь, по которому идет каждый другой шаман. шаманит в данный момент».
— Горбачева Валентина; Федорова Марина, Искусство Сибири, Parkstone International. п. 266. ISBN 1785259334.
В Хакасии известны 12 резных камней в форме сундуков с именем Онло , 8 из них расположены на вершинах гор. 5 сундуков Онло изготовлены из белого камня ( кварца или мрамора ) и стоят в местах, где поблизости нет выхода для этих камней. [ 16 ] Местные жители традиционно приписывали камни Онло легендарному народу чудь . [ 16 ]
На 4-м Сундуке находится группа петроглифов или Писаница , высеченных более двух тысяч лет назад. Эти петроглифы – своего рода тагарский героический эпос. [ 17 ] они показывают не только трудный земной путь героя, но и потусторонний мир, куда он попадает после того, как его убивает затаившийся в засаде враг, изображенный в нижней части каменной плиты. [ 18 ]
На 5-м южном Сундуке находится «Храм Времени», представляющий собой своеобразный измерительный прибор. Он представляет собой резную нишу, в которой расположены солнечные часы в виде Дракона, разрезанного на шесть частей. Пока неизвестно, как его использовали древние люди. Некоторые полагают, что Храм Времени — старейшая астрономическая обсерватория . У подножия 5-го Сундука находится большая группа могильников.
Однако после работы археологов выяснилось, что многие Све , в том числе и Све Онло , были построены не тысячу, а около 4 тысяч лет назад. В основном они появились в окуневскую эпоху (середина II тысячелетия до н. э. ). По словам Готлиба А., заведующего археологической лабораторией КГУ, проводившего в 1988 году масштабное исследование подобных горных сооружений, в том числе Све Онло , «археологические раскопки убедительно подтверждают существование Све даже в эпоху ранней бронзы . Керамика на этот раз являются важными доказательствами». [ 19 ]
Ларичев В.Е. внес большой вклад в изучение и популяризацию ареала Сундуки. [ 20 ] Он был автором многочисленных научных и научно-популярных книг, в частности по археоастрономии : интерпретации памятников культуры древних людей. [ 21 ] [ 22 ] По мнению исследователя, Све Онло (1-й Сундук, Саратский Сундук) был священным местом, откуда мы можем узнать о представлении его создателей об устройстве мироздания. Он утверждает, что это астрологическое святилище. [ 23 ] включая священнический храм и древнюю обсерваторию. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Древняя Северная Евразия
- Протоенисейский
- Енисейский народ
- Предыстория Сибири
- Afanasievo culture
- Андроновская культура
- Окуневская культура
- Мальта-Буретская культура
- Хэштег-культура
- Енисей Кыргызский
- Енисейское Кыргызское Ханство
- Динлинг
- Все
- Tomskaya Pisanitsa Museum
- Afontova Gora
- Oglakhty
- Chebaki Fortress Sve-Takh
- История катания на лыжах # Ранние археологические свидетельства
- Бёкста рунный камень
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б "Орджоникидзевский Район: Горная гряда Сундуки" . naenisee.ru . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ "ДРЕВНЯЯ ХАКАСИЯ обзор достопримечательностей" . zimaa.ru . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ "Музей-заповедник "Сундуки" " . sunduki19.ru . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ "Что посетить - Правительство Республики Хакасия" . r-19.ru (in Russian) . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ «Особо охраняемые природные территории России» (ИАС «ПА РФ»)
- ^ Гелд, Т.А. (2009). «УСЛОВИЯ ОБИТАНИЯ ПТИЦ НА ТЕРРИТОРИИ ИРРИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ МИНУСИНСКОГО БАССЕЙНА (Республика Хакасия)» (PDF) . Вестник Томского государственного университета (324) – через ISSN 1998-8591/2311-2077.
- ^ «Петроглифы Северной Евразии: исследовательский ресурс» .
- ^ Подольский, М.Л. (2014). «Интуиция бесконечности в наскальных изображениях» (PDF) . Актуальные проблемы изучения архаики: материалы теоретического семинара «Теория и методология архаики» 1996-2012 гг . Санкт-Петербург: 321–340. ISBN 978-5-88431-275-3 – через МАЭ РАН.
- ^ Миягашев, Д. (2015). «Окуневский памятник культуры в контексте изучения культовых сооружений Сибири» . Мировоззрение населения Южной Сибири и Средней Азии в исторической ретроспективе . 8 .
- ^ Скобелев, С.Г. (2014). "Искусственные каменные платформы в горных крепостях "Све" на севере Хакасии" (PDF) . Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, Филология . 13. 5: Археология и этнография.: 169–176 – через ISSN 1818–7919.
- ^ "Крепость Тарпиг. Подробная информация: расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ" . Культура.РФ (in Russian) . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ Кызласов, И.Л. (2008). «Стены на горах: (о горных крепостях, возникших не позднее VIII века)». Сокровища культуры Хакасии (PDF) . Наследие народа Российской Федерации (на русском языке). М. стр. 472–475.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ "Горы Хакасии - места силы?" . r19.ru . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ "Хакасия от легенды "Сундуков" до великих знаний на "Тропе предков" " . carrymap.com . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ Горбачева Валентина; Федорова, Марина (2016). Искусство Сибири . Паркстоун Интернэшнл. п. 266. ИСБН 978-1785259333 .
- ^ Jump up to: а б Бутанаев, В.Я. (1984). «Хакасские народные названия исторических памятников». Вопросы древней истории Южной Сибири (PDF) (на русском языке). Завтра. п. 134.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Ларичев, В.Е. (2005). «Вооружение и защитное снаряжение героев героического эпоса Тагарской эпохи по материалам наскальных рисунков Северной Хакасии». Теория и практика археологических исследований: Сборник научных трудов (на русском языке). Том. 1. Барнаул: Издательство Алтайского университета. стр. 133–140. ISBN 5-7904-0446-4 .
- ^ Актиноя (May 4, 2013). "Художественный мир Сибири: Наскальные рисунки в Хакасии, на горных грядах Сундуки" . Художественный мир Сибири . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ "Сиб-Гид: Крепость Онло, Республика Хакасия" . sib-guide.ru . Retrieved 2022-04-01 .
- ^ Институт востоковедения (ИВС) Ларичева ,
- ^ Ларичев, В.Е. (2008). «Первый Сундук – мировая гора, достигающая высоты Солнца (К методу выявления закономерностей размещения сакральных памятников в культурно обустроенном пространстве)». Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий . XIV : 184–189.
- ^ Larichev, V.E. (2008). "Cosmogony and cosmology priesthood era paleometal south Western Siberia (astral theogony and protoscience in symbols and images proto-temple "Creation Universe» Northern Khakassia". In Dashkovskiy, Petr (ed.). Mirovozzrenie naselenii︠a︡ I︠U︡zhnoĭ Sibiri i T︠S︡entralʹnoĭ Azii v istoricheskoĭ retrospektive (in Russian). Federalʹnoe agentstvo po obrazovanii︠u︡., Altaĭskiĭ gosudarstvennyĭ universitet. Kafedra religiovedenii︠a︡ i teologii, Russia. Barnaul: Azbuka. pp. 158–182. ISBN 978-5-93957-218-7 . OCLC 228510386 .
- ^ Ларичев, В.Е. (2015). "Звездная астрономия святилищ бронзового века Северной Хакасии" (PDF) . Археоастрономия и древние технологии . 3 (1): 42–64 – через ISSN 2310–2144.
- ↑ Следы, ведущие в небо: сибирский учёный утверждает, что нашел следы старейшей астрономической обсерватории Азии.
- ^ Нестеренко А.Р. (2021). «Знаковые объекты горного хребта Сундуки – древние обсерватории или творение чуда природы?» . Природа . 3 : 38–49 – через ISSN 0032-874X.
- ^ Храм Сотворения Вселенной
- ^ Гиенко, Е.Г.; Паршиков, С.А. (2018). «Связь петроглифических композиций Северной Хакасии с астрономически значимыми направлениями». 5-я Международная научная конференция «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий» (PDF) . Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории. ISBN 978-5-7091-0808-0 .
- ^ Ларичев В.Е.; Паршиков С.А.; Прокопьева, С.А. (2008). «Астрономические, календарные и религиозно-мифологические принципы размещения в пространстве погребений раннего железного века Северной Хакасии (на примере могильного поля, опорных плит и прицельных конечностей окрестностей Саратского святилища Сундук»). , ПК (ред. ) . государство︠у︡ ). Российское Федеральное 978-5-93957-218-7 . OCLC 228510386 .
Источники
[ редактировать ]Печатные источники
- Государственный доклад «О состоянии природной среды Республики Хакасия в 1998 году» (Того же, 1999, 2000, 2001 гг.).
- Энциклопедия Республики Хакасия : [в 2-х томах] / Правительство Республики Хакасия; [науч.-ред. Совет.: В.А. Кузьмин (пред.) и др.]. - Абакан: Поликор, 2007. Том. 1: [А – Ч]. - 2007. - 430, [2] с. : илл., портр. — Библиограф. в конце слов. Искусство. С. 150.
Веб-источники
- Самойлова Г.С. и др. ХАКАСИЯ // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия (2020). Дата обращения: 25.02.2022.
- Кузьминых С. В. ТАГАРСКАЯ КУЛЬТУРА // Большая Российская энциклопедия. Электронная версия (2017). Дата обращения: 25.02.2022.
- Категория III МСОП
- Горные хребты России.
- Скальные образования России.
- Горы ниже 1000 метров
- Естественная история Сибири
- Охраняемые территории Сибири
- Рельеф Хакасии
- стоянки верхнего палеолита
- Археологические памятники Сибири.
- Археологические культуры Сибири
- Скифо-Сибирский мир
- Доисторические места в России.
- Археоастрономия
- Енисейские языки
- Наскальное искусство в Азии
- Музеи под открытым небом в России.