Гелиополитанская триада
В ранней современной науке считалось, что культ предполагаемой гелиополитанской триады Юпитера ханаанской , Венеры и Меркурия (или Диониса ) зародился в древней религии , принятой и адаптированной сначала греками, а затем римлянами, когда они колонизировали город. Гелиополис Баальбек (современный в в долине Бекаа Ливане ) . Ханаанский бог Баал ( Хадад ) приравнивался к Юпитеру Гелиополитану как богу солнца, Астарте или Атаргатиде с Венерой Гелиополитаной как его женой, а Адону , богу весны, с Меркурием или Дионисом как к третьему члену триады, сыну Гелиополитана. Венера и гелиополитический Юпитер. [ 1 ]
Считалось, что римляне построили великолепные храмы для Гелиопольской Триады как правящих божеств Гелиополя, скорее на манер колониальных храмов, построенных для их собственной Капитолийской триады , и во многом по тем же причинам; способствовать укреплению римской идентичности и сотрудничества. Захват Гелиополя повлек за собой учреждение римского жречества и магистратуры; но только две надписи в Гелиополе и 4 в Бейруте посвящены Юпитеру, Венере и Меркурию. Только Юпитеру посвящено около 30 в Гелиополе и 11 в Бейруте. [ 2 ]
Признание и продвижение местных божеств в формах, напоминавших структуру и взаимоотношения Римской Капитолийской Триады, было давней чертой расширения Рима, обращением к тому общему, что было общим для различных культур в их империи. В то же время ценность местных божеств заключалась в их уникальной местной самобытности и различиях. Для ученых, исследующих эти идентичности и различия, поиск и обнаружение Триад с несколько загадочно отдаленными связями был законной и постоянно сохраняющейся особенностью ближневосточных исследований; Наблюдаемые различия и сходства культов и божеств можно объяснить аспектами синкретизма. [ 3 ] Кропп утверждает, что, особенно в отношении Гелиополиса, сложные идентичности, такие как Юпитер-Хаддад или Венера-Атаргатис и др . , «никогда не обращаются с семитскими именами и редко, если вообще когда-либо, изображаются с визуальными загрязнениями. [...] Наши трудности с сохранением Таким образом, нет права смешивать их по отдельности. Принцип должен заключаться в том, чтобы не умножать имена и эпитеты больше, чем это абсолютно необходимо». [ 4 ] [ 5 ]
Научный пересмотр археологических и иконографических данных позволяет предположить, что понятие гелиополитанской триады является современным научным артефактом, происходящим из римских представлений о функциональном сходстве между своими собственными и местными божествами, наименования местных божеств в честь римских и римских божеств в честь местных божеств. иногда на очень слабых основаниях. [ 6 ] Некоторые очень поздние (IV век) и экстравагантные утверждения Макробия о множественных аспектах одиночной или сложной идентичности включают множество римских, греческих и ближневосточных божеств, включая Юпитера Гелиопольского как бога солнца, по крайней мере частично на том основании, что «Гелиос» — греческое имя Солнца и бога Солнца. Однако не существует никаких археологических, эпиграфических или иконографических свидетельств какой-либо стабильной, семейной или функционально эффективной тройной группировки внутри почти бесконечных и различных местных гелиопольских или ханаанских пантеонов, а также нет никаких свидетельств явной эквивалентности ведущих римских и гелиопольских божеств до вероятная римская оккупация во время гражданских войн в Риме, самое раннее во времена Юлия Цезаря , или превращение его в колонию примерно 100 лет спустя. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Домброва, Эдвард, http://orcid.org/0000-0002-9324-9096 Ягеллонский университет в Кракове в Electrum * Том 27 (2020): 255–258. doi : 10.4467/20800909EL.20.022.12812 www.ejournals.eu/electrum. Обзор Симоны Эйд Патурел, Баальбек-Гелиополис, Бекаа и Берит с 100 г. до н.э. по 400 г. н.э.: преобразованный ландшафт (Дополнения к Мнемозине – 426), Brill, Лейден-Бостон, 2019, 343 стр., 68 рис.; ISSN 2352-8656 ; ISBN 978-90-04-40058-0
- Кропп, Андреас, Дж. М., «Юпитер, Венера и Меркурий в Гелиополе (Баальбеке): образы «Триады» и ее предполагаемых синкретизмов», Сирия , 87, 2010, Institut Francais du Proche-Orient, стр. 229–264, jstor. ссылка [1] необходима регистрация, получено 20 октября 2021 г.
- Кропп, Андреас, Дж. М., Изображения и памятники ближневосточных династий, 100 г. до н.э. - 100 г. н.э., Oxford University Press, 2013 г. [2] ссылка на Googlebooks, 20 октября 2021 г.
- Миллар, Фергюс, Рим, греческий мир и Восток , «Том 3: Греческий мир, евреи и Восток», май 2011 г., стр. 177–182, ISBN 9780807876657
- Патурел, Симона Эйд, «Баальбек-Гелиополис, Бекаа и Берит от 100 г. до н.э. до 400 г. н.э.: преобразованный ландшафт», в « Дополнениях к мнемозине» , «История и археология классической древности», Брилл, 2019 г., ссылка на предварительный просмотр Googlebooks [3] доступна 20 октября 2021 г.
- Дюссо, Рене , « Храмы и культы гелиополитанской триады в Баальбеке », в: Сирия 23 (1-2), 1942, стр. 33–77 (на французском языке ).