Клерикальный фашизм
Часть серии о |
Фашизм |
---|
![]() |
Клерикальный фашизм (также клерофашизм или клерикофашизм ) — идеология, сочетающая политические и экономические доктрины фашизма с клерикализмом . Этот термин использовался для описания организаций и движений, которые сочетают религиозные элементы с фашизмом, получают поддержку от религиозных организаций, симпатизирующих фашизму, или фашистских режимов , в которых духовенство играет ведущую роль.
История
[ редактировать ]Термин «клерикальный фашизм» (клерофашизм или клерикофашизм) появился в начале 1920-х годов в Королевстве Италия , относясь к фракции римско-католической Popolare Italiano (PPI), которая поддерживала Бенито Муссолини и его режим. Предположительно, его придумал дон Луиджи Стурцо , священник и лидер христианских демократов, выступавший против Муссолини и ушедший в изгнание в 1924 году. [1] хотя этот термин также использовался до марша Муссолини на Рим в 1922 году для обозначения католиков Северной Италии, которые выступали за синтез католицизма и фашизма. [2]
Стурцо проводил различие между «филофашистами», вышедшими из католической ППИ в 1921 и 1922 годах, и «клерикальными фашистами», оставшимися в партии после Марша на Рим , выступая за сотрудничество с фашистским правительством. [3] В конце концов, последняя группа объединилась с Муссолини, отказавшись от PPI в 1923 году и создав Итальянский центр. PPI была распущена фашистским режимом в 1926 году. [4]
С тех пор этот термин используется учеными, стремящимися противопоставить авторитарно- консервативный клерикальный фашизм более радикальным вариантам. [5] Христианские фашисты сосредотачиваются на внутренней религиозной политике, например, на принятии законов и постановлений, отражающих их взгляд на христианство . Радикальные формы христианского фашизма или клерикального фашизма (клерофашизм или клерикофашизм) возникли на крайне правых позициях политического спектра в некоторых европейских странах в межвоенный период в первой половине 20 века. [6]
Фашистская Италия
[ редактировать ]
В 1870 году вновь образованное Королевство Италия аннексировало оставшиеся Папские области , лишив Папу его светской власти . Однако в Латеранском договоре 1929 года признал Муссолини Папу суверенным правителем государства Ватикан , а римский католицизм стал государственной религией фашистской Италии . [7] [8]
В марте 1929 года был проведен общенациональный плебисцит для публичного одобрения Латеранского договора. Оппоненты были запуганы фашистским режимом: организация «Католическое действие» ( Azione Cattolica ) и Муссолини утверждали, что «против» проголосовали те «немногие опрометчивые антиклерикалы , которые отказываются принять Латеранские пакты». [9] Проголосовали почти девять миллионов итальянцев, или 90 процентов зарегистрированного электората, и только 136 000 проголосовали «против». [10]
Почти сразу после подписания договора отношения между Муссолини и церковью снова испортились. Муссолини «относился к католицизму как к второстепенной секте, которая распространилась за пределы Палестины только потому, что была привита к организации Римской империи». [11] После конкордата «за следующие три месяца он конфисковал больше номеров католических газет, чем за предыдущие семь лет». [11] Сообщается, что примерно в это время Муссолини был близок к отлучению от католической церкви. [11]
В 1938 году итальянские расовые законы и Манифест расы были обнародованы фашистским режимом для преследования итальянских евреев. [12] а также протестантские христиане , [8] [13] [14] [15] особенно евангелисты и пятидесятники . [13] [14] [15] Тысячи итальянских евреев и небольшое количество протестантов погибли в нацистских концентрационных лагерях . [12] [15] В январе 1939 года « Еврейский национальный ежемесячник» сообщил, что «единственным светлым пятном в Италии был Ватикан, где регулярно публиковались прекрасные гуманитарные заявления Папы». [ нужна ссылка ] Папа Пий XI лично принял в состав Папской академии наук профессора Вито Вольтерра , известного итальянского еврейского математика, изгнанного режимом со своего поста. [16] [ нужен лучший источник ]
Несмотря на тесный союз Муссолини с гитлеровской Германией, Италия не полностью приняла идеологию геноцида нацизма по отношению к евреям. Нацисты были разочарованы отказом итальянских властей сотрудничать в облавах на евреев, и ни один еврей не был депортирован до образования Итальянской Социальной Республики после Кассибилского перемирия . [17] В оккупированном Италией Независимом государстве Хорватия немецкий посланник Зигфрид Каше сообщил Берлину, что итальянские войска «по-видимому, находились под влиянием» оппозиции Ватикана немецкому антисемитизму. [18] По мере того как в Италии росли антиосевые настроения, использование Ватиканского радио для передачи папским неодобрением расовых убийств и антисемитизма разозлило нацистов. [19] Когда Муссолини был свергнут в июле 1943 года, немцы оккупировали Италию и начали облавы на евреев.
Около 4% сил Сопротивления формально представляли собой католические организации, но католики доминировали в других «независимых группах», таких как партизаны Фьямме Верди и Осоппо были католические боевики , а также в бригадах Гарибальди , такие как Бениньо Закканьини , который позже служил видным видным деятелем. Христианско-демократический политик. [20] В Северной Италии напряженность между католиками и коммунистами в движении привела к тому, что католики сформировали « Фьямме Верди» как отдельную бригаду христианских демократов. [21] После войны идеологические разногласия между бывшими партизанами вновь возникли, став отличительной чертой послевоенной итальянской политики . [22] [23]
Примеры клерикального фашизма
[ редактировать ]


Примеры политических движений, которые включают в свою идеологию определенные элементы клерикального фашизма, включают:
- Отечественный фронт в Австрии, возглавляемый австрийскими католическими канцлерами Энгельбертом Дольфусом и Куртом Шушнигом .
- Рексистская партия в Бельгии, возглавляемая Леоном Дегрелем , бельгийским католиком .
- Бразильское интегралистское действие в Бразилии, возглавляемое бразильским католиком Плинио Сальгадо .
- Националистический освободительный альянс во Аргентины главе с Хуаном Керальто .
- движение усташей во главе с лидером и премьер-министром Анте Павеличем в Независимом государстве Хорватия [24] и его сторонники в Хорватской католической церкви .
- Движение Лапуа и Патриотическое народное движение (IKL) в Финляндии, возглавляемые лютеранами ( кёртти ) Вихтори Косола и Вилхо Аннала соответственно. Пастор Элиас Симойоки возглавил молодежную организацию ИКЛ « Сине-черные» .
- немецкие христиане из нацистской партии в нацистской Германии во главе с Людвигом Мюллером , которые пытались, но не смогли объединить немецких протестантов во время Кирхенкампфа .
- Метаксизм и режим 4 августа в Греции , который возглавлял Иоаннис Метаксас и активно поддерживал Греческую православную церковь .
- Национальный синархический союз в Мексике, возглавляемый мексиканским католиком Хосе Антонио Уркисой перед его убийством в 1938 году, был возрождением католической реакции, которая спровоцировала войну Кристеро ; В середине столетия это движение стало центром теории заговора , утверждавшей, что оно проникло в различные институты под названием Эль-Юнке .
- Национальный радикальный лагерь в Польше, возглавляемый Болеславом Пясецким , Хенриком Россманом , Тадеушем Глузинским и Яном Мосдорфом, который в значительной степени включил польский католицизм в свою идеологию, особенно фракцию фалангистов.
- Национальный союз во Португалии главе с премьер-министрами Антониу де Оливейра Саласар и Марсело Каэтано .
- Лига национально-христианской защиты / Железная гвардия Румынии Кодряну , которую возглавлял набожный румынский православный Корнелиу Зеля .
- Сербское Действие , ультранационалист и клерикальный фашист. [25] движение, действующее в Сербии с 2010 года. [26]
- Словацкая народная партия (Лудакс) в Словакии, возглавляемая президентом Юзефом Тисо , католическим священником.
- FET y de las JONS Испании во главе с испанским католиком Франсиско Франко , который развился в национальный католицизм .
- Серебряный легион Америки в Соединенных Штатах во главе с Уильямом Дадли Пелли, который объединил американское христианство (особенно протестантизм ) с американским белым национализмом .
Национальный союз Португалии , возглавляемый премьер-министрами Антониу де Оливейра Саласаром и Марсело Каэтано, не считается фашистским такими историками, как Стэнли Г. Пейн , Томас Джерард Галлахер , Хуан Хосе Линц , Антониу Коста Пинту , Роджер Гриффин , Роберт Пэкстон и Говард Дж. Виарда считают его фашистским . , хотя историки, такие как Мануэль де Лусена, Хорхе Паис де Соуза, Мануэль Лофф и Эрминио Мартинс, [27] [28] [29] [30] Одним из действий Салазара был запрет национальных синдикалистов/фашистов. Салазар дистанцировался от фашизма и нацизма, которые он критиковал как «языческий цезаризм », не признававший ни юридических, ни моральных ограничений. [31]
Точно так же Отечественный фронт в Австрии, возглавляемый австрийскими католическими канцлерами Энгельбертом Дольфусом и Куртом Шушнигом , часто не считается полностью фашистской партией. Ее называли полуфашистской и даже имитацией фашистской. Дольфус был убит нацистами, застрелен в своем кабинете эсэсовцами и оставлен истекать кровью. Первоначально его режим получил поддержку со стороны фашистской Италии, которая сформировала Фронт Стрезы . вместе с Великобританией и Францией [ нужна ссылка ]
Использование термина
[ редактировать ]Ученые, которые согласны с использованием термина «клерикальный фашизм», спорят о том, какой из перечисленных примеров следует назвать «клерикальным фашистом», при этом усташи являются наиболее широко используемым примером. В приведенных выше примерах степень официальной католической поддержки и степень влияния клерикала на законотворчество и правительство различаются. Более того, некоторые авторы отвергают концепцию клерикального фашистского режима , утверждая, что весь фашистский режим не становится «клерикальным», если его поддерживают элементы духовенства, в то время как другие не готовы использовать термин «клерикальный фашизм» вне контекста то, что они называют фашистской эпохой , между окончанием двух мировых войн (1918–1945). [32]
Некоторые ученые считают некоторые современные движения формами клерикального фашизма, такие как «Христианская идентичность» и «Христианский реконструкционизм» в Соединенных Штатах ; [33] «самая опасная форма» исламского фундаментализма , [34] исламизм ; [35] и воинствующий индуистский национализм в Индии . [33]
Политический теоретик Роджер Гриффин предостерегает от «гиперинфляции клерикального фашизма». [36] По мнению Гриффина, использование термина «клерикальный фашизм» должно быть ограничено «своеобразными формами политики, которые возникают, когда религиозные священнослужители и профессиональные богословы втягиваются либо в сговор со светской идеологией фашизма (что особенно распространено в межвоенной Европе). ); или, что реже, удается смешать теологически незаконный коктейль из глубоко укоренившихся религиозных убеждений с фашистским стремлением спасти нацию или расу от упадка или краха». [37] Гриффин добавляет, что «клерикальный фашизм» «никогда не следует использовать для характеристики политического движения или режима в целом, поскольку он может быть, в лучшем случае, фракцией внутри фашизма», в то время как он определяет фашизм как «революционный, светский вариант ультранационализма, склонный к о тотальном возрождении общества посредством человеческой деятельности». [38]
В случае словацкого государства некоторые ученые отвергли использование термина «клерикальный фашизм» как ярлыка для режима, и они особенно отвергли использование термина «клерикальный фашист» как ярлыка для Йозефа Тисо . [39]
См. также
[ редактировать ]- Алоис Худал
- Католическая церковь и нацистская Германия
- Христианский национализм
- Христофашизм
- Критика сионизма
- Хиндутва
- исламофашизм
- каханизм
- Национальный союз (Италия, 1923 г.)
- Позитивное христианство
- Религиозный национализм
- Крысиные линии (последствия Второй мировой войны)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Итуэлл 2003 .
- ^ Лакер, Уолтер (25 октября 2006 г.). Истоки фашизма: исламский фашизм, исламофобия, антисемитизм . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 14 января 2008 года.
- ^ Сантулли, Карло (2001). Филофашисты и Народная партия (1923-1926) [ Филофашисты и Народная партия (1923-1926) ] (Диссертация) (на итальянском языке). Римский университет – Ла Сапиенца. п. 5.
- ^ Карло Сантулли, Там же.
- ^ Тревор-Ропер, HR (1981). «Феномен фашизма». В Вульф, С. (ред.). Фашизм в Европе . Лондон: Метуэн. п. 26. Цитируется по Eatwell (2003).
- ^ Фельдман, Турда и Джорджеску 2008 .
- ^
В период после подписания Латеранского пакта 1929 года, провозгласившего католицизм государственной религией Италии в контексте всестороннего регулирования отношений Ватикана и итальянского правительства, католическая культурная поддержка Муссолини консолидируется.
- Уайли Файнштейн, Цивилизация Холокоста в Италии: поэты, художники, святые, антисемиты (2003), с. 19, Лондон : Издательство Университета Фэрли Дикинсон , ISBN 0-8386-3988-7 - ^ Jump up to: а б Кертцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и подъема фашизма в Европе . Нью-Йорк : Рэндом Хаус . стр. 196–198. ISBN 978-0-8129-9346-2 .
- ^ Поллард 2014 , с. 49.
- ^ Поллард 2014 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б с Д.М. Смит 1982, с. 162–163
- ^ Jump up to: а б Джордано, Альберто; Холиан, Анна (2018). «Холокост в Италии» . Мемориальный музей Холокоста США . Проверено 15 августа 2018 г.
В 1938 году итальянский фашистский режим Бенито Муссолини принял ряд расовых законов, которые наложили многочисленные ограничения на еврейское население страны. По оценкам, на момент принятия законов в Италии проживало около 46 000 евреев, из которых около 9 000 были рождены за границей и, таким образом, подвергались дальнейшим ограничениям, таким как требования к месту жительства. [...] По оценкам, в период с сентября 1943 года по март 1945 года было депортировано около 10 000 евреев. Подавляющее большинство погибло, главным образом в Освенциме .
- ^ Jump up to: а б Поллард 2014 , стр. 109–111.
- ^ Jump up to: а б Занини, Паоло (2015). «Двадцать лет преследования пятидесятников в Италии: 1935-1955». Журнал современных итальянских исследований . 20 (5). Тейлор и Фрэнсис : 686–707. дои : 10.1080/1354571X.2015.1096522 . hdl : 2434/365385 . S2CID 146180634 . ; Занини, Паоло (2017). «Кульминация антипротестантского сотрудничества между фашистским государством и католической церковью: возникновение и применение циркуляра Буффарини Гвиди». Общество и история (на итальянском языке). 155 (155). ФранкоАнджели : 139–165. дои : 10.3280/SS2017-155006 .
- ^ Jump up to: а б с «Пятидесятническая рисвеглио» (на итальянском языке). Ассамблеи Божии в Италии . Архивировано из оригинала 1 мая 2017 года . Проверено 15 августа 2018 г.
- ↑ См. «Ученые Ватикана», Содружество, 4 декабря 1942 г., стр. 187–188.)
- ^ Гилберт (2004) , стр. 307–308.
- ^ Гилберт (1986) , с. 466.
- ^ Гилберт (2004) , стр. 308, 311.
- ^ О'Рейли (2001) , с. 178.
- ^ О'Рейли (2001) , с. 218.
- ^ Кларк, Саймон (2018). «Послевоенная итальянская политика: застой и хаос» . Террор побеждён: итальянский подход к победе над терроризмом . Арлингтон, Вирджиния : Центр исследований политики безопасности Школы политики и управления Шара ( Университет Джорджа Мейсона ). стр. 30–42. ISBN 978-1-7329478-0-1 . LCCN 2018955266 .
- ^ Фут, Джон (март 2012 г.). «Наследие итальянского Сопротивления» . История сегодня . 62 (3).
- ^ Биондич 2007b , с. 383-399.
- ^ Дияна Елача, Маша Коланович, Даниела Лугарич: Культурная жизнь капитализма в Югославии: (пост)социализм и его другое
- ^ Петрович, Предраг; Стакич, Исидора (29 мая 2018 г.). «Западные Балканы: форум по исследованию экстремизма» (PDF) . www.britishcouncil.rs . Британский Совет . стр. 9–10 . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Мануэль де Лусена, Интерпретации салазаризма , 1984.
- ^ Хорхе Паис де Соуза, профессор Фашизма Салазара , University of Coimbra Press, 2012
- ^ Лофф, Мануэль (2008). Наш век фашистский! мир, увиденный Салазаром и Франко (1936-1945) [ Наш век фашистский! мир, увиденный Салазаром и Франко (1936-1945) ] (на португальском языке).
- ^ Мартинс, Эрминио; Вульф, С. (1968). Европейский фашизм .
- ^ Кей 1970 , с. 68.
- ^ Гриффин 2007 , с. 213-227.
- ^ Jump up to: а б Берлет, Чип (2005). «Христианская идентичность: апокалиптический стиль, политическая религия, палингенезис и неофашизм» . В Гриффине, Роджер (ред.). Фашизм как тоталитарное движение . Нью-Йорк: Рутледж . п. 196. ИСБН 978-0-415-34793-8 . Проверено 23 ноября 2014 г.
Мы с Лайонсом отнесли христианскую идентичность к категории клерикального фашизма, а также включили воинственное теократическое протестантское движение под названием «Христианский реконструктивизм». вырос из индуистского религиозного движения Раштрия Сваямсевак Сангх).
- ^ Берлет, Чип (2006). «Когда отчуждение поворачивает направо: популистский заговор, апокалиптический стиль и неофашистские движения» . В Лангмане, Лорен; Калекин-Фишман, Девора (ред.). Эволюция отчуждения: травма, обещание и тысячелетие . Роуман и Литтлфилд. п. 130. ИСБН 9780742518353 .
В наиболее опасной форме теократический исламский фундаментализм может быть формой клерикального фашизма (теократического фашизма, построенного вокруг существующих институционализированных священнослужителей). Это спорная точка зрения...
- ^ Мозаффари, Мехди (март 2007 г.). «Что такое исламизм? История и определение понятия» (PDF) . Тоталитарные движения и политические религии . 8 (1): 17–33. дои : 10.1080/14690760601121622 . S2CID 9926518 . Проверено 23 ноября 2014 г.
«Клерикальный фашизм», пожалуй, самое близкое к исламизму понятие.
- ^ Гриффин 2007 , с. 215.
- ^ Гриффин 2007 , с. 213.
- ^ Гриффин 2007 , с. 224.
- ^ Уорд 2013 , с. 267.
Библиография
[ редактировать ]- Уолтер К. Андерсен . «Партия Бхаратия Джаната: в поисках индуистского националистического лица», в книге «Новая правая политика: неопопулистские партии и движения в устоявшихся демократиях» , под ред. Ханс-Георг Бец и Стефан Иммерфолл (Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1998), стр. 219–232. ISBN 0-312-21134-1 ; ISBN 0-312-21338-7 .
- Стефан Арвидссон. Арийские идолы: индоевропейская мифология как идеология и наука . ( Издательство Чикагского университета , 2006 г.) ISBN 0-226-02860-7 .
- Партха Банерджи, В чреве зверя: сторонники индуистского превосходства RSS и BJP Индии (Дели: Аджанта, 1998). ОСЛК 43318775
- Биондич, Марк (2005). «Религия и нация в Хорватии военного времени: размышления о политике усташей по насильственному религиозному обращению, 1941–1942». Славянское и восточноевропейское обозрение . 83 (1): 71–116. дои : 10.1353/см.2005.0063 . JSTOR 4214049 . S2CID 151704526 .
- Биондич, Марк (2007a). «Споры вокруг католической церкви в Хорватии военного времени, 1941–45» . Независимое государство Хорватия 1941–45 . Рутледж . стр. 31–59. ISBN 9780415440554 .
- Биондич, Марк (2007b). «Радикальный католицизм и фашизм в Хорватии, 1918–1945». Тоталитарные движения и политические религии . 8 (2): 383–399. дои : 10.1080/14690760701321346 . S2CID 145148083 .
- Чарльз Блумберг и Сол Дубоу , ред., «Христианский национализм и рост африканеров Бродербондов в Южной Африке, 1918–48» (Блумингтон: Indiana University Press , 1989). ISBN 0-253-31235-3
- Брэм, Рэндольф Л .; Миллер, Скотт (2002) [1998]. Последние жертвы нацистов: Холокост в Венгрии . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна . ISBN 0-8143-2737-0 .
- Булайич, Милан (1994). Роль Ватикана в распаде югославского государства: Миссия Ватикана в Независимом государстве Хорватия . Усташиские преступления геноцида. Белград: Стручна книга.
- Булайич, Милан (2002). Ясеновац: Еврейско-сербский Холокост (роль Ватикана) в нацистско-усташской Хорватии (1941-1945) . Белград: Фонд исследования геноцида, Stručna knjiga. ISBN 9788641902211 .
- Корнуэлл, Джон (1999). Папа Гитлера: Молчание Пия XII . Лондон: Книги Викингов . ISBN 9780670876204 .
редакции: PeHUCuKZwW4C.
- Итуэлл, Роджер (2003). «Размышления о фашизме и религии» . Архивировано из оригинала 1 мая 2007 года . Проверено 14 февраля 2007 г.
- Эйнсли Т. Эмбри , «Функция Раштрии Сваямсевак Сангха: определить индуистскую нацию», в книге «Учет фундаментализма», «Проект фундаментализма» . 4-е изд. Мартин Э. Марти и Р. Скотт Эпплби (Чикаго: University of Chicago Press , 1994), стр. 617–652. ISBN 0-226-50885-4 .
- Фалькони, Карло (1970). Молчание Пия XII . Бостон и Торонто: Литтл, Браун и компания.
- Фельдман, Мэтью; Турда, Мариус; Джорджеску, Тюдор, ред. (2008). Клерикальный фашизм в межвоенной Европе . Рутледж . ISBN 9781317968993 .
- Гилберт, Мартин (1986). Холокост: еврейская трагедия . Коллинз. ISBN 0-00-216305-5 .
- Гилберт, Мартин (2004). Праведники: Невоспетые герои Холокоста . Генри Холт и компания. ISBN 978-1-4299-0036-2 .
- Гриффин, Роджер , изд. (2005). Фашизм, тоталитаризм и политическая религия . Рутледж . ISBN 9781136871689 .
- Гриффин, Роджер (2007). «Священная буря»: «клерикальный фашизм» через призму модернизма». Тоталитарные движения и политические религии . 8 (2): 213–227. дои : 10.1080/14690760701321130 . S2CID 143765495 .
- Юргенсмейер, Марк (1993). Новая холодная война?: Религиозный национализм противостоит светскому государству . Беркли: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 0-520-08651-1 .
- Кей, Хью (1970). Салазар и современная Португалия . Книги Боярышника. ISBN 9783785700785 .
- Кертцер, Дэвид И. (2014). Папа и Муссолини: Тайная история Пия XI и подъема фашизма в Европе . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780198716167 .
- Лакер, Уолтер (1966). Фашизм: прошлое, настоящее, будущее . Нью-Йорк; Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1997. ISBN 0-19-511793-X
- Николас М. Надь-Талавера, Зеленые рубашки и другие: история фашизма в Венгрии и Румынии . Яссы и Оксфорд: Центр румынских исследований, 2001. ISBN 973-9432-11-5 .
- Нелис, Ян; Морелли, Энн; Прает, Дэнни, ред. (2015). Католицизм и фашизм в Европе 1918–1945 гг . Георг Олмс. ISBN 9783487421278 .
- Новак, Виктор (2011). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 1б. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- Новак, Виктор (2011). Magnum Crimen: полвека клерикализма в Хорватии . Том. 2. Ягодина: Гамбит. ISBN 9788676240494 .
- О'Рейли, Чарльз Т. (2001). Забытые битвы: Освободительная война Италии, 1943–1945b . Лексингтонские книги . ISBN 978-0-7391-0195-7 .
- Валид Фарес , Ливанский христианский национализм: взлет и падение этнического сопротивления (Боулдер, колонка: Л. Риеннер, 1995). ISBN 1-55587-535-1
- Файер, Майкл (2000). Католическая церковь и Холокост, 1930–1965 гг . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253337252 .
- Файер, Майкл (2008). Пий XII, Холокост и холодная война . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы . ISBN 9780253349309 .
- Поллард, Джон Ф. (2008). «Клерикальный фашизм: контекст, обзор и заключение». Клерикальный фашизм в межвоенной Европе . Лондон-Нью-Йорк: Рутледж . стр. 221–234. ISBN 9781317968993 .
- Поллард, Джон Ф. (2014). Ватикан и итальянский фашизм, 1929-32: исследование конфликта . Кембридж : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-26870-7 .
- Роудс, Энтони (1973). Ватикан в эпоху диктаторов 1922–1945 гг . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. ISBN 9780030077364 .
- Ривелли, Марко Аурелио (1998). Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. [ Скрытый геноцид: Независимое государство Хорватия 1941–1945 гг. ] (на французском языке). Лозанна: эпоха человека. ISBN 9782825111529 .
- Ривелли, Марк Аврелий (1999). Архиепископ Геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и диктатура усташей в Хорватии, 1941–1945 гг на . [ итальянском языке]. Милан: Каос. ISBN 9788879530798 .
- Ривелли, Марк Аврелий (2002). «Бог с нами!»: Церковь Пия XII, сообщница нацистского фашизма . ( на итальянском языке) Милан: Каос. ISBN 9788879531047 .
- Роткирхен, Ливия (1989). «Политика Ватикана и «еврейская проблема» в независимой Словакии (1939–1945)». В Маррусе, Майкл Р. (ред.). Нацистский Холокост . Том. 3. Веспорт: Меклер. стр. 1306–1332. ISBN 0-88736-255-9 . или ISBN 0-88736-256-7
- Рычлак, Рональд Дж. (2010). Гитлер, война и Папа (переработанное и расширенное изд.). Саут-Бенд: наш воскресный гость. ISBN 9781612781969 .
- Шиндли, Ванда; Макара, Петар, ред. (2005). Ясеновац: материалы Первой международной конференции и выставки, посвященной концентрационным лагерям Ясеновац . Издательство Даллас. ISBN 9780912011646 .
- Воловичи, Леон (1991). Националистическая идеология и антисемитизм: случай румынских интеллектуалов в 1930-е годы . Оксфорд: Пергамон Пресс . ISBN 0-08-041024-3 .
- Уорд, Джеймс Мейс (2013). Священник, политик, сотрудник: Юзеф Тисо и создание фашистской Словакии . Итака: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-6812-4 .
- Вольф, Ричард Дж. «Католическая церковь и диктатуры в Словакии и Хорватии, 1939–1945». Отчеты Американского католического исторического общества Филадельфии 88, вып. 1/4 (1977): 3–30. http://www.jstor.org/stable/44210893 .
- Различные авторы, «Клерикальный фашизм» в межвоенной Европе , специальный выпуск «Тоталитарные движения и политические религии» , том 8, выпуск 2, 2007 г.