Огбанье
Огбандже - это термин на языке Одинани ( игбо : ọ̀dị̀nànị̀), обозначающий то, что считалось злым духом , который намеренно причинял семье несчастья. Вера в Огбандже в Игболанде не так сильна, как раньше, хотя некоторые верующие все еще есть. [ 1 ]
Его буквальное значение на языке игбо — «дети, которые приходят и уходят». Иногда слово ọgbanje используется как синоним грубого или упрямого ребенка. Слово ọgbanje часто переводится как подменыши из-за сходства, которое они имеют со сказочными подменышами из кельтской и более широкой европейской мифологии. Некоторые теоретики выдвинули гипотезу, что эти концепции служат мифологическими способами понимания того, что когда-то было неизвестными болезнями, которые часто уносили жизни детей (такими как СВДС и серповидно-клеточная анемия ), [ нужна ссылка ] поскольку наследование этих болезней внутри семей могло привести людей к выводу, что все вовлеченные дети были воплощениями одного и того же злого духа . [ 2 ] [ 3 ]
Считалось, что в течение определенного периода времени с момента рождения (обычно не после половой зрелости ) огбандже намеренно умрет, а затем переродится в следующего ребенка в семье и повторит цикл, вызывая много горя. Также считается, что Огбандже все время рождаются в одной и той же семье; он может даже родиться в большой семье. Огбандже может родиться в семье от духа между беременностью и рождением. Другой способ — познакомиться с группой ọgbanje. [ 4 ]
Говорят, что у злых духов есть камни, называемые ийи-ува , которые они где-то тайно закапывают. Ийи-ува позволяет Огбандже вернуться в человеческий мир и найти свою целевую семью. Обнаружение ийи-ува злых духов гарантирует, что Огбандже никогда больше не будет преследовать семью несчастьями. [ 5 ] Ийи-ува выкопан священником и уничтожен. Подтверждено, что ребенок больше не является огбандже после разрушения камня или после того, как мать успешно родила еще одного ребенка. [ 6 ] Женщины ọgbanje умирают во время беременности вместе с ребенком, а мужчины ọgbanje умирают до рождения или смерти ребенка жены.
Чтобы огбандже не вернулись после смерти ребенка, их резали или искалечили. Однако некоторые огбандже, как сообщается, вернулись с физическими шрамами от увечий. [ 7 ] Иногда считалось, что женское обрезание избавляет от злого духа. [ 8 ] Попытка идентифицировать огбандже без шрамов от увечий иногда может быть трудной. Другими вещами, которые помогли семьям идентифицировать их, являются родинки, которые были у ребенка, первые слова, которые он сказал, и сходство поведения с ребенком, который перевоплотился. Семьи уделяли много внимания этим характеристикам и большую часть времени обращались к оракулу, чтобы подтвердить, что ребенок был огбандже. Еще одним признаком огбандже является ребенок, который часто серьезно заболевает или попадает в беду. [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В получившем признание критиков романе Чинуа Ачебе « Вещи разваливаются » (1958) персонаж Эзинма считался Огбандже, потому что она была первой из 10 детей, рожденных ее матерью, которые не умерли в младенчестве. [ 7 ] [ 9 ]
- В романе Пресная вода « Акваке Эмези » (2018) главная героиня Ада содержит несколько ловушек. [ 10 ]
- В романе Франчески Эквуяси , номинированном на премию Скотиабанка Гиллера, «Хлеб из медовой свиньи с маслом» (2020), персонаж Камбириначи считает, что она огбандже. [ 11 ]
- В романе Бена Окри (1991), получившем Букеровскую премию «Голодная дорога» , а также в двух других книгах его трилогии «Песни волшебства» (1993) и «Удивление богов» (1995) персонаж Азаро — духовное дитя. или огбандже, путешествующий между мирами. [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Батиста-Дуарте, Эвертон (16 декабря 2022 г.). «Самая тесная связь между дочерьми огбандже и их отцами в романах «Вещи разваливаются» и «Выкуп за невесту» . ФронтейраЗ. Журнал аспирантуры по литературе и литературной критике (29): 143–156. дои : 10.23925/1983-4373.2022i29p143-156 . ISSN 1983-4373 .
- ^ Анвобалу Дж. К. (август 1983 г.). «Серповидноклеточная анемия: объяснение древнего мифа о реинкарнации в Нигерии». Ланцет . 2 (8348): 503–5. дои : 10.1016/s0140-6736(83)90524-x . ПМИД 6136656 .
- ^ Нзеви Э (май 2001 г.). «Злонамеренный Огбандже: рецидивирующая реинкарнация или серповидно-клеточная анемия?». Soc Sci Med . 52 (9): 1403–16. дои : 10.1016/S0277-9536(00)00245-8 . ПМИД 11286364 .
- ^ Ивалайе, Теми (19 июня 2021 г.). «Африканские боги: Нне Мири и Онабулува, прародители духа Огбандже» . Пульс Нигерии . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ «Легенда об Огбанже: сверхчеловеческие способности, страсть к путешествиям между жизнью и смертью — афрокритик» . 13.11.2021 . Проверено 11 августа 2022 г.
- ^ Ннам, Нкузи Майкл (2007). Колониальный менталитет в Африке . Книги Гамильтона. стр. 69–70. ISBN 1461626307 .
- ^ Jump up to: а б Чинуа Ачебе «Все разваливается» .
- ^ Саркис, Марианна. «НИГЕРИЯ: Женское обрезание в Игболенде» . www.fgmnetwork.org .
- ^ "Йаху" . Яху . Архивировано из оригинала 2 мая 2008 г.
- ^ Эмези, Акваэке (2018). Пресная вода . Гроув Пресс. ISBN 978-0802128997 .
- ^ Эквуяси, Франческа (2020). Сливочный медовый поросенок . Пресс для целлюлозы «Арсенал». ISBN 1551528231 .
- ^ «Промежуточный мир: к мифологии голодной дороги и литературным лесам Бена Окри» . Литературный хаб . 08.09.2021 . Проверено 2 декабря 2021 г.