Jump to content

Опыт

Опыт
Алуси времени, успеха и достижений
Деревянная статуя человека с бараньими рогами
Планета Марс
Символ Рога барана
Цвет Красный
Число 3
Эквиваленты
Римский эквивалент Сатурн

Икенга ( буквальное значение игбо означает «сила движения») — рогатый алуси , обитающий среди народа игбо на юго-востоке Нигерии . Это один из самых мощных символов народа игбо и самый распространенный культурный артефакт . Икенга в основном поддерживается, хранится или принадлежит мужчинам, а иногда и женщинам, имеющим высокую репутацию и порядочность в обществе. Он включает в себя чьего-то Чи (личного бога), его Ндичи (предков), он же Икенга (правая рука), ике (силу), а также духовную активацию посредством молитвы и жертвоприношения. [ 1 ]

Икенга является исключительно символом игбо. Тем не менее, разные народы Южной Нигерии имеют несколько разные представления о компонентах индивидуальной личности, но все сходятся во мнении, что на эти различные аспекты можно повлиять только посредством ритуалов и личных усилий. Некоторые его варианты встречаются в Иджау , Ишан, Исоко , Урхобо и Эдо районах . У народа исоко существует три типа личных святилищ: Ома , олицетворяющий «двойника духа», пребывающего в потустороннем мире; Обо , который символизирует правую руку и личные усилия, и Лври , который означает личную решимость. В районах Урхобо его также называют Иври , а в районах Эдо его называют Икегобо . [ 1 ]

Функции Икенги

[ редактировать ]

Символ достижения

[ редактировать ]

Икенга — личное воплощение человеческих усилий, достижений, успеха и победы. Икенга основан на вере в то, что сила человека совершать дела находится в его правой руке. [ 2 ] Он также управляет промышленностью, сельским хозяйством и кузнечным делом и ежегодно отмечается ежегодным фестивалем Икенга. [ 3 ] Его владельцы верят, что он приносит богатство и удачу, а также защиту.

Бог времени

[ редактировать ]

Двуликая Икенга — старейшая концепция Икенги в Игболенде. Это двуликий бог: одно лицо смотрит на старый год, а другое лицо смотрит на новый год. Это основа старейшего и древнейшего календаря игбо. [ 4 ] Как бог начала, он имеет хвалебное имя Икенга ова ота .

Освящение Икенги

[ редактировать ]

Икенга требует освящения перед использованием. Обычно Икенга освящается в присутствии родственников или ровесников главой линии передачи. такие вещи, как ямс, петух Ему приносят в жертву , вино, колануты и перец аллигатора. Посвящения часто бывают более сложными, а иногда и менее сложными, в зависимости от финансового положения владельца. Если хозяин предан, он ежедневно кормит свою Икенгу колой и вином и периодически, особенно перед важным предприятием, предлагает жертвенную кровь петуха или барана, чтобы побудить дух помочь ему добиться успеха. После этого владелец также благодарит своего Икенгу за то, что он помог ему добиться успеха. Успех, как считается, зависит исключительно от их личной Ци, представленной Икенгой, и поддержки сородичей. [ 1 ]

Формы уверенности

[ редактировать ]

По мнению MDW Джеффриса, существует три типа Икенга: икенга ммадо (человек), икенга алуси (дух) и нту ага (объекты гадания). Первый представляет собой полностью развитую человеческую фигуру с рогами, сидящую на табуретке. Второй — цилиндр с рогами. Предметы для гадания маленькие, простые и бывают разных форм. [ 5 ]

Воин Икенга

[ редактировать ]

Самым известным типом икенги, вероятно, является « воин », изображающий хорошо развитую человеческую фигуру с рогами и свирепым выражением лица. Он сидит на табурете, держа предметы обеими руками. В правой руке находится нож с выраженной ручкой и слегка изогнутым лезвием, в левой — бивень или чаще — отрубленная человеческая голова с выпученными из вогнутого лица глазами, носом и ртом. [ 5 ] Воин икенга соответствует этапу жизни, когда от мужчин ожидается демонстрация своего военного мастерства. Принадлежащий многим представителям младшего возраста, он изображает идеального молодого человека: крепкого телосложения, в травяной юбке воина, с ножом и отрубленной человеческой головой. Эту позу раньше можно было увидеть в группах воинов, когда они исполняли танцы. [ 6 ]

Нож всегда держат в правой руке, которая называется ака икенга (рука икенга), а икенгу еще называют святыней для правой руки. В последнее время явный насильственный элемент отрубленной головы и ножа был заменен метафорическим образом как символы агрессии. Самый характерный из всех иконографических элементов икенги — рога ( опи ) также несет в себе эту лии, тоже несет в себе этот подтекст. Пословица игбо гласит: «Баран идет в бой головой вперед» ( Ebune jị isi éjé ogụ ); то есть нужно окунуться в предприятие, чтобы добиться успеха. [ 6 ]

Сообщество

[ редактировать ]

Второй основной тип икенга, усовершенствованная форма воина, имеет надстройку с изображениями людей или животных, или того и другого. Сидящая фигура часто изображает бивень в левой руке и посох в правой. Во многих примерах ити на лице изображены знаки . Некоторые из этих фигур, особенно очень крупные, часто превышающие метр в высоту, принадлежат не отдельной особи, а возрастной группе или сегменту рода. [ 7 ] Эти деятели сообщества Икенга символизируют групповые, а не индивидуальные достижения и престиж, и демонстрируют преемственность между человеком и обществом. [ 8 ] Они связаны с фигурами, известными как Уго начо мма («орел ищет красоту»), и демонстрируют большую художественную изобретательность.

В более простых примерах этой группы надстройка на дисковом основании поддерживает фигурки животных. Другие крупные икенга имеют очень замысловатые надстройки, состоящие из двух рогов, которые окружают голову по бокам и продолжаются вверх, образуя еще один круг, заканчивающийся змеиными головами. В нижней части рогов встречаются заостренные выступы. Над головой четыре головы барана и один или несколько леопардов наверху. [ 7 ] Мотивы сообщества Икенга, как правило, имеют сложный головной убор, обозначающий коллективную собственность. Мотивы также изображают то, чем известно сообщество, например, известны ли они как воины, охотники, торговцы или преимущественно фермеры. Во время ежегодного фестиваля все мужчины, родившиеся в предыдущем году, предстают перед сообществом Икенга и, таким образом, подтверждаются как номера сообщества. [ 1 ]

Икенга обладателя титула

[ редактировать ]
Деревянная статуя человека с бараньими рогами. Коллекция Тропического музея.

Сложные фигуры икенга, особенно с надстройками, похоже, соответствуют более продвинутым этапам жизни мужчины, требующим титулов. Трёхногий табурет, известный как табурет Авка , предназначался для одного из самых высоких рангов системы титулов — титула озо . Посох указывает на власть и имеет сложную иерархию: от простого деревянного до жезла из кованого железа с латунными кольцами. Самый распространенный вид, представленный в икенге, — это нсуагилигн , отличающийся ажурностью на древке. Бивень окике , который держат в левой руке, используется как труба оду . Это отсылка к слону, широко распространенному символу власти и лидерства. Табурет и бивень, хотя и не посох, часто носили юноши или девушки для лиц с высоким титулом.

Большая часть сложных икенга украшена узором скарификации ити, состоящим из параллельных вертикальных линий на лбу и висках. Шрамирование было профессиональной специализацией специалистов из сообщества авка. Знаки ичи использовались для обозначения высокопоставленных членов титульных обществ, а также сыновей и дочерей знати. Надстройка обычно также состоит из упоминаний о животных. Одним из выдающихся животных, используемых на фигурках обладателей титула икенга, является леопард, агу , царь животных и эмблема политической власти титулованного человека. Рога барана или других животных, встречающиеся на всех фигурках икенга, означают власть и агрессию. Во многих тщательно продуманных примерах изображена целая фигура барана или, по крайней мере, полная голова. В икенгу также могут быть включены змеи, птицы и черепахи.

Многочисленные икенга, как воинского типа, так и титулованного человека, имеют ряд заостренных выступов по бокам головы, обычно три или другое нечетное число с каждой стороны. Икенга в южной части Игбо имеет три ручки на турнике. Помимо связи с Икенгой, число три также ассоциируется с мужчинами по всей Западной Африке. Эти выступы могут обозначать нзу — конусообразные кусочки мела, используемые в ритуалах. Этот родной мел, символизирующий чистоту и защиту, иногда наносится на глаза и виски. Высокопоставленные люди нуждаются в магической защите, поскольку часто являются объектами зависти, которая обычно выражается в колдовстве. [ 8 ]

Мифология и басни с участием Икенги

[ редактировать ]
Деревянная резьба Икенга

Согласно «Мифологии и фольклорному происхождению игбо» Нди Ичие Аква , Икенга был сыном Нгву, смелым воином и фантастическим борцом. Он славился способностью перелетать с одного Ироко дерева на другое. Он был первым из ныне живущих людей, получившим титул Огба-ака ари Одзи, что означало «лазающий по дереву ироко без помощи веревок». Икенга возглавил народ нкво в первом и знаменитом морском сражении на реке, когда-либо предпринятом каким-либо народом в стране Одзи. Русалки пришли сражаться на стороне народа Эдо , и многие воины Ододо ездили на спинах гигантских акул и крокодилов. Травники Эдо обладали способностью вызывать большие камни, которые летали и таранили здания народов Нкво, приводя их к разрушению. Война была интенсивной и длилась один месяц. Впервые использование камуфляжа из зеленой листвы было введено Икенгой и его воинами, так что они выглядели как плавающие кусты в море, пока не подошли достаточно близко к своим целям, чтобы разгромить врагов Эдо и Ододо.

Многие блуждающие огоньки, посланные страной Эдо, были уничтожены. Когда воины Эдо и Одо увидели, что терпят поражение и вынуждены отступить обратно на свои территории, они сделали последний отчаянный выпад, чтобы захватить единственный Нди Ичи Аква, находившийся во владении Нгву. Икенга сплотился вокруг дворца своего отца, чтобы дать отпор Ододо и стойким приверженцам Эдо. Обе стороны понесли множество потерь, пока Икенга не столкнулся лицом к лицу с четырехглазым монстром по имени Аджикву Акпу Иси, у которого было шесть рогов.

Аджикву акпу иси издал свой устрашающий вопль, который пронесся по джунглям повторяющимся эхом, так что зелень дрожала зловещими пульсациями. Монстр вызвал его яростную ярость, бегая вокруг его позиции, чтобы ускорить движение и усилить смертоносный атакующий импульс. Вибрации переросли в тошнотворное землетрясение в этом районе. Он смешал свои экскременты с мочой и выплеснул едкую смесь в сторону Икенги. Икенга использовал свой щит экпеке и серией спортивных прыжков в воду и симуляций отразил свирепый натиск. Однако в ту же долю секунды Аджикву Акпу Иси бросился на Икенгу, фыркая и ревуя. Икенга вскочил на ветку дерева, как огромный кот, и кувыркнулся вокруг нее, чтобы повиснуть на руках, как акробатический гимнаст.

Когда Аджикву Акпу Иси прогремел под своим натиском, но не попал в заднюю часть Икенги на сантиметры, Икенга бросился на верхние рога монстра. Два бойца пронеслись сквозь флору и фауну джунглей в смертельной схватке. Икенга собрал последние граммы силы в титаническом напряжении мышц и скрутил шею зверя, который сломался с таким нервным треском. Было немного стонов и всхлипов, за которыми последовала предсмертная пульсация, и призрачная тишина пронизала обширные джунгли. Воины Эдо и Ододо были ошеломлены невероятным зрелищем и, мгновенно придя в себя, в беспорядке отступили. [ 9 ]

Пословицы и молитвы, связанные с Икенгой

[ редактировать ]
  • Ikenga chim nyelum, taa oji (Икенга, дар моей ци, участвуй в подношении)
  • Ikengam kwalu otu, njee mge ona mmuo (Пока моя Икенга активна, я могу бороться в стране духов)
  • дрова Икенга, которая неактивна, разрубить ее на [ 8 ]
Примечания
  1. ^ Jump up to: а б с д О, Роуз. «Икенга в традиционном обществе игбо» . Ngrguardiannews.com . [ постоянная мертвая ссылка ]
  2. ^ [1] Архивировано 13 августа 2006 г. в Wayback Machine.
  3. ^ Уме, Джон. После Бога есть Дибия Том 2 . Страница 50.
  4. ^ Уме, Джон. После Бога есть Дибия Том 2 . Страница 49.
  5. ^ Jump up to: а б Бентор, Эли. Африканское искусство, Том. 21, № 2. Стр. 68.
  6. ^ Jump up to: а б Бентор, Эли. Африканское искусство, Том. 21, № 2. Стр. 70.
  7. ^ Jump up to: а б Бентор, Эли. Африканское искусство, Том. 21, № 2. Стр. 69.
  8. ^ Jump up to: а б с Бентор, Эли. Африканское искусство, Том. 21, № 2. Стр. 71.
  9. ^ Нвосу, INC. Нди Ичие Аква Мифология и фольклорное происхождение игбо . Страницы 34-37
Библиография
  • Бентор, Эли. (1988). «Жизнь как художественный процесс: Игбо Икенга и Офо». Африканское искусство , Том. 21, № 2. (февраль 1988 г.), стр. 66–71+94.
  • Нвосу, ИНК. (1983) Нди Ичие Аква Мифология и фольклорное происхождение игбо . стр. 88
  • Уме, Джон. (1997) После того, как Бог божествен, Том 1 . стр. 146
  • Уме, Джон. (1999) После того, как Бог божествен, Том 2 . стр. 268
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 45f2cb294818e454c1ab7e2cb39fcf60__1710455760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/45/60/45f2cb294818e454c1ab7e2cb39fcf60.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ikenga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)