Шагай
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2009 г. ) |

Шагай ( монгольское : лодыжка , произносится [ʃɑˈʁɛː] ), чукё ( киргизский : чуке , произносится [tʃyˈkœ] ), асык / ашык / ошук ( казахский : асық , произносится [ɑˈsəq] ; Турецкий : ашик ; Уйгурский : حوشۇق ; Таджикский : ошук , произносится [ɒʃuq] ), гачуха ( маньчжурский : ᡤᠠᠴᡠᡥᠠ ) относится к таранной кости лодыжки овцы или козы . Кости собирают и используют для традиционных игр и гаданий по всей Центральной Азии , а игры с участием костей лодыжки также могут называться по названию костей. Их можно раскрасить в яркие цвета. Такие кости использовались на протяжении всей истории и считаются первыми формами игральных костей . [ 1 ] В англоязычных источниках шагай может называться «костями лодыжки», а игру с шагаем иногда называют стрельбой по кости лодыжки .
Игры Шагай особенно популярны во время летнего монгольского праздника Наадам . В игре в кости шагай брошенный шагай обычно приземляется на одну из четырех сторон: лошадь, верблюд, овца или коза. Пятая сторона, коровья, возможна на неровной поверхности.
Монголы до сих пор обмениваются шагаем в знак дружбы. Шагай можно хранить в небольшом мешочке.
Кроме того, монголы (обычно мужчины) также собирают волчьи шагай (в данном случае пяточную кость, а не таранную кость), которые считаются символами удачи, предположительно из-за внешнего сходства кости с мужскими гениталиями.
Гадание
[ редактировать ]При гадании по земле катают четыре шагая; две выпуклые стороны, лошадь и овца, считаются счастливыми, причем лошадь приносит наибольшую удачу. Стороны с вогнутыми выступами, козлиные и верблюжьи, считаются неудачными; перекат всех четырех сторон за один бросок считается признаком большой удачи.
Игры
[ редактировать ]



С использованием фигур шагая играют в самые разнообразные традиционные монгольские игры. В зависимости от игры лодыжки можно подбрасывать, как игральные кости, подбрасывать, как шарики , стрелять стрелами, ловить в руках или просто собирать в соответствии с броском игральной кости. Во многих играх значение имеет сторона, на которой приземляется подброшенная фигура (лошадь, овца, верблюд или коза).
По одной из самых популярных игр даже проводятся публичные турниры, которые чаще всего проводятся во время традиционного фестиваля Наадам . В этой игре фишки перебрасываются средним пальцем одной руки по деревянной доске ( хашлага = перила забора), которую удерживают в другой руке. Цель – поразить мишень на расстоянии около 10 м.
Игры на основе астрагала очень популярны в Кыргызстане и среди кыргызов мира. [ 2 ]
Игра в стрельбу по лодыжке проводилась под названием Ордо на Всемирных играх кочевников 2014 года . [ 3 ]
Некоторые другие распространенные игры:
- Скачки
- Очень распространенная игра, в которую обычно играют вдвоем, но также и с большим количеством игроков. Каждый игрок по очереди перебрасывает одну фигуру (свою «лошадь») по последовательности неподвижных фигур, представляющих ипподром.
- Рождение верблюдиц
- На каждом ходу игрок бросает все фигуры на землю. Цель состоит в том, чтобы с помощью фигур «овцы» переместить фигуры «верблюд» в позицию овцы.
- Кошачья игра
- Несколько «овец» (или «коз») выстраиваются в ряд по два. Затем игрок подбрасывает другой объект (часто кусок цепи) в воздух и снова ловит его. За то короткое время, пока предмет плавает, задача состоит в том, чтобы одной рукой поднять один кусок, но не потревожить остальные.
- Полный бросок
- Каждый из двух-четырех игроков по очереди подбрасывает все фишки. В зависимости от количества высадившихся лошадей и/или верблюдов игрок может собирать части из пула или должен добавить их. Победителем становится игрок, набравший больше всего очков после того, как пул опустеет.
- Открыть защелку
- Используя десять и более фигур, каждый игрок по очереди кладет их все в одну руку и подбрасывает в воздух. Затем он пытается поймать как можно больше мячей тыльной стороной той же руки. Пойманные куски снова подбрасываются вверх и на этот раз ловятся в кулак как можно больше. Пойманных собирает игрок. Победителем становится тот, кто собрал наибольшее количество фигур после того, как бассейн опустел.
- Двенадцать лет
- Два игрока по очереди бросают две фигуры, как игральные кости, в течение двенадцати раундов (что соответствует двенадцатилетнему циклу традиционного календаря), считая очко за каждую приземлившуюся лошадь. Если ни один игрок не набирает 12 очков, игра возобновляется, в противном случае побеждает тот, у кого больше очков.
- Бросаем три шагая
- Любое количество игроков по очереди бросают три фигуры, как игральные кости. Три фигуры, приземлившиеся на одну сторону, приносят два очка, две одинаковые — одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет заранее определенное количество очков.
- Четыре саги
- Игроки по очереди подбрасывают четыре фигуры. Все четыре приземления с разных сторон приносят восемь очков, четыре одинаковых дают четыре очка, а две пары дают два очка. Если игроку удается собрать все части броска из четырех одинаковых бросков (любого игрока), он также получает очки за этот бросок. Побеждает тот, кто первым опередит всех остальных с заранее установленным отрывом.
- Четыре животных
- Фигуры разделены на четыре группы, представляющие стада разных животных, в зависимости от того, какая сторона повернута вверх. Игроки по очереди бросают одну дополнительную фигуру, как игральную кость, собирают одну из стада брошенного типа или кладут одну обратно, если соответствующее стадо пусто. Как только все четыре стада будут исчерпаны, побеждает игрок, собравший наибольшее количество фигур.
Другое использование
[ редактировать ]
Другое применение шагая, кроме игр и для гадания, — в составе музыкальных инструментов, например казахского жетигена , родственника монгольской ятги .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дэвид, Флоренс Найтингейл (1962). Игры, боги и азартные игры: Происхождение и история вероятностных и статистических идей с древнейших времен до ньютоновской эры . Издательство Хафнер. п. 3. hdl : 1880/41346 . ISBN 978-0-85264-171-2 .
- ^ Рысмендеева, Назгуль. Игра киргизской руки: (Этнография) / Научное изд. Т.К.Чоротегин. Бишкек: Кыргыз жер, 2016. – 176 с., сурот. – «Дешевые» средства. – ЕЦБ «Комитет истории Кыргызстана». – (Рысмендеева, Назгуль. Кыргызские народные Чуёкские [т.е. Астргаловые] игры: (Этнографическое исследование) / Под ред. профессора Т.К.Чоротегина. Бишкек: Кыргыз Жер, 2016. – 176 с., ил. – Фонд «Наследие» («Мурас»). – Международная общественная организация «Кыргызское историческое общество» Ассоциация – ISBN 978-9967-12-532-2 – На кыргызском языке).
- ^ «В Кыргызстане завершаются Всемирные игры кочевников» . m.inform.kz . 15 сентября 2014 г.
- Эд. С. Бадамхатан, Этнография МНР , Улан-Батор, 1987, стр. 365–368
Внешние ссылки
[ редактировать ]