Газеты на языке коса
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2014 г. ) |
Эта статья посвящена истории на языке коса газет XIX века в Южной Африке.

Введение
[ редактировать ]Первые газеты на языке нгуни в Южной Африке были основаны в Восточной Капской провинции в 19 веке. Усилия Миссионерского общества Глазго и Уэслианского методистского миссионерского общества во многом положили начало публикации на языке коса . Христианские миссионеры положили начало движению к публикации на народном языке в Южной Африке: первым произведением коса был гимн, написанный в начале 19 века пророком Нциканой. Библия была переведена на коса между 1820-ми и 1859 годами. [ 1 ]
Список газет коса XIX и XX веков
[ редактировать ]Дата начала | Имя | Перевод | Период | Публикация |
---|---|---|---|---|
1. 1837 | Проповедник истории | Проповедник новостей | Июль 1837 г. - апрель 1841 г. | 15 выпусков |
2. 1845 | Сейчас | Утренняя звезда | Август 1844 г. - декабрь 1845 г. | 4 выпуска |
3. 1850 | Посланник Луны | Ежемесячный мессенджер | с августа по декабрь 1850 г. | 5 выпусков |
4. 1862 | История | Новости | Август 1862 г. - февраль 1865 г. | Пример |
5. 1870 | Послание коса | Посланник Коса | Октябрь 1870 г. по декабрь 1888 г. | Пример |
6. 1897 | Голос народа | Голос народа | Ноябрь 1897 г. - апрель 1909 г. | Пример |
7. 1884 | Черное мнение | Африканское мнение | Ноябрь 1884 г. - август 1901 г. | Пример |
8. 1938 | «Народный форум» | (букв. Народный суд) Территориальный журнал | Апрель 1938 г. - начало 1950-х гг. | Пример |
9. 2015 | Солнце коса | Глаз нации в Косе | 30 марта 2015 г. – |
Газеты
[ редактировать ]Проповедник истории
[ редактировать ]Самая ранняя известная черная газета в Южной Африке была основана Уэслианским методистским миссионерским обществом в Грэхэмстауне , Восточный Кейп. Первые 10 выпусков (1837–39) были опубликованы в Грэхемстауне, а последние пять выпусков (1840–41) — в Педди . Объем первого и пятого номеров издания составил 10 страниц, остальные 13 выпусков — восемь страниц. [ 2 ]
Сейчас
[ редактировать ]Основан Миссионерским обществом Глазго и издается совместно с Уэслианским методистским миссионерским обществом на миссионерской станции Чами (Chumie Press) недалеко от Лавдейла в Восточном Кейпе. «Эти материалы включали историю Нциканы (пророка коса), статью об обрезании среди коса , историю Джорджа Вашингтона … отчеты о христианской работе в странах за пределами Африки, истории об африканцах, обращенных в христианство, и обращение к христианам. родители о воспитании своих детей» (Нгконгко). По словам Махласелы, в этом журнале содержались самые ранние известные произведения писателя коса на языке коса. Уильям Кобе Нцикана (сын пророка), Зазе Сога и Махафела Нойи Бальфур были среди тех, кто писал для журнала. [ 2 ]
Посланник Луны
[ редактировать ]Газета, посвященная «литературному и религиозному развитию коса» (сентябрь 1850 г.), ее редактировал Дж. У. Эпплярд из Уэслианского методистского миссионерского общества. Газета издавалась в Mount Coke (Wesleyan Mission Press), недалеко от города Кинг-Уильямс , мыс. В среднем он занимал четыре страницы с редакционными статьями и новостями на английском языке. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Основан и опубликован Миссионерским обществом Глазго для африканских учителей и студентов в Лавдейле, недалеко от Алисы , Кейп. Газету писали в основном африканцы из Лавдейла, среди которых был Тийо Сога , писавший под псевдонимом «Нонджиба Васелулангени» (Голубь нации). Одна треть газеты была на английском языке для «интеллектуального развития» студентов. [ 2 ]

Послание коса
[ редактировать ]Октябрь 1870 г. — декабрь 1875 г. (в составе «Каффирского экспресса» ); Январь 1876 г. - декабрь 1888 г. (как независимая газета) ежемесячно, раз в две недели (1883–84). После упадка первых газет европейские миссионеры основали Isigidimi Sama-Xosa («Вестник коса»), который выходил в период с октября 1870 по декабрь 1888 года. Джеймс Стюарт, директор Lovedale и издатель Lovedale Mission Press, был редактором-основателем, а позже он Редакционная должность была передана ученикам Тийо Соги (Макиване, Бокве, Джабаву и Гкоба). [Со смертью Уильяма Веллингтона Гкоба в 1888 году газета «Исигидими Сама -Хоса» распадается.] ---> Содержание газеты «Исигидими Сама-Хоса» , Джон Тенго Джабаву, основанный Джоном Тенго Джабаву . [ 2 ]
Голос народа
[ редактировать ]Основан и опубликован в Восточном Лондоне группой африканцев, выступавших против Джоном Тенго Джабаву поддержки Африканерской облигации на выборах 1898 года в Капской колонии — единственной области в Южной Африке до 1910 года, где значительное число африканцев (и цветных ) фактически имел право голоса . Натаниэль Сирил Умхалла (или Мхала), Р. Р. Манцаи, Томас Мканда, Джордж У. Тьямзаше, У. Д. Сога, А. Х. Маки и Ф. Джонас при финансовой поддержке Сесила Джона Роудса запустили газету, которая поддерживала англоязычную Прогрессивную партию. . Умхалла, которому помогал Тямзаше, был первым редактором, за ним последовал Аллан Киркланд Сога, сын Тийо Соги , первого миссионера, гимниста и писателя. Самуэль Э.К. Мхайи был заместителем редактора (1897–1900, 1906–09) и автором газеты под псевдонимом «Имбонги Якво Гомпо» («Поэт Гомпо»). Самым важным политическим писателем Изви Лабанту, несомненно , был Уолтер Рубусана , член-основатель и член Южноафриканского национального конгресса коренных народов (SANNC) в 1912 году (он был переименован в Африканский национальный конгресс в 1919 году) и политический противник Джабаву. Как выразился Трапидо, Изви Лабанту сломал «монополию Имво Забанцунду на новости и пропаганду» и тем самым усилил роль «Черной прессы» как «форума для тех, кто хотел координировать африканскую политическую деятельность». Изви Лабанту активно поддерживал Ассоциацию местной прессы и эффективно использовался при основании Южноафриканского Конгресса коренных народов (1902 г.), предшественника SANNC в Кейпском регионе. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Давенпорт, 1966 г., Скотт, 1976 г., личное сообщение Рида.

Черное мнение
[ редактировать ]Основанная в городе Кинг-Уильямс-Таун в Восточно-Капской провинции Джоном Тенго Джабаву при финансовой поддержке белых, в основном Ричарда У. Роуз-Иннеса, адвоката Кинг-Уильямс-Тауна и брата Джеймса Роуз-Иннеса . [ 6 ] и Джеймс В. Вейр, местный торговец и сын миссионера Лавдейла . Как и Джон Дюбе , Джабаву — влиятельная фигура в «белой» и «черной» политике на протяжении более 40 лет — принял принцип ненасилия и необходимость работать вместе с «либеральными» белыми в попытке реформировать систему, в которой доминируют белые. , многорасовое общество. Семья Джабаву контролировала газету до 1935 года, хотя время от времени ее редактировали другие, в том числе Джон Нокс Бокве (партнер компании в 1898–1900 годах), Соломон Плаатье (июль – ноябрь 1911 года) и Самуэль Э. К. Мкайи (1920 год) . –21). Сыновья Джабаву, Дэвидсон Дон Тенго Джабаву и Александр Маколей Джабаву (1889–1946), [ 7 ] унаследовали газету, когда их отец умер в 1921 году. Александр редактировал журнал до 1940 года, но в конечном итоге он был продан Bantu Press. Газета была переведена в Йоханнесбург до 1953 года, а затем переведена в Восточный Лондон. В 1956 году его вернули в Йоханнесбург. Б. Ньока редактировал газету большую часть периода, когда ее контролировала Банту Пресс, хотя его, в свою очередь, курировал белый редакционный директор. Типография King William's Town, принадлежащая Ф. Гинзбергу, управляла газетой в партнерстве с Bantu Press в городе King William's Town в 1957 году, а затем издавала газету независимо до 1963 года, когда она была продана Tanda Pers - тогда дочерней компании Afrikaanse Pers - и позднее Перскор. Таким образом, Imvo Zabantsundu – старейшая постоянно действующая газета, основанная африканцами в Южной Африке – теперь пропагандировала идеологию апартеида . Ученики Тийо Соги позже основали Imvo Zabantsundu («African Opinion», ноябрь 1884–). [ 2 ]
Народный форум
[ редактировать ]«Инкундла Я Банту» впервые был опубликован в апреле 1938 года под названием «Территориальный журнал» . Впоследствии он был переименован в июне 1940 года. Его ареал распространения сначала охватывал сельские районы Восточного Кейпа и южную часть Квазулу-Натала, а затем расширился до Йоханнесбурга и Витватерсранда. Газета сначала выходила ежемесячно, а затем в 1943 году стала выходить раз в две недели и какое-то время выходила еженедельно, но в последние два года своего существования ей удавалось выходить только ежемесячно, а в некоторые месяцы вообще не выходить. [ 8 ] Inkundla Ya Bantu была единственной независимой газетой, на 100% принадлежавшей чернокожим, на момент ее создания и на протяжении всего ее существования, которая играла значительную роль в африканской политике. Он публиковал статьи как на английском языке, так и на языке коса.
Препятствия. IsiXhosa, опубликованная в Умтате и ее окрестностях в 1940-х годах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Африканская литература: Литература на африканских языках», Путеводитель Британской энциклопедии по истории чернокожих.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Донна Свитцер 1979 , с. 275.
- ^ Трапидо, Стэнли (1968). «Политика африканских дивизий в Капской колонии, 1884–1910 годы». Журнал африканской истории . 9 (1): 79–98. дои : 10.1017/S0021853700008367 . ISSN 0021-8537 . S2CID 154351826 .
- ^ Карис, Томас; Картер, Гвендолен Маргарет (1972), От протеста к вызову: протест и надежда, 1882–1934 , том. 1, Стэнфорд, Калифорния: издательство Hoover Institution Press
- ^ Нгконгко, Л.Д. (1974). Мнение Солнца и политика Кейптауна, 1884–1902 (Массачусетс). Университет Южной Африки . hdl : 20.500.11892/140398 .
- ^ «Джеймс Роуз Иннес» . Письма Олив Шрайнер в Интернете . 2012 . Проверено 6 сентября 2018 г.
- ^ «Александр Маколей Джабаву», История Южной Африки в Интернете.
- ^ Укпанах, Име Джон (2005). Долгий путь к свободе: Инкундла Я Банту (Форум банту) и африканское националистическое движение в Южной Африке, 1938-1951 гг . Африка World Press. п. 53. ИСБН 978-1-59221-332-0 .
Ссылки
[ редактировать ]- Лес Свитцер; Донна Свитцер (1979). Черная пресса в Южной Африке и Лесото: описательный библиографический справочник по африканским, цветным и индийским газетам, информационным бюллетеням и журналам, 1836–1976 гг . Зал. ISBN 9780816181742 . Доступно онлайн на сайте Black Press Research Collective.