Щит Нгуни
Щит нгуни овальной формы из бычьей или коровьей кожи — это традиционный остроконечный щит , который используется различными этническими группами народа нгуни на юге Африки. В настоящее время он используется прорицателями или в церемониальных и символических целях. [ 1 ] и многие из них производятся для туристического рынка. [ 2 ] Щит из коровьей шкуры известен как исихлангу , ихаву или ингубха на зулусском языке . [ 3 ] и ихака или ихаву в косе .
Строго говоря, эти местные названия обозначают щиты различного применения, а дополнительные типы известны под другими названиями. Боевые щиты традиционно накапливались вождем или королем, которым они принадлежали, в то время как щит меньшего размера предназначался для личного ежедневного использования его подчиненными или в качестве дополнения к их танцевальным церемониям.
Настоящие щиты нгуни сделаны из сырой шкуры крупного рогатого скота. [ 4 ] как уважаемый скот санга - нгуни придает особое значение щитам, которые являются больше, чем просто предметом физической защиты.
Разновидности
[ редактировать ]Среди зулусов существуют различные названные разновидности этих щитов, каждый из которых предназначен для определенного применения. [ 5 ] Большой боевой щит длиной около 5 футов (1,5 м) известен как исихлангу . [ 2 ] что означает «отмахнуться». [ 6 ] : 29–30 Это был любимый щит короля Шаки , и он намеревался, чтобы его воины использовали его в наступательных целях, цепляясь за щит противника во время рукопашного боя. [ 6 ] : 29–30 Умбумбулузо также был военным щитом, но длиной всего 3,5 фута (1,1 м) и более крепким, чем исихлангу . Их легко держали в одной руке, [ 2 ] и использовались в 1856 году во время Кетшвайо кампании против Мбуязи . Ихубело исихлангу — большой щит, используемый для охоты, меньший, чем , но больший, чем ихау . Ихау . — это щит небольшого и среднего размера, используемый в танцах [ 3 ] : 318 Игкока — небольшой аккуратный щит для ухаживания, а игабеломунье — самый маленький декоративный щит. [ 7 ] который можно использовать как аксессуар для танцев. [ 6 ] : 29
Традиционное использование
[ редактировать ]В левой руке держал щит, [ 1 ] как единственная часть защитной брони, используемая нгуни. [ 4 ] Его использование практиковалось с детства посредством боя на палках . Его основная функция заключалась в отражении копий, ассегая или койсанских стрел, но их также использовали во время охоты на львов или леопардов. [ 1 ] Воины короля Шаки били своих противников щитом, чтобы лишить их равновесия, или, альтернативно, использовали его, чтобы оторвать щит противника, чтобы нанести удар ассегаем. [ 6 ] : 32
Щиты также можно было использовать, чтобы сбить с толку врага; армия зулусов использовала щиты своих врагов, чтобы замаскироваться и вызвать недоумение среди вражеских рядов. [ 7 ] : 124–125 Точно так же побежденный враг иногда брал в руки зулусские щиты, чтобы скрыть свою личность, пока им не удавалось сбежать. [ 4 ] Полководец короля Дингане Бонгоза посоветовал своим воинам прятаться за щитами и имитировать выпас скота. [ 8 ] таким образом они заманивали бурских коммандос в долины и на расстояние удара.
Его использовали для защиты от непогоды или в качестве бивуаков, коса или фенгу . когда располагались лагерем армии [ 1 ] Когда король сидел на открытом месте, его подчинённые держали над ним один или несколько щитов, чтобы защитить его от солнца. Их также использовали во время танцевальных номеров, на свадьбах или в качестве ширмы на свадебном кортеже. [ 1 ] Во время консультации с прорицателем их били, как в барабаны.
Его использование пришло в упадок, когда огнестрельное оружие стало использоваться в боевых действиях. Когда львы и леопарды были истреблены огнестрельным оружием, он также потерял свою полезность на охоте. Говорят, что к 1835 году коса отказались от него в своих конфликтах с европейцами. [ 1 ] Однако Бейнс (1851, 1852) и Вайц (1873) наблюдали их использование среди мпондо много лет спустя. К 1870-м годам зулусы экспортировали большое количество коровьих шкур для получения огнестрельного оружия, что также снизило предложение. [ 6 ] : 30
Роль и размещение в племенной жизни
[ редактировать ]Боевые щиты, в отличие от ассегай, [ 6 ] : 32 обычно накапливались королем или вождем для раздачи в случае необходимости. [ 1 ] [ 7 ] : 113 Помимо своей защитной роли, щит был штандартом или гербом племени. Следовательно, король Шака сурово наказал воинов, потерявших их. Обязанностью воина было вернуть свой щит королю из уважения и патриотизма: оставить его в руках врага или на чужой земле означало дурную славу. [ 1 ] [ 8 ]
Цвета щитов были выбраны специально королем зулусов , и национальное стадо крупного рогатого скота было отобрано и выведено с учетом этих предпочтений по шкурам. [ 7 ] : 105 Король Шака предпочитал шкуры крупного рогатого скота в стране Джобе недалеко от Мзиньяти в Нкандла . округе [ 7 ] : 112 Большое стадо короля Мпанде было разделено по цвету, и король Кетшвайо держал большое стадо белых быков возле леса Онгойе , так называемую иньоникайипумули, или «птицу, которая никогда не отдыхает». Это ценное стадо было конфисковано и разогнано после свержения Кетшвайо. [ 7 ] : 112
Племенные верования гласят, что качества и свойства ценного и почитаемого инкомо естественным образом передаются на щит, поскольку подобное производит подобное. [ 7 ] : 113 Верующие качества щита включали в себя сверхъестественные способности. Щит, обработанный для эффективности лекарством интелези или умути , не должен был попасть в руки врага, поскольку враг, в свою очередь, был защищен им. Щит с отметкой копья, убившего скот, пользовался наибольшим спросом, поскольку считался самым мощным. [ 6 ] : 82–83 Щит также играл роль в церемонии очищения короля после битвы. Оно ритуально очищало его от возможных осквернений при соприкосновении с врагом и укрепляло. [ 7 ] : 113
Кроме того, это был символический объект. Когда умирал известный человек, его товарищи опускали свои щиты в знак почтения и дани уважения. Он также служил знаком возраста и статуса ветерана. Полки женатых мужчин, [ 9 ] около 18 человек во время правления Кетшвайо имели право носить головной убор и белые щиты, сделанные из шкур стада иньоникайипумули . Ветераны королевской семьи короля Мпанде в Тулване также несли полностью белые щиты, поскольку белый и серый цвета символизировали мудрость. [ 6 ] : 30 Воины холостяцких полков, которых во время правления Кетшвайо было около 15, несли черные или узорчатые щиты. [ 4 ] [ 7 ] : 113–114 Черный цвет символизировал молодость и силу. [ 6 ] : 30 Щиты с определенными узорами были известны под такими названиями, как «безумный» , «имитшези» и «нконе» , и таким образом различались полки. Цвета также помогали узнать, кто командовал во время суматохи боя. [ 2 ]
Во время ухаживания молодые люди носили с собой небольшую декоративную игкоку , чтобы подчеркнуть свое достоинство и мужественность. [ 7 ] : 114 В ритуалах, связанных с церемониями Номхубулвана , молодые девушки, меняясь ролями, брали на себя работу своих братьев в качестве пастухов. [ 10 ] Они ненадолго носили палки и щиты, падали скот и брали на себя власть, которую подразумевал щит. [ 7 ] : 114
Моделирование
[ редактировать ]Щиты изготавливались мастерами, знавшими цвета полков. [ 4 ] Их производство специалистами, возможно, было более поздней тенденцией, поскольку Альберти (1810) отмечал, что каждый мужчина коса призывного возраста должен был изготавливать свои собственные изделия и передавать их вождю на хранение в специальной хижине. [ 1 ] Иногда шкуру обрабатывали и закапывали на несколько дней. [ 6 ] : 30 В противном случае его просто выставляли сушиться на солнце. Затем с помощью округлого камня придали ему полую форму, что также сделало его более прочным, прежде чем ему придали форму. [ 1 ] Для изготовления боевого щита требовалась большая часть бычьей шкуры, а из остатков можно было изготавливать декоративные щиты или другие изделия из необработанной шкуры. [ 1 ] [ 7 ] : 124–125
Двойной ряд контрастных знаков по центру щита, известный как имигабело (единственное число: умгабело ), является одновременно украшением и удобным способом крепления рукоятки. [ 4 ] Они изготавливаются путем пропускания полосок шкуры контрастного цвета через двойной ряд разрезов, которые прорезаются, пока шкура еще влажная и податливая. Петли для ремешков привязывают полосы и ручку щита к прочному съемному посоху, известному как мгобо , который проходит по центру щита. [ 2 ] Он достаточно длинный, чтобы выступать с обоих концов, укрепляет щит и предотвращает его изгиб. Это также помогает воину или танцору быстро размахивать им. Щит можно положить на нижний выступ посоха, когда воин устал. Нижний выступ также можно было заточить для нанесения ударов по ногам вражеского бойца. [ 6 ] : 29–30 Щит должен быть достаточно высоким, чтобы воин мог просто взглянуть поверх него. [ 4 ] Вершина палки достигает макушки головы воина и украшена обвитыми вокруг нее полосками пушистой кожи. использовали Вместо этого мпондо черные страусиные перья. [ 1 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Щит Нгуни занимает видное место на флаге Эсватини.
-
Танцоры свази с амахаву (единственное число: ихау ) или личными щитами. [ 6 ] : 30
-
Зулусский мужчина с игкокой , используемый во время ухаживания
-
Члены королевской семьи свази с маленькими декоративными щитами, в том числе связанными с Номхубулвана . церемониями [ 7 ] : 115
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Шоу, Э.М.; Ван Вармело, Нью-Джерси (1980). «Материальная культура мыса Нгуни: Щиты» . Анналы Южноафриканского музея . 53 (3): 327–334 . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отличить одежду от щита» . Информационный блог . Информационная программа. 6 сентября 2016 г. Проверено 21 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Деккер, AM; Райс, Дж. Х. (1958). Словарь / ИсиЧазимазви, ИсиБхуну - ИсиЗулу . Африканская пресса и книжный магазин (APB). п. 164.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Вуд, Дж. Г. (1870). Нецивилизованные расы людей во всех странах мира, Глава XII, Война – оборонительное оружие и способы ведения боя . Рипол Классик. п. 108. ИСБН 9785878634595 .
- ^ Криге, Эйлин Дженсен (1988). Социальная система зулусов . Лонгманс, Грин и компания [1936]. п. 403.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Сазерленд, Джонатан; Канвелл, Дайан (2004). Зулусские короли и их армии (1-е изд.). Барнсли: Военное дело с ручкой и мечом. ISBN 9781844150601 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Остхейзен, Маргарита Поланд (декабрь 1996 г.). «Учибидоло: обильные стада: описательное исследование крупного рогатого скота санга-нгуни народа зулусов с особым упором на терминологию цветовых схем и практику наименования» (PDF) . Researchspace.ukzn.ac.za . (Диссертация) Университет Натала. С. 105, 112, 113–116, 124–125, 127.
- ^ Jump up to: а б с Дломо, Герберт Исаак Эрнест. «Щит в племенной жизни» (PDF) . Проверено 23 сентября 2016 г.
- ↑ Право на брак даровал король.
- ^ Брайссон, Дебора Фэйи; Окели, Джудит; Уэббер, Джонатан Меир (2007). Идентичность и сети: формирование гендерной и этнической принадлежности в разных культурах . Книги Бергана. п. 175. ИСБН 9781845451615 .