Акрафена
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( декабрь 2022 г. ) |
Акрафена | |
---|---|
20 века Акрафена . Навершие с золотым кольцом. Более сложные мечи Ашанти имеют символы адинкры на кольце и на лезвии. | |
Тип | Меч / Боевой нож / Мачете |
Место происхождения | Ашанти |
История производства | |
Произведено | Город-государство Ашанти (1670–1902) по настоящее время |
Технические характеристики | |
Длина лезвия | ок. 70–73 см (28–29 дюймов) |
Акрафена меч ( Ашанти меч ) — это Ашанти , первоначально предназначенный для ведения войны, но также являющийся частью геральдики Ашанти. Ярким примером акрафены является Мпонпонсуо ( что означает «ответственность»), принадлежавший Опоку Варе II . [1] Он сохранился до наших дней, потому что до сих пор иногда используется в церемониях, таких как фестиваль Аквасиде .
Опытное использование акрафены также является боевым искусством , в котором лезвие используется в сочетании с ножами , импровизированным оружием, уличными боями , рукопашным боем , захватами суставов , приемами борьбы и обезоружения оружием, а также использованием боевого искусства акрафена безоружна. Боевое искусство акрафена — национальный вид спорта региона Ашанти .
Дизайн
[ редактировать ]Меч состоит из трех частей: лезвие, обычно сделанное из какого-либо металла, например железа; рукоять из резного дерева или металла; и ножны, обычно сделанные из шкур животных, таких как леопард, кожа и кожа электрического угря.
Лезвие ритуальных мечей может не иметь острой режущей кромки. На нем часто есть вырезанные линии или символические рисунки Ашанти , которые передают определенные сообщения. Некоторые мечи имеют двойные ( афената ) или тройные ( мфенаса ) лезвия.
Рукоять может быть покрыта сусальным золотом с нанесенными на нее различными символами Ашанти . может На самой рукоятке быть вырезан символ Ашанти .
может На ножнах быть тиснение (абосоди), содержащее символы Ашанти, призванные вызывать определенные выразительные сообщения. на мече мпомпонсуо ( ответственность ) Асантехене Например, имеется тиснение в виде свернувшейся змеи с птицей во рту . Это передает послание Ашанти: слоеная гадюка, которая не может летать, поймала носорога летающую птицу - . Он используется для обозначения терпения , благоразумия и осмотрительности.
Типы
[ редактировать ]Традиционно существует около пяти-шести типов мечей Ашанти, некоторые из которых более известны, чем другие:
Kɛtɛanomfena: Буквально означает мечи на краю кровати. Их кладут на край кровати короля, когда он ложится спать. Дополнительно их ставят по краям апакана (паланкина), когда в нем едет царь в составе процессии. Kɛtɛanofena подразделяются на два набора: акрафена (мечи души) и абосомфена (мечи божеств). [2]
- Акрафена: Короткий меч может использоваться как Акрафена или Нсуаэфена (также известный как Акрафена). [3] Акрафена используется на войнах и в сочетании с стула церемонией почернения короля Ашанти; Акрафену могут носить с собой эмиссары в дипломатических миссиях Ашанти . [3] В таких ситуациях смысл, связанный с Ашанти Адинкра символом , выбитым на ножнах, передает послание миссии. [3] Его название буквально означает «Меч души», и его держат в правой руке из-за религии Акан , которая связывает правую руку с душой , представляющей душу человека или жизненную силу (кра), уникальную для человека. Он использовался в армии Асанте для ближнего боя. У него не было острого кончика, вместо этого было одно острое лезвие, придающее хороший вес каждому удару. [4] Когда дело касается Акрафены (не Босомфены) при дворе Асанте, существует иерархия:
- Мпомпонсуо: Меч Мпомпонсуо символизирует; Ответственность , Сила , Верность , Храбрость и Авторитет . [3] Меч Мпомпонсуо используется асантехене при принятии присяги . Другие аманхене ашанти используют меч Мпомпонсуо, чтобы принести верности асантехене клятву . [3] Меч Мпомпонсуо — один из четырех основных государственных мечей региона Ашанти . Меч Асантехене был создан Акомфо Анокье для будущей посуды Асантехене Нана Опоку I ( годы правления 1731–1742) и является выдающимся примером Акрафены. [3]
- Ахвебаа: Меч Ахвебаа был изготовлен Акомфо Анокье и представляет собой карикатуру на человека, держащего себя за живот левой рукой. Нананом Аманхене, включая Мампэнхене и Двабенхене, приносят клятву верности ахвебаа. Вопреки распространенному мнению, большинство людей ошибочно полагают, что те, кто приносит великую клятву, более важны и могущественны, чем те, кто клянется ахвебой. Но это не так: вождь может использовать mpɔnpɔnsɔn для клятвы, но он не может приблизиться по рангу и власти к вождю, который (в силу истории и обычаев) использует ахвебаа для принесения великой клятвы Асантемана. . Нкɔнсэнхене, Хиявухене и Анономсахене (и это лишь некоторые из них) - одни из вождей, которые приносят присягу с ахвебаа. [2]
- Кра Кофи (Апемасе Нье Да): Асантехене Нана Агьеманг Премпе II (Кваме Кьеретви) создал кра кофи в память о своем двоюродном дяде Асантехене Нана Агьемане Кофи, который известен в анналах истории Асанте как Ададуананен (Сорокадневный король). . Он умер от mpɛtɛ (ветряной оспы) ровно на сороковой день своего испражнения. Правление Наны Агьеманга Кофи предшествовало Нане Кваку Дуа II, псевдониму Нана Агьеманг Премпе, в 1888 году. Отумфо Агьеман Премпе II хотел, чтобы имя и память о его двоюродном дяде были закреплены в потомстве, поэтому он создал два меча: вышеупомянутый меч и ним саа, он же акьи. Пословица для последнего является его выражением и пониманием того, что его двоюродный дядя не имел возможности осуществить свое видение Асантемана из-за несвоевременного вмешательства смерти. В качестве abɔsodeɛ первого он выбрал поговорку Акан; Apem ase nhye da как свидетельство продолжающегося роста и плодоношения подорожника. Поскольку оспа могла убить его двоюродного дядюшку, она не могла уничтожить королевскую семью и, как и подорожник, никогда не останется без более мелких побегов. Его родословная (королевская семья) сохранится, несмотря на многочисленные жизненные трудности, с которыми мы, люди, сталкиваемся. [2]
- Рука
- Краку Панин: Краку Панин был сделан для Асантехене Кваку Дуа (1834-1867), хорошо известного в анналах истории Асанте как исключительный миролюбивый человек. [2]
- Краку Кумаа: В 1977 году Асантехене Отумфоɔ Опоку Уэр II создал два меча: краку кумаа и фунтунфунефу dɛnkyɛm funefu. Для первого abɔsodeɛ — это акома (сердце), а для второго — сиамский крокодил, известный символ адинкры, как abɔsodeɛ. Во время его правления политический климат в Гане был довольно сложным для Опоку Уэра II и Асантемана, поскольку с начала 1970-х по 1981 год страна стала свидетелем беспрецедентных военных переворотов. и прекратить военные перевороты», — ответил он, сказав: «Mede makoma ato nsuom» («Я погрузил свое сердце в воду»). В буквальном смысле он охлаждает свое сердце и не дает вспыхнуть гневу. Отумфоɔ Выбор Опоку Уэра сиамского крокодила был связан с его собственным дядей, который, несмотря на проигрыш своей попытки взойти на Золотую табуретку, до самой смерти своего [дяди] был недоволен выбором Опоку Уэра II в качестве Асантехене. Поэтому король сказал: yɛ nyinaa ya furu baako nanso tɛkrɛma so dɛ nti, na me Wɔfa ɔne me prere akonwa, yɛ de ama me nti no, ɔse ɔnte ne ho ase». Буквально он и его дядя принадлежали к одной семье ( abusua), и всякая выгода пройдет через тот же желудок, но из-за «сладкости языка» его дядя так и не простил создателям королей за то, что они выбрали его. Метафорически, единственный желудок сиамского крокодила представляет собой единую судьбу королевской семьи. [2]
- Принцесса: С момента восхождения на Золотую Корону в 2009 году Его Величество Осей Туту II добавил к регалиям четыре меча. Это скелеты, сакатэмпоби, могильники и скелеты, подобные львам. Сакатемпоби и мечу этого льва соответствуют ружья, созданные Всевышним для той же цели. Тайна того, как абубуммабаа создала свое жилище, так и не была раскрыта, и в качестве примера Осей Туту II заявил, что именно он основал союз государств, в результате которого образовался Асантеман. Вот что он сказал: «Я Осей Туту. Это я основал Асантеман. Я вернулся, и поэтому я подобен абубуммабаа. То, как я это сделал, если бы я вошел, если бы я не вошел. , если моя кожа будет, я вернусь к Асантеману. Он вернулся, чтобы продолжить свою работу, и, как голубь, мы понятия не имеем, как он вошел в свой анклав/дом. Вошел ли он или сплел вокруг себя свой дом, он вернулся ." Судя по его действиям с момента его обращения в сан, Асанте в целом соглашаются и называют его Осей Туту Абабио (то есть Осей Туту снова пришел или вернулся). [2]
- Сакатемпоби: Сакатемпоби — это крупные лесные муравьи, которые во время лесных пожаров, пока горит подлесок, продолжают питаться кузнечиками, покидающими место пожара. Английская пословица гласит: огонь сжигает сакатемпоби и сжигает кузнечиков. Создавая этот меч, Его Величество Осей Туту II сказал: «Когда он вернется, все, что он скажет, он сделает, он сделает. Не то, что кто-то говорит, помешает ему сделать то, что он хочет. Он вернется, чтобы продолжить свою работу, и что бы люди ни делали и ни говорили, он выполнит все задачи, которые поставил перед своим возвращением. [2]
- Kɔtɔkɔ: Это специальный меч, изготовленный Обществом Асанте Kɔtɔkɔ в Кумасе в честь Наны Опоку Варе II, когда он стал 15-м обитателем Золотого Табурета. Чествуя короля, Общество отметило, что Опоку Уэр II был первым королем Асанте с высшими академическими полномочиями. Опоку Уэр II (известный в частной жизни как Кваку Адусей Поку), изучал право в Соединенном Королевстве и был призван в коллегию адвокатов в Миддл Темпл в 1962 году. В 1970 году он был назначен назначенным послом Ганы в Италии, но не мог выполнять свои обязанности, поскольку его казнили в том же году, когда умер его дядя Отумфо Осей Агьеманг Премпе II. Поскольку дни войны прошли и чтобы побудить Opoku Ware II использовать силу «пера» для достижения многого для Асантемана и Ганы, Общество использовало пистолет и ручку в качестве оружия. [2]
- Кракваме (Bɛmuu): Асантехене Агьеманг Премпе II создал этот меч с абосоде, сделанным из пучка пальмовых ядер, на котором покоилось сердце. Есть две интерпретации. В первом описывается, что происходит, когда собрана связка ядер пальмы и она падает на землю, собирая все опавшие листья. Во-вторых, ядра пальм растут на общих побегах, и в этом смысле ядра обыкновенных пальм имеют одно и то же происхождение, поэтому король собирался вложить все свое сердце в объединение королевства. [2]
- Босомфена: она также использовалась в войнах левшами и имела такое же применение, как и Акрафена. Однако его название может означать «Меч Бога», что является отсылкой к слову «грудь», и оно представляет дух, эго и/или личность владельца. Говорят, что это наследство от отца. [4] Вот иерархия Босомфен ниже:
- Босомуру: Босомуру - одна из регалий Осея Туту, захваченного у Оноо Аду Гьямфи, который до своего поражения правил обширной территорией от современного Кумасе до Мампонга и поселился в Джамасе. Оноо — город в районе Кваабре в Асанте. Ɔkɔmfo Anɔkye затем освятил босомуру Асантемана и добавил его к регалиям. Однако история гёмирекуту кю (шляпы) отличается от истории меча. Говорят, что по пути из Акваму, чтобы унаследовать своего дядю Обири Йебоа, Осей Туту встретил охотника, который убил слона и евама (птицу-носорога). Он попросил у охотника кожу, покрывающую коленную кость слона, и перья птицы-носорога. Затем Осей Туту поместил голову птицы-носорога поверх кожи слона, перья по обеим сторонам кожи и добавил адверу (листья портулака огородного) на лоб. В конце концов он поместил адам под адверу и надел шляпу Кумасе, а в конце концов добавил ее к босомуру, когда захватил ее у Оноо Аду Гьямфи. В этом смысле шляпа босомуру связана с доку агьяпэмаа (ружьем с четками вокруг приклада рычага (см. Атуотумфо/пистолеты). Осей Туту принес свое ружье Кумасе после убийства охотника и его жены (Агьяпамаа) и поместил ее поясные бусины вокруг этого конкретного пистолета. Кроме Отумфоэ, никому не разрешается приносить присягу мечом босомуру. Это объясняет поговорку в Асанте: Bosomuru fa wo bem (букв. босомуру, вы выиграли дело до начала любого разбирательства). Как духовный лидер, Асантехене не может быть признан виновным, или никто не может спорить и выиграть дело против него, и в результате, еще до начала любого разбирательства, старейшины и вожди сдадутся с вышеуказанными словами. Только после принесения Великой Клятвы Асантемана мечом босомуру в рамках ритуалов Пампасо новоиспеченный король признается Асантехене. Хранитель босомуру сидит непосредственно слева от Асантехене всякий раз, когда Асантехене сидит во время государственных церемоний или во время государственных церемоний. Босомуру считается «священным» и, в отличие от mpɔnpɔnsɔn, обычно не используется для войны (ɛmpɛ basabasa). Поскольку женщинам не подобает видеть босомуру, хранитель покрывает его энвирой (белой тканью), когда женщины подходят близко к нему или во время традиционных церемоний, когда королевы-матери и женщины по очереди приветствуют Отумфоɔ. Кроме Асантехене и хранителя, никому вождю не разрешается прикасаться к нему или держать его в руках. Если хранителю понадобится справить нужду во время церемоний, он поставит его либо у ног Асантехене, либо у ног Акэбеахене. Нана Кваку Дуа II - нынешний Бомомурухэне.
- Dɛnkyɛm: Асантехене Осей Квадво (1764-1777) создал dɛnkyɛm (крокодиловый меч) для хранителя, чтобы помочь босомуру эффективно выполнять свои обязанности. В отсутствие хранителя босомуру носитель меча данкём возводится на место и выполняет все обязанности, возложенные на босомуру. Нтотойхене и Нсутахене — два вождя, связанные с этим мечом. До того, как Отумфоа возвел его на должность Нсутахене, первый отвечал за абусуапому (семейный персонал), и это можно перевести как главного представителя. Затем посох королевского представителя был передан Нтотойхене, который тогда был Данкименасохене. По сей день нтуакюре на вершине зонтика Нтотойхене является крокодилом. В конце концов посох был передан вождю Джачи, широко известному как Джачи Амоатенг, где он и остается с тех пор, и именно поэтому вождь Джачи является одним из старших королевских представителей Асантехене. Кроме того, меч dɛnkyɛm либо возглавляет делегацию, либо является ее частью всякий раз, когда сообщение отправляется нынешнему Нсутахене (также считающемуся дядей Асантехене). [2]
- Босомпра
- Босомпра Панин: Асантехене Кваку Дуа (1824-1834) создал меч босомпра панин в первую очередь для королевской семьи, и поскольку Асантехемаа (королева-мать Асанте) является главой королевской семьи, она представляет ее во время ритуалов очищения королевской семьи. Меч босомпра предназначен только для общения между королем и домом Асантемаа и, как того требуют обычаи, не предназначен для использования в доме какого-либо вождя. Во время собраний (фестивалей, дурбаров, погребальных обрядов или любых государственных мероприятий) обычно прецессия Асантехене находится на месте, а король хорошо сидит, прежде чем босомпра Панинхене отправляется к королеве-матери, чтобы сообщить ей, что король готов к его мать (биологическая или символическая), чтобы присоединиться к нему. Для королевы-матери присутствие босомпра панин при ее дворе является признаком того, что король и старейшины ждут ее, поскольку она никогда не присоединится к церемонии без этого специального приглашения с мечом босомпра панин. Поприветствовав сына, королева занимает свое законное место слева от короля. Королева-мать никогда не присоединится к королю ни на какой церемонии или собрании, если за ней не пришлют меч босомпра панин. Этот меч раньше назывался босомпра, пока Асантехене Агьеманг Премпе (1888-1931) не создал еще один в той же категории и, чтобы отличить первый меч от второго, к нему добавили обозначение «панин» (более старый) (см. Босомпра Кума ниже). В глубоком Тви босомпра относится к благодетелю, который очень надежен в обеспечении пропитания. Другими словами, босомпра — это метафора и указание на то, что король несет ответственность за обеспечение духовных и материальных потребностей королевской семьи и общества в целом всеми возможными способами. Босомпра панин сидит слева от Асантехене. Kra adwareɛ относится к обрядам очищения души сидящего короля. Этот ритуал проводится раз в неделю в день рождения короля. Прежде чем новоиспеченный король создаст свои мечи с помощью abɔsodeɛ, босомпра панин используется для его представления во время обрядов очищения его души, пока он не создаст свой собственный меч или мечи. [2]
- Босомпра Кумаа: Отумфо (позже Асантехене) Агьеман Премпе (1888-1931) создал меч босомпра кума по возвращении из ссылки на Сейшельских островах в 1924 году. Чтобы спасти Асантемана от полного уничтожения британскими войсками в 1896 году, он сдался и сдался британцам. увез королеву-мать Нану Яа Акьяа, некоторых из своих вождей и старейшин на далекие Сейшельские острова в Индийском океане. Используя курицу и ее цыпленка в роли abɔsodeɛ, Нана Агьеманг Премпе указывает на то, что, как Асантехене, он защищает своих детей так же, как курица защищает своих цыплят. Он отдал этот меч своему абусуа (царской семье/клану/племени), и поскольку босомпра панин уже был закреплен за его абусуа, они назвали этот меч «кума» (младший). Строго говоря, в отличие от босомпра панина, этот меч не используется в обрядах очищения души. В редких случаях заменяет босомпра панин, когда хранитель недоступен. Однако Асантехене может отправить хранителя с некоторыми поручениями, связанными с королевской семьей. [2]
- Босомурутве: 31 января 1935 года Асантехене Агьеман Премпе II (Кваме Кьеретви) наконец сумел восстановить Асантеман (или государство Асанте) и в ознаменование этого исторического подвига создал Босомурутве (Максвелл Дуикер). При этом он заявил: «Этве, мне, мне, чуваку». Я, чувак, мне два раза. То есть, дважды, я собираю (два в Два) мою нацию [обратно] вместе. В данном конкретном случае фонология слова twe (тянуть) в Twi является определяющим фактором при выборе абосоды ɛ. Действие вытягивания очевидно на вершине прилагаемой шляпы: две руки тянут две пальмы и соединяют их вместе. Действие притяжения также свидетельствует о том, насколько сложно было объединить бывшие государства союза, учитывая, что большинство из них наслаждались своей вновь обретенной независимостью после разрыва связей с Королевством Асанте. Следует напомнить, что Асантен Агиеманг Премпе инициировал восстановление Асантемана, когда британцы в конце концов вернули его с Сейшельских островов в 1924 году. Одним из условий его возвращения было то, что он ограничил свое правление Кумасехене (не Асантехене). Хотя Асантеман согласился с этим условием, британцы не поняли, что Кумасехене технически является Асантехене. В любом случае, Нана Агьеман Премпе работал не покладая рук и был полон решимости восстановить королевство, но умер в 1931 году, не успев достичь своей цели. Вступив в должность в 1931 году, Агьеманг Премпе II приступил к выполнению этой трудной задачи и в конечном итоге сумел восстановить государство Асанте в 1935 году. [2]
- Esie: Asantehene Nana Poku Ware II создала Esie. Поскольку его дневное имя было Кваку (среда), что совпадает с именем Отумфо Осеи Туту II, эсие занимает центральное место в ритуалах очищения души нынешнего короля по средам. Abɔsodeɛ — это esie (курган), и, как гласит пословица Акан, esie nanimuonyam ne mmire (буквально ценность кургана зависит от качества грибов, которые он производит/растет на нем). Таким образом, ценность Асантемана равна Отумфо, поскольку по сравнению со всеми десятью регионами Ганы Асанте - единственный регион, в котором есть один король. Следовательно, esie относится к Асантеману, а эмир (грибы) относится к Отумфоɔ Осей Туту II. [2]
- Ɛsrɛm Sei Gyata: Создан Отумфоɔ Осеем Туту II с соответствующим пистолетом. Яростные качества льва как хищника хорошо документированы. В отличие от леопарда, который обитает в густых лесных районах и способен лазить по деревьям, лев, наоборот, обитает на лугах саванны. Название ɛsrɛm sei gyata в буквальном смысле означает осей из лугов саванны, храбрый и свирепый, как лев. Никто (включая его врагов) не может захватить Асантехене, как ни одно животное не способно сделать то же самое со львом. [2]
- Гьяпетия: Хотя гьяпетия является одной из старейших кэтаномфен, хранитель меча не имеет шляпы, акрафоконму и абɔсодеɛ. Гьяпетия - это главный меч, который Асанте Адикрофо (глава города) использует, когда приносит великую клятву перед своим вождем, который, в свою очередь, собирается принести великую клятву Асантехене. Камфо Анакье также заявил, что, поскольку аманхены использовали ахвебаа для принесения великой клятвы, их предшествовавшие старейшины должны использовать меч гьяпетия. Принесение клятвы гьяпетией духовно обеспечивает верность и уступчивость старейшин, делающих договор с Асантеманом обязательным. Чтобы обеспечить крепкий союз, он заставил побежденных вождей и тех, кто добровольно присоединился к Кумасе, принести клятву верности мечом гьяпетия, созданным Камфо Аноке. По словам Камфо Анакье, каким бы могущественным ни был вождь, он полностью подчиняется, если ругается гьяпетией. Когда Асантэхэнэ Осей Бонсу привозил Кумасе предметы из океана по возвращении с войны Асанте-Фанте, он представил шкуру ɛtwom (апурукусу / электрическая рыба) для ножен для этого меча. [2]
- Нсуаэфена: Нсуаэфена используется в политической церемонии Ашанти принятия присяги королем и при принесении присяги на верность подданными императору-королю Ашанти Асантехене . [3]
- Асомфомфена: набор курьерских мечей, включающий гьегетире, воросатире, нсонома, абэннуа, акьедеде, акума, обурумуанкома и набор мфенатене. Мечи этой группы без abɔsodeɛ известны как mfenatene. Подобно тому, как кэтаномфены считаются личными мечами царя Асанте, асомфемфена, строго говоря, принадлежит Золотому Табурету (Сикадва Мфена), так же и мечи Золотого Табурета [2]
- . Гегетире: Асомфохене (начальник курьерских мечей) является хранителем этого меча и в то же время Кɔkɔɔбрахене (начальник Кɔкɔɔбра). Ɔkɔmfo Анɔкье создал гьегетире специально для семьи Асомфохене в знак признания жертвы, которую его прапрабабушка и первая жена Осея Туту I, Нана Кьера Ампɔнсэм, принесла Асантеману. После этого инцидента Анакье создала меч гьегетире для своей семьи и установила, что они будут использовать его в первую очередь для поручений, как описано в первом абзаце. Когда Асантехене отправляет Акьеамехене (главного королевского представителя) с посланиями правительству, в этой миссии его сопровождают Асомфохене и Нсенехене. [2]
- Воросати: Буквально означает голова Ворасы. Abɔsodeɛ — это золотой слепок некогда могущественного короля Банды, который терроризировал торговцев Асанте, путешествующих через его территорию в Гьяаман и Бондуку. Иногда у торговцев грабили товары и деньги, а иногда их грабили и убивали. Когда Асантехене Осей Квадво (Ɔko Awia-1764-1777) послал асомфо и nsɛneɛ, Вороса изувечил их, что привело к новой войне Асанте-Банда (Бана Са). Асанте победил Воросу, обезглавил его, принес голову Кумасе, где мастера сделали копию его головы. [2]
- Звезды: При содействии своего духовного наставника, Утреннего Волшебника, принц Осей Туту создал этот меч для Слуг. На луне есть несколько звезд на вершине луны (звезд много и луна полная). Поговорка Акана гласит: «Он создал множество звезд нянко; срани и (он) страна имеет его (букв. так же, как есть одна луна среди бесчисленного множества звезд, есть несколько вождей. Но есть только один король – Король. Звездный меч с соответствующими ему знаками отвечает за отправку послания пяти штатам Асанте: Двабен, Нсута, Мампонг, Кокофу и Бекваи. [2]
- Абобэннуа: Абубоннуа — это меч, который отправляется в Адансе с сообщениями. Abɔsodeɛ сделан из зубов слона и покрыт золотом. Как территория, города Адансе в некотором смысле уникальны. Их сравнивают с дятлами, которые живут индивидуально в норах, которые они просверливают в деревьях. Адансе называют Адансе Нкɔтоанкɔтоа. После повышения Адансехене до статуса Аманхене (верховного вождя) ОтумфоОпоку Варе II попросил оставшиеся города сформировать совет во главе с Адансехене. Несмотря на такое расположение, отдельные города в Адансе сохраняют свои отдельные фекув (группы), когда бы они ни находились в Кумасе или Манхии. [2]
- Афенатен: используется Аканами для проникновения противников войны Акан в сердца . На клинке афенатенского меча изображены акома ( сердце ), денкём ( крокодил ), акума ( топор ) и санкофа . [3] Афенатен был значительно менее распространен, чем Акрафена, среди Асанте и в основном использовался денкирианцами. Это были длинные заостренные мечи, похожие на абордажные сабли, которые использовались как для колющих, так и для рубящих ударов. Вне войны он мало использовался, но использовался в ритуалах. Афенатен обычно не имеет ножен , или abɔsodeɛ. его увенчивает символ Ашанти Адинкра. Однако, если он используется для ритуалов,
- Ритуальный Афентене: Также известный как меч-посох, у него было невероятно длинное и тонкое древко, которое выступало из рукоятки и выпирало на конце, что можно сравнить с очень длинной и узкой акрафеной, или, может быть, с нагинатой, или действительно длинным топором или меч. Они были слишком неуклюжими и неуклюжими, чтобы их можно было использовать в реальном бою.
- Гьяпетия: Гьяпетия - это один из асомфомфенов (курьерских мечей) без abɔsodeɛ, и в результате он идентифицируется как афенатен. Именно Асантехене Куси Боадум (1750-1764) создал этот меч в то время, когда он создал позицию sɔmesisi (букв. «Держи меня за талию») для ahenemma ne ahene nananom (детей и внуков Асантехене). [2]
- Афенанта: Афенанта — это «меч с двойным лезвием», используемый ашанти для перерезания человеческих связок во время войны ашанти. [3] Афенанты Ашанти Денкьем и Санкофа . символы вышиты На лезвиях [3] По размеру он похож на Акрафену, но легче, имеет меньший изгиб и более тонкое лезвие. Он использовался как оружие для двух рук, чтобы резать и рубить, и лучше подходил для использования в двух руках, поскольку был намного легче, чем Акрафена, которая была довольно тяжелой, особенно в конце. Легкий, равномерно распределенный вес Афенанты сделал ее более практичной для использования двумя оружиями.
- Мечи абрафо: В отличие от кэтаномфены, мечи абрафо не имеют абɔсоде, и в результате они удерживают рукоять, в то время как лезвия меча не находятся в ножнах, а открыты. Мечи Абрафоа стали черными из-за контакта с человеческой кровью в последние несколько столетий. [2] Иерархия мечей абрафоɔ следующая:
- Контонкронви: относится к волосам на шее. Поговорка Акан гласит: смерть подобна волосам на шее человека: они есть у всех нас. То есть, однажды мы все умрем. Говорят, что группа Нкрама Абрафо пришла в Кумасе из Адансе Ньяадоама, который в то время был частью Денкьиры. Асантехене Опоку Уэр создал табурет Нкрам Абрафоэ вместе с мечом контонкронви, когда они были официально представлены ему для лидера группы Нкрам Абрафоɔ. Король понял, что это храбрые и бесстрашные люди, которые не колеблются и не спотыкаются, если их просят казнить преступников. Основная обязанность с мечом заключалась в том, чтобы направлять жену Опоку Варе, которая жила в то время в Абрепокесе. Дополнительные обязанности включали регулярную дневную сом (службу) в королевском дворце, где ему была поручена роль доставлять преступников в Нкрам. Он сидит слева, когда Асантехене сидит в штате, в то время как он вместе с тремя другими вождями Аброфоэ идет впереди кэтаномфена в процессии. Точно так же он кладет свой меч слева от Асантехене, когда его несут в паланкине, и именно его меч, контонкронви, поглощает и отклоняет злых духов от Асантехене и от него. [2] У Контонкронви есть 4 ножа sɛpɔ, которые показаны ниже:
- Gye Me Di: Буквально означает «доверься мне». Нана Брафоньям входил в свиту палачей, воинов и наемников, охранявших Ɔpemsoɔ Осей Туту I от Акваму до Кумасе. Позже Камфо Анакье создал для Наны Брафоньям специальный меч для защиты Золотого Табурета, названный Ге Ме Ди. Аноо охватывает современные тюрьмы, Верховный суд, солдатскую очередь до кольцевой развязки больницы Кемфо Анкейе. Позже король Опоку Уэр переселил Аноо Абрафоа в Аходво Ммаакро, чтобы они защищали его жену. Ммаа описывает палки, которыми Ану Абрафо хлестали нарушителей границы, которые по какой-то причине были пойманы в районе, где жила жена короля. [2]
- Кантанкраки: Меч вождя меча.
- Второй Анадво: Ночной меч
Акрафена как оружие
[ редактировать ]История
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Июль 2017 г. ) |
Королевство Бономан (10 век нашей эры) и государства Империи Ашанти (с 13 века нашей эры по 21 век)
[ редактировать ]
Длинные мечи бономана использовались в основном кавалерией и командирами ашанти, а не пехотой, в течение 10-15 веков, что объясняет, как Акрафена была и до сих пор связана с дворянством. В XVI веке и во времена Денкииры, Акиема и Акваму сухопутные войны состояли в основном из копейщиков и лучников пеших , а также конных мечников с длинными мечами Акан (Афенатен). Мечи Ашанти не были основным оружием для всех боев Ашанти , но в основном предназначались для шоковых атак Ашанти, защитных ударов и ближнего боя. Лезвия были тяжелыми, поскольку делались из бронзы , а затем и из железа , а навершия часто имели выступы и использовались в качестве балансиров. Короткие мечи, возможно, использовались в последующих атаках, поскольку носители коротких мечей были полностью бронированы и сопровождались щитом .
Ашанти Акрафена Мечи с деревянными или металлическими навершиями, украшенными чеканным золотом, фигурируют в придворных регалиях Ашанти с 17 века нашей эры . Мечи Ашанти использовались во время войн Ашанти с 17 века. Ашанти участвовали в серии военных конфликтов с 18 века нашей эры между силами городов-государств Ашанти вооруженными и африканскими и европейскими государствами вплоть до 20 века.
В 21 веке мечи Ашанти в основном производятся Ашанти для самообороны , а Ашанти Акрафена (военный меч Ашанти) в основном используется для ведения войны Ашанти и наземной войны .
В период Империи Ашанти мечи Ашанти также имели ранги ( иерархию ) в зависимости от того, кто ими владел и какова была их цель. Высший из этих мечей был известен как Мпомпонсуо , что буквально означает «меч ответственности». короля Существовало только два таких меча, и ими владели два телохранителя , которые всегда стояли по обе стороны от него и носили дворянский титул Анкобиа.
Мечи войны ашанти (двадцать первый век): меняющиеся потребности и тактика
[ редактировать ]Ашанти Акрафена ( Меч моей души ) обычно держал в руке Ашанти Асафос . Не было никакой реальной причины удерживать это на их стороне. Тем не менее, они привязывали его к спине иногда, когда путешествовали по тропическим лесам города-государства Ашанти или использовали другое оружие, такое как копья и луки . Меч Ашанти был в первую очередь одноручным, хотя для более мощных ударов использовались две руки. Техники Ашанти обычно включали в себя полторы руки .
Звания мечников
[ редактировать ]Асафо, которые являются фехтовальщиками в Аканланде и при дворе Асантехене, проходят четыре уровня ранга, иногда называемые уровнями, в своем искусстве фехтования. Есть:
• Афенасоафу: Афенасоафу — ребенок, обучающийся Акофо. Они меченосцы при дворе Акан. [5]
• Адумфу: Адумфу — ученик. Они палачи в суде Акан [5]
• Акофо Асафо: Воины Аканланда/Профессиональные солдаты. Они мастера фехтования при дворе Акан и в армии. [5] Они могли формировать группы воинов, наемников и/или солдат.
• Акофо Абрафу: Это военная полиция Акана. Абрафу взаимозаменяемо называют «Акофо», он также является мастером фехтования, но имеет более высокий ранг, чем Акофо Асафо. [5] Одна группа абрафу и, возможно, все группы абрафу имеют своим божеством-покровителем Абрани, бога палачей Атано. Обычно их работа — защищать жен асантехене. [2]
• Акофо Анкобиа: Высший ранг, которого может достичь фехтовальщик Акан. Это спецназ Аканланда. Анкобиа — самый старый, самый опытный и лучше обученный из всех Акофо. Они служили спецназом и телохранителями Асантехене. Они служили источником разведданных для подавления восстания. Анкобиа выбирается советом Акофо (Мечников). [5]
Другие ранги мечников/гвардейцев
[ редактировать ]- Animosumfoɔ: Animosumfoɔ обычно приходят во дворец Манхия ночью (или на закате) и уходят на рассвете (или на восходе солнца), поскольку их обязанность - охранять дворец ночью. Они никогда не являются частью ритуалов или церемоний, происходящих в течение дня. Обозначение animosum указывает на тот факт, что эта группа по существу действовала в темноте. В современной идиоме мы могли бы сказать, что это коммандос или спецназ, или убийцы работали в качестве охранников. В отличие от Tɔprɛfoɔ, которые казнят только осужденных преступников или военнопленных, Animosumfoɔ может убить любого случайного человека, с которым они столкнутся во время своих ночных обязанностей по защите дворца Манхия. В отличие от Tɔprɛfoɔ или других абрафоɔ, они не используют для убийства меч или нож с острым лезвием, а скорее убивают голыми руками, сломав жертве шею, демонстрируя свое мастерство в рукопашном бою. В прошлом они использовали мпре, чтобы отбросить людей в сторону, чтобы расчистить путь для асантехене. Говорят, что Асантехене Осей Кваме (1777-1798) женился на прапрабабушке нынешней Анимосумхене, Нане Бема (Эхенейре Бема), и у них родились двое сыновей, Африйе Кваме и Овусу Анса. Они были хорошо сложены, высоки и сильны. Король сделал один из них Сафоэном и создал табурет анимосум для семьи Наны Бемы, чтобы они отвечали за его анадво секан (ночной меч). В прошлом регулярное заседание или атенасе (собрание) вождей продолжалось до поздней ночи. В таких случаях появлялся Анадво Секанфоа, и когда заседание заканчивалось, их обязанностью было расчистить путь или охранять Отумфо, возвращающегося в его резиденцию, и охранять дворец всю ночь. Анимосум Абрафоэ находятся под властью Атипихена и являются частью дивизии Анкобеа, возглавляемой Баафо Кваме Куси II. У них есть abɛntia (короткая труба), которая постоянно играет: anopasuo mmoro baakofoɔ (утренний дождь не промокает ни одного человека). Ножи и мечи не входили в их регалии, что связано с тем, что они использовали Акофену (см. Акрафену как боевое искусство) без оружия. [2] Только самые опытные и смертоносные в Акофене могли присоединиться к Анимосумфоɔ. Учитывая их роли, можно с уверенностью сказать, что они были связаны с Анкобией и Абрафу.
- Tɔprɛfoɔ (Палачи): Хотя они в первую очередь являются палачами, tɔprɛ также относится к барабану, аворобану (трубе/рогу), музыке, которую они исполняют, и танцу, связанному с этим конкретным барабаном. Хранители принесли его из Адансе Акрокьере, когда поняли, что Нана Нтим Гьякари и Денкийраман находятся на грани проигрыша войны Эпемсоɔ Осеи Туту и Асантеману. Поскольку они принадлежат к клану Асона, они сначала пошли к Нана Оти Авере, в то время Аквамухене, который позже взял их, чтобы официально представить их Апемсоɔ Осею Туту. Затем Осей Туту попросил тогдашнюю атвемахене, Нану Агейиби, дать им место. Позже король создал для них табурет и вождя, подарил им меч кантанкраки и приказал использовать его как часть регалий, защищающих Сикадва Кофи. Рассказывают историю о Нане Гьяманине Авере, который наткнулся на барабан атопра в лесу во время одной из своих охотничьих экспедиций. Барабан был помещен на стул асипим, поэтому он считал, что он принадлежит ммоатии (карликам). Он трижды выстрелил из ружья, а когда никто не появился, взял барабан и отнес его домой. Поскольку они не знали названия барабана, кому он принадлежал и для чего он использовался, Гьяманин Авере посоветовался с семейным божеством Ɔworɔ. Жрец Ɔworɔ сказал им, что барабан называется tɔprɛ, он принадлежал королю и что они должны вернуть его ему. Далее священник сказал, что семья Наны Гьяманин Авере погибнет, если они решат оставить барабан себе. Им также было дано указание никогда не ставить барабан на землю и всегда ставить его на стул асипим. Единственный раз, когда играют на барабане, - это Akwasidae Dwoɔda (понедельник после Akwasidae, когда казнят преступника). Как гласит поговорка Акан, «Атопрɛ то этва дваэда» (Атɔпрɛ происходит в понедельник). Кокорахене отвечают за связывание человека веревкой кокора (с шипами), пока они играют на барабане атопра позади осужденного и проходят через все абрэно адуосонсон (семьдесят семь пригородов) в Кумасе. В те времена abrɔno были эквивалентом домохозяйств, и все они располагались на территории современного Адума. [2]
Казни
[ редактировать ]Для Atoprɛfoɔ казнь заключалась в нанесении увечий и постепенном обескровливании осужденного до тех пор, пока он не терял сознание из-за потери крови. Когда осужденного выставляли напоказ по улице, его, например, спрашивали: «Ты раньше видел кожу на спине?» Потом они разрезали ему кожу на спине и показывали ему. — Ты раньше видел свое ухо? Они отрезали ему ухо и показали ему. Пока они выставляли приговоренного напоказ по улицам, один из племянников начальника атапре танцевал перед осужденным. Он единственный, кому разрешено танцевать, и людям, которые соблазнялись танцевать, грозили суровые наказания в виде штрафов или смертной казни. Одним из самых известных его племянников был Анин Агей, и это породило поговорку: Анин Агей а оди атɔфоɔ кан (Анин Агей, ведущий осужденных). Это будет продолжаться до тех пор, пока они не вернутся во дворец, где Асантехене подтвердит и поздравит их с совершением атопра. Поскольку рука вождя была бы покрыта человеческой кровью, он не стал бы пожимать руку Отумфоа. Эта традиция продолжается и сегодня, даже несмотря на то, что они больше не совершают атопра и не проводят казни. Осужденному не разрешалось быть убитым, и он не должен скончаться до тех пор, пока его в изувеченном и истекающем кровью состоянии не представят Отумфоа. Атопрехене столкнутся с серьезными последствиями, если осужденный умрет до того, как вернется во дворец. Функция: Они всегда готовы защитить Абенву (Золотой табурет), а в отсутствие Абенвы они защищают аконву (стул) Отумфо во время церемоний аквасиде или дваба. [2]
Акрафена как национальный символ Ашанти
[ редактировать ]
в. 18 век
Акрафена также является национальным символом Ашанти , принятым императором-королем города-государства Ашанти Асантехене Опоку Варе I в 1723 году. В этом контексте он известен как Акофена. [6] [7]
Геральдическое описание
[ редактировать ]
в. 19-20 века
Герб: Акрафена используется в сочетании с церемонией почернения стула. Нсуаэфена используется в политической церемонии принятия присяги королем и в присяге на верность подданными города-государства Ашанти . Акрафена также может носиться в качестве геральдического знака эмиссарами императора-короля Ашанти в города-государства Ашанти дипломатических миссиях . В таких ситуациях смысл, связанный с символом, выбитым на ножнах, передает послание миссии. На клинке афенатенского меча изображены акома (сердце), денкём (крокодил), акума (топор) и птица санкофа . [8]
Описание национального символа Ашанти Акрафена:
- Акрафена - выдающийся символ ашанти XVIII, XIX и XX веков до XXI века;
Акрафена как национальный символ Ашанти имеет значение герба ; Акрафена («Символ мужества, доблести и героизма»).
История
[ редактировать ]Меч Ашанти Акрафена как национальный символ города-государства Ашанти использовался асантехене при принятии присяги в качестве правителя города-государства Ашанти . Оманцы использовали меч Ашанти Акрафена , чтобы принести присягу на верность Асантехене и городам-государствам Ашанти . [6] Меч Ашанти Акрафена — один из четырех основных государственных мечей города -государства Ашанти . Первый меч Ашанти Акфрафена был создан Асантехене Нана Опоку Варе I ( годы правления 1731–1742) и является выдающимся примером Акрафены. Меч мпомпонсуо символизирует ответственность, силу, верность, храбрость и авторитет. [6]
Акрафена как боевое искусство
[ редактировать ]![]() | |
Также известен как | Акрафена Акофена |
---|---|
Фокус | Бои на мечах Ножевой бой Безоружный бой Уличные бои Разительные атаки Клинч-бои |
Твердость | Эклектика / Гибрид |
Страна происхождения | ![]() |
Создатель | Город-государство Ашанти |
Известные практики | Осей Туту I Осей Туту II |
олимпийский вид спорта | Нет |
существуют В городах-государствах Ашанти школы, в которых в прошлом владеют техниками владения этим мечом. В школах используются настоящие техники мечей Ашанти. [5]
Говорят, что на тренировках применялось 20 боевых поз; прошлого Практикующие народа Ашанти обычно использовали технику низких ударов ногой, чтобы отвлечь, разобрать и вывести из строя противника, держа меч в одной руке и вложив в ножны в другой. Техника боя на мечах частично аналогична колумбийской гриме и тир-мачету , а техника боя руками и ногами частично аналогична технике капоэйры . [5] [9] [10]
Галерея
[ редактировать ]- Ашанти 18-19 веков Золотая гиря Акрафена.
- Ашанти 18-19 веков Серебряная гиря Акрафена.
- Ашанти Ритуал Афентене или Акрафена
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейзер, Дуглас (2004). Африканское искусство и лидерство . Университет Висконсина Пресс. п. 145. ИСБН 9780299058241 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в III, Кваси Ампене и Нана Квадво Ньянтаки (2016). «Привлечение современности: Асанте в XXI веке» . Книги о кукурузе . дои : 10.3998/maize.14689915.0001.001 . ISBN 978-1-60785-366-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Коллинз и Бернс (2007), с. 140.
- ^ Jump up to: а б «Меч | Британский музей» . Британский музей . Проверено 20 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дэвидсон (1991), с. 242.
- ^ Jump up to: а б с Символы Ашанти: Кофена.
- ^ Сообщество Ашанти, общество, история и культура
- ^ Акуа, Нана; Опокуваа, Киреваа (2005). Протокол Ашанти: вспоминая традиции наших предков . iUniverse. ISBN 978-1-4759-2048-2 .
- ^ « En Garde» приобретает новую актуальность в поединке с мачете» . NPR.org . Проверено 20 августа 2021 г.
- ^ «История и происхождение колумбийской гримы» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 августа 2021 г.