Вещи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2009 г. ) |
Вещи | |
---|---|
Король Королевства Зулу | |
![]() Дингане в обычном и танцевальном наряде. | |
Царствование | 1828–1840 |
Коронация | 1828 |
Предшественник | Сомневаться |
Преемник | На стороне |
Рожденный | 1795 |
Умер | 1840 г. (44–45 лет) Лес Хлатихулу , нынешний Квазулу-Натал |
Супруг | неизвестный |
Проблема | неизвестный |
Дом | Зулусская королевская семья |
Отец | присутствие Джамы |
Мать | Мпикасе Млилелы Нгобезе [ 1 ] |
Дингане ка Сензангахона Зулу ( ок. 1795 — 29 января 1840), обычно называемый Дингане или Дингаан , был зулусским принцем, который стал королем Королевства Зулу в 1828 году после убийства своего сводного брата Шака Зулу . [ 2 ] , он основал Свою королевскую столицу, УМгунгундлову , и один из многочисленных военных лагерей, или краалей в долине ЭМахосини чуть южнее реки Белый Умфолози , на склоне Львиного холма ( Сингоньяма ).
Прийти к власти
[ редактировать ]Дингане пришел к власти в 1828 году после убийства своего сводного брата Шаки с помощью другого брата, Умланганы , а также Мбопы, телохранителя Шаки. Традиционно считалось, что они убили Шаку из-за его все более жестокого поведения после смерти его матери Нанди . Убийство произошло на территории современной КваДукуза . [ 3 ]
Управление и почтение
[ редактировать ]
Капитан Аллен Гардинер рассказал, что Дингане почитался как «великий идол» зулусской нации, а миссионер преподобный Фрэнсис Оуэн , который наблюдал за его правлением с близкого расстояния во время пребывания в Умгунгундлову , выделил несколько аспектов его деспотического правления.
Подданные Дингане приписывали ему богоподобные атрибуты, не допуская, например, того, что его правление могло иметь начало. Его считали бессмертным, тем, кто не родился и никогда не умрет. На вопрос, когда началось его правление, его подданные ответили: «Сотни и сотни лет назад». Во время утренней и вечерней трапезы, получив разданное мясо, они вставали и восклицали с поднятыми руками: «Ты больше небес». [ 6 ]
Министры, наложницы и слуги Дингане имели обыкновение не думать, не действовать и не говорить, кроме как по предложению или приказу Дингана. Оуэн заметил, что даже премьер-министр Дингане, Ндлела каСомписи , отказался нанести ему визит, если такой визит не был явным образом заказан королем. Никто также не стал бы молоть Оуэну даже небольшое количество кукурузы или садиться с ним для молитвы, если бы ему не было приказано это сделать. [ 6 ]
Дингане держал около 500 своих наложниц в жестоком рабстве. Он называл их своими сестрами или детьми и ставил их в разные ранги. Они могли покинуть королевскую ограду только с его разрешения, и при этом им не разрешалось бросать взгляд ни на одного мужчину или мальчика. Оуэн несколько раз наблюдал их возле дворца: один раз, когда вывели петь, а также когда им было приказано принести ему солому для его хижины. Некоторые убегали, когда представлялась такая возможность, только для того, чтобы их поймали и казнили. [ 6 ]
Хотя Дингейн позволил Оуэну проживать недалеко от своей столицы, он считал христианскую веру выдумкой англичан, которая не приносила никакой пользы ни ему, ни его подданным. В определенное воскресенье он позволил Оуэну изложить основные заповеди христианства перед собранием почти 1000 мужчин-зулусов. Они были собраны в центре ограды Умгунгундхлову, снабжены пивом и рассажены полукругом в несколько рядов глубиной. Дингане отреагировала на это сообщение с некоторым раздражением, заявив, что для них это старая новость и несовместима с их взглядами: «Я и мой народ верим, что существует только один Бог – я и есть этот Бог… Я – Великий Вождь – Бог живых; Умативане [которого я убил] — Великий вождь нечестивцев». [ 7 ]
Королевский корпус ( дворец ) в УмГунгундлову
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |
Дингане построил свою столицу УмГунгундлову в 1829 году и расширил ее пять лет спустя. УмГунгундлову был построен по характерной планировке зулусского военного поселения (единственное число: иханда , множественное число: амаханда ). Иханда уланготи представляла собой большой центральный круглый плац ( исибая эсихулу ), окруженный казармами воинов ( ) и хижинами для хранения их щитов. [ 8 ] В Исибаю входили с севера.
Царская ограда ( исигодло ) находилась на южной стороне комплекса, прямо напротив главного входа. Здесь проживал король, его любовницы и служанки (Дингане никогда официально не была замужем), всего не менее 500 человек. Женщины были разделены на две группы: черные исигодло и белые исигодло . В состав черной исигодло входило около 100 привилегированных женщин, и в этой группе была еще одна элита, бхедже , меньшее количество девушек, которых король предпочитал в качестве своих любовниц. Для них было построено небольшое поселение позади главного комплекса, где они могли наслаждаться уединением. Остальными женщинами короля были белые исигодло . В основном это были девушки, подаренные королю его важными подданными. Он также выбрал других девушек на ежегодной церемонии получения первых фруктов ( умхоси воквешвама ).
входила огромная область в форме полумесяца В черное исигодло ; здесь женщины и король пели и танцевали. Хижины в чёрном исигодло были разделены на отсеки примерно по три хижины в каждом, огороженные двухметровой живой изгородью из переплетённых тростников , создававших сеть ходов. [ 9 ]
Личная хижина царя ( илаву ) располагалась в одном таком треугольном отсеке и имела три или четыре входа. [ 9 ] Его хижина была очень большой, и слуги содержали ее в очень чистом виде; в нем легко могли разместиться 50 человек. Современные археологические раскопки показали, что пол этой большой хижины имел диаметр около 10 метров. Археологи обнаружили внутри хижины 22 больших опорных столба, полностью покрытых стеклянными бусинами. [ 8 ] Это было отмечено в исторических отчетах Питом Ретифом , лидером вуртреккеров , и британскими миссионерами Джорджем Чемпионом и Фрэнсисом Оуэном.
На южной стороне, сразу за главным комплексом, располагались три отдельные закрытые группы хижин. Центральную группу использовали женщины уБхедже черного исигодло . В этой области они посвящали избранных молодых девушек на службу королю.
Восстание
[ редактировать ]Дингане не хватало военных и лидерских качеств Шаки; вожди повстанцев оторвались от его правления. Вожди, попавшие в немилость Дингане, бежали из страны, включая Сигнабани. [ 6 ]
Подданные Сигнабани, которые не смогли бежать вместе с ним, были согнаны в своих убежищах и убиты. Разногласия усугубились вооруженным конфликтом с вновь прибывшими воортреккерами . [ нужна ссылка ]
Конфликт с Воортреккерами
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2023 г. ) |

В ноябре 1837 года Дингане встретился с Питом Ретифом , лидером воортреккеров. В обмен на возвращение украденного скота Дингане подписал акт о уступке земель (написанный на английском языке) Воортреккерам. Принято считать, что Дингане знал, что подписывает, хотя он не мог иметь никакого формального образования, читать содержание документа или понимать концепцию постоянного владения землей, поскольку у зулусов не было в обычае передавать землю кому-либо. лица навсегда. [ 10 ] 6 февраля 1838 года, после двух дней пиршества, вождь убил Ретифа и его дипломатическую группу. [ 11 ]
Им было приказано оставить огнестрельное оружие за пределами королевского крааля. Внезапно, когда танец достиг апогея, Дингане вскочил на ноги и закричал: «Булалани абатакати!» [ 12 ]
Мужчин одолели и оттащили на холм КваМативане, названный в честь убитого там вождя. Ретиф и его люди были убиты . Некоторые утверждают, что они были убиты из-за того, что удержали часть скота, изъятого у вождя Секоньелы. По общему мнению, Дингане не хотели уступать землю, переданную им по договору, и не доверяли присутствию воортреккеров. [ 13 ]
В то же время силы Дингане убили незащищенный походный отряд Ретифа, около 500 буров и местных слуг, включая женщин и детей. Буры назвали это резней в Винене . Близлежащий современный город Винен ( по -голландски «плачущий») был назван первыми поселенцами в память о резне. [ нужна ссылка ]
Дингане приказал своей армии найти и уничтожить группу воортреккеров под командованием Андриса Преториуса . Зулусские импи атаковали лагерь Воортреккеров, но потерпели поражение в последовавшей битве на Кровавой реке . По оценкам, было убито 3000 зулусов. Командующим Дингане в сражении был Ндлела каСомписи . [ нужна ссылка ]
Свержение и смерть
[ редактировать ]В январе 1840 года Преториус и отряд из 400 буров помогли Мпанде в его восстании против его сводного брата Дингане, которое привело к свержению и смерти последнего. Мпанде сменил Дингане. В битве при Маконгко многие из людей Дингане перешли в армию Мпанде. Дингане приказал казнить своего генерала Ндлелу каСомписи и с несколькими последователями нашел убежище на территории Наяво в горах Лубомбо. Группа ньяво и свази убила его в лесу Хлатихулу . [ 14 ]
Могила Дингане находится недалеко от Ингвавумы в лесу Хлатикулу, в часе езды от слоновьего парка Тембе. [ нужна ссылка ]
Литературные отчеты
[ редактировать ]сэра Генри Райдера Хаггарда Романы «Нада Лили» и «Мари» включают версии некоторых событий из жизни Дингана, как и роман Бертрама Митфорда 1898 года «Жена Индуны». [ нужна ссылка ]
-
Дингане в обычном и танцевальном наряде, с натуры капитана Гардинера.
-
Дингане подписывает договор с Питом Ретифом , как изображено на памятнике Воортреккеру.
-
Бронзовая статуя Дингане в Маропенге на Великий поход к свободе» . выставке «
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Окойе, Феликс (1969). «Дингане: переоценка». Журнал африканской истории . 10 (2): 221–235. дои : 10.1017/S002185370000949X . S2CID 161299851 .
- ↑ Окойе, Феликс, Северная Каролина, « Дингане: переоценка », Cambridge University Press , апрель 1969 г. Проверено 17 марта 2011 г.
- ↑ История короля Шаки. Архивировано 5 июня 2012 года в Wayback Machine , по состоянию на 5 мая 2012 года.
- ^ Вуд, Дж. Г. (1878 г.). «Глава XXI. Домашняя жизнь». Нецивилизованные расы людей во всех странах мира . Том. 1. Хартфорд, штат Нью-Йорк: The JB Burr Publishing Co., стр. 207–209.
- ^ Девениш, Джордж (9 июля 2014 г.). «Миссионер и мученик» . Citizen.co.za. Свидетель . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бонар, Эндрю Редман (1849). «1. Суеверия язычников: зулусы». Инциденты миссионерского предприятия (3-е изд.). Эдинбург: Томас Нельсон. стр. 15–21 . Проверено 16 августа 2020 г. .
- ^ Киркби, преподобный г-н (июль – декабрь 1880 г.). «Зулуленд под Дингааном». Ежемесячный журнал Кейп . III : 324–326.
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Питер (2002). Археология юга Африки . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 373–375. ISBN 0-521-63389-3 .
- ^ Jump up to: а б Лабанд, Джон (1995). Веревка из песка: взлет и падение Королевства Зулу в девятнадцатом веке . Йоханнесбург: Джонатан Болл. п. 66. ИСБН 1-86842-023-Х .
- ^ Берд, Джон (1965). АННАЛЫ НАТАЛА, 1495-1845 гг . Том. 1. Кейптаун: СТРУК.
- ^ Дженкинсон, Томас Б. (1884). Амазулу: зулусы, их прошлая история, манеры, обычаи и язык . У. Х. Аллен. стр. 123 (n139) . Проверено 19 августа 2009 г.
- ^ «Убейте волшебников!»
- ^ «Зулусский король Дингане приказывает убить людей Пита Ретифа» .
- ^ Джон Лабанд, Исторический словарь зулусских войн , Scarecrow Press, 2009, стр. 62
- Э.А. Маре – Южноафриканский журнал истории искусств, 2009 – репозиторий.up.ac.za
- Зулусский король Дингане приказывает казнить людей Пита Ретифа - статья из South African History Online
Внешние ссылки
[ редактировать ]