Latah
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Латах — это состояние , при котором ненормальное поведение возникает в результате внезапного шока или другого внешнего стрессора, наблюдаемого почти исключительно у людей из Юго-Восточной Азии . При побуждении пострадавший человек обычно проявляет такое поведение, как крик, ругань, танцевальные движения, неконтролируемый смех, мимика и командное подчинение . [1] Физические симптомы включают учащенное сердцебиение и обильное потоотделение, но четкой физиологической причинно-следственной связи, помимо очевидной взаимосвязи между внезапным шоком и/или тяжелым эмоциональным стрессом, выявлено не было. Поскольку не было проведено исследований, указывающих на то, вызвано ли такое поведение генетическим заболеванием , уникальным для выходцев из Юго-Восточной Азии, набором психосоматических симптомов, вызванных культурными антропологическими факторами Юго-Западной Азии, или другой причиной, еще не выдвинутой гипотезой, причина осталась неустановленной.
Лата изначально была [2] считается культурно-специфичным расстройством испуга [3] [4] исторически это считалось личным отличием, а не болезнью. [1] [4] Подобные условия были зафиксированы и в других культурах и местах. Например, существуют так называемые Прыгающие французы штата Мэн , иму у женщин айнов Японии , мали-мали или силок у филиппинок , [5] и бат-щи ( ба джи ) у тайцев ; [5] однако связь между этими синдромами противоречива. [6]
Самая ранняя запись
[ редактировать ]Самое раннее упоминание о лате содержится в дневнике Дж. Р. Логана от 1849 года, когда он путешествовал из Малакки в Нанин . Хотя это всего лишь возможное упоминание, к 1860-м годам лата была четко идентифицирована в Малайе и на Яве. Поначалу лата рассматривалась просто как «мозговая привязанность», но в то время о ней мало что понимали. Записи О'Брайена с начала до середины 1880-х годов представляют собой первое записанное собрание информации о лате. Он заметил, что лата чаще встречается у женщин, чем у мужчин, и чаще встречается у более зрелых, а не молодых женщин. [7] Судя по многим первоначальным сообщениям европейских путешественников, Лата не сильно изменила ни демографическую группу населения, ни симптомы. [1]
Британский колониальный администратор Фрэнк Светтенхэм писал о лате в своем сборнике эссе « Малайские зарисовки» (1895 г.). Светтенхэм описывает, как двое полицейских с острова Амбон, дислоцированных в Селангоре в 1874 году и страдавших этим заболеванием, стали жертвами розыгрышей своих коллег.
Признаки и симптомы
[ редактировать ]Лата может по-разному влиять на людей; у кого-то может быть очень сильная реакция или легкая реакция во время эпизода Латы. Каждый экземпляр латы приобретался с течением времени. Те, кто пострадал, а это в подавляющем большинстве женщины среднего и старшего возраста, не рождаются латами. Обычно это происходит во время менопаузы. [ нужна ссылка ] В высших социальных слоях Малайзии и Явы отсутствует лата, что позволяет предположить, что они более склонны подавлять свои реакции, чем те, кто принадлежит к более низким социальным классам. [ нужна ссылка ]
Эпизод латы возникает после испуга (тыкания, крика, падения чего-либо). Во время эпизода человек-латах начинает выкрикивать непристойности, имитировать слова или жесты окружающих или даже тех, кого показывают по телевизору, и часто подчиняется любым данным ему командам – какими бы возмутительными или противоречащими культурным нормам они ни были. Лица с латой совершают движения, напоминающие поведение, обычно свойственное определенным стадиям детского развития. Человек вряд ли вспомнит что-либо, произошедшее во время эпизода. [ нужна ссылка ]
Малайский взгляд
[ редактировать ]Когда малайцев спросили, почему, по их мнению, женщины чаще страдают от латы, они ответили культурным объяснением, что у женщин меньше «семангата» или душевной субстанции. Они также сказали, что женщин просто легче дразнить, чем мужчин, и, соединяя эти два фактора вместе, лата становится более заметной и развивается во время повторяющихся провокаций у женщин, чем у мужчин. Это также объясняет более высокую распространенность лата среди людей с более низким статусом, поскольку они более уязвимы для злоупотреблений, чем другие. Малайцы также считают, что женщины более восприимчивы, потому что они теряют больше крови, чем мужчины, во время менструации. Некоторые малайцы считают, что чрезмерное щекотание ребенка в дальнейшем предрасполагает его к лате. [8]
В Kamus Dewan , авторитетном малайском словаре с определениями на малайском языке, мелата определяется как «непроизвольно говорить или делать что-либо из-за удивления». [1]
В ДСМ
[ редактировать ]Лата был включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM) IV в раздел «Диссоциативное расстройство: не указано иное» как синдром, связанный с культурой. DSM IV описывает лату как гиперчувствительность к внезапному испугу, часто с эхопраксией , эхолалией , подчинением командам и диссоциативным или трансоподобным поведением. В нем упоминаются другие культуры, где встречается лата, но единственная дополнительная информация, которую дает DSM-IV, заключается в том, что в Малайзии она чаще встречается у женщин среднего возраста. Он был удален из DSM-5, и вместо того, чтобы DSM-5 расширял список синдромов, связанных с культурой DSM IV, вместо этого были предоставлены перекрестные списки для более широко известных расстройств, которые синдром, связанный с культурой, можно было бы классифицировать как . В DSM-5 исключен термин «синдром, связанный с культурой», и заменен его более «чувствительным» языком, а также глоссарий, в котором теперь сокращенный список ранее признанных синдромов, связанных с культурой, озаглавлен «Другие уточненные» и «Неуточненные» диссоциативные расстройства. Добавлено более общее обсуждение, включающее формирование культурной идентичности, объяснение и оценку.
В популярной культуре
[ редактировать ]Уильям С. Берроуз несколько раз упоминает лату в своем романе 1959 года «Голый обед» , «пародии на современного массового человека, находящегося в условиях современных программ кондиционирования рекламы и публичной морали», по словам Эрика Моттрама. [9] Берроуз описал лату как связанную с эхопраксией , а также как насильственно вызванную, а не возникающую спонтанно. Лата также упоминается в романе Берроуза 1963 года «Письма Яге» .
Возможные причины
[ редактировать ]Появление латы часто связано со стрессом. В исследовании, проведенном Таннером и Чемберлендом в 2001 году, [10] значительное количество участников исследования испытали жизненный стресс (например, смерть ребенка или мужа) непосредственно перед тем, как стать латахом. Кроме того, большое количество участников многих исследований сообщили о странных снах, происходящих непосредственно перед наступлением Латы. Эти сны обычно имели сексуальный элемент, часто с участием пенисов. По мнению Таннера и Чемберленда, возможно, сны, хотя и с вариациями, указывают на какую-то дисфункцию в определенной анатомической области. Дальнейшее изучение этого вопроса может привести к более глубокому пониманию причины и/или лечения латы. [10] : 526–529 Осборн (2001) утверждает, что лата — возможный выход эмоций в удушающей культуре. [11] Винзелерс считает, что лата менее унизительна для женщин, чем для мужчин, и что женщины на самом деле имеют больше свободы в обществе, потому что они не придерживаются таких строгих стандартов, как мужчины. Он утверждает, что с возрастом мужчины больше заботятся о личном достоинстве и самообладании, а женщины - меньше. Из-за этого женщины чувствуют больше свободы в поведении лата, а мужчины - нет. [1]
См. также
[ редактировать ]- Гиперэкплексия – генетическое заболевание, вызывающее чрезмерную реакцию испуга.
- Тик – внезапное движение или вокализация.
- Синдром Туретта – расстройство нервного развития, включающее двигательные и голосовые тики.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Винзелер Р. (апрель 1984 г.). «Изучение малайского Лата». Индонезия . 37 (37): 77–104. дои : 10.2307/3350936 . JSTOR 3350936 . (требуется подписка)
- ^ Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам: DSM-IV (4-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Американская психиатрическая ассоциация. 1994. ISBN 0-89042-061-0 . ОСЛК 29953039 .
- ^ Дрейссен Ю.Е., Тийссен М.А. (декабрь 2012 г.). «Синдромы испуга: физиология и лечение» . Эпилепсия . 53 (Приложение 7): 3–11. дои : 10.1111/j.1528-1167.2012.03709.x . ПМИД 23153204 . S2CID 25418062 .
- ^ Перейти обратно: а б Гимлетт Дж.Д. (август 1897 г.). «Заметки об этиологии, симптомах и лечении Латы с сообщением о двух случаях» . Британский медицинский журнал . 2 (1912): 455–7. дои : 10.1136/bmj.2.1912.455-а . ПМК 2407745 . ПМИД 20757229 .
- ^ Перейти обратно: а б Хан, Джеймс Пер (1991). Лата: культурно-специфическая модель поведения в Малайзии и Индонезии . Калифорнийский университет, Сан-Диего, факультет антропологии. [ нужна страница ]
- ^ Винзелер, Роберт Л. (1995). Лата в Юго-Восточной Азии: история и этнография синдрома, связанного с культурой . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 33–51. ISBN 978-0-521-44077-6 . Проверено 26 февраля 2008 г.
- ↑ Гимлетт, JD (21 августа 1897 г.). «Заметки об этиологии, симптомах и лечении Латаха с сообщением о двух случаях» [Электронная версия]. Британский медицинский журнал , 455-457.
- ^ Саймонс, RC (2001, 1 ноября). «Введение в синдромы, связанные с культурой». В «Психиатрические времена» . Проверено 6 апреля 2016 г.
- ^ Паркингсон А.Д., Отдавая основные американские корни. Архивировано 14 января 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Таннер, CM; Чемберленд, Дж (2001). «Лата в Джакарте, Индонезия». Двигательные расстройства . 16 (1): 526–529. дои : 10.1002/mds.1088 . ПМИД 11391750 . S2CID 22829901 .
- ^ Осборн, Л. (2001, май). «Региональные беспорядки». Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кенни, МГ (1978). «Лата: символика предполагаемого психического расстройства». Культура, медицина и психиатрия . 2 (3): 209–231. дои : 10.1007/BF00051005 . ПМИД 710172 . S2CID 29736522 .
- Саймонс, RC (ноябрь 2001 г.). «Введение в синдромы, связанные с культурой» . Психиатрические времена . XVIII (11). Архивировано из оригинала 20 мая 2020 г. Проверено 21 июля 2013 г.
- «Нова и Ветера» . Британский медицинский журнал . 1 (2669): 438–46. 24 февраля 1912 г. doi : 10.1136/bmj.1.2669.438-a . ПМК 2345217 . ПМИД 20766030 .
- «Специальная переписка» . Британский медицинский журнал . 1 (1423): 763–765. 7 апреля 1888 г. doi : 10.1136/bmj.1.1423.763 . ПМК 2197720 .