Чойинг Дордже, Десятый Кармапа
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2010 г. ) |


Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Чойинг Дордже (1604–1674) был десятым Кармапой или главой школы Кагью тибетского буддизма .
Чойинг Дордже родился в царстве Голок , Амдо . В возрасте восьми лет он был признан Шамаром Мипамом Чокьи Вангчуком, шестым Шамарпой , и получил полные передачи Кагью. [ 1 ]
При его жизни Тибет столкнулся с внутренней нестабильностью, поскольку прокагьюский царь подавил — против воли Кармапы — школу Гелуг и запретил поиски реинкарнации Далай -ламы . Регент гелуг обратился за помощью к Гуши-хану , царю-воину хошут - монголов.
Монгольская армия напала на Шигадзе и заставила многие монастыри перейти в школу гелуг. [ 2 ] [ 3 ] Гражданская война дошла до такой степени, что Чойингу Дордже пришлось бежать из Тибета, и он назначил Гошира Гьялцаба временным регентом. Школа Кагью была почти полностью уничтожена в провинции Цанг , однако она сохранилась в провинциях Амдо и Кхам .
Изгнание
[ редактировать ]Во время своего изгнания (1648–1672) Чойинг Дордже много путешествовал по Бутану , Амдо и Кхаму в Восточном Тибете, Бирме и Непале , основывая монастыри на своем пути. [ 4 ] Путешествуя по опасным землям, он часто скрывал свою личность, носил обычную одежду, а иногда его грабили и заставляли просить милостыню в регионе, на диалекте которого он не говорил. Он писал книги на разные темы, сочинял песни, создал огромное количество картин и скульптур. Кроме того, в изгнании он вернул обеты монаха и обзавелся семьей. [ 5 ]
Семья и дети
[ редактировать ]Вероятно, когда Кармапа находился на крайнем юго-востоке Тибета в течение двенадцати лет, он взял себе супругу. Он стал отцом нескольких сыновей и дочерей. Один из его сыновей, Норбу Зангпо, был признан Шестым Цурпу Гьелцабом (ок. 1659-1698). Кармапа возвел на трон своего трехлетнего сына Норбу Зангпо в храме, который он помог построить в Гьелтанге голыми руками. В 1667 году Кармапа привел его в храм Рикнга и совершил посвящение в послушники. В 1672 году Кармапа вернулся в центральный Тибет с большой свитой, в которую входили его жена, сыновья и дочери. Скорее всего, основной причиной возвращения было организовать размещение своего сына Норбу Зангпо в Цурпу. [ 6 ]
Возвращение в Центральный Тибет.
[ редактировать ]После двадцати четырех лет изгнания школа Кагью больше не была доминирующей школой тибетского буддизма. В 1674 году V Далай-лама встретился с Чойингом Дордже во дворце Потала , и после множества конфликтов и трудностей все приветствовали примирение. [ 7 ]

Искусство
[ редактировать ]В тибетском художественном наследии Чойинг Дордже, пожалуй, самый выдающийся художник всех времен. Различные биографии сходятся во мнении, что Десятый Кармапа уже в молодом возрасте был талантливым художником и скульптором. Также неоднократно утверждается, что он с юных лет особенно любил индийские статуи из Кашмира . Это объясняет, почему многие статуи, сделанные Десятым Кармапой – независимо от того, отлиты ли они из металла или вырезаны из слоновой кости, дерева или раковины и т. д. – стилистически очень близки к латунным статуям из Кашмира и Свата .
Однако Чойинг Дордже не просто копировал древние индийские и тибетские произведения. Просто вдохновившись, он скорее создал собственное произведение искусства – пусть и с использованием старинных стилистических элементов. Как упоминается в его биографиях, у него было множество возможностей изучать ранние статуи во время его периодических посещений храма Джоканг в Лхасе. На его деятельность как художника, очевидно, повлияла китайская традиция, что также объясняет, почему Чойинг Дордже написал много работ на шелке. Китайское влияние на творчество Чойинга Дордже берет свое начало в картинах архатов , которые он видел в Тибете и несколько раз копировал. Десятый Кармапа также столкнулся с другими китайскими росписями по шелку во время своей ссылки в Лицзян , где он пробыл несколько лет при дворе местного правителя. Чойинг Дордже также создавал картины под влиянием стилей Кашмира и Западного Тибета. [ 8 ] [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «10-й Кармапа» .
- ^ Лэрд, Томас. (2006). История Тибета: Беседы с Далай-ламой , с. 165. Гроув Пресс, Нью-Йорк. ISBN 978-0-8021-1827-1 .
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . Второе издание, исправленное и дополненное, с. 42. Шамбала. Бостон и Лондон. ISBN 0-87773-376-7 .(pbk)
- ^ «10-й Кармапа» .
- ^ «Десятый Кармапа Чойинг Дордже» .
- ^ «Десятый Кармапа Чойинг Дордже» .
- ^ Кармай, Самтен К. (2005). «Великая пятёрка», с. 2. Загружено в формате PDF 16 декабря 2007 г. по адресу: [1] Архивировано 15 сентября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ фон Шредер, Ульрих. Буддийские скульптуры в Тибете . Том. Один: Индия и Непал ; Том. Два: Тибет и Китай ; С. 96, 530, 702, 706, 744 н.н. 619–620; 745, 747, 752, 754, 756, 762, 764, 796–819 , 997, 1126, 1223, 1230; Рис. XII–18–25; Пожалуйста. 16Д–Е (?), 191–194, 340Б (?). (Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd, 2001.) ISBN 962-7049-07-7 ; ISBN 978-962-7049-07-4 .
- ^ фон Шредер, Ульрих. Буддийские скульптуры Фонда Алена Бордье . с. 50–51, табл. 22А. (Гонконг: Visual Dharma Publications, Ltd., для Фонда Алена Бордье, 2010 г.) ISBN 962-7049-14-X ; ISBN 978-962-7049-14-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Тинли, Карма (2008). Эксцентрик в черной шляпе: художественные видения Десятого Кармапы . США: Праджня Пресс. п. 150. ИСБН 978-1-57062-644-9 .
- Дебрецени, Карл (2012). История шестнадцати Кармап Тибета . Нью-Йорк: Художественный музей Рубина. ISBN 978-0977213108 .
- Ринпоче, Шармар (2012). Золотой лебедь в бурных водах: жизнь и времена десятого Кармапы Чойинга Дордже . США: Райская птица Пресс. ISBN 978-0988176201 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]