Голок люди
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Голок или Нголок ( тибетский : མགོ་ལོག ; Китайский : 果洛 ; пиньинь : guǒluò ) народы проживают в Тибетской автономной префектуре Голог , Цинхай, Китай, вокруг верховьев Желтой реки ( Wylie : dmar chu ) и священной горы Амне Мачин ( Wylie : rma rgyal spom ra ). Голоки были известны как в Тибете, так и в Китае как свирепые бойцы, свободные от тибетского и китайского контроля.
Голок не является однородной группой, а состоит из народов очень разного географического происхождения в регионах Кхамс и Амдо . [ 1 ] Голок был приютом для беженцев и иммигрантов со всего Амдо и Кхама , и они представляют собой объединение народов различного происхождения. [ 2 ]
История
[ редактировать ]Голоки были известны как в Тибете, так и в Китае как свирепые бойцы, свободные от тибетского и китайского контроля. Имя Голок ( Уайли : mgo log, 'go log ) иногда интерпретируется как означающее «мятежный». В документе китайского правительства Голок переведен как «повернувший голову». [ 3 ] Ни Тибет, ни Китай не смогли подчинить их надолго. [ 4 ] Легенды гласят, что ими управляла Королева, перевоплощенная богиня, власть которой передавалась от матери к дочери. [ 4 ]
Гологи стремились оставаться вне контроля какого-либо государства, ни Тибета, ни Цинского Китая. В 1908 году пастух-голог сказал: «Мы, гологи... с незапамятных времен не подчинялись никому, кроме наших собственных законов». [ 5 ] В народной песне, записанной в 1951 году, говорилось: «Против приказов короля Дхармы Тибета я восстаю! Против Китая я восстаю! Мы сами принимаем законы!» [ 6 ]
Встреча с Тибетом
[ редактировать ]В 1828 году, когда великий мистик и поэт Амдо начала XIX века Шабкар Цокдрук Рангдрол возвращался в Амдо из Центрального Тибета, его караван, перевозивший пропуска от Далай-ламы и Панчен-ламы , подвергся жестокому нападению и разграблению со стороны соплеменников Голок. Несколько месяцев спустя Шабкар рассказал Цинхая амбаню , который был старшим администратором Цин в Синине , о том, что произошло. Амбань, признав, что племена голоков находятся вне контроля Империи, попросил Шабкара попробовать проповедовать им в надежде, что это сможет их в какой-то степени укротить. [ 4 ]
Встреча с Китаем
[ редактировать ]
Китайцы никогда раньше не могли контролировать Голоков, некоторые районы которых были преданы Лабрангу, но многие другие были полностью независимыми. В периодических засадах гибли солдаты армии Нинхай , в результате чего погибали грузы и домашний скот, например, яки. Армия Хуэй , обладая современным вооружением, приняла драконовские меры и истребила группу голоков, а затем созвала племена голоков на переговоры только для того, чтобы убить их. Христианский миссионер, описывая истребление голоков мусульманской армией как стихийное бедствие, описал события 1921 года следующим образом:
В летние месяцы Бог снова использовал мусульман Западной провинции Ганьсу, чтобы более полно ответить на молитвы Его народа за последние полвека за темную землю Тибета. В апреле месяце они предприняли поход против диких голоков, заняв большую территорию в пяти или шести днях западнее и юго-западнее поля, которое мы сейчас пытаемся занять. Одной из главных естественных причин вторжения было убийство голками нескольких солдат, перевозивших официальные депеши, и захвативших четыре-пять тысяч яков, принадлежавших Верховному комиссару. Голоки состояли из трех групп и были самым надменным народом, считая себя неприступным, так как ни разу за всю свою историю они не были покорены китайцами. Но мусульмане своим современным огнестрельным оружием практически уничтожили одну группу, а две другие поспешили капитулировать. Однако сообщается, что первый и самый сокрушительный удар был нанесен предательством. Три группы были созваны вместе, чтобы предложить свои материалы. Голоки подверглись внезапному нападению, и многие из них были убиты. Остальные бежали, не предприняв в своем ослабленном состоянии никакой попытки отомстить за своих павших друзей. Затем последовала глава ужасного кровопролития и жестокости. Мужчин, женщин и детей безжалостно предавали мечу, а тысячи людей сгоняли в Желтую реку, чтобы они погибли в ее мутной воде. Была взыскана крупная контрибуция, увезены тысячи овец, яков и лошадей, конфискованы тонны шерсти. Таким образом становится безопасным для путешествий и миссионерской работы огромный кусок страны, населенный тысячами кочевников. Мы славим Бога за тот шаг вперед, который Он позволил нам сделать». [ 7 ]
После того, как тибетцы напали на мусульманскую армию Нинхая в 1922 и 1923 годах, армия Нинхая вернулась в 1924 году и разгромила тибетцев, убив многих тибетцев. [ 7 ]
Распределение
[ редактировать ]Их территория по-тибетски называется смар ког . Точные границы исторической территории Голока не соответствуют границам современной префектуры. Исторически регион, известный как Голог, включал в себя части северной провинции Сычуань , уезд Макю в префектуре Ганло в провинции Ганьсу и другие места в традиционных тибетских регионах Амдо и Кхамс.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Штейн (1961), стр. 44, 68.
- ^ Ринзин Таргьял; Хубер, Тони (2007). Кочевники восточного Тибета: социальная организация и экономика скотоводческого поместья в царстве Деге . БРИЛЛ. п. 185.
- ^ Да Цзе 达杰; Голок: С моей точки зрения | Внутренний правительственный документ Китая.
- ^ Jump up to: а б с Бальдиццони (1994), с. 53.
- ^ Рок, Джозеф. Хребет Амние Ма-Чхен и прилегающие регионы: монографическое исследование. 127. Рим: ИсМЕО, 1956.
- ^ Норбу, Намкай. Путешествие среди тибетских кочевников. 3. Дхарамсала: Библиотека тибетских произведений и архивов, 1997.
- ^ Jump up to: а б Ниетупский, Пол Кокот (1999). Лабранг: тибетский буддийский монастырь на перекрестке четырех цивилизаций . Публикации Снежного Льва. п. 86. ИСБН 1-55939-090-5 . Проверено 28 октября 2010 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Бальдиццони, Тициана и Джанни (1994). Тибет: Путешествие в Запретный город . White Star Srl, Верчелли, Италия. Американское издание (1996 г.) Стюарта, Табори и Чанга, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. ISBN 1-55670-511-5 .
- Корнман, Робин. (2005) «Влияние эпоса о царе Гесаре на Чогьяма Трунгпу», в книге « Вспоминая Чогьяма Трунгпу» , ред. Фабрис Мидаль. Публикации Шамбалы. Бостон. ISBN 978-1-59030-207-1 .
- Штейн, Р.А. (1961): Древние племена китайско-тибетских маршей . Париж. Прессы Universitaires de France.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роуэлл, Гален (февраль 1982 г.). «Кочевники Запада Китая». Нэшнл Географик . Том. 161, нет. 2. С. 244–263. ISSN 0027-9358 . OCLC 643483454 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотографии людей Голока. [1] Архивировано 14 декабря 2018 г. на Wayback Machine.
- Монастырь Туптен Чокор Линг – Великая Ступа мира во всем мире. [2]