Белградская пагода
Калмыцкий буддийский храм , также известный как Калмыцкий дом , был буддийским храмом в Белграде , столице Сербии . Он был построен в 1929 году как один из первых буддийских храмов в Европе, служил религиозным целям до 1944 года и полностью снесен в середине 1960-х годов.
Расположение
[ редактировать ]Пагода располагалась в районе, известном сегодня как Учительско Населье , в Звездара муниципалитете . Учительско-Населье — это часть более крупного района Коньярник . Улица, на которой он располагался, получила название Будистичка после постройки храма (Буддийская), а сегодня называется Будванска ( улица Будвы ). [ 1 ]
Происхождение пагоды
[ редактировать ]После Октябрьской революции огромное количество выходцев из России, сторонников Белого движения эмигрировало 1917 года в Югославию , в том числе Петр Врангель генерал Белой армии . Среди них были сотни калмыков , западно-монгольских людей буддийской веры, населявших берега Каспийского моря . С апреля 1920 г. до конца 1923 г. около 500 калмыков вошли в Сербию, 400 из них поселились в Белграде, создав таким образом крупнейшую калмыцкую колонию в Европе. [ 1 ] [ 2 ]
Они поселились на восточных окраинах Белграда: Карабурма , Бюльбулдер , Цветкова Пияча , Црвени Крст . [ 3 ] Однако большинство из них поселились в Мали Мокри Луг , пригороде Белграда того времени. Имея в своей общине несколько священников, они уже в 1923 году арендовали комнаты в сохранившемся доме по улице Воислава Илича № 47 для богослужений. [ 4 ] В 1925 году его перенесли на улицу Метохийскую № 51 и начали акцию за строительство настоящего храма. [ 2 ] Калмыков возглавляли бывший полковник Российской Императорской Армии Абуша Алексеев (1886–1938) и буддийский старец Маньчжур Боринов (1872–1928). [ 3 ] Они официально сформировали свою белградскую организацию в апреле 1929 года, и Алексеев был избран ее главой. [ 5 ]
Многие калкмыки работали на кирпичном заводе, принадлежавшем промышленнику Милошу Ячимовичу (1858-1940), и вскоре он стал крупным благотворителем их общины. В 1928 году он пожертвовал участок, на котором был построен храм, а также предоставил строительные материалы, кирпич и черепицу. В том же году калмыки получили разрешение на строительство храма, данное им как политическими властями, так и властями Сербской Православной Церкви . Король Югославии Александр I также помог им финансово. [ 1 ] [ 5 ]
Храм был освящен 12 декабря 1929 года. Среди гостей были представители калмыцкой диаспоры в Чехословакии и Франции , а также представители русских организаций в Белграде, в том числе атаманы Донского казачества и Терского казачества , как и калмыки по-русски. Империя в основном служила в армейских конных частях. [ 5 ] Вскоре храм стал достопримечательностью, его занесли в туристические путеводители, а улица, на которой он был построен, получила официальное название «Буддийская». Правительство города оказало финансовую поддержку храму, поэтому в 1935 году он был реконструирован и расширен. Главную стену украсили два нарисованных оленя. Находясь так далеко от буддийских стран, в храме не хватало многих артефактов, необходимых для религиозного служения. Благодаря контактам с японским посланником в Бухаресте , в соседней Румынии большая бронзовая статуя Будды прибыла , из Токио , которая была освящена 25 марта 1934 года. [ 1 ] [ 6 ] [ 7 ] Вместе со статуей Будды прибыло дополнительное религиозное оборудование (барабаны, гонги и т. д.), но груз остался на таможне, которая потребовала уплаты с калмыков огромной суммы денег. Министерство юстиции вмешалось, и груз буддистов был объявлен свободным от таможни. [ 5 ]
Калмыки в Белграде
[ редактировать ]Внутри храма калмыки основали Буддийский духовный совет, который был центром взаимодействия всех местных калмыков в Сербии, но также поддерживал связи с калмыцкими общинами из других частей Европы. Торгутская принцесса Нирджидма посетила храм 20 сентября 1933 года. В Центре также была буддийская религиозная школа и классы калмыцкого языка. [ 8 ]
За внешний вид местное население в просторечии называло их «китайцами». Поскольку в гендерном соотношении эмигрантов была большая разница: одна женщина на пять мужчин, их число в Белграде никогда не превышало 500. В результате теплых отношений между двумя общинами существовали калмыцко-сербские браки, в которых мужчины женились бы на сербских женщинах. Как сообщали очевидцы того периода, дети от этих браков имели «белый цвет лица, унаследованный от нас, и раскосые глаза, унаследованные от них». В пагоде был красивый розарий, и когда дул ветер, колокольчики играли музыку. Калмыки часто угощали соседей чаем, а во время религиозных праздников дарили подарки соседским детям. [ 1 ]
В 1934 году, по буддийским обычаям, через 49 дней после убийства короля Александра в Марселе , была совершена служба, поскольку он был благодетелем храма. Другим благотворителем был посол США в Белграде в 1926–1932 годах Джон Д. Принс . [ 1 ]
Калмыки вскоре стали известны как трудолюбивые работники. [ 5 ] Помимо кирпичных заводов, они в основном работали возчиками и портными. Самым известным калмыком в Югославии был Учур Кульдинов, футболист ФК Югославия . Они также были известны коневодством . Когда в 1938-1940 годах строился Дворец Албания , который должен был стать самым высоким зданием на Балканах , проект предусматривал три этажа под землей. Поскольку у городских властей не было необходимой для работы техники, они пригласили калмыков на лошадях и повозках вывезти обломки и землю из котлована. [ 1 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Во время войны отношения между соседями испортились. С одной стороны, калмыки встали на сторону немецких оккупационных сил, а с другой, городское правительство, которое было частью назначенного немцами марионеточного режима в Сербии , лишило их финансовой поддержки в 1942 году, поскольку они не имели «сербской национальности». С наступлением югославских партизан и Советской Красной Армии в сентябре 1944 года и опасаясь репрессий со стороны последней, около 300 оставшихся калмыков отошли вместе с немецкими войсками сначала в Германию, а затем переселились в Нью-Джерси , Соединенные Штаты Америки, где они обосновались. новая колония. [ 1 ] [ 5 ] [ 7 ] [ 9 ] Они переехали в 1951–1952 годах и в основном поселились в округе Монмут .
После 1945 г.
[ редактировать ]С 12 по 16 октября 1944 года, в последние дни освобождения Белграда , верхняя часть храма была снесена из-за боев в его окрестностях. Поскольку не осталось ни верующих, ни религиозных артефактов, новое коммунистическое правительство больше не считало его храмом. В 1950 году купол был полностью снесен, а первый этаж переоборудован под культурный центр. Такие организации, как Социалистический союз трудящихся Югославии и Женский антифашистский фронт Югославии, проводили в нем конференции, но он также использовался для более общественных мероприятий, таких как свадьбы и танцы. Тем не менее, даже в конце 1950-х годов этот район в просторечии называли «Китайским кварталом». Затем здание было передано компании «Будучность» , которая в середине 1960-х годов полностью снесла его и построила вместо него новое двухэтажное здание. Компания разместила в нем свою холодильную службу, но здание уже давно заперто и не используется. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ]
Наследие
[ редактировать ]Белградская пагода считается одним из самых ранних буддийских храмов в Европе, вероятно, вторым, специально построенным для этой цели и в стиле пагоды, после храма Дацан Гунзэчойней в Санкт-Петербурге , построенного с 1909 по 1915 год. [ 10 ] [ 11 ]
Калмыки и их храм сегодня почти полностью забыты, но, тем не менее, они послужили источником вдохновения для нескольких работ, в том числе исследования «Калмыки в Сербии 1920-44» Томы Миленковича Кая, Белград и хороший американец (1998), романа Мирьяны Джурдевич « » (1998). 2009; «Хороший американец» (посол США Джон Д. Принс ) и документальный фильм Однажды в Белграде были калмыки» (2012). Бошко Милосавлевича « [ 1 ] Однако в 2010-е годы газеты начали время от времени печатать статьи о калмыках, все больше и больше донося свою историю до современного читателя и обычно называя храм белградской пагодой.
Несмотря на забвение, калмыки оставили большой след в этимологии современного Белграда. Один из крупнейших современных кварталов, Конярник («район коневодства»), который полностью развивался с 1960-х годов, назван в честь лошадей, которых калмыки держали на этом участке до войны ( конж по-сербски означает «лошадь»). [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Дмитрий Буквич (27 марта 2017 г.). «Потомки Чингисхана в Белграде» . Политика . п. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с «Введение — приход калмыков в Сербию» . www.members.tripod.com .
- ^ Перейти обратно: а б «Когда в Белграде открылся первый буддийский храм?», Politika (на сербском языке), 24 мая 2012 г.
- ^ «Калмыцкий буддийский храм в Белграде (1929 – 1944 гг. Ранний период») . www.members.tripod.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Оливера Попович (10 марта 2019 г.). «Калмыки, наши первые переселенцы» [Калмыки, наши первые переселенцы]. Политика-Магазин, №1. 1119 (на сербском языке). стр. 28–29.
- ^ «Освящение храма: 12 декабря 1929 года» . www.members.tripod.com .
- ^ Перейти обратно: а б с «Первые годы храма (1930-1932)» . www.members.tripod.com .
- ^ «Калмицкий дом» . www.members.tripod.com .
- ^ Милош Юришич; Снежана Тошева (17 октября 2020 г.). Развитие Белграда и я на старых открытках, фотографиях и картах [Развитие и этапы Белграда на старых открытках, фотографиях и картах]. Politika-Kulturni dodatak (на сербском языке). п. 7.
- ^ Араш Борманшинов: «Первый буддийский храм в Европе»; Элиста , Шамбала, 5-6/, 1997.
- ^ «Второй буддийский храм в Европе находился в Белграде» . Строительство (на сербском языке). 16 декабря 2020 г. Проверено 19 декабря 2020 г.
Литература
[ редактировать ]- Джон Д. Принс: «Заметка о калмыках в Белграде», американский антрополог (1928), стр. 341–345.
- Иосип Сухий: "На обиску при будистых", Ютро, бр.171, 1932.
- Стеван Попович: «Белград Калмычи», Белград, муниципальная газета Белграда, № 12, 1939.
- Хемут Клар: «Калмыки и колесо», Лондон, Средний путь, 29, 3, 1954.
- Хельмут Клар: «Калмыки и их храм в Белграде и Мюнхене», Бодхи Баум, 5, 1/1980
- Ольга Латинчич: «Буддийский храм в Белграде», Архив, Белград, 1-2 февраля 1982 г.
- Змаго Шмитек: «Калмская община в Белграде», «Культура Истока», 25/1990.
- Араш Борманшинов: «Первый буддийский храм в Европе»; Элиста, Шамбала, 5–6/, 1997.
- Тома Миленкович: «Калмыки в Сербии (1920-1944)»; Белград, 1998 год.