Ойраты
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
655,372 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай (в основном в Синьцзяне ) | 250 000 (оценка 2013 г.) |
Монголия | 205 000 (перепись 2010 г.) |
Россия | 183 372 (перепись 2010 г.) |
Кыргызстан | 12,000 (2018) |
Другой | 5,000 (2020) |
Языки | |
В основном: ойратский , русский , другие монгольские языки. Региональный: китайский | |
Религия | |
Тибетский буддизм , монгольский шаманизм , ислам [ 1 ] | |
Родственные этнические группы | |
Калмыки и другие монгольские народы , тувинцы |
Ойраты ( монгольские : Ойрад , Ойрад , Монгольское произношение: [ɔiˈrɑt] ) или Oirds ( Ойрд , Oird ; калмыцкий : Өөрд ; китайский : Wala , Wَlà/Wَlā ), также ранее элуты и элеуты ( китайский : Erut , Èlǔtè ), [ 2 ] [ 3 ] Это самая западная группа монголов , чья прародина находится в Алтайском регионе Сибири , Синьцзяне и западной Монголии .
Первое документальное упоминание об Элуте и Елуте содержится в Онгинских «рунических» надписях, датированных шестым веком. [ 4 ] Исторически ойраты состояли из четырех основных племен: джунгар (чорос или олоты / элут / йелут / элутэ ), торгут , дербет и хошут .
Политическая элита Жужан и Тобгач империй говорила на монгольском языке YELÜ -T. Хотя в этих двух империях проживало многоязычное население, языком дипломатии, торговли и культуры был диалект ОЛУ (YELÜ) древнемонгольского происхождения. [ 4 ] Когда Тобгачи разрушили империю Жужан, монголоязычный аварский народ бежал в прикаспийские степи. [ 4 ]
Это перемещение спровоцировало ряд событий. Поселившись на Кавказе около 558 года, монгольские авары вмешивались в германские племенные конфликты, образуя союзы, например, с лангобардами, чтобы свергнуть гепидов, которые были союзниками Византии. [ 5 ] Между 550 и 575 годами они укрепили свое присутствие, основав ханство монгольских аваров (6-8 века) в прикаспийских и венгерских степях. [ 5 ]
Современные калмыки Калмыкии . на Каспийском море в юго-восточной Европе — ойраты
Этимология
[ редактировать ]Название происходит от монгольского oi <* hoi («лес, леса») и ard <* harad («люди»), [ 6 ] и их причислили к « лесным людям » в 13 веке. [ 7 ] Подобно этому, тюркское ağaç eri («лесной человек») встречается как племенное название, такое как Акацири , древнее племя среди европейских гуннов , а также как топоним во многих местах, включая искаженное название города Агаджари в Иран. Второе мнение предполагает, что название происходит от монгольского слова oirt (или ойрхон ), означающего «близкий (как на расстоянии)», то есть «близкие/ближайшие».
Название Oirat может произойти от искажения первоначального названия группы Dörben Öörd , что означает «Союзная четверка». Возможно, вдохновленные названием Дорбен Оёрд, другие монголы иногда использовали для себя термин «Дёчин-монголы» («Дёчин» означает сорок), но между большим количеством племен редко была такая большая степень единства, как среди ойратов.
Система письма
[ редактировать ]В 17 веке Зая Пандит , [ 8 ] монах гелуг из племени хошут изобрел новую систему письма под названием «Чистое письмо» для использования ойратами. Эта система была разработана на основе древней монгольской письменности , но имела более развитую систему диакритических знаков , исключающую неправильное прочтение, и отражала некоторые лексические и грамматические отличия ойратского языка от монгольского . [ 9 ]
Четкая письменность использовалась в Калмыкии до середины 1920-х годов, когда она была заменена латинским алфавитом , а затем и кириллицей . Его можно увидеть на некоторых вывесках в столице Калмыкии Элисте , а в школах его преподают поверхностно. В Монголии в 1941 году он также был заменен кириллицей. Некоторые ойраты в Китае до сих пор используют ясное письмо в качестве основной системы письма, а также монгольское письмо.
Памятник Зая Пандиту был открыт к 400-летию со дня рождения Зая Пандита и к 350-летию создания им Ясного Писания. [ 10 ]
История
[ редактировать ]Ойраты имеют некоторую общую историю, географию, культуру и язык с восточными монголами и в разное время были объединены под одним и тем же лидером, как более крупное монгольское образование, независимо от того, был ли этот правитель ойратского происхождения или чингиссидов .
Состоящие из Хошут ( монгольский : «хошууд», хошууд ), Чорос или Олёт («өөлд», Ööld ), Торгут («торгууд», Торгууд ) и Дербет («дөрвөд», Дорвёд этнических групп ), они были названы калмыками или Калмак, что означает «остаток» или «оставшийся», от их западных тюркских соседей. В различных источниках также упоминаются племена баргутов , бузава , кераитов и найманов , входящие в состав дорбен-ёрдов; некоторые племена, возможно, присоединились к первоначальным четырем только в последующие годы. Однако это название может отражать то, что калмыки остаются буддистами , а не обращаются в ислам ; калмыков или пребывание на Алтае , когда тюркские племена мигрировали дальше на запад.
После падения династии Юань ойраты и восточные монголы развили отдельные идентичности до такой степени, что ойраты называли себя «четырьмя ойратами», в то время как они использовали термин «монголы» для тех, кто находился под властью каганов на востоке. [ 11 ]
Ранняя история
[ редактировать ]Одно из самых ранних упоминаний об ойратах в исторических текстах можно найти в « Тайной истории монголов» — хронике Чингисхана прихода к власти XIII века. В «Тайной истории» ойраты причисляются к «лесным людям» и, как говорят, живут под властью вождя-шамана, известного как беки . Они жили в Туве и монгольской провинции Хёвсгул ; Ойраты двинулись на юг в 14 веке. [ 14 ]
В одном известном отрывке вождь ойратов Кутука Беки использовал яду , или «громовой камень», чтобы обрушить на армию Чингиса мощную бурю. Однако магическая уловка дала обратный эффект, когда неожиданный ветер направил бурю обратно к нему. На ранних этапах прихода к власти Чингиса ойраты под предводительством Беки сражались против Чингиса, но потерпели поражение. Затем ойраты полностью подчинились монгольскому правлению после того, как их союзник Джамуха , друг детства, а затем соперник Чингиса, был убит.
Подчинившись хану , ойраты превратились в лояльную и грозную фракцию монгольской военной машины. В 1207 году Джучи , старший сын Чингиса, подчинил себе лесные племена, в том числе ойратов и енисейских кыргызов ; Великий хан передал эти народы своему сыну Джучи, а одну из своих дочерей, Чечейген, вышла замуж за вождя Беки (или его сына). были известные ойраты В Монгольской империи , такие как Аргун-ага и его сын Навруз .
В 1256 году группа ойратов под командованием Буха-Темура (монгольский: Буха-Төмөр, Бөхтөмөр) присоединилась к экспедиции Хулагу против Аббасидов и участвовала в монгольском походе против низаритов в Иран. Ильхан . Хулагу и его преемник Абага переселили их в Турцию Затем они приняли участие во Второй битве при Хомсе , где монголы потерпели поражение. [ 15 ] Большинство оставшихся ойратов поддержали Арика-Буке против Хубилая в Толуидской гражданской войне . Хубилай победил своего младшего брата, и они поступили на службу к победителю. [ 16 ]
В 1295 году более 10 000 ойратов под предводительством Таргая Хургена, зятя рода Борджигинов , бежали из Сирии , затем под власть мамлюков , поскольку их презирали как монголы-мусульмане , так и местные тюрки . Их хорошо принял Египта , султан сам Аль-Адиль Китбуга ойратского происхождения. [ 17 ] Али-паша, губернатор Багдада и глава правящей семьи ойратов, убил Ильхана Арпа Кеуна , что привело к распаду Монгольской Персии. Поскольку ойраты находились рядом и с Чагатайским ханством , и с Золотой Ордой , они имели с ними прочные связи, и многие монгольские ханы имели жен-ойраток.
После изгнания династии Юань из Китая ойраты вновь объединились в свободный союз четырех основных западно-монгольских племен (монгольский: дөрвөн ойрд , дөрвөн ойрад ). Альянс рос, взяв власть в отдаленном районе Горного Алтая , к северо-западу от оазиса Хами . Постепенно они распространились на восток, присоединив территории, находившиеся тогда под контролем восточных монголов. Они надеялись восстановить единое кочевое правление под своим знаменем четырех ойратов (кераитов, найманов, баргудов и старых ойратов). [ 18 ] [ 19 ]
Единственным правящим племенем борджигидов были хошуты; правители остальных не были потомками Чингиса. Китайская династия Мин помогла ойратам подняться над монголами во время правления императора Юнлэ после 1410 года, когда Мин победил Кубилаида Олджея Темура и власть Борджигидов была ослаблена. [ 20 ] Борджигид-ханы были отстранены от власти ойратами (с помощью Мин), правившими как марионеточные ханы до тех пор, пока союз между Мин и ойратами не закончился, и император Юнлэ не начал кампанию против них. [ 21 ]
Величайшим правителем Ойратской конфедерации был Эсен Тайши ; он возглавлял ойратов с 1438 по 1454 год, когда он объединил Монголию (как Внутреннюю, так и Внешнюю) под своим марионеточным ханом Тайсун-ханом . В 1449 году Эсен Тайиси и Тайсун-хан мобилизовали свою конницу вдоль китайской границы и вторглись в Минский Китай , разгромив и уничтожив оборону Мин у Великой стены вместе с подкреплениями, отправленными на перехват его кавалерии. При этом император Чжэнтун был схвачен в Туму . В следующем году Эсен вернул императору после неудачной попытки выкупа. После того, как он претендовал на титул хана (что могли сделать только кровные потомки Чингисхана), Эсен был убит; вскоре после этого власть Ойратов пришла в упадок.
С 14 по середину 18 века ойраты часто воевали с восточными монголами , но воссоединились с ними во время правления Даян-хана и Тюмен-Засагт-хана .
Хошутское ханство
[ редактировать ]Ойраты обратились в тибетский буддизм около 1615 года и вскоре приняли участие в конфликте между школами Гелуг и Карма Кагью . По требованию школы Гелуг в 1637 году Гуши-хан , вождь хошутов в Коко Норе, разгромил Чогту Хонг Тайджи , халханского принца, поддерживавшего школу Карма Кагью, и завоевал Амдо (современный Цинхай ). Объединение Тибета последовало в начале 1640-х годов, когда Гуши-хан был провозглашен ханом Тибета Пятым Далай-ламой и было основано Хошутское ханство . Сам титул « Далай-лама » был дарован третьему ламе линии тулку Гелуг Алтан-ханом (не путать с алтан-ханами Халхи ) и означает на монгольском языке «Океан мудрости».
Тем временем Амдо стал домом для хошутов. В 1717 году джунгары вторглись в Тибет и убили Лха-бзанг-хана (или Хошут-хана ), внука Гуши-хана и четвертого хана Тибета, и завоевали Хошутское ханство .
Империя Цин разгромила джунгаров в 1750-х годах и провозгласила власть над ойратами через маньчжурско-монгольский союз (серию систематических договорных браков между принцами и принцессами Маньчжурии с принцами и принцессами халха-монголов и ойрат-монголов, который был создан как королевский союз). политика, проводившаяся на протяжении 300 лет), а также над контролируемым Хошутом Тибетом.
В 1723 году Лобзанг Данджин, еще один потомок Гуши-хана, взял под свой контроль Амдо и попытался взять на себя управление Хошутским ханством. Он сражался против армии маньчжурско- цинской династии и потерпел поражение только в следующем году, а 80 000 человек из его племени были казнены маньчжурской армией из-за его «попытки восстания». [ 22 ] К этому периоду население Верхней Монголии достигло 200 000 человек и находилось в основном под властью халха-монгольских князей, состоявших в брачном союзе с маньчжурскими королевскими и дворянскими семьями. Таким образом, Амдо попал под господство маньчжуров.
Джунгарское ханство
[ редактировать ]В 17 веке на востоке возникла еще одна Ойратская империя, известная как Джунгарское ханство , которая простиралась от Великой Китайской стены до современного восточного Казахстана и от современного северного Кыргызстана до южной Сибири . Это была последняя империя кочевников , которой правили дворяне Чороса .
Переход от династии Мин к династии Цин в Китае произошел в середине 17 века, и Цин стремился защитить свою северную границу, продолжая политику «разделяй и властвуй», которую их предшественники из династии Мин успешно провели против монголов. Маньчжуры укрепили свою власть над восточными монголами Маньчжурии . Затем они убедили восточных монголов Внутренней Монголии подчиниться вассалам . Наконец, восточные монголы Внешней Монголии искали защиты маньчжуров от джунгар.
В 17 веке джунгары стали пионерами местного проявления «военной революции» в Центральной Евразии после усовершенствования процесса производства местного порохового оружия. Они также создали на своих землях смешанную аграрно-пастбищную экономику, а также дополнительные горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Кроме того, Зунгарам удалось принять общеимперскую систему законов и политики, направленную на расширение использования ойратского языка в регионе. [ 23 ]
По оценкам некоторых ученых, около 80% населения Джунгар было уничтожено в результате войны и болезней во время завоевания Джунгарии маньчжурскими Цинами в 1755–1757 годах . [ 24 ] В 1755 году население Зунгара достигло 600 000 человек.
Большинство ойратов чоро, олот , хоид , баатуд и захчин , сражавшихся против Цин, были убиты маньчжурскими воинами и после падения Джунгарского ханства превратились в небольшие этнические группы.
Калмыки
[ редактировать ]Калмыки живут в прикаспийской степи. Их расселение и взаимоотношения с прикаспийскими степями имеют давнюю историю.
В эпоху раннего средневековья монголоязычные элуты основали здесь в шестом веке мощное ханство аварских элутов. [ 5 ] Первое документированное упоминание об Элуте и Елуте ( китайский : 厄魯特, Èlǔtè ) было в Онгинских «рунных» надписях, датированных шестым веком. [ 4 ]
В начале нового времени Хо Орлок , тайиши торгутов , и Далай Тайши из Дорбета повели свой народ (200 000–250 000 человек, в основном торгутов) на запад к ( реке Волге ) в 1607 году, где они основали Калмыцкое ханство. По некоторым сведениям, этот шаг был вызван внутренними разногласиями или действиями племени хошутов; другие историки считают более вероятным, что мигрирующие кланы искали пастбища для своих стад, которых не хватало в высокогорных районах Центральной Азии. Некоторые племена хошутов и олотов присоединились к миграции почти столетие спустя. К 1630 году миграция калмыков достигла степей юго-восточной Европы. В то время эту территорию населяла Ногайская Орда . Но под давлением воинов-калмыков ногайцы бежали в Крым и на реку Кубань . Многие другие кочевые народы в евразийских степях впоследствии стали вассалами Калмыцкого ханства, часть которого находится на территории современной Калмыкии . [ 25 ]
Калмыки , и стали союзниками России между Калмыцким ханством и Россией был подписан договор о защите южных границ России. Позже они стали номинальными, затем полноправными подданными российского царя. В 1724 году калмыки перешли под контроль России . К началу 18 века насчитывалось примерно 300 000–350 000 калмыков и 15 000 000 русских. [ нужна ссылка ] Россия постепенно сокращала автономию Калмыцкого ханства. Политика поощряла создание русских и немецких поселений на пастбищах, где раньше калмыки бродили и кормили свой скот. Русская православная церковь , напротив, настаивала на том, чтобы буддисты -калмыки приняли православие. В январе 1771 г. гнет царской администрации вынудил большую часть калмыков (33 тыс. дворов или около 170 тыс. человек) переселиться в Джунгарию. [ 26 ]
200,000 (170,000) [ 27 ] Калмыки начали миграцию со своих пастбищ на левом берегу Волги в Джунгарию, через территории своих башкирских и казахских врагов. Последний калмыцкий хан Убаши возглавил миграцию с целью восстановления Джунгарского ханства и независимости Монголии. [ 27 ] Как отмечает Ч. Д. Баркман, «совершенно ясно, что торгуты не собирались сдаваться китайцам, а надеялись вести самостоятельное существование в Джунгарии». [ 28 ] Убаши-хан отправил свою 30-тысячную кавалерию на русско-турецкую войну 1768–1769 годов, чтобы получить оружие перед переселением. Императрица Екатерина Великая приказала русской армии, башкирам и казахам истребить всех мигрантов, а Екатерина Великая упразднила Калмыцкое ханство. [ 27 ] [ 29 ] [ 30 ]
Казахи напали на них в районе озера Балхаш . Около 100 000–150 000 калмыков, поселившихся на западном берегу Волги , не смогли пересечь реку, поскольку река не замерзла зимой 1771 года, и Екатерина Великая казнила их влиятельных дворян. [ 27 ] После семи месяцев путешествия только одна треть (66 073) [ 27 ] часть первоначальной группы достигла Джунгарии (оз. Балхаш, западная граница Маньчжурской империи Цин). [ 31 ] Империя Цин переселила калмыков в пять различных областей, чтобы предотвратить их восстание, и вскоре несколько калмыцких лидеров были убиты маньчжурами. После русской революции их заселение ускорилось, буддизм был искоренен, а стада коллективизированы.
Калмыцкие националисты и панмонголисты пытались мигрировать из Калмыкии в Монголию в 1920-х годах, когда Калмыкию охватил серьезный голод. 22 января 1922 года Монголия предложила принять иммиграцию калмыков, но российское правительство отказалось. Во время голода погибло 71–72 000 (около половины населения) калмыков. [ 32 ] Калмыки восстали против России в 1926, 1930 и 1942–1943 годах. В марте 1927 года Советы депортировали 20 000 калмыков в Сибирь и Карелию . [ 32 ] 22 марта 1930 года калмыки основали суверенную Республику Ойрат-Калмыцкая. Ойратское государство имело небольшую армию и 200 калмыцких солдат разгромило отряд из 1700 советских солдат в провинции Дурвуд Калмыкии, но Ойратское государство было разрушено Советской Армией. позже в том же году. Правительство Монголии предложило принять монголов Советского Союза, включая калмыков, но Советы отклонили это предложение. [ 32 ]
В 1943 году все 120 000 калмыков было депортировано в Сибирь Сталиным по обвинению в поддержке вторжения армий Оси, атакующих Сталинград ( Волгоград ); Считается, что пятая часть населения погибла во время и сразу после депортации. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] Около половины (97–98 000) калмыков, депортированных в Сибирь, умерли, не получив разрешения вернуться домой в 1957 году. [ 36 ] Правительство Советского Союза запретило преподавание калмыцкого языка во время депортации. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Монгольский лидер Хорлоогийн Чойбалсан пытался организовать переселение депортированных в Монголию и встретился с ними в Сибири во время своего визита в Россию. По Закону РФ от 26 апреля 1991 года «О реабилитации изгнанных народов» репрессии против калмыков и других народов квалифицировались как акт геноцида , хотя многие российские историки [ ВОЗ? ] рассматривать эту и подобные депортации как попытку помешать местному русскому населению и советской армии линчевать всю этническую группу, многие из которых поддерживали Германию . Сегодня калмыки пытаются возродить свой язык и религию, но сдвиг в сторону русского языка продолжается. [ нужна ссылка ]
По данным российской переписи 2010 года, насчитывалось 176 800 калмыков, из которых только 80 546 могли говорить на калмыцком языке, что является серьезным снижением по сравнению с уровнем переписи 2002 года , при котором число говорящих составляло 153 602 человека (при общей численности 173 996 человек). Советская перепись 1989 года показала 156 386 человек, говорящих на калмыцком языке, при общей численности 173 821 калмыка.
Синьцзян-монголы
[ редактировать ]Монголы Синьцзяна составляют меньшинство, в основном в северной части региона, их численность в 2010 году составляла 194 500 человек, около 50 000 из которых - дунсянцы . [ 40 ] В первую очередь они являются потомками выживших торгутов и хошутов, вернувшихся из Калмыкии , а также чахаров , дислоцированных там в качестве солдат гарнизона в XVIII веке. Император разослал послания с просьбой к калмыкам вернуться и воздвиг уменьшенную копию Поталы в Джэхоле ( Чэндэ ) (загородной резиденции маньчжурских императоров ) в ознаменование их прибытия. Модель-копия той «Маленькой Поталы» была изготовлена в Китае для шведского исследователя Свена Хедина и установлена на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго в 1893 году. Сейчас она находится на хранении в Швеции , где есть планы воздвигнуть ее заново. . Некоторые из вернувшихся не зашли так далеко и до сих пор живут, будучи мусульманами, на юго-западной оконечности озера Иссык-Куль на территории современного Кыргызстана .
Помимо ссылки ханьских преступников в Синьцзян для рабства тамошних гарнизонов Знамени, Цин также практиковал обратное изгнание, ссылая внутренних азиатских преступников (монгольских, русских и мусульманских преступников из Монголии и Внутренней Азии) в собственно Китай , где они служили рабами в Гарнизоны Хань Баннера в Гуанчжоу. Русские, ойраты и мусульмане (орос. улет. Hoise jergi weilengge niyalma), такие как Яков и Дмитрий, были сосланы в ханьский знамённый гарнизон в Гуанчжоу. [ 41 ] В 1780-х годах после того, как мусульманское восстание в Ганьсу, начатое Чжан Вэньцином (張文慶), потерпело поражение, такие мусульмане, как Ма Цзиньлу (馬進祿), были сосланы в гарнизон Хань Баннер в Гуанчжоу, чтобы стать рабами офицеров Хань Баннера. [ 42 ] Кодекс Цин, регулирующий монголов в Монголии, приговаривал монгольских преступников к изгнанию и рабству под началом ханьских знаменосцев в гарнизонах ханьских знамен в самом Китае. [ 43 ]
Алаша Монголы
[ редактировать ]Регион, граничащий с Ганьсу и к западу от реки Иргей. [ где? ] называется Алха или Алаша, Алшаа, а переселившиеся туда монголы называются Алаша-монголами.
Четвертый сын Тёрбайх Гуши-хана , Аюш, был настроен против брата хана Байбагаса. Старший сын Аюша - Батур Эрх Джонон Хороли. После битвы между Галдан Бошигт-ханом и Очирту Сечен-ханом Батур Эрх Джонон Хороли переселился в Цайдам со своим 10 000 дворов. Пятый Далай-лама хотел получить для них землю от правительства Цин , поэтому в 1686 году император разрешил им проживать в Алаше.
В 1697 году Алаша-монголы управлялись единицами «хошуу» и «сум». Был создан хошуу с восемью суммами, князем был назначен Батур Эрх Джонон Хороли, а Алаша стал, таким образом, «засаг-хошуу». Однако Алаша была похожа на «аймак» и никогда не управлялась «чуулганом».
В 1707 году, когда умер Батур Эрх Джонон Хороли, ему наследовал его сын Абуу. Он с юности находился в Пекине , служил телохранителем императора, и ему была пожалована принцесса (императора), что сделало его «Хошой Тавнан», т.е. женихом императора. В 1793 году Абуу стал Цзюнь Ваном. Есть несколько тысяч монголов-мусульман Алаша. [ 44 ]
Эджине-монголы
[ редактировать ]Монголы, жившие вдоль реки Эджин ( Ро Шуй ), произошли от Рабжура, внука Торгута Аюка-хана с реки Волги.
В 1698 году Рабджур с матерью, младшей сестрой и 500 людьми отправился в Тибет помолиться. Когда они возвращались через Пекин в 1704 году, правитель Цин, император Канси , позволил им остаться там на несколько лет, а позже организовал для них «хошуу» в месте под названием Сертей и назначил губернатором Рабжура.
В 1716 году император Канси отправил его и его людей в Хами , недалеко от границы Цинского Китая и Зунгарского ханства, для сбора разведывательной информации против ойратов. Когда Рабджур умер, его преемником стал его старший сын Дензен. Он боялся джунгаров и хотел, чтобы правительство Цин позволило им уйти от границы. Они поселились в Далан-Уул-Алтане. Когда Дензен умер в 1740 году, его сын Лубсан Дарья стал его преемником и стал Бейлем.
В 1753 году они поселились на берегах реки Эджин и таким образом образовался Торгут реки Эджин «хошуу». [ 45 ]
Культура
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( июль 2023 г. ) |
Происхождение и генетика
[ редактировать ]Гаплогруппа C2 * - Звездное скопление, которое, как считалось, несли вероятные потомки Чингисхана и Нирунов по мужской линии (первоначальные монголы и потомки Алана Гуа ), встречается только у 1,6% ойратов. [ 46 ]
Y-хромосома у 426 особей преимущественно трех основных племен калмыков (торгутов , дербетов и хошутов ) : [ 47 ]
С-М48 : 38,7
С-М407: 10,8
Н1с: 10,1
Р2 : 7,7
О2 : 6,8
С2 (не М407, не М48): 6,6
О1б : 5.2
Р1 : 4,9
Прочее: 9,2
Гаплогруппа C2*-Звездное скопление появилась лишь у 2% (3% у Дербета и 2,7% у Торгута).
Племена
[ редактировать ]Сартские калмыки и синьцзянские ойраты не являются волжскими калмыками или калмыками, а калмыки являются подгруппой ойратов.
См. также
[ редактировать ]- Демография Монголии
- Четыре ойрата
- Калмыцкий народ
- Джунгарский
- Калмыкия
- Алтайские люди
- Аль-Адил Китбуга (Ойратский султан Египта)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Минахан, Джеймс Б. (10 февраля 2014 г.). Этнические группы Северной, Восточной и Центральной Азии . Издательство Блумсбери США. п. 209. ИСБН 9781610690188 .
- ^ Роберта де Вогонди "Asia Pictures" Веб-сайт коллекции Национального тайваньского исторического музея
- ^ Оуэн Латтимор , Пустынная дорога в Туркестан . (Для Латтимора евлевты — это «великая западная группа племен, которая, по всей вероятности, знаменует собой примитивное расовое разделение» (стр. 101 в издании примерно 1929 года). Латтимор далее (стр. 139 относится к Сэмюэлю Кулингу из Энциклопедии Sinica (стр. 101) 1917), согласно которому написание «Элеут» произошло от французских миссионеров, представляя по звучанию нечто вроде Ölöt . На китайский язык это же имя транскрибировалось как (Пиньинь: Элют; монгольское: Олот ).))
- ^ Jump up to: а б с д Бугдаева, Саглар (2024). «Елуйский язык войны и мира: переработанный ойрадский перевод алтайских рунических надписей (VI–IX вв.)» . Центральноазиатский журнал . 66 (1–2): 27–46.
- ^ Jump up to: а б с «Древние геномы раскрывают происхождение и быструю трансевразийскую миграцию аварской элиты VII века» . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ М.Сандждорж, История Монгольской Народной Республики, Том I, 1966 г.
- ^ Го Юньхуа (1984). «Некоторые проблемы исторических изменений в Эрутской Монголии». Социальные науки в Синьцзяне (03): 125–130 ISSN 1009-5330 . Wikidata Q114696375 .
- ^ Н. Яхонтова, Монгольский и ойратский переводы Сутры Золотого Света , 2006. Архивировано 19 мая 2011 года, в Wayback Machine.
- ^ Дэни, Ахмад Хасан; Массон, Вадим Михайлович (2003). История цивилизаций Центральной Азии: Развитие в контрасте: с XVI до середины XIX века . ЮНЕСКО. п. 169. ИСБН 978-92-3-103876-1 .
- ^ Бассин, Марк ; Келли, Катриона (2012). Советская и постсоветская идентичности . Издательство Кембриджского университета. п. 202. ИСБН 978-1-107-01117-5 .
- ^ Кроссли 2006 , с. 64.
- ^ Джабер, Шейди (2021). «Картины аль-Атара аль-Бакии аль-Бируни: поворотный момент в исламском визуальном изображении» (PDF) . Ливанско-Американский университет : Рисунок 5.
- ^ Лейн, Джордж (1999). «Аргун Ага: монгольский бюрократ» . Иранские исследования . 32 (4): 459–482. дои : 10.1080/00210869908701965 . ISSN 0021-0862 . JSTOR 4311297 .
Изображение Аргуна Аки Джувайни К этому периоду относится изображение монгольского эмира в «Тарих-и Джахан-Гуша» .
- ^ История Монголии, Том II, 2003 г.
- ^ Реувен Амитай Пресс, Монголы и мамлюки , стр.94
- ^ Джеймс Уотерсон, Джон Мэн. Рыцари Ислама , стр.205
- ^ Джеймс Уотерсон, Джон Мэн. Рыцари Ислама , стр.205
- ^ ред. Везлер, Хаммершмидт 1992 , с. 194.
- ^ Англо-Монгольское общество 1983 , с. 1.
- ^ Региональный справочник по Северо-Западному Китаю, том 1, 1956 г. , стр. 53.
- ^ «Исламская культура» . Декан. 1 января 1971 года . Проверено 4 декабря 2016 г. - через Google Книги.
- ^ МОНГОЛИЯ НЕВОЗВРАТА. Архивировано 15 ноября 2013 г. в Wayback Machine (монгольский).
- ^ Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в Центрально-Евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 : 170–185.
- ^ Майкл Эдмунд Кларк, В глазах власти (докторская диссертация), Брисбен, 2004 г., стр. 37. Архивировано 6 июля 2011 г., в Wayback Machine.
- ^ Рене Груссе «Империя степей» , стр.521
- ↑ Правительство Республики Калмыкия: Kalm.ru. Архивировано 13 июня 2013 г., на Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с д и ТРАНСКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ (монгольский)
- ^ Пердью, Питер К. (30 июня 2009 г.). Китай марширует на запад: Цинское завоевание Центральной Евразии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674042025 . Проверено 4 декабря 2016 г. - через Google Книги.
- ^ Максимов Константин Николаевич (1 января 2008 г.). Калмыкия в прошлом и настоящем, национальная политика и административная система России . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789639776173 . Проверено 4 декабря 2016 г. - через Google Книги.
- ^ К вопросу о бегстве волжских калмыков в Джунгарию в 1771 году Archived 2012-07-25 at the Wayback Machine (Russian)
- ^ Михаил Ходарковский (2002). Степной рубеж России: создание колониальной империи, 1500–1800 гг . Издательство Университета Индианы. стр.142. ISBN 0253217709
- ^ Jump up to: а б с В 20-е и 30-е годы 20-го века 98 процентов населения Халимага страдали от ужасного голода. Архивировано 31 октября 2013 г. в Wayback Machine (монгольский).
- ^ Minorityrights.org. Архивировано 18 января 2014 г. на Wayback Machine.
- ^ "rohan.sdsu.edu" . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 г. Проверено 20 января 2014 г.
- ^ «Исследования Центральной и Внутренней Азии (CIAS) – Обзор» . Архивировано из оригинала 21 января 2014 г. Проверено 7 сентября 2017 г.
- ^ «Регионы и территории: Калмыкия» . Новости Би-би-си . 29 ноября 2011 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Калмыцкий: подвергшийся остракизму язык в России — Языковой веб-журнал Freelang» . 17 апреля 2013 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ ling.hawaii.edu. Архивировано 15 июня 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Депортация калмыков (1943–1956): стигматизированная этническая принадлежность.
- ^ Джеймс А. Миллуорд Евразийский перекресток: история Синьцзяна , с. 89
- ^ Юнвэй, MWLFZZ, FHA 03-0188-2740-032, QL 43.3.30 (26 апреля 1778 г.).
- ^ Шанде 善德, MWLFZZ, FHA 03-0193-3238-046, QL 54.5.6 (30 мая 1789 г.) и Шанде, MWLFZZ, FHA 03-0193-3248-028, QL 54.6.30 (20 августа 1789 г.) .
- ^ Монгольский кодекс 1789 года (гл. 蒙履 Menggu lüli, Mo. Mongγol čaγaٰin-u biçig), (Ch. 南省,給駐防爲, Mo. emün-e-tü muji-dur çölegülju отображал сакигычи) осень-уд-тур боγул болγ-а). Монгольский кодекс 蒙例 (Пекин: Лифан юань, 1789 г.; перепечатано Тайбэй: Chengwen chubanshe, 1968 г.), с. 124. Бацухин Баярсайхан, Монгольский кодекс (Mongγol čaγaٰin – u bichig), Monumenta Монголия IV (Улан-Батор: Центр монголоведения, Национальный университет Монголии, 2004), с. 142.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон Этноисторический словарь Китая , с. 242
- ^ Сяоюань Лю Поводья освобождения , с. 36
- ^ В. Деренко, М; Венок, Борис; Возняк, Марцин; Денисова Галина; Дамбуева Ирина; М. Доржу, Ц; Гжибовский, Томас; Захаров-Гезехус, Илья (01 марта 2007 г.). «Распространение мужских линий потомков Чингисхана в популяциях Северной Евразии» . Российский генетический журнал . 43 (3): 334–337. дои : 10.1134/S1022795407030179 . ПМИД 17486763 . S2CID 24976689 .
- ^ «Y-хромосомное разнообразие у калмыков на этническом и племенном уровнях» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кемпф, Бела: «Этнонимы и этимология - случай Ойрата и не только». В: Урало-Алтайский журнал . 24: 2010-11, стр. 189-203.
- Хойт С.К. Последние данные по локализации и количеству ойрадов (ойратов) (переиздание htm) - на русском языке. Архивировано 5 июля 2010 г. на Wayback Machine.
- Даннелл, Рут В.; Эллиотт, Марк С.; Форе, Филипп; Миллуорд, Джеймс А. (2004). Новая имперская история Цин: создание Внутреннеазиатской империи в Цин Чэндэ . Рутледж. ISBN 1134362226 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Хейнс, Р. Спенсер (2015). «Миф, заблуждение и мотив Зунгарской интервенции в Халха-Монголию в 17 веке». Документ, представленный на Третьей открытой конференции по монгольским исследованиям, Канберра, АКТ, Австралия . Австралийский национальный университет.
- Хейнс, Р. Спенсер (2016). «Физические остатки Зунгарского наследия в Центральной Евразии: некоторые заметки с мест». Доклад, представленный на семинаре «Социальные и экологические изменения на Монгольском плато», Канберра, АКТ, Австралия . Австралийский национальный университет.
- Хейнс, Спенсер (2017). «Военная революция» приходит в Центрально-Евразийскую степь: уникальный случай Зунгара (1676–1745)». Монголика: Международный журнал монгольских исследований . 51 . Международная ассоциация монголистов: 170–185.
- Миллуорд, Джеймс А. (1998). За перевалом: экономика, этническая принадлежность и империя в Цинской Центральной Азии, 1759–1864 гг. (Иллюстрированное издание). Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0804729336 . Проверено 10 марта 2014 г.
- Ван Цзинлань, Шао Синчжоу, Цуй Цзин и др. Антропологическое исследование монгольского племени тюрхуте в уезде Хэшуо Синьцзян-Уйгурского автономного района // Acta anthropologica sinica. Том. XII, № 2. Май 1993. с. 137-146.
- Санчиров В. П. О происхождении этнонима торгут и народа, носящего это имя // Монголо-бурятские этнонимы: сб. Искусство. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. С. 31—50. - на русском языке
- Овчинникова О., Друзина Е., Галушкин С., Спицын В., Овчинников И. В Европе обнаружена азиан-специфичная делеция длиной 9 п.н. в регионе V митохондриальной ДНК // Medizinische Genetic. 9 Конференция Общества генетики человека, 1997 г., с. 85.
- Галушкин С.К., Спицын В.А., Кроуфорд М.Х. Генетическая структура монголоязычных калмыков // Биология человека, декабрь 2001, т.73, вып. 6, стр. 823–834.
- Хойт С.К. Генетическая структура европейских ойратских групп по локусам ABO, RH, HP, TF, GC, ACP1, PGM1, ESD, GLO1, SOD-A // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Сборник научных трудов. Вып. I. Элиста: КИГИ РАН, 2009. с. 146-183. - in Russian
- hamagmongol.narod.ru/library/khoyt_2008_r.htm Хойт С.К. Антропологическая характеристика калмыков по мнению исследователей XVIII-XIX веков. // Вестник Каспийского моря: археология, история, этнография. № 1. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. с. 220-243.
- Хойт С.К. Кереиты в этногенезе народов Евразии: историография проблемы. Элиста: Изд-во КГУ, 2008. – 82 с . ISBN 978-5-91458-044-2 (Элиста: Изд-во Калмыцкого государственного университета, 2008. – 82 с. (на русском языке))
- hamagmongol.narod.ru/library/khoyt_2012_r.htm Хойт С.К. Калмыки в работах антропологов первой половины XX вв. // Вестник Прикаспия: археология, история, этнография. № 3, 2012. с. 215-245.
- Борис Малярчук, Мирослава Деренко, Галина Денисова, Санж Хойт, Марцин Возняк, Томаш Гжибовский и Илья Захаров Разнообразие Y-хромосомы у калмыков на этническом и племенном уровнях // Журнал генетики человека (2013), 1–8.
- Хойт С.К. Этническая история ойратских групп. Элиста, 2015. 199 с. (Khoyt S.K. Ethnic history of oyirad groups. Elista, 2015. 199 p. in russian)
- Джу-Юп Ли Были ли исторические ойраты «западными монголами»? Исследование их уникальности по отношению к монголам // Монгольские и сибирские, центральноазиатские и тибетские исследования (47/2016).
- Хойт С.К. Данные фольклора для изучения путей этногенеза ойратских групп // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. с. 286-289. (in russian)
- Ли Чжиюань. О происхождении хойдского народа // Международная научная конференция «Сетевое востоковедение: образование, наука, культура», 7-10 декабря 2017 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. с. 436-445. (in Mongol)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Портал ойратского сообщества (архивировано 1 августа 2015 г.) (на монгольском языке)