Даян Хан (Хошут)
Даян Хан Даян Хан Дайан Хан | |||||
---|---|---|---|---|---|
Хан Защитник-правитель Тибета | |||||
2-й хан Хошутского ханства | |||||
Царствование | 1655-1668 | ||||
Предшественник | Гуши Хан | ||||
Преемник | Gonchig Dalai Khan | ||||
Рожденный | Tenzin Dorje ( Данзандорж , бстан 'дзин рдо рдже ) | ||||
Умер | 22 апреля 1668 г. Ю-Цанг, Тибет | ||||
| |||||
Дом | Борижин | ||||
Династия | Хошутское ханство | ||||
Отец | Гуши Хан |
Даян Хан ( монгольский : ᠳᠠᠶᠠᠨ ᠬᠠᠭᠠᠨ даян qaɣan , умер 22 апреля 1668) был вторым ханом Хошутского ханства и королем-защитником Тибета , правившим с 1655 по 1668 год. Он сидел на троне во времена 5-го Далай-ламы Нгаванга Лобсанга Гьяцо, но не не играют важной независимой роли в тибетской политике.
Хошутское покровительство
[ редактировать ]Даян-хан был сыном Гуши-хана из племени хошутов, который объединился с фракцией гелуг (Желтая церковь) в Тибете и одержал победу в 1642 году. Гуши предложил землю, племена и людей трех чилг Тибета лидеру гелуг. , Пятый Далай-лама . В ответ Далай-лама назвал его королём Дхармы , Защитником Веры. Хошут-хан обычно не вмешивался в политические дела, а скорее управлял монгольскими силами, которые поддерживали дхарма-режим Далай-ламы. Гуши-хан и его сыновья были известны как «цари-отец и сын монгольского правительства ». [ 1 ]
Царствование
[ редактировать ]Пока Гуши был жив, он сохранял определенную степень контроля над новым тибетским государством. Однако он умер в январе 1655 года в возрасте 73 лет. Его старший и младший сыновья, Даян-хан и Таши-Батур (1632-1714), правили тогда совместно. Однако они стояли намного ниже своего внушительного отца с точки зрения политической мудрости и престижа. Они относились друг к другу с подозрением и в первую очередь занимались делами Монголии. [ 2 ] Даян, также известный как Тензин Дордже или Цик Шиту Тензин, был старшим сыном младшей царицы Гуши. Он был провозглашен новым «королем Тибета» Далай-ламой 7 февраля 1658 года и взял на себя ответственность за монгольские войска, как это сделал его отец. Разделение хошутов было произведено таким образом, что его младший брат Таши Батур правил регионом Коконор , в то время как Даян-хан держал власть над соплеменниками в Центральном Тибете и сохранял свои прерогативы короля Дхармы. [ 3 ] , царили волнения Однако в этот период среди монголов, живших у озера Цонгон , поскольку фракции действительно хотели подчиниться друг другу. Пятый Далай-лама направил послов, которые заставили монголов пообещать соблюдать буддийские принципы и положить конец раздорам. Ситуация указывает на степень духовного и политического влияния Далай-ламы. [ 4 ] Очевидно, что у Даян-хана не было пруда, как у его отца. Хошутская элита была ограничена своим кочевым образом жизни, основные пастбища которых находились в земле Дам (к юго-востоку от озера Тенгри-Нор ). Король приезжал в Лхасу только зимой, хотя и не каждый год, и останавливался во дворце Ганден Кхангсар. [ 5 ] Инцидент с Империей Цин произошел ближе к концу правления Даяна, в 1667 году. Армия монголов из Коконора двинулась в сторону Синина недалеко от границы и осадила город. Однако они отступили при приближении китайских войск. [ 6 ] Даян умер 22 апреля 1668 года, и ему наследовал его сын Тензин Далай-хан . [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Цепон В.Д. Шакабпа , Сто тысяч лун . Лейден 2010, с. 359.
- ^ Джузеппе Туччи , Тибетские расписные свитки . Рим 1949, Том. я, с. 70.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа , Тибет: политическая история . Нью-Йорк, 1967, с. 118.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа 2010, с. 362.
- ^ Алекс Маккей (ред.), История Тибета , Том. II, 2003, с. 584.
- ^ Хо-Чин Ян, Анналы Коконора . Блумингтон и Гаага, 1969, с. 41.
- ^ Я Ханьчжан, Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса . Пекин, 1994, стр. 60-1; Цепон В.Д. Шакабпа 1967, с. 119; Захируддин Ахмад, Китайско-тибетские отношения в семнадцатом веке . Рим 1970, с. 70.