Jump to content

Туладхар

Семья Туладхар демонстрирует позолоченную статую Будды Дипанкара , широко известного как Бахидья.

Туладхар ( деванагари : तुलाधर) — непальско-непальская каста из неварской общины долины Катманду в Непале . Имя Туладхар происходит от санскритских слов «тула» ( весы ) и «дхар» (владелец), что означает «носец весов» или вообще «торговец». Туладхары принадлежат к группе Урай , в которую входят Кансакар , Тамракар , Стапит , Баниа , Синдуракар, Селалик и другие касты. [1] [2] Они следуют неварскому буддизму. [3] и говорите на Непальском Бхасе как на родном языке. [4]

Традиционными районами Туладхара являются Асан ( Невар : اسن Непальский : اسان ), Ньята ( Невар : ньыт ) (также известный как Нарадеви) и Джва Баха. [5] в Катманду, где ежегодно проводится ряд культурных мероприятий, включая религиозные танцы и музыкальные концерты. [6]

Традиционное занятие

[ редактировать ]
Караван в Тибете, на заднем плане гора Чомолхари.

Согласно заложенному с древних времен в неварском обществе разделению труда, традиционным занятием туладхаров является бизнес. Они наиболее известны своей историей как трансгималайские торговцы, ведущие торговлю между Непалом, Индией и Тибетом . [7] [8] На протяжении веков они содержали деловые дома в Лхасе , Шигадзе , Гьянце и других городах Тибета, а также в Калимпонге и Калькутте в Индии, перевозя товары в караванах мулов через гималайские перевалы. [9]

Для путешествия в Тибет купцы использовали два торговых пути. Один пошел на север от Катманду и пересек Гималаи в Кути (теперь известный как Ньялам ) или Кийронг , также называемый Гиронг . Другой маршрут начинался в Калимпонге. [10] и прошел через Натулу или Джелеплу на границе Сиккима и Тибета. Эти торговые пути являются ответвлениями древнего Шелкового пути .

Текстиль и другая фабричная продукция были основными статьями экспорта в Тибет, а обратно сюда привозили шерсть, мускусные стручки, шкуры и хвосты яков. Этот традиционный бизнес прекратил свое существование в середине 1960-х годов после того, как маршрут через Сикким был закрыт после китайско-индийской войны 1962 года , и все торговцы Туладхара вернулись домой. В ходе торговли они были культурным мостом между Южной и Центральной Азией . [11] [12] Сегодня, хотя они по-прежнему в основном торговцы, многие из них занимаются разными профессиями.

Культурная жизнь

[ редактировать ]
Шествие с мечами Асан Пайя

Туладхары соблюдают ежегодный график религиозных представлений, религиозных музыкальных концертов и сессий пения гимнов, которые проводятся на уровне общины. Среди известных уличных представлений - фестивали Дапа Тхаегу, Гунла Баджан Тхайегу и Бахидья Бвайегу.

В октябре проводится месячный фестиваль Дапа Тхайегу, когда каждый вечер собираются, чтобы петь гимны. Изображение священного кувшина из пшеницы, попкорна и черной сои выставлено в Асане в ознаменование окончания фестиваля.

Во время Гунлы, [13] В десятом месяце непальского календаря самбата , соответствующем августу, который считается священным для неварских буддистов, в Сваямбунатх отправляется музыкальная процессия, исполняющая музыку Гунла Баджана. ежедневно рано утром [14] [15]

Фестиваль Бахидья Бвайегу проводится в августе, когда процессия музыкантов, играющих музыку Гунла Баджана, и последователи совершают экскурсию по священным дворам Катманду, где статуи Будды Дипанкара и паубхов на выставку выставляются .

Асан Пайя (असं पाया) является частью фестиваля Мохани в октябре, когда в Асане проводится шествие с мечами. Церемония заканчивается тем, что участники разрезают тыкву с изображением лица демона.

Туладхары из Асана и Ньяты сопровождают свои музыкальные оркестры и принимают участие в параде. [16] организован в честь Нового года Непала Самбата , национального лунного календаря Непала, который приходится на октябрь.

Во время двенадцатилетнего фестиваля Самьяк , величайшего неварского буддийского праздника. [17] [18] где сотни больших изображений Будды Дипанкары выставлены на площади Дурбар в Катманду и Сваямбунатхе , Туладхары Асана ставят листовые тарелки, а Туладхары Ньяты подают вареный рис священникам, которые приходят за милостыней. [19]

Священные танцы

[ редактировать ]
Мальчик Туладхар исполняет священный танец Кумха Пьяхан .
Тара Деви Туладхар
Дом Туладхар в Катманду

Священные танцы — еще одно важное религиозное представление Туладхаров.

  • Танец Кумха Пьяхан (कुम्ह प्याखं) (также известный как Кумар Пьяхан) проводится ежегодно во время фестиваля Мохани в октябре на танцевальной площадке под открытым небом в Асане и на площади Дурбар в Катманду . мальчик из семей Туладхар или Кансакар . Танцором выбирается [20] [21]
  • Ньятамару Адзима Пьяхан (न्यतमरु अजिमा प्याखं) (также известный как Светкали Пьяхан) проводится ежегодно на танцевальной площадке под открытым небом в Ньяте во время фестиваля Пахан Чархе в апреле. Раз в 12 лет проводятся специальные представления этой танцевальной драмы в масках с большим составом актеров, в которых Туладхар из Ньяты играет роль божества Махадьи. Специальные шоу проводятся на площадях Дурбар в Катманду, Лалитпуре , Киртипуре , Бхактапуре и Бхонте ( Банепе ). [22] [23]

Яркие примеры

[ редактировать ]

Религия

Социальная работа

  • Бхакта Бир Сингх Туладхар (1912–1989), торговец, филантроп и спонсор фестиваля Самьяк , проходившего в 1952 году.
  • Человек Дхармы Туладхар (1862–1938), филантроп и торговец, наиболее известный благодаря обновлению Сваямбху и Киндо Баха.
  • Кришна Сундар Туладхар, спонсор фестиваля Самьяк , проводившегося в 1880 году.
  • Тара Деви Туладхар (1931–2012), социальный работник и первая женщина-донор крови в Непале.
  • Тиртха Дхар Туладхар (1936–2013), социальный работник и благотворитель, посвятивший свою жизнь восстановлению множества исторических и религиозных объектов по всей долине Катманду, включая Джанабахаа.

Искусство и науки

Торговля и промышленность

Политика

  • Дхарма Ратна Ями (1915–1975), борец за свободу, социальный реформатор, писатель и заместитель министра, провел семь лет в тюрьме за демократическую деятельность.
  • Нхучхе Ратна Туладхар (1888–1950), замучен 25 декабря 1950 года во время демократического движения против Рана . режима
  • Падма Ратна Туладхар (1940–2018), правозащитник, писатель и бывший министр, заключен в тюрьму за демократическую деятельность.

Исторический

[ редактировать ]

Современный

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 110.
  2. ^ Райт, Дэниел (1877). «История Непала со вступительным очерком страны и народа Непала» . Кембридж . Проверено 23 сентября 2012 г. Страница 86.
  3. ^ Локк, Джон К. (2008). «Уникальные особенности неварского буддизма» . Институт точных методов Нагарджуны. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
  4. ^ Льюис, Тодд Т. «Буддизм, гималайская торговля и неварские торговцы» . Проверено 31 января 2011 г.
  5. ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Кларендон Пресс, Оксфорд . Проверено 9 февраля 2011 г. Страница 38.
  6. ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
  7. ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005) Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN   978-0-674-01908-9 . Страница 25. Проверено 3 февраля 2011 г.
  8. ^ Турин, Марк (16 марта 2001 г.). «Банджас по Бархору» . Непальские времена . Проверено 1 февраля 2011 г.
  9. ^ Прасай, Уджвал (16 июня 2012 г.). «Семейная история» . Катманду Пост . Проверено 16 декабря 2011 г.
  10. ^ Калимпонг. Нью-Дели: Гнездо и крылья. ISBN   81-87592-01-Х . Страница 20.
  11. ^ Туладхар, Камаль Ратна (9 января 2010 г.). «Купцы прошлого» . Катманду Пост . Проверено 1 февраля 2011 г.
  12. ^ Рай, Динеш (октябрь 2006 г.). «Торговцы на крыше мира: Лхаса Ньюарс в Тибете» . ЭКС . Проверено 31 января 2011 г.
  13. ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005) Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN   978-0-674-01908-9 . Страница 64. Проверено 13 февраля 2011 г.
  14. ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 111.
  15. ^ Ваджрачарья, Мадансен (1998). «Локабаджа в неварской буддийской культуре» . Проверено 9 февраля 2011 г.
  16. ^ «День в картинках» . Новости Би-би-си. 19 октября 2009 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
  17. ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 26 марта 2012 г. Страница 51.
  18. ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
  19. ^ ван ден Хук, Берт (январь 1996 г.). «Гендер и каста в идеальном буддийском даре Самьяк Махадана в Катманду, Непал» . Вклад в непальские исследования . Проверено 8 февраля 2013 г. Страница 198.
  20. ^ Хук, Берт ван ден и Шреста, Балгопал (июль 1992 г.). «Стражи королевской богини: Даитья и Кумар как защитники Таледжу Бхавани в Катманду» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 9 февраля 2011 г. Страница 192.
  21. ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
  22. ^ Праджапати, Субаш Рам (редактор) (2006) Танцы в масках Непала Мандал. Тими: Художественный совет Мадхьяпура. ISBN   99946-707-0-0 . Страницы 21, 68.
  23. ^ Кропф, Марианна (январь 2003 г.). «На волне коммерциализации развлечений: исследование состояния танцевальных драм в масках в долине Катманду» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 23 марта 2011 г. Страницы 7, 101.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Льюис, Тодд Торнтон (1984), Туладхары Катманду: исследование буддийской традиции в неварском торговом сообществе , Колумбийский университет.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 84d34ed15acfa355ac6539c642f12db8__1713101220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/84/b8/84d34ed15acfa355ac6539c642f12db8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tuladhar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)