Туладхар

Туладхар ( деванагари : तुलाधर) — непальско-непальская каста из неварской общины долины Катманду в Непале . Имя Туладхар происходит от санскритских слов «тула» ( весы ) и «дхар» (владелец), что означает «носец весов» или вообще «торговец». Туладхары принадлежат к группе Урай , в которую входят Кансакар , Тамракар , Стапит , Баниа , Синдуракар, Селалик и другие касты. [1] [2] Они следуют неварскому буддизму. [3] и говорите на Непальском Бхасе как на родном языке. [4]
Традиционными районами Туладхара являются Асан ( Невар : اسن Непальский : اسان ), Ньята ( Невар : ньыт ) (также известный как Нарадеви) и Джва Баха. [5] в Катманду, где ежегодно проводится ряд культурных мероприятий, включая религиозные танцы и музыкальные концерты. [6]
Традиционное занятие
[ редактировать ]
Согласно заложенному с древних времен в неварском обществе разделению труда, традиционным занятием туладхаров является бизнес. Они наиболее известны своей историей как трансгималайские торговцы, ведущие торговлю между Непалом, Индией и Тибетом . [7] [8] На протяжении веков они содержали деловые дома в Лхасе , Шигадзе , Гьянце и других городах Тибета, а также в Калимпонге и Калькутте в Индии, перевозя товары в караванах мулов через гималайские перевалы. [9]
Для путешествия в Тибет купцы использовали два торговых пути. Один пошел на север от Катманду и пересек Гималаи в Кути (теперь известный как Ньялам ) или Кийронг , также называемый Гиронг . Другой маршрут начинался в Калимпонге. [10] и прошел через Натулу или Джелеплу на границе Сиккима и Тибета. Эти торговые пути являются ответвлениями древнего Шелкового пути .
Текстиль и другая фабричная продукция были основными статьями экспорта в Тибет, а обратно сюда привозили шерсть, мускусные стручки, шкуры и хвосты яков. Этот традиционный бизнес прекратил свое существование в середине 1960-х годов после того, как маршрут через Сикким был закрыт после китайско-индийской войны 1962 года , и все торговцы Туладхара вернулись домой. В ходе торговли они были культурным мостом между Южной и Центральной Азией . [11] [12] Сегодня, хотя они по-прежнему в основном торговцы, многие из них занимаются разными профессиями.
Культурная жизнь
[ редактировать ]
Туладхары соблюдают ежегодный график религиозных представлений, религиозных музыкальных концертов и сессий пения гимнов, которые проводятся на уровне общины. Среди известных уличных представлений - фестивали Дапа Тхаегу, Гунла Баджан Тхайегу и Бахидья Бвайегу.
В октябре проводится месячный фестиваль Дапа Тхайегу, когда каждый вечер собираются, чтобы петь гимны. Изображение священного кувшина из пшеницы, попкорна и черной сои выставлено в Асане в ознаменование окончания фестиваля.
Во время Гунлы, [13] В десятом месяце непальского календаря самбата , соответствующем августу, который считается священным для неварских буддистов, в Сваямбунатх отправляется музыкальная процессия, исполняющая музыку Гунла Баджана. ежедневно рано утром [14] [15]
Фестиваль Бахидья Бвайегу проводится в августе, когда процессия музыкантов, играющих музыку Гунла Баджана, и последователи совершают экскурсию по священным дворам Катманду, где статуи Будды Дипанкара и паубхов на выставку выставляются .
Асан Пайя (असं पाया) является частью фестиваля Мохани в октябре, когда в Асане проводится шествие с мечами. Церемония заканчивается тем, что участники разрезают тыкву с изображением лица демона.
Туладхары из Асана и Ньяты сопровождают свои музыкальные оркестры и принимают участие в параде. [16] организован в честь Нового года Непала Самбата , национального лунного календаря Непала, который приходится на октябрь.
Во время двенадцатилетнего фестиваля Самьяк , величайшего неварского буддийского праздника. [17] [18] где сотни больших изображений Будды Дипанкары выставлены на площади Дурбар в Катманду и Сваямбунатхе , Туладхары Асана ставят листовые тарелки, а Туладхары Ньяты подают вареный рис священникам, которые приходят за милостыней. [19]
Священные танцы
[ редактировать ]


Священные танцы — еще одно важное религиозное представление Туладхаров.
- Танец Кумха Пьяхан (कुम्ह प्याखं) (также известный как Кумар Пьяхан) проводится ежегодно во время фестиваля Мохани в октябре на танцевальной площадке под открытым небом в Асане и на площади Дурбар в Катманду . мальчик из семей Туладхар или Кансакар . Танцором выбирается [20] [21]
- Ньятамару Адзима Пьяхан (न्यतमरु अजिमा प्याखं) (также известный как Светкали Пьяхан) проводится ежегодно на танцевальной площадке под открытым небом в Ньяте во время фестиваля Пахан Чархе в апреле. Раз в 12 лет проводятся специальные представления этой танцевальной драмы в масках с большим составом актеров, в которых Туладхар из Ньяты играет роль божества Махадьи. Специальные шоу проводятся на площадях Дурбар в Катманду, Лалитпуре , Киртипуре , Бхактапуре и Бхонте ( Банепе ). [22] [23]
Яркие примеры
[ редактировать ]Религия
- Анируддха Махатера (1915–2003), буддийский монах, ставший патриархом Непала, ранее Гаджа Ратна Туладхар.
- Дхаммалок Махастхавир (1890–1966), буддийский монах, сосланный Ранами за писательство в Непале Бхаса и распространение буддизма Тхеравады , ранее Дас Ратна Туладхар
- Дхармачари Гурума (1898–1978), буддийская монахиня, изгнанная Ранами за распространение буддизма Тхеравады и основавшая первый женский монастырь, урожденная Лакшми Нани Туладхар.
- Прагьянанда Махастхавир (1900–1993), буддийский монах, изгнанный Ранами за писательство в Непале Бхаса и распространение буддизма Тхеравады , ранее Кул Ман Сингх Туладхар
Социальная работа
- Бхакта Бир Сингх Туладхар (1912–1989), торговец, филантроп и спонсор фестиваля Самьяк , проходившего в 1952 году.
- Человек Дхармы Туладхар (1862–1938), филантроп и торговец, наиболее известный благодаря обновлению Сваямбху и Киндо Баха.
- Кришна Сундар Туладхар, спонсор фестиваля Самьяк , проводившегося в 1880 году.
- Тара Деви Туладхар (1931–2012), социальный работник и первая женщина-донор крови в Непале.
- Тиртха Дхар Туладхар (1936–2013), социальный работник и благотворитель, посвятивший свою жизнь восстановлению множества исторических и религиозных объектов по всей долине Катманду, включая Джанабахаа.
Искусство и науки
- Читтадхар Хридая (1906–1982), поэт и один из величайших литературных деятелей Непала, заключен Ранами в тюрьму на пять лет за писательство в Непале. Бхаса.
- Кул Ратна Туладхар (1918–1984), первый главный инженер
- Мандас Туладхар (1900–1975), языковой активист, буддийский ученый и издатель, заключен в тюрьму и подвергнут порке режимом Рана за религиозную деятельность.
- Моти Лакшми Упасика (1909–1997), поэт, первый автор рассказов в Непале.
- Тара Бир Сингх Туладхар (1943 г.р.), художник и композитор
Торговля и промышленность
- Джуджу Бхай Туладхар (1928–2004), пионер производителя готовой одежды.
- Каруна Ратна Туладхар (1920–2008), торговец и пионер транспорта.
- Лупау Ратна Туладхар (1918–1993), торговец и пионер транспорта
- Пратек Ман Туладхар (1924–1991), торговец и филателист.
- Пушпа Ратна Сагар (1922–2011), торговец, грамматик Непала Бхаса, лексикограф и журналист.
- Пушпа Сундар Туладхар (1885–1935), благотворитель и торговец.
- Триратна Ман Туладхар (1905–1986), торговец и буддийский активист.
Политика
- Дхарма Ратна Ями (1915–1975), борец за свободу, социальный реформатор, писатель и заместитель министра, провел семь лет в тюрьме за демократическую деятельность.
- Нхучхе Ратна Туладхар (1888–1950), замучен 25 декабря 1950 года во время демократического движения против Рана . режима
- Падма Ратна Туладхар (1940–2018), правозащитник, писатель и бывший министр, заключен в тюрьму за демократическую деятельность.
Галерея
[ редактировать ]Исторический
[ редактировать ]- Семья Туладхар с невестами, 1942 год.
- Асан, Катманду, 1920-е годы.
- Колесница Джаны Баха Дья в Асане, ок. 1915.
- Пушпа Сундар Туладхар (справа), Сваямбху, 1921 год.
- Баркхор, главная торговая улица Лхасы, 1938 год.
Современный
[ редактировать ]- Танец в масках Ньятамару Адзима Пьяхан.
- Выставка Халимали (зерновое искусство) в Асане.
- Ихи, церемония жизненного цикла молодой девушки.
- Музыкальное представление Гунла Баджан в Асане.
- Группа Гунла Баджан из Ньяты в процессии.
См. также
[ редактировать ]- Лхаса Невар (трансгималайские торговцы)
- Список Махавихар неварского буддизма
- Гунла Баджан музыка
- Танец Кумха Пьяхан
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 110.
- ^ Райт, Дэниел (1877). «История Непала со вступительным очерком страны и народа Непала» . Кембридж . Проверено 23 сентября 2012 г. Страница 86.
- ^ Локк, Джон К. (2008). «Уникальные особенности неварского буддизма» . Институт точных методов Нагарджуны. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. «Буддизм, гималайская торговля и неварские торговцы» . Проверено 31 января 2011 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Кларендон Пресс, Оксфорд . Проверено 9 февраля 2011 г. Страница 38.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005) Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01908-9 . Страница 25. Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ Турин, Марк (16 марта 2001 г.). «Банджас по Бархору» . Непальские времена . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Прасай, Уджвал (16 июня 2012 г.). «Семейная история» . Катманду Пост . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ Калимпонг. Нью-Дели: Гнездо и крылья. ISBN 81-87592-01-Х . Страница 20.
- ^ Туладхар, Камаль Ратна (9 января 2010 г.). «Купцы прошлого» . Катманду Пост . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Рай, Динеш (октябрь 2006 г.). «Торговцы на крыше мира: Лхаса Ньюарс в Тибете» . ЭКС . Проверено 31 января 2011 г.
- ^ ЛеВайн, Сара и Геллнер, Дэвид Н. (2005) Восстановление буддизма: движение Тхеравады в Непале двадцатого века. Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01908-9 . Страница 64. Проверено 13 февраля 2011 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 111.
- ^ Ваджрачарья, Мадансен (1998). «Локабаджа в неварской буддийской культуре» . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ «День в картинках» . Новости Би-би-си. 19 октября 2009 года . Проверено 11 февраля 2011 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 26 марта 2012 г. Страница 51.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
- ^ ван ден Хук, Берт (январь 1996 г.). «Гендер и каста в идеальном буддийском даре Самьяк Махадана в Катманду, Непал» . Вклад в непальские исследования . Проверено 8 февраля 2013 г. Страница 198.
- ^ Хук, Берт ван ден и Шреста, Балгопал (июль 1992 г.). «Стражи королевской богини: Даитья и Кумар как защитники Таледжу Бхавани в Катманду» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 9 февраля 2011 г. Страница 192.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 112.
- ^ Праджапати, Субаш Рам (редактор) (2006) Танцы в масках Непала Мандал. Тими: Художественный совет Мадхьяпура. ISBN 99946-707-0-0 . Страницы 21, 68.
- ^ Кропф, Марианна (январь 2003 г.). «На волне коммерциализации развлечений: исследование состояния танцевальных драм в масках в долине Катманду» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 23 марта 2011 г. Страницы 7, 101.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Льюис, Тодд Торнтон (1984), Туладхары Катманду: исследование буддийской традиции в неварском торговом сообществе , Колумбийский университет.