Урай (кастовая группа)



Урай ( непальский : उरे ) (альтернативные названия: Удаая , Удас ) — неварская буддийская торговая каста в Катманду в Непале . Они являются видным сообществом в деловой и культурной жизни Катманду. [ 1 ] Урайи сыграли ключевую роль в развитии торговли, промышленности, искусства, архитектуры, литературы и буддизма в Непале и Гималайском регионе. [ 2 ] [ 3 ]
Говорят, что имя Урай произошло от санскритского термина « упасака », что означает «набожный мирянин». Урайи следуют неварскому буддизму и говорят на неварском языке как на своем родном языке. [ 4 ] Они верят в ненасилие в личных отношениях и ритуальных практиках. [ 5 ] [ 6 ]
История
[ редактировать ]Раннее упоминание об Урай содержится в журнале 17-го века, хранящемся во дворе буддийского монастыря Джана Баха в Катманду. датированной Непалом Самбатом В дневниковой записи, 763 г. (1643 г. н.э.), говорится, что король Лакшми Нарсингх Малла попросил всех урайев посетить религиозную службу в Асане . [ 7 ]
Урайи также известны своей историей как торговцы на Шелковом пути . Имея бизнес-дома в Лхасе (Тибет) и Калькутте (Индия), они на протяжении веков были ключевыми игроками в традиционной тибетской торговле. Эти купцы были известны как Лхаса Невар . [ 8 ] [ 9 ]
Подкасты
[ редактировать ]Урай делятся на девять подкаст, которые используют следующие фамилии. Каждая группа связана с традиционным занятием в соответствии с установленным в прошлом разделением труда. [ 10 ] [ 11 ]
- Туладхар (торговец)
- Шилпакар (плотник, работа по дереву)
- Монтажник (инженер) [ 12 ]
- Тамракар (работник по меди, золоту, серебру и латуни)
- Кансакар (работник по бронзе, латуни и меди)
- Сихракар (кровельщик)
- Баня (Травник)
- Синдуракар (резчик по дереву)
- Шилакар (резчик по камню)
- Селалик (кондитер)
Культурная жизнь
[ редактировать ]Самьяк — величайший буддийский праздник Невара. Церемония в Катманду проводится раз в 12 лет и длится три дня. По этому случаю большие изображения Будды Дипанкары выставляются на площади Дурбар в Катманду и Сваямбху . Милостыня раздается священникам во время церемонии, на которой присутствует король.
Во время Самьяка каждая урайская группа выполняет задание, определенное традицией. [ 13 ] Туладхары Асана шьют и раздают тарелки из листьев, Туладхары Ньяты готовят и подают рис, Стапиты строят деревянную смотровую площадку, Тамракары играют на трубе, Кансакары готовят и подают пять видов еды, Сикхракары поставляют глиняные горшки (производство прекращено с 1980 года), Баниас подают сладкий напиток, а селалики — кондитерские изделия. [ 14 ] [ 15 ]
Гунла Баджан — это буддийская религиозная музыка, исполняемая в течение месяца Гунла, который неварские буддисты считают священным. Гунла — 10-й месяц в календаре Непальской эры и соответствует августу. У всех групп Урай есть группа Гунла Баджан, которая ежедневно совершает паломничество в Сваямбху во время священного месяца.
Социальная жизнь
[ редактировать ]
У каждой группы Урай есть свое божество линии передачи, известное как Дигу Дья (दिगु द्यः). Ежегодно члены собираются у святыни, которая обычно расположена на открытом поле на окраине города, и делают подношения божеству. Ритуал известен как Депуджа.
У урайцев есть два типа похоронных обществ: Си Гути (सी गुथि) и Санан Гути (सनां गुथि). Си Гути также осуществляет кремацию, в то время как Санан Гути принимает только участие в похоронной процессии, а работа по кремации передается другому обществу. [ 16 ]
Музей Удаая
[ редактировать ]Открылся музей Удаая, содержащий миниатюрные диорамы, иллюстрирующие традиционные занятия и культурные представления девяти подкаст. Он также содержит исторические и современные фотографии и инструменты, используемые ремесленниками. Музей расположен в традиционном доме в Асане, Катманду . [ 17 ]
Почести
[ редактировать ]Департамент почтовой службы правительства Непала почтил память пяти урай, выпустив памятные почтовые марки за их вклад в национальное развитие: поэта Читтадхара Хридая (ранее Читтадхар Туладхар) в 1992 году, буддийского монаха и патриарха Непала Прагьянанды Махастхавира (ранее Кул Ман Сингх Туладхар). в 2001 году социальный работник Дая Бир Сингх Кансакар в 2002 году и пионеры транспорта Каруна Ратна Туладхар и Лупау Ратна Туладхар в 2012 году.
См. также
[ редактировать ]- Буддизм в Непале
- Неварский буддизм
- Гунла Баджан музыка
- Танец Кумха Пьяхан
- Традиционная неварская одежда
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 17 сентября 2012 г. Страница 47.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 109.
- ^ Смит, Э. Джин (2001). Среди тибетских текстов: история и литература Гималайского нагорья. Публикации мудрости. ISBN 0861711793 , 9780861711796. Страница 88. Проверено 17 сентября 2012 г.
- ^ Локк, Джон К. (2008). «Уникальные особенности неварского буддизма» . Институт точных методов Нагарджуны. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 16 сентября 2012 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 109.
- ^ Геллнер, Дэвид Н. и Куигли, Деклан (1995). Спорные иерархии: совместная этнография каст среди неваров долины Катманду, Непал. Кларендон Пресс. ISBN 0198279604 , 9780198279600. Страница 76.
- ^ Шакья, Раджа (2005). Джана Баха Дья йа Шанти Сапху (Гатанавали). Катманду: Премдхарма Питхана. ISBN 99946-56-97-Х . Страница 23.
- ^ Пал, Пратападитья (1985). Искусство Непала: Каталог художественной коллекции Музея округа Лос-Анджелес. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520054075 , 9780520054073. Страница 22.
- ^ Туладхар, Камаль Ратна (2011) Караван в Лхасу : Торговец Катманду в традиционном Тибете. Катманду: Лиджала и Тиса. ISBN 99946-58-91-3 .
- ^ Туладхар, Суман Камаль (координатор) (2012). Удая Исследования. Катманду: Удаая Самадж. Страница 45.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 31 января 2011 г. Страница 110.
- ^ Стапит, Раджендра и Стапит, Анил (ред.) (2012). Сувенир. Катманду: Общество Стапита.
- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 17 сентября 2012 г. Страница 47.
- ^ Туладхар, Суман Камаль (координатор) (2012). Удая Исследования. Катманду: Удаая Самадж. Страница 44.
- ^ Геллнер, Дэвид Н. и Куигли, Деклан (1995). Спорные иерархии: совместная этнография каст среди неваров долины Катманду, Непал. Кларендон Пресс. ISBN 0198279604 , 9780198279600. Страница 52.
- ^ «Кастовая система невари» . Проверено 19 сентября 2012 г.
- ^ «Музей сохранения культуры Невари» . Восходящий Непал . Катманду. 16 января 2014 года . Проверено 16 января 2014 г.