Jump to content

Лхаса Невар

Караван пересекает Тунцовую равнину в Тибете, на заднем плане гора Чомолхари.
Лхаса Ньюар находится в Китае.
Катманду
Катманду
Лхаса
Лхаса
Калькутта
Калькутта
Ладакх
Ладакх
Карта Азии, показывающая торговую сеть лхасских неваров.

Лхаса Невар (альтернативное название: Лхаса Ньюа ) ( Невар : ल्हासा नेवा ) относится к неварским путешествовали между долиной Катманду и Тибетом торговцам и ремесленникам-эмигрантам, которые много веков назад . Эти непальские купцы вели торговлю между Непалом , Тибетом и Бенгалией , Индией по Шелковому пути , и выступали в качестве моста для экономического и культурного обмена между Южной Азией и Центральной Азией . [1] [2]

Наряду с торговцами в различных частях Тибета существовали колонии ремесленников, занимавшихся созданием буддийского искусства. Они были главными игроками в обмене художественными стилями в Гималаях . [3] [4]

Тысячелетняя традиция лхасского невара подошла к концу после того, как караванный путь, соединявший Индию и Тибет через Сикким, был закрыт в результате китайско-индийской войны в 1962 году. Впоследствии купцы и ремесленники, базировавшиеся в Тибете, закрыли магазины и вернулись домой. в Непал в последний раз. [5]

Согласно фольклору, Сингха Сарта Аджу был первым торговцем, посетившим Тибет. История лхасских неваров официально датируется седьмым веком, когда непальская принцесса Бхрикути вышла замуж за тибетского короля Сонгцена Гампо . Торговцы и ремесленники, сопровождавшие Бхрикути в Лхасу в составе ее свиты, установили торговые и культурные связи между Непалом и Тибетом.

В 1640-х годах был заключен договор, по которому неварским купцам было разрешено основать 32 деловых дома в Лхасе. Также было решено, что Непал будет чеканить монеты для Тибета. [6] К этому времени число торговцев значительно возросло. Путешественник восемнадцатого века Ипполито Дезидери отмечал, что непальских купцов в Лхасе было «многочисленно». [7]

Невары также были организованы в общества «пала» ( Newar : पाला ), которые организовывали празднование фестивалей и предоставляли место для встреч. Купцы праздновали Мохани и другие праздники так же, как в Катманду. Первоначально в Лхасе было 10 «палов», и семь оставались активными до недавнего времени — Чьятангья, Чхусингсяр, Горасьяр, Джхвала, Лхакам, Кун и Тарунсьяр. У неваров в Шигадзе и других местах Тибета были свои «палы». Вернувшихся торговцев и ремесленников называли «лхасскими неварами». Большинство из них были буддистскими неварами, такими как Урай , Баджрачарья , Шакья и Дхахва. также было много Шрестх и Махарджан Среди них .

Торговля

[ редактировать ]
Неварские торговцы слушают граммофон и играют в китайское домино (бха), Лхаса, 1921 год.
Бланк делового дома «Горашар» 1958 года.

Неварские торговцы экспортировали готовую продукцию из Непала и Индии в Тибет и привозили обратно товары из Тибета и других частей Средней Азии . Металлическая посуда, священные статуи и рис из Непала, а также текстиль и другая фабричная продукция из Индии составляли основные статьи экспорта в Тибет. Лхасские невары привезли золотой песок, шерсть, мускусные стручки, шкуры и хвосты яков, которые были отправлены в Калькутту. Старшее поколение в деревне Санху также регулярно играет в маджонг, привезенный из Тибета.

Караваны мулов, ослов и яков перевозили торговые товары через Гималаи и Тибетское нагорье. В Непале носильщики переносили грузы через горы на спине. [8]

Торговый путь, соединяющий Индию и Тибет, проходит через Гималаи. Лхасские невары использовали перевалы Гиронг (Кийронг, непальский : केरुङ , керунг ) и Кути ( непальский : कुती ) ( Ньялам Тонг Ла ) к северу от Катманду, чтобы добраться до Лхасы. С 1930-х годов все большую популярность приобрел новый караванный маршрут через нижние перевалы Натху-Ла и Джелеп-Ла на границе Сиккима и Тибета. Подход к этим перевалам осуществлялся через Гангток в Сиккиме и Калимпонг в Западной Бенгалии , Индия.

Лхасские невары жили в Лхасе , Шигадзе и Гьянце в Тибете, а также в Калькутте и Калимпонге в Индии. в течение многих лет [9] [10] Лхаса, как центр Шелкового пути, привлекала торговые караваны со всей Центральной Азии, с которыми лхасские невары вели торговлю. Несколько деловых домов также имели магазины в Лехе , Ладакх , который находится на караванном пути в Кашгар в китайской Центральной Азии. [11] Калькутта была центром оптовой торговли.

Искусство

[ редактировать ]
Нарисованные глаза и надпись непальским шрифтом внизу на ступе Кумбум в Гьянце.

Лхаса-неварские ремесленники создавали статуи, рисовали паубхи и фрески и строили храмы в Тибете и других частях Центральной Азии. [12] и сыграли важную роль в распространении и развитии буддийского искусства по всему региону. [13] [14] Храм Джоканг в Лхасе и ступа Кумбум в Гьянце являются примерами их художественного наследия в Тибете. [15] Белая Дагоба в Пекине , Китай , построенная Арнико в 13 веке, является еще одним образцом мастерства лхасских неваров.

Неварские художники были самыми востребованными среди иностранных художников, проживающих в Тибете. Французский путешественник-миссионер Эварист Режис Юк писал, что именно они строят для буддийских храмов прекрасные крыши из позолоченных пластин, которые противостоят всем непогодам времени года и всегда сохраняют чудесную свежесть и блеск. Они настолько искусны в этом деле, что их отправляют в самую глубь Тартарии украшать ламазери. [16]

Неварские художники приобрели важное значение после разрушения индийского буддизма в 1203 году, поскольку они были единственными оставшимися экспертами в традиционном буддийском искусстве. Таким образом, тибетские художники обратились к ним за вдохновением и изучили стиль невар, или бери, как его теперь называют. Этот стиль преобладал более четырех столетий и достиг своего пика с 1360 по 1460 год, когда он был принят в качестве универсального стиля живописи Тибета. [17]

Период с 14 по 16 века считается золотым веком непальского искусства. За это время неварские художники много путешествовали и оставили свой след в художественных стилях Тибета, Бутана, Китая и Монголии. [18]

[ редактировать ]

Лхасские невары были предметом баллад, эпической поэзии и романов на непальском бхасе и других языках, в основном на тему одиночества и пар, вынужденных терпеть длительные периоды разлуки.

  • Самый известный эпос - Джи Вая Ла Лачхи Мадуни («Не прошло и месяца с тех пор, как я пришел»), написанный в конце 18 века о торговце, который уезжает в Тибет, несмотря на мольбы своей новобрачной жены. Однажды приходит ложное сообщение о том, что он умер в Тибете, и жена от горя сжигает себя на погребальном костре. Спустя годы муж возвращается. Узнав о ее смерти, он уходит и становится аскетом. [19] Это стихотворение послужило источником « Муна Мадан », короткого эпического рассказа на непальском языке, написанного Лакшми Прасадом Девкотой в 1936 году. [20] [21]
  • В песне «Мой любимый уехал за границу» жена тоскует по мужу, уехавшему в Тибет по делам. Однажды она рада получить сообщение из Тибета, однако в сообщении содержится известие о его смерти. [22]
  • Другая песня «О муж, как мне жить» была написана ближе к концу XIX века. В этой песне женщина выражает свою печаль, когда ее муж уезжает в Тибет вскоре после их свадьбы. [23]
  • «Бхрикути Роман Дхармы Ратны Ями » был удостоен премии «Шрестха Сирапа» в 1959 году. Другой роман « Анг Лхамо» рассказывает сагу о тибетской девушке на фоне вторжения китайцев в Тибет. Первое издание, опубликованное в 1970 году издательством «Паса Муна», было запрещено правительством Непала. Второе издание вышло в 1992 году и опубликовано издательством Paleswan Pithana, Катманду.
  • «Мимманахпау» («Несгоревшее письмо») Читтадхара Хридая — это роман в форме письма торговца из Лхасы своей жене в Катманду. Муж настолько скучает по дому, что сожалеет о жизни торговца. Опубликованный в 1968 году роман был переведен на английский язык Кесаром Лаллом . [24]
  • В романе «Восточная история Шерлока Холмса » знаменитый сыщик дружит с Горашаром, неварским торговцем из Лхасы, и путешествует с ним в Катманду во время своего путешествия по Азии, чтобы разгадать разнообразные тайны. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Льюис, Тодд Т. «Буддизм, гималайская торговля и неварские торговцы» . Проверено 31 октября 2011 г.
  2. ^ Турин, Марк (16 марта 2001 г.). «Банджас по Бархору » Непальские времена . Получено 19 сентября.
  3. ^ Ло Буэ, Эрберто Ф (1988). «Культурный обмен и социальное взаимодействие между тибетцами и неварами с седьмого по двадцатый век». Международное фольклорное обозрение . Страницы 86–114.
  4. ^ Хук, М. «Путешествие по Татарии, Тибету и Китаю в 1844-5-6 годах. Том 2» . Лондон: Офис Национальной иллюстрированной библиотеки . Проверено 31 октября 2011 г. Страница 147.
  5. ^ Кэй, Мелати (29 июня 2013 г.). «Возобновленный непальский торговый путь вызывает гнев региона» . Аль Джазира . Проверено 7 июля 2013 г.
  6. ^ Роуз, Лео Э. (1971) Непал: Стратегия выживания. Калифорнийский университет Press, Беркли. ISBN   978-0-520-01643-9 . Страница 14.
  7. ^ Дезидери, Ипполито и Де Филиппи, Филиппо (переиздано в 1996 г.), Отчет о Тибете: путешествия Ипполито Дезидери, 1712–1727 гг ., Азиатские образовательные службы. ISBN   978-81-206-1019-4 . Страницы 133, 136.
  8. ^ Ходжсон, Брайан Хоутон (1874). «Очерки языков, литературы и религии Непала и Тибета» . Лондон: Трубнер и компания . Проверено 1 ноября 2011 г. Страница 97.
  9. ^ Белл, сэр Чарльз (1992), Тибет в прошлом и настоящем , Motilal Banarsidass Publ. ISBN   978-81-208-1048-8 . Страница 233.
  10. ^ Кэндлер, Эдмунд (1905). «Открытие Лхасы» . Лондон: Эдвард Арнольд . Проверено 24 октября 2012 г. Страница 273.
  11. ^ Туладхар, Камаль Ратна (10 марта 2012 г.). «Давным-давно в Ладакхе» . Катманду Пост . Проверено 14 марта 2012 г.
  12. ^ Ло Буэ, Эрберто (2011). «Неварские скульпторы и тибетские покровители в ХХ веке» . Скрибд . Проверено 1 ноября 2011 г.
  13. ^ Либерман, Марсия Р. (9 апреля 1995 г.). «Артистизм неваров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 ноября 2011 г.
  14. ^ «Что такое неварское искусство?» . Тибетское буддийское и неварское тантрическое искусство . Проверено 31 октября 2011 г.
  15. ^ Слюссер, Мэри Шепард (7 февраля 2006 г.). «Лхасский гЦуг лагкханг («Джокханг»)» . Asianart.com . Проверено 31 октября 2011 г.
  16. ^ Évariste Régis Huc, Gabet (переиздано в 2004 г.), Путешествия по Татарии, Тибету и Китаю, 1844–1846, Том 2 , Routledge. ISBN   978-0-415-34484-5 . Страница 182.
  17. ^ «Непальское наследие в тибетской живописи» . Музей искусств Рубина. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  18. ^ «Из Священного Царства» . Ньюаркский музей. 2011. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  19. ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN   81-208-0963-7 . Страница 84.
  20. ^ Хатт, Майкл (1991). Гималайские голоса: введение в современную непальскую литературу. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   9780520070486 . Страница 41.
  21. ^ Фон Болен, Доминик (декабрь 2012 г.). «Муна Мадан» . ECS Непал. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
  22. ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN   81-208-0963-7 . Страница 59.
  23. ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN   81-208-0963-7 . Страница 60.
  24. ^ Лалл, Кесар (2002). Мимманахпау: Письмо торговца из Лхасы своей жене Читтадхара Хридая. Нью-Дели: Робин Букс. ISBN   81-87138-55-6 .
  25. ^ Риккарди, Тед (2003). Восточная история болезни Шерлока Холмса. Случайный дом. ISBN   978-1-4000-6065-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0e4716b5b2e2d3eb4124ea44529e2033__1621131840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0e/33/0e4716b5b2e2d3eb4124ea44529e2033.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lhasa Newar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)