Лхаса Невар
Лхаса Невар (альтернативное название: Лхаса Ньюа ) ( Невар : ल्हासा नेवा ) относится к неварским путешествовали между долиной Катманду и Тибетом торговцам и ремесленникам-эмигрантам, которые много веков назад . Эти непальские купцы вели торговлю между Непалом , Тибетом и Бенгалией , Индией по Шелковому пути , и выступали в качестве моста для экономического и культурного обмена между Южной Азией и Центральной Азией . [1] [2]
Наряду с торговцами в различных частях Тибета существовали колонии ремесленников, занимавшихся созданием буддийского искусства. Они были главными игроками в обмене художественными стилями в Гималаях . [3] [4]
Тысячелетняя традиция лхасского невара подошла к концу после того, как караванный путь, соединявший Индию и Тибет через Сикким, был закрыт в результате китайско-индийской войны в 1962 году. Впоследствии купцы и ремесленники, базировавшиеся в Тибете, закрыли магазины и вернулись домой. в Непал в последний раз. [5]
История
[ редактировать ]Согласно фольклору, Сингха Сарта Аджу был первым торговцем, посетившим Тибет. История лхасских неваров официально датируется седьмым веком, когда непальская принцесса Бхрикути вышла замуж за тибетского короля Сонгцена Гампо . Торговцы и ремесленники, сопровождавшие Бхрикути в Лхасу в составе ее свиты, установили торговые и культурные связи между Непалом и Тибетом.
В 1640-х годах был заключен договор, по которому неварским купцам было разрешено основать 32 деловых дома в Лхасе. Также было решено, что Непал будет чеканить монеты для Тибета. [6] К этому времени число торговцев значительно возросло. Путешественник восемнадцатого века Ипполито Дезидери отмечал, что непальских купцов в Лхасе было «многочисленно». [7]
Невары также были организованы в общества «пала» ( Newar : पाला ), которые организовывали празднование фестивалей и предоставляли место для встреч. Купцы праздновали Мохани и другие праздники так же, как в Катманду. Первоначально в Лхасе было 10 «палов», и семь оставались активными до недавнего времени — Чьятангья, Чхусингсяр, Горасьяр, Джхвала, Лхакам, Кун и Тарунсьяр. У неваров в Шигадзе и других местах Тибета были свои «палы». Вернувшихся торговцев и ремесленников называли «лхасскими неварами». Большинство из них были буддистскими неварами, такими как Урай , Баджрачарья , Шакья и Дхахва. также было много Шрестх и Махарджан Среди них .
Торговля
[ редактировать ]Неварские торговцы экспортировали готовую продукцию из Непала и Индии в Тибет и привозили обратно товары из Тибета и других частей Средней Азии . Металлическая посуда, священные статуи и рис из Непала, а также текстиль и другая фабричная продукция из Индии составляли основные статьи экспорта в Тибет. Лхасские невары привезли золотой песок, шерсть, мускусные стручки, шкуры и хвосты яков, которые были отправлены в Калькутту. Старшее поколение в деревне Санху также регулярно играет в маджонг, привезенный из Тибета.
Караваны мулов, ослов и яков перевозили торговые товары через Гималаи и Тибетское нагорье. В Непале носильщики переносили грузы через горы на спине. [8]
Торговый путь, соединяющий Индию и Тибет, проходит через Гималаи. Лхасские невары использовали перевалы Гиронг (Кийронг, непальский : केरुङ , керунг ) и Кути ( непальский : कुती ) ( Ньялам Тонг Ла ) к северу от Катманду, чтобы добраться до Лхасы. С 1930-х годов все большую популярность приобрел новый караванный маршрут через нижние перевалы Натху-Ла и Джелеп-Ла на границе Сиккима и Тибета. Подход к этим перевалам осуществлялся через Гангток в Сиккиме и Калимпонг в Западной Бенгалии , Индия.
Лхасские невары жили в Лхасе , Шигадзе и Гьянце в Тибете, а также в Калькутте и Калимпонге в Индии. в течение многих лет [9] [10] Лхаса, как центр Шелкового пути, привлекала торговые караваны со всей Центральной Азии, с которыми лхасские невары вели торговлю. Несколько деловых домов также имели магазины в Лехе , Ладакх , который находится на караванном пути в Кашгар в китайской Центральной Азии. [11] Калькутта была центром оптовой торговли.
Искусство
[ редактировать ]Лхаса-неварские ремесленники создавали статуи, рисовали паубхи и фрески и строили храмы в Тибете и других частях Центральной Азии. [12] и сыграли важную роль в распространении и развитии буддийского искусства по всему региону. [13] [14] Храм Джоканг в Лхасе и ступа Кумбум в Гьянце являются примерами их художественного наследия в Тибете. [15] Белая Дагоба в Пекине , Китай , построенная Арнико в 13 веке, является еще одним образцом мастерства лхасских неваров.
Неварские художники были самыми востребованными среди иностранных художников, проживающих в Тибете. Французский путешественник-миссионер Эварист Режис Юк писал, что именно они строят для буддийских храмов прекрасные крыши из позолоченных пластин, которые противостоят всем непогодам времени года и всегда сохраняют чудесную свежесть и блеск. Они настолько искусны в этом деле, что их отправляют в самую глубь Тартарии украшать ламазери. [16]
Неварские художники приобрели важное значение после разрушения индийского буддизма в 1203 году, поскольку они были единственными оставшимися экспертами в традиционном буддийском искусстве. Таким образом, тибетские художники обратились к ним за вдохновением и изучили стиль невар, или бери, как его теперь называют. Этот стиль преобладал более четырех столетий и достиг своего пика с 1360 по 1460 год, когда он был принят в качестве универсального стиля живописи Тибета. [17]
Период с 14 по 16 века считается золотым веком непальского искусства. За это время неварские художники много путешествовали и оставили свой след в художественных стилях Тибета, Бутана, Китая и Монголии. [18]
В популярной культуре
[ редактировать ]Лхасские невары были предметом баллад, эпической поэзии и романов на непальском бхасе и других языках, в основном на тему одиночества и пар, вынужденных терпеть длительные периоды разлуки.
- Самый известный эпос - Джи Вая Ла Лачхи Мадуни («Не прошло и месяца с тех пор, как я пришел»), написанный в конце 18 века о торговце, который уезжает в Тибет, несмотря на мольбы своей новобрачной жены. Однажды приходит ложное сообщение о том, что он умер в Тибете, и жена от горя сжигает себя на погребальном костре. Спустя годы муж возвращается. Узнав о ее смерти, он уходит и становится аскетом. [19] Это стихотворение послужило источником « Муна Мадан », короткого эпического рассказа на непальском языке, написанного Лакшми Прасадом Девкотой в 1936 году. [20] [21]
- В песне «Мой любимый уехал за границу» жена тоскует по мужу, уехавшему в Тибет по делам. Однажды она рада получить сообщение из Тибета, однако в сообщении содержится известие о его смерти. [22]
- Другая песня «О муж, как мне жить» была написана ближе к концу XIX века. В этой песне женщина выражает свою печаль, когда ее муж уезжает в Тибет вскоре после их свадьбы. [23]
- «Бхрикути Роман Дхармы Ратны Ями » был удостоен премии «Шрестха Сирапа» в 1959 году. Другой роман « Анг Лхамо» рассказывает сагу о тибетской девушке на фоне вторжения китайцев в Тибет. Первое издание, опубликованное в 1970 году издательством «Паса Муна», было запрещено правительством Непала. Второе издание вышло в 1992 году и опубликовано издательством Paleswan Pithana, Катманду.
- «Мимманахпау» («Несгоревшее письмо») Читтадхара Хридая — это роман в форме письма торговца из Лхасы своей жене в Катманду. Муж настолько скучает по дому, что сожалеет о жизни торговца. Опубликованный в 1968 году роман был переведен на английский язык Кесаром Лаллом . [24]
- В романе «Восточная история Шерлока Холмса » знаменитый сыщик дружит с Горашаром, неварским торговцем из Лхасы, и путешествует с ним в Катманду во время своего путешествия по Азии, чтобы разгадать разнообразные тайны. [25]
Галерея
[ редактировать ]- Рынок Бархор в Лхасе, 1938 год.
- Непальская торговая палата, Лхаса, 1947 год.
- Торговцы на BSA Bantam в Лхасе, 1952 год.
- Неварские торговцы в тибетской и западной одежде, 1945 год.
- Торговец с пистолетом Маузер , Лхаса, 1946 год.
- Лхаса Невар (крайний слева) на реке Баркхор, 1938 год.
- Ступа Кумбум (слева) в Гьянце, 1938 год.
- Храм Мяоин в Пекине , Китай, 13 век.
- Караван мулов неварских торговцев, 1943 год.
- Лодка из шкуры яка на Ярлунг Цангпо, 1938 год.
- Непальская монета Бхупатиндра Малла, 1696 г.
- Будда Майтрейя в монастыре Ташилунпо .
См. также
[ редактировать ]- Непальская торговая палата, Лхаса
- Дайте людям
- Сингха Сарта Аджу (легендарный трейдер)
- Урай (кастовая группа)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Тодд Т. «Буддизм, гималайская торговля и неварские торговцы» . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Турин, Марк (16 марта 2001 г.). «Банджас по Бархору » Непальские времена . Получено 19 сентября.
- ^ Ло Буэ, Эрберто Ф (1988). «Культурный обмен и социальное взаимодействие между тибетцами и неварами с седьмого по двадцатый век». Международное фольклорное обозрение . Страницы 86–114.
- ^ Хук, М. «Путешествие по Татарии, Тибету и Китаю в 1844-5-6 годах. Том 2» . Лондон: Офис Национальной иллюстрированной библиотеки . Проверено 31 октября 2011 г. Страница 147.
- ^ Кэй, Мелати (29 июня 2013 г.). «Возобновленный непальский торговый путь вызывает гнев региона» . Аль Джазира . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Роуз, Лео Э. (1971) Непал: Стратегия выживания. Калифорнийский университет Press, Беркли. ISBN 978-0-520-01643-9 . Страница 14.
- ^ Дезидери, Ипполито и Де Филиппи, Филиппо (переиздано в 1996 г.), Отчет о Тибете: путешествия Ипполито Дезидери, 1712–1727 гг ., Азиатские образовательные службы. ISBN 978-81-206-1019-4 . Страницы 133, 136.
- ^ Ходжсон, Брайан Хоутон (1874). «Очерки языков, литературы и религии Непала и Тибета» . Лондон: Трубнер и компания . Проверено 1 ноября 2011 г. Страница 97.
- ^ Белл, сэр Чарльз (1992), Тибет в прошлом и настоящем , Motilal Banarsidass Publ. ISBN 978-81-208-1048-8 . Страница 233.
- ^ Кэндлер, Эдмунд (1905). «Открытие Лхасы» . Лондон: Эдвард Арнольд . Проверено 24 октября 2012 г. Страница 273.
- ^ Туладхар, Камаль Ратна (10 марта 2012 г.). «Давным-давно в Ладакхе» . Катманду Пост . Проверено 14 марта 2012 г.
- ^ Ло Буэ, Эрберто (2011). «Неварские скульпторы и тибетские покровители в ХХ веке» . Скрибд . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ Либерман, Марсия Р. (9 апреля 1995 г.). «Артистизм неваров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 1 ноября 2011 г.
- ^ «Что такое неварское искусство?» . Тибетское буддийское и неварское тантрическое искусство . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Слюссер, Мэри Шепард (7 февраля 2006 г.). «Лхасский гЦуг лагкханг («Джокханг»)» . Asianart.com . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Évariste Régis Huc, Gabet (переиздано в 2004 г.), Путешествия по Татарии, Тибету и Китаю, 1844–1846, Том 2 , Routledge. ISBN 978-0-415-34484-5 . Страница 182.
- ^ «Непальское наследие в тибетской живописи» . Музей искусств Рубина. Архивировано из оригинала 20 ноября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ «Из Священного Царства» . Ньюаркский музей. 2011. Архивировано из оригинала 4 сентября 2012 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 84.
- ^ Хатт, Майкл (1991). Гималайские голоса: введение в современную непальскую литературу. Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520070486 . Страница 41.
- ^ Фон Болен, Доминик (декабрь 2012 г.). «Муна Мадан» . ECS Непал. Архивировано из оригинала 26 декабря 2012 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 59.
- ^ Линхард, Зигфрид (1992). Песни Непала: Антология неварских народных песен и гимнов. Нью-Дели: Мотилал Банарсидас. ISBN 81-208-0963-7 . Страница 60.
- ^ Лалл, Кесар (2002). Мимманахпау: Письмо торговца из Лхасы своей жене Читтадхара Хридая. Нью-Дели: Робин Букс. ISBN 81-87138-55-6 .
- ^ Риккарди, Тед (2003). Восточная история болезни Шерлока Холмса. Случайный дом. ISBN 978-1-4000-6065-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хилкер, Д.С. Кансакар (2005), Сьямукапу: Лхасские невары Калимпонга и Катманду , Катманду: Публикации Ваджры. ISBN 99946-644-6-8 .
- Лалл, Кесар (2007), Неварские торговцы из Лхасы , Катманду: Ратна Пустак Бхандар. ISBN 99933-0-187-6 .
- Туладхар, Камаль Ратна (второе издание, 2011 г.), Караван в Лхасу: торговец Катманду в традиционном Тибете , Катманду: Лиджала и Тиса. ISBN 99946-58-91-3 .