Ипполито Дезидери
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2014 г. ) |
Преподобный Ипполито Дезидери СДЖ | |
---|---|
![]() |
Ипполито Дезидери , SJ (21 декабря 1684 г. Пистойя , Великое герцогство Тоскана — 14 апреля 1733 г. , Рим , Папская область ) [1] был итальянским миссионером и путешественником -иезуитом , самым известным из первых европейских миссионеров, основавших католическую церковь в Тибете . [2] Он также был первым документально подтвержденным тибетологом и первым европейцем , который успешно изучил как классический , так и стандартный тибетский язык .
Биография
[ редактировать ]Дезидери родился в 1684 году в довольно зажиточной семье в Пистойе , в Великом герцогстве Тоскана , которое тогда находилось под властью великого герцога Козимо III из Дома Медичи . [3] Дезидери получил образование с детства в иезуитской школе в Пистойе, а в 1700 году был выбран для поступления в Collegio Romano (Римский колледж) в Риме. С 1706 по 1710 год он преподавал литературу в иезуитских коллегиях в Орвието и Ареццо , а позже и в самой Коллегио Романо.
Путешествие в Тибет
[ редактировать ]Его заявление на миссию в Ост-Индию было принято генеральным настоятелем Общества Иисуса о. Микеланджело Тамбурини в 1712 году, и ему было поручено вновь открыть давно бездействующую иезуитскую миссию в Тибете Общества , которая оставалась под юрисдикцией провинции Гоа . Дезидери покинул Рим 27 сентября 1712 года и отправился из Лиссабона в Португальскую Индию , прибыв в порт Гоа год спустя. Из Гоа он отправился в Сурат , Ахмадабад , Раджастхан и Дели , прибыв в Агру (резиденция иезуитской миссии в Северной Индии) 15 сентября 1714 года. Оттуда он вернулся в Дели, где встретил своего начальника и попутчика португальца. Иезуит Маноэль Фрейре. Вместе они отправились из Дели в Сринагар в Кашмире (где они задержались на шесть месяцев, а Дезидери перенес почти смертельную кишечную болезнь), а также из Кашмира в Лех , столицу Ладакха , прибыв туда в конце июня 1715 года. Дезидери, они были хорошо приняты Гьялпо , или королем Ладакха, и его двором, и он пожелал остаться там, чтобы основать миссию, но был вынужден подчиниться своему настоятелю, о. Фрейре, который настаивал на том, чтобы вместо этого они отправились дальше в Центральный Тибет и Лхаса .
Таким образом, они предприняли опасное семимесячное зимнее путешествие по Тибетскому нагорью; плохо подготовленные и неопытные, они выжили, вероятно, благодаря помощи, которую они получили от Касал, монгольского правителя (и вдовы предыдущего губернатора Западного Тибета), которая покидала свой пост и возвращалась в Лхасу. Они путешествовали с ее вооруженным караваном и наконец прибыли в Лхасу 18 марта 1716 года. Через несколько недель о. Фрейре вернулся в Индию через Катманду и Патну , оставив о. Дезидери отвечает за миссию. В то время он был единственным европейским миссионером в Тибете.
Поселиться в Лхасе
[ редактировать ]Вскоре после прибытия в Лхасу Дезидери был принят ханом Тибета монгольским Лхасанг-ханом , который разрешил ему снять дом в Лхасе, а также практиковать и проповедовать христианство. Прочитав первую работу Дезидери на тибетском языке, объясняющую основы римско-католического учения, Ласанг Хан посоветовал ему совершенствовать свои знания тибетского языка, а также изучать тибетскую литературу . После нескольких месяцев интенсивного обучения он поступил в буддийский монастырь Сера , один из трех великих монашеских университетов политически восходящей секты Гелукпа . Там он учился и дискутировал с тибетскими буддийскими монахами и учеными, и ему было разрешено провести Тридентскую мессу у римско-католического алтаря в его комнатах. Он выучил классический тибетский литературный язык (ранее неизвестный европейцам) и стал страстно изучать тибетскую литературу, философию и культуру .
В конце 1717 года он был вынужден покинуть Лхасу из-за волнений, вызванных вторжением в Тибет Джунгарского ханства . Он удалился в приют капуцинов в провинции Дакпо , на юге Центрального Тибета, хотя в период 1719–1720 годов действительно возвращался в Лхасу на продолжительное время. Между 1718 и 1721 годами он написал пять работ на классическом тибетском литературном языке , в которых стремился опровергнуть философские концепции перерождения (которые он называл « метемпсихозом ») и нигилизма или «пустоты» (Wylie: stong pa nyid ; санскрит). : Шуньята ), что, по его мнению, больше всего препятствовало обращению из тибетского буддизма в католическую церковь в Тибете . В своих книгах о. Дезидери также перенял и использовал множество философских техник из тибетской литературы для схоластической аргументации. о. Дезидери также использовал многочисленные цитаты из дхармы и винаи и даже привел схоластику св . Фомы Аквинского в дебаты с нигилистической мадхьямаки философией Нагарджуны, чтобы аргументировать свои доводы в пользу «превосходства христианской теологии». [4]
Конфликт с капуцинами
[ редактировать ]Итальянские миссионеры Ордена капуцинов получили тибетскую миссию в 1703 году от Пропаганды Фиде , отделения церковной администрации, которое контролировало католическую миссионерскую деятельность по всему миру. Три капуцина прибыли в Лхасу в октябре 1716 года и сразу же представили Дезидери документы, которые, по их утверждениям, подтверждали их исключительное право на тибетскую миссию со стороны пропаганды. Дезидери оспорил обвинение в неповиновении Propaganda Fide, и обе стороны пожаловались в Рим. Тем временем Дезидери помог своим единоверцам-капуцинам акклиматизироваться в Тибете. Хотя капуцины не ссорились лично с Дезидери, они опасались, что другие иезуиты последуют за ними и вытеснят их из Тибета и Непала, и подали прошение о его изгнании из страны. В январе 1721 года Дезидери получил приказ покинуть Тибет и вернуться в Индию. После длительного пребывания в Кути, на тибетско-непальской границе, он вернулся в Агру в 1722 году.
Спустя годы
[ редактировать ]В Агре Дезидери был назначен главным пастором католической общины в Империи Великих Моголов столице Дели . Он организовал образование и услуги для общества, а также построил новую церковь на месте бывшего ветхого здания. В 1725 году он отправился в миссию французской иезуитской Сиро-Малабарской церкви в Пондичерри и приступил к изучению тамильского языка и продолжению там миссии. В 1727 году его отправили в Рим для содействия делу беатификации Иоанна де Бритто , иезуита, мученически умершего в Южной Индии. Он взял с собой свои очень обширные заметки о Тибете, его культуре и религии и начал работу над своим « Отчетом », который в последней рукописи назывался «Исторические заметки о Тибете» (Notizie Istoriche del Tibet), еще направляясь домой на французском судне. Он высадился во Франции в августе 1727 года и после пребывания в этой стране, где встретился с важными кардиналами и аристократами и получил аудиенцию у короля Людовика XV , в январе 1728 года прибыл в Рим. Он поселился в доме иезуитов. исповедовал дом , и его время было полностью занято судебными разбирательствами в Propaganda Fide между ним, представителем ордена иезуитов, и о. Феличе ди Монтеккио, яростно защищавший дело капуцинов; Дезидери написал три защиты позиции иезуитов. 29 ноября 1732 года Пропаганда издала свой окончательный краткий приказ по этому поводу, подтвердив исключительное право монахов-капуцинов на тибетскую миссию и запретив любое дальнейшее обсуждение этой темы.
о. Дезидери в это время работал над пересмотром « Сообщения» и готовил его к публикации, что, как и его возвращение в Тибет, также было запрещено прямым приказом пропаганды. Все еще надеясь на отмену приказа и возможность вернуться в Тибет, о. Ипполито Дезидери неожиданно скончался в возрасте всего 48 лет в Римской коллегии 13 апреля 1733 года. [5]
Наследие
[ редактировать ]Рукописи его монументальных произведений на нескольких языках, содержащие первое точное описание тибетской географии, правительства, сельского хозяйства, обычаев, тибетской буддийской философии и религиозных верований, были похоронены в архивах иезуитов и в частной коллекции и не были обнаружены до тех пор, пока конец 19 века; « Отношение» наконец появилось в полном издании Лучано Петеха, опубликованном в 1950-х годах. Сокращенный английский перевод был опубликован в 1937 году, а полный перевод появился только в 2010 году.
Основные работы
[ редактировать ]- «Миссия в Тибет: необыкновенный рассказ отца Ипполито Дезидери SJ в восемнадцатом веке» Пер. Майкл Свит, Эд. Леонард Цвиллинг (Бостон: Wisdom Publications, 2010)
- Ипполито Дезидери: Отчет о Тибете. Путешествия Ипполито Дезидери из Пистойи, SJ, 1712–1727. Под редакцией Филиппо Де Филиппи , с предисловием К. Весселса, SJ Лондон: George Routledge & Sons, Ltd., 1932 (Путешественники Бродвея)
- Тибетские произведения Ипполито Дезидери SJ под редакцией Джузеппе Тоскано (4 тома, 1981–1989)
- Исторические уведомления о Тибете и воспоминания о моих путешествиях, а также основанная там миссия ( Relation ) и другие работы под редакцией Лучано Петеха (1954–1957, в Петехе), «Итальянские миссионеры nel Tibet e nel Nepal» (Рим: Libraria dello Stato , 1954–57), т. 5–7.
- «Рассеивая тьму. Поиски иезуита души Тибета». Дональд С. Лопес-младший и Туптен Джинпа, Пер. и ред. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 2017 г.)
- «Когда Фома Аквинский встретил Нагарджуну: две работы Ипполито Дезидери, SJ», перевод и введение Гвидо Стукко. ( Независимая издательская платформа CreateSpace , 2016 г.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вессельс 1924 , с. 273.
- ^ Лопес и Джинпа 2017 , с. 2.
- ^ Вессельс 1924 , с. 207.
- ^ «Миссия в Тибет: необыкновенный рассказ отца Ипполито Дезидери SJ восемнадцатого века» Trans. Майкл Свит, Эд. Леонард Цвиллинг (Бостон: Wisdom Publications, 2010), стр. 45.
- ^ «Миссия в Тибет: необыкновенный рассказ отца Ипполито Дезидери SJ восемнадцатого века» Trans. Майкл Свит, Эд. Леонард Цвиллинг (Бостон: Wisdom Publications, 2010), стр. 62.
Источники
[ редактировать ]- Вессельс, Корнелиус (1924). Ранние путешественники-иезуиты в Средней Азии, 1603–1721 гг . Спрингер. ISBN 9789401768368 .
- Лопес, Дональд С. младший; Джинпа, Туптен (2017). Рассеивание тьмы: поиски иезуитом души Тибета . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674659704 .
- де Филиппи, Ф. (1932). Отчет о Тибете: путешествия Ипполито Дезидери (1712-1727) .
- Петех, Л. (1954–57). Итальянские миссионеры в Тибете и Непале . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кастелло Панти, С. (1984). Ипполито Дезидери и Тибет . Пистойя.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Раути, Н. (1984). Неопубликованные новости об Ипполито Дезидери и его семье взяты из архивов Пистойи . Пистойя.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лука, А. (1987). В Неизвестном Тибете. Необыкновенное путешествие Ипполито Дезидери . Болонья.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Барджакки, EG (февраль 2003 г.). «Отношения Ипполито Дезидери между местной историей и международными событиями». Местная история: Записные книжки Пистойези по современной и современной культуре : 4–103.
- Барджакки, EG (2006). Ипполито Дезидери С.Дж. открывает Тибет и буддизм . Пистойя.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Барджакки, EG (2007). Ипполито Дезидери SJ: Работы и библиография . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Свит, MJ (август 2006 г.). «Отчаянно ищу капуцинов: «Отчет Маноэля Фрейра о Тибете и их маршрутах (Tibetorum ac eorum Relatio Viarum)» и миссия Дезидери в Тибет». Журнал Международной ассоциации тибетских исследований (2): 1–33.
- Свит, М.Дж. «Уловка дьявола или человеческое мошенничество: Ипполито Дезидери о реинкарнации преемственности Далай-ламы», Буддийско-христианские исследования, 29, 2009, 131–140.
- Помплан, RT (2006). «Божественная благодать и игра противоположностей». Буддийско-христианские исследования . 26 (26): 159–163. дои : 10.1353/bcs.2006.0021 . S2CID 170208259 .
- Помплан, Т. Иезуит на крыше мира: миссия Ипполито Дезидери в Тибет (Нью-Йорк: Oxford University Press, 2010).
- Майкл Дж. Свит, Неопубликованное письмо на португальском языке отца Ипполито Дезидери, SJ , в AHSI , том 79 (2010), стр. 29
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1684 рождения
- 1733 смерти
- Люди из Пистойи
- Итальянские иезуиты XVIII века
- Итальянские римско-католические миссионеры
- Тибетологи
- Христианские миссионеры в Центральной Азии
- Иезуитские миссионеры в Тибете
- Исследователи Центральной Азии
- Иезуитские миссионеры в Индии
- Исследователи Индии
- Итальянские писатели-путешественники
- Исследователи Непала