Кансакар
Кансакар ( непальский : कंसाकार ) или Касах (कसाः) — непальская кастовая группа, принадлежащая неварской общине долины Катманду в Непале . На санскрите Кансакар означает «работник бронзы», а их традиционным занятием была обработка металла и торговля. [1] [2] Сегодня это торговцы, промышленники и профессионалы.
Они являются частью группы Урай (उराय), в которую входят Туладхар , Тамракар , Стхапит , Бания , Синдуракар, Селалик и другие касты. [3] Урайи — это сообщество буддийских торговцев высшей касты, а их фамилии указывают на ремесленников и специалистов по торговле. [4] Их религия — неварский буддизм. [5] и родной язык Непал Бхаса . [6]
Кансакары традиционно проживали в Кель-Толе в исторической части Катманду , где они играют важную культурную роль. Район славится священным двором Джана Баха (Махендра Бахал), где в центральном храме находится изображение Арьявалокитешвары (Священного Авалокитешвары ), буддийского божества, широко известного как Джана Баха Дья или Белый Махендранатх. [7] (альтернативное название: Белая Карунамая). [8]
Традиционное занятие
[ редактировать ]Согласно заложенному с древних времен разделению труда, кансакары практиковали наследственное занятие по изготовлению посуды из бронзы. Основная продукция — кухонная и ритуальная посуда, различные виды обеденных тарелок и цимбал. обеденная тарелка с рифленой каймой, известная как сифала дема Их фирменным блюдом является (सिफाला देमा). Бронзу изготавливают в их мастерских путем плавления меди и олова и смешивания их в угольной печи. [9]
Они также были крупными игроками в традиционной тибетской торговле и содержали деловые дома в Лхасе в Тибете, а также в Калимпонге и Калькутте в Индии. [10]
Культурная жизнь
[ редактировать ]Кансакары участвуют в ежегодном шествии на колесницах Арьявалокитешвары , известном как Джана Баха Дья Джатра, играя на длинных рогах. Музыкальный ансамбль Кансакар Гунла Баджан организует выступления религиозной музыки в течение всего месяца Гунла и других фестивалей.
12-летний Самьяк — самый зрелищный неварский буддийский фестиваль, проводимый в Катманду, на котором статуи Будды Дипанкара выставляются . На каждую касту урай с древних времен возлагались обязанности на фестивале, а на кансакаров возложена обязанность готовить и подавать пять видов блюд. [11]
Кансакарцы участвуют в танце Кумха Пьяхан (также известном как Кумар Пьяхан), который проводится ежегодно во время фестиваля Мохани в октябре на танцевальной площадке под открытым небом в Асане и на площади Дурбар в Катманду . Танцором выбирается молодой мальчик Туладхар или Кансакар. [12] [13]
Известные граждане
[ редактировать ]- Бхаджу Ратна Кансакар (1882–1956), торговец и филантроп.
- Дайя Бир Сингх Кансакар (1911-2001), социальный работник
- Гьян Джьоти Кансакар (1921-2004), президент Международного центра буддийской медитации, [14] торговец, благотворитель и промышленник
- Манихарша Джьоти (1917–1993), торговец и промышленник.
- Прем Бахадур Кансакар (1918–1991), борец за свободу, писатель и языковой активист.
- Видьябати Кансакар (1906–1976), пионер сестринского дела.
- Йогбир Сингх Кансакар (1885-1942), поэт
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 26 марта 2012 г. Страница 47.
- ^ Райт, Дэниел (1877). «История Непала со вступительным очерком страны и народа Непала» . Кембридж . Проверено 23 сентября 2012 г. Страница 86.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 25 марта 2012 г. Страница 110.
- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 26 марта 2012 г. Страница 47.
- ^ Локк, Джон К. (2008). «Уникальные особенности неварского буддизма» . Институт точных методов Нагарджуны. Архивировано из оригинала 24 марта 2012 года . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Льюис, Тодд Т. «Буддизм, гималайская торговля и неварские торговцы» . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ Локк, С. Дж., Джон К. «Неварские буддийские обряды инициации» . Журнал ИНАС . Проверено 26 марта 2012 г. Страница 2.
- ^ Ёсидзаки, Кадзуми (2006). «Долина Катманду как котел с водой: рефераты исследовательских работ по неварскому буддизму в Непале» . Проверено 29 марта 2012 г. Страница 5.
- ^ Касах, Дев Ратна (26 июля 2003 г.). «Джья Касахтайгу» Одолжение Сама . Страница 23.
- ^ Хилкер, Д.С. Кансакар (2005), Сьямукапу: Лхасские невары Калимпонга и Катманду , Катманду: Публикации Ваджры. ISBN 99946-644-6-8 .
- ^ Льюис, Тодд Т. (1995). «Буддийские торговцы в Катманду: рынок Асан Тва и общественная организация Урай» (PDF) . Спорные иерархии . Оксфорд: Кларендон Пресс . Проверено 26 марта 2012 г. Страницы 51-52.
- ^ Хук, Берт ван ден; Шреста, Балгопал (июль 1992 г.). «Стражи королевской богини: Даитья и Кумар как защитники Таледжу Бхавани в Катманду» (PDF) . Журнал CNAS . Проверено 27 марта 2012 г. Страница 192.
- ^ Льюис, Тодд Т. (январь 1996 г.). «Заметки об Урайе и модернизации неварского буддизма» (PDF) . Вклад в непальские исследования . Проверено 27 марта 2012 г. Страница 112.
- ^ Гьян Джиоти Кансакар (1997). «Культура здоровья расширяет горизонты» . К здоровью через культуру (3): 14–19. ISSN 0204-3440 . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года.