Нату Ла
Нату Ла | |
---|---|
Долина Чумби, видимая с индийской стороны (в центре). Главные ворота между двумя сторонами (внизу). Каменные стены были построены в рамках подготовки к открытию в 2006 году. [ 1 ] | |
Высота | 4310 м (14 140 футов) [ 2 ] [ 3 ] |
Расположение | Сикким , Индия – Тибет , Китай |
Диапазон | Хребет Донгкья , Гималаи |
Координаты | 27 ° 23'13 "N 88 ° 49'51" E / 27,38681 ° N 88,83095 ° E |
Нату Ла |
---|
Нату Ла [ а ] ( тибетский : རྣ་ཐོས་ལ་ , Уайли : Rna thos la , THL : Na tö la , сиккимский язык : རྣ་ཐོས་ལ་) — горный перевал в хребте Донкья в Гималаях между китайским округом Ядун в Тибете и индийский штат Сикким . Но незначительное прикосновение Бенгалии к Южной Азии. [ нужны разъяснения ] Перевал высотой 4310 м (14 140 футов) соединяет города Калимпонг и Гангток с деревнями и поселками нижней части долины Чумби .
Перевал был обследован Дж. В. Эдгаром в 1873 году, который описал перевал как используемый тибетцами для торговли. Фрэнсис Янгхасбэнд использовал перевал в 1903–04 годах, как и дипломатическая британская делегация в Лхасе в 1936–37 годах и Эрнст Шефер в 1938–39 годах. В 1950-х годах для торговли в Королевстве Сикким этот проход использовался . Дипломатически запечатанный Китаем и Индией после китайско-индийской войны 1962 года , перевал стал свидетелем стычек между двумя странами в последующие годы, в том числе столкновений в 1967 году , которые привели к гибели обеих сторон. Нату Ла часто сравнивают с Джелеп Ла , горным перевалом, расположенным на расстоянии 3 миль (4,8 км).
В следующие несколько десятилетий произошло улучшение связей, что привело к повторному открытию Натху Ла в 2006 году. Открытие перевала обеспечивает альтернативный маршрут паломничеству к горе Кайлас и озеру Манасаровар и, как ожидается, будет способствовать укреплению экономики региона. играя ключевую роль в растущей китайско-индийской торговле. Однако, хотя торговля и оказала чистый положительный эффект, она оказалась недостаточно эффективной, [ 13 ] и ограничена конкретными видами товаров и определенными днями недели. Погодные условия, включая сильный снегопад, ограничивают приграничную торговлю примерно 7-8 месяцами.
Дороги к перевалу улучшены с обеих сторон. Железнодорожные маршруты стали ближе. Это часть внутреннего туристического маршрута на юго-востоке Сиккима. Солдаты обеих сторон, размещенные в Натху Ла, являются одними из самых близких на всей китайско-индийской границе. Это также один из пяти пунктов встречи пограничников между двумя армиями обеих стран. Напряженность на границе в 2020 году и пандемия коронавируса повлияли на туризм и передвижение через перевал.
Имя и значение
[ редактировать ]Название «Натху Ла» традиционно интерпретируется как «свистящий проход». [ 14 ] или, чаще, когда «проходят слушающие уши». [ 15 ] [ 16 ] Китайское правительство объясняет это как «место, где самый глубокий снег и самый сильный ветер». [ 17 ] По словам Г.С. Баджпая , это означает «ровную местность, откуда холмы постепенно поднимаются вправо и влево». [ 18 ] Коренные жители этого региона лепча называют его ма-то хло/на то ло; которые, возможно, развились до нынешнего использования этого слова.
География
[ редактировать ]
Нату Ла — горный перевал на хребте Донгкья , который разделяет Сикким и долину Чумби на высоте 14 250 футов (4340 м). [ 19 ] [ б ] Перевал находится в 52–54 километрах (32–34 миль) к востоку от Гангтока , столицы Сиккима. [ 21 ] [ 20 ] и в 35 километрах (22 милях) от Ятунг Шасима , штаб-квартиры округа Ядун (или долины Чумби ). [ 22 ]
Нату Ла — один из трех часто используемых перевалов между Сиккимом и долиной Чумби, два других — Чо Ла и Джелеп Ла . Исторически Нату Ла служил Гангтоку, Чо Ла служил бывшей столице Сиккима Тумлонгу , а Джелеп Ла служил Калимпонгу в Западной Бенгалии. [ 23 ] Нату-Ла находится всего в 3 милях (4,8 км) к северо-западу от Джелеп-Ла по прямой линии. [ 24 ] но расстояние путешествия может достигать 10 миль (16 км). [ 19 ] На тибетской стороне маршрут Чола вел в Чумби , маршрут Нату Ла вел к деревне под названием Чема , а маршрут Джелеп Ла вел в Ринченганг , все в нижней части долины Чумби.
Даже сегодня из-за сильного снегопада перевал закрывается из-за температуры до -25 ° C (-13 ° F) и сильного ветра. [ 25 ]
История
[ редактировать ]Перевалы Нату Ла и Джелеп Ла были частью торговых путей Британской империи в 19 и начале 20 века. [ 16 ]
Британская империя
[ редактировать ]Британский владыка взял Королевство Сикким под свой протекторат в 1861 году и хотел развивать торговлю с Тибетом через Сикким. В 1873 году Дж. У. Эдгару , заместителю комиссара Дарджилинга . , было поручено изучить условия торговли и дать рекомендации относительно предпочтительного маршрута [ 26 ] Эдгар сообщил об активной торговле через перевал Нату Ла («перевал Гнатуи» в его терминологии), который был связан с Гангтоком, а также с Дарджилингом. [ 27 ] Торговцы обнаружили в Дарджилинге значительно более высокую ценность своих товаров, чем в Гангтоке. [ 28 ] Однако Эдгар предпочел соседний перевал Джелеп Ла по физическим причинам и рекомендовал построить дорогу к этому перевалу и торговый центр рядом с ним. [ 29 ] Эдгар писал:
В целом я не склонен рекомендовать для рынка выбрать Гунтук [Гангток] и скорее думаю, что… Думсонг [Дамсанг] может быть предпочтительнее любого из нижних возвышенностей Сикхима. Это правда, что расстояние от перевала Джейлеп [Джелеп Ла] до Думсонга больше, чем от Гнатуи до Гунтука... Но чтобы уравновесить это, лучший маршрут от границы Тибета до подножья хребта Чола - это это возле перевала Джейлеп. [ 30 ]
В 1903–04 годах Фрэнсис Янгхасбэнд возглавил британскую военную экспедицию в Лхасу, состоящую из 1150 солдат и более 10 000 вспомогательного персонала и вьючных животных. [ 31 ] Первым вариантом перехода в долину Чумби был перевал к северу от Нату-Ла, Як-Ла. [ 32 ] Як Ла обеспечивал кратчайший путь от Гангтока до восточной границы Сиккима, однако восточный спуск оказался слишком крутым и опасным. [ 32 ] Экспедиция использовала как Нату Ла, так и Джелеп Ла, причем Нату Ла стал основным каналом связи. [ 33 ]
В 1936–37 дипломатическая британская делегация в Лхасе, в которую входили Б. Дж. Гулд и Ф. С. Чепмен, использовала перевал Нату Ла. [ 34 ] [ 35 ] Чепмен пишет, что во время их пути из Гангтока в Нату ла, прямо у подножия перевала, была дорога, ведущая вправо, и указатель, указывающий на Купап . [ 36 ] Этот маршрут вывел бы их на маршрут Калимпонг-Лхаса через Джелеп Ла. [ 36 ] Чепмен пишет: «Из Гангтока тропа мулов начинается в Нату Ла, а из Калимпонга более длинная и трудная дорога уходит в Джелеп Ла. Через эти два перевала дорога из Лхасы пересекает главный хребет Гималаев на пути к Джелеп Ла. Индия..." [ 37 ] Чепмен далее пишет, что с вершины перевала, если бы не туман, делегация смогла бы увидеть Чомолхари . [ 38 ] на вершине, Чепмен пишет о группах камней и молитвенных флажках которые предназначались не только для защиты путешественников, но и обозначали границу между Сиккимом и Тибетом. [ 38 ] Дорога возле перевала была вымощена камнями. [ 38 ] Первой остановкой после перевала был Чампитанг. [ 38 ] место отдыха англичан по пути в Лхасу. [ 39 ]

В 1938–39 Эрнст Шефер возглавил немецкую экспедицию в Тибет на законных основаниях через Нату-Ла по приказу Генриха Гиммлера . [ 40 ] [ 41 ] Эта экспедиция также не встретила ни ворот, ни заграждений на перевале, границе; только ладзе , флажки и пирамида из камней . [ 42 ]
После основания КНР и независимой Индии
[ редактировать ]В 1949 году, когда тибетское правительство изгнало проживавших там китайцев, большинство перемещенных китайцев вернулись домой по маршруту Натху Ла – Сикким – Калькутта. [ 43 ]
В 1950-е годы в Королевстве Сикким процветала торговля. Калькутта была связана с Лхасой через долину Чумби, причем Натху Ла был одним из основных маршрутов проезда. Большая часть торговли между Китаем и Индией в те годы проходила по этому маршруту. [ 44 ] Некоторые торговцы из Индии даже открыли в Ядонге свой магазин. [ 44 ] Товары, экспортированные в Китай, включали лекарства, топливо и разобранные автомобили. Индия импортировала шерсть и шелк. [ 44 ] [ 45 ] В те годы мулы и лошади были основным транспортным средством. [ 45 ]
Строительство дороги Гангток – Натху Ла, пригодной для движения, началось в 1954 году. [ 46 ] Он был завершен и официально открыт в присутствии махараджи Сиккима Джавахарлалом Неру 17 сентября 1958 года. [ 46 ] [ 47 ] В то время автомобильная дорога заканчивалась в Шератанге. [ 46 ] Однако китайцы тогда не взялись за строительство дороги на своей стороне. [ 46 ] Далай-лама Тензин Гьяцо использовал этот пропуск для поездки в Индию на празднование 2500-летия Гаутамы Будды осенью 1956 года. [ 45 ] [ 48 ]

После того, как Китайская Народная Республика взяла под свой контроль Тибет в 1950 году и подавила тибетское восстание в 1959 году , перевалы в Сиккиме стали каналом для беженцев из Тибета. [ 49 ] Во время китайско-индийской войны 1962 года Нату Ла стал свидетелем стычек между солдатами двух стран. Вскоре после этого проход был запечатан и оставался закрытым более четырех десятилетий. [ 49 ]
Во время индо-пакистанской войны 1965 года Китай оказывал давление на Индию в дипломатическом и военном отношении. [ 12 ] В сентябре 1965 года Китай усилил Ятун и близлежащие горные перевалы еще одним пехотным полком. [ 50 ] Индия также наращивала усилия в этой области. [ 51 ] На юго-восточном фронте Сиккима на четырех перевалах Нату Ла, Джелеп Ла, Чо Ла и Донгджу было 9, 37, 1 и 9 индийских позиций соответственно. [ 52 ] На это наращивание повлияла близость региона к Восточному Пакистану. [ 51 ] и напряженность, которая сохранялась после войны 1962 года. [ 53 ] Под давлением Китая индийские войска в Нату-Ла и Джелеп-Ла получили приказ отступить. [ 52 ] Нату Ла находился под командованием генерал-майора Сагата Сингха , и он отказался отступить. [ 52 ] В результате в ближайшие несколько дней Джелеп Ла был оккупирован китайцами, а Натху Ла оставался под защитой Индии. [ 54 ]
В ближайшие месяцы обе стороны боролись за господство в долине Чумби. [ 55 ] Китайские источники сообщили о многочисленных вторжениях Индии. [ 56 ] В Нату-Ла разное восприятие Линии фактического контроля среди передовых войск с обеих сторон способствовало росту напряженности. [ 56 ] Рытье траншей, прокладка колючей проволоки, патрулирование, празднование Дня независимости – каждое действие становилось спорным. [ 57 ] В период с 7 по 13 сентября 1967 года Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и индийская армия имели ряд пограничных столкновений в Натху Ла и Чо Ла , включая обмен тяжелым артиллерийским огнем. [ 58 ] [ 59 ] Сообщается о многочисленных жертвах с обеих сторон. [ 60 ]
В 1975 году после референдума Сикким присоединился к Индии, а Нату Ла стал частью территории Индии. [ 61 ] Однако Китай отказался признать присоединение. [ 62 ] но две армии продолжали поддерживать неформальное общение на границе, несмотря на заморозку дипломатических отношений. [ 63 ] В 1988 году визит премьер-министра Раджива Ганди в Китай положил начало новым переговорам между двумя странами. [ 64 ]
2006 повторное открытие
[ редактировать ]В 2003 году, с потеплением китайско-индийских отношений , визит премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Китай привел к возобновлению переговоров об открытии границы. [ 65 ] Пограничные соглашения, подписанные в 2003 году, соответствовали «Меморандуму о возобновлении приграничной торговли», подписанному в декабре 1991 года, и «Протоколу о процедурах въезда и выезда для приграничной торговли», подписанному в июле 1992 года. «Меморандум о расширении приграничной торговли» 2003 года. распространил и распространил на Нату Ла положения соглашений 1991 и 1992 годов. [ 66 ] [ 67 ]
В августе 2003 года главный министр Сиккима Паван Чамлинг пожал руку солдату НОАК на границе, а затем подарил ему свои наручные часы. Солдат НОАК в ответ подарил главному министру пачку сигарет. Это означало возвращение торговли в Нату Ла. [ 68 ] Официальное открытие несколько раз откладывалось с середины 2004 по середину 2006 года. [ 69 ] [ 70 ] Наконец, после того, как Нату Ла оставался запечатанным в течение десятилетий, 6 июля 2006 года он был официально открыт. [ 71 ] став в то время одним из трех открытых торговых пограничных пунктов между Китаем и Индией, двумя другими были Шипки Ла и перевал Липулех . [ 72 ] Открытие экономики, которое было частью ряда политических шагов Китая и Индии в отношении официального признания Тибета и Сиккима частью каждой страны соответственно, [ 73 ] [ 74 ] совпало с днем рождения правящего Далай-ламы . [ 74 ]
Открытие перевала ознаменовалось церемонией с индийской стороны, на которой присутствовали официальные лица обеих стран. Делегация из 100 торговцев с каждой стороны пересекла границу в соответствующие торговые города. Несмотря на проливной дождь и холодный ветер, церемония была отмечена присутствием многих официальных лиц, местных жителей, а также международных и местных СМИ. [ 71 ] [ 44 ] Забор из колючей проволоки между Индией и Китаем был заменен проходом с каменными стенами шириной 10 м (30 футов). [ 1 ] 2006 год также был отмечен как год китайско-индийской дружбы. [ 75 ] Предполагалось, что причины открытия перевала с обеих сторон включали экономические и стратегические, в том числе стабилизацию приграничных территорий. [ 44 ]
В повествовании об открытии перевала подчеркивается приграничная торговля, древний Шелковый путь , [ 76 ] и древние связи между двумя «цивилизациями». [ 77 ] Антрополог Тина Харрис объясняет, что эта государственная версия расходится с региональной. [ 77 ] Хотя шелк был одним из товаров, которыми торговали, в этом регионе торговля шерстью была гораздо более крупной. [ 77 ] Торговец сказал Харрису, что этот маршрут следовало назвать «шерстяным маршрутом». [ 78 ] Харрис объясняет, что этот рассказ о Нату Ла скорее подчеркивает «современный глобальный дискурс» - дискурс глобализующейся и взаимосвязанной Азии, находящей свое место в мире, частью которого были Сикким и долина Чумби. [ 79 ]
Пост 2006 г.
[ редактировать ]Нату Ла является одним из пяти официально согласованных пунктов встреч пограничного персонала (BPM) между индийской армией и Народно-освободительной армией Китая для регулярных консультаций и взаимодействия между двумя армиями. [ 80 ] Во время беспорядков в Тибете в 2008 году сотни тибетцев в Индии прошли маршем и протестовали в Натху Ла. [ 81 ] [ 82 ] В 2009 году Нарендра Моди в качестве главного министра Гуджарата . перевал посетил [ 83 ] В 2010 году эстафета королевской дубинки на Играх Содружества того же года также остановилась у главных торговых ворот на перевале. [ 84 ] В 2015 году Натху Ла открылся для туристов и паломников, отправляющихся на Кайлаш Мансаровар . [ 85 ]
Во время противостояния между Китаем и Индией на границе в 2017 году, сосредоточенного вокруг Доклама , паломничество через Натху Ла было отменено. [ 86 ] Напряженность на границе также повлияла на торговлю через перевал. [ 87 ] Противостояние официально завершилось в конце августа 2017 года; [ 88 ] а в октябре министр обороны Индии Нирмала Ситхараман совершила визит доброй воли в Натху Ла, а также кратко пообщалась с китайскими солдатами на перевале. [ 89 ] В 2018 году на перевале состоялось «Специальное собрание пограничников», посвященное дню основания НОАК. [ 88 ] В День йоги в 2019 году китайские солдаты и гражданские лица приняли участие в совместных упражнениях йоги в Натху Ла. [ 90 ]
В 2019 году дорожные условия повлияли на передвижение через перевал. [ 91 ] В апреле 2020 года из-за пандемии коронавируса правительство Сиккима закрыло перевал. [ 92 ] Паломничество Кайлаш-Мансаровар через Натху Ла также останется закрытым. [ 92 ] Кроме того, новая политическая и пограничная напряженность и стычки в 2020 году также повлияли на торговлю. [ 91 ] Эта ситуация с пандемией коронавируса и напряженностью на границе продолжалась и в 2021 году, влияя на передвижение через перевал. [ 93 ]
Флора и фауна
[ редактировать ]

шотландский ботаник У. В. Смит В 1910 году этот район посетил которую он перечислил, включала виды Caltha scaposa , Cochlearia , Potentilla , Saussurea , Rhododendron , Cassiope , Primula , Corydalis , Arenaria , Saxifraga , Chrysosplenium , Pimpinella , Cyananthus , Campanula , Androsace , Erytrichium , Lagotis и Salvia . . Растительность, [ 94 ] рододендроны благородные и сурки. На подъеме на перевал были замечены [ 95 ]
Из-за крутого подъема высоты вокруг перевала растительность переходит от субтропического леса у его подножия к умеренному региону, к влажному и сухому альпийскому климату и, наконец, к холодной тундре , лишенной растительности. Вокруг Натху Ла и на тибетской стороне в этом регионе мало растительности, если не считать разбросанных кустарников. Основные виды, встречающиеся в этом регионе, включают карликовые рододендроны ( Rhododendron anthopogon , R. setosum ) и можжевельники . На лугах встречаются роды Poa , Meconopsis , Pedularis , Primula , Aconitum . Вегетационный период в регионе длится четыре месяца, в течение которого в изобилии растут травы, осоки и лекарственные травы , которые служат пищей для множества насекомых, диких и домашних травоядных животных, жаворонков и вьюрков. [ 96 ] В близлежащем альпийском заповеднике Кённосла растут редкие, находящиеся под угрозой исчезновения наземные орхидеи и рододендроны, вкрапленные среди высоких можжевельников и серебристых пихт . [ 97 ]
В регионе нет постоянных населенных пунктов, хотя на границах с обеих сторон имеется большое количество военнослужащих. Небольшое количество кочевых тибетских скотоводов или докпас пасут яков, овец и коз пашминового типа в этом регионе. На этой земле наблюдается сильная нагрузка на выпас из-за домашних и диких травоядных животных. В этих краях водятся яки, и во многих деревнях они служат вьючными животными . [ 96 ] В регионе вокруг Нату-Ла обитает множество исчезающих видов, в том числе тибетская газель , снежный барс , тибетский волк , тибетский улар , ламмергейер , ворон, беркут и красная утка . Одичавшие собаки считаются серьезной опасностью в этом регионе. Наличие мин в этом районе приводит к жертвам среди яков, наянов , киангов и тибетских волков. [ 96 ]
Орнитофауна представлена различными видами смеющихся дроздов , обитающих в кустарниках и на лесной подстилке. Синий дрозд-свистун , горихвостки и вилохвостки встречаются вблизи водопадов и горных ручьев. К смешанным охотничьим видам, присутствующим в регионе, относятся славки , синицы-болтуны , древолазы , белоглазки , крапивники и розовые вьюрки . Хищные хищники, такие как черный орел , чернокрылый коршун и пустельга ; , фазаны такие как моналы и кровяные фазаны . Также встречаются [ 96 ]
Экономика
[ редактировать ]Торговля
[ редактировать ]![]() | Графики недоступны по техническим причинам. Дополнительную информацию можно найти на Phabricator и на MediaWiki.org . |
Вплоть до 1962 года, до того, как перевал был закрыт, такие товары, как ручки, часы, крупы, хлопчатобумажная ткань, пищевые масла, мыло, строительные материалы, а также разобранные скутеры и четырехколесные транспортные средства, экспортировались в Тибет через перевал на мулах. Двести мулов, каждый из которых вез около 80 килограммов (180 фунтов) груза, использовались для переправки товаров из Гангтока в Лхасу, что раньше занимало 20–25 дней. По возвращении в Индию ввозились шелк, сырая шерсть, мускусные стручки, лекарственные растения, деревенские спиртные напитки, драгоценные камни, золото и серебро. [ 99 ] Большую часть торговли в те времена осуществляла община Марвари , которой принадлежало 95% из 200 уполномоченных фирм. [ 74 ]
Группа по изучению торговли Нату-Ла (NTSG) была создана правительством штата Сикким в 2003 году для изучения масштабов приграничной торговли в Сиккиме с особым упором на Нату-Ла, который планировалось вновь открыть. [ 100 ] Неофициальную группу, состоящую из государственных служащих и торговых экспертов, возглавил Махендра П. Лама , и она представила свой отчет в 2005 году. [ 101 ] [ 102 ] В отчете изложены два прогноза: «более высокий» и «более низкий». [ 103 ] Согласно нижнему прогнозу, приграничная торговля через Натху Ла составит вон 353 крор (42 миллиона долларов США) к 2010 году, вон 450 крор (54 миллиона долларов США) к 2015 году и вон 574 крор (69 миллионов долларов США) к 2020 году. [ 103 ] Согласно более высокому прогнозу, к 2015 году объем приграничной торговли через Натху Ла составит стерлингов 12 203 крора фунтов (1,5 миллиарда долларов США). [ 103 ] Индийская Конфедерация индийской промышленности (CII) дала еще более высокую оценку, что объем торговли может превысить 10 миллиардов долларов США за десятилетие. [ 104 ] [ 101 ]
Эти цифры также основаны на политических рекомендациях, содержащихся в документе. Хотя торговля, возможно, и не оправдала оценок исследовательской группы, которые 15 лет спустя кажутся «слишком амбициозными», она принесла положительную пользу пострадавшим регионам. [ 105 ] В отчете также были отмечены дополнительные преимущества, такие как доход для дальнобойщиков даже при небольших объемах движения транспортных средств. [ 106 ] С июля 2006 года торги открыты с понедельника по четверг. [ 71 ] В 2006 году Индия освободила от пошлины 29 товаров для экспорта и 15 товаров для импорта. В 2012 году к списку добавилось еще 12 позиций. [ 107 ] [ 108 ] Помимо нелегальных товаров, Китай не ввел никаких ограничений на приграничную торговлю в 2006 году. [ 109 ]
Годы | Прогноз NTSG (рупий ₹) | Фактическая торговля (рупий ₹) | Процент выполненных |
---|---|---|---|
Низкие прогнозы | |||
2006–2010 | 353 | 6.54 | 1.85% |
2006–2015 | 450 | 114.60 | 25.46% |
Высокие прогнозы | |||
2006–2010 | 2266 | 6.54 | 0.29% |
2006–2015 | 12203 | 114.60 | 0.93% |
Источники: отчет NTSG, 2005 г.; Министерство торговли и промышленности (Сикким), 2016 г. [ 110 ] |
Ожидалось, что открытие перевала будет стимулировать экономику региона и способствовать развитию индийско-китайской торговли, однако результат оказался неутешительным. [ 109 ] В 2008 году Махендра П. Лама прокомментировал несоответствие прогнозов и фактической торговли в течение первых двух лет: «Это в основном объясняется плохими дорожными условиями, зарождающимися инфраструктурными объектами, ограниченным количеством товаров для торговли и вялым отношением политиков». [ 111 ] Дорожные ограничения также ограничили размер и количество грузовиков, которые могут использовать этот маршрут. [ 112 ] Кроме того, существует большое несоответствие между мышлением Индии и Китая в отношении торговли через Сикким, а также большое несоответствие в отношении развития местной инфраструктуры в отношении поддержки торговли через Натху Ла. [ 113 ] По данным правительства Сиккима, в 2010 и 2011 годах импорта из Китая через перевал не было. [ 114 ] Погода также ограничивает торговлю примерно 7–8 месяцами, примерно с мая по ноябрь. [ 115 ]
Некоторые торговцы в Индии опасались, что индийские товары найдут ограниченный сбыт в Тибете, в то время как Китай получит доступ к готовому рынку в Сиккиме и Западной Бенгалии. [ 116 ] Обеспокоенность индийского правительства также вызывает незаконный оборот продуктов дикой природы, таких как шкуры и кости тигра и леопарда, медвежий желчный пузырь, шкуры выдры и шахтушская в Индию шерсть. Индийское правительство предприняло программу по повышению осведомленности полиции и других правоохранительных органов в этом районе. [ 117 ]
Туризм
[ редактировать ]Нату Ла является частью туристического маршрута восточного Сиккима. [ 118 ] С индийской стороны только граждане Индии могут посещать перевал с четверга по воскресенье после получения разрешения за день до этого в Гангтоке. [ 119 ] [ 120 ] нет « ничейной земли На перевале ». Минимальное военное присутствие и колючая проволока разделяют обе стороны. Туристы неофициально пожимают друг другу руки и фотографируются на фоне китайских солдат и армейского офиса. [ 121 ] Солдаты в Натху Ла, расположенные всего в нескольких метрах друг от друга, являются одними из самых близких солдат на всей китайско-индийской границе . [ 122 ] Внутренний туризм на перевале был открыт в 1999 году. [ 123 ]
- Туристические места на индийской стороне
-
Лестница, ведущая на индийскую сторону границы.
-
«Пасс слушающих ушей»
-
Вид с лестницы. Мемориал Натуле виден в правом центре.
-
Мемориал Натула.
-
Основная торговая дорога, соединяющая обе стороны.
-
Офис китайской армии взят из офиса индийской армии на перевале.
Перевал представляет собой альтернативный маршрут паломничества к горе Кайлас и озеру Манасаровар . [ 124 ] Маршрут через Нату Ла, по сравнению с первоначальным маршрутом через перевал Липулех, требует от паломников гораздо более легкого и короткого пути. [ 125 ] [ 126 ] Однако благодаря строительству новой дороги Организацией приграничных дорог маршрут через перевал Липулех также облегчился. [ 127 ] Мемориал и храм Бабы Харбхаджана Сингха также являются частью туристического маршрута Натху Ла. [ 128 ]
Обмен почтой
[ редактировать ]

Дважды в неделю в 8:30 утра в ходе обмена продолжительностью всего 3 минуты, по четвергам и воскресеньям, международной наземной почтой почтальоны соответствующих стран обмениваются между Индией и Китаем на пограничном посту Шератанг в Нату Ла . Хотя объем почты снижается из-за появления электронной почты и Интернета, она в основном поступает от тибетских беженцев в Индии или от местных жителей, имеющих родственников по обе стороны границы. Такая договоренность сокращает время доставки почты для жителей приграничных районов до нескольких дней, тогда как в противном случае доставка почты по обходной логистической цепочке заняла бы недели. В этом коротком обмене словами не произносится ни слова, поскольку обе стороны не понимают язык друг друга, происходит обмен почтой, подписывается письмо с подтверждением, иногда обмениваются пустыми почтовыми мешками из-за сокращения объема почты. Эта система, со времен чогьялов , продолжает работать бесперебойно даже во время споров между Индией и Китаем на высоте 14 000 метров, где температура падает до -20 ° C (-4 ° F). [ 129 ] Соглашение между Китаем и Индией в 1992 году официально признало этот процесс. [ 130 ] [ 129 ]
Транспорт
[ редактировать ]
Дорога Гангток-Натху Ла впервые стала пригодной для движения в 1958 году. [ 46 ] [ 47 ] В то время он существовал только до Шератанга, после чего путешествие предстояло пешком. В те годы Китай не строил эту дорогу. [ 46 ]
На участке имеется несколько зон опускания, а некоторые участки подвержены оползням. [ 131 ] Поток транспортных средств регулируется, а содержание дорог поддерживается Организацией приграничных дорог , подразделением индийской армии. [ 132 ] Дорога имеет средний подъем 165 футов (50 м) на км на протяжении 52 километров (32 мили). [ 132 ] Примерно в 2006 году планировалось расширить дорогу. [ 76 ] Двойная полоса движения началась в 2008 году. [ 133 ] Также известный как JN Marg , [ 119 ] и позже известная как Национальное шоссе (NH) 310 , альтернативная ось была построена в 2020 году. [ 134 ] 2006 год также ознаменовал открытие железной дороги из Пекина в Лхасу по линии Цинхай-Тибет . В 2011 году железную дорогу начали продлевать до Шигадзе . [ 76 ] Ходили разговоры о продлении Цинхай-Тибетской железной дороги до Ядуна . [ 135 ] [ 136 ] Китайское национальное шоссе 318 (от Шанхая до Чжанму ) соединено с долиной Чумби от Шигадзе провинциальной дорогой S204, примерно в 30 км от Натху Ла и Джелеп Ла. [ 137 ]
Индия планирует расширить железнодорожное сообщение от Севоке Западной Бенгалии в округе Дарджилинг до столицы Сиккима Гангтока , в 38 милях (61 км) от Натху Ла. [ 138 ] Намерение построить его когда-нибудь в будущем было подтверждено в марте 2023 года министром путей сообщения Ашвини Вайшнау . [ 139 ] Однако до сих пор фактическое строительство линии широкой колеи было ограничено продлением на 45 км от Севоке до Рангпо , которое должно быть завершено в 2022 году. [ 140 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альтернативные варианты написания и варианты включают Nathu-la , [ 4 ] Будь спокоен , [ 5 ] родился там [ 6 ] Натёла , Натёла , [ 7 ] Натой Ла , [ 8 ] Натуи Ла , [ 9 ] Комару , [ 10 ] а также его тибетская транскрипция Rnathos La . [ 11 ] и китайская транслитерация Natuila . [ 12 ]
- ^ Другие упомянутые высоты включают 14 140 футов (4310 м), [ 2 ] и 14 790 футов (4510 м). [ 20 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хунэ, Мо (6 июля 2006 г.). «Китай и Индия поднимают национальные флаги на пограничном переходе, чтобы возобновить бизнес» . Вид на Китай. Синьхуа. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Узел: Нату Ла (3179568394)» . OpenStreetMap . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 32.
- ^ Харрис 2013 , с. ix.
- ^ Гохале, Нитин А. (3 октября 2003 г.). «Аллилуйя, Натула!» . Перспективы Индии .
- ^ Индия, Сикким , США, Центральное разведывательное управление, 1981.
- ^ Шакабпа, Цепон Вангчук Деден (2009), Сто тысяч лун: продвинутая политическая история Тибета , Брилл, стр. 643, ISBN 978-90-04-17732-1
- ^ Сессионные документы. Запись инвентарного контроля 1, том 67 , Великобритания, Парламент, Палата общин, 1904 г., с. 28 : «Ятунг расположен примерно в восьми милях от Джейлап-ла в долине Ятунг-Чу, в месте ее слияния с Чамди-Чху, которая течет из Натои-ла ».
- ^ Смит 1913 , стр. 325–327.
- ^ Эдгар 1874 , стр. 53, 57, 121.
- ^ «Открытие Китаем нового паломнического маршрута в Тибете облегчает жизнь индийским паломникам» (PDF) , Jiefang Daily , 29 октября 2015 г. – через Индию в китайских СМИ (niasindiainchina.in)
- ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , с. 149.
- ^ Экономическая неэффективность
- ^ О'Брайен, Дерек (2011). «Индия. Майор проходит». Поисковик фактов о тупиках . Пингвин Великобритания. ISBN 978-81-8475-878-8 .
- ^ Прадхан, Кешав (6 июля 2006 г.). «В старые добрые времена Нату-ла» . «Таймс оф Индия» , Мумбаи . Беннетт, Коулман и Ко. Лтд. с. 10.
Сегодня 85-летний Нима вспоминает, как он и его товарищи буквально тащили мулов через перевал – а это значит, слушали уши – пели, чтобы поддерживать хорошее настроение.
- ^ Jump up to: а б Арора 2008 , с. 4.
- ^ «Посольство Китая публикует рекламный ролик о Тибете в индийских СМИ» . in.chineseembassy.org (Посольство Китайской Народной Республики в Индии) , 4 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2019 г. Проверено 27 октября 2021 г. На
тибетском языке. Натула означает место, где «снег самый глубокий». и ветер самый сильный».
- ^ Баджпай 1999 , с. 183-184.
- ^ Jump up to: а б Уодделл, Л. Остин (1905), Лхаса и ее тайны , Лондон: Джон Мюррей, с. 106 – через archive.org : «Для этого мистер Уайт открыл перевал Нату (14 250 футов), козью тропу, в 10 милях к северу от Джелепа и над тем же хребтом».
- ^ Jump up to: а б Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 43.
- ^ Саха, Самбит (8 сентября 2003 г.). «Торговый пост: Перспективы Нату-Ла » Rediff.com . Архивировано 24 февраля. из оригинала Получено 4 декабря.
- ↑ От Нату Ла до Ятунга , OpenStreetMap, получено 26 октября.
- ^ Маркхэм, Рассказы о миссии Джорджа Богла (1876) , стр. гражданский
- ^ Браун, Перси (1934), Таунсенд, Джоан (ред.), Туры по Сикхиму и району Дарджилинг (пересмотренная редакция), Калькутта: W. Newman & Co, стр. 144 – через archive.org
- ^ Хасия 2012 , с. 6.
- ^ Арора 2008 , с. 9.
- ^ Эдгар 1874 , с. 32: «Во время моего пребывания в Восточном Сиккиме не было и дня, чтобы я не встречал людей, прибывающих из Дарджилинга или направлявшихся в него, с товарами, стоимость которых на первый взгляд казалась совершенно непропорциональной труду, который должен был необходимо пройти, чтобы вывести их на рынок».
- ^ Эдгар 1874 , с. 32.
- ^ Арора 2008 , с. 10.
- ^ Эдгар 1874 , с. 78.
- ^ Пауэрс, Джон; Хольцингер, Лутц (2004). История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики . Издательство Оксфордского университета. п. 80. ИСБН 978-0-19-517426-7 .
- ^ Jump up to: а б Лэндон 1905 , с. 38.
- ^ Лэндон 1905 , с. 34.
- ^ Чепмен 1940 , с. 4. Введение сэра Чарльза Белла.
- ^ «Британская фотография в Центральном Тибете 1920–1950» . Тибетский альбом . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Чепмен 1940 , с. 22, Глава вторая: К Фари.
- ^ Чепмен 1940 , стр. 9–10, Глава первая: Подготовка.
- ^ Jump up to: а б с д Чепмен 1940 , с. 23, Глава вторая: К Фари.
- ^ «Дневник миссии в Лхасе 1936–1937 годов. Бунгало Чампитанг. 13 350 футов, 23-мильный марш» . tibet.prm.ox.ac.uk (Тибетский альбом, Британская фотография в Центральном Тибете 1920–1950 гг.) . 1 августа 1936 года . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Шульц, Матиас (10 апреля 2017 г.). «Вера немецких нацистов в утраченную цивилизацию привела к одной из самых странных экспедиций в истории» . Австралийский финансовый обзор .
- ^ Возвращение-Денджонгпа, Анна. «Немецкая бедность (1915–2005)» (PDF ) Вестник тибетологии Института тибетологии Намгьяла Получено 29 октября.
- ^ Энгельхардт, Исрун (2007). «Тибет в 1938–39: Экспедиция Эрнста Шефера в Тибет» . Публикации Серинды . Проверено 29 октября 2021 г. - через info-buddhism.com.
- ^ Арпи, Клод (6 июля 2006 г.). «Натху Ла: 'Сладость и свет' » . Rediff.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Джа, Прашант (август 2006 г.). «Обрыв линии хребта» . Химал из Южной Азии . Архивировано из оригинала 30 октября 2006 года . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Бокера, Жиль (2007). «Китайско-индийские отношения в ретроспективе». Стратегические исследования . 27 (2): 18–37. ISSN 1029-0990 . JSTOR 45242394 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мехта, Джагат С (2002). «Катализация постепенной модернизации посредством дипломатии: визит Неру в Бутан в 1958 году». Мировые дела: Журнал международных проблем . 6 (2): 89, 90. ISSN 0971-8052 . JSTOR 45064894 .
- ^ Jump up to: а б «Дебаты Лок Сабхи. Седьмая сессия (Второй Лок Сабха)» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи, Нью-Дели. 8 апреля 1959 г. с. 25 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Рэй, Сунанда К. Датта (10 июля 2006 г.). «Нату Ла: Это больше, чем возрождение торгового пути» . Фаюл.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Абденур 2016 , с. 30.
- ^ Балаж 2021 , стр. 149–150.
- ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б с Балаж 2021 , с. 151.
- ^ Балаж 2021 , с. 148.
- ^ Балаж 2021 , стр. 151–152.
- ^ Балаж 2021 , с. 154.
- ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , стр. 154–155.
- ^ Балаж 2021 , стр. 156–157.
- ^ Сридхар (1998). «Китай становится сверхдержавой и возможности Индии» . Через Гималайский пропасть: индийские поиски понимания Китая (ред. Тан Чунг) . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Нью-Дели. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
- ^ Балаж 2021 , стр. 156–159.
- ^ Балаж 2021 , с. 159.
- ^ Абденур 2016 , с. 29.
- ^ Абденур 2016 , с. 31.
- ^ Гохале, Виджай (2021). Долгая игра: как китайцы ведут переговоры с Индией . Случайный дом пингвинов в Индии. стр. 71–72. ISBN 978-93-5492-121-6 .
- ^ «Индийско-китайские политические отношения» . Посольство Индии, Пекин . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Малик, Мохан (октябрь 2004 г.). «Индийско-китайские отношения: гиганты действуют, сотрудничают и конкурируют» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский центр исследований безопасности . стр. 3–4. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 года . Получено 29 октября 2021 г. - через Центр технической информации Министерства обороны (DTIC).
- ^ Сюй 2005 , с. 5.
- ^ «Документы, подписанные между Индией и Китаем во время визита премьер-министра Ваджпаи в Китай» . www.mea.gov.in (Министерство иностранных дел, правительство Индии) . 23 июня 2003 года . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Рай, Тина (6–12 августа 2003 г.). «Первый разговор по поводу Натулы» (PDF) . Проект Digital Himalaya, Кембриджский университет . Сикким имеет значение сейчас. п. 4 . Проверено 4 ноября 2021 г.
- ^ Сюй 2005 , стр. 10, 13, 18.
- ^ «Индия и Китай вновь откроют Шелковый путь в октябре» . Индостан Таймс . ПТИ, ИАНС. 11 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с «Открывается историческая связь между Индией и Китаем» . Новости Би-би-си . 6 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г. Проверено 6 июля 2006 г.
- ^ «Натула вновь открывается для торговли спустя 44 года» . Зи Новости . 6 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 6 июля 2006 г.
- ^ Сюй 2005 , стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б с Прадхан, Кешав (6 июля 2006 г.). «Трейдинг Хайтс» . Таймс оф Индия . п. 10. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года.
- ^ «Мероприятия, запланированные на Год дружбы между Индией и Китаем - 2006» . Министерство иностранных дел, Правительство Индии. 23 января 2006 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 16 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с Харрис 2013 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Харрис 2013 , стр. 92–93.
- ^ Харрис 2013 , с. 90.
- ^ Харрис 2013 , с. 92.
- ^ «Индийские солдаты мешают китайским войскам строить дорогу в Аруначале» . Таймс оф Индия . 28 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
- ^ Страттон, Аллегра (24 марта 2008 г.). «Протестующие в Тибете срывают церемонию олимпийского огня» . Хранитель .
- ^ «Триста тибетцев начинают марш к китайско-индийской границе» . Радио Свободная Азия . 20 марта 2020 г.
- ^ «Моди празднует Дивали с джаванами на перевале Натху Ла» . Таймс оф Индия . 17 октября 2009 г.
- ^ Кунду, Амаленду (18 июля 2010 г.). «Королевская дубинка потеряна и найдена» . Таймс оф Индия .
- ^ Башир, КПМ (16 июня 2015 г.). «Спустя полвека перевал Натху Ла открывается для паломников Кайлас-Манасаровар в четверг» . Индуистское бизнес-направление .
- ^ «Кайлаш Мансаровар Ятра через перевал Натху Ла отменен, поскольку противостояние на границе между Индией и Китаем продолжается» . Прокрутка.в . 30 июня 2017 г.
- ^ Гурунг, Вини Фред (18 июля 2017 г.). «Противостояние в Докламе, влияющее на торговлю через Нату Ла» . Фонд исследований наблюдателей.
- ^ Jump up to: а б «Индийские и китайские армии встречаются в Натху Ла в честь 91-й годовщины основания НОАК» . Индостан Таймс . ПТИ. 1 августа 2018 г.
- ^ Варма, KJM (9 октября 2017 г.). «Визит Нирмалы Ситхараман в Натху Ла вызвал отклик в китайских СМИ» . Живая мята .
- ^ «Китайские военные и мирные жители занимаются йогой с индийскими военными на границе Индии и Китая» . Таймс оф Индия . ПТИ. 21 июня 2019 года . Проверено 30 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Шив Сахай (12 сентября 2020 г.). «Противостояние между Индией и Китаем бросает тень на приграничную торговлю Натху Ла» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 29 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Гири, Прамод (23 апреля 2020 г.). «Covid-19: Сикким закрывает торговый маршрут Натху Ла с Китаем, приостанавливает Кайлаш Ятру» . Индостан Таймс .
- ^ Шарма, Ашвани (3 сентября 2021 г.). «Двусторонняя торговля Индокитая с Шипки-Ла приостановлена два года подряд» . Перспективы Индии .
- ^ Смит 1913 , с. 326, 350, 355, 359, 370, 375, 389, 390, 394, 398, 405, 406.
- ^ Бьюкенен, WJ (1916). Заметки о турах в Дарджилинг и Сикким (с картой) . Фонд улучшения Дарджилинга. п. 13 – через ПАХАР. Интернет-архив.
- ^ Jump up to: а б с д Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 44.
- ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 114.
- ^ Старый 2016 г. , с. 51.
- ^ Рой, Амбар Сингх (25 ноября 2003 г.). «Паспорт Натулы для улучшения торговых перспектив с Китаем» . Индуистское бизнес-направление . Индус . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 6 июля 2006 г.
- ^ Субба 2013 , с. 1-2.
- ^ Jump up to: а б Мазумдар, Джайдип (3 октября 2005 г.). «Последний круг до Лхасы» . Перспективы Индии . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года.
- ^ Дас, Пушпита (4 июля 2006 г.). «Нату Ла: путь к процветанию, но также и вызов» . Институт оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара . Проверено 31 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Длинный 2008 , с. 111.
- ^ Сюй 2005 , с. 15.
- ^ Четтри 2018 , с. 6-8 вечера.
- ^ Гупта, Гарги (1 июля 2006 г.). «Драконы Натулы » Бизнес Стандарт Индия Получено 31 октября.
- ^ Jump up to: а б Четтри 2018 , с. 13.
- ^ Министерство торговли и промышленности, правительство Индии (23 августа 2006 г.). «Торговля между Индией и Китаем через перевал Натху Ла» . Бюро информации для прессы: Пресс-релизы . НИК. Архивировано из оригинала 10 декабря 2007 года.
- ^ Jump up to: а б «Перевал Нату Ла на китайско-индийской границе закрывается» . Китай Дейли. 15 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 19 января 2007 г. Проверено 19 февраля 2007 г.
- ^ Четтри 2018 , с. 20.
- ^ Лонг 2008 , с. 112.
- ^ Лонг 2008 , с. 113-114.
- ^ Лонг 2008 , с. 115-116.
- ^ Старый 2016 г. , с. 50-51.
- ^ Бхутия 2021 , Приграничная торговля между Индией и Китаем в Натху Ла.
- ^ «Нату-ла показывает путь: он открывает новый путь к дружбе» . Трибуна . 8 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2006 г. Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ Пераппадан, Бинду Шаджан (23 июня 2006 г.). «Сомнения по поводу того, что торговцы людьми используют вновь открытый перевал Натула» . Индус . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 июля 2006 г.
- ^ Харрис 2013 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Хасия 2012 , с. 3.
- ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 45.
- ^ Хасия 2012 , с. 5.
- ^ Сингх, Сушант (13 сентября 2017 г.). «За 50 лет до Доклама был Нату Ла: напоминание о совсем другом противостоянии» . Индийский экспресс . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Праманик, Пробир (11 сентября 1999 г.). «Новая горячая точка туристической индустрии в ледяном поясе: Натула» . Редифф . УНИ . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^ Винаяк, Г. (28 июля 2004 г.). «Нату Ла: закрыто на рассмотрение» . Специальный выпуск Rediff . Rediff.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
- ^ Матур, Нандита (23 июня 2015 г.). «Кратчайший путь к Кайлашу Мансароверу» . Живая мята . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Чаудхури, Дипанджан Рой (22 февраля 2018 г.). «Кайлаш Мансаровар Ятра, проходящая через перевал Натху Ла и Липулех, открылась после китайско-индийского соглашения» . Экономические времена . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ «Новая дорога сократит Кайлаш Мансаровар ятру на шесть дней» . Экономические времена . ИАНС . Проверено 6 ноября 2021 г.
- ^ Хасия 2012 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Праманик, Пробир (16 апреля 2017 г.). «У вас есть почта, на высоте 14 000 футов: мужчина из Сиккима доставляет письма между Индией и Китаем» . Индостан Таймс . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Праманик, Пробир (20 марта 2021 г.). «Почтальон строит мост через границу» . Телеграф Индии . Проверено 3 ноября 2021 г.
- ^
Каур, Науниди (2 августа 2003 г.). «Маршрут надежды» . Том 20 – Выпуск 16 . Журнал «Фронтлайн» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
{{cite news}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Дутта, Суджан (20 ноября 2006 г.). «Нату-ла, более широкий ответ на дорогу Пекину» . Телеграф . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
- ^ «BRO осуществляет двойную полосу движения дороги Гангток-Натхула» . Перспективы Индии . 7 мая 2008 г.
- ^ «Введена в эксплуатацию альтернативная трасса маршрута Гангток-Натху Ла» . Сикким Экспресс . 30 октября 2020 г.
- ^ «Китай построит три железные дороги в Тибете» . Китай Дейли. 29 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г. Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ Арпи, Клод (14 июня 2017 г.). «Тибетско-Индийская железная дорога» . Обзор обороны Индии .
- ^ Сурана, Прагья (2018). Нагал, генерал-лейтенант Балрадж (ред.). «Документ Манекшоу 70: Китай формирует Тибет для стратегического воздействия» (PDF) . Нью-Дели: Центр исследований наземной войны. п. 16.
- ^ «Железнодорожное сообщение Северная Бенгалия-Сикким» . Железнодорожная техника . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «К следующему году поезд Ванде Бхарат будет курсировать в Рангпо в Сиккиме» . news9live.com . 7 марта 2023 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
- ^ Хазарика, Мьитили (8 августа 2020 г.). «Сикким, наконец, может быть добавлен к железнодорожной карте Индии к 2022 году, через 13 лет после начала проекта» . Печать .
Библиография
[ редактировать ]- Эдгар, Джон Уэр (1874 г.), Отчет о посещении Сикхима и тибетской границы в октябре, ноябре и декабре 1873 г. , Калькутта: Пресса Секретариата Бенгалии - через Интернет-архив
- Лэндон, Персеваль (1905). Открытие Тибета: отчет о Лхасе, стране и людях Центрального Тибета, а также о ходе миссии, отправленной туда английским правительством в 1903-1904 годах . Даблдей, Пейдж и компания.
- Смит, WW (1913), Отчеты ботанического исследования Индии. Том 6. № 7. Альпийская и субальпийская растительность юго-восточного Сиккима. , суперинтендант государственной типографии, Индия – через PAHAR. Интернет-архив
- Чепмен, Ф. Спенсер (1940) [1938]. Лхаса: Священный город . Readers Union Ltd. Chatto & Windus . – через Интернет-архив.
- Баджпай, Г.С. (1999). Тень Китая над Сиккимом: политика запугивания . Издательство Лансер. ISBN 978-1-897829-52-3 .
- Кэррингтон, Майкл (2003). «Офицеры, джентльмены и воры: разграбление монастырей во время миссии Янгхасбенда в Тибет 1903/4 года». Современные азиатские исследования . 37 (1): 81–109. дои : 10.1017/S0026749X03001033 . ISSN 0026-749X . JSTOR 3876552 . S2CID 144922428 .
- Сюй, Куэй Сян (2005 г.), Влияние открытия реки Нату-Ла в Сиккиме на китайско-индийскую восточную приграничную торговлю , Тайбэй, Тайвань: документ конференции, представленный на 527-м заседании комиссара MTAC.
- Экодестинация Индии. Глава Сиккима. (PDF) , Центр экологической информационной системы по экотуризму, Сикким, 4 июня 2006 г., заархивировано из оригинала (PDF) 19 июня 2007 г.
- Лама, Махендра П. (24 мая 2008 г.), «Проблемы связи в окрестностях Индии» (PDF) , Приграничная торговая связь между Индией и Китаем: экономические и стратегические последствия и ответ Индии , Международный центр Индии, Нью-Дели: Азиатский институт развития транспорта , Нью-Дели, стр. 93–126.
- Хасия, Намрата (1 апреля 2012 г.). «Нату Ла: Среди «слушающих ушей» (отчет о поездке)» (PDF) . Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели . Архивировано (PDF) из оригинала 27 октября 2021 года.
- Субба, Бхим Б. (январь 2013 г.). «Индия, Китай и Нату Ла: реализация потенциала приграничной торговли» . Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели .
- Харрис, Тина (2013). Географические отклонения: тибетская торговля, глобальные транзакции . Издательство Университета Джорджии. ISBN 978-0-8203-4573-4 .
- Арора, Вибха (2008). «Маршрутизация товаров Империи через Сикким (1817-1906)» (PDF) . Рабочий документ «Товары Империи» . № 9. Открытый университет . ISSN 1756-0098 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года.
- — Арора, Вибха (2013), «Маршруты товаров Империи через Сикким (1817–1906)» , в книге Джонатана Карри-Мачадо (редактор), «Глобальные истории, имперские товары, местные взаимодействия» , Palgrave Macmillan UK, стр. 15– 37, дои : 10.1057/9781137283603_2 , ISBN 978-1-349-44898-2
- ЛХМ Пол ; Адриана Эрталь Абденур; Паял Банерджи; Нимми Куриан; Махендра П. Лама ; Бо Ли (2016). Индия Китай: переосмысление границ и безопасности . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-13006-1 .
- — Абденур, Адриана Эртал (2016), «Транс-Гималаи: от Шелкового пути до Второй мировой войны» , «Переосмысление границ и безопасности » , University of Michigan Press, стр. 20–38, doi : 10.3998/mpub.6577564 , ISBN 978-0-472-13006-1 , JSTOR 10.3998/mpub.6577564 – через JSTOR
- — Лама, Махендра П. (2016), «Границы как возможности: изменение матриц в Северо-Восточной Индии и Юго-Западном Китае» , «Переосмысление границ и безопасности» , University of Michigan Press, стр. 39–59, doi : 10.3998/mpub.6577564 , ISBN 978-0-472-13006-1 , JSTOR 10.3998/mpub.6577564 – через JSTOR
- Четтри, Прамеш (21 июня 2018 г.). «Приграничная торговля между Индией и Китаем через перевал Натху Ла: перспективы и препятствия» . ГИМАЛАИ, журнал Ассоциации исследований Непала и Гималаев . 38 (1). ISSN 2471-3716 .
- Бхутиа, Дечен (2021). «9: Возрождение приграничной торговли и туризма вдоль Натху Ла в Сиккиме». В Шриканте, Х.; Маджумдар, Мунмун (ред.). Связывая Индию и восточных соседей: развитие на северо-востоке и приграничных территориях . Издательство SAGE, Индия. ISBN 978-93-91370-78-7 . LCCN 2021941443 – через Google Книги.
- Балаж, Даниэль (февраль 2021 г.). Войны, сражавшиеся и не сражавшиеся: Китай и китайско-индийский пограничный спор (Тезис). Школа международных исследований С. Раджаратнама, Наньянский технологический университет, Сингапур. дои : 10.32657/10356/150314 . hdl : 10356/150314 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
- Отчет об инженерных операциях эскорта Тибетской миссии 1903–04 гг . Калькутта: Управление суперинтенданта государственной типографии, Индия. 1905 г. - через ПАХАР. Интернет-архив.
- Минни, Р.Дж. (1920). Среди гималайских туманов . Калькутта; Лондон: Баттерворт и компания – через Интернет-архив.
- Истон, Джон (1929). Малолюдное шоссе через Сикким и Тибет в Чумолаори . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф. ISBN 978-81-206-1268-6 .
- Макдональд, Дэвид (1930), Гастроли по Сиккиму и Тибету , самостоятельная публикация (1930), Thacker, Spink & Co. (1943) и Asian Educational Services (1999), ISBN 978-81-206-1350-8
- Заметки, меморандумы и письма – Белая книга Индии и Китая, том 1–14 . Министерство иностранных дел, Правительство Индии. 1959 – через ПАХАР. Интернет-архив.
- Мораес, Дом (1960). Ушел, индийский журнал . Лондон: Хайнеманн – через Интернет-архив.
- Рэй, Джаянта Кумар; Бхаттачарья, Ракхи; Бандиопадхьяй, Каузик, ред. (2009). Свидание Сиккима с Нату Ла: что ждет восток и северо-восток Индии? (PDF) . Маулана Абул Калам Азад Институт азиатских исследований . Издательство Аншах. ISBN 978-81-8364-050-3 .
- Форбс, Эндрю; Хенли, Дэвид (2011). Древняя чайная конная дорога Китая . Книги знатоков. ISBN 978-1-300-46486-0 .
- Харрис, Тина (2017). «6: Мобиль и материал на окраинах Гималаев». В Саксере, Мартин; Чжан, Хуан (ред.). Искусство соседства. Установление отношений через границы Китая (PDF) . Издательство Амстердамского университета. стр. 145–166. doi : 10.5117/9789462982581 (неактивен 7 сентября 2024 г.). ISBN 978-94-6298-258-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на сентябрь 2024 г. ( ссылка ) - Фатма, Эрам (2017). Приграничная торговля между Индией и Китаем: пример Нату Ла в Сиккиме . KW Publishers Pvt Ltd. ISBN 978-93-86288-64-6 .
Журналы
- Лант, Джеймс (1968). «Нату Ла» . Королевский институт объединенных служб. Журнал . 113 (652): 331–334. дои : 10.1080/03071846809424869 . ISSN 0035-9289 .
- Джейкоб, Джабин Т. (2007). «Железная дорога Цинхай-Тибет и Натху Ла - вызов и возможности для Индии» . Отчет Китая . 43 (1): 83–87. дои : 10.1177/000944550604300106 . ISSN 0009-4455 . S2CID 154791778 .
- Харрис, Тина (2008). «Шелковый путь и шерстяные маршруты: современная география торговли между Лхасой и Калимпонгом» . Обзор Индии . 7 (3): 200–222. дои : 10.1080/14736480802261541 . ISSN 1473-6489 . S2CID 154522986 .
- Датта, Карубаки (2014). «Тибетская торговля через долину Чумби – рост, разрыв и возобновление» . Исторический журнал Университета Видьясагара, 2013–2014 гг . 2 .
Мозговые центры
- Моханти, Сатьяджит (2008), «Натху Ла. Преодоление Гималаев». (PDF) , Краткий обзор проблемы IPCS 73 , Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели
- Ранаде, Джаядева (2012). «Нату Ла и китайско-индийская торговля: понимание проблем Сиккима» . Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели – через JSTOR.
- Вангчук, Пема (2013), «Индия, Китай и Нату Ла: преобразование символизма в реальность» (PDF) , Краткий обзор проблемы IPCS 202 , Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели
- Пазо, Пану (2013), «Индия, Китай и Нату Ла: обеспечение торговли и защита экосистемы», Краткий обзор проблемы IPCS 206 , Институт исследований мира и конфликтов, Нью-Дели
- Сингх, В.К. (осень 2014 г.). «Стычка в Нату-Ла (1967)» (PDF) . Ученый воин . Центр исследований наземной войны (CLAWS): 142–149.
- Бхандари, Казахстан (2 декабря 2014 г.), «Срочно необходимо принять меры, чтобы сделать маршрут Натху Ла к Кайлашу Мансаровару безопасным для паломников» , VIF India
Новости
- Хагглер, Джастин; Кунан, Клиффорд (20 июня 2006 г.). «Китай вновь открывает проход в Индию» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года.
- Мадан, Танви (13 сентября 2017 г.). «Как США отнеслись к стычкам в Сиккиме 1967 года между Индией и Китаем» . Брукингский институт .
- «Китайские социальные сети приветствуют «намасте» Нирмалы Ситхараман, в то время как министерство иностранных дел Китая преуменьшает значение этого жеста» . Первый пост . 10 октября 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение Нату Ла в Викисловаре
Цитаты, связанные с Натулой, в Wikiquote
СМИ, связанные с Нату Ла, на Викискладе?
Индия и Китай вновь открыли перевал Нату Ла в Викиновостях