Jump to content

Нату Ла

Координаты : 27 ° 23'13 "N 88 ° 49'51" E  /  27,38681 ° N 88,83095 ° E  / 27,38681; 88.83095
(Перенаправлено с Натулы )

Нату Ла
Долина Чумби, видимая с индийской стороны (в центре). Главные ворота между двумя сторонами (внизу). Каменные стены были построены в рамках подготовки к открытию в 2006 году. [ 1 ]
Высота 4310 м (14 140 футов) [ 2 ] [ 3 ]
Расположение Сикким , Индия – Тибет , Китай
Диапазон Хребет Донгкья , Гималаи
Координаты 27 ° 23'13 "N 88 ° 49'51" E  /  27,38681 ° N 88,83095 ° E  / 27,38681; 88.83095
Нату Ла расположен в Сиккиме.
Нату Ла
Нату Ла
Нату Ла

Нату Ла [ а ] ( тибетский : རྣ་ཐོས་ལ་ , Уайли : Rna thos la , THL : Na tö la , сиккимский язык : རྣ་ཐོས་ལ་) — горный перевал в хребте Донкья в Гималаях между китайским округом Ядун в Тибете и индийский штат Сикким . Но незначительное прикосновение Бенгалии к Южной Азии. [ нужны разъяснения ] Перевал высотой 4310 м (14 140 футов) соединяет города Калимпонг и Гангток с деревнями и поселками нижней части долины Чумби .

Перевал был обследован Дж. В. Эдгаром в 1873 году, который описал перевал как используемый тибетцами для торговли. Фрэнсис Янгхасбэнд использовал перевал в 1903–04 годах, как и дипломатическая британская делегация в Лхасе в 1936–37 годах и Эрнст Шефер в 1938–39 годах. В 1950-х годах для торговли в Королевстве Сикким этот проход использовался . Дипломатически запечатанный Китаем и Индией после китайско-индийской войны 1962 года , перевал стал свидетелем стычек между двумя странами в последующие годы, в том числе столкновений в 1967 году , которые привели к гибели обеих сторон. Нату Ла часто сравнивают с Джелеп Ла , горным перевалом, расположенным на расстоянии 3 миль (4,8 км).

В следующие несколько десятилетий произошло улучшение связей, что привело к повторному открытию Натху Ла в 2006 году. Открытие перевала обеспечивает альтернативный маршрут паломничеству к горе Кайлас и озеру Манасаровар и, как ожидается, будет способствовать укреплению экономики региона. играя ключевую роль в растущей китайско-индийской торговле. Однако, хотя торговля и оказала чистый положительный эффект, она оказалась недостаточно эффективной, [ 13 ] и ограничена конкретными видами товаров и определенными днями недели. Погодные условия, включая сильный снегопад, ограничивают приграничную торговлю примерно 7-8 месяцами.

Дороги к перевалу улучшены с обеих сторон. Железнодорожные маршруты стали ближе. Это часть внутреннего туристического маршрута на юго-востоке Сиккима. Солдаты обеих сторон, размещенные в Натху Ла, являются одними из самых близких на всей китайско-индийской границе. Это также один из пяти пунктов встречи пограничников между двумя армиями обеих стран. Напряженность на границе в 2020 году и пандемия коронавируса повлияли на туризм и передвижение через перевал.

Имя и значение

[ редактировать ]

Название «Натху Ла» традиционно интерпретируется как «свистящий проход». [ 14 ] или, чаще, когда «проходят слушающие уши». [ 15 ] [ 16 ] Китайское правительство объясняет это как «место, где самый глубокий снег и самый сильный ветер». [ 17 ] По словам Г.С. Баджпая , это означает «ровную местность, откуда холмы постепенно поднимаются вправо и влево». [ 18 ] Коренные жители этого региона лепча называют его ма-то хло/на то ло; которые, возможно, развились до нынешнего использования этого слова.

География

[ редактировать ]
Карта юго-восточного Сиккима и нижней части долины Чумби ( Обследование Индии , 1923 г.): Нату Ла, обозначенная как «Нату Ла», изображена с проходящей через нее колеей для повозок.

Нату Ла — горный перевал на хребте Донгкья , который разделяет Сикким и долину Чумби на высоте 14 250 футов (4340 м). [ 19 ] [ б ] Перевал находится в 52–54 километрах (32–34 миль) к востоку от Гангтока , столицы Сиккима. [ 21 ] [ 20 ] и в 35 километрах (22 милях) от Ятунг Шасима , штаб-квартиры округа Ядун (или долины Чумби ). [ 22 ]

Нату Ла — один из трех часто используемых перевалов между Сиккимом и долиной Чумби, два других — Чо Ла и Джелеп Ла . Исторически Нату Ла служил Гангтоку, Чо Ла служил бывшей столице Сиккима Тумлонгу , а Джелеп Ла служил Калимпонгу в Западной Бенгалии. [ 23 ] Нату-Ла находится всего в 3 милях (4,8 км) к северо-западу от Джелеп-Ла по прямой линии. [ 24 ] но расстояние путешествия может достигать 10 миль (16 км). [ 19 ] На тибетской стороне маршрут Чола вел в Чумби , маршрут Нату Ла вел к деревне под названием Чема , а маршрут Джелеп Ла вел в Ринченганг , все в нижней части долины Чумби.

Даже сегодня из-за сильного снегопада перевал закрывается из-за температуры до -25 ° C (-13 ° F) и сильного ветра. [ 25 ]

Перевалы Нату Ла и Джелеп Ла были частью торговых путей Британской империи в 19 и начале 20 века. [ 16 ]

Британская империя

[ редактировать ]

Британский владыка взял Королевство Сикким под свой протекторат в 1861 году и хотел развивать торговлю с Тибетом через Сикким. В 1873 году Дж. У. Эдгару , заместителю комиссара Дарджилинга . , было поручено изучить условия торговли и дать рекомендации относительно предпочтительного маршрута [ 26 ] Эдгар сообщил об активной торговле через перевал Нату Ла («перевал Гнатуи» в его терминологии), который был связан с Гангтоком, а также с Дарджилингом. [ 27 ] Торговцы обнаружили в Дарджилинге значительно более высокую ценность своих товаров, чем в Гангтоке. [ 28 ] Однако Эдгар предпочел соседний перевал Джелеп Ла по физическим причинам и рекомендовал построить дорогу к этому перевалу и торговый центр рядом с ним. [ 29 ] Эдгар писал:

В целом я не склонен рекомендовать для рынка выбрать Гунтук [Гангток] и скорее думаю, что… Думсонг [Дамсанг] может быть предпочтительнее любого из нижних возвышенностей Сикхима. Это правда, что расстояние от перевала Джейлеп [Джелеп Ла] до Думсонга больше, чем от Гнатуи до Гунтука... Но чтобы уравновесить это, лучший маршрут от границы Тибета до подножья хребта Чола - это это возле перевала Джейлеп. [ 30 ]

В 1903–04 годах Фрэнсис Янгхасбэнд возглавил британскую военную экспедицию в Лхасу, состоящую из 1150 солдат и более 10 000 вспомогательного персонала и вьючных животных. [ 31 ] Первым вариантом перехода в долину Чумби был перевал к северу от Нату-Ла, Як-Ла. [ 32 ] Як Ла обеспечивал кратчайший путь от Гангтока до восточной границы Сиккима, однако восточный спуск оказался слишком крутым и опасным. [ 32 ] Экспедиция использовала как Нату Ла, так и Джелеп Ла, причем Нату Ла стал основным каналом связи. [ 33 ]

В 1936–37 дипломатическая британская делегация в Лхасе, в которую входили Б. Дж. Гулд и Ф. С. Чепмен, использовала перевал Нату Ла. [ 34 ] [ 35 ] Чепмен пишет, что во время их пути из Гангтока в Нату ла, прямо у подножия перевала, была дорога, ведущая вправо, и указатель, указывающий на Купап . [ 36 ] Этот маршрут вывел бы их на маршрут Калимпонг-Лхаса через Джелеп Ла. [ 36 ] Чепмен пишет: «Из Гангтока тропа мулов начинается в Нату Ла, а из Калимпонга более длинная и трудная дорога уходит в Джелеп Ла. Через эти два перевала дорога из Лхасы пересекает главный хребет Гималаев на пути к Джелеп Ла. Индия..." [ 37 ] Чепмен далее пишет, что с вершины перевала, если бы не туман, делегация смогла бы увидеть Чомолхари . [ 38 ] на вершине, Чепмен пишет о группах камней и молитвенных флажках которые предназначались не только для защиты путешественников, но и обозначали границу между Сиккимом и Тибетом. [ 38 ] Дорога возле перевала была вымощена камнями. [ 38 ] Первой остановкой после перевала был Чампитанг. [ 38 ] место отдыха англичан по пути в Лхасу. [ 39 ]

Немецкая экспедиция в Тибет через Нату Ла.

В 1938–39 Эрнст Шефер возглавил немецкую экспедицию в Тибет на законных основаниях через Нату-Ла по приказу Генриха Гиммлера . [ 40 ] [ 41 ] Эта экспедиция также не встретила ни ворот, ни заграждений на перевале, границе; только ладзе , флажки и пирамида из камней . [ 42 ]

После основания КНР и независимой Индии

[ редактировать ]

В 1949 году, когда тибетское правительство изгнало проживавших там китайцев, большинство перемещенных китайцев вернулись домой по маршруту Натху Ла – Сикким – Калькутта. [ 43 ]

В 1950-е годы в Королевстве Сикким процветала торговля. Калькутта была связана с Лхасой через долину Чумби, причем Натху Ла был одним из основных маршрутов проезда. Большая часть торговли между Китаем и Индией в те годы проходила по этому маршруту. [ 44 ] Некоторые торговцы из Индии даже открыли в Ядонге свой магазин. [ 44 ] Товары, экспортированные в Китай, включали лекарства, топливо и разобранные автомобили. Индия импортировала шерсть и шелк. [ 44 ] [ 45 ] В те годы мулы и лошади были основным транспортным средством. [ 45 ]

Строительство дороги Гангток – Натху Ла, пригодной для движения, началось в 1954 году. [ 46 ] Он был завершен и официально открыт в присутствии махараджи Сиккима Джавахарлалом Неру 17 сентября 1958 года. [ 46 ] [ 47 ] В то время автомобильная дорога заканчивалась в Шератанге. [ 46 ] Однако китайцы тогда не взялись за строительство дороги на своей стороне. [ 46 ] Далай-лама Тензин Гьяцо использовал этот пропуск для поездки в Индию на празднование 2500-летия Гаутамы Будды осенью 1956 года. [ 45 ] [ 48 ]

Сикким, долина Чумби, с перевалом Нату Ла ( ЦРУ , 1965).

После того, как Китайская Народная Республика взяла под свой контроль Тибет в 1950 году и подавила тибетское восстание в 1959 году , перевалы в Сиккиме стали каналом для беженцев из Тибета. [ 49 ] Во время китайско-индийской войны 1962 года Нату Ла стал свидетелем стычек между солдатами двух стран. Вскоре после этого проход был запечатан и оставался закрытым более четырех десятилетий. [ 49 ]

Во время индо-пакистанской войны 1965 года Китай оказывал давление на Индию в дипломатическом и военном отношении. [ 12 ] В сентябре 1965 года Китай усилил Ятун и близлежащие горные перевалы еще одним пехотным полком. [ 50 ] Индия также наращивала усилия в этой области. [ 51 ] На юго-восточном фронте Сиккима на четырех перевалах Нату Ла, Джелеп Ла, Чо Ла и Донгджу было 9, 37, 1 и 9 индийских позиций соответственно. [ 52 ] На это наращивание повлияла близость региона к Восточному Пакистану. [ 51 ] и напряженность, которая сохранялась после войны 1962 года. [ 53 ] Под давлением Китая индийские войска в Нату-Ла и Джелеп-Ла получили приказ отступить. [ 52 ] Нату Ла находился под командованием генерал-майора Сагата Сингха , и он отказался отступить. [ 52 ] В результате в ближайшие несколько дней Джелеп Ла был оккупирован китайцами, а Натху Ла оставался под защитой Индии. [ 54 ]

В ближайшие месяцы обе стороны боролись за господство в долине Чумби. [ 55 ] Китайские источники сообщили о многочисленных вторжениях Индии. [ 56 ] В Нату-Ла разное восприятие Линии фактического контроля среди передовых войск с обеих сторон способствовало росту напряженности. [ 56 ] Рытье траншей, прокладка колючей проволоки, патрулирование, празднование Дня независимости – каждое действие становилось спорным. [ 57 ] В период с 7 по 13 сентября 1967 года Народно-освободительная армия Китая (НОАК) и индийская армия имели ряд пограничных столкновений в Натху Ла и Чо Ла , включая обмен тяжелым артиллерийским огнем. [ 58 ] [ 59 ] Сообщается о многочисленных жертвах с обеих сторон. [ 60 ]

В 1975 году после референдума Сикким присоединился к Индии, а Нату Ла стал частью территории Индии. [ 61 ] Однако Китай отказался признать присоединение. [ 62 ] но две армии продолжали поддерживать неформальное общение на границе, несмотря на заморозку дипломатических отношений. [ 63 ] В 1988 году визит премьер-министра Раджива Ганди в Китай положил начало новым переговорам между двумя странами. [ 64 ]

2006 повторное открытие

[ редактировать ]

В 2003 году, с потеплением китайско-индийских отношений , визит премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Китай привел к возобновлению переговоров об открытии границы. [ 65 ] Пограничные соглашения, подписанные в 2003 году, соответствовали «Меморандуму о возобновлении приграничной торговли», подписанному в декабре 1991 года, и «Протоколу о процедурах въезда и выезда для приграничной торговли», подписанному в июле 1992 года. «Меморандум о расширении приграничной торговли» 2003 года. распространил и распространил на Нату Ла положения соглашений 1991 и 1992 годов. [ 66 ] [ 67 ]

В августе 2003 года главный министр Сиккима Паван Чамлинг пожал руку солдату НОАК на границе, а затем подарил ему свои наручные часы. Солдат НОАК в ответ подарил главному министру пачку сигарет. Это означало возвращение торговли в Нату Ла. [ 68 ] Официальное открытие несколько раз откладывалось с середины 2004 по середину 2006 года. [ 69 ] [ 70 ] Наконец, после того, как Нату Ла оставался запечатанным в течение десятилетий, 6 июля 2006 года он был официально открыт. [ 71 ] став в то время одним из трех открытых торговых пограничных пунктов между Китаем и Индией, двумя другими были Шипки Ла и перевал Липулех . [ 72 ] Открытие экономики, которое было частью ряда политических шагов Китая и Индии в отношении официального признания Тибета и Сиккима частью каждой страны соответственно, [ 73 ] [ 74 ] совпало с днем ​​рождения правящего Далай-ламы . [ 74 ]

Открытие перевала ознаменовалось церемонией с индийской стороны, на которой присутствовали официальные лица обеих стран. Делегация из 100 торговцев с каждой стороны пересекла границу в соответствующие торговые города. Несмотря на проливной дождь и холодный ветер, церемония была отмечена присутствием многих официальных лиц, местных жителей, а также международных и местных СМИ. [ 71 ] [ 44 ] Забор из колючей проволоки между Индией и Китаем был заменен проходом с каменными стенами шириной 10 м (30 футов). [ 1 ] 2006 год также был отмечен как год китайско-индийской дружбы. [ 75 ] Предполагалось, что причины открытия перевала с обеих сторон включали экономические и стратегические, в том числе стабилизацию приграничных территорий. [ 44 ]

В повествовании об открытии перевала подчеркивается приграничная торговля, древний Шелковый путь , [ 76 ] и древние связи между двумя «цивилизациями». [ 77 ] Антрополог Тина Харрис объясняет, что эта государственная версия расходится с региональной. [ 77 ] Хотя шелк был одним из товаров, которыми торговали, в этом регионе торговля шерстью была гораздо более крупной. [ 77 ] Торговец сказал Харрису, что этот маршрут следовало назвать «шерстяным маршрутом». [ 78 ] Харрис объясняет, что этот рассказ о Нату Ла скорее подчеркивает «современный глобальный дискурс» - дискурс глобализующейся и взаимосвязанной Азии, находящей свое место в мире, частью которого были Сикким и долина Чумби. [ 79 ]

Пост 2006 г.

[ редактировать ]
Индокитайская точка BPM в Натху Ла на индийской стороне.
Индийские и китайские офицеры в Натху Ла. Их разделяет колючая проволока.
китайский пост в Натху Ла Джомолхари . Вдалеке виден
Подписывается меморандум о взаимопонимании об открытии альтернативного маршрута паломничества через Натху Ла.

Нату Ла является одним из пяти официально согласованных пунктов встреч пограничного персонала (BPM) между индийской армией и Народно-освободительной армией Китая для регулярных консультаций и взаимодействия между двумя армиями. [ 80 ] Во время беспорядков в Тибете в 2008 году сотни тибетцев в Индии прошли маршем и протестовали в Натху Ла. [ 81 ] [ 82 ] В 2009 году Нарендра Моди в качестве главного министра Гуджарата . перевал посетил [ 83 ] В 2010 году эстафета королевской дубинки на Играх Содружества того же года также остановилась у главных торговых ворот на перевале. [ 84 ] В 2015 году Натху Ла открылся для туристов и паломников, отправляющихся на Кайлаш Мансаровар . [ 85 ]

Во время противостояния между Китаем и Индией на границе в 2017 году, сосредоточенного вокруг Доклама , паломничество через Натху Ла было отменено. [ 86 ] Напряженность на границе также повлияла на торговлю через перевал. [ 87 ] Противостояние официально завершилось в конце августа 2017 года; [ 88 ] а в октябре министр обороны Индии Нирмала Ситхараман совершила визит доброй воли в Натху Ла, а также кратко пообщалась с китайскими солдатами на перевале. [ 89 ] В 2018 году на перевале состоялось «Специальное собрание пограничников», посвященное дню основания НОАК. [ 88 ] В День йоги в 2019 году китайские солдаты и гражданские лица приняли участие в совместных упражнениях йоги в Натху Ла. [ 90 ]

В 2019 году дорожные условия повлияли на передвижение через перевал. [ 91 ] В апреле 2020 года из-за пандемии коронавируса правительство Сиккима закрыло перевал. [ 92 ] Паломничество Кайлаш-Мансаровар через Натху Ла также останется закрытым. [ 92 ] Кроме того, новая политическая и пограничная напряженность и стычки в 2020 году также повлияли на торговлю. [ 91 ] Эта ситуация с пандемией коронавируса и напряженностью на границе продолжалась и в 2021 году, влияя на передвижение через перевал. [ 93 ]

Флора и фауна

[ редактировать ]
Озеро Цомго недалеко от Натху Ла.
Растительность региона.

шотландский ботаник У. В. Смит В 1910 году этот район посетил которую он перечислил, включала виды Caltha scaposa , Cochlearia , Potentilla , Saussurea , Rhododendron , Cassiope , Primula , Corydalis , Arenaria , Saxifraga , Chrysosplenium , Pimpinella , Cyananthus , Campanula , Androsace , Erytrichium , Lagotis и Salvia . . Растительность, [ 94 ] рододендроны благородные и сурки. На подъеме на перевал были замечены [ 95 ]

Из-за крутого подъема высоты вокруг перевала растительность переходит от субтропического леса у его подножия к умеренному региону, к влажному и сухому альпийскому климату и, наконец, к холодной тундре , лишенной растительности. Вокруг Натху Ла и на тибетской стороне в этом регионе мало растительности, если не считать разбросанных кустарников. Основные виды, встречающиеся в этом регионе, включают карликовые рододендроны ( Rhododendron anthopogon , R. setosum ) и можжевельники . На лугах встречаются роды Poa , Meconopsis , Pedularis , Primula , Aconitum . Вегетационный период в регионе длится четыре месяца, в течение которого в изобилии растут травы, осоки и лекарственные травы , которые служат пищей для множества насекомых, диких и домашних травоядных животных, жаворонков и вьюрков. [ 96 ] В близлежащем альпийском заповеднике Кённосла растут редкие, находящиеся под угрозой исчезновения наземные орхидеи и рододендроны, вкрапленные среди высоких можжевельников и серебристых пихт . [ 97 ]

В регионе нет постоянных населенных пунктов, хотя на границах с обеих сторон имеется большое количество военнослужащих. Небольшое количество кочевых тибетских скотоводов или докпас пасут яков, овец и коз пашминового типа в этом регионе. На этой земле наблюдается сильная нагрузка на выпас из-за домашних и диких травоядных животных. В этих краях водятся яки, и во многих деревнях они служат вьючными животными . [ 96 ] В регионе вокруг Нату-Ла обитает множество исчезающих видов, в том числе тибетская газель , снежный барс , тибетский волк , тибетский улар , ламмергейер , ворон, беркут и красная утка . Одичавшие собаки считаются серьезной опасностью в этом регионе. Наличие мин в этом районе приводит к жертвам среди яков, наянов , киангов и тибетских волков. [ 96 ]

Орнитофауна представлена ​​различными видами смеющихся дроздов , обитающих в кустарниках и на лесной подстилке. Синий дрозд-свистун , горихвостки и вилохвостки встречаются вблизи водопадов и горных ручьев. К смешанным охотничьим видам, присутствующим в регионе, относятся славки , синицы-болтуны , древолазы , белоглазки , крапивники и розовые вьюрки . Хищные хищники, такие как черный орел , чернокрылый коршун и пустельга ; , фазаны такие как моналы и кровяные фазаны . Также встречаются [ 96 ]

Экономика

[ редактировать ]

Торговля

[ редактировать ]
Торговля Сикким-ТАР через Нату-ла, объем экспорта и импорта [ 98 ]

Вплоть до 1962 года, до того, как перевал был закрыт, такие товары, как ручки, часы, крупы, хлопчатобумажная ткань, пищевые масла, мыло, строительные материалы, а также разобранные скутеры и четырехколесные транспортные средства, экспортировались в Тибет через перевал на мулах. Двести мулов, каждый из которых вез около 80 килограммов (180 фунтов) груза, использовались для переправки товаров из Гангтока в Лхасу, что раньше занимало 20–25 дней. По возвращении в Индию ввозились шелк, сырая шерсть, мускусные стручки, лекарственные растения, деревенские спиртные напитки, драгоценные камни, золото и серебро. [ 99 ] Большую часть торговли в те времена осуществляла община Марвари , которой принадлежало 95% из 200 уполномоченных фирм. [ 74 ]

Группа по изучению торговли Нату-Ла (NTSG) была создана правительством штата Сикким в 2003 году для изучения масштабов приграничной торговли в Сиккиме с особым упором на Нату-Ла, который планировалось вновь открыть. [ 100 ] Неофициальную группу, состоящую из государственных служащих и торговых экспертов, возглавил Махендра П. Лама , и она представила свой отчет в 2005 году. [ 101 ] [ 102 ] В отчете изложены два прогноза: «более высокий» и «более низкий». [ 103 ] Согласно нижнему прогнозу, приграничная торговля через Натху Ла составит вон 353 крор (42 миллиона долларов США) к 2010 году, вон 450 крор (54 миллиона долларов США) к 2015 году и вон 574 крор (69 миллионов долларов США) к 2020 году. [ 103 ] Согласно более высокому прогнозу, к 2015 году объем приграничной торговли через Натху Ла составит стерлингов 12 203 крора фунтов (1,5 миллиарда долларов США). [ 103 ] Индийская Конфедерация индийской промышленности (CII) дала еще более высокую оценку, что объем торговли может превысить 10 миллиардов долларов США за десятилетие. [ 104 ] [ 101 ]

Эти цифры также основаны на политических рекомендациях, содержащихся в документе. Хотя торговля, возможно, и не оправдала оценок исследовательской группы, которые 15 лет спустя кажутся «слишком амбициозными», она принесла положительную пользу пострадавшим регионам. [ 105 ] В отчете также были отмечены дополнительные преимущества, такие как доход для дальнобойщиков даже при небольших объемах движения транспортных средств. [ 106 ] С июля 2006 года торги открыты с понедельника по четверг. [ 71 ] В 2006 году Индия освободила от пошлины 29 товаров для экспорта и 15 товаров для импорта. В 2012 году к списку добавилось еще 12 позиций. [ 107 ] [ 108 ] Помимо нелегальных товаров, Китай не ввел никаких ограничений на приграничную торговлю в 2006 году. [ 109 ]

Список экспорта и импорта Индии в отношении торговли Натху Ла (список 2006 г. с дополнениями 2012 г.) [ 107 ]
Прогноз торговли (высокий и низкий) по NTSG и фактический нынешний объем торговли с 2006 по 2015 год.
Годы Прогноз NTSG (рупий ₹) Фактическая торговля (рупий ₹) Процент выполненных
Низкие прогнозы
2006–2010 353 6.54 1.85%
2006–2015 450 114.60 25.46%
Высокие прогнозы
2006–2010 2266 6.54 0.29%
2006–2015 12203 114.60 0.93%
Источники: отчет NTSG, 2005 г.; Министерство торговли и промышленности (Сикким), 2016 г. [ 110 ]

Ожидалось, что открытие перевала будет стимулировать экономику региона и способствовать развитию индийско-китайской торговли, однако результат оказался неутешительным. [ 109 ] В 2008 году Махендра П. Лама прокомментировал несоответствие прогнозов и фактической торговли в течение первых двух лет: «Это в основном объясняется плохими дорожными условиями, зарождающимися инфраструктурными объектами, ограниченным количеством товаров для торговли и вялым отношением политиков». [ 111 ] Дорожные ограничения также ограничили размер и количество грузовиков, которые могут использовать этот маршрут. [ 112 ] Кроме того, существует большое несоответствие между мышлением Индии и Китая в отношении торговли через Сикким, а также большое несоответствие в отношении развития местной инфраструктуры в отношении поддержки торговли через Натху Ла. [ 113 ] По данным правительства Сиккима, в 2010 и 2011 годах импорта из Китая через перевал не было. [ 114 ] Погода также ограничивает торговлю примерно 7–8 месяцами, примерно с мая по ноябрь. [ 115 ]

Некоторые торговцы в Индии опасались, что индийские товары найдут ограниченный сбыт в Тибете, в то время как Китай получит доступ к готовому рынку в Сиккиме и Западной Бенгалии. [ 116 ] Обеспокоенность индийского правительства также вызывает незаконный оборот продуктов дикой природы, таких как шкуры и кости тигра и леопарда, медвежий желчный пузырь, шкуры выдры и шахтушская в Индию шерсть. Индийское правительство предприняло программу по повышению осведомленности полиции и других правоохранительных органов в этом районе. [ 117 ]

Нату Ла является частью туристического маршрута восточного Сиккима. [ 118 ] С индийской стороны только граждане Индии могут посещать перевал с четверга по воскресенье после получения разрешения за день до этого в Гангтоке. [ 119 ] [ 120 ] нет « ничейной земли На перевале ». Минимальное военное присутствие и колючая проволока разделяют обе стороны. Туристы неофициально пожимают друг другу руки и фотографируются на фоне китайских солдат и армейского офиса. [ 121 ] Солдаты в Натху Ла, расположенные всего в нескольких метрах друг от друга, являются одними из самых близких солдат на всей китайско-индийской границе . [ 122 ] Внутренний туризм на перевале был открыт в 1999 году. [ 123 ]

Перевал представляет собой альтернативный маршрут паломничества к горе Кайлас и озеру Манасаровар . [ 124 ] Маршрут через Нату Ла, по сравнению с первоначальным маршрутом через перевал Липулех, требует от паломников гораздо более легкого и короткого пути. [ 125 ] [ 126 ] Однако благодаря строительству новой дороги Организацией приграничных дорог маршрут через перевал Липулех также облегчился. [ 127 ] Мемориал и храм Бабы Харбхаджана Сингха также являются частью туристического маршрута Натху Ла. [ 128 ]

Обмен почтой

[ редактировать ]

Обратите внимание на то, что мы возвращаемся из Нату-Ла.

Дважды в неделю в 8:30 утра в ходе обмена продолжительностью всего 3 минуты, по четвергам и воскресеньям, международной наземной почтой почтальоны соответствующих стран обмениваются между Индией и Китаем на пограничном посту Шератанг в Нату Ла . Хотя объем почты снижается из-за появления электронной почты и Интернета, она в основном поступает от тибетских беженцев в Индии или от местных жителей, имеющих родственников по обе стороны границы. Такая договоренность сокращает время доставки почты для жителей приграничных районов до нескольких дней, тогда как в противном случае доставка почты по обходной логистической цепочке заняла бы недели. В этом коротком обмене словами не произносится ни слова, поскольку обе стороны не понимают язык друг друга, происходит обмен почтой, подписывается письмо с подтверждением, иногда обмениваются пустыми почтовыми мешками из-за сокращения объема почты. Эта система, со времен чогьялов , продолжает работать бесперебойно даже во время споров между Индией и Китаем на высоте 14 000 метров, где температура падает до -20 ° C (-4 ° F). [ 129 ] Соглашение между Китаем и Индией в 1992 году официально признало этот процесс. [ 130 ] [ 129 ]

Транспорт

[ редактировать ]
Карта
Национальное шоссе (Нью-Хэмпшир) 310. Трасса дороги Гангток – Натху Ла выделена красным.

Дорога Гангток-Натху Ла впервые стала пригодной для движения в 1958 году. [ 46 ] [ 47 ] В то время он существовал только до Шератанга, после чего путешествие предстояло пешком. В те годы Китай не строил эту дорогу. [ 46 ]

На участке имеется несколько зон опускания, а некоторые участки подвержены оползням. [ 131 ] Поток транспортных средств регулируется, а содержание дорог поддерживается Организацией приграничных дорог , подразделением индийской армии. [ 132 ] Дорога имеет средний подъем 165 футов (50 м) на км на протяжении 52 километров (32 мили). [ 132 ] Примерно в 2006 году планировалось расширить дорогу. [ 76 ] Двойная полоса движения началась в 2008 году. [ 133 ] Также известный как JN Marg , [ 119 ] и позже известная как Национальное шоссе (NH) 310 , альтернативная ось была построена в 2020 году. [ 134 ] 2006 год также ознаменовал открытие железной дороги из Пекина в Лхасу по линии Цинхай-Тибет . В 2011 году железную дорогу начали продлевать до Шигадзе . [ 76 ] Ходили разговоры о продлении Цинхай-Тибетской железной дороги до Ядуна . [ 135 ] [ 136 ] Китайское национальное шоссе 318 (от Шанхая до Чжанму ) соединено с долиной Чумби от Шигадзе провинциальной дорогой S204, примерно в 30 км от Натху Ла и Джелеп Ла. [ 137 ]

Индия планирует расширить железнодорожное сообщение от Севоке Западной Бенгалии в округе Дарджилинг до столицы Сиккима Гангтока , в 38 милях (61 км) от Натху Ла. [ 138 ] Намерение построить его когда-нибудь в будущем было подтверждено в марте 2023 года министром путей сообщения Ашвини Вайшнау . [ 139 ] Однако до сих пор фактическое строительство линии широкой колеи было ограничено продлением на 45 км от Севоке до Рангпо , которое должно быть завершено в 2022 году. [ 140 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Альтернативные варианты написания и варианты включают Nathu-la , [ 4 ] Будь спокоен , [ 5 ] родился там [ 6 ] Натёла , Натёла , [ 7 ] Натой Ла , [ 8 ] Натуи Ла , [ 9 ] Комару , [ 10 ] а также его тибетская транскрипция Rnathos La . [ 11 ] и китайская транслитерация Natuila . [ 12 ]
  2. ^ Другие упомянутые высоты включают 14 140 футов (4310 м), [ 2 ] и 14 790 футов (4510 м). [ 20 ]
  1. ^ Jump up to: а б Хунэ, Мо (6 июля 2006 г.). «Китай и Индия поднимают национальные флаги на пограничном переходе, чтобы возобновить бизнес» . Вид на Китай. Синьхуа. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Узел: Нату Ла (3179568394)» . OpenStreetMap . Проверено 25 октября 2021 г.
  3. ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 32.
  4. ^ Харрис 2013 , с. ix.
  5. ^ Гохале, Нитин А. (3 октября 2003 г.). «Аллилуйя, Натула!» . Перспективы Индии .
  6. ^ Индия, Сикким , США, Центральное разведывательное управление, 1981.
  7. ^ Шакабпа, Цепон Вангчук Деден (2009), Сто тысяч лун: продвинутая политическая история Тибета , Брилл, стр. 643, ISBN  978-90-04-17732-1
  8. ^ Сессионные документы. Запись инвентарного контроля 1, том 67 , Великобритания, Парламент, Палата общин, 1904 г., с. 28 : «Ятунг расположен примерно в восьми милях от Джейлап-ла в долине Ятунг-Чу, в месте ее слияния с Чамди-Чху, которая течет из Натои-ла ».
  9. ^ Смит 1913 , стр. 325–327.
  10. ^ Эдгар 1874 , стр. 53, 57, 121.
  11. ^ «Открытие Китаем нового паломнического маршрута в Тибете облегчает жизнь индийским паломникам» (PDF) , Jiefang Daily , 29 октября 2015 г. – через Индию в китайских СМИ (niasindiainchina.in)
  12. ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , с. 149.
  13. ^ Экономическая неэффективность
  14. ^ О'Брайен, Дерек (2011). «Индия. Майор проходит». Поисковик фактов о тупиках . Пингвин Великобритания. ISBN  978-81-8475-878-8 .
  15. ^ Прадхан, Кешав (6 июля 2006 г.). «В старые добрые времена Нату-ла» . «Таймс оф Индия» , Мумбаи . Беннетт, Коулман и Ко. Лтд. с. 10. Сегодня 85-летний Нима вспоминает, как он и его товарищи буквально тащили мулов через перевал – а это значит, слушали уши – пели, чтобы поддерживать хорошее настроение.
  16. ^ Jump up to: а б Арора 2008 , с. 4.
  17. ^ «Посольство Китая публикует рекламный ролик о Тибете в индийских СМИ» . in.chineseembassy.org (Посольство Китайской Народной Республики в Индии) , 4 июня 2019 г. Архивировано из оригинала 9 июня 2019 г. Проверено 27 октября 2021 г. На тибетском языке. Натула означает место, где «снег самый глубокий». и ветер самый сильный».
  18. ^ Баджпай 1999 , с. 183-184.
  19. ^ Jump up to: а б Уодделл, Л. Остин (1905), Лхаса и ее тайны , Лондон: Джон Мюррей, с. 106 – через archive.org : «Для этого мистер Уайт открыл перевал Нату (14 250 футов), козью тропу, в 10 милях к северу от Джелепа и над тем же хребтом».
  20. ^ Jump up to: а б Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 43.
  21. ^ Саха, Самбит (8 сентября 2003 г.). «Торговый пост: Перспективы Нату-Ла » Rediff.com . Архивировано 24 февраля. из оригинала Получено 4 декабря.
  22. От Нату Ла до Ятунга , OpenStreetMap, получено 26 октября.
  23. ^ Маркхэм, Рассказы о миссии Джорджа Богла (1876) , стр. гражданский
  24. ^ Браун, Перси (1934), Таунсенд, Джоан (ред.), Туры по Сикхиму и району Дарджилинг (пересмотренная редакция), Калькутта: W. Newman & Co, стр. 144 – через archive.org
  25. ^ Хасия 2012 , с. 6.
  26. ^ Арора 2008 , с. 9.
  27. ^ Эдгар 1874 , с. 32: «Во время моего пребывания в Восточном Сиккиме не было и дня, чтобы я не встречал людей, прибывающих из Дарджилинга или направлявшихся в него, с товарами, стоимость которых на первый взгляд казалась совершенно непропорциональной труду, который должен был необходимо пройти, чтобы вывести их на рынок».
  28. ^ Эдгар 1874 , с. 32.
  29. ^ Арора 2008 , с. 10.
  30. ^ Эдгар 1874 , с. 78.
  31. ^ Пауэрс, Джон; Хольцингер, Лутц (2004). История как пропаганда: тибетские изгнанники против Китайской Народной Республики . Издательство Оксфордского университета. п. 80. ИСБН  978-0-19-517426-7 .
  32. ^ Jump up to: а б Лэндон 1905 , с. 38.
  33. ^ Лэндон 1905 , с. 34.
  34. ^ Чепмен 1940 , с. 4. Введение сэра Чарльза Белла.
  35. ^ «Британская фотография в Центральном Тибете 1920–1950» . Тибетский альбом . Проверено 28 октября 2021 г.
  36. ^ Jump up to: а б Чепмен 1940 , с. 22, Глава вторая: К Фари.
  37. ^ Чепмен 1940 , стр. 9–10, Глава первая: Подготовка.
  38. ^ Jump up to: а б с д Чепмен 1940 , с. 23, Глава вторая: К Фари.
  39. ^ «Дневник миссии в Лхасе 1936–1937 годов. Бунгало Чампитанг. 13 350 футов, 23-мильный марш» . tibet.prm.ox.ac.uk (Тибетский альбом, Британская фотография в Центральном Тибете 1920–1950 гг.) . 1 августа 1936 года . Проверено 28 октября 2021 г.
  40. ^ Шульц, Матиас (10 апреля 2017 г.). «Вера немецких нацистов в утраченную цивилизацию привела к одной из самых странных экспедиций в истории» . Австралийский финансовый обзор .
  41. ^ Возвращение-Денджонгпа, Анна. «Немецкая бедность (1915–2005)» (PDF ) Вестник тибетологии Института тибетологии Намгьяла Получено 29 октября.
  42. ^ Энгельхардт, Исрун (2007). «Тибет в 1938–39: Экспедиция Эрнста Шефера в Тибет» . Публикации Серинды . Проверено 29 октября 2021 г. - через info-buddhism.com.
  43. ^ Арпи, Клод (6 июля 2006 г.). «Натху Ла: 'Сладость и свет' » . Rediff.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
  44. ^ Jump up to: а б с д и Джа, Прашант (август 2006 г.). «Обрыв линии хребта» . Химал из Южной Азии . Архивировано из оригинала 30 октября 2006 года . Проверено 30 октября 2021 г.
  45. ^ Jump up to: а б с Бокера, Жиль (2007). «Китайско-индийские отношения в ретроспективе». Стратегические исследования . 27 (2): 18–37. ISSN   1029-0990 . JSTOR   45242394 .
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж Мехта, Джагат С (2002). «Катализация постепенной модернизации посредством дипломатии: визит Неру в Бутан в 1958 году». Мировые дела: Журнал международных проблем . 6 (2): 89, 90. ISSN   0971-8052 . JSTOR   45064894 .
  47. ^ Jump up to: а б «Дебаты Лок Сабхи. Седьмая сессия (Второй Лок Сабха)» (PDF) . Секретариат Лок Сабхи, Нью-Дели. 8 апреля 1959 г. с. 25 . Проверено 25 октября 2021 г.
  48. ^ Рэй, Сунанда К. Датта (10 июля 2006 г.). «Нату Ла: Это больше, чем возрождение торгового пути» . Фаюл.com . Архивировано из оригинала 16 октября 2006 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
  49. ^ Jump up to: а б Абденур 2016 , с. 30.
  50. ^ Балаж 2021 , стр. 149–150.
  51. ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , с. 150.
  52. ^ Jump up to: а б с Балаж 2021 , с. 151.
  53. ^ Балаж 2021 , с. 148.
  54. ^ Балаж 2021 , стр. 151–152.
  55. ^ Балаж 2021 , с. 154.
  56. ^ Jump up to: а б Балаж 2021 , стр. 154–155.
  57. ^ Балаж 2021 , стр. 156–157.
  58. ^ Сридхар (1998). «Китай становится сверхдержавой и возможности Индии» . Через Гималайский пропасть: индийские поиски понимания Китая (ред. Тан Чунг) . Национальный центр искусств Индиры Ганди, Нью-Дели. Архивировано из оригинала 12 февраля 2007 года . Проверено 1 декабря 2006 г.
  59. ^ Балаж 2021 , стр. 156–159.
  60. ^ Балаж 2021 , с. 159.
  61. ^ Абденур 2016 , с. 29.
  62. ^ Абденур 2016 , с. 31.
  63. ^ Гохале, Виджай (2021). Долгая игра: как китайцы ведут переговоры с Индией . Случайный дом пингвинов в Индии. стр. 71–72. ISBN  978-93-5492-121-6 .
  64. ^ «Индийско-китайские политические отношения» . Посольство Индии, Пекин . Проверено 6 ноября 2021 г.
  65. ^ Малик, Мохан (октябрь 2004 г.). «Индийско-китайские отношения: гиганты действуют, сотрудничают и конкурируют» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский центр исследований безопасности . стр. 3–4. Архивировано (PDF) из оригинала 29 октября 2021 года . Получено 29 октября 2021 г. - через Центр технической информации Министерства обороны (DTIC).
  66. ^ Сюй 2005 , с. 5.
  67. ^ «Документы, подписанные между Индией и Китаем во время визита премьер-министра Ваджпаи в Китай» . www.mea.gov.in (Министерство иностранных дел, правительство Индии) . 23 июня 2003 года . Проверено 29 октября 2021 г.
  68. ^ Рай, Тина (6–12 августа 2003 г.). «Первый разговор по поводу Натулы» (PDF) . Проект Digital Himalaya, Кембриджский университет . Сикким имеет значение сейчас. п. 4 . Проверено 4 ноября 2021 г.
  69. ^ Сюй 2005 , стр. 10, 13, 18.
  70. ^ «Индия и Китай вновь откроют Шелковый путь в октябре» . Индостан Таймс . ПТИ, ИАНС. 11 сентября 2005 г.
  71. ^ Jump up to: а б с «Открывается историческая связь между Индией и Китаем» . Новости Би-би-си . 6 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 7 июля 2006 г. Проверено 6 июля 2006 г.
  72. ^ «Натула вновь открывается для торговли спустя 44 года» . Зи Новости . 6 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 6 июля 2006 г.
  73. ^ Сюй 2005 , стр. 8–9.
  74. ^ Jump up to: а б с Прадхан, Кешав (6 июля 2006 г.). «Трейдинг Хайтс» . Таймс оф Индия . п. 10. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года.
  75. ^ «Мероприятия, запланированные на Год дружбы между Индией и Китаем - 2006» . Министерство иностранных дел, Правительство Индии. 23 января 2006 г. Архивировано из оригинала 20 октября 2007 г. Проверено 16 февраля 2007 г.
  76. ^ Jump up to: а б с Харрис 2013 , с. 89.
  77. ^ Jump up to: а б с Харрис 2013 , стр. 92–93.
  78. ^ Харрис 2013 , с. 90.
  79. ^ Харрис 2013 , с. 92.
  80. ^ «Индийские солдаты мешают китайским войскам строить дорогу в Аруначале» . Таймс оф Индия . 28 октября 2014 г. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 г.
  81. ^ Страттон, Аллегра (24 марта 2008 г.). «Протестующие в Тибете срывают церемонию олимпийского огня» . Хранитель .
  82. ^ «Триста тибетцев начинают марш к китайско-индийской границе» . Радио Свободная Азия . 20 марта 2020 г.
  83. ^ «Моди празднует Дивали с джаванами на перевале Натху Ла» . Таймс оф Индия . 17 октября 2009 г.
  84. ^ Кунду, Амаленду (18 июля 2010 г.). «Королевская дубинка потеряна и найдена» . Таймс оф Индия .
  85. ^ Башир, КПМ (16 июня 2015 г.). «Спустя полвека перевал Натху Ла открывается для паломников Кайлас-Манасаровар в четверг» . Индуистское бизнес-направление .
  86. ^ «Кайлаш Мансаровар Ятра через перевал Натху Ла отменен, поскольку противостояние на границе между Индией и Китаем продолжается» . Прокрутка.в . 30 июня 2017 г.
  87. ^ Гурунг, Вини Фред (18 июля 2017 г.). «Противостояние в Докламе, влияющее на торговлю через Нату Ла» . Фонд исследований наблюдателей.
  88. ^ Jump up to: а б «Индийские и китайские армии встречаются в Натху Ла в честь 91-й годовщины основания НОАК» . Индостан Таймс . ПТИ. 1 августа 2018 г.
  89. ^ Варма, KJM (9 октября 2017 г.). «Визит Нирмалы Ситхараман в Натху Ла вызвал отклик в китайских СМИ» . Живая мята .
  90. ^ «Китайские военные и мирные жители занимаются йогой с индийскими военными на границе Индии и Китая» . Таймс оф Индия . ПТИ. 21 июня 2019 года . Проверено 30 октября 2021 г.
  91. ^ Jump up to: а б Сингх, Шив Сахай (12 сентября 2020 г.). «Противостояние между Индией и Китаем бросает тень на приграничную торговлю Натху Ла» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 29 октября 2021 г.
  92. ^ Jump up to: а б Гири, Прамод (23 апреля 2020 г.). «Covid-19: Сикким закрывает торговый маршрут Натху Ла с Китаем, приостанавливает Кайлаш Ятру» . Индостан Таймс .
  93. ^ Шарма, Ашвани (3 сентября 2021 г.). «Двусторонняя торговля Индокитая с Шипки-Ла приостановлена ​​два года подряд» . Перспективы Индии .
  94. ^ Смит 1913 , с. 326, 350, 355, 359, 370, 375, 389, 390, 394, 398, 405, 406.
  95. ^ Бьюкенен, WJ (1916). Заметки о турах в Дарджилинг и Сикким (с картой) . Фонд улучшения Дарджилинга. п. 13 – через ПАХАР. Интернет-архив.
  96. ^ Jump up to: а б с д Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 44.
  97. ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 114.
  98. ^ Старый 2016 г. , с. 51.
  99. ^ Рой, Амбар Сингх (25 ноября 2003 г.). «Паспорт Натулы для улучшения торговых перспектив с Китаем» . Индуистское бизнес-направление . Индус . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 6 июля 2006 г.
  100. ^ Субба 2013 , с. 1-2.
  101. ^ Jump up to: а б Мазумдар, Джайдип (3 октября 2005 г.). «Последний круг до Лхасы» . Перспективы Индии . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 года.
  102. ^ Дас, Пушпита (4 июля 2006 г.). «Нату Ла: путь к процветанию, но также и вызов» . Институт оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара . Проверено 31 октября 2021 г.
  103. ^ Jump up to: а б с Длинный 2008 , с. 111.
  104. ^ Сюй 2005 , с. 15.
  105. ^ Четтри 2018 , с. 6-8 вечера.
  106. ^ Гупта, Гарги (1 июля 2006 г.). «Драконы Натулы » Бизнес Стандарт Индия Получено 31 октября.
  107. ^ Jump up to: а б Четтри 2018 , с. 13.
  108. ^ Министерство торговли и промышленности, правительство Индии (23 августа 2006 г.). «Торговля между Индией и Китаем через перевал Натху Ла» . Бюро информации для прессы: Пресс-релизы . НИК. Архивировано из оригинала 10 декабря 2007 года.
  109. ^ Jump up to: а б «Перевал Нату Ла на китайско-индийской границе закрывается» . Китай Дейли. 15 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 19 января 2007 г. Проверено 19 февраля 2007 г.
  110. ^ Четтри 2018 , с. 20.
  111. ^ Лонг 2008 , с. 112.
  112. ^ Лонг 2008 , с. 113-114.
  113. ^ Лонг 2008 , с. 115-116.
  114. ^ Старый 2016 г. , с. 50-51.
  115. ^ Бхутия 2021 , Приграничная торговля между Индией и Китаем в Натху Ла.
  116. ^ «Нату-ла показывает путь: он открывает новый путь к дружбе» . Трибуна . 8 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2006 г. Проверено 2 декабря 2006 г.
  117. ^ Пераппадан, Бинду Шаджан (23 июня 2006 г.). «Сомнения по поводу того, что торговцы людьми используют вновь открытый перевал Натула» . Индус . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 6 июля 2006 г.
  118. ^ Харрис 2013 , с. 100.
  119. ^ Jump up to: а б Хасия 2012 , с. 3.
  120. ^ Центр экотуризма ENVIS, Сикким (2006) , стр. 45.
  121. ^ Хасия 2012 , с. 5.
  122. ^ Сингх, Сушант (13 сентября 2017 г.). «За 50 лет до Доклама был Нату Ла: напоминание о совсем другом противостоянии» . Индийский экспресс . Проверено 28 октября 2021 г.
  123. ^ Праманик, Пробир (11 сентября 1999 г.). «Новая горячая точка туристической индустрии в ледяном поясе: Натула» . Редифф . УНИ . Проверено 3 ноября 2021 г.
  124. ^ Винаяк, Г. (28 июля 2004 г.). «Нату Ла: закрыто на рассмотрение» . Специальный выпуск Rediff . Rediff.com . Архивировано из оригинала 22 февраля 2006 года . Проверено 26 ноября 2006 г.
  125. ^ Матур, Нандита (23 июня 2015 г.). «Кратчайший путь к Кайлашу Мансароверу» . Живая мята . Проверено 6 ноября 2021 г.
  126. ^ Чаудхури, Дипанджан Рой (22 февраля 2018 г.). «Кайлаш Мансаровар Ятра, проходящая через перевал Натху Ла и Липулех, открылась после китайско-индийского соглашения» . Экономические времена . Проверено 6 ноября 2021 г.
  127. ^ «Новая дорога сократит Кайлаш Мансаровар ятру на шесть дней» . Экономические времена . ИАНС . Проверено 6 ноября 2021 г.
  128. ^ Хасия 2012 , с. 4.
  129. ^ Jump up to: а б Праманик, Пробир (16 апреля 2017 г.). «У вас есть почта, на высоте 14 000 футов: мужчина из Сиккима доставляет письма между Индией и Китаем» . Индостан Таймс . Проверено 25 октября 2021 г.
  130. ^ Праманик, Пробир (20 марта 2021 г.). «Почтальон строит мост через границу» . Телеграф Индии . Проверено 3 ноября 2021 г.
  131. ^ Каур, Науниди (2 августа 2003 г.). «Маршрут надежды» . Том 20 – Выпуск 16 . Журнал «Фронтлайн» . Архивировано из оригинала 10 декабря 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г. {{cite news}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  132. ^ Jump up to: а б Дутта, Суджан (20 ноября 2006 г.). «Нату-ла, более широкий ответ на дорогу Пекину» . Телеграф . Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 2 декабря 2006 г.
  133. ^ «BRO осуществляет двойную полосу движения дороги Гангток-Натхула» . Перспективы Индии . 7 мая 2008 г.
  134. ^ «Введена в эксплуатацию альтернативная трасса маршрута Гангток-Натху Ла» . Сикким Экспресс . 30 октября 2020 г.
  135. ^ «Китай построит три железные дороги в Тибете» . Китай Дейли. 29 июня 2006 г. Архивировано из оригинала 25 июля 2008 г. Проверено 22 мая 2008 г.
  136. ^ Арпи, Клод (14 июня 2017 г.). «Тибетско-Индийская железная дорога» . Обзор обороны Индии .
  137. ^ Сурана, Прагья (2018). Нагал, генерал-лейтенант Балрадж (ред.). «Документ Манекшоу 70: Китай формирует Тибет для стратегического воздействия» (PDF) . Нью-Дели: Центр исследований наземной войны. п. 16.
  138. ^ «Железнодорожное сообщение Северная Бенгалия-Сикким» . Железнодорожная техника . Проверено 25 октября 2021 г.
  139. ^ «К следующему году поезд Ванде Бхарат будет курсировать в Рангпо в Сиккиме» . news9live.com . 7 марта 2023 г. Проверено 9 апреля 2023 г.
  140. ^ Хазарика, Мьитили (8 августа 2020 г.). «Сикким, наконец, может быть добавлен к железнодорожной карте Индии к 2022 году, через 13 лет после начала проекта» . Печать .

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Книги

Журналы

Мозговые центры

Новости

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9d7cadbbee993b9f849b278758749f9a__1725742620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9d/9a/9d7cadbbee993b9f849b278758749f9a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nathu La - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)