Перевал Санджу
Перевал Санджу | |
---|---|
Высота | 5364 м (17598 футов) |
Пройдено | Томас Дуглас Форсайт , 1873 г. |
Расположение | Уезд Пишань, Синьцзян , Китай |
Диапазон | Горы Куньлунь |
Координаты | 36 ° 40'13 "N 78 ° 14'44" E / 36,6702 ° N 78,2456 ° E |
Санджу : , или -ла ( китайский ; Кувасу Кодо Санджу Уэйд-Джайлз : Санг 1 -ан 1 к 3 -человек 4 ), высотой 5364 метра (17 598 футов), — исторический горный перевал в горах Кунь Лунь в уезде Пишань, префектура Хотан, Синьцзян , Китай. В древние времена он был последним на череде трудных перевалов самого распространенного летнего караванного пути между Ладакхом и Таримской котловиной . В последние годы он не только используется местными жителями, но и стал пешеходным маршрутом для китайских путешественников . [ 1 ] В начале 2020-х годов вдоль тропы для туристов открылся живописный грунтовый автотуристический маршрут. [ 2 ]
География и караванные маршруты

Перевал Санджу | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Кувакабу Кодо | ||
Упрощенный китайский | Кувакабу Кодо | ||
| |||
Альтернативное китайское название | |||
Традиционный китайский | 桑株Санджудабан | ||
Упрощенный китайский | 桑株Санджудабан | ||
|
Исторически основной путь из Северной Индии в бассейн Тарима пролегал через долину Нубра в Ладакхе через покрытый льдом перевал Сассер (5411 метров или 17753 фута) и еще более высокий перевал Каракорум (5575 метров или 18291 фут) и относительно легкий Перевал Сугет к перевалочному пункту в Шахидулле . Отсюда летом караваны обычно направлялись на север через перевал Санджу к современной Гуме (Пишан) в Таримской котловине, а затем либо на северо-запад в Каргалик и Яркенд , либо на северо-восток в Хотан .
Пройдя перевал Санджу, караваны спустились к деревне Санджу, откуда хорошая дорога вела на 122 мили (196 км) в Яркенд , встречаясь с Килианским маршрутом в Боре и с маршрутами Килик и Кугиар в Каргалыке. [ 3 ]
От Шахидулы до Таримской котловины у путешественника был выбор из трех перевалов: Килик (не путать с перевалом Килик, ведущим из долины Хунза на север), перевал Килиан и Санджу; но обычный маршрут караванов в 19 веке проходил через перевал Санджу.
Сообщается, что перевал Килик когда-то часто использовался купцами из Бэлць , базирующимися в Яркенде, и на каждом этапе было достаточно фуража и топлива. Говорили, что это самый простой и короткий путь, но купцам не разрешалось использовать его по политическим причинам. Путешественникам также часто не давали доступа к нему в течение значительных периодов времени в жаркую погоду из-за разлива Тогры примерно в 9 милях (14 км) ниже Шахидулы. После пересечения перевала маршрут соединился с маршрутом Кугиара у Бештерека, в одном дне перехода к югу от Каргалика.
Судя по всему, Килиан раньше был самым посещаемым перевалом, хотя в 19 веке он мало использовался, за исключением некоторых случаев летом. Он выше, чем перевал Санджу, и к тому же непрактичен для нагруженных лошадей, но, как сообщается, его не так сложно пересечь. Затем дорога спускается к деревне Килиан и после двух переходов достигает Боры на дороге между Санджу и Каргаликом. Вершина перевала всегда покрыта льдом и снегом и невозможна для нагруженных пони — яков . приходится использовать [ 4 ]
История


Заявление Кашмира XIX века
Во время дунганского восстания 1862 года политический статус Синьцзяна как части династии Цин стал неопределённым. Граница между Британской Индией и полунезависимым штатом Кашмир с Синьцзяном стала предметом некоторых спекуляций. Пытаясь установить контроль над горами Куньлунь , махараджа Кашмира построил форт в Шахидулле и на несколько лет разместил там войска для защиты караванов. [ 5 ] В конце концов, большинство источников поместили Шахидуллу и верховья реки Каракаш на территорию Синьцзяна. По словам Фрэнсиса Янгхасбанда , исследовавшего регион в конце 1880-х годов, в Шахидулле, когда он был там, был только заброшенный форт и ни одного жилого дома — это был всего лишь удобный перевалочный пункт и удобный штаб для кочевых киргизов . [ 6 ] Заброшенный форт, очевидно, был построен кашмирцами несколькими годами ранее. [ 7 ] Есть свидетельства того, что китайцы добывали нефрит в этом регионе, по крайней мере, еще во времена Поздней династии Хань и вплоть до тех пор, пока карьеры не были заброшены во время мусульманского восстания в 1863–1864 годах, незадолго до поездки г-на Джонсона в 1865 году. [ 8 ]
Томас Дуглас Форсайт , которому было поручено посетить двор Аталика Гази во время визита 28 марта 1870 года посланника Аталика Гази Мирзы Мохаммада Шади, заявил, что «было бы очень небезопасно определять границу Кашмира в в направлении Каракорума… Между Каракорумом и Каракашем высокое плато, возможно, справедливо описывается как нейтральная земля, но я должен сказать, с тенденцией стать собственностью Кашмира».
В двух шагах от Шахидуллы, когда маршрут направлялся к перевалу Санджу, группа Форсайта пересекла Тугра Су и миновала заставу под названием Назр Курган. «Это укомплектовано солдатами из Яркенда». [ 9 ] По словам Джона Лалла: «Здесь мы имеем ранний пример сосуществования. Заставы Кашмири и Яркенди находились всего в двух этапах друг от друга по обе стороны реки Каракаш…» [ 10 ] к северо-западу от Хиндуташа в северо-восточном приграничном районе Кашмира. Таков был статус-кво , существовавший во время миссии Форсайта в Кашгар в 1873–1874 годах. «Сам Элиас вспоминал, что после своей миссии в Кашгар в 1873–1874 годах сэр Дуглас Форсайт «рекомендовал провести границу Махараджи к северу от долины Каракаш, как показано на карте, сопровождающей отчет о миссии». Было ли это когда-либо сделано сомнительно.
Династия Цин подавил восстание дунганов в 1878 году. [ нужна ссылка ] Хотя махараджа Кашмира, очевидно, выразил желание вновь занять форт Шахидуллу в 1885 году, британцы помешали ему сделать это, и поэтому территория оставалась под эффективным контролем Китая. [ нужна ссылка ]
Последствия
С момента восстановления контроля Китая над всем регионом в 1878 г. [ 11 ] он считался частью Синьцзяна и оставался таковым до сих пор. [ 12 ] Шахидулла находится значительно севернее любых территорий, на которые претендует Индия или Пакистан, а перевалы Санджу и Килиан находятся дальше к северу от Шахидуллы. Основная китайская дорога, Китайское национальное шоссе 219 , проходит от Каргилика (Ечэн) в Таримской котловине на юг через Шахидуллу и через спорный регион Аксай-Чин , на который все еще претендует Индия, и в северо-западный Тибетский автономный район . [ 13 ]
Сноски
- ^ Ван Тяньань (15 марта 2010 г.). «Через тропу Санджу — через перевал Санджу» [Через тропу Санджу — через перевал Санджу]. Sohu Блог (на китайском языке) . Проверено 1 февраля 2017 г.
- ^ Ван Цзинцзин (07.09.2022) [05.09.2022]. Гулигенай Эркен (ред.). « Автотурическая дорога по древней тропе Санджу вот-вот откроется» [Автотурическая дорога по древней тропе Санджу скоро откроется] .Xinjiang Daily [ Xinjiang Daily ] (на китайском языке) Проверено 13 февраля 2024 г.
- ^ Форсайт, Отчет о миссии в Яркенд (1875) , стр. 245.
- ^ Форсайт, Отчет о миссии в Яркенд (1875) , стр. 244–245.
- ^ Вудман, Дороти (1969). Гималайские границы . Барри и Рокклифф. стр. 101 и 360 и далее.
- ^ Янгхасбенд, Сердце континента (1896) , стр. 223–224.
- ^ Гренар (1904), стр. 28-30.
- ^ Шоу, Визиты в Высокую Тартарию (1871) , стр. 473–475.
- ^ For. Pol.A. January 1871, 382/386, para58
- ^ Аксайчин и китайско-индийский конфликт Джона Лалла на страницах 57-58, 61, 69. Allied Publishers Private Ltd, Нав Дели
- ^ Миллуорд, Евразийский перекресток (2007) , с. 130.
- ^ Стэнтон, Эдвард. (1908) Атлас Китайской империи . Подготовлен для внутренней миссии Китая . Морган и Скотт, Лтд. Лондон. Карта. № 19 Синьцзян.
- ^ Национальный географический атлас Китая , с. 28. (2008). Национальное географическое общество, Вашингтон, округ Колумбия
Ссылки
- Форсайт, Т.Д. , изд. (1875), Отчет о миссии в Яркунде в 1873 году под командованием сэра Т.Д. Форсайта с историческими и географическими сведениями о владениях амира Яркунда , правительства Индии. Иностранный департамент - через archive.org
- Гренар, Фернан (1904). Тибет: Страна и ее жители . Фернан Гренар. Перевод А. Тейшейры де Маттоша. Первоначально опубликовано издательством Hutchison and Co., Лондон. 1904. Перепечатка: Cosmo Publications. Дели. 1974.
- Миллуорд, Джеймс А. (2007), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0-231-13924-3
- Миллуорд, Джеймс А. (2021), Евразийский перекресток: история Синьцзяна , Hurst Publishers, ISBN 9781787386709
- Шоу, Роберт (1871), Визиты в Высокую Татарию, Яркенд и Кашгар , Лондон: Джон Мюррей - через archive.org
- Янгхасбэнд, Фрэнсис Эдвард (1896), Сердце континента (второе изд.), Джон Мюррей