Пратьекабуддаяна
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
Пратьекабуддхайана ( санскрит : प्रत्येकबुद्धयान; традиционный китайский : 緣覺乘 ; пиньинь : Юаньцзюэ Чэн ) — буддийский обозначающий способ или средство просветления . термин , пратьекабудда или пачекабудда ( санскрит и пали соответственно), термин, который буквально означает «одинокий будда» или «будда сам по себе» ( прати — каждый, эка — один). Пратьекабудда освобождения — это человек, который самостоятельно достигает , без помощи учителей или наставников и не обучая других делать то же самое. Пратьекабудды могут давать моральные учения, но не приводят других к просветлению. Они не оставляют сангхи (то есть сообщества) в качестве наследия для продолжения Дхаммы (например, учения Будды).
В ранних буддийских школах
[ редактировать ]По крайней мере, некоторые из ранних буддийских школ использовали концепцию трех колесниц, включая Пратьекабуддхаяну. Например, известно, что вайбхашика -сарвастивадины использовали взгляд на буддийскую практику как состоящую из Трех Колесниц: [ 1 ]
- Шравакаяна
- Пратьекабуддаяна
- Бодхисаттваяна
Дхармагуптаки пратьекабуддхайана считали путь пратьекабудды ( ) и путь бодхисаттвы ( бодхисаттваяна ) отдельными. Один из их принципов гласит: «Будда и представители Двух Колесниц, хотя и имеют одно и то же освобождение, следовали разными благородными путями». [ 2 ]
В Экоттарика-агаме, параллельной Исигили-сутте, где пятьсот Пачекабудд живут в том же эоне, что и Будда Готама, и только скончался незадолго до своего рождения (Аналайо).
В учении Тхеравады
[ редактировать ]Согласно некоторым традициям, Пратьекабудды достигают просветления самостоятельно, без помощи учителей или наставников, видя и понимая взаимозависимое происхождение . Говорят, что они возникают только в эпоху, когда нет Будд и буддийские учения (санскрит: Дхарма ; пали: Дхамма ) утеряны. «Идея Пачекабудды… интересна, поскольку она подразумевает, что даже когда четыре истины не проповедуются, они все еще существуют и могут быть обнаружены любым, кто приложит необходимые умственные и моральные усилия». [ 3 ] Многие могут возникнуть одновременно.
Согласно школе Тхеравады , пачекабудды («тот, кто достиг высшего и совершенного прозрения, но умирает, не провозгласив миру истину»). [ 4 ] неспособны обучать Дхамме, что требует [ 5 ] всеведение и высшее сострадание саммасамбудды, который может даже колебаться, пытаясь учить. [ 6 ]
В Джатаках
[ редактировать ]Пратьекабудды (например, Даримукха Дж.378, Сонака Дж.529) появляются как учителя буддийского учения в добуддийские времена в нескольких сказках Джатаки .
В учении Махаяны
[ редактировать ]четвертого века по абхидхарме В махаянском труде , « Абхидхарма-самуччая» , Асанга описывает последователей Пратьекабуддаяны как тех, кто живет в одиночестве, как носорог , или как одиноких завоевателей (санскр. пратьекаджина ), живущих небольшими группами. [ 7 ] Здесь они характеризуются как использующие тот же канон текстов, что и шраваки , Шравака-Питака, но имеющие другой набор учений, «Дхарму Пратьекабудды», и, как говорят, нацелены на свое личное просветление. [ 7 ]
Очень ранняя сутра, « Сутра носорога» , использует точную метафору Асанги. « Сутра носорога» — один из гандхарских буддийских текстов , старейших известных буддийских текстов. [ 8 ] Этот текст также присутствует в Палийском каноне ; В Сутта Питаке Палийская Сутта Носорога является третьей суттой в Кхуддака Никаи ( Сутта Нипаты первой главе Sn 1.3). [ 9 ]
В тибетском буддизме
[ редактировать ]В произведении Гампопы (1074-1153 гг. н.э.) « Драгоценное украшение освобождения , Исполняющая желания драгоценность благородного учения» «семья Пратьекабудд» охарактеризована как скрытная в отношении своих учителей, живущая в одиночестве, боящаяся Самсары, тоскуют по Нирване и мало сострадательны. Их также характеризуют как высокомерных.
Они цепляются за идею, что незапятнанное медитативное погружение, которое они испытывают, — это нирвана, хотя это больше похоже на остров, где можно найти отдых на пути к своей истинной цели. Вместо того, чтобы позволить им чувствовать себя обескураженными, Будда учил путям Шраваки и Пратьекабудды для отдыха и восстановления сил. Найдя отдых в состояниях медитативной погруженности, они вдохновляются и пробуждаются телом, речью и умом Будды, чтобы достичь окончательной Нирваны. Вдохновленные Буддой, они затем развивают бодхичитту и практикуют путь бодхисаттвы . [ 10 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Накамура, Хадзиме. Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями. 1999. с. 189
- ^ «Записи бесед Идибу Цзунлуня»: Говорят, что, хотя Будда фотографируется среди монахов, плоды Будды велики, а не плоды монаха (плоды велики). В волне ступ индустрия воспитания достигнет больших результатов. Хотя Будда и две колесницы освобождения едины, святой путь различен. Ни один посторонний не может приобрести пять сил. Тела Архатов все безупречны. Юй Идуо возглавлял Министерство по связям с общественностью.
- ^ Чарльз Элиот, Индуизм и буддизм , 3 тома, Лондон, 1922, I 344–5.
- ^ «Пачека Будда» .
- ^ Клоппенборг, Риа (1983). Пачекабудда: буддийский аскет. Архивировано 3 марта 2015 г. в Wayback Machine - Исследование концепции Пачекабудды в палийской канонической и комментаторской литературе, публикация The Wheel № 305–7, Канди, Шри-Ланка: Общество буддийских публикаций.
- ^ Аячана Сутта: Просьба (SN 6.1), переведенная с пали Таниссаро Бхиккху @ Access to Insight
- ^ Jump up to: а б Бойн-Уэбб, Сара (тр). Рахула, Уолпола (тр.). Асанга. Абхидхарма Самучкая: Сборник высшего образования. 2001. стр. 199-200
- ^ Саломон, Ричард ; Стекло, Эндрю (2000). Гандхарская версия Сутры о носороге: Британская библиотека, Хароштхи, фрагмент 5B . Вашингтонский университет Press. п. 10,13. ISBN 978-0-295-98035-5 .
- ^ Таниссаро Бхиккху 1997 .
- ^ Кхенпо Кончог Гьялцен Ринпоче, «Драгоценное украшение освобождения». 1998, стр. 51-53.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клоппенборг, Риа (1974). Пачекабудда: буддийский аскет , Брилл, Лейден, Нидерланды.
- Аналайо, Б. (2010). Пачекабудды в Исигили-сутте и ее параллели Экоттарика-агаме , Канадский журнал буддийских исследований 6, 5-36
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Паччекабудда: буддийский аскет. Исследование концепции Пачекабудды в палийской канонической и комментаторской литературе, автор Риа Клоппенборг.
- Одинокий и молчаливый Пачека-Будда! Самахита Тхера @ What-Buddha-Said.net
- Пачека Будда в словаре палийских имен собственных
- Пиядасси Тхера (1999–2012), MN 116: Исигили Сутта «Беседа в Исигили», опубликованная на сайте Access to Insight.