Суджата и семь типов жен
Суджата была невесткой Анатапиндики , выдающегося мирского ученика Будды . В Палийских (7:59; IV 91-94) записано, что Будда проповедовал учение рядом с домом Анатапиндики или в нем , суттах в Ангуттара Никае когда его прервали звуки Суджаты, ругающей слуг. Будда призвал привести к себе Суджату и передал ставшее знаменитым учение о правильном поведении жен.
В истории Суджаты Будда говорит о семи типах жен . Первые три вида ведут к несчастью (в этом мире или в следующем). Они есть:
- Жена -разрушитель ( вадхака или вадхакабхария : альтернативные переводы включают «неприятную жену» и «жену-убийцу») – она описывается как безжалостная, любящая других мужчин и пренебрежительная, даже презрительная к своему мужу;
- Жена -воровка ( чорисама или корабхария : альтернативный перевод «жена-разбойница») – она транжирит семейное богатство и нечестна по отношению к мужу, особенно в отношении денег;
- Хозяйка -жена ( айясама или айябхария или «свамибхария»: альтернативные переводы включают «господин-жена», «хозяин-жена» и «жена-тиран») – она проницательна, груба и грубо говорит, когда ей это удобно, ленива. и властный.
Затем Будда утверждает, что следующие четыре типа людей стремятся к счастью – в этом мире или в следующем. Общей чертой каждой из этих жен является то, что они также проникнуты «долговременным самоконтролем». Они есть:
- Жена -мать ( матусама или матубхария ) – она во всех отношениях относится к мужу как к сыну, сострадательна и добра, а также ответственно заботится о его богатстве;
- Сестра -жена ( бхагинисама или бхагинибхария ) – она подчиняется своему мужу, как своему старшему брату. Она скромна, послушна своему господину и желает во всем угодить ему;
- Подруга -жена ( сахибхария – сакха означает «близкий друг», в отличие от «знакомый друг»; альтернативный перевод сахибхарии – «спутница-жена») – она любит своего мужа, как он ее лучший друг; через дружбу и любовь она предана ему;
- Жена -рабыня ( дасисама или дасибхария - даси на пали, по-видимому, означает «рабыня» или «рабыня-слуга». Альтернативные переводы включают «жена-рабыня», «жена-служанка» и «жена-служанка») – она ведет себя без ненависти и гнева, несмотря на поведение мужа. Она подчиняется резким словам мужа. Она послушна желаниям мужа.
Сказав это, Суджата была глубоко тронута словами Будды. Когда ее спросили, какой женой она будет, она ответила: «С сегодняшнего дня пусть Возвышенный думает обо мне как о той, что изображена в последнем примере, потому что я буду хорошей и понимающей женой».
Было высказано мнение [ кем? ] что в последнем случае Будда не восхвалял качества жестокого обращения со стороны мужа. Скорее, он восхвалял качества терпения и эмоциональную силу женщины, оказавшейся в таком положении. Сдержанность – добродетель, присущая только лучшим женщинам. Действительно, первые три жены являются ярким примером жестоких женщин, которые приносят всем разорение, и поэтому их следует избегать, если это возможно.
Ссылки
[ редактировать ]- Бхиккху Бодхи, Словами Будды , Мудрость, Бостон, 2005 г.
- Хаммалава Саддхатисса, Буддийская этика , мудрость, Бостон, 1997 г.
- Пиядасси Тхера, Древний путь Будды , Буддийское издательское общество, Канди, 1996 г.