Jump to content

Джазовый кот

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Вход на джазовую киссу в Симокитазаве , Токио.

Джаз-кисса ( японский : ジャズ喫茶 ), иногда транслитерируемый как джазу-кисса , — это кафе , которые специализируются на исполнении и оценке записанной джазовой музыки . Уникальная для Японии джазовая кисса — это пространство, где джазовая музыка звучит для особого прослушивания, а не в качестве фоновой музыки . Типичная джазовая кисса отличается высококачественной стереосистемой , большой музыкальной коллекцией и приглушенным освещением, а также предлагает кофе и алкогольные напитки.

Первые кафе, ориентированные на исполнение записанного джаза, открылись в Японии в конце 1920-х годов в рамках более широкого увлечения западной культурой и музыкой. До Второй мировой войны существовало около 80 джаз-кисса, но во время войны многие из них закрылись. В послевоенный период джазовая кисса вернулась в еще большем количестве. Джазовая кисса служила местом, где можно было послушать импортные джазовые пластинки , которые были слишком дороги для покупки отдельными людьми. Они были важным музыкальным ресурсом для музыкантов, журналистов и любителей джаза, и на пике своего развития по всей Японии действовало около 600 джазовых кисса.

Начиная с 1970-х годов более простой и дешевый доступ к личному стереооборудованию и джазовой музыке поставил под сомнение роль джазовой киссы. Количество джазовых кисса значительно сократилось, а оставшиеся кисы посещали в основном из ностальгических соображений. Однако джазовые кисса продолжают работать в Японии, и новые кисса все еще открываются. Джазовая кисса сыграла роль в восприятии джазовой музыки и современной западной культуры в Японии. Их влияние выходит за пределы Японии: бары для прослушивания, вдохновленные джазовой кисса, открываются во многих других странах 21 века.

Довоенное начало

[ редактировать ]
Кафе Гиндза в 1930 году.

Популяризация кофе , кафе и джазовой музыки в Японии началась в 1920-х и 1930-х годах как часть более широкого энтузиазма среднего класса по отношению к западным идеям. [1] В кафе было обычным делом проигрывать музыку с граммофонов . В некоторых кафе нанимались официантки, которые предлагали сексуальные услуги и пели и танцевали под фонограф. [2] [3] Громкая музыка также маскировала частные разговоры между посетителями и официантками. [2] Другие кафе избегали этой эротики и установили фонографы, приглушенное освещение и диваны, чтобы создать изысканную и непринужденную атмосферу. [4]

Первые музыкальные кафе, называемые онгаку кисса (сокращение от кисатен ), [5] открылся в Японии в конце 1920-х годов. [6] Из-за ограничений на живую музыку кисса были одними из немногих мест за пределами крупных площадок, где люди могли услышать западную музыку. [7] В этих киссах хранились большие коллекции пластинок определенных жанров и современное звуковое оборудование. [6] Интерьер и экстерьер кисы были оформлены в элегантном, а иногда и эксцентричном западном стиле. [8] Кафе с классической музыкой , называемые мейкиоку кисса , были популярны, а также кафе, где играли джаз и латиноамериканскую музыку. В них также работали официантки-женщины, и они обслуживали молодых посетителей, часто мужчин, которые не могли позволить себе покупать музыку самостоятельно. [6] [5] Kissa обычно управляли любители музыки, а не бизнесмены, стремящиеся заработать деньги. [4]

Вероятно, первая кисса, специализирующаяся исключительно на джазовой музыке, открылась в 1929 году. [3] Джазовые кисы того периода и их обширные коллекции пластинок служили важным ресурсом для коллекционеров пластинок, музыкантов и даже джазовых журналистов. [9] [10] В конечном итоге в Японии было около восьмидесяти джазовых кисса, большинство из которых проживало в Токио. [11] Однако во время Второй мировой войны эти заведения были закрыты. [6] Коллекции пластинок многих джазовых кисса были уничтожены во время воздушных налетов союзников , и большинство джазовых кисса, появившихся после войны, имели мало общего с этими довоенными джазовыми кисса. [12]

Послевоенное возрождение

[ редактировать ]
Коллекция книг джазовой кисы, содержащая экземпляры Swing Journal.

В Японии 1950-х годов живые джазовые выступления были редкостью, как и джазовые пластинки местного производства. [13] Вместо этого пластинки приходилось импортировать из Америки по непомерно дорогим ценам, которые, хотя и были слишком дорогими для большинства людей, могли бы заплатить джазовые кисса. В результате джаз-киса, наряду с радио, стал одним из немногих мест, где можно услышать новейшую джазовую музыку. [13] [14] Джазовая кисса сыграла образовательную роль для поклонников джаза и музыкантов, в том числе Тошико Акиёси и Садао Ватанабэ . Владелец кисы подробно знакомил с пластинками перед их воспроизведением, а некоторые посетители делали заметки. Японское издание Swing Journal опубликовало вступления к пластинкам, которые будут использоваться в джазовой кисса. [15] В отличие от довоенной джазовой кисы, эти заведения были просто обставлены и обычно продавали только напитки. [14] К концу 1950-х годов в большинстве японских городов появилась джазовая кисса. Джазовая кисса часто обслуживала определенные ниши, просто играя музыку определенного поджанра . [16]

Трудности с покупкой джазовой музыки для частных лиц сохранялись и в 1960-е годы. Особенно это коснулось студентов университетов, которые, привлеченные богемной атмосферой кафе, составляли значительную часть посетителей джазовых кисса. [а] [17] [18] Однако увеличилось количество площадок с живой музыкой, где можно было услышать джаз. [18] В некоторых джазовых киссах в 1950-х годах звучала живая музыка, но в 1960-х годах она прекратилась. [19] В середине десятилетия появился новый тип джазовой кисы. Эти джазовые кисса отличались тусклым освещением, чрезвычайно громкой музыкой и такими правилами для посетителей, как запрет на разговоры. [20] Этот стиль понимания джаза был связан с фри-джазом и студенческим движением «Новые левые» . [21] Джаз-кисса даже проводил политические встречи и переговоры, организованные студентами. [22] Однако эта тенденция пошла на убыль в конце 1960-х годов вместе со смертью музыкантов фри-джаза Джона Колтрейна и Альберта Эйлера и распадом «Новых левых». [21]

Чигуса в Иокогаме , которая была одной из старейших джазовых кисса в Японии, когда она закрылась в 2022 году. [23]

На пике своего развития в середине 1970-х годов в Японии действовало около 600 джазовых кисса. Социальные изменения, произошедшие в последующие десятилетия, привели к неуклонному сокращению количества джазовых кисса. [24] [25] Пластинки и стереосистемы стали доступными для подростков и студентов в 1970-х годах, что, наряду со значительным распространением живого джаза, сделало музыку более доступной. Популяризация джаз-фьюжн вынудила джаз-кисса адаптироваться к новой музыке, которую некоторые поклонники джаза сочли нежелательной, или увидеть сокращение их клиентской базы. [26] Помимо смены музыки, в кафе уменьшили громкость музыки, позволили посетителям разговаривать, продавали алкоголь и облегчили интерьер. [27] В 1980-х годах снова произошел скачок в доступе к персональному аудиооборудованию, когда компакт-диски быстро заменили винил. Живой джаз получил широкое распространение по всей Японии, и джаз часто был фоновой музыкой в ​​​​гостиных заведениях. Эти события негативно повлияли на джазовую кису. [28] Одним из преимуществ этих изменений было то, что джаз-кисса стал одним из немногих оставшихся мест, где можно было услышать джаз с оригинальных виниловых пластинок. Клиенты продолжали посещать их, чтобы напоминать о прошлом или чувствовать, что они «подлинно» наслаждаются джазовой музыкой. [29]

Современный джазовый кот

[ редактировать ]

Число джазовых кисса сейчас значительно сократилось по сравнению с пиком 20-го века. Остальные кисы в основном такие же, какими они были в послевоенный период. [22] [24] Музыка в основном воспроизводится с виниловых пластинок и включает большинство поджанров джаза. [22] Однако новые джазовые кисы продолжали открываться. Эти джазовые кисы ориентированы на более молодых клиентов, создавая более непринужденную атмосферу и предлагая живые выступления ди-джеев и музыкантов. [24]

Характеристики и этикет

[ редактировать ]
Экстерьер джазового кота
Джазовый кот Экстерьер
Интерьер джазового кота
Джазовый кот в интерьере
Меню в джаз-коте
Джазовое кошачье меню

Музыка для джазовой кисы обычно выбирается из большой музыкальной коллекции заведения и громко воспроизводится на сложной звуковой системе . [30] Высококачественное стереооборудование является центральной особенностью джазовой киссы, а динамики иногда изготавливаются специально для этого помещения. [25] [31] Музыка предназначена для преданного музыкального восприятия посетителей, а не в качестве фоновой музыки или для облегчения танцев. [30] Часто перед сменой музыки одна сторона пластинки воспроизводится полностью. [22]

Обычно джаз-кисса имеют слабое освещение и антикварную мебель и расположены на тихих переулках. [32] Стены многих джазовых кисса украшены обложками пластинок, а полки заполнены виниловыми пластинками и компакт-дисками. [25] Японский музыкант Отомо Ёсихидэ писал, что классическая джазовая кисса 1970-х годов представляла собой 15-метровую кису. 2 комната со стойкой, несколько сотен виниловых пластинок, большая коллекция журналов и «пара огромных колонок JBL или Altec ». [22] [33]

Джаз-киса контролируется мастером ( マスター , масута ) , который обычно является владельцем-оператором и единственным сотрудником. Мастер будет подавать клиентам напитки и еду, а также курировать музыку киссы. [34] Выбор музыки полностью контролируется мастером, и предложения от посетителей редки, за исключением рекомендаций постоянных клиентов. [35] [25] Мастера известны своими экспертными знаниями в области джазовой музыки, и джазовые критики и писатели часто полагаются на них как на проверяющих факты. [5]

Джаз-кисса известны тем, что навязывают своим посетителям правила. Заведения могут просить посетителей слушать музыку в тишине и не являются местами для общения. [36] [22] Клиентам подают кофе и алкоголь. Стоимость напитков часто выше, чем в других заведениях, чтобы обеспечить финансовую жизнеспособность небольшого числа клиентов, и клиенты могут оставаться там столько времени, сколько им заблагорассудится. [22] [25] Клиенты посещают магазин в одиночку или парами, но не большими группами. [37]

Бар для прослушивания в Лондоне, Англия.

Джазовая кисса привела Японию к пониманию джазовой музыки как высокого вида искусства, подобного классической музыке. [15] Музыковед Дэвид Новак утверждает, что импортированные технологии и музыка в джазовой киссе «помогли японцам научиться быть современными». [38] По словам Новака, в 1970-80-е годы появились площадки, ориентированные на экспериментальную музыку. Эти кисса и место проведения были одновременно продуктом джазовой культуры кисса и реакцией на нее и сыграли важную роль в японской музыке. [39] Точно так же концентрированный, но вместе с тем коллективный способ, которым японская публика слушает экспериментальную музыку Онкёкей, возможно, возник из практики прослушивания джазовой киссы. [40]

Джазовая киса — уникальное японское явление, не имеющее аналогов в мире. [30] [41] Однако в 21 веке бары для прослушивания под влиянием японской джазовой киссы начали открываться за пределами Японии. [42] [43] Газета Japan News сообщила, что в странах Запада и Азии открылось не менее 50 заведений, вдохновленных джазовой кисса. [42]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Опрос 1967 года показал, что студенты составляли 42 процента из 1500 опрошенных клиентов джазовой киссы. [17]
  1. ^ Хосокава 2014 , стр. 242–243.
  2. ^ Перейти обратно: а б Хосокава 2014 , стр. 244–245.
  3. ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 74.
  4. ^ Перейти обратно: а б Хосокава 2014 , стр. 248.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Новак 2008 , с. 17.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Хосокава и Мацуока 2004 , стр. 154.
  7. ^ Хосокава 2014 , стр. 250–251.
  8. ^ Хосокава 2014 , стр. 260–261.
  9. ^ Хосокава 2014 , стр. 253.
  10. ^ Аткинс 2001 , с. 75.
  11. ^ Хосокава 2014 , стр. 250.
  12. ^ Хосокава 2014 , стр. 238.
  13. ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 305–306.
  14. ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 200.
  15. ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 306–307.
  16. ^ Аткинс 2001 , с. 210.
  17. ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 237.
  18. ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , с. 307.
  19. ^ Аткинс 2001 , стр. 210–212.
  20. ^ Дершмидт 1998 , стр. 307–308.
  21. ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 306–309.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Новак 2008 , с. 18.
  23. ^ Стин и Хирацука 2022 .
  24. ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2012 .
  25. ^ Перейти обратно: а б с д и Пронько 2019 , с. 273.
  26. ^ Дершмидт 1998 , стр. 308–310.
  27. ^ Дершмидт 1998 , стр. 309–310.
  28. ^ Дершмидт 1998 , с. 310.
  29. ^ Дершмидт 1998 , стр. 310–311.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Хосокава 2014 , стр. 236.
  31. ^ Морозное Фаднес 2020 , стр. 141.
  32. ^ Морозное Фаднес 2020 , стр. 136.
  33. ^ Отомо 1995 , с. 4.
  34. ^ Новак 2008 , с. 19.
  35. ^ Новак 2008 , с. 20.
  36. ^ Аткинс 2001 , с. 4.
  37. ^ Белый 2012 , с. 55.
  38. ^ Новак 2013 , с. 93.
  39. ^ Новак 2013 , стр. 103–116.
  40. ^ Плурд 2008 , с. 290.
  41. ^ Дершмидт 1998 , с. 303.
  42. ^ Перейти обратно: а б Новости Японии 2022 .
  43. ^ Рэтлифф 2019 .

Источники

[ редактировать ]

Дополнительная информация

[ редактировать ]
  • Тэцуя Хосино (2020). Jazz ( Café Basie : The Ballad of Swifty Кинофильм) (на японском языке).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 383e4ff130f5885b991ac0859120b03b__1709923680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/3b/383e4ff130f5885b991ac0859120b03b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jazz kissa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)