Джазовый кот

Джаз-кисса ( японский : ジャズ喫茶 ), иногда транслитерируемый как джазу-кисса , — это кафе , которые специализируются на исполнении и оценке записанной джазовой музыки . Уникальная для Японии джазовая кисса — это пространство, где джазовая музыка звучит для особого прослушивания, а не в качестве фоновой музыки . Типичная джазовая кисса отличается высококачественной стереосистемой , большой музыкальной коллекцией и приглушенным освещением, а также предлагает кофе и алкогольные напитки.
Первые кафе, ориентированные на исполнение записанного джаза, открылись в Японии в конце 1920-х годов в рамках более широкого увлечения западной культурой и музыкой. До Второй мировой войны существовало около 80 джаз-кисса, но во время войны многие из них закрылись. В послевоенный период джазовая кисса вернулась в еще большем количестве. Джазовая кисса служила местом, где можно было послушать импортные джазовые пластинки , которые были слишком дороги для покупки отдельными людьми. Они были важным музыкальным ресурсом для музыкантов, журналистов и любителей джаза, и на пике своего развития по всей Японии действовало около 600 джазовых кисса.
Начиная с 1970-х годов более простой и дешевый доступ к личному стереооборудованию и джазовой музыке поставил под сомнение роль джазовой киссы. Количество джазовых кисса значительно сократилось, а оставшиеся кисы посещали в основном из ностальгических соображений. Однако джазовые кисса продолжают работать в Японии, и новые кисса все еще открываются. Джазовая кисса сыграла роль в восприятии джазовой музыки и современной западной культуры в Японии. Их влияние выходит за пределы Японии: бары для прослушивания, вдохновленные джазовой кисса, открываются во многих других странах 21 века.
История
[ редактировать ]Довоенное начало
[ редактировать ]
Популяризация кофе , кафе и джазовой музыки в Японии началась в 1920-х и 1930-х годах как часть более широкого энтузиазма среднего класса по отношению к западным идеям. [1] В кафе было обычным делом проигрывать музыку с граммофонов . В некоторых кафе нанимались официантки, которые предлагали сексуальные услуги и пели и танцевали под фонограф. [2] [3] Громкая музыка также маскировала частные разговоры между посетителями и официантками. [2] Другие кафе избегали этой эротики и установили фонографы, приглушенное освещение и диваны, чтобы создать изысканную и непринужденную атмосферу. [4]
Первые музыкальные кафе, называемые онгаку кисса (сокращение от кисатен ), [5] открылся в Японии в конце 1920-х годов. [6] Из-за ограничений на живую музыку кисса были одними из немногих мест за пределами крупных площадок, где люди могли услышать западную музыку. [7] В этих киссах хранились большие коллекции пластинок определенных жанров и современное звуковое оборудование. [6] Интерьер и экстерьер кисы были оформлены в элегантном, а иногда и эксцентричном западном стиле. [8] Кафе с классической музыкой , называемые мейкиоку кисса , были популярны, а также кафе, где играли джаз и латиноамериканскую музыку. В них также работали официантки-женщины, и они обслуживали молодых посетителей, часто мужчин, которые не могли позволить себе покупать музыку самостоятельно. [6] [5] Kissa обычно управляли любители музыки, а не бизнесмены, стремящиеся заработать деньги. [4]
Вероятно, первая кисса, специализирующаяся исключительно на джазовой музыке, открылась в 1929 году. [3] Джазовые кисы того периода и их обширные коллекции пластинок служили важным ресурсом для коллекционеров пластинок, музыкантов и даже джазовых журналистов. [9] [10] В конечном итоге в Японии было около восьмидесяти джазовых кисса, большинство из которых проживало в Токио. [11] Однако во время Второй мировой войны эти заведения были закрыты. [6] Коллекции пластинок многих джазовых кисса были уничтожены во время воздушных налетов союзников , и большинство джазовых кисса, появившихся после войны, имели мало общего с этими довоенными джазовыми кисса. [12]
Послевоенное возрождение
[ редактировать ]
В Японии 1950-х годов живые джазовые выступления были редкостью, как и джазовые пластинки местного производства. [13] Вместо этого пластинки приходилось импортировать из Америки по непомерно дорогим ценам, которые, хотя и были слишком дорогими для большинства людей, могли бы заплатить джазовые кисса. В результате джаз-киса, наряду с радио, стал одним из немногих мест, где можно услышать новейшую джазовую музыку. [13] [14] Джазовая кисса сыграла образовательную роль для поклонников джаза и музыкантов, в том числе Тошико Акиёси и Садао Ватанабэ . Владелец кисы подробно знакомил с пластинками перед их воспроизведением, а некоторые посетители делали заметки. Японское издание Swing Journal опубликовало вступления к пластинкам, которые будут использоваться в джазовой кисса. [15] В отличие от довоенной джазовой кисы, эти заведения были просто обставлены и обычно продавали только напитки. [14] К концу 1950-х годов в большинстве японских городов появилась джазовая кисса. Джазовая кисса часто обслуживала определенные ниши, просто играя музыку определенного поджанра . [16]
Трудности с покупкой джазовой музыки для частных лиц сохранялись и в 1960-е годы. Особенно это коснулось студентов университетов, которые, привлеченные богемной атмосферой кафе, составляли значительную часть посетителей джазовых кисса. [а] [17] [18] Однако увеличилось количество площадок с живой музыкой, где можно было услышать джаз. [18] В некоторых джазовых киссах в 1950-х годах звучала живая музыка, но в 1960-х годах она прекратилась. [19] В середине десятилетия появился новый тип джазовой кисы. Эти джазовые кисса отличались тусклым освещением, чрезвычайно громкой музыкой и такими правилами для посетителей, как запрет на разговоры. [20] Этот стиль понимания джаза был связан с фри-джазом и студенческим движением «Новые левые» . [21] Джаз-кисса даже проводил политические встречи и переговоры, организованные студентами. [22] Однако эта тенденция пошла на убыль в конце 1960-х годов вместе со смертью музыкантов фри-джаза Джона Колтрейна и Альберта Эйлера и распадом «Новых левых». [21]

На пике своего развития в середине 1970-х годов в Японии действовало около 600 джазовых кисса. Социальные изменения, произошедшие в последующие десятилетия, привели к неуклонному сокращению количества джазовых кисса. [24] [25] Пластинки и стереосистемы стали доступными для подростков и студентов в 1970-х годах, что, наряду со значительным распространением живого джаза, сделало музыку более доступной. Популяризация джаз-фьюжн вынудила джаз-кисса адаптироваться к новой музыке, которую некоторые поклонники джаза сочли нежелательной, или увидеть сокращение их клиентской базы. [26] Помимо смены музыки, в кафе уменьшили громкость музыки, позволили посетителям разговаривать, продавали алкоголь и облегчили интерьер. [27] В 1980-х годах снова произошел скачок в доступе к персональному аудиооборудованию, когда компакт-диски быстро заменили винил. Живой джаз получил широкое распространение по всей Японии, и джаз часто был фоновой музыкой в гостиных заведениях. Эти события негативно повлияли на джазовую кису. [28] Одним из преимуществ этих изменений было то, что джаз-кисса стал одним из немногих оставшихся мест, где можно было услышать джаз с оригинальных виниловых пластинок. Клиенты продолжали посещать их, чтобы напоминать о прошлом или чувствовать, что они «подлинно» наслаждаются джазовой музыкой. [29]
Современный джазовый кот
[ редактировать ]Число джазовых кисса сейчас значительно сократилось по сравнению с пиком 20-го века. Остальные кисы в основном такие же, какими они были в послевоенный период. [22] [24] Музыка в основном воспроизводится с виниловых пластинок и включает большинство поджанров джаза. [22] Однако новые джазовые кисы продолжали открываться. Эти джазовые кисы ориентированы на более молодых клиентов, создавая более непринужденную атмосферу и предлагая живые выступления ди-джеев и музыкантов. [24]
Характеристики и этикет
[ редактировать ]Музыка для джазовой кисы обычно выбирается из большой музыкальной коллекции заведения и громко воспроизводится на сложной звуковой системе . [30] Высококачественное стереооборудование является центральной особенностью джазовой киссы, а динамики иногда изготавливаются специально для этого помещения. [25] [31] Музыка предназначена для преданного музыкального восприятия посетителей, а не в качестве фоновой музыки или для облегчения танцев. [30] Часто перед сменой музыки одна сторона пластинки воспроизводится полностью. [22]
Обычно джаз-кисса имеют слабое освещение и антикварную мебель и расположены на тихих переулках. [32] Стены многих джазовых кисса украшены обложками пластинок, а полки заполнены виниловыми пластинками и компакт-дисками. [25] Японский музыкант Отомо Ёсихидэ писал, что классическая джазовая кисса 1970-х годов представляла собой 15-метровую кису. 2 комната со стойкой, несколько сотен виниловых пластинок, большая коллекция журналов и «пара огромных колонок JBL или Altec ». [22] [33]
Джаз-киса контролируется мастером ( マスター , масута ) , который обычно является владельцем-оператором и единственным сотрудником. Мастер будет подавать клиентам напитки и еду, а также курировать музыку киссы. [34] Выбор музыки полностью контролируется мастером, и предложения от посетителей редки, за исключением рекомендаций постоянных клиентов. [35] [25] Мастера известны своими экспертными знаниями в области джазовой музыки, и джазовые критики и писатели часто полагаются на них как на проверяющих факты. [5]
Джаз-кисса известны тем, что навязывают своим посетителям правила. Заведения могут просить посетителей слушать музыку в тишине и не являются местами для общения. [36] [22] Клиентам подают кофе и алкоголь. Стоимость напитков часто выше, чем в других заведениях, чтобы обеспечить финансовую жизнеспособность небольшого числа клиентов, и клиенты могут оставаться там столько времени, сколько им заблагорассудится. [22] [25] Клиенты посещают магазин в одиночку или парами, но не большими группами. [37]
Влияние
[ редактировать ]
Джазовая кисса привела Японию к пониманию джазовой музыки как высокого вида искусства, подобного классической музыке. [15] Музыковед Дэвид Новак утверждает, что импортированные технологии и музыка в джазовой киссе «помогли японцам научиться быть современными». [38] По словам Новака, в 1970-80-е годы появились площадки, ориентированные на экспериментальную музыку. Эти кисса и место проведения были одновременно продуктом джазовой культуры кисса и реакцией на нее и сыграли важную роль в японской музыке. [39] Точно так же концентрированный, но вместе с тем коллективный способ, которым японская публика слушает экспериментальную музыку Онкёкей, возможно, возник из практики прослушивания джазовой киссы. [40]
Джазовая киса — уникальное японское явление, не имеющее аналогов в мире. [30] [41] Однако в 21 веке бары для прослушивания под влиянием японской джазовой киссы начали открываться за пределами Японии. [42] [43] Газета Japan News сообщила, что в странах Запада и Азии открылось не менее 50 заведений, вдохновленных джазовой кисса. [42]
См. также
[ редактировать ]- Японский джаз
- Мейкёку кисса , кафе японской классической музыки.
- Джаз-клуб , место исполнения живой джазовой музыки.
- Кофе в Японии
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хосокава 2014 , стр. 242–243.
- ^ Перейти обратно: а б Хосокава 2014 , стр. 244–245.
- ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б Хосокава 2014 , стр. 248.
- ^ Перейти обратно: а б с Новак 2008 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хосокава и Мацуока 2004 , стр. 154.
- ^ Хосокава 2014 , стр. 250–251.
- ^ Хосокава 2014 , стр. 260–261.
- ^ Хосокава 2014 , стр. 253.
- ^ Аткинс 2001 , с. 75.
- ^ Хосокава 2014 , стр. 250.
- ^ Хосокава 2014 , стр. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 305–306.
- ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 306–307.
- ^ Аткинс 2001 , с. 210.
- ^ Перейти обратно: а б Аткинс 2001 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , с. 307.
- ^ Аткинс 2001 , стр. 210–212.
- ^ Дершмидт 1998 , стр. 307–308.
- ^ Перейти обратно: а б Дершмидт 1998 , стр. 306–309.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Новак 2008 , с. 18.
- ^ Стин и Хирацука 2022 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пронько 2019 , с. 273.
- ^ Дершмидт 1998 , стр. 308–310.
- ^ Дершмидт 1998 , стр. 309–310.
- ^ Дершмидт 1998 , с. 310.
- ^ Дершмидт 1998 , стр. 310–311.
- ^ Перейти обратно: а б с Хосокава 2014 , стр. 236.
- ^ Морозное Фаднес 2020 , стр. 141.
- ^ Морозное Фаднес 2020 , стр. 136.
- ^ Отомо 1995 , с. 4.
- ^ Новак 2008 , с. 19.
- ^ Новак 2008 , с. 20.
- ^ Аткинс 2001 , с. 4.
- ^ Белый 2012 , с. 55.
- ^ Новак 2013 , с. 93.
- ^ Новак 2013 , стр. 103–116.
- ^ Плурд 2008 , с. 290.
- ^ Дершмидт 1998 , с. 303.
- ^ Перейти обратно: а б Новости Японии 2022 .
- ^ Рэтлифф 2019 .
Источники
[ редактировать ]- Арнейл, Филип (2023). Tokyo Jazz Joints (на немецком языке) (2-е изд.). Гейдельберг: Керер Верлаг. ISBN 978-3-96900-120-2 .
- Аткинс, Э. Тейлор (2001). Blue Nippon: Аутентификация джаза в Японии . Дарем: Издательство Университета Дьюка. дои : 10.1215/9780822380030 . ISBN 0-8223-8003-Х . OCLC 51833007 .
- Коэн, Брэд (4 декабря 2012 г.). «Токийские джазовые кисса выживут» . Би-би-си Трэвел . Архивировано из оригинала 26 октября 2021 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- Дершмидт, Экхарт (1998). «Исчезновение «Джазу-Кисса»: некоторые соображения о японских «джаз-кафе» и слушателях джаза». В Линхарте, Зепп; Фрюштюк, Сабина (ред.). Культура Японии через досуг . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 303–315. ISBN 0-585-05915-2 . OCLC 42855320 .
- Фрост Фаднес, Петтер (2020). «Между Джазу Кисса и метро». Джаз на кону: импровизация на практике . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. 135–179. дои : 10.4324/9780429276293-4 . ISBN 978-0-429-27629-3 . S2CID 219091142 .
- Хосокава, Сюхей; Мацуока, Хидеаки (2004). «Коллекционирование виниловых пластинок как материальная практика: пример Японии». В Келли, Уильям В. (ред.). Разжигая пламя: фанаты и потребительская культура в современной Японии . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 151–168. ISBN 1-4237-3960-4 . OCLC 62348652 .
- Хосокава, Сюхей (2014). «Раскачивающийся граммофон в жаркой чайной: звуковые технологии и возникновение джазового сообщества в довоенной Японии». В Ханкинсе, Джозеф Д.; Стивенс, Кэролайн С. (ред.). Звук, пространство и социальность в современной Японии . Нью-Йорк: Группа Тейлора и Фрэнсиса. стр. 235–272. ISBN 978-0-415-63345-1 . OCLC 785869006 .
- Новак, Дэвид (2008). «Пространство 2·5х6 метров: японские музыкальные кофейни и экспериментальные практики прослушивания» . Популярная музыка . 27 (1). Издательство Кембриджского университета (CUP): 15–34. дои : 10.1017/s0261143008001517 . ISSN 0261-1430 . S2CID 154586678 .
- Новак, Дэвид (2013). Japanoise: Музыка на грани распространения . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-5379-9 . OCLC 816030829 .
- Отомо, Ёсиде (1995). «Покидая джаз-кафе: личный взгляд на японскую импровизационную музыку 1970-х годов». Резонанс . 4 (2): 4–8.
- Плурд, Лоррейн (2008). «Дисциплинированное прослушивание в Токио: онкё и непреднамеренные звуки» . Этномузыкология . 52 (2). Издательство Университета Иллинойса: 270–295. дои : 10.2307/20174589 . ISSN 0014-1836 . JSTOR 20174589 . S2CID 192574227 .
- Пронько, Михаил (2019). «Тихо об этом - Джаз в Японии». В Гебхардте, Николас; Растин-Пашаль, Николь; Уайтон, Тони (ред.). Routledge Companion по джазовым исследованиям . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. стр. 271–280. дои : 10.4324/9781315315805-26 . ISBN 978-1-138-23116-0 . OCLC 1043955749 . S2CID 198041168 .
- Рэтлифф, Бен (13 июня 2019 г.). «Полосы прослушивания растут – меньше болтовни, больше слушания… и небольшой дискомфорт» . Независимый . Проверено 2 октября 2022 г.
- Стин, Эмма; Хирацука, Мари (17 марта 2022 г.). «Старейшее джазовое кафе Японии закрывается через неделю и становится музеем» . Тайм-аут Токио . Архивировано из оригинала 2 октября 2022 года . Проверено 30 сентября 2022 г.
- Уайт, Мерри И. (2012). Кофейная жизнь в Японии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-95248-5 . OCLC 780425994 .
- «Бары для прослушивания, родственники японской джазовой киссы, открываются по всему миру» . Новости Японии . 12 сентября 2022 г. Проверено 30 сентября 2022 г.
Дополнительная информация
[ редактировать ]- Тэцуя Хосино (2020). Jazz ( Café Basie : The Ballad of Swifty Кинофильм) (на японском языке).