Новые левые в Японии
«Новые левые» ( 新左翼 , син-сайоку ) в Японии относятся к разнообразному множеству японских левых движений 1960-х годов, которые, как и их коллеги из западных «новых левых» , заняли более радикальную политическую позицию по сравнению с устоявшимися «старыми левыми», которые в случае Японии символизировали Коммунистическую партию Японии и Социалистическую партию Японии . Возникнув в преддверии протестов Анпо в 1960 году против американо-японского договора о безопасности , движение росло и диверсифицировалось, прежде чем достигло кульминации в движении Дзенкёто , которое забаррикадировало десятки японских университетов в 1968–1969 годах . Как и их коллеги на Западе, в 1970-х годах японские «Новые левые» стали известны жестокими внутренними расколами и терроризмом , что привело к ослаблению влияния движения.
Происхождение
[ редактировать ]
С 1948 года в Японии существовало мощное централизованное общенациональное студенческое движение благодаря созданию в том же году Дзенгакурэн («Всеяпонской федерации ассоциаций студенческого самоуправления»). [ 1 ] Однако, по крайней мере на начальном этапе, Дзэнгакурен оставался под сильным влиянием Коммунистической партии Японии (КПЯ), будучи основанным по настоянию и содействию КПЯ. [ 2 ] Однако в 1950 году, в ответ на критику со стороны Иосифа Сталина , JCP взяла курс на немедленную насильственную коммунистическую революцию в Японии, приказав студенческим активистам отправиться в горы, чтобы сформировать « партизанские отряды горных деревень ». [ 3 ] [ 4 ] Эта политика оказалась полной катастрофой для JCP, которая полностью изменила свою позицию к 1955 году, отрекшись от насилия и частично возложив вину за него на самих студенческих активистов. [ 5 ] [ 6 ] Этот резкий поворот привел в ярость многих студенческих активистов, которые начали все чаще задаваться вопросом, следует ли им продолжать следовать приказам JCP.
Еще один удар пришелся на февраль 1956 года, когда Никита Хрущев тайно осудил сталинизм в своей речи « О культе личности и его последствиях ». Эта речь не была освещена в официальных партийных органах, поэтому сталинская Коммунистическая партия Японии не отреагировала. Но копии этой « Секретной речи » распространились по всему миру и оказали большое влияние на молодежные и студенческие организации, связанные с коммунистами. Затем осенью Советы жестоко подавили Венгерскую революцию , посеяв еще большее замешательство и разочарование среди мирового коммунистического движения. [ 7 ]
Эти события привели непосредственно к формированию в 1957 году Троцкистской Революционной Коммунистической Лиги (сокращенно Какукёдо на японском языке) студенческими активистами-диссидентами, вырвавшимися из JCP, под руководством харизматического полуслепого философа Канити Курода . [ 8 ] Затем, в декабре 1958 года, другая группа троцкистских диссидентов отделилась от Коммунистической партии и сформировала Коммунистическую лигу , более известную под вдохновленным немцами прозвищем «Бунд» ( Bunto ). [ 8 ] В последующие годы эти две группы задним числом будут рассматриваться как ранние предшественники новых левых в Японии. [ 9 ]
Захват контроля над Зенгакуреном
[ редактировать ]В течение 1959 года Бунд и Какукёдо работали сообща, чтобы захватить контроль над студенческими ассоциациями-членами Дзэнгакурен ( дзитикай ) в колледжах и университетах по всей Японии, в некоторых случаях, как позже признались лидеры Бунда, путем фальсификации выборов руководства.
К ноябрю 1959 года Бунд и студенты, связанные с Какукёдо, получили контроль примерно над 60% Дзэнгакурен дзитикай, став «основной фракцией» ( сюрю-ха ) и сделав их достаточно сильными, чтобы избрать харизматичного члена Бунда Кентаро Кародзи председателем партии. всю организацию Дзенгакурен и перенаправить протесты федерации в сторону более конфронтационного «прямого действия», снова и снова. вопреки желанию JCP и связанной с JCP «антиосновной фракции» ( han-shūryū-ha ) Дзэнгакурена. [ 10 ]
Протесты Анпо 1960 года.
[ редактировать ]
27 ноября 1959 года, в рамках протестов Анпо против предложенного пересмотра американо-японского договора о безопасности , члены Бунда и Какукёдо побудили студентов Дзенгакурэн прорваться на территорию Национального парламента Японии , где они несколько раз начали танцевать и петь песни протеста. часов до мирного роспуска. [ 11 ] Эта «насильственная» акция вызвала осуждение со стороны JCP и других членов общенациональной коалиции, организованной в знак протеста против Договора о безопасности. [ 11 ]
Однако радикальных студенческих активистов это не испугало, и в январе 1960 года они организовали сидячую забастовку в токийском аэропорту Ханэда, пытаясь физически помешать премьер-министру Нобусуке Киши поехать в Вашингтон для подписания нового договора. [ 12 ]
Наконец, 15 июня 1960 года, в разгар протестов, радикальные студенческие активисты снова ворвались в здание парламента, чтобы продемонстрировать свое недовольство Договором. [ 13 ] Однако на этот раз их встретили сотни полицейских, вооруженных дубинками, которые попытались заставить их отступить, что спровоцировало кровавую борьбу, которая длилась много часов, вплоть до поздней ночи. [ 13 ] Именно во время этого ожесточенного противостояния была убита активистка Бунда Мичико Канба , что шокировало нацию и способствовало падению кабинета Киши. [ 14 ]
Однако, несмотря на то, что протесты Анпо помогли добиться отставки Киши и отмены запланированного визита в Японию президента США Дуайта Д. Эйзенхауэра , протесты Анпо не смогли остановить пересмотр Договора о безопасности, который вступил в силу 19 июня 1960 года, в результате чего протестное движение прекратилось и посеяло разногласия и разочарование в рядах радикальных студенческих активистов.
Пост-Анпо расколы
[ редактировать ]Протесты Анпо оказали раскол на студенческое движение, поскольку острые разногласия по поводу того, кто виноват в неспособности остановить договор, привели к расприм и взаимным обвинениям. [ 15 ] Первые открытые расколы внутри Дзэнгакурена произошли сразу после этого, и после этого ранее единая общенациональная студенческая федерация быстро распалась на многочисленные враждующие группировки, проложив путь к возникновению радикальных «сект» новых левых ( секуто ), которые будут играть ведущую роль. во время университетских протестов в Японии 1968–69 . [ 16 ] Прежде всего, пассивная роль, которую сыграли JCP и другие группы «старых левых», участвовавшие в протестном движении, убедили молодое поколение активистов вырваться на свободу из того, что они считали удушающей иерархией и душераздирающим конформизмом организаций старых левых, чтобы создать новые формы радикального активизма.
Сразу после поражения протестов Бунд раскололся на три враждующие фракции, а затем распался. [ 17 ] В 1961 году собственная фракция «Структурной реформы» JCP, возглавляемая Сёдзиро Касугой , была исключена из партии, а лояльные Касуге активисты Дзенгакурена сформировали фракцию «Структурной реформы» ( Кокай-ха ) Дзенгакурена. [ 18 ] В 1963 году Какукёдо раскололся на Революционную коммунистическую лигу Японии, Национальный комитет (среднеядерная фракция) , более известную под японской аббревиатурой «Тюкаку-ха», и Революционную коммунистическую лигу Японии (революционная марксистская фракция) , наиболее известную под японской аббревиатурой «Тюкаку-ха». Какумару-ха». В 1965 году Молодежный альянс Социалистической партии создал « Фракцию освобождения » (Каихо-Ха), которая отвергала троцкизм и выступала за люксембургизм . [ 19 ] В 1966 году Кансайский Бунд объединился с некоторыми другими отколовшимися группами, чтобы реформировать Коммунистический союз в общенациональную организацию, получившую прозвище « Второй Бунд » ( Дайнидзи Бунто ).
Среди многих других, эти пять «сект» и ошеломляющее множество дополнительных фракций и подфракций погрузились в «сезон расколов» ( 分裂の季節 , бунрэцу но кисэцу ), характеризующийся междоусобным насилием, известным как учи-геба (буквально « внутреннее насилие», заимствовав « геба » от немецкого gewalt ), поскольку студенческие радикалы вооружились разноцветными касками и деревянные посохи, известные как гебабо или «палки вольности», и сражались друг с другом не меньше, чем с полицией. [ 20 ]
Возвышение Бехейрена и Зенкиото̄
[ редактировать ]Ко второй половине 1960-х годов многие левые активисты, вдохновленные поддержкой Японией войны Америки во Вьетнаме , но отталкиваемые бесконечной идеологической ерундой и междоусобным насилием сект новых левых, стремились создать новые типы движений, которые бы быть свободным от иерархии и открытым для всех, независимо от идеологической ориентации. В 1965 году группа интеллектуалов, связанная с исследовательской группой философа Сюнсукэ Цуруми «Наука мысли», учредила « Гражданскую лигу за мир во Вьетнаме », сокращенно «Бейхейрен» на японском языке, чтобы предоставить обычным гражданам пространство для протеста против войны во Вьетнаме без ввязываясь в тайные доктринальные споры. [ 21 ]
Затем, в 1967 году, студенты университета, вдохновленные работами таких активистов, как Мичико Канба , Мицуко Токоро и других, начали создавать « Всекампусные объединенные комитеты борьбы », сокращенно Дзенкёто на японском языке, к которым мог присоединиться любой студент или преподаватель, независимо от идеологическая или партийная принадлежность, в целях ведения совместной борьбы против администрации университетов и войны во Вьетнаме.
1968–1969 университетские протесты
[ редактировать ]В 1968 и 1969 годах студенческие протесты привели к закрытию десятков университетских кампусов по всей стране. Известен как дайгаку фунсо ( 大学紛争 , букв. «Университетские проблемы») [ 22 ] или дайгаку тосо ( «университетская борьба »), [ 23 ] протесты были частью всемирного протестного цикла 1968 года . [ 24 ] Работая совместно с «сектами» Новых левых Зенгакурэн, активисты Дзенкёто баррикадировали университетские кампусы, занимали университетские здания, останавливали занятия, преследовали администраторов и профессоров и выдвигали разнообразные требования: от конкретных предложений по улучшению жизни в университетских кампусах до более абстрактных требований, касающихся прекращения война во Вьетнаме и свержение японской экономической и политической системы. Активисты регулярно сражались с полицией и друг с другом на территории кампуса, надев шлемы характерного цвета, чтобы можно было узнавать своих товарищей. [ 25 ] В конце 1968 года, в зените движения, десятки тысяч активистов заняли станцию Синдзюку в ходе так называемого бунта Синдзюку . [ 26 ] В общей сложности около 165 университетских кампусов стали свидетелями значительной протестной активности в 1968 и 1969 годах, а около 70 кампусов были забаррикадированы от вторжения полиции, а дополнительные протесты прошли в большом количестве средних школ. [ 27 ]
Активисты «Новых левых» 1968–1969 годов черпали идеологическое вдохновение в работах марксизма, теоретиков таких как Карл Маркс и Лев Троцкий , французских философов-экзистенциалистов, таких как Жан-Поль Сартр и Альбер Камю , а также доморощенной философии японского поэта и критика Такааки Ёсимото . [ 28 ] Интерпретация Ёсимото «автономии» ( дзиритсусей ) и «субъективности» ( шутаисэй ) была основана на его критике прогрессивных либеральных интерпретаций этих идей со стороны других японских интеллектуалов, таких как Масао Маруяма , которых он назвал лицемерными. [ 29 ] Преданность студентов сютайсэй , в частности, привела бы в конечном итоге к распаду их движения, поскольку они все больше сосредотачивались на « самоотрицании » ( дзико хитэй ) и « самокритике » ( хансей ). [ 28 ] Тем временем, когда насилие в кампусах вышло из-под контроля, что привело к закрытию университетов и отмене вступительных экзаменов, общественное мнение настроилось против студенческих активистов. В 1969 году принятие Закона о временных мерах, касающихся управления университетами, дало полиции правовую основу для прорыва баррикад, проникновения в университетские городки и восстановления порядка, нанеся жестокий удар движению Новых левых.
1970-е и далее
[ редактировать ]Вторым серьезным ударом по движению новых левых в Японии стала неспособность протестов Анпо 1970 года добиться отмены американо-японского договора о безопасности. На протяжении десятилетия 1960-х годов активисты «Новых левых» с нетерпением ждали окончания первоначального 10-летнего срока действия пересмотренного договора в 1970 году как возможности попытаться убедить японское правительство аннулировать договор. [ 30 ] В 1970 году, после краха университетских протестов 1968–1969 годов , ряд сект «Новых левых» и организация «Бейхейрен», выступающая против войны во Вьетнаме, провели серию маршей протеста против Договора о безопасности. [ 30 ] Однако премьер-министр Эйсаку Сато решил полностью проигнорировать протесты и позволить договору автоматически продлеваться. [ 30 ]
Двойное поражение в студенческой борьбе в 1969 году и протесты Анпо в 1970 году привели к новому раунду взаимных обвинений и расколов, поскольку группы новых левых еще больше раскололись на десятки враждующих группировок на фоне еще более жестокого внутреннего конфликта. С 1969 по 2003 год в результате внутренних конфликтов между группировками «Новых левых» ежегодно погибало от 1 до 4 человек. [ нужна ссылка ] Поскольку более умеренные активисты все чаще выходили из движения, контроль над сектами «Новых левых» все больше оставался в руках самых крайних радикалов, некоторые из которых в конечном итоге прибегли к терроризму. [ 31 ]
Второго Бунда 31 марта 1970 года девять членов фракции Красной Армии захватили рейс 351 Japan Airlines и заставили его лететь в Северную Корею, которую угонщики считали социалистическим раем. Другие члены группировки совершили в 1971 году серию громких ограблений банков. Однако внутри группы возник раскол по поводу того, как лучше продолжать вооруженную борьбу. Те, кто хотел перебраться за границу, стали Японской Красной Армией во главе с Сигэнобу Фусако , в то время как те, кто хотел продолжить революцию у себя дома в Японии, объединили свои силы с отделением Революционной левой фракции префектуры Канагава, чтобы сформировать Объединенную Красную Армию , возглавляемую Цунео Мори и Хироко Нагата . [ 30 ] Японская Красная Армия перебралась на Ближний Восток и сразу же начала кампанию международного терроризма, которая продолжалась вплоть до 1980-х годов, начиная с резни в аэропорту Лод в 1972 году. [ 32 ] Тем временем Объединенная Красная Армия отступила в горы к северу от Токио, где они убили двенадцать своих членов на сессиях самокритики в 1972 году , прежде чем оставшиеся члены вступили в драматическое противостояние с заложниками, в котором полиция транслировала в прямом эфире по национальному телевидению инцидент в Асама Маунтин Лодж . [ 32 ]
Инцидент в горном домике Асама и резня в аэропорту Лод вместе часто изображались как конечная точка движения новых левых в Японии, поскольку эти крайние действия шокировали японский народ и привели к массовому дезертирству из оставшихся сект. [ 33 ] Однако секты «Новых левых» не исчезли полностью после 1972 года. Например, остатки Чукаку-ха и Какумару-ха вели жестокую войну друг против друга в 1970-х годах, в результате чего ежегодно погибало несколько человек, а секты «Новых левых» продолжали нести против Борьба Санризука расширения аэропорта Нарита продолжалась вплоть до 1980-х годов, при этом рудиментарные остатки некоторых сект, таких как Тюкаку-ха, продолжают существовать и по сей день. [ 34 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Капур 2018 , с. 144–145.
- ^ Капур 2018 , с. 145.
- ^ Капур 2018 , с. 128.
- ^ Капур 2022 , с. 6.
- ^ Капур 2018 , с. 128–129.
- ^ Капур 2022 , с. 7.
- ^ Капур 2018 , с. 13, 146.
- ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 146.
- ^ Капур 2018 , с. 152–153.
- ^ Капур 2018 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 20.
- ^ Капур 2018 , с. 20-21, 147.
- ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 30.
- ^ Капур 2018 , с. 30-33.
- ^ Капур 2018 , с. 147–150.
- ^ Капур 2018 , с. 150–152.
- ^ Капур 2018 , с. 148–149.
- ^ Капур 2018 , с. 132, 150.
- ^ Доуси, Стюарт Дж. (1970). Дзенгакурен: революционные студенты Японии . Беркли: Иши Пресс. стр. 253–254.
- ^ Капур 2018 , с. 134, 149–150, 251.
- ^ Капур 2018 , с. 155, 168–169.
- ^ Шоппа 2002 , с. 46.
- ^ Сиодзава 2017 , стр. 545.
- ^ Эванс 2009 , с. 334.
- ^ Шуга, Хидеми (2006- Нэн ). 1968 год [ 1968 Чикума). ] (на японском языке: Токио: ISBN 4480063234 .
- ^ Капур 2022 , с. 13–14.
- ^ Капур 2022 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Капур 2018 , с. 151.
- ^ Капур 2018 , с. 151, 166–167.
- ^ Jump up to: а б с д Капур 2022 , с. 17.
- ^ Капур 2018 , с. 152.
- ^ Jump up to: а б Капур 2022 , стр. 17–18.
- ^ Капур 2022 , с. 18.
- ^ Капур 2022 , с. 18–19.
Источники
[ редактировать ]- Эванс, Сара М. (2009). «Сыновья, дочери и патриархат: гендер и поколение 1968 года» . Американский исторический обзор . 114 (2): 331–47. дои : 10.1086/ahr.114.2.331 . JSTOR 30223782 . Проверено 15 апреля 2021 г.
- Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0674984424 .
- Капур, Ник (15 июля 2022 г.). «Японское студенческое движение в период холодной войны, 1945-1972» (PDF) . Азиатско-Тихоокеанский журнал: Япония в фокусе . 20 (14).
- Шоппа, Леонард Джеймс (2002). Реформа образования в Японии: пример иммобилистской политики . Рутледж . ISBN 978-1-134-86516-1 .
- Сиодзава, Ёсинори (2017). «Профессор Аоки, когда он интересовался динамическими процессами в рыночной экономике» . Обзор эволюционной и институциональной экономики . 14 (2): 541–554. дои : 10.1007/s40844-017-0083-4 . S2CID 158246477 . Проверено 14 июля 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наследие протестного движения 1960 года живёт — The Japan Times