Масао Маруяма (ученый)
Масао Маруяма | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 22 марта 1914 г. Осака , Япония |
Умер | 15 августа 1996 г. Токио , Япония | (82 года)
Национальность | японский |
Альма-матер | Токийский Императорский университет |
Занятия |
|
Годы активности | 1950–1971 (как проф.) [1] |
Родитель | Кандзи Маруяма [1] |
Масао Маруяма ( 丸山 眞男 , Маруяма Масао , 22 марта 1914 — 15 августа 1996) — ведущий японский политолог и политический теоретик. Его знания лежали в области истории японской политической мысли, в которую он внес большой вклад.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Маруяма Масао родился в 1914 году в Осаке . [2] Он был вторым сыном журналиста Маруямы Кандзи. Он находился под влиянием друзей своего отца, таких как Хасэгава Нёдзекан , круг людей, отождествлявших себя с либеральным течением политической мысли в период демократии Тайсё . После окончания Токийской средней школы Фурицу номер один (ныне известной как Токийская муниципальная средняя школа Хибия ), он поступил в Токийский императорский университет и в 1937 году окончил юридический факультет. Его диссертация «Концепция национального государства в политической науке» получил награду за выдающуюся диссертацию, а Маруяма был назначен ассистентом в том же отделе.
Первоначально он хотел специализироваться на европейской политической мысли, но изменил свое внимание, сосредоточившись на японской политической мысли, предмете, который до этого времени в основном был сосредоточен вокруг концепции имперского государства и находился под влиянием основополагающего постановления, которое требовало, чтобы субъекты были преподавали «в соответствии с потребностями государства». [3] Маруяма привнес в эту дисциплину теоретическую перспективу, основанную на обширном компаративизме. Человеком, который первоначально рекомендовал ему этот путь, был его наставник, профессор Сигэру Намбара , который резко критиковал военные и бюрократические препятствия на пути роста конституционно определенного «национального сообщества». [4] Эксперт в области европейской политической мысли, Намбара подтолкнул молодого Маруяму к работе над этими темами.
В марте 1945 года Маруяму призвали в армию и отправили в армию в Хиросиме . Пережив атомный взрыв в Хиросиме и увидев там окончание войны, в сентябре он вернулся на свой пост в университете. В то время он заболел туберкулезом и после операции провел остаток жизни на одном легком.
Подняться к славе
[ редактировать ]Маруяма впервые привлек внимание научного сообщества сразу после войны своим знаменитым эссе о японском фашизме военного времени «Логика и психология ультранационализма » , впервые опубликованным в широко читаемом журнале «Сэкай» в 1946 году. [5] В частности, Маруяма считал довоенную имперскую систему «системой безответственности». Маруяма продолжал писать о военном времени и современной японской политике в конце 1940-х - начале 1950-х годов, пока он не был вынужден сделать перерыв в научной деятельности из-за того, что в середине 1950-х годов он находился в больницах и выписывался из них из-за болезней. [5] Он вернулся к своим исследованиям в конце 1950-х годов, но перестал писать о современной политике и сосредоточил свое внимание на изучении политической мысли периодов Эдо и Мэйдзи . [5] Лишь в конце 1950-х ранние эссе Маруямы были впервые включены в антологию и переизданы, что принесло ему известность и признание гораздо более широкого круга японской публики. [5]
Роль в протестных движениях
[ редактировать ]Маруяма принял участие в протестах Анпо против пересмотра американо-японского договора о безопасности на раннем этапе, в 1959 году, а также стал участвовать в различных акциях протеста и публиковать заявления, направленные против договора. [5] Вскоре после шокирующего проталкивания Договора через Сейм премьер-министром Нобусуке Киси 19 мая 1960 года Маруяма стал одним из главных лиц движения против Договора. 24 мая он произнес драматическую речь «Время выбора» ( Sentaku no toki ) перед переполненной толпой в зале в центре Токио . Маруяма утверждал, что Япония находится перед выбором между демократией и диктатурой. Он также утверждал, что из-за возмутительных действий Киши простым японцам пришлось поддерживать протесты против Договора, чтобы защитить демократию, даже если они не возражали против самого Договора. [6]
Однако позже Маруяма пожалел о своей главной роли в кризисе 1960 года. После протестов Маруяма подвергся нападению со стороны противников как справа, так и слева. Справа на него нападали как на сторонника коммунистов и социалистов, а слева его обвиняли в том, что он является сторонником очень узкого видения «буржуазной» демократии, которая поддерживала только интересы правящих капиталистических классов. [7] Маруяма подвергся наиболее резким нападкам со стороны своего коллеги-левого интеллектуала Ёсимото Такааки , у которого было много последователей среди студентов-радикалов «Новых левых» . [8] Во время университетских протестов в конце 1960-х годов студенческий фронт резко осудил Маруяму как символ «самообманчивой» послевоенной демократии. Маруяма, в свою очередь, раскритиковал это новое студенческое движение, особенно после того, как он подвергся жестоким преследованиям, а его личный кабинет в Токийском университете был разграблен студентами-оккупантами в 1969 году. [9] Примерно в это же время Маруяма в гневе выступил против студентов, Маруяма сказал им: «Даже фашисты не сделали того, что вы пытаетесь сделать!» [10] Этот эпизод в сочетании с его собственным слабым здоровьем вынудил его уйти в отставку в 1971 году. [9] Однако в 1974 году он был назначен почетным профессором того же университета.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Хотя Маруяма страдал от плохого здоровья, особенно в более позднем возрасте, он продолжал учиться и писать, пока не умер в Токио 15 августа 1996 года. [2] Главной работой его пенсионных лет был трехтомный комментарий к Фукудзавы Юкичи основной работе «Бунмейрон-но Гайряку» , основанный на продолжительном семинаре, который он провел с небольшой рабочей группой. Это было опубликовано в 1986 году под названием «Очерк теории цивилизации» (「文明論之概略」を読む) Иванами Шотэн. Кроме того, он написал еще несколько примечательных и противоречивых работ о японской культуре или процессе перевода в современной Японии. Наиболее примечательна его концепция бассо остинато . Маруяма обратился к этой музыковедческой концепции, чтобы уловить социально-исторический субстрат, лежащий в основе человеческого мышления. Хотя бассо остинато находится в постоянном изменении, люди воспринимают его как относительно стабильную интеллектуальную основу, посредством которой люди придают смысл жизни. [11]
См. также
[ редактировать ]Почести
[ редактировать ]- Орден Священного Сокровища , Золотые лучи с шейной лентой, 1976 год. [12]
- Ассоциация азиатских исследований (AAS), премия 1993 года за выдающийся вклад в азиатские исследования [13]
Представитель работает на английском языке
[ редактировать ]- 1963 - Мысль и поведение в современной японской политике. Лондон: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-1-59740-083-1 (ткань) {перепечатано издательством Columbia University Press , Нью-Йорк, 1995. ISBN 978-0-231-10141-7 (бумажный)
- 1974 — Исследования по интеллектуальной истории Токугава, Япония. Перевод Микисо Хане. Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-07566-2 (ткань) ISBN 978-0-691-00832-5 (бумага)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Накадзима, Макото (16 сентября 2016 г.). Пояснения Японской энциклопедии (Ниппоника) [ Нихон Дай Хякка Дзенсё: объяснение Ниппоники] Котобанк (на японском языке) . Получено 7 декабря.
- ^ Jump up to: а б Джеймс Киркуп (23 августа 1996 г.). «Некролог: Масао Маруяма » Независимый Получено 8 сентября.
- ^ Эндрю Э.Баршай, Государство и интеллектуалы в императорской Японии: общественный деятель в кризисе , издательство Калифорнийского университета, Беркли, Лос-Анджелес, Лондон, 1988, стр.39
- ^ Баршай, соч. цит. стр. 104–108
- ^ Jump up to: а б с д и Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 163. ИСБН 9780674988484 .
- ^ Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 164–66. ISBN 9780674988484 .
- ^ Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 166. ИСБН 9780674988484 .
- ^ Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . стр. 166–7. ISBN 9780674988484 .
- ^ Jump up to: а б Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . п. 167. ИСБН 9780674988484 .
- ^ Карубе, Тадаши (2008). Маруяма Масао и судьба либерализма в Японии двадцатого века . Токио: Международный дом Японии. п. 168. ИСБН 9784924971240 .
- ^ Рёш, Феликс; Ватанабэ, Ацуко (13 июля 2016 г.). «Подход к несинтезируемому в международной политике: придание содержания дискуссиям о безопасности посредством бассо остинато?» . Европейский журнал международных отношений . 23 (3): 609–629. дои : 10.1177/1354066116656764 . ISSN 1354-0661 . S2CID 148067564 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Веб-сайт L'Harmattan (на французском языке)
- ^ Ассоциация азиатских исследований (AAS), Премия 1993 года за выдающийся вклад в азиатские исследования. Архивировано 17 мая 2008 года в Wayback Machine ; получено 31 мая 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись Маруямы Масао в Международном словаре историков-интеллектуалов. Архивировано 13 июня 2007 года в Wayback Machine.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баршай, Эндрю Э. «Образ демократии в послевоенной Японии: размышления о Маруяме Масао и модернизме». Журнал японоведов 18, вып. 2 (1992): 365–406.
- Капур, Ник (2018). Япония на распутье: конфликт и компромисс после Анпо . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-6749-8442-4 .
- Карубе, Тадаши (2008). Маруяма Масао и судьба либерализма в Японии двадцатого века . Токио: Международный дом Японии. ISBN 978-4924971240 .
- Рёш, Феликс; Ватанабэ, Ацуко (2017). «Подход к несинтезируемому в международной политике: придание содержания дискуссиям о безопасности посредством бассо остинато?» . Европейский журнал международных отношений . 23 (3): 609–629. дои : 10.1177/1354066116656764 . S2CID 148067564 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- Сасаки Фумико. Национализм, политический реализм и демократия в Японии: мысль Маруямы Масао. Лондон: Рутледж, 2012.
- Такеши Морисато. « Проблема японской современности ». Генеалогии современности (2021). https://genealogiesofmodernity.org/journal .
- _____. « Япония и ловушка осьминога современности ». Генеалогии современности (2021). https://genealogiesofmodernity.org/journal .
- _____. « Вырваться из ловушки осьминога современности ». Генеалогии современности (2021). https://genealogiesofmodernity.org/journal .
- 1914 рождений
- 1996 смертей
- Выпускники Токийского университета
- Академический состав Токийского университета
- Историки Японии
- Персонал Императорской японской армии времен Второй мировой войны
- Японские социальные либералы
- японские политологи
- Либерализм в Японии
- Хибакуша
- Кавалеры Ордена Священного Сокровища
- Японские историки ХХ века
- Политологи ХХ века