Бельгийский джаз

История джаза в Бельгии начинается с из Динана производителя инструментов Адольфа Сакса , чей саксофон стал частью военных оркестров Нового Орлеана около 1900 года и превратился в превосходный джазовый инструмент. С тех пор ранняя история джаза в Бельгии практически идет параллельно с событиями в стране зарождения джаза: от выступлений менестрелей в конце 19 века до первого бельгийского джазового альбома в 1927 году и далее.
Два важных человека в Бельгии во многом повлияли на развитие джаза в те ранние годы: Феликс-Робер Фаек и Робер Гоффен .
В истории бельгийского джаза появилось много всемирно известных джазовых музыкантов и композиторов, таких как гитарист и гитарист Тутс Тилеманс , гитарист Филип Кэтрин и цыганский джазовый гитарист Джанго Рейнхардт .
История
[ редактировать ]19 век
[ редактировать ]Время до развития джаза было признано отдельным стилем (1851–1912) и теперь широко известно как доджазовый период . В этот период менестрелей, в конце 19 века, возникли первые приемы записи , что имело очень важное значение для джаза и для музыки в целом. В 1877 году Томас Альва Эдисон разработал фонограф , который год спустя был представлен на выставке в Брюсселе , в «Паноптикуме месье Кастана». В Бельгии, однако, не было собственных студий звукозаписи, и поэтому распространение доджазовой музыки долгое время (вплоть до окончания Первой мировой войны) зависело от иностранных звукозаписывающих компаний, таких как «Колумбия», «Зонофон» и «Фаворит». .
Еще одним изобретением, во многом способствовавшим развитию джазовой музыки, стал Адольфа Сакса новый инструмент . К 1890 году саксофоны в Соединенных Штатах производились компаниями Conn и Buescher , а бельгийские саксофонисты-виртуозы, такие как Жан Моерманс из оркестра Соузы, обеспечили растущую популярность этого инструмента. Саксофон быстро стал символом нового музыкального жанра, который постепенно возник к концу XIX века. Бельгийские музыканты были одними из первых в Америке, кто сделал записи соло на саксофоне. Юджин Коффин , например, делал записи на восковых цилиндрах (1895–1896), а Джин Моерманс - на граммофонной пластинке в Вашингтоне (1897).
первое шоу американских менестрелей . В 1881 году в Бельгии состоялось [ 1 ] За этим последовали подобные шоу и выступления на протяжении многих лет.
К 1900 году бельгийские меломаны познакомились с несколькими американскими духовыми оркестрами, самым известным из которых был Джона Филипа Соузы оркестр . Они играли марши, симфонии, а также « Cakewalks » и « Ragtimes », для которых характерны синкопированные ритмы. Бельгийский композитор Луи Фремо пошел по их стопам и создал композицию для легкой прогулки под названием «Брюссельская прогулка с пирожными».
1900–1918
[ редактировать ]
В результате колониального периода в истории Бельгии около 1900 года возник интерес к «негритянской музыке» геев и их белым подражателям. Также появилось множество новых танцев, вытеснивших польки, полонезы и другие танцы. , которая начиналась как пародия, имела большой успех, особенно в ночной жизни Антверпена и Брюсселя, Эта синкопированная музыка благодаря атмосфере и танцевальности.
В то время как в Америке были популярны термины «рэг» и «рэгтайм», в Бельгии стало модно говорить об «интермеццо». Рэгтайм представлял собой эклектичную смесь стилей и был прямым предшественником джаза. Многие бельгийские композиторы в то время писали партитуры в стиле рэгтайм, но, к сожалению, пластинок не осталось. В этот же период процветали духовые оркестры и военная музыка. Самым известным оркестром, в состав которого входили многие бельгийские музыканты, был Американский оркестр Джона Филипа Соузы. И снова бельгийские композиторы проделали успешную работу. Важным годом для распространения американской популярной музыки стал 1903 год, когда группа Джона Филипа Соузы гастролировала по Бельгии и выступала на международной выставке в Брюсселе в мае. [ 2 ]
Луи Фремо и его композиция в стиле рэгтайм "Toboggan", выпущенная на лейбле Disque Pathé, были известны во всей Европе в 1907 году. Это было золотое время для регтайма в Бельгии. Кроме того, музыка современников, таких как Джек Бруск, широко игралась или исполнялась в барах, танцевальных залах и театрах.
1918–1930
[ редактировать ]
В 1920-е и еще более в 1930-е годы Брюссель , Антверпен и Льеж стали тремя бельгийскими центрами развития новой музыки. Летом прибрежные города, такие как Остенде, захватили власть и привлекли отдыхающих в поисках « голубых нот ». Такая ситуация продлилась до начала 1990-х годов, когда появились другие центры, такие как Гент и Брюгге , в то время как Льеж находился в относительном упадке из-за ухода нескольких местных джазовых музыкантов после исчезновения ряда небольших джазовых площадок. [ 3 ]

Лишь после Первой мировой войны джаз стал действительно популярен в Бельгии, во многом благодаря усилиям Феликса Фаека и Роберта Гоффена. Феликс Фаек познакомился с джазовой музыкой в послевоенный период после встречи с американскими и канадскими солдатами, освободившими страну. Роберт Гоффин слышал, как два солдата пели песни в стиле рэгтайм, например «Ты из Дикси?» и песня «Робинзон Крузо» («Что Р. Крузо делал в пятницу вечером в субботу?»). Гоффин музицировал с некоторыми однокурсниками Брюссельской юридической школы в местных барах и танцевальных залах. В то время джаз также был синонимом танцевальной музыки. По словам Фаека, только когда она увидела оригинальные черные полосы, он и его друг Гоффин поняли, что джаз - это больше, чем просто танцевальная музыка. Вместе они открыли для себя джазовую музыку, слушая Mitchell's Jazz Kings и другие черные группы в театре Альгамбры. В тот период Бельгия фактически была «джазовой столицей» Европы. Были и успешные белые джаз-бэнды, такие как «Грузины» с Шарль Ремю - ныне считается пионером джаза в Бельгии. С 1920 года он руководил группой «The Bing Boys». С этой группой и другими группами, такими как The White Diamonds и The Stompers, он представил стиль диксиленд в Бельгии. Группа, которая представила «джаз» в Бельгии, — это чернокожая нью-йоркская джаз-бэнд « Mitchell’s Jazz Kings ». 24 января 1920 года они дали несколько концертов в брюссельском Театре Алахамбра . Это был первый раз, когда слово «джаз» появилось на плакате в Бельгии. [ 4 ]
В те дни в Антверпене действовал «Джаз-бенд могавков» (среди прочих), и многие другие группы также восприняли новую музыку, особенно в Брюсселе и Антверпене. Они моделировали себя в основном по образцу американского или чикагского стиля диксиленд, характеризующегося коллективной импровизацией. Десятки оркестров привезли « ревущие двадцатые» в Бельгию. Faecq позаботился о том, чтобы первые бельгийские джазовые пластинки лейбла Gennett прибыли в Бельгию через Чикаго и Лондон. В 1924 году он также опубликовал (вместе со своим одноклассником Полом Майартом) «Музыкальный журнал», который, возможно, стал первым музыкальным журналом в мире с серьезными статьями о джазе. Позже он был переименован в «Музыка», а затем в «Actualité Musicale». После визита в Новый Орлеан Роберт Гоффен написал первую статью из серии о мире джаза: Aux frontières du Jazz («Границы джаза»), которую он позже развил в одноименную книгу. Это был прорыв в популяризации джаза в Бельгии, поскольку единственный существующий журнал, La Revue Musicale Belge Марселя Пута говорила не о джазе, а о маршевой музыке .
В 1927 году «Певец джаза» , один из первых американских звуковых фильмов в кинотеатрах был показан , с Элом Джолсоном в главной роли. В том же году издатель Феликс Фаек открыл для себя джазового кларнетиста и альт-саксофониста Шарля Ремю и его «Новые топперы». [ 5 ] исполнение танцевальной музыки в джазовой аранжировке в танце Намюр. Он отвез оркестр в Лондон, где 17 июня 1927 года они сделали записи для « Edison Bell Studios ». Первая историческая запись бельгийского джаза стала реальностью. Отличными музыкантами, принимавшими участие в записи (например, Чарльз Ремю и его оркестр New Stompers), были джазовый трубач Альфонс Коккс, тенор-саксофонист Гастон Фредерик и пианист с классическим образованием Стэн Брендус, который позже стал основателем первого Radio Jazz Orkest. (Оркестр Радио Джаза). Они записали четырнадцать песен, которые стали популярными, когда они доберутся до родины. Даже с европейской точки зрения это была новаторская работа, потому что в то время, кроме Бельгии, только Франция и Англия могли привлечь несколько опытных джазовых музыкантов. На этой первой бельгийской джазовой пластинке они сделали каверы на некоторые американские хиты той эпохи, такие как «Ain't she Sweet», но Remue все же удалось записать более половины (7 из 13) бельгийских композиций. В их число вошли популярные «Владивосток», «Slow Gee Gee, Alahabad» и «Pamplona», все композиции Дэвид Би и Питер Пакей .
В 1928 году Питер Пакей и его «Red Robins» записали новый альбом в лондонской студии Edison Bell Studios. Композиторы Питер Пакей и Дэвид Би написали несколько хорошо принятых песен, таких как «High Tension» и «Obsession». Этот дуэт также записывал пластинки в США. Тем временем Фаек стал центральной фигурой бельгийского джаза, и почти все известные джазовые музыканты и композиторы в конечном итоге пришли к нему. Он также эффективно использовал свои контакты с лондонскими издателями, чтобы снабжать бельгийских профессиональных музыкантов новейшими джазовыми партитурами, чтобы им не приходилось полагаться только на прослушивание пластинок. После распространения партитур Фаек стал агентом и издателем издательства Stazny в Лондоне и продавал оригинальные джазовые партитуры в Бельгии. Его «Универсальный музыкальный магазин» стал своего рода складом, куда могли обращаться бельгийские джазовые музыканты.
В 1920-е годы в танцевальных залах, кинотеатрах, театрах, барах, кафе и «шантантах» работало множество бельгийских джазовых музыкантов. Музыканты и группы могли даже выступать в течение нескольких недель в одном и том же месте. Бельгийские музыканты также путешествовали за границу и делали записи. Дэвид Би сказал в интервью: «Для приличного оркестра того времени» (1928–30) «всегда была работа». Хорошие джазовые оркестры действительно все еще были редкостью в Европе.
Джазовые музыканты также нашли работу на пароходах линии Европа-Америка. Дэвид Би, например, был руководителем оркестра на океанском лайнере «Иль де Франс» . Два американских корабля компании Red Star Line , «Бельгийская страна» и «Лапландия», перевозившие пассажиров между Антверпеном и Нью-Йорком, предложили контракт многим бельгийским музыкантам. Дополнительным преимуществом было то, что это дало им возможность установить международные контакты и посетить страну, где зародился джаз.
1930–1940
[ редактировать ]

В конце 1920-х годов были проведены эксперименты с бельгийским радиовещанием, а в 1930 году был основан NIR — INR ( National Instituut voor de Radio-omroep — Institut National de Radiodiffusion ) . По радио крутилось множество недавно вышедших американских пластинок. В 1932 году Фаек основал «Джаз-клуб Бельгии», а Гоффен опубликовал свои первые джазовые книги. Со своим Jazz Club de Belgique Faecq организовал ежегодный международный турнир для музыкантов-любителей. В этот период новаторская музыка Луи Армстронга достигла и бельгийских слушателей. Гоффен сразу понял гениальность этого музыканта и начал писать о нем, а позже подружился со своим кумиром. Гоффен писал в своей книге «Aux Frontieres du Jazz» об «истинном гении джаза» (Армстронге) и «черном джазе», который он открыл. Он также написал книгу, посвященную Армстронгу: «Луи Армстронг, король джаза» (1947).
В начале 1930-х годов на передний план выдвинулись два бельгийских трубача, которые взяли под свой контроль бельгийскую джазовую сцену: Роберт Де Керс и Гас Делоуф . В 1926 году Де Керс взял на себя руководство оркестром Пакея. Затем он уехал за границу и после распада своей группы основал в Испании Cabaret Kings , состоящую наполовину из чернокожих музыкантов, нескольких испанцев и пяти бельгийцев. Он продолжал выступать с этой группой вплоть до гражданской войны в Испании в 1931 году. После его ухода The Cabaret Kings оставались активными еще 20 лет в разных составах. Типичный состав того времени состоял из следующих музыкантов: трубач Де Керс, саксофонисты Жан Робер (по прозвищу «бельгиец Коулман Хокинс» ), Оскар Туссен и Андре Гейсенс , басист Фернан Фонтейн , пианист Генри Зегерс и… гитарист Тутс Тилеманс .
В США эра свинга началась в 1930-х годах, когда большие группы и небольшие группы принесли захватывающую танцевальную музыку в стиле свинг. Некоторые американские оркестры приехали в Бельгию. Их выступления оказались вдохновляющими. В 1936 году существовало три крупных бельгийских биг-бэнда: группа саксофониста Фуда Кандрикса , Стэна Брендерса и Жана Омера . Кэндрикс возглавил несколько групп и записал сотню пластинок. Кларнетист Жан Омер сформировал свой первый оркестр в 1926 году после прослушивания пластинок Кинга Оливера и Луи Армстронга . В 1937 году он открыл свой ночной клуб Le Boeuf sur le toit («Бык на крыше») в Брюсселе, где его оркестр «Jan Omer Jazz Orchestra» (от 16 до 18 музыкантов) выступал вместе с другими джазовыми коллективами. В том же году пианист и композитор Стэн Брендерс сформировал для НИР-ИНР собственный оркестр, получивший официальное название Большой джазовый оркестр Бельгии (Het Grote Jazzorkest Van België — Le grand Orchester Jazz de Belgique) . Ритм-секция получила международную известность, и ее даже сравнивали с секцией Каунта Бэйси. . Этот оркестр исполнил несколько джазовых композиций и музыку из фильмов в типичном американском свинговом стиле.
В 1938 году Ганс Филиппи основал Антверпенский джаз-клуб (AJC). [ 6 ]
В 1939 году состоялся «Битва оркестров» — обменный концерт со знаменитой голландской группой The Ramblers, игравшей на NIR-INR, и оркестром Стэна Брендерса, игравшим в VARA в Хилверсюме . Брендерс, показавший хорошие цифры , убедительно выиграл «битву». Позже Брендерс сделал много записей для радио, а также имел возможность поработать с Джанго Рейнхардтом . Он также приобрел известность как композитор благодаря таким песням, как «So Many People» и «I завидую», исполненным Нэтом Кингом Коулом . «Симфонический джазовый оркестр Бельгии» (Symfonisch Jazz Orkest van België — Orchester Jazz Symphonique de Belgique) Им был основан — в составе 40 музыкантов. В результате деятельности этих трех джазовых музыкантов (Кандрикс, Брендерс и Омер) возникло множество новых групп, и многим музыкантам великие довоенные биг-бэнды и другие ансамбли обеспечивали фиксированный доход. Аранжировки обычно выполняли вышеупомянутые Питер Пакей и Дэвид Би. А еще был музыкант с классическим образованием Фрэнк Энгелен , превосходный гитарист, а также уважаемый композитор и аранжировщик. Он написал такие известные композиции, как «Badinage», «Bagatelle», «La Piste», «Avondschemering» («Сумерки») и «Studio 24».
1940–1960
[ редактировать ]1940-е годы
[ редактировать ]Во время Второй мировой войны джазовая музыка была запрещена немцами-оккупантами и поэтому была вынуждена уйти в подполье. Несмотря на это, казалось, что оно процветало больше, чем когда-либо. Бельгийские оркестры продолжали записывать новые записи, и появлялись новые группы. Лишь немногие пластинки дошли до Европы, и, конечно же, ни одна американская группа не гастролировала по Бельгии. Эта ситуация вынудила публику довольствоваться доморощенными музыкантами, и эти столь востребованные группы часто пользовались большим успехом. Джазовые музыканты были достаточно умны, чтобы «подкорректировать» названия записанных ими песен, чтобы обойти официальный запрет на американскую музыку. Так, например, « Жимолость Роуз» была переименована в «Розу де Миэль», а «Звездная пыль» была записана как «Poussière d'étoile». Появились также новые джазовые организации, такие как «Swing Club de Belgique» и клуб «Sweet and Hot». Крупнейшие биг-бэнды, такие как Роберт Де Керс и его «Короли кабаре», регулярно выступали в Брюссельском центре изящных искусств и в зале Антверпенского зоопарка .
После освобождения в 1945 году джазовая сцена в Соединенных Штатах изменилась, и «боп» (или бибоп новейшей модой стал ). Бибоп, отличающийся своей виртуозностью, гармонической сложностью и сменой темпа, произвел стилистическую революцию. Громкими именами теперь стали Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер , а европейцы узнали об этом новом стиле джаза, когда стали доступны американские пластинки. В Бельгии свинг был на пике популярности. Бельгийской «леди свинга» была Люси Барси . Среди прочих ее сопровождала группа Де Керса.
После войны джаз стал популярен по всей Европе. В 1946 году оркестр Дона Редмана гастролировал по Европе, за ним в 1947 году последовали Сидни Беше (посетивший Антверпен и Брюссель) и Луи Армстронг . Точно так же группы Дюка Эллингтона , Лайонела Хэмптона , Каунта Бэйси и других регулярно посещали Бельгию. Джаз в форме танцевальной музыки, в основном свинг, теперь исполнялся в барах, клубах и на различных площадках бельгийскими группами Бойда Бахмана , The Jump College , Генри Сегерса и его бельгийских звезд Эрнста ван 'т Хофа , Джеффа Де Бока и его бельгийских звезд. другие. Эти оркестры могли рассчитывать на большое количество зрителей, куда бы они ни приходили, потому что солдаты освободительных армий ценили музыку часто высокопрофессиональных бельгийских оркестров. К новому стилю боп обратились и ряд джазовых музыкантов. В период после 1950 года в Европе возобновился интерес к старым стилям, особенно к музыке Нового Орлеана . в Новом Орлеане На фестивале диксиленда в Париже в 1954 году Dixie Stompers из Монса на счету были .
Многие американские музыканты уехали в Бельгию (и в Европу в целом) в начале 1950-х годов, чтобы жить и выступать там. наоборот, бельгийские джазовые музыканты также пользовались успехом в Штатах, среди них гитарист и гармонист И Тутс Тилеманс , вибрафонист Фэтс Сади , трубач Сэнди Херман и саксофонист Джек Селс . Другие бельгийцы гастролировали по Европе с американскими группами, в том числе певица Йетти Ли , которая поехала в Париж с Роем Элдриджем .
Боп, современный джаз, также нашел благодатную почву в Бельгии. Гитарист Билл Александр объединился с басистом Джоном Уорландом и в 1946 году записал «Орнитологию» Чарли Паркера , одну из первых записей бибопа в Европе. Одной из крупнейших групп, игравших в этом стиле, была The Bob Shots из Льежа с Тутсом Тилемансом в качестве гитариста. В этом коллективе в свое время играли одни из лучших джазовых музыкантов Бельгии: талантливый флейтист и саксофонист Бобби Жаспар , саксофонист Жак Пельцер и гитарист Рене Тома. Позже Бобби Джаспар попал под влияние таких музыкантов, как Стэн Гетц , и «обратился» в крутую джазовую школу. За свою короткую карьеру (он умер в 37 лет) он играл с такими великими игроками, как Чет Бэйкер , Кенни Баррелл , Майлз Дэвис , Джон Колтрейн и Дональд Берд .
В 1934 году бельгийский цыганский гитарист Джанго Рейнхардт сформировал квинтет Hot Club de France с французским скрипачом Стефаном Граппелли , его братом Жозефом и Роже Шапутом на гитаре и Луи Воллой на басу. С началом войны, во время турне по Англии, Джанго оставил Граппелли и вернулся в Париж, где в 1940 году записал свою знаменитую песню Nuages с джазовым саксофонистом и кларнетистом Юбером Ростэном . После войны, в 1946 году, Джанго Рейнхардт уехал в Штаты, где выступал и записывался с такими великими джазовыми музыкантами, как Дюк Эллингтон . Вместе с Чарли Кристианом и Уэсом Монтгомери он сейчас – даже за пределами джаза – считается одним из самых влиятельных гитаристов всех времен. Стиль Джанго, джаз-мануш или цыганский джаз , продолжает привлекать новых джазовых музыкантов по всему миру, и число групп, играющих в этом стиле, продолжает расти. В Бельгии Фапи Лафертен, вероятно, является самым известным представителем современного джазового мануша. Премия « Джанго д'Ор» , первоначально организованная в Париже как дань уважения Джанго Рейнхардту, сегодня входит в число самых престижных джазовых премий, присуждаемых заслуженным музыкантам. С 1990-х годов все больше стран за пределами Франции организуют свои собственные Премия «Джанго д'Ор» . В Бельгии Джазовый фестиваль в Генте и Джазовые вечера в Динане, в свою очередь, организуют вручение наград Django d'Or, вручая поочередно голландских и франкоязычных музыкантов и группы.
1950-е годы
[ редактировать ]Начало 1950-х годов в Соединенных Штатах было периодом крутого джаза (или джаза западного побережья), более мирного, чем бибоп, и с более явным интересом к композиции и аранжировке. Саксофонист из Антверпена Джек Селс стал лидером All Stars Bop Orchestra , вдохновленным афро-кубинскими биг-бэндами Диззи Гиллеспи и Стэна Кентона . Позже он организовал свою группу камерной музыки Джека Селса . В Париже Сади также организовал свой собственный биг-бэнд, для которого сочинял и аранжировал. В джазовых кругах его считали лучшим европейским вибрафонистом в традициях Милта Джексона . Фрэнси Боланд успел отличиться в США, где работал с группами Каунта Бэйси и Бенни Гудмана , а также с джазовой пианисткой Мэри Лу Уильямс . Бобби Джаспар оставался замечательным «крутым» солистом на флейте и тенор-саксофоне. В Нью-Йорке он играл, среди прочих, с Джей Джей Джонсоном и Майлзом Дэвисом . Незадолго до своей безвременной кончины в 1963 году он вместе со своим другом и гитаристом Рене Тома из Льежа создал последний энергичный квинтет. Рене Тома также пересек Атлантику и в итоге записался с Сонни Роллинз в 1957 году. Его самым верным партнером и другом был Жак Пельцер , который после приключений с Bob Shots зарекомендовал себя в этом десятилетии как выдающийся музыкант европейского джаза.
В конце 1950-х годов на бельгийской джазовой сцене стали известны три молодых музыканта. Барабанщик Феликс Симтен (1938) дебютировал в квартете Роберта Жанна, а затем аккомпанировал ряду американских и бельгийских солистов. Ришар Руссле (1940) был первым современным бельгийским трубачом в стиле хардбоп и получил несколько наград за границей. Гитарист Филип Кэтрин (1942) еще до своего двадцатилетия джемовал в La Rose Noir , играл на фестивалях Комблена и Остенде и гастролировал по Европе с Лу Беннеттом . После 1965 года он также начал сочинять.
1960-е годы
[ редактировать ]1960-е годы ознаменовались появлением фри-джаза в Соединенных Штатах и ростом господства рока . Популярность джазовой музыки после золотых дней свинга повсеместно пошла на убыль и теперь, казалось, уступила место более танцевальной популярной музыке. Большинству людей не нравилось слушать бибоп или фриджаз, а джаз стал музыкой лишь немногих инсайдеров. Не только сократилась аудитория джаза, но и были потеряны молодые джазовые музыканты, которые в предыдущие периоды проявляли инициативу, а теперь больше привлекались поп-музыкой. Конечно, помимо проявления интереса к фри-джазу (также называемому «Нью-Тинг» ), большинство бельгийских музыкантов продолжали играть в старых стилях (Новый Орлеан был особенно популярен во Фландрии) и бибопе (включая крутой джаз), в то время как мейнстрим-свинг все еще был в моде. требовать.
За исключением Фреда Ван Хоува (фортепиано), Бэбса Роберта (альт-саксофон), Хосе Бедера и некоторых других, бельгийские джазовые музыканты особо не участвовали в фри-джазе, у которого было больше последователей в Германии и Нидерландах. Оркестр RTB исчез в 1965 году, но был передан оркестру BRT под руководством Этьена Вершурена. Из-за отсутствия работы в Бельгии многие музыканты были связаны с зарубежными оркестрами. Жак Пельцер работал в Италии, гастролируя с Четом Бейкером; Тутс Тилеманс работал в Германии и Швеции, сочинил свой хит Bluesette , а затем вернулся в США в 1964 году; Рене Тома сформировал новый квартет с Джаспаром, играл с Пельцером и Ли Конитцем на европейских фестивалях, прежде чем в 1966 году снова наступил период спада.
Тем не менее, несмотря на тяжелые времена для джаза, нескольким молодым музыкантам удалось быть замеченными: Жан-Пьер Геблер (баритон-саксофон), Роберт Грэм (гитара), Марк Мулен (фортепиано), Джон Линсман (труба), Робер Перне (ударные). , Бруно Кастеллуччи (ударные) и Сноуи Струвай (труба). Открылись новые клубы: Blue Note и джаз-клуб Pol's в Брюсселе, Jazz Inn в Льеже и Jazz Clu Hnita в Хейст-Оп-Ден-Берге.
Были организованы большие собрания на открытом воздухе, называемые «фестивалями». Комблен-ла-Тур — самый старый: первое издание состоялось в 1959 году.
1970-е годы
[ редактировать ]Хотя в 1970-е годы рок все еще доминировал, музыкальные стили начали взаимопроникать. С Майлзом Дэвисом джаз наэлектризовался и заигрывал с роком. В США новый стиль получил название «джаз-рок», дав начало таким европейским группам, как британская группа Soft Machine . С этим стилем, также называемым «фьюжн», связан ряд бельгийских художников: Филип Кэтрин, Джек Ван Полл, Жак Пельцер, Ришар Руссле, Робер Жанна и Феликс Симтен. Некоторые музыканты нового поколения сделали это своей нишей: Марк Мулен, Мишель Герр (фортепиано), Шарль Лоос (фортепиано), Паоло Радони (гитара), Стив Хубен (альт-саксофон, флейта), Жано Бухем (электробас) и Мишлин Пельцер. (барабаны). Типичным для джаз-рока является замена акустических инструментов (гитары, баса и фортепиано) их электрическими версиями. Преимущество этих новых звуков заключалось в том, что они приближали рок-аудиторию к джазу. Запись джазовой музыки началась заново, часто на независимых лейблах. Популярными группами в то время были Placebo (Марк Мулен), Cosa Nostra (Джек Ван Полл), Open Sky Unit (Пельцер), Kleptomania and Arkham (Радони), Solis Lacus (Герр), Cos и Abraxis (Лос). В 1971 году Рене Томас вернулся на передний план, присоединившись к новому квартету Стэна Гетца. Тем временем Тутс Тилеманс гастролировал и записывался в США с Куинси Джонс , Пол Саймон , Билл Эванс и другие. Во Фландрии Этьен Вершуерен гастролировал со своим секстетом.
Примерно до 1970-х годов история джаза представляла собой более или менее последовательность стилистических периодов, развитие которой полностью происходило в Америке. Джаз стал международным языком. С конца 1980-х годов стало трудно описать направление, в котором принял джаз. Существует так много различных джазовых стилей и направлений, что изучающий джаз не может получить четкого представления об этом фрагментированном музыкальном ландшафте.
1980-е годы
[ редактировать ]На рубеже 1980-х годов джаз вернулся в силу, хотя и не нашел пути к широкой публике. Это возвращение отчасти связано с появлением примерно в 1984 году компакт-дисков, позволивших переиздавать многие классические джазовые произведения; прославленные этикетки (Blue Note, Pacific, Verve, Impulse!..) снова стали широко доступны. Однако общий объем продаж джазовых пластинок (около 3-5%) оставался низким, а посещаемость клубов не получала прибыли от новых медиа. Тема джаза все чаще поднималась в рекламе, ежедневной и еженедельной прессе, а также на радио. Телевидение по-прежнему не уделяло джазу особого внимания. Лучшим признаком этого вновь обретенного здоровья на европейском уровне стало появление – а в некоторых странах, таких как Франция, даже распространение – новых фестивалей в конце 1970-х, и особенно в 1980-х годах.
В этот период зародились фестивали: фестивали Гуви, Франшимона, Мортру, Остенде, Брозеллы, Россиньоля (джазовый фестиваль в Гауме), Упей (Джаз в замке), джазовый фестиваль в Бельге, Фестиваль Лундис в Гортензии.
Настоящее время
[ редактировать ]Бельгия дала относительно большое количество джазовых музыкантов мирового уровня: Филип Кэтрин , Стив Хубен , Берт Жорис , Шарль Лоос , Жан-Луи Рассинфосс , Мишель Герр , Филипп Аэртс , Питер Хертманс , Эрвин Ванн , Натали Лорье , Иван Падуарт , Фил. Абрахам , Дэвид Линкс , Дидерик Виссельс , Брюссельский джазовый оркестр , Ака Мун ... И эту традицию поддерживает новое поколение молодых и многообещающих музыкантов, играющих в самых разных джазовых стилях: мейнстрим старого стиля , биг-бэнд, бибоп, все формы современного джаза, такие как « джаз-рок ». , авангард и свободная импровизация, латино-джаз и электрический бразильский фьюжн, эйсид-джаз , world Jazz и т. д. Кроме того, музыканты старшего поколения, которые еще живы и бодры, продолжают делать заметные пластинки и выступать на высоком уровне. Тутс Тилеманс, например, до сих пор занимает видное место на джазовой сцене. В 2009 году он был одним из главных гостей Променада в Антверпене, а в марте 2010 года он отыграл восемь концертов на фестивале Blue Note в Нью-Йорке. Композитор/пианист Джеф Неве , родившийся в 1977 году, быстро стал заметной фигурой бельгийского джаза, и его международная репутация продолжает расти. Знаменитый британский джазовый критик Стюарт Николсон писал о нем: «Его очень личный подход к фортепианному трио возвещает о появлении многообещающего молодого музыканта, у которого есть потенциал стать важным голосом на европейской джазовой сцене».
В 2012 году существовало три ведущих бельгийских джазовых журнала: Jazz'halo , Jazz Round (французский партнер Jazz'halo) и Jazzmozaïek , спонсируемые фламандским правительством. Важной организацией по популяризации джаза был Centrum De Werf в Брюгге, которым руководил Рик Бевернаж. Де Верф организует джазовые концерты, в основном для американских и бельгийских джазовых музыкантов. По словам джазового импресарио Жоса Демоля, издателя Jazz'halo, бельгийская джазовая сцена, как правило, сильно ориентирована на американский джаз. [ 7 ] Лишь немногие музыканты делали свое дело и нашли свой путь: Фред ван Хов , Крис Дефорт и Гилберт Исбин например, . Демол также отметил мало реального взаимодействия между клубами из разных стран, хотя различия иногда отмечаются стереотипами о «клоунских итальянцах», «романтических французах», «ироничных голландцах» и «прямолинейных немцах». По мнению Демоля, бельгийский джаз мог бы выиграть от взаимного влияния стилей.

По стопам Фреда Ван Хоува и Криса Дефорта следует пионер и джазовый пианист Зеппе Гебрюерс . Его считают первым в мире, кто начал микротонально импровизировать. Он играет на двух роялях, настроенных на четверть тона друг от друга. При этом он свободно импровизирует с ветеранами фри-джаза, такими как Пол Ловенс и Пол Литтон , а также играет с Jazz Standards. [ 8 ]
Биг-бэнд Брюссельского джазового оркестра вписал историю бельгийского джаза, когда в конце марта 2012 года его пригласили на серию концертов в знаменитый нью-йоркский джаз-клуб Blue Note . До этого момента такой привилегией обладал только один бельгиец, и этим бельгийцем, конечно же, был Тутс Тилеманс.
На образовательном уровне самообразование, характерное для предыдущих поколений, сейчас все чаще заменяется обучением в школах, на мастер-классах и семинарах. Несколько бельгийских музыкантов едут в Соединенные Штаты, чтобы посещать занятия в колледже Беркли в Бостоне, самой известной джазовой школе в мире. В настоящее время преподавание джаза организовано и в Бельгии. По инициативе Анри Пуссера Льежская консерватория организовала джазовый семинар, который проходил с 1979 по 1985 год. Здесь сформировалось много молодых начинающих музыкантов, а также в классе импровизации Гаррета Листа. Сегодня Джазовая студия в Антверпене и Брюссельская консерватория дают джазовое образование на продвинутом уровне.
Международный конкурс молодых джазовых ансамблей и композиторов в Хойлаарте «Europ Jazz Contest Hoeilaart» долгое время был единственным значимым джазовым конкурсом Бельгии, но сегодня в Генте проводится еще и конкурс «Jong Jazz Talent» (Молодой джазовый талант).
Бельгийские джазовые награды
[ редактировать ]- Джанго д'Ор
- Джазовый референдум RTBF/VRT с «Наградой слушателя» и «Ценой критики»
- Приз Николя Дора САБАМ лучшему бельгийскому джаз-бэнду, исполняющему музыку собственного сочинения на джазовом фестивале в Льеже.
- Octaves de la Musique/Jazz , организованный Le Conseil de la Musique, RTL и SABAM; только для франкоязычной Бельгии
- Klara Music Awards / Джаз (Klara Music Awards) / Джаз, представленный Radio Klara ( VRT ) с премией «Prijs van de Listener за лучший альбом года» (Награда слушателя за лучший альбом года)
- Джазовая премия Тутса Тилеманса
См. также
[ редактировать ]- Джаз-центр Фландрии , архив, центр документации и музей в Дендермонде.
- Голландский джаз
Ссылки
[ редактировать ]- «Джаз в маленькой Бельгии», коллекция Роберта Перне ; Фонд короля Бодуэна, ноябрь 2003 г. ISBN 90-5130-444-7
- Jazzinbelgium, Все о бельгийской джазовой сцене (английский)
- Обзор бельгийского джаза на компакт-диске, составленный историком бельгийского джаза Робертом Перне (голландец).
- Видеозона Cobra.be: Джаз в Бельгии (голландский)
- Ким Де Брабандер: Джаз в Бельгии - Важность истоков джазового образования. Выпускная диссертация Гентского университета (голландский)
- ↑ Первой страной в Европе, принявшей американские «Труппы менестрелей», была Англия в 1870 году.
- ^ Центр американской музыки: Хронология выступлений Соузы
- ^ «La Médiathèque: «Le Jazz en Belgique» (французский)» . Архивировано из оригинала 30 июля 2014 г. Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ Меран. А и другие, Каталог к выставке «Джаз в Маленькой Бельгии», Брюссель: Королевские музеи искусства и истории, 2004 г.
- ^ «Чарльз Ремю и его новый оркестр Stompers на Redhotjazz.com» . Архивировано из оригинала 24 марта 2012 г. Проверено 16 апреля 2012 г.
- ^ «Клуб» . Антверпенский джаз-клуб . Проверено 12 сентября 2016 г.
- ^ Интервью для AllAboutJazz
- ^ «Сеппе Гебрюерс исследует микротональную музыку: «Как пианисты, мы часто думаем черно-белыми тонами. С четвертями тонов вдруг начинаешь думать между ними » .