Гибсон G-101
Гибсон G101 | |
---|---|
![]() | |
Производитель | Гибсон |
Даты | 1967 – 1969 [ 1 ] |
Технические характеристики | |
Полифония | Полный |
Тип синтеза | Электронный |
Ввод/вывод | |
Клавиатура | 61 клавиша |
Gibson G-101 (или портативный орган Gibson , также известный как Kalamazoo K-101 ) — транзисторный комбинированный орган , производимый в конце 1960-х годов компанией Lowrey Organ Company для компании Gibson .
G-101 был создан в ответ на аналогичные комбинированные органы, такие как Vox Continental и Farfisa , хотя он имел более широкий спектр функций, таких как складывание, как на органе Hammond . Он включал в себя 61-клавишную инструкцию с множеством стопов, доступ к которым осуществляется с помощью кулисных переключателей, и отдельную басовую систему. Поскольку орган был произведен Лоури, G-101 может создавать звуки, аналогичные звукам консольных органов этой компании, производившихся в то время. Инструмент не имел такого коммерческого успеха, как Continental и Farfisa, и было продано менее 2000 моделей. Тем не менее, его использовали некоторые популярные музыканты того времени, в частности The Doors из Рэй Манзарек .
Производство
[ редактировать ]Инструмент был представлен компанией Gibson в 1967 году, но производился для них в США компанией Lowrey Organ Company . [ 2 ] Обе компании принадлежали Chicago Musical Instruments . Начиная с 1946 года Лоури уже произвел несколько комбо-органов. [ 3 ] G-101 был впервые представлен в 1966 году как Kalamazoo K-101, поскольку это название использовалось компанией Gibson для обозначения своей бюджетной линейки оборудования. Вскоре после этого название было изменено на Gibson G-101, чтобы стимулировать продажи, и производство продолжалось до 1969 года. [ 4 ] В то же время был представлен орган Gibson G-201, который представляет собой спинет-орган с двумя руководствами, но в остальном имеет ту же электронику, но не так много функций. [ 5 ] [ 2 ]
Первоначальная цена составляла 995 долларов (9100 долларов на 2023 год), что было одним из самых дорогих комбинированных органов с одним ручным управлением на тот момент. [ 6 ] Было выпущено менее 2000 моделей (около четверти Vox Continental ), что сделало инструмент востребованной моделью для коллекционеров по сравнению с аналогичными инструментами. [ 4 ]
Функции
[ редактировать ]Несмотря на изменение значков и номеров моделей вскоре после его появления, Kalamazoo K-101 и Gibson G-101 представляют собой один и тот же инструмент. Kalamazoo — торговая марка, которую Гибсон использовал для бюджетных инструментов. Единственным существенным изменением в производстве стал литой логотип Gibson, добавленный на переднюю панель инструмента. [ 4 ]
У G-101 были две квадратные трубчатые складные ножки и «откидная панель». Панель поддерживала ножки с помощью винтов с накатанной головкой и служила для них крышкой во время транспортировки. [ 7 ] Другие внешние особенности включали верхнюю часть из черного акрилонитрил-бутадиен-стирольного (АБС) пластика. [ 4 ] трехцветная пластиковая клавиатура, язычки кулисных переключателей с цветовой кодировкой, а также фанерный корпус, откидная панель и крышка, покрытые виниловой тканью, в бирюзово-серой цветовой гамме. Хотя внешне он похож на многие другие комбинированные органы 1960-х годов, такие как Farfisa Compact, его можно легко отличить от конкурирующих моделей, определив цвета корпуса. [ 8 ]
Для G-101 были доступны три дополнительных аксессуара: дорожная сумка, педаль экспрессии (педаль громкости) и набор басовых педалей . [ 9 ] Педаль экспрессии обязательна, так как без нее орган не будет звучать (правда, это можно исправить, изменив внутреннюю проводку). [ 10 ] Педаль громкости имела подпружиненный боковой рычаг, который можно было использовать для активации эффектов «Glide» и «Trumpet Wow-wow». [ 11 ] В дополнение к стандартному разъему 1/4 дюйма для стандартного усилителя, дополнительный разъем также позволяет пользователям подключаться к специальному внешнему блоку реверберации, изготовленному Gibson или Maestro. Для активации этого используется вкладка «Реверберация»; сам орган не имеет встроенного ревербератора. [ 12 ] Верхняя часть инструмента имела съемную откидную решетку для нот. [ 8 ]
G-101 был спроектирован так, чтобы его было легко обслуживать. Внутреннее расположение электроники прибора позволяет легко находить и чинить компоненты. Некоторые части закреплены на петлях, что обеспечивает легкий доступ к другим. [ 7 ]
Звук
[ редактировать ]G-101 имеет единое руководство из пяти октав (61 клавиша), разделенное на три раздела. [ 4 ] [ 13 ] Нижняя октава предназначена для баса, с использованием белых и черных клавиш обратного цвета, аналогичных клавишам Vox Continental и басовой секции Farfisa Compact. комбоорганов [ 4 ] Следующая октава имеет серые и белые клавиши и может использоваться либо как вторая басовая октава, либо как продолжение основного голоса, например, Фарфиса. [ 4 ] [ 2 ] В трех верхних октавах используются основные (высокие) голоса. [ 4 ]
В основном разделе представлены 16-футовые, 8-футовые, 4-футовые и 2⅔- футляры тростника, струнных и флейты с голосами . Существует также вкладка смеси , объединяющая 4’ и 2⅔’ тона. [ 11 ] Слева направо элементы управления: [ 2 ]
- Поворотная ручка регулировки громкости басов
- Пять вкладок (с цветовой маркировкой) для баса:
- (Зеленый) Струнный бас; Сакс-бас; Фазз-бас
- (Серый) Бас, нормальный/перкуссия; Басовый сустейн выкл./вкл.
- Поворотный переключатель для выбора расширенных низких или высоких частот для серых клавиш.
- Двенадцать вкладок (с цветовой кодировкой) для озвучки высоких частот:
- (Красный) Скольжение нормальное/труба Вау-вау
- (Желтый) Тромбон 16 '(Фортепиано S-St-P); Кларнет 16-х
- (Синяя) Струна 8 футов (Арфа S-St-P)
- (Желтый) Труба 8 футов; отрезать 8'
- (Белая) Флейта 16 футов; Флейта 8'; Пикколо 4'; Назард 2-2/3'; Смесь
- (Красный) Яркость Нормальная/Полная
- Восемь вкладок (с цветовой кодировкой) для эффектов:
- Поворотная ручка для управления повтором: выкл./вкл./скорость.
Поскольку G-101 был произведен Лоури, его электроника – и, следовательно, его звучание – аналогичны собственным моделям Лоури T-1 и T-2 (все из которых используют те же платы генератора, что и Lowrey TLO ["Holiday"]). модели спинетов); Однако G-101 не идентичен и имеет несколько дополнительных отличительных особенностей. [ 14 ] Как и другие комбо-органы, G-101 использует двенадцать отдельных тон-генераторов с делителем частоты для создания других нот. Они направляются через последовательность фильтров, активируемых различными вкладками инструмента, что дает ему более широкий диапазон звуков, чем Vox. [ 15 ]
G-101 обладает сильными и яркими голосами, которые в сочетании с сустейном могут прорезать микс и стать доминирующим инструментом в группе. [ 16 ] Как и Hammond, но в отличие от большинства комбо-органов, в которых используются высокие голоса, такие как Nazard 2⅔, тоны дублируются в виде обратного аудио. Это позволило Лоури сократить расходы, поскольку им не требовалось столько схем тон-генератора, сколько потребовалось бы в противном случае. [ 12 ] Функция «Повтор» звучит похоже на тремоло , но вместо этого использует схему повторного запуска на плате перкуссии; Ручку можно использовать для управления включением/выключением и скоростью вращения. [ 11 ] Функциональность этой функции часто теряла свою функциональность, поскольку в ней использовался фотодетектор с неоновой лампочкой, которая со временем могла тускнеть, но это можно исправить, найдя и установив соответствующую запасную деталь. [ 2 ]
Эффект «Скольжение» выравнивает высоту нот на полтона при нажатии на боковой рычаг педали экспрессии, когда для вкладки «Скольжение» выбрано значение «Нормальный». [ 2 ] Когда та же вкладка выбрана для «Труба вау-вау», боковой рычаг активирует эффект « вау-вау ». [ 6 ] Вкладки «Пианино» и «Клавесин» имитируют тембры этих инструментов. [ 11 ] Тонам можно придать дополнительную атаку (время начала ноты), если выбраны вкладки « Percussion » и « Staccato », создавая «подскок», подобный фортепианному. Для этих двух последних голосов можно использовать « Sustain », чтобы продолжать звучание некоторое время после отпускания ноты. [ 2 ]
Известные пользователи
[ редактировать ]
Самым известным пользователем G-101 был The Doors из Рэй Манзарек , который перешёл с Vox Continental на G-101 во время записи Waiting for the Sun в 1968 году. [ 17 ] Позже Манзарек сказал, что G-101 «обладал немного большей универсальностью, чем Vox; он мог издавать звук, похожий на фортепианный, который я использовал в « Back Door Man » (с альбома The Doors ); плюс у него была небольшая торчащая ручка. Нажмите на педаль громкости, чтобы понизить ноту на полтона. Мы использовали ее в «Not to Touch the Earth». Даже синтезаторы на самом деле этого не делают. [ 17 ] Еще одна важная причина использования G-101 заключалась в том, что у него была плоская верхняя часть, а это означало, что можно было поставить бас- гитару Rhodes Piano Bass , чтобы играть басовые партии на концерте. на него [ 18 ] В результате этот инструмент стал востребован среди трибьют-групп Doors, поскольку он достоверно воспроизводит внешний вид и звучание оригинальной группы. [ 19 ]
Джазовый музыкант Сан Ра также начал использовать G-101 в 1960-х годах. Первое задокументированное использование встречается в альбоме Atlantis , выпущенном в 1969 году. Ра, который часто придумывал названия для своих инструментов, в титрах указывает G-101 как «Солнечный звуковой орган». Дон Престон использовал G-101 с Фрэнком Заппой и Mothers of Invention , и его видели играющим на нем на обложке своего сольного альбома Filters, Oscillators & Envelopes 1967–75 . [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , стр. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Гибсон G101» . Комбо-органный рай . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 198.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 202.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Вейл и Карсон 2000 , с. 260.
- ^ Jump up to: а б Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 203.
- ^ Jump up to: а б Ленхофф и Робертсон, 2019 , стр. 202–203.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , стр. 203, 207, 208.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 208.
- ^ Jump up to: а б с д Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 204.
- ^ Jump up to: а б Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 206.
- ^ Гибсон 1967 , с. 12.
- ^ Ленхофф и Робертсон, 2019 , стр. 197–199.
- ^ Ленхофф и Робертсон, 2019 , стр. 203–204.
- ^ Ленхофф и Робертсон, 2019 , стр. 196–197.
- ^ Jump up to: а б с Ленхофф и Робертсон 2019 , с. 196.
- ^ Вейл и Карсон 2000 , с. 259.
- ^ Ленхофф и Робертсон 2019 , стр. 202, 209.
Источники
- Ленхофф, Алан; Робертсон, Дэвид (2019). Классические клавиши: звуки клавиш, положившие начало рок-музыке . Издательство Университета Северного Техаса . ISBN 978-1-57441-776-0 .
- Вейл, Марк; Карсон, Барри (2000). Винтажные синтезаторы . Книги о бэкбите. ISBN 978-0-879-30603-8 .
- «Руководство по обслуживанию портативного органа G-101 Gibson» (PDF) . Гибсон. 1967.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Органы 1960-х - музыкальный блог 1960-х (включает изображение органа и звуковые образцы Манзарека, использующего G-101 на концерте)