Соната для фортепиано (Дютийе)
Соната для фортепиано | |
---|---|
Анри Дютийе | |
Преданность | Женевьева Джой |
Выполненный | 30 апреля 1948 г. |
Движения | три |
Анри Дютийе ( Соната для фортепиано 1947–1948) была его единственной сонатой для фортепиано . Он посвящен его жене Женевьеве Джой и премьера состоялась 30 апреля 1948 года. [ 1 ] [ 2 ] Соната для фортепиано с тех пор стала одним из самых известных после Второй мировой войны . произведений этого жанра [ 1 ] [ 3 ] и его поддерживали такие крупные пианисты, как Джон Огдон , Роберт Левин , Джон Чен и Клэр-Мари Ле Гуэй .
Хотя Дютийе был композитором в течение десяти лет, когда написал свою фортепианную сонату, он рассматривал ее как свой Opus 1, первое произведение, которое, по его мнению, соответствовало его зрелым стандартам. [ 2 ] [ 4 ] Дебюсси , Равель , [ 4 ] Барток и Прокофьев [ 5 ] были упомянуты как оказавшие влияние на произведение, хотя критики также подчеркивали, что его язык оригинален и самобытен, [ 4 ] [ 6 ] личный синтез французского импрессионизма и советской музыки . [ 7 ]
Музыка
[ редактировать ]В произведении три части . [ 1 ]
- Аллегро с мотоциклом
- Ложь
- Хоровые и вариации
Соната для фортепиано дала Дютийе возможность поэкспериментировать с амбициозным и масштабным проектом, чего не позволяли его предыдущие работы. По его собственным словам: «Я хотел постепенно перейти к работе в более крупных формах, а не довольствоваться короткими произведениями – уйти, если хотите, от «типично французского » стиля письма ». [ 8 ] Произведение сочетает в себе две проблемы, типичные для зрелых произведений Дютийе: формальную строгость и гармоническое исследование. [ 2 ] Его темы неоднозначны, никогда не являются полностью модальными или тональными . [ 9 ]
Первая часть, Allegro con moto, начинается в 2
2, но часто меняет метр . Он двухтематичен и имеет классическую структуру, с обширной первой темой , а вторая вытекает из первой. [ 1 ] [ 6 ] С самых первых тактов в нем проявляется F ♯ мажорно-минорная двусмысленность . Также заметное место занимают тритона , а также крайние регистры, которые придают произведению симфонический характер. [ 9 ]
«Ложь» — самое короткое движение. В троичной форме A–B–A он также более редкий и задумчивый, чем два других. [ 6 ] Его основная тональность - ре ♭ мажор , хотя снова заметна некоторая степень модально-тональной двусмысленности. Это начинается в 4
8 с некоторыми изменениями размера позже. [ 9 ]
Последняя часть начинается с внушительного хорала. 3
2, предполагающий четырехголосную полифонию . Для него характерна звучность, напоминающая карильон , которая создается за счет наложения низких и высоких устойчивых нот. [ 9 ] За ним следуют 4 вариации (Vivace – Un poco più vivo – Calmo – Prestissimo). Вариант II представляет собой ранний пример «веерообразных фраз», прием, который Дютийе часто использовал в своих более поздних работах. [ 9 ] Часть завершается разнообразным повторением хорала. Таким образом, вариации структурированы в форме мини-сонаты , создавая «сонату в сонате». [ 1 ] [ 6 ] На протяжении всей части некоторые отрывки имеют токкатный характер. [ 6 ] [ 9 ]
Произведение было описано как «блестящее, многослойное произведение с отголосками Бартока и Прокофьева ». [ 5 ] а также «соната, которую Дебюсси ... чувственная и классическая». мог бы написать [ 4 ]
Избранная дискография
[ редактировать ]- 1995 - Мари-Жозеф Жюд (CD - Harmonia Mundi # 911569)
- 2000 - Клэр-Мари Ле Гуэй (CD - Chord #465772)
- 2000 - Энн Кеффелек (компакт-диск - Virgin # 45222)
- 2007 - Джон Чен (компакт-диск - Наксос # 8557823)
- 2010 – Роберт Левин (CD – ECM #2105)
- 2012 — Джон Огдон , запись 1972 года (CD — Warner Classics #4637)
- 2013 — Женевьева Джой , запись 1988 года (CD — Erato #42755)
- 2015 – Кэтрин Стотт (CD – BIS № 2148)
- 2020 - Элоди Виньон (CD - Cypres # 4658)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Анри Дютийе: Соната для фортепиано» (подробности работы) (на французском и английском языках). ИРКАМ .
- ^ Jump up to: а б с Fantapié, Анри-Клод (2014), Henri Dutilleux Edition , [набор из 6 компакт-дисков], ( Deutsche Grammophon ), аннотации.
- ^ « Переменные токи - О» , Tall Poppies TP212 (2010), через Presto Music, «... Соната Дютийе - одно из лучших фортепианных произведений 20-го века ...»
- ^ Jump up to: а б с д Обзор , Гэри Хиггинсона musicweb-international.com, 10 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Musicweb-international.com, обзор компакт-диска Тони Хейвуда
- ^ Jump up to: а б с д и Уайтхаус, Ришар, Анри Дютийе – Полное собрание сольной фортепианной музыки , Naxos Records , аннотации.
- ^ Левин, Роберт , Анри Дютийе: D'ombre et de тишина , ECM Records , аннотации.
- ^ Анри Дютийе; Клод Глейман (2003). Анри Дютийе: Музыка — тайна и память: Беседы с Клодом Глейманом . Издательство Эшгейт. п. 29. ISBN 978-0-7546-0899-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сольные фортепианные произведения Анри Дютийе: стилистический анализ , Розмари Сунига, Университет Южной Каролины, 2011. [1]