Концерт для гобоя (Марчелло)
Концерт для гобоя ре минор , S D935, — концерт начала XVIII века для гобоя , струнных и континуо, приписываемый венецианскому композитору Алессандро Марчелло . Самая ранняя из сохранившихся рукописей, содержащая Иоганна Себастьяна Баха сольную клавишную аранжировку концерта , BWV 974, датируется примерно 1715 годом. Как концерт для гобоя , струнных и группы континуо , его самые старые из сохранившихся источников датируются 1717 годом: в том же году он был напечатан в Амстердам , и был записан до минорный вариант концерта S Z799.
Клавишная версия Баха была опубликована как аранжировка концерта Антонио Вивальди в XIX веке. В 1923 году до минорная версия концерта для гобоя была опубликована как сочинение Бенедетто Марчелло , брата Алессандро. Во второй половине 20-го века в нескольких публикациях Алессандро снова был указан как композитор пьесы, как это было в гравюре начала 18-го века, а концерт для гобоя снова был опубликован в версии ре минор.
В XX и XXI веках концерт превратился в устоявшееся репертуарное произведение, а также в концерт для гобоя, исполняемый на клавишных инструментах. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Концерт ре минор, S D935, был опубликован Жанной Роже в Амстердаме в 1717 году как Concerto a Cinque (концерт в пяти частях) для гобоя (солиста), струнных (две партии скрипки и одна партия альта) и континуо, сочиненный Алессандро. Марчелло. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] В печати не указана дата публикации: хотя год публикации, в зависимости от автора, иногда указывается как «ок. 1714–1717». [ 5 ] или " ок. 1716" [ 6 ] об этом можно судить по последовательным показаниям отца издателя ( Эстьен Роже ) и последовательности номеров публикаций. [ 7 ] В публикации мелодические линии представлены без украшений, то есть: музыканту-исполнителю предоставляется возможность приукрашивать мелодии такими орнаментами , как трели , морденты и форшлаги . [ 8 ] Алессандро Марчелло опубликовал большинство своих произведений под псевдонимом ( Этерио Стинфалико ): публикация концерта для гобоя была в этом смысле исключением, поскольку в ней использовалось его настоящее имя. [ 9 ]
В Веймарский период (1708–1717) Иоганн Себастьян Бах аранжировал несколько концертов венецианских композиторов, большинство из них Антонио Вивальди , для сольной клавиатуры, известные как транскрипции его Веймарских концертов . В июле 1713 года принц Иоганн Эрнст вернулся в Веймар из Нидерландов с несколькими сочинениями итальянских мастеров. Вивальди, соч. 3, «L'estro Armonico» было издано в Амстердаме в 1711 году, и нет никаких сомнений в том, что принц привез это издание, содержащее двенадцать концертов, в Веймар в 1713 году, поскольку Бах, очевидно, использовал этот гравюр для пяти своих сольных клавишных аранжировок. Принц, который также сочинял итальянские концерты, по-видимому, поощрял Баха создавать сольные клавишные аранжировки таких произведений. Поскольку принц покинул Веймар в июле 1714 года, предполагается, что большинство сольных клавишных аранжировок итальянских и итальянских концертов Баха возникли в период с июля 1713 по июль 1714 года. То есть, по крайней мере, те аранжировки, которые можно было исполнить на клавесине без педалборда. , в то время как веймарский придворный орган (который понадобился бы для устройств, включая педали, такие как BWV 592–597) был бы недоступен для ремонта в этот период. [ 2 ] [ 6 ]
Баха Аранжировка мануала , BWV 974, концерта Марчелло, по-видимому, не была основана на амстердамском издании, а, должно быть, была основана на (утерянной) рукописной версии концерта, которая распространялась до того, как он был напечатан. [ 2 ] Для создания аранжировки этого концерта могут подойти сроки с июля 1713 по июль 1714 года, хотя возможна и более ранняя или более поздняя дата. Автограф Баха на сольной клавишной аранжировке утерян, но аранжировка была скопирована примерно в 1715 году троюродным братом Баха Иоганном Бернхардом как третий элемент в рукописи, содержащей 12 клавишных транскрипций Иоганна Себастьяна итальянских и итальянских концертов. В 1739 году сын Иоганна Бернхарда Иоганн Эрнст написал титульный лист к этому сборнику, предполагая, что сборник содержит исключительно аранжировки Вивальди для органа. Возможно, он предназначал этот титульный лист только для первого концерта в сборнике (который действительно был аранжировкой концерта Вивальди), но позже неизвестная рука добавила перед названием цифру «XII», что вызвало недоразумение, что все 12 были Аранжировки Вивальди. [ 10 ] В другой копии аранжировки Баха композитором оригинального произведения указан «Марчелло» (без имени), а аранжировщиком — И.С. Бах. Эта копия, в которой в качестве инструмента для аранжировки указан клавесин, возникла после копии Иоганна Бернхарда, но, возможно, была скопирована с более ранней стадии аранжировки Баха. [ 11 ] В другой рукописи, содержащей аранжировку Баха концерта для гобоя Марчелло, на титульном листе в качестве композитора указано « J.S.B. », без упоминания более ранней модели или композитора композиции. [ 12 ]

Орнамент, указанный в клавишной версии концерта Баха, хорошо подходит для клавесина, но менее подходит для исполнения на гобое начала XVIII века. Тем не менее орнамент Баха использовался в публикациях концерта для гобоя 20-го века - орнамент вызывает меньше проблем при исполнении на современном гобое. Редакции ре минорной версии концерта для гобоя с орнаментом, лучше соответствующим возможностям барочного гобоя, предлагаются с конца ХХ века. [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ]
Другая транскрипция концерта, концерт ля 5 для гобоя, струнных и континуо до минор, находится в рукописи 1717 года. Тип ошибок в этой рукописи, по-видимому, позволяет предположить, что транспозиция из ре минор в до минор могла быть произведена переписчиками во время копирования. В этой рукописи имя композитора записано как «Марчелло» без указания имени: поскольку брат Алессандро Бенедетто был гораздо более известен как композитор под именем Марчелло, последующие поколения интерпретировали название рукописи как ссылку на более известного из « Марчелло» композиторы. [ 6 ] [ 15 ]
Движения
[ редактировать ]В произведении три части:
- Анданте и спиккато
- Адажио
- Скоро
Концерт сохранился в различных печатных и рукописных версиях, одна из которых до минор. [ 6 ]
Другие версии
[ редактировать ]Концерт также был записан в исполнении на трубе-пикколо - транскрипция, как известно, сложная из-за контроля дыхания и плотного амбушюра , необходимого для продолжительных пассажей в верхнем регистре. [ 16 ]
Клавишная транскрипция 2-й части («Адажио») Баха была адаптирована Джоном Уильямсом для включения в его партитуру к Стивена Спилберга полуавтобиографическому фильму «Фабельманы» 2022 года , который звучит на протяжении всего трехминутного эпизода, где Сэмми Фабельман монтирует отснятый материал. отправился в семейный поход и раскрывает роман между своей матерью Митци и Бенни Лоуи, верным коллегой его отца Берта. Сцена прерывается тем, что сама Митци играет эту пьесу на своем пианино, а Берт сидит на диване и слушает ее. [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Алессандро Марчелло: Концерт для гобоя и струнного оркестра и Концерт ре минор по мотивам Алессандро Марчелло, BWV 974 на ArkivMusic сайте . Проверено 18 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с Джонс 2006, стр. 143–144.
- ^ Раш 2005, с. 72
- ^ (публикация партитуры) Амстердам [1717]
- ^ Скарнати 1996
- ^ Jump up to: а б с д Шуленберг 2013, с. 130 и примечания с. 462
- ^ Раш 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Скарнати 1996, стр. 12–13
- ^ Скарнати 1996, стр. 16–17
- ^ (рукопись) DB Mus. РС. Бах П 280 (3)
- ^ (рукопись) D-DS Mus. РС. 66
- ^ (рукопись) DB Mus. РС. Бах П 804, Выпуск 4
- ^ Скарнати 1996, стр. 99–111
- ^ (публикация партитуры) Voxman 1977
- ^ (рукопись) SW Mus. г-жа 3530
- ^ Эймар, Джоэл (17 июля 2011 г.). «Концерт ре минор» . Проверено 31 июля 2022 г.
- ^ «Фабельманы: обзор и анализ» . Комментатор . 25 декабря 2022 г.
- ^ «Джон Уильямс размышляет о саундтреке к фильму Спилберга «Глубокая рана» для «Фабельманов»: «Дети сильно страдают от развода» (эксклюзивное видео)» . Обертка . 1 марта 2023 г.
Источники
[ редактировать ]Рукописи
- ДБ Муз. РС. Бах P 280 (3) в Берлинской государственной библиотеке : «Концерт III ex D-♭» , стр. 12–16, ок. 1715, в XII. КОНЦЕРТ | ди | ВИВАЛЬДИ. | разработка: | ди | И. С. Бах . («Концерт in d (BWV 974)» в Баха цифровом источнике 00001222 ; РИСМ 467300720 )
- SW Муз. Г-жа 3530 в Государственной библиотеке Мекленбург-Передней Померании Гюнтер Иккер , музыкальная коллекция (D-SWl): Концерт a 5: | Обуа | Скрипка: Примо | Скрипка: Второе | Виола: | и др | Бассо континуо | дÿ | Марчелло: , 1717 (S Z799; РИСМ 240003100 )
- ДБ Муз. РС. Бах P 804, выпуск 4 в Берлинской государственной библиотеке, после 1727 года («Концерт в D ♭. di JSB», BWV 974, копия Иоганна Петера Келлнера и других; цифровой источник Баха 00001801 )
- Д-ДС Муз. РС. 66 в Дармштадтском университете и государственной библиотеке , ок. 1720–39 (BWV 974; источник 00002746 и первая страница на веб-сайте Bach Digital)
Оценка публикаций
- «Концерт II: г-на Александро Марчелло» в Концертах для пяти: со скрипками, гобоя, Виолеттой, виолончелью и бассо континуо, Дель Синьори Дж. Валентини, А. Вивальди, Т. Альбинони, Ф. М. Верачини, Дж. Сен-Мартен, А. Марчелло, Г. Рампин, А. Предьери. - Том I. Амстердам: Жанна Роджер (Каталог № 432), [1717] (S D935)
- Эрнст Науманн (редактор). Концерт III (стр. 73–79) из « VIII: XVI Концерта А. Вивальди » в томе 42: Clavierwerke, том 5 издания Bach-Gesellschaft Edition . Лейпциг: Брейткопф и Хертель , 1894. Табличка BW XLII.
- Ричард Лашманн (редактор). Бенедетто Марчелло: Концерт для гобоя до минор в сопровождении двух скрипок, альта, баса и клавесина (или фортепиано) . Лейпциг: Форберг, 1923 г.
- Хьюго Руф (редактор). Концерт ре минор для гобоя (скрипки), струнных и бассо континуо: клавесина (органа), виолончели (виолы да гамба) ad lib. Шотт, 1963 год.
- Бернард Ховард Гилмор (редактор). Концерт ре минор Алессандро Марчелло для гобоя, струнных и континуо: практическое издание и обсуждение № 1 , 1965. , Музыкальное отделение
- Хими Воксман (редактор); Рихард Хервиг (континуо-реализация / редукция фортепиано). Алессандро Марчелло: Концерт ре минор (до минор) для гобоя и струнных инструментов (с орнаментами Баха) . Лондон: Musica Rara, 1977.
- Манфред Фехнер (редактор). Алессандро Марчелло: Концерт ре минор для гобоя, струнных и бассо континуо . Лейпциг: Петерс, 1977.
- Карл Хеллер (редактор). «Концерт ре минор BWV 974 по мотивам концерта для гобоя Марчелло» в книге Иоганна Себастьяна Баха: Новое издание полного собрания сочинений , Серия V: Клавишные и лютневые произведения , Том 11: Аранжировки произведений других композиторов . Беренрайтер , 1997.
Сочинения
- Ричард Д.П. Джонс . «Транскрипции концерта», стр. 142–153 в «Творческом развитии Иоганна Себастьяна Баха» , том I: 1695–1717 – Музыка для услаждения духа . Издательство Оксфордского университета , 2006. ISBN 9780191513244
- Рудольф Раш. «Дочери Эстьена Роже», стр. 65–78 в Ежегоднике истории голландской книги , Vol. 12. Неймеген: Вантилт, 2005.
- Дэвид Шуленберг. «8: Транскрипции концерта», стр. 117–139 в «Клавишной музыке И. С. Баха» . Рутледж , 2 2013. ISBN 9781136091469
- Элеонора Селфридж-Филд. Музыка Бенедетто и Алессандро Марчелло: Тематический каталог с комментариями к композиторам, репертуару и источникам . Издательство Оксфордского университета / Clarendon Press , 1990. ISBN 9780193161269
- Ребекка Кемпер Скарнати. Орнамент четырех итальянских концертов для гобоя начала восемнадцатого века, найденный в «Concerti a Cinque... Libro primo» Жанны Роже (Амстердам, ок. 1714-1717) . Университет Аризоны , 1996 г. (докторская диссертация).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Концерт Марчелло ре минор для гобоя, струнных и бассо континуо: взгляд на его происхождение и использование в III Концерте И.С. Баха для клавесина соло, BWV 974
- Концерт для гобоя ре минор, S.Z799 (Марчелло, Алессандро) , Концерты для пяти: со скрипками, гобоя, Виолеттой, виолончелью и бассо континуо , 16 Konzerte nach verschiedenen Meistern, BWV 972–987 (Бах, Иоганн Себастьян) : партитуры в Международный проект библиотеки музыкальных партитур